Сборник Из опыта исследовательской деятельности учащихся гимназии №524 в 2011-2012 учебном году Санкт-Петербург



страница1/7
Дата27.04.2016
Размер1.11 Mb.
Просмотров76
Скачиваний0
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7
Отдел образования

администрации Московского района г. Санкт - Петербурга

ГБОУ «Гимназия № 524» СПб

delfin2006

Сборник

Из опыта исследовательской деятельности учащихся гимназии №524 в 2011-2012 учебном году

Санкт-Петербург

2012Оглавление


  1. Из исследовательских проектов учащихся гимназии

  2. Рекомендации

Настоящий сборник подводит итог успешной проектной, исследовательской деятельности гимназистов в 2011-2012 учебном году.

Проекты представлялись и защищались на самых разных интеллектуальных площадках: в самой гимназии – на уроках и научно-практической конференции, на конкурсах, фестивалях, научных чтениях и конференциях районного и городского уровней.

При этом – и это необходимо подчеркнуть особо – работа над проектами велась в течение всего учебного года, работа многоплановая и многоэтапная. В каждую из заявленных здесь работ вложено много труда – труда и души, и мысли. В качестве кураторов проектную деятельность сопровождали преподаватели гимназии и ВУЗов.

В сборник по сложившейся традиции включены основные положения выступлений учащихся гимназии – победителей секций очередной ученической научно-практической конференции. Сами секции были в основном сгруппированы по типам проектов.

Среди соавторов сборника – учащиеся 2-10-х классов. Специфика тем и направлений представленных изысканий свидетельствует о разнообразии интересов сегодняшних гимназистов и стремлении охватить как можно более широкий спектр актуальных проблем. И формулировки тем, и содержание самих проектов, и защита работ наглядно продемонстрировали весьма высокий уровень зрелости гимназистов в качестве исследователей.

Кандидат исторических наук,

учитель высшей категории

Биушкин Владимир Иванович


  1. Из исследовательских проектов учащихся гимназии

Иванов Егор, Карпухина Полина, Серкова Екатерина, Сорокина Арина, Фролов Константин 2 Б класс

Куратор проекта: Слепнева И.И.

Исследовательский проект: «Секреты развития памяти»

На уроке риторики по теме: «Мы - слушатели» нам предложили проверить, сможем ли мы запомнить и повторить предложение, в котором 14 слов. К сожалению, ни один ученик нашего класса не смог выполнить это задание без ошибок, хотя слушали все очень внимательно. Стало понятно, что для выполнения этого задания нужно не только внимание, но и память.

Память - одно из самых важных свойств нашего головного мозга. Она позволяет нам как бы «складывать» в голову нужную информацию, сохранять её там и вовремя её оттуда «доставать».

В глубокой древности, когда люди ещё не умели читать и писать, все знания передавались по памяти от родителей к детям. В наше время необязательно, да и невозможно, помнить всё обо всём. Есть книги, журналы, компьютеры. С их помощью можно узнать всё, что захочешь.

Но это совсем не значит, что память нам больше не нужна. Ведь, чтобы воспользоваться этими знаниями, надо уметь читать. Читать - значит, помнить, как пишутся и произносятся буквы, что обозначают слова.

Кроме того, есть много вещей, которые надо держать постоянно в голове:



  • Как тебя зовут и где ты живёшь.

  • Кто твои родители.

  • Как зовут твоих друзей и знакомых.

  • На какой сигнал светофора можно переходить дорогу…

И многое, многое другое.

Для того, чтобы легко и успешно учиться, тоже нужна хорошая память. А мы выяснили, что память у нас развита плохо. Возникла проблема: как улучшить память?

Для решения проблемы мы постарались ответить на вопросы:


  1. Какая бывает память?

  2. Какой вид памяти развит у каждого из нас лучше, а какой хуже?

  3. Как можно развить свою память?

Из книг и Интернета мы узнали следующее:

  1. Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании задача запоминания не ставится, это происходит без каких-то усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить.

  2. По способу запоминания память можно разделить на механическую и логическую. При механическом запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, то есть без осмысления материала. При логическом запоминании материал необходимо предварительно осмыслить, понять.

  3. По времени сохранения информации существует долговременная и кратковременная память.

  4. Также память классифицируют по типу запоминаемой информации:

  • Зрительная – это запоминание образов: лиц, цветов, форм, предметов и т.д. Эта память очень нужна художникам и конструкторам.

  • Слуховая – это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, речевых, музыкальных. Такая память нужна музыкантам, людям, изучающим иностранные языки.

  • Двигательная – это память движений. Это ходьба, танцы, пользование ручкой. Эти навыки формируются постепенно и доходят до автоматизма. Чем лучше развита эта память, тем проще человеку овладеть новыми движениями.

  • Эмоциональная – это память на переживания. Запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Эта память участвует в работе всех видов памяти. То, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

  • Словесно-логическая – это запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий и словесных формулировок.

Затем мы обратились к школьному психологу, Кузьминой Алевтине Валерьевне. Она объяснила нам, как проверить, насколько у человека развиты зрительная и слуховая память. Проведя тестирование одноклассников, мы выяснили, что у всех ребят лучше развита зрительная память, а слуховая - гораздо хуже.

Мы обратились к взрослым с вопросом: «Как развить память?» Вот что они нам посоветовали:



  • Вести здоровый образ жизни – гулять на свежем воздухе, достаточно спать, правильно питаться, пить витамины, заниматься спортом.

  • Учить стихотворения, песни и скороговорки.

  • Запоминать названия улиц, номера машин, домов и телефонов

  • Читать и пересказывать.

  • Разгадывать кроссворды, загадки, головоломки, ребусы.

  • Играть в шахматы и шашки.

  • Рисовать по памяти.

  • Искать различия на картинках.

  • Играть в ассоциации, в «Города» и в другие игры на запоминание.

Мы предположили, что если будем выполнять эти рекомендации, то через несколько месяцев наша память улучшится.

В течение трёх месяцев учителя включали в уроки упражнения на развитие памяти. Кроме того, мы проводили с одноклассниками специальные игры.

Через каждый месяц мы проверяли свою память. Результаты тестирований показали, что количество ребят с хорошей памятью с каждым месяцем увеличивалось, а количество ребят с плохой памятью - уменьшалось. Итак, наша гипотеза подтвердилась.

Данный проект позволил нам сделать следующие выводы:



  1. память поддаётся тренировке;

  2. тренировка памяти не отнимает много времени, требуются только настойчивость и терпение;

  3. главное правило: «Чтобы развить память, надо её развивать».




  1. Шестопалова Мария. 6г класс

  2. Куратор проекта: Печерина С.В.

  3. Исследовательский проект: «Комикс – зримая литература или застывшая анимация?»

Исследование посвящено изучению комикса, способов и приемов его создания, сравнительному анализу литературы, иллюстрации и комикса.

Цель работы: сравнить комикс и литературу, найти их отличия, доказать, что комикс можно отнести к отдельному виду искусства. Для этого необходимо:

  • Рассмотреть и изучить иллюстрацию и цель ее появления в книге.

  • Изучить историю возникновения комикса.

  • Определить его смысловую составляющую.

  • Описать приемы рисования комикса.

  • Сравнить комикс и иллюстрацию с литературой.

Выяснить, чем комикс отличается от литературы, в чем её превосходит и, возможно, уступает.

Что такое иллюстрация? Рисунки художников рядом с текстом называются иллюстрациями. Это слово происходит от латинского «illustratio» - освещение, наглядное изображение. Иллюстрация может быть представлена как самостоятельный жанр изобразительного искусства. То, о чём рассказывает иллюстрация, придумывает автор. Назначение иллюстрации - «сделать наглядным» то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также идею, побудившую автора написать книгу. При изучении истории развития иллюстрации можно проследить ее изменение от декоративной картинки до реалистичного изображения.

Что такое комикс, история его создания. Несомненное, хотя и сомнительное завоевание культуры ХХ века – комиксы. Истории в картинках существовали и раньше, но развитие жанра пришлось именно на последние 100 лет. Комиксы считают массовым искусством, появившимся в конце XIX-начале XX века. Учитывая публикацию первой комикс-серии в американских газетах, комиксу исполнилось106 лет.

Определений комикса немало. Например, определение в Толковом словаре русского языка: «Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями».

В комиксах необязательно должен присутствовать текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом. Но чаще всего, прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который «выдувается» из уст персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса. Стандартный комикс имеет размер 17х26 см.

Классический комикс состоит из четырех или шести рисунков, которые связаны единством времени и действия повторяющихся героев. В пределах пространства всякий раз происходит завязка и кульминация события, которое невероятным образом сохраняет бесконечное «продолжение следует».

Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия персонажей.

Комикс тесно связан с кино и особенно с мультипликацией. Как отмечает МакКлауд, «фильм на плёнке — это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма».



Стандартный состав комикса.

Обложка передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников.



  • Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.

  • Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщиков и т.д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями.

  • Основная часть — собственно сами страницы, количество которых не ограничено.

Появился комикс очень давно. История этого жанра уходит корнями глубоко в историю каждой страны. В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы в основном утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях.

В России своеобразным комиксом был лубок – вид искусства, для которого характерны доходчивость и ёмкость образа. Само название «лубок» появилось в XIX веке. До этого картинки, которые содержали пояснительные надписи, называли «фряжскими», после «потешными листами» и «простонародными картинками».

До сих пор в некоторых старых русских храмах на стенах сохранились своеобразные комиксы, рассказывающие о жизни и деяниях святых.

Позже русский комикс шагнул от плакатов к журналам – «Приключения Макара Свирепого» в детском журнале «Ёж», а позднее серия «Умная Маша» Б.Малаховского. С 1956 года начали издавать детский журнал «Весёлые картинки», создатели которого нередко прибегали к форме комикса.

Главным центром комиксов остаются США, где они пользуются огромной популярностью. Комиксы существуют по всему миру, от китайской маньхуа до японской манги, комиксов - книг в США и комиксов-сборников в Европе.

Если говорить об азиатских комиксах, то это, прежде всего, японская манга. В манге всегда были не только фантастические приключения, но и сказки, а также фэнтези, романтические истории и повести о древних воинах. Сейчас в Японии можно найти и манга-учебники по любым предметам, которые ничем не уступают обычным, и манга-энциклопедии, да и вообще всё, что угодно, созданное в виде комикса. 30% всей японской печатной продукции – это манга, предназначенная для всех возрастов: от малышей и до солидных взрослых. Особенностью манги является то, что практически вся она чёрно-белая, за редким исключением.

Стилевые особенности комикса.


  • Обобщение – отказ от лишних деталей.

  • Контурное рисование – каждый рисунок окружён контуром.

  • Штампы изображения эмоций.

  • Словесный пузырь.

История комикса продолжается, она пишется, рисуется, издаётся многотысячными тиражами в каждом журнале, в каждой книжке, мультфильме или сериале, которых объединяет одна мысль, одна идея – КОМИКС.

Литература в комиксах.

Обилие информации в современном мире перевело и литературу в более быстро воспринимаемую форму – рассказ в картинках. Первоначально литературу сопровождала иллюстрация, как зримое воплощение текста. Сейчас в разных странах, а особенно в Японии, распространен способ знакомства с классической литературой в форме комикса.

При чтении книги образы возникают в фантазии читателя, при просмотре иллюстрации фантазия может опираться на предложенное изображение. При прочтении комикса содержание (текст) показано ключевыми сценами комикса, текст отсутствует, есть только изображение.

Вывод. Комикс нельзя считать «литературой в картинках», так как он не заменяет прочтения литературного текста. «Кадры» комикса не заменяют кадров анимационного фильма.


  • Комикс обладает стилевыми особенностями.

  • Комикс рисуют конкретные авторы.

  • Комикс создает застывшую анимацию.

  • Комикс является особенным видом искусства.

Можно сделать вывод, что комикс – самостоятельный вид графики.


  1. Кузьминов Александр 7Б класс

  2. Куратор проекта: Светлова С.В.

  3. Исследовательский проект: Ахатина - самый крупный сухопутный моллюск.

У каждого человека есть цель развиваться. Всё, что мы делаем - это ступени, ведущие к совершенству. Доказательством служит то, что человек эволюционирует, учится жить в созданных им условиях, а это и есть развитие. Мы можем совершенствоваться в любимых делах, спорте, учёбе. А можем делать это как существа. Такое совершенствование - это достижение гармонии с окружающим миром. Так как мы не имеем возможности выйти на улицу и сразу оказаться, к примеру, в диком лесу, нам надо создавать природу в своём мире. И такую возможность нам дают домашние животные. Некоторым нужен верный друг, некоторым украшение дома, некоторым доставляет удовольствие наблюдение за животными, а некоторые интересуются размножением в домашних условиях.

Темой моей работы являются гигантские улитки ахатины. И мой аргумент таков: эти существа являются одними из самых совершенных домашних животных. И вот моё доказательство.


Брюхоногие

Брюхоногие (гастроподы, улитки) являются самым многочисленным классом раковинных моллюсков. Тело делится на голову, внутренностный мешок и ногу.

Основным отличием гастропод от других классов является торсия, то есть поворот внутреннего мешка на 180 градусов. Улитки передвигаются с помощью мышечных сокращений подошвы, а самые маленькие могут делать это с помощью ресничек.

Гастроподы первично – обитатели моря, но многие из них перешли к наземному образу жизни. Маленькие пресноводные улитки умеют плавать вверх подошвой у поверхности воды. Долгое время люди не могли понять, как они это делают, но инженер Эрик Лога из Калифорнии понял, что они плавают за счёт волнообразных движений подошвы. Виноградных улиток употребляют в пищу. Некоторые гастроподы являются вредителями, некоторые – паразитами. Нередко случаются нашествия гастропод. В южных странах их боятся как саранчи. Бразилия подвергалась нашествию улиток, которые переносили опасные для человека инфекции. Администрация итальянского аэропорта Кальяри вынуждена была отменить все рейсы, так как улитки облепили все взлётные полосы.

В Англии устраивают гонки улиток. Их даже отправляли в космос, но, к сожалению, они прожили всего 4 месяца. Причиной тому, как полагают эксперты, послужило то, что туда полетели ослабленные особи.

Род ахатины – одни из самых крупных представителей сухопутных моллюсков. Вредители. В прошлом веке они были завезены во Флориду. Там они быстро размножились, поели растительность и начали есть известь с домов .В общем, превратились в национальное бедствие. Теперь там за содержание такой улитки грозит лишение свободы на пять лет. В остальных странах, где климат подходит для обитания ахатин, они тоже запрещены, так как могут сильно повредить хозяйству государства. А в других, как Россия, они широко распространены как домашние животные.

Ахатина фулика – это улитка, достигающая длины в 15-20 сантиметров. В зависимости от места обитания регулируется цвет и толщина раковины. Если улитка живёт в более влажных условиях – то раковина будет тоньше и прозрачнее, чем при обитании в более сухих местах. Цвет также регулируется питанием, но об этом будет говориться позже.

Внешний вид

Из-за наземного обитания у них хорошо развита нога, особенно ползательная подошва. Улитки передвигаются с помощью мышечных сокращений. На подошве имеются две ножных железы, выделяющие слизь, которая способствует передвижению по твёрдой поверхности. На голове имеются две пары щупалец. На верхней паре, более длинной, находятся глаза. Они различают степень освещения, видят предметы на расстоянии примерно 1 сантиметр. На щупальцах также имеются концевые вздутия, отвечающие за обоняние. Кожа складчатая, что обеспечивает кожное дыхание. Может чувствовать степень освещения, как и глаза, особыми клетками. А также кожа головы, переднего края ноги, передней поверхности тела и вход в дыхательную полость обладают способностью химического чувства. Ещё на голове находится рот с очень развитой радулой. За осязание отвечают подошва и щупальца. На шее у улитки находятся половые органы.


Поговорим о домашнем содержании.

Террариум: Для улитки требуется террариум. Дно должно быть покрыто 5 - 7 сантиметрами грунта, чтобы улиткам было куда закапываться. Это могут быть опилки, земля, кокосовый субстрат, торф, песок и т д. Климат должен быть влажным, поддержание влажности можно вести с помощью распрыскивателя. Опрыскивать надо минимум 2 раза в день. Лампу для освещения террариума лучше не ставить так как: во первых, будет сухо, во вторых, улитки не любят яркий свет.

Питание: Рацион ахатин нельзя назвать скудным. Они питаются многими видами овощей, фруктов, зелени, а также другими продуктами. При кормлении улиток надо следовать некоторым правилам. Необходимым аспектом в питании этих улиток является источник карбоната кальция – ведь им нужен материал для постройки раковины. Им можно давать для этого молотую скорлупу яиц (куриных или перепелиных), сепию, ракушечник, природный мел. Я же добавил камень для украшения аквариума, в структуре которого содержался этот минерал. Мои улитки его сразу нашли и стали активно поедать. Если вы добавите в еду что-то жареное, маринованное, копчёное, а, особенно, солёное, то это может привести к летальному исходу. Также нельзя сильно баловать ахатину. Бывали случаи, когда, попробовав банан, питомец отказывался есть остальные продукты. Чтобы содержать в аквариуме гигиену, убирайте остатки пищи, иначе в аквариуме заведутся дрозофилы.

После кормления надо опрыскивать стенки и грунт, чтобы улитки могли попить. Можно поставить и ящичек с водой. Молодые улитки требуют ежедневного кормления. А взрослых уже можно 1-2 раза в неделю. Поведение улитки расскажет вам, какого она требует кормления. Если ест часто и с аппетитом – то частого. Если неохотно – то, соответственно, редкого.



Как улитки едят: Улитки – самые зубастые животные в мире. У них все зубы находятся на язычке – радуле. Когда улитка ест, она лижет пищу. И радулы хватает на такие твёрдые овощи, как морковь, не говоря уже о камнях. Человек берёт улитку на руки, и она щекочет его ладонь. Так можно почувствовать этот орган.

Последствия кормления: Я кормил своих улиток разнообразными продуктами, и они долгое время употребляли камень, содержащий кальций. Раковины у них стали тёмно-коричневыми с нежно-бежевыми полосками.

Поведение: Ахатина – ночное животное. Днём она зарывается в грунт. Но ночью можно слышать шебаршение панцирей о стенки террариума. Активность животных зависит от сезона, температуры, влажности и других факторов. Я провёл исследования: Некоторое время я опрыскивал улиток два раза в день, и ещё некоторое – один раз в день. Во время испытаний первого варианта опрыскивания улитки вели себя намного активнее.

Весной ахатины вели себя активно, летом тоже, но к наступлению осени начали подолгу сидеть в грунте и не высовываться наружу. А в начале зимы вообще двигаются только тогда, когда я проведу опрыскивание. Молодые улитки намного активнее взрослых. Скорее всего (и это уже говорилось) всё из-за потребности в пище. У «молодёжи» она намного выше. Активность животных повышается после чистки террариума. Повышается она также во время спаривания. Улитки ползают по террариуму и смотрят в разные стороны, ища партнёра. После того, как будет создана кладка, улитки долгое время проводят в грунте у места отложения яиц. Ахатины - очень умные животные и легко могут узнать своего хозяина по рукам.



Размножение: Разводить ахатин - занятие не очень трудное. Мои начали плодиться самостоятельно уже через полгода после рождения.

Половые органы: Перед оплодотворением на шее у обоих особей появляются белые точки – половые органы. Они выбирают подходящий момент и делают кладку .Перед этим можно увидеть у улитки в отверстии между панцирем и шеей «сгусток из яиц».Ахатина может сделать не одну кладку, а несколько. У меня появлялись яйца размером 4-5 миллиметров.

Маленькие ахатины: После момента отложения яиц прошёл примерно месяц, и из яиц начали появляться маленькие копии ахатин серого цвета. Поначалу они сидят в панцирях, но потом, привыкнув, начинают ползать по стенкам и пить воду. Потом приползают к пище. Уже через несколько дней малыши активно ползают с родителями.

Развитие: Ахатины, которых мне отдали, выросли очень и очень быстро. Получилось, что из 10 лет своей жизни улитки вырастают чуть больше чем за первые полгода с 1 сантиметра до 12.

Вывод: Ахатина фулика является довольно интересным видом моллюсков. Разводить их дома очень познавательно. Некоторые люди не любят улиток, поэтому им лучше их не заводить – зачем же мучить себя. Но многие после более близкого знакомства с такими организмами меняют свою точку зрения. Это животное легко может быть не только наглядным биологическим пособием, но и верным другом.
Шиков Антон 9А класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал