Сборник технологических карт занятий по программе «Счастливое материнство с желанным ребенком»



страница1/9
Дата25.04.2016
Размер1.46 Mb.
Просмотров143
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области

«Областной центр социальной помощи семье и детям «Радуга»

Сборник технологических карт занятий

по программе

«Счастливое материнство с желанным ребенком»
Авторы: Т.А. Кострыкина,

И.В. Мацкевич,

И.И. Вопилова

М.С. Щербенко



Научный консультант:

канд. психол. наук, доцент Е.Б. Марущак



Новосибирск-2013
Содержание






Стр.







Технологические карты занятий

3

Диагностические материалы

16

Варианты упражнений

19

Лекционные материалы

22

Лекционный материал к занятию № 2 «Зоны особого внимания»

22

Лекционный материал к занятию № 3 «Зарождение новой жизни»

27

Лекционный материал к занятию № 4. «Колыбельная для мамочки»

32

Лекционный материал к занятию № 5 «Я здесь, мамочка»

34

Лекционный материал к занятию № 6 «Я жду тебя малыш»

36

Лекционный материал к занятию № 7 «Азбука восстановления»

40

Лекционный материал к занятию № 8 «Здравствуй, малыш!»

47

Лекционный материал к занятию № 9 «Первые дни дома. Кормление малыша»

52

Лекционный материал к занятию № 10 «Первые дни дома. Уход за новорожденным»

57

Лекционный материал к занятию № 11 «Первые дни дома. Режим дня»

63

Приложение к занятию 3 «Зарождение новой жизни»

68

Приложение к занятию 13 «9 советов беременным. Итоги работы»

71


Технологические карты занятий
Технологическая карта

Занятие 1. «Вхождение в группу»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 ч 10 м
Цели для ведущего: Познакомиться с участниками группы. Помочь участникам группы в осознании их выбора.

Цели для участников: Научиться чувствовать и осознавать проблемы таким образом, чтобы осознавалась собственная ответственность за их принятие, поскольку именно на этапе адаптации к беременности переживаются наибольшие трудности в решении стать матерью.
Используемое оборудование и дидактический материал:ароматница с маслом лимона, наборы для рисования, компьютер, колонки, интерактивная доска, флипчарт, интерактивные куклы, рабочая тетрадь.

Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом.

Технологическая карта

Занятие 2. «Зоны особого внимания»
Целевая группа: беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: способствовать гармонизации настроения и личности женщины в период беременности, принятию изменений, происходящих в период беременности.
Используемое оборудование и дидактический материал:ароматница с маслом чайного дерева, наборы для рисования, компьютер, стереосистема интерактивная доска, флипчарт, интерактивные куклы, рабочая тетрадь.
Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом.

Технологическая карта

Занятие 3. «Зарождение новой жизни»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: погрузить женщину, сконцентрировать на внутренних ощущениях, изменениях, способствовать принятию ответственности за психическое и физическое здоровье будущего ребенка.

Используемое оборудование и дидактический материал:ароматница с маслом лимона, наборы для рисования, компьютер, стереосистема интерактивная доска, флипчарт, интерактивные куклы, рабочая тетрадь.

Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом.
Технологическая карта

Занятие 4. «Колыбельная для мамочки»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: способствовать гармонизации личности и стабильности настроения женщины

Используемое оборудование:Используемое оборудование и дидактический материал:ароматница с маслом лаванды, наборы для рисования, компьютер, стереосистема интерактивная доска, флипчарт, интерактивные куклы, рабочая тетрадь.

Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом.
Технологическая карта

Занятие 5. «Я здесь, мамочка»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час

Цель: установление контакта с ребенком, принятие ответственности за психическое и физическое развитие ребенка

Используемое оборудование и дидактический материал:ароматница с маслом сандала, наборы для рисования, компьютер, стереосистема интерактивная доска, флипчарт, интерактивные куклы, рабочая тетрадь.

Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом.

Технологическая карта

Занятие 6. «Я жду тебя, малыш!»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: информировать о важности и пользе общения с ребенком, мотивировать на общение, дать инструментарий.

Используемое оборудование:ароматница с маслом лаванды, наборы для рисования, компьютер, стереосистема интерактивная доска, флипчарт, интерактивные куклы, рабочая тетрадь.

Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом.

Технологическая карта

Занятие 7. «Азбука восстановления»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: смещение акцентов с собственных переживаний на переживания ребенка.

Используемое оборудование и дидактический материал:ароматница с маслом эвкалипта, наборы для рисования, компьютер, стереосистема интерактивная доска, флипчарт, интерактивные куклы, рабочая тетрадь.

Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом.

Технологическая карта

Занятие 8. «Здравствуй, малыш!»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: способствовать гармонизации личности беременной женщины, заложить основы гармоничного развития ребенка

Используемое оборудование и дидактический материал:ароматница с маслом чайного дерева, наборы для рисования, компьютер, стереосистема интерактивная доска, флипчарт, интерактивные куклы, рабочая тетрадь.

Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом.

Технологическая карта

Занятие 9. «Первые дни дома. Кормление малыша»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: подготовить женщину к грудному вскармливанию,практически отработать и научиться применять некоторые навыки по кормлению малыша.

Используемое оборудование: интерактивные куклы, рабочая тетрадь

Условия проведения: помещение адаптивной комнаты

Технологическая карта

Занятие 10. «Первые дни дома. Уход за новорожденным»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: практически отработать и научиться применять некоторые навыки по кормлению малыша.

Используемое оборудование и методические материалы: интерактивные куклы, пеленки, ванночка для купания, рабочая тетрадь

Условия проведения: помещение адаптивной комнаты
Технологическая карта

Занятие 11. «Первые дни дома. Режим дня»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: практически отработать и научиться применять некоторые навыки по кормлению малыша.

Используемое оборудование и методические материалы: интерактивные куклы, рабочая тетрадь

Условия проведения: помещение адаптивной комнаты

Технологическая карта

Занятие 12. «Практика. Итог»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час
Цель: определение теоретических знаний и уровня освоения практических навыков по изучению программного материала

Используемое оборудование и дидактический материал:ароматница с малом чайного дерева, компьютер, стереосистема, интерактивная доска, флипчарт, интерактивные куклы, рабочая тетрадь.

Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом, помещение адаптивной комнаты.

Технологическая карта

Занятие13. «9 советов беременным. Итоги работы»
Целевая группа:беременные женщины
Время проведения занятия: 1 час

Цели:подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.

Используемое оборудование и дидактические материалы:ароматница с маслом лимона, компьютер, стереосистема, интерактивная доска, флипчарт, рабочая тетрадь.

Условия проведения: большой зал с удобными креслами, стоящими полукругом.
Диагностические материалы

Анкета для участниц проекта

Анкета состоит из специально разработанных нами вопросов, направленных на информированность клиента о беременности и ее отношении к ней.




  1. Есть ли у Вас дети?

  • нет

  • да, сколько и какого возраста______________________________

  1. Кто внутри Вас? - это:

  • ребенок

  • зародыш

  • нечто непонятное

  1. Приходилось ли Вам помогать в уходе и воспитании братьев, сестер, детей близких людей?

  • нет, не приходилось

  • да, приходилось

  1. Есть ли у Вас вредные привычки?

  • нет

  • если да, то какие______________________

  1. Думали ли Вы об аборте?

  • нет

  • да

  1. Что Вы предпочтете в Вашем сегодняшнем положении:

  • прыгнуть с парашютом/покататься на горных лыжах

  • посидеть на берегу моря/погулять по лесу, парку

  1. Изменился ли Ваш рацион питания:

  • да, изменился: ем много/ем меньше (токсикоз)

  • стараюсь есть здоровую пищу

  • ничего не изменилось

  1. Изменился ли Ваш распорядок дня:

  • да, изменился: больше гуляю/сплю/отдыхаю

  • нет, ничего не изменилось

  1. Есть ли у Вас покупки, связанные с беременностью.

  • пока нет

  • если да, то какие_________________________________________

  1. Читали ли Вы специальную литературу по беременности и родам?

  • нет

  • если да, то какую_________________________________________

  1. Присматривали ли Вы одежду, кроватку, коляску для своего будущего малыша?

  • да, присматривала

  • нет, потому что: /отдадут/подарят

  • нет, думать об этом еще рано

  1. Стараетесь ли Вы не расстраиваться по мелочам, думать о хорошем?

  • да, в моем положении это необходимо

  • стараюсь, но у меня не получается

  • нет, все идет как идет

  1. Смотрите ли Вы мультфильмы?

  • нет

  • если да, то какие_________________________________________

  1. Слушаете ли Вы музыку?

  • нет

  • если да, то какую_________________________________________

Психологическая диагностика включает в себя:

  1. Опросник депрессивности Бека (21 вопрос)

  2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М Прихожан.

  3. Проективная методика «Я и мой ребёнок».

Женщину просят нарисовать, как она представляет себя и своего будущего ребёнка. По результатам можно судить о наличии того или иного стиля самовосприятия беременности.

Интерпретация производится признакам рисунка, позволяющим отнести самовосприятие беременности к тому или иному стилю.

1. Адекватный стиль.

Формальные признаки. Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть лис-та; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

Содержательные признаки. Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках – нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов - ребенок в настоящем возрасте.

2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности (склонность к тревожному или амбивалентному стилю).

Формальные признаки Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки.

Содержательные признаки. Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов - в настоящем возрасте.

3. Тревога и неуверенность в себе. (Тревожный или амбивалетный стиль, иногда эйфорический)

Формальные признаки Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве.

Содержательные признаки Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое коли-чество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком может быть незначительным, или рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов - в настоящем возрасте.

4. Конфликт с беременностью. (Отвергающий или игнорирующий стиль)

Формальные признаки. Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или "не умещаются" важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

Содержательные признаки. Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов - ребенок более старшего, редко - более младшего возраста, чем в настоящем.


Варианты упражнений

Упражнение "Знакомство"

Цель: знакомство с группой. 

  1. Тренер представляется и говорит о целях тренинга. 

  2. Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют, но отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

    Комментарий. Такое предложение вызывает оживление и улыбки. Некоторые сразу же задают вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его носителя вполне устраивает. Безусловно, человек вправе оставить за собой любое имя. В тренинге могут возникнуть случаи, когда кто-либо из участников требует, чтобы к нему обращались по имени и отчеству. Ведущий и в этом случае не возражает. Скорее всего, если все остальные участники выбирают для себя не совсем обычные игровые имена, то участник, к которому все вынуждены обращаться официально, скоро начнет испытывать некоторый дискомфорт. И к концу первого дня работы он обратиться к ведущему и группе с предложением изменить свое имя. Такое право сохраняется за всеми участниками. Интересно, что использование игрового имени в тренинге не только сразу задает определенную игровую условность происходящему в группе и готовит участников к выходу за пределы житейски ограниченной реальности, но и способствует развитию рефлексивных процессов.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж и говорит свое имя, группа повторяет за ним его имя.



Комментарий. Большое значение имеет то, какое имя предлагает первый из участников: если он не побоялся рискнуть, то и другие выберут необычные, яркие имена. Поэтому тренер может первым назвать свое игровое имя.

Упражнение "Имя"

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом. 

Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

Упражнение "Приветствие на сегодняшний день"

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.



Упражнение "Приветствие"

Цель упражнения: - формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; - создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. 

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или 
"Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. 

Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов. 

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал