Сборник статей Москва · 2013 ббк 67 а 43 а 43



страница1/22
Дата28.09.2017
Размер3.64 Mb.
ТипСборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ:

ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Сборник статей

Москва·2013

УДК 340


ББК 67

А 43


А 43


Актуальные проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых ученых: сб. ст. (по материалам Пятой научно-практической конференции молодых ученых Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященной
20-летию принятия Конституции Российской Федерации, проведенной 28.06.2013) / [под ред. Т.Л. Козлова и К.В. Ображиева]; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2013. – 244 с.











В сборник включены статьи участников Пятой научно-практической конференции молодых ученых Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Актуальные проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых ученых», посвященной 20-летию принятия Конституции Российской Федерации, в которых рассматривается взаимосвязь конституционных принципов и положений с вопросами прокурорской деятельности, уголовного права, криминологии и уголовного процесса.

Для работников органов прокуратуры, других правоохранительных и контролирующих органов, а также преподавателей и студентов юридических вузов.




УДК 340

ББК 67


©Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2013



Раздел I. Проблемы прокурорской деятельности





О.Ю. Байдина,

аспирант Академии

Генеральной прокуратуры

Российской Федерации



Обеспечение законности в судебном процессе

по защите избирательных прав граждан

по выборам в органы местного самоуправления
Муниципальные выборы сегодня занимают особое место в системе публичной власти Российской Федерации. Это непосредственная политическая по своему характеру деятельность на местах направлена на интеграцию местного социума, мобилизацию различных социальных и национальных групп на решение проблем экономического, социально-культурного и иного характера. В связи с этим муниципальные выборы привлекают не только политически активные категории граждан, но и лиц, которые видят в наличии самостоятельных полномочий по решению вопросов местного значения удовлетворение корыстных мотивов, возможность участия в распределении финансовых потоков.

При таких обстоятельствах вопросы соблюдения и восстановления прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления становятся важной государственной задачей.

Одной из государственных гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является возможность обращения гражданина в суд с заявлением о восстановлении нарушенного права. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Правосудие по избирательным спорам может быть определено как осуществление судом правоприменительной деятельности, основанной на соблюдении демократических принципов и выражающейся в рассмотрении и разрешении дел, возбужденных по обращениям участников избирательного процесса или других управленческих субъектов, в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения, в условиях соблюдения законности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений, а также указанных в процессуальном законе иных гарантий правосудия1. К этим гарантиям относятся все основополагающие аспекты судебной деятельности, отраженные в гл. 7 Конституции Российской Федерации.

Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса по выборам в органы местного самоуправления. Об этом свидетельствуют и обязательность судебных решений для всех без исключения органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, и неукоснительность их исполнения на всей территории Российской Федерации, и невозможность пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. Как справедливо отметил В.Е. Чуров, избирательные комиссии наделены большими правами и имеют реальную возможность восстановить избирательные права граждан в случае их нарушения. Однако значительная нагрузка в сфере защиты избирательных прав ложится на суды2. Анализ статистики Верхового Суда Российской Федерации за последние годы показал, что количество избирательных споров, рассмотренных судами общей юрисдикции, непрерывно возрастает. Например, судами общей юрисдикции в 2010 г. рассмотрено 3050 дел, касающихся нарушений избирательных прав граждан, в 2011 г. – уже 3245, а в 2012 г. – 38193.

Важная государственная задача при проведении избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления – соблюдение законности во время избирательного процесса. Роль прокуратуры Российской Федерации как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, становится главной в решении поставленной задачи.

Одной из функций прокуратуры, указанных в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре РФ), является участие в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

Представляется, что участие прокуратуры в рассмотрении заявлений и защите избирательных прав граждан судами общей юрисдикции – одна из форм участия прокуратуры в рассмотрении избирательных споров по выборам в органы местного самоуправления как комплексного направления деятельности, включающей и осуществление надзорных полномочий, и участие в правотворческой деятельности органов местного самоуправления в период избирательной кампании и проч. Данная форма наряду с общими характеристиками участия прокуратуры в рассмотрении дел судами имеет и свои особенности.

Перечень субъектов, обладающих правом на обращение в суд общей юрисдикции за защитой избирательных прав, содержится в п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) и ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Одним из субъектов, обладающих таким правом, является прокурор.

Сущность участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции заявлений о нарушении избирательных прав граждан заключается в том, что прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, устраняет нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия.

Нормативной базой, регламентирующей участие прокурора в гражданском процессе, в первую очередь, является ч. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ, в соответствии с которой прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Также нормы, отражающие полномочия прокуроров в инициировании и рассмотрении гражданских дел, установлены в Гражданском процессуальном кодексе и отраслевых федеральных законах (Федеральный закон № 67-ФЗ).

В целях повышения эффективности участия прокуроров в гражданском судопроизводстве, принятия действенных мер в интересах граждан, особо нуждающихся в социальной и правовой защите, и содействия суду в законном разрешении гражданско-правовых споров полномочия прокурора отрегулированы и на организационно-распорядительном уровне системы прокуратуры. Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».

Особенность участия прокуроров в рассмотрении судами избирательных споров по выборам в органы местного самоуправления заключается в том, что ответственность за качество и сроки подготовки материалов и проектов исков и заявлений для обращения в суды возложена в первую очередь на районных, городских прокуроров, приравненных к ним военных, транспортных и иных специализированных прокуроров и только во вторую – на начальников управлений (отделов) вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осуществляющих расследование уголовных дел, проверку законности приговоров и решений по уголовным, гражданским и арбитражным делам.

Кроме того, прокурор в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ является инициатором проведения муниципальных выборов, обращаясь в суд с заявлением о назначении даты выборов.

Например, определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2004 № 79-Г04-12 остановлено без изменения решение суда об удовлетворении заявления прокурора Усть-Ордынского Бурятского автономного округа о назначении даты выборов депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Обстоятельства дела таковы: прокурор Усть-Ордынского Бурятского автономного округа обратился в суд с заявлениями о назначении даты выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления Аларского, Баяндаевского, Боханского, Осинского, Нукутского районов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Решением суда от 26.05.2004 заявление прокурора удовлетворено.

Так, определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2004 № 48-Г04-18 оставлено без изменения решение Челябинского областного суда от 01.09.2004, которым удовлетворено заявление прокурора Челябинской области о назначении даты выборов представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования «Город Куса».

Прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования «Город Куса» о назначении даты выборов представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления, в котором просил назначить дату выборов главы муниципального образования «Город Куса» и дополнительных выборов депутатов Кусинского городского Собрания депутатов по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14 избирательным округам на 14.11.2004 на срок полномочий четыре года, поручить избирательной комиссии Челябинской области сформировать временную избирательную комиссию для проведения выборов в органы местного самоуправления муниципального образования «Город Куса» в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу и обязать главу города Куса опубликовать решение о назначении выборов в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня принятия решения.

Решением Челябинского областного суда от 01.09.2004 заявление прокурора удовлетворено. Дата выборов назначена на 14.11.2004.

Еще одна особенность рассмотрения дел о нарушении избирательных прав участников процесса по выборам в органы местного самоуправления – отсутствие достаточного времени для формирования правовой позиции в связи с максимально укороченными сроками рассмотрения дел судами общей юрисдикции. В таких сложных условиях прокурор районной прокуратуры, участвующий в деле, должен знать как избирательное законодательство в целом, так и общественно-политическую ситуацию, сложившуюся в конкретном муниципальном образовании, чтобы остаться беспристрастным «оком государевым», дающим заключение по конкретному делу.

Итак, судебное разрешение избирательных конфликтов – наиболее эффективное средство защиты нарушенных избирательных прав. Прокурор законодательно включен в перечень лиц, обладающих правом на обращение в суд. Более того, в рамках участия в рассмотрении избирательных споров проявляется правозащитная роль прокуратуры Российской Федерации, направленная на соблюдение права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, выраженная в том, что прокуратура имеет исключительные полномочия по инициации назначения муниципальных выборов в случае бездействия органов местного самоуправления и избирательных комиссий путем обращения в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением.







С.В. Борисов,

ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,

кандидат юридических наук
А.С. Васнецова,

научный сотрудник НИИ

Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации


Каталог: userfiles -> ufiles -> nii
ufiles -> Гипергомоцистеинемия: современный взгляд на проблему
ufiles -> 21 Астма и аллергия • 1/2017 Материал предназначен для пациентов
ufiles -> Трихология (от греч trichos волос; logos учение) наука о волосах и волосистой части кожи головы
ufiles -> VelaShape (ВелаШейп) сочетание четырех методик для коррекции фигуры
nii -> Сборник Выпуск 3 Москва•2015 ббк 67. 721-9 А43 Под общей редакцией
nii -> Академия генеральной прокуратуры
nii -> Исполнения законов
nii -> Законодательства об экспертной деятельности Методические рекомендации
nii -> Академия генеральной прокуратуры


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница