Самостоятельная работа студентов 36 94 72 Экзамен, зачет зачет 4 зачет



Дата23.04.2016
Размер384 Kb.
Просмотров40
Скачиваний0
ТипСамостоятельная работа
: upload -> medialibrary
medialibrary -> Проект ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины»
medialibrary -> Курильщики перекрыли кислород!
medialibrary -> Г. И. Забалуев Гиповитаминозы у животных
medialibrary -> Лекция. Хламидиозы. 2 часа
medialibrary -> Этот перечень может дополняться и другими болезнями в зависимости от эпизоотической обстановки в области
medialibrary -> Энергоинформационный механизм лечебного действия гомеопатических препаратов
medialibrary -> Лекция. Использование ионизирующих излучений для интенсификации технологических процессов в птицеводстве и животноводстве
medialibrary -> Анальгетики (обезболивающие средства) (анальгезирующие средства)
medialibrary -> Здоровый образ жизни




Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Бюджет времени по формам обучения, час

Очная

форма обучения

Заочная

форма обучения

Очно-заочная

форма обучения

Всего

108

108

108

Аудиторные занятия, в том числе:

72

10

36

- лекции

36

2

18

- практические занятия

36

8

18

Самостоятельная работа студентов

36

94

72

Экзамен, зачет

зачет



4

зачет


зачет





1.Рабочая программа




1.1. Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины: формирование знаний об основных закономерностях генезиса девиантных форм поведения молодежи и мер профилактики.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла направления подготовки «Психология».

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в результате изучения дисциплин: «Психология личности», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология».

Параллельно с дисциплиной изучаются следующие дисциплины: «Психология стресса», «Конфликтология», «Психотехнологии убеждения, воздействия и эффективных переговоров», «Психологические основы профориентации и профессионального самоопределения, которые содержательно поддерживают освоение данного курса.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В результате освоения программы учебной дисциплины «Психология делинквентного и девиантного поведения» выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК):



  • способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  • способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

  • способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

  • способностью и готовностью к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситациях и ответственности за них (ОК-8);

  • способностью и готовностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11)

  • способностью и готовностью к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12)

  • способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

  • способностью и готовностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).

Знать предмет и задачи, основные направления и виды девиаций;

Уметь применять основные знания в профилактике и коррекции девиантных форм поведения;

Владеть навыками диагностики и прогнозирования девиаций.

1.4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Психология делинквентного и девиантного поведения»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3__ зачетные единицы, _108_____ часов.




Вид учебной работы

Всего часов

Дневное отделение

Заочное отделение

Очно-заочное отделение




7 сем.

8 сем.

9 сем.




Общая трудоемкость дисциплины




108

108

108




Аудиторные занятия (всего)




72

10

36




В том числе:
















Лекции (Л)




36

2

18




Практические занятия (ПЗ)




36

8

18




Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)




36

94

72




В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















И(или) другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточного контроля (экзамен)



зачет

4

зачет


зачет






1.4.1 Разделы дисциплин и виды занятий





№ п/п

Раздел дисциплины (модуля)

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Дневное отделение

Заочное отделение

Очно-заочное отделение

Лекции

Практические занятия

Самостоятельные занятия

Лекции

Практические занятия

Самостоятельные занятия

Лекции

Практические занятия

Самостоятельные занятия

1

Психология девиантного поведения: основные понятия

7

1

6

6

6




1

14

2

2

12

Опрос

2

Типология девиантного поведения.

7

2

6

6

6




1

16

2

2

12

Опрос, тест.

3

Профилактика девиаций

7

3

6

6

6




1

16

2

2

12

Опрос, самостоятельная работа

4

Основные теории и подходы в психологии девиантного поведения

7

4

6

6

6

1

2

16

4

4

12

Опрос, тест, зачет

5

Психологические аспекты девиантного и аддиктивного поведения

7

5

6

6

6

1

2

16

4

4

12

Опрос, самостоятельная работа

6

Гендерные аспекты психологии девиантного поведения

7

8

6

6

6




1

16

4

4

12

Опрос, тест, зачет




Всего







36

36

36

2

8

94

18

18

72






1.4.2. Содержание лекционных занятий


№ п/п


Наименование раздела дисциплины (модуля)

Содержание раздела

1.

Психология девиантного поведения: основные понятия

Место курса среди других дисциплин специализации. Цель и задачи курса. Понятие социальной патологии, отклоняющегося поведения, девиантного поведения. Дифференциация девиантного, делинквентного, криминального поведения.

2.

Типология девиантного поведения.

Типология девиантного поведения. Модели отклонений – личностная модель, ситуационная модель, модель на средовом уровне. Понятие социальной нормы; функции и механизмы норм. Типология и формы социальных воздействий – дискриминация, тюремное наказание, смертная казнь.

3.

Профилактика девиаций

Категория «профилактики». История становления профилактической деятельности в современной науке. Виды профилактики. Современные подходы к классификации профилактики девиаций.

4.

Основные теории и подходы в психологии девиантного поведения

Социологическая концепция исследования социальных отклонений. Два направления исследования девиантности _ структурализм и интеракционизм. Три подхода в рамках структурализма: культурологический (С.Селлин, О. Турк), подход социального конфликта (К. Маркс, Д. Янг и др.), теория «аномии». Аномия, девиантность, социальная патология в теории Э.Дюркгейма. Аномия и типы аномического приспособления в теории Р. Мертона и Т. Парсонса. «Простая» и «острая» аномия в представлениях Себастьяна де Гразия. Теория дифференцированных возможностей Говарда и Орлин (1960). Теория дифференцированной ассоциации Сазерленда. Интеракционизм – теория клеймения или стигматизации. Понятие и виды стигмы в теории Гоффмана. Первичная и вторичная девиация в теории Лемерта. Механизм движения от первичной к вторичной девиации и формирования дивиантной идентичности. Представления Беккера о девиантной карьере. Понятие девиантного усиления Уилкинсона. Развитие социологии девиантного поведения в досоветской, советской России и в настоящее время. Ведущие центры девиантологии в нашей стране. Биологическая концепция девиантного поведения. Представления Брока. Основные положения школы Ломброзо. Исследование Р. Дайгдейла. Теории Шелдона и Кречмера. Генетические исследования. Точка зрения Пирса. Критика биологического подхода. Общая оценка роли биологизаторства. Исследование социальных отклонений в психологии. Причины и механизмы девиации в психоаналитическом подходе (З. Фрейд), неопсихоанализе (К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан, Э. Эриксона), этологической теории (Лоренц), бихевиоризме (Д. Доллард, Маш, Тердал), экологической теории (Д. Халаган, Дж. Кауфман), гуманистической психологии (Маслоу. А., Оллпорт Г.). Эмпирический подход к определению и диагностике отклонений. Понятие психической нормы. Социальные отклонения душевнобольных – проблема социальной оценки и квалификации. Факторы обуславливающие генезис девиантного поведения. Общая характеристика социально-психологических факторов девиации. Проблема типологии социальных отклонений. Классификация девиантного поведения на основании критерия направленности, возраста, количества вовлеченных, формы проявления. Социальные явления, квалифицируемые как отклонения в типологии Ю.А. Клейберга.

5

Психологические аспекты девиантного и аддиктивного поведения

Проституция как социальное явление. Культурно-исторический аспект проституции. Современное состояние проблемы – причины, факторы, возрастные и гендерные аспекты. Социальный портрет проститутки. Виды проституции. Близость явлений делинквентного поведения, преступной деятельности и проституции. Детская проституция – масштабы, причины, факторы, гендер. Социальная стоимость проституции. Формы социального контроля проституции – опыт разных стран. Проблема дискриминации лиц, занимающихся проституцией.

Понятие аддиктивного поведения. Виды аддикции. Характеристика алкогольной и наркотической зависимости, общее и особенное. Игровая аддикция: кибераддикция, гэмблинг. Представления о сексуальной и любовной аддикции. Пищевая аддикция: алиментарная аддикция, нервная анорексия, булемия. Близость и взаимообусловленность различных видов аддиктивного поведения. Теории аддиктивного поведения. Психофизиологические механизмы аддиктивного поведения – оперантное обусловливание, система подкрепления и ее активация. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения. Социальная стоимость аддикций. Терапия нарушений по типу зависимости. Профилактика аддикций. Ранняя диагностика. Скрининг аддикций в образовательных учреждениях.

Проблема гомосексуальных отношений. Гомосексуальность в западноориентированных и незападных культурах. Мужской и женский гомосексуализм – причины, факторы, масштабы. Отношение к гомосексуальности.

Понятие суицидального поведения. Самоубийство в различные культурно-исторические эпохи. Суицидальное поведение в социологических, философских и психологических теориях. Суицид как вид девиантного поведения. Факторы риска суицидального поведения. Причины суицида. Социальный контекст самоубийства. Социальная стоимость суицида. Пути решения проблемы суицида – профилактика, социальная поддержка, психологическое сопровождение. Профилактика суицидального поведения.

Понятие вандализма. Вандализм как социальная проблема. Социально-психологические факторы вандализма. Современные исследования по проблеме. Мотивационные типологии вандализма. Представления о граффити как о разновидности вандализма. Социальная стоимость граффити. Виды граффити. Возрастной и гендерный аспекты граффити, причины, социально-психологические факторы. Исследовательский интерес к проблеме граффити в России. Мотивы и типология граффити. Понятие и виды социального аутсайдерства.

Проблема бедности в современном мире. Социальные проблемы бедных в России и в нашем регионе. Бродяжничество как социальное явление – масштабы, причины, факторы. Нищенство и попрошайничество – характер, виды, социально-психологические аспекты. Сопряженность проблем бродяжничества, нищенства, попрошайничества между собой и с другими видами девиантного поведения. Социальная стоимость бродяжничества и нищенства. Пути решения проблемы. Профилактика бродяжничества.

Понятие акцентуации. Дифференциация представлений об акцентуации в теориях К. Леонгарда и А.Е. Личко. Акцентуация и психопатия. Явные, скрытые, смешанные акцентуации. Типология акцентуаций. Акцентуации и виды девиантного поведения. Выделение наиболее девиантных типов акцентуаций. Краткая характеристика девиаций при различных акцентуациях


6

Гендерные аспекты психологии девиантного поведения

Современные представления о поле и гендере. Роль социализации в становлении гендерной идентичности. Социологические и психологические теории гендерной идентичности. Современное состояние проблемы неравенства мужчин и женщин. Понятие сексуальной нормы. Представление о нормальном сексуальном поведении в различные исторические периоды и в различных культурах. Сексуальность в западной культуре. Сексуальная норма в России.

2. Темы рефератов





  1. Особенности алкоголизма в молодёжной среде.

  2. Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы.

  3. Возрастной и гендерный аспекты граффити, причины, социально-психологические факторы.

  4. Проявление толерантности к наркотическим веществам.

  5. Особенности подросткового суицида.

  6. Гендерные аспекты психологии девиантного поведения

  7. Акцентуации и виды девиантного поведения.

  8. Проблема бедности в современном мире.

  9. Социальные проблемы бедных в России.

  10. Факторы девиантных форм поведения в молодежной среде.

  11. Характеристика микросоциальных факторов и их роль в профилактике девиантных форм поведения в молодежной среде.

  12. Функции социальных норм в системе обеспечения общества эталонами (стандартами) поведения (взаимодействия) и стабилизации (упорядочения) отношений между группами и индивидами.

  13. Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения

  14. Социальный контроль как совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения.

  15. Организация различной социальной помощи



2.1. Требования к содержанию, объему и оформлению реферата.

Реферат является одной из форм текущего контроля, это и один из видов учебной работы. Написание реферата являются одной из эффективных форм подготовки будущего психолога и способствует выработке навыков самостоятельной работы студента, что особенно важно для будущей деятельности в качестве практикующего психолога, когда, исходя из процессуальной самостоятельности при исполнении возложенных обязанностей, им необходимо принять единоличное решение и нести полную ответственность за его законность и обоснованность.

Написание реферата дает возможность студенту глубоко и обстоятельно изучить литературу по выбранной теме, проанализировать те или иные спорные проблемы, критически осмыслить сложные положения теории и практики, сформулировать свою позицию и дать ей теоретическое обоснование.

Перечень тем рефератов позволяет студенту выбрать одну из них, наиболее близкую по избранной специализации и научному интересу. При выборе темы целесообразно избрать ту, которая представляет определённые сложности: недостаточно исследована в теоретическом плане или не совсем обстоятельно регламентирована в законодательном порядке и т.д.

Изложение материала должно носить творческий, самостоятельный характер. Ни в коем случае не следует слепо переписывать учебник или нормативный акт. Если необходимо обратиться к какому-либо источнику законодательного или теоретического характера, надо сделать на него ссылку. Критические замечания в адрес других авторов должны быть сделаны в корректной, уважительной форме.

Структурно реферат целесообразно построить следующим образом: небольшое введение (в нем нужно в нескольких предложениях дать обоснование выбора темы) далее 2-3 главы( пункта, параграфа) где изложить содержание проблемы и завершить заключением, в котором сделать краткие выводы.

После заключения указать список литературы и нормативные акты, использованные в работе.

Объем реферата - 7-10 страниц текста через 1,5 интервала на компьютере.



2.2. Критерии оценки рефератов


При оценке реферата преподаватель руководствуется следующими критериями:

  • соответствие содержания текста выбранной теме;

  • наличие четкой и логичной структуры;

  • качество аналитической работы, проделанной при написании реферата;

  • использование адекватных выбранной теме литературных источников, примеров из судебной практики;

  • самостоятельность написания текста;

  • обоснованность сделанных автором реферата выводов, соответствие их поставленной цели;

  • отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

  • сдачи реферата в установленный срок.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки написания реферата, преподаватель оценивает данный вид работы от 1 до 4 баллов.

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



Основная литература

    1. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах : Учеб. пособие для вузов. – М., 2008

Дополнительная литература:

1. Азарова Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения. – Минск, 2009.

2. Актуальные проблемы наркомании: социальные, медицинские правовые аспекты. – Томск, 1997.

3. Акулич М.М., Артюхов А.В., Гербер Л.П., Стожаров А.В. Эксперты о противодействии наркомании в регионе//СоцИс. – 2002. – 8. С. 94.

4. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии.- М., 1987.

5. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальнных групп подростков и молодежи. - М., 2002.

6. Беличева С.Л. Основы превентивной психологии. - М., 1994.

7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.,1991.

8. Гилинский. Я.В. Афанасьев. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб, 1993.

9. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. – СПб., 2010.

10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

11. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.- Кемерово, 1994.

12. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. - М.,1996.

13. Комплексные исследования в суицидологии. - М., 1986.

14. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск, 2001.

15. Личко А.Е. Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л., 1991.

16. Лусканова Н.Г. и соавторы. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993.

17. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия//Социология преступности. – М., 1966

18. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. - М., 1997.

19. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. – М., 2006.

20. Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2010.

21. Общие проблемы наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. - Кемерово, 1992.

22. Патохарактериологические формы девиантного поведения у детей и подростков. - М., 1987.

23. Постравматическое стрессовое расстройство. - М., 1995.

24. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков/ Сост. В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. – Кемерово,1997.

25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1996.

26. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. - Новосибирск, 2000.

Мультимедийные средства и интернет-ресурсы


  1. http://www.researcher.ru/index.html - журнал «Исследователь»;

  2. http://www.pirao.ru/ - Психологический институт РАО;

  3. http://rospsy.ru - Федерация психологов образования России;

  4. http://rsl.ru - Российская научная библиотека;

  5. http://mon.gov.ru – Министерство образования РФ

  6. http://psy.1september.ru/ - газета «Школьный психолог»

  7. http://www.voppsy.ru/ - журнал «Вопросы психологии»

  8. http://flogiston.ru/ - портал по психологическим событиям и изданиям;

  9. http://psychologies.ru – Популярный журнал по психологии;

  10. http://www.psychol.ras.ru - Институт Психологии РАН;

  11. http://rpo.rsu.ru – Российское психологическое общество.

4. Перечень вопросов к экзамену

1. Понятие социальной патологии. Характеристика девиантного и делинквентного поведения.

2. Профилактика и ее виды.

3. Социологические теории социальных отклонений.

4. Причины девиаций в структурном анализе.

5. Интеракционистское направление изучения девиантного поведения.

6. Биологический подход в исследовании девиаций.

7. Психологические теории девиантного поведения.

8. Факторы девиаций. Роль социально-психологических факторов.

9. Понятие социальной нормы. Функции и виды норм.

10. Типология и формы социальных воздействий.

11. Представления о криминальном поведении. Виды и характер преступлений.

12. Социально-психологические факторы, причины и механизмы преступного поведения.

13. Характеристика проституции как социального явления – причины и следствия.

14. Понятие аддиктивного поведения. Виды адикции.

15. Теории аддиктивного поведения.

16. Суицидальное поведение: понятие, причины и факторы риска.

17. Сексуальные отклонения: социальная оценка и отношение, ведущие факторы.

18. Вандализм. Мотивационные типологии вандализма.

19. Общая характеристика граффити как формы отклонения. Социальная стоимость граффити.

20. Бродяжничество, нищенство как социальная проблема. Ведущие социально-психологические факторы.

21. Формы девиаций при различных акцентуациях характера у молодежи.


5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Главное в её правильной организации – планирование, задаваемое тематическими планами и последовательностью изучения психологических дисциплин. Известно, что в процессе обучения в ВУЗе удельный вес самостоятельной работы достаточно велик. Поэтому для студента крайне важно овладеть её правильной методикой.

Краткие рекомендации по тем видам самостоятельной работы, которые могут быть использованы при изучении данного курса. К таким видам относятся:

работа над лекционным материалом;

работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

изучение и конспектирование нормативного материала;

подготовка к семинарам;

написание рефератов;

подготовка к зачету или экзамену.

Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения.  Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к экзамену. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический юридический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях.

 Все, сказанное выше, в равной степени относится и к работе в монографической литературой и научной периодикой. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность "утонуть" в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.

Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости-усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала. Эту трудность, связанную, прежде всего, с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального  алгоритма чтения.

Подготовка к семинарскому занятию требует прежде всего чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателя, использование иной аудиовизуальной техники.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Последние не следует оставлять «на потом», так как на экзамене действует, как правило, «закон подлости»: в билетах попадается именно тот вопрос, который хуже всего знаешь. Беседа студента и преподавателя может дать многое - это простой прием получения знаний. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем юридической науки.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проходят в лекционных аудиториях и специализированной мультимедийной аудитории, позволяющей виртуально знакомиться с учебно-методическими материалами дисциплины.

Основная, дополнительная и периодическая литература находится в научной библиотеке.

В процессе изучения дисциплины используются:



  • информационно-телекоммуникационная сеть Internet, Справочно-правовая система «Консультант+», Справочно-правовая система «Гарант», Справочно-правовая система «Кодекс».


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал