Сборник лабораторных работ и практических занятий по учебному курсу «Безопасность жизнедеятельности»



страница1/21
Дата23.04.2016
Размер6.62 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Министерство образования И НАУКИ Российской Федерации

________________________________________________________________
Московский государственный университет

геодезии и картографии

(МИИГАиК)

С б о р н и к




лабораторных работ и практических занятий

по учебному курсу

«безопасность жизнедеятельности»

Москва 2011


СОСТАВИТЕЛИ:
Профессор Буров В.Н., профессор Малинников В.А., профессор Мельников А.А., профессор Садов А.В., доцент Кроличенко В.Ф., доцент Миронова Е.М., доцент Редькин Б.А., доцент Слёзкин Ю.Ф., доцент Топалов Л.В., доцент Егоров В.Н., доцент Кравец Е.А., доцент Подгорная Н.А., аспирант Кроличенко В.В.

Сборник лабораторных работ и практических занятий по учебному курсу «Безопасность жизнедеятельности».

Издательство: МИИГАиК.

Под общей редакцией ректора МИИГАиК, доктора технических наук, профессора Малинникова В.А.

Методический редактор: профессор кафедры Прикладной экологии и химии МИИГАиК, к.в.н., член-корр. РАЕН Буров В.Н.

Рецензенты: Садов А.В. – профессор кафедры Прикладной экологии и химии МИИГАиК, доктор г-м. наук, академик РАЕН.

Пушкин И.А. – заведующий кафедрой химии и материаловедения Академии гражданской защиты МЧС России, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН.

Утвержден Ученым Советом Московского государственного университета геодезии и картографии в качестве основного лабораторного практикума и учебного пособия для обучения студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности».

Сборник представляет собой методические указания студентам для выполнения лабораторных работ и практических занятий по учебному курсу «Безопасность жизнедеятельности» с необходимым материалом по теоретическим основам изучаемых тем.
Рекомендовано УМО по образованию в области геодезии и фотограмметрии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 120100 «Геодезия» для всех специальностей, 120200 «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» для всех специальностей, учебное пособие Сборник лабораторных и практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности», авторы: коллектив кафедры ПЭиХ (МИИГАиК)
СОДЕРЖАНИЕ

стр.


Введение 5
Лабораторные работы по разделу:
I. "Охрана труда на проиводстве"
Исследование параметров микроклимата производственного помещения 6

Мельников А.А.


Расчет кратности воздухообмена в рабочем помещении 23

Миронова Е.М.


Исследование эффективности и качества освещения 28

Буров В.Н., Слёзкин Ю.Ф.


Измерение уровней шума 40

Кравец Е.А.


Вибрация и способы защиты от нее 54

Егоров В.Н.


Исследование защиты от теплового излучения 71

Мельников А.А.


Исследование защиты от сверхвысокочастотного излучения 81

Мельников А.А.


Анализ опасности поражения человека электрическим током напряжением до 1 кВ трехфазных сетей 95

Егоров В.Н.


Оценка эффективности действия защитного заземления 113

Редькин Б.А.


Оценка эффективности действия зануления 124

Редькин Б.А.



Практические занятия по разделу:
II. "безопасность в чрезвычайных ситуациях"
Оценка химической обстановки в зоне воздействия АХОВ после аварии на химически опасном объекте 136

Буров В.Н.


Измерение радиоактивных излучений 151

Садов А.В., Подгорная Н.А.


Оценка радиационной обстановки после аварии на АЭС 170

Буров В.Н., Топалов Л.В.


Количественная оценка затекания аэрозолей в помещения через неплотности извне 178

Буров В.Н.


Оценка последствий аварии на гидротехническом объекте 189

Буров В.Н., Кроличенко В.В.


Методика определения риска 208

Буров В.Н., Малинников В.А.


Ориентирование в пространстве и во времени 222

Кроличенко В.Ф.


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые студенты!
Курс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включает большой раздел практических и лабораторных занятий по освоению знаний и приобретению навыков по безопасным технологиям в профессиональной деятельности, в быту и повседневной жизни.

Любые технологии, промышленные, бытовые, транспортные, научно-исследовательские и пр., несут в себе потенциальный риск негативного воздействия на здоровье человека. Причин тому много. Основные из них связаны с энергетическими и токсическими воздействиями в объемах превышающие защитные возможности организма к их безопасному восприятию. К числу таких энергетических воздействий относятся: электрический ток, ионизирующее излучение, электромагнитное излучение, световой поток, шум, вибрация, инфразвук и ультразвук, тепловое излучение, УКВ и СВЧ излучения. Каждый из них обладает определенными особенностями воздействия на организм человека, обусловленные физической природой этого явления и биологическим эффектом его воздействия.

Устойчивая тенденция роста энергетического насыщения современных промышленных, бытовых и пр. технологий увеличивает риск производственных и бытовых травм, поражений, наступление раннего утомления, потери трудоспособности и приобретение инвалидности, а в отдельных случаях и возможность реализации летального исхода. В этих условиях повышается роль технического и методического обеспечения безопасных условий труда и быта, особенно на тех производствах, где применяются различные источники энергетических воздействий в объемах превышающие допустимые нормы воздействия их на организм.

Безопасных технологий нет, каждая из них потенциально опасна. Сохранение здоровья человека в среде опасных явлений и факторов одна из главных составляющих задач безопасных условий трудовой деятельности человека и безопасных условий существования в быту и повседневной жизни.



Знание физической природы опасных явлений и факторов, их особенностей негативного воздействия на организм позволяют выбрать оптимальные способы и методы защиты от их воздействия. Поэтому составной частью высшего образования является овладение знаниями и приобретение навыков безопасного обращения с различными источниками потенциальной опасности в различных условиях производственной деятельности, в быту и повседневной жизни. Эту задачу призван решать предлагаемый лабораторный практикум, который позволяет студентам в объеме типовой программы по БЖД овладеть необходимыми технологиями организации и обеспечения безопасных условий труда и быта, а также приобрести навыки в практическом их применении.

профессор Мельников А.А.

лабораторная работа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница