Сборник тематических сценариев для внеклассных экологических мероприятий



страница1/15
Дата23.04.2016
Размер4.31 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
СБОРНИК ТЕМАТИЧЕСКИХ СЦЕНАРИЕВ

ДЛЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Сборник тематических сценариев для внеклассных экологических мероприятий

Сборник составлен в помощь учителям химии, экологии и биологии, классным руководителям, педагогам дополнительного образования и другим категориям педагогических работников, занимающихся экологическим образованием подростков. В сборник вошли сценарии, которые могут быть использованы для внеклассных экологических мероприятий: праздников, вечеров, ролевых игр. Сценарии составлены школьными коллективами Ленинского района г. Воронежа. В основу сценариев положены интересные экологические факты, научные открытия, собственные наблюдения детей - все то, что позволяет развить у учащихся познавательный интерес к экологии и акцентировать их внимание на современных экологических проблемах, на решение проблемы выживания,

ОГЛАВЛЕНИЕ

От составителей ..................................................................................

Роль внеклассных мероприятий в развитии экологического

сознания детей ....................................................................................

Методические требования к организации и проведению внеклассных мероприятий экологического характера .....................

Тематические сценарии

В ЗАЩИТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Экология школьного двора .....................................................

“Без чистой воды ни туды, ни сюды”

Экологический паспорт школы ..............................................................

“О времена! О нравы!”.....................................................................................

По страницам книги Памяти

Сочинения «Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу»

«Экологический этикет. Как я его понимаю»

Экологический театр

СЛОВО О ЗДОРОВЬЕ

Как избавиться от мусора

“Атас! Компьютеры идут на нас!”

Стресс и его причины

Химия в быту

Инфекционные заболевания

Мы едим для того, чтобы жить

Сказка об отравленной принцессе и царе Гастрономе

Гиподинамия

Косметика и здоровье

Гигиена одежды и обуви

Курение: иллюзии и реальность

Алкоголь - похититель здоровья и рассудка

“Нюхачи”

Быль и легенда о наркотиках

“СПИД: не медлите, действуйте!”

Сценка “Доктор! Я это ...”

Районный праздник «Молодежь России – окружающей среде»:

«Белый пароход»

«Чернобыль»

Шум и здоровье человека

Исследование травматизма

Музей здоровья

Нам надо выжить

«Будьте добрыми и человечными»

«Терроризм – угроза ХХ1 века»

«Нравственный императив – условия выживания человечества»

Праздник «Война и цветы»

Краеведение

Памятники природы нашего города

История города Воронежа

Заочная экскурсия «Памятные места нашего города»

Восхождение к высотам творчества

Городские педагогические чтения

Театрализованное представление «Д.И. Менделеев – штрихи к портрету»

Урок-конференция «Д.И. Менделеев – создатель периодической системы»

Интегрированный урок химии и культурологи на тему «Угольная кислота и

ее соли»

Введение

Перед учителями-предметниками стоит важнейшая задача: не только систематизировать знания учащихся, но и научить школьников применять их на практике. Этому во многом способствуют внеклассные занятия, которые углубляют знания учащихся, полученные на уроке, повышают интерес школьников к предмету, развивают инициативу, приучают к самостоятельной творческой работе и имеют глубокое воспитательное значение.

Подготовка любого внеклассного мероприятия - это труд, который требует больших затрат сил и времени. Поэтому в помощь вам, уважаемые педагоги, мы сделали подборку сценариев, которые с успехом можно использовать на экологических и биологических вечерах, праздниках, фестивалях и других внеклассных мероприятиях.

Сценарии, приведенные в нашем пособии, - авторские, написаны были для экологических праздников.

Содержание сценариев несомненно заинтересует вас, уважаемые учителя биологии и экологии, классные руководители, руководители экологических кружков, педагоги дополнительного образования. Выражаем надежду, что многие из приведенных сценариев вы используете при подготовке внеклассных мероприятий.

Прочитайте данные разработки, выберите то, что вас заинтересует, проявите творчество, дополните, измените. Понравившиеся сценарии или их фрагменты возможно включить в канву любого внеклассного мероприятия или даже урока.

Надеемся, что предлагаемый материал поможет вам привить учащимся интерес и любовь к предмету, повлияет на формирование и развитие экологического сознания детей, философско-этического осмысления человеком своего бытия, миропонимания, потребностей, смысла жизни. Нравственный аспект раскрывается через понимание учащимися жизни как наивысшей ценности и того, что только на основе уважения к ней, человеку и окружающей среде можно строить свои отношения с природой, обществом.

РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

Говоря о влиянии внеклассных мероприятий на развитие экологического сознания детей, необходимо, в первую очередь, определиться, что же такое “экологическое сознание”.

Термином “экологическое сознание” традиционно обозначается совокупность представлений о взаимосвязях в системе “человек - природа” и в самой природе, существующее отношение к природе, а также соответствующие стратегии взаимодействия с ней.

Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Сегодня развитое экологическое сознание становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Именно школа призвана развивать у молодежи ответственное отношение к природе. Достижение этой цели затруднено в рамках одного лишь урока, необходима организация ряда форм творческой деятельности учащихся в системе внеурочных и внеклассных занятий. Наибольший эффект может быть достигнут только в том случае, если внеклассная и внеурочная работа проводятся не эпизодически, а постоянно, увлеченно и целенаправленно.

В становлении экологического сознания детей велика роль массовых экологических конференций, праздников, ролевых игр и других внеклассных мероприятий, которые способствуют:

- распространению и популяризации экологических знаний;

- переносу знаний на поведение детей, адекватности экологического сознания и поведения;

- утверждению в сознании, поведении и деятельности детей принципов ответственного отношения к природе, к своему и чужому здоровью;

- формированию готовности решать те или иные экологические задачи с позиций глубокого знания природных процессов, прогнозированию последствий воздействия человека на окружающую природу.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

В данном сборнике вниманию учителей и школьников предлагаются различные по форме и содержанию сценарии, которые посвящены актуальным экологическим проблемам и предполагают исполнение определенных ролей.

Где могут быть использованы такого рода сценарии? При организации экологических и биологических вечеров, сюжетно-ролевых игр, пресс-конференций, экологических праздников и т.д.

Какие проблемы, темы, вопросы рекомендуется выбирать для внеклассных мероприятий экологического характера? Такими вопросами должны быть те, которые не могут быть рассмотрены достаточно глубоко и всесторонне на уроках, обладают актуальностью и способствуют психологической подготовке детей к будущим жизненным ситуациям. Этика, правила, нормы поведения, формирующие экологическое сознание, - эти проблемы должны быть в центре внимания при подготовке к любому экологическому мероприятию.

В основе вышеперечисленных внеклассных мероприятий лежит разработка сценария, посвященного актуальной проблеме, и инсценировка его в ролях. Роли заранее распределяются между исполнителями, проводятся многочисленные репетиции. При распределении ролей необходимо учитывать психологические особенности участников мероприятия.

Наиболее ценен при разработке сценария основной прием обучения, который состоит в перестройке, перегруппировке знаний, почерпнутых из литературы и иных источников, облечении их в стихотворную форму. Данный прием направлен на то, чтобы привлечь внимание слушателей, заинтересовать их обсуждаемыми проблемами, сделать их соучастниками событий.

Учитель должен использовать различные приемы руководства в процессе подготовки внеклассного мероприятия: совместное обсуждение темы сценария, подбор исполнителей ролей, консультации по подбору литературы и подготовке выступления.

Подготовка к экологическим мероприятиям должна включать в себя не только подбор содержания, но и выбор формы проведения. Мероприятие должно быть живым и увлекательным, но, вместе с тем, занимательность не должна заслонять главного - его познавательной ценности. Задача организаторов - не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их.

Большое воспитательное значение имеет оформление экологического мероприятия. В качестве примера можно привести организацию и оформление экологического праздника в Ленинском районе.

Выступления команд проходили на фоне сцены, разделенной на две половины: с одной стороны – мертвые, черные силуэты деревьев, скелеты животных; с другой - цветущие растения, синее небо, зеленая трава. Между этими символами жизни и смерти застыли гигантские Весы, пока находящиеся в равновесии, но готовые каждое мгновение склониться в ту или иную сторону. Это - аллегория судьбы жизни на планете, отражающая главную идею праздника: “Судьба планеты в наших молодых руках”.

При условии проведения творческих конкурсов, смотров должны быть разработаны критерии оценивания команд. Можно предложить следующие:

- оценивание выступлений: научность, раскрытие темы, оформление, практическое применение, артистичность;

- оценка творческих работ и поделок учащихся;

- оценка качества оформления стенных газет, рисунков, плакатов.

Исходя из имеющихся средств, жюри разрабатывает формы поощрения победителей, это могут быть почетные грамоты, дипломы, призы.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ

«В ЗАЩИТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ЭКОЛОГИЯ ШКОЛЬНОГО ДВОРА

Действующие лица: Ведущий, Росток, Репейник, Сирень, 1-ое дерево, 2-ое дерево, Огурец, Перец, Ученик, Человек.



Ведущий

Возле школы вырос крепенький росток.

Через восемь лет он будет стройный, славный тополек.

Рад он солнечному свету, с нетерпеньем ждет дождя.

Вот и тучка налетела, будет для тебя вода!

(приносят тучку с надписями кислотных оксидов).

Росток

Что случилось? Что со мной?

Я какой-то сам не свой!

Эта жгучая вода...

Пользы нет, одна беда...

Что же это подскажите?



2 дерево

Тот дождь, который прошел сейчас, содержит кислотные оксиды азота и серы. Они разрушают листья, а упав на землю уничтожают и почву.



1 дерево

Посмотри на меня, мои листья пожелтели, засохли, покрылись черными пятнами. Это все от того, что я расту близко к дороге, меня окружают заводы: “Вогресс”, “СК”, “Шинный”.



Репейник

Привыкай, мы растем вблизи этих предприятий, где на 1 м2 листовой поверхности оседает за сутки до 129 мг твердых примесей.



Огурец_и_Перец_вместе'>Сирень

Они содержат такие вредные элементы, как Zn, Cd, Cu, Pb. Смываясь дождем, тяжелые металлы накапливаются в почве, сохраняясь в ней длительное время. Так, период полураспада в почве Zn - 500 лет, Cd - 100 лет, Cu - 1500 лет, Pb - несколько тысяч лет.



Перец

Один автомобиль за сутки тратит несколько тонн кислорода, а по улице 20 лет Октября в час проезжает 2200 машин. При этом выбрасывается 50 кг токсичных веществ на километр пути. По этим показателям наша улица входит в десятку самых неблагополучных.

Сирень

Под действием этих ужасных выбросов мои листья желтеют, чернеют и покрываются бурыми пятнами.

Огурец и Перец вместе

Мы не можем расти без пленки, потому что не выдерживаем. Через 3 недели желтеем и вянем.

1 и 2 дерево

Мы очень страдаем от загрязнений, но от них страдает также и человек. Множество различных заболеваний связано с плохим воздухом: бронхит, пневмония, различные формы аллергии.

Огурец

А в школьном подвале был найден радиоактивный родон, который, накапливаясь в организме, может вызвать быстротечную чахотку.

2 дерево

Но мы очень рады, что ты присоединился к нам, потому что нас очень мало. Ленинский район занимает предпоследнее место по площади зеленых насаждений. Их площадь составляет всего 2,37 м2 на одного жителя.

1 дерево

А кроме того, многие люди и даже дети ломают наши ветки, спиливают нас.

Как больно, милый мой, как страшно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями.

Как больно, милый мой, как страшно

Раздваиваться под пилой...

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами

Не зарастет на сердце рана,

Прольется пламенной смолой...

Росток___Но_ведь_я_вырасту,_и_у_меня_появятся_пушистые_семена._Из-за_них_меня_так_не_любят_люди!__Огурец'>Росток___Почему_же_люди_так_плохо_относятся_к_нам_Разве_мы_бесполезные__Репейник'>Росток

Почему же люди так плохо относятся к нам? Разве мы бесполезные?

Репейник

Что ты, маленький, мы отражаем солнечные лучи и расходуем энергию солнца на фотосинтез, выделяя кислород и поглощая СО2, а избыток углекислого газа ведет к парниковому эффекту.

Сирень

Мы очищаем воздух от пыли и вредных химических веществ. Вот, например, школьники в сентябре мерили запыленность. Они протирали листочки с дерева у дороги и с дерева в частном секторе. Вот какие результаты они получили (деревья показывают диаграмму).

1 дерево

Кроме того, мы производим фитонциды, укрепляющие иммунитет. Они убивают болезнетворные микроорганизмы, грибки простейших и даже вредных насекомых.

Перец

В этом участвуют даже комнатные растения. Так, туя очищает воздух от микроорганизмов на 67%, хризантемы - на 66%, герань и бегония - на 43%.

2 дерево

Кроме того, внедряется новый вид лечения - ландшафтотерапия, где лекарством являются зеленый цвет растения, пение птиц, плеск воды, шелест листьев.

Росток

Но ведь я вырасту, и у меня появятся пушистые семена. Из-за них меня так не любят люди!

Огурец

Зато ты один производишь столько кислорода, что хватит на сутки для 3-х человек.

Репейник

Создаешь микроклимат, увлажняешь воздух. Ты один влияешь на климат местности площадью листовой поверхности, равной 20-кратной длине дерева.

Сирень

Ты уменьшаешь скорость ветра и изменяешь направление потоков воздуха, а ведь ветры повышают кровяное давление, возбудимость, обостряют ревматизм и головную боль.

1 дерево

В таких загрязненных районах, как наш соединения серы поглощают не только твои листья, но и (в зимнее время) побеги.

2 дерево

Ты молодец, а хвойные деревья не растут в нашем дворе. Они от нашего воздуха желтеют. Не найти также мхов и лишайников.

Сирень

Зато на водохранилище буйствуют сине-зеленые водоросли. У них там банкеты - куча нитратов.

Репейник

А я - показатель плодородия почвы и частенько захожу на участок за школой, значит не все так плохо!

Росток

А что же ученики делают для нас?

Ученик

Мы в нашей школе занимаемся исследованием влияния загрязнений на состояние зеленых насаждений (показывает паспорт школы), очищаем двор от мусора и кустарников, высаживаем саженцы.

1 дерево

Только саженцы приживаются плохо, а некоторые ребята еще и ломают ветки, срывают листья.

Ведущий

Без особой нужды, от скуки,

Даже если ты здесь впервые,

Не ломай ты деревьям руки,

Ведь живые они, живые...

Растения нуждаются в уходе,

Очистке воздуха и рек.

Их жизнь подвластна вам.

И от того, как ты закончишь век,

Зависит все. Твой выбор, человек!
Человек подходит к плакату

Я останусь таким, как был, потому что один в поле не воин” (плакат переворачивается).


Ведущий

Будут ли в космосе запахи?

Трудно сказать заранее.

Быть может от них останутся

Только воспоминания...
Человек подходит ко второму плакату

Если не я, то кто же” - переворачивает плакат и поливает росток. Росток и человек меняются местами.


Росток

Пока я жив, с тобой я буду.

Любовь и жизнь неразделимы.

Человек

Пока я жив, с тобой я буду.

Пусть я и ты всегда вдвоем.

Я понесу с собой повсюду

Вот это маленькое чудо.

Я посажу тебя повсюду:

В саду, и в парке, и в лесу.

Все участники вместе

Мы хотим, чтоб воздух чистым был,

И в небе не было озоновых дыр.

Чтоб из крана тек лишь “Нарзан”,

В речке плавали окунь и сазан.

И чтобы в поле одуванчик цвел,

И теплый дождик летним утром шел.

И наше право - Землю сохранить такой,

Чтоб на планете был порядок и покой!

Алеша,_Чистая_вода,_Грязная_вода,_Доктор._Ведущий'>БЕЗ ЧИСТОЙ ВОДЫ НИ ТУДЫ, НИ СЮДЫ”
Действующие лица: Ведущий, мальчик Алеша, Чистая вода, Грязная вода, Доктор.
Ведущий

Одну простую сказку,

А может и не сказку,

А может не простую,

Хотим вам рассказать.

Как спорили сестрички-

Две разные водички.

И спорили так громко,

Пером не описать.

Чистая вода

Без чистой водички

ни рыбки, ни птички...

Грязная вода

В тебе нет керосина,

Ни грязи, ни бензина,

И все твои подружки -

Пиявки да лягушки.

Ведущий

И тут явился мальчик.

А может и не мальчик.

А может это девочка,

Что в общем все равно.

И слушал он водичек,

Двух взвинченных сестричек,

Готовых все живое

Вокруг пустить на дно.

(Сестрички обращаются к мальчику)

Грязная вода

Свет Алешенька, скажи,

Да всю правду доложи:

Кто на свете всех милее,

Всех прекрасней и нежнее?

У меня есть керосин,

Есть и масло, и бензин,

Есть тяжелые металлы

И другие минералы.

Ну, а в этой что водице?

Ей со мною не сравниться:

Нет ни вкуса в ней, ни цвета,

И, вообще она - с приветом!

Алеша

Соблазнила ты меня,

Выбираю я тебя!

Чистая вода

Коли я вам не нужна,

И для вас я не важна,

Вот попробуйте, друзья,

Обойдитесь без меня.

(Чистая вода уходит)

Грязная вода

Наконец, случилось чудо:

Здесь одна я плавать буду!

Буду я с тобой гулять

И везде сопровождать.

Дай-ка я тебя умою

И в порядок приведу.

Будешь ты дружить со мною,



(тихо) Не на счастье, на беду!

(Умывает Алешу, на его лице остается грязь).

Алеша

Мне мама говорила

Полить в саду цветочки

И протереть листочки,

И искупать котенка,

А то он стал совсем, совсем

Похож на поросенка.

Ведущий

Долго будут мучиться,

Что ж у них получится?

(Алеша грязной водой поливает цветок, он засыхает)



Алеша

Что случилось, не пойму?!

Отчего и почему

Вдруг такое приключилось?

Как же это получилось?

Я его и поливал,

И листочки протирал,

Как же это все ужасно!



Грязная вода

Не волнуйся, не грусти,

У тебя все впереди!

Ты покажешь чудеса,

У тебя взойдут леса!

А пока забудь про это.

Кис, кис, кис!

Ну, где ты?

Где ты?

Алеша

Слушай, милая водица,

Дай ему скорей напиться.

Искупай его скорей,

Чтобы стал он веселей.

(Алеша уходит и на ходу поит кота).

Ведущий

Мало было им цветка,

Добрались и до кота.

Что же будет с ним теперь?

Загляни-ка в эту дверь?

(Приходит Алеша, в руках держит скелет кошки).

Алеша

Бедненький ты мой котенок,

Грязный был, как поросенок.

А теперь один скелет,

И того почти что нет!

Грязная вода

Ты нытье мне это брось!

Я же все-таки твой гость.

Будь поласковей со мной,

Напою тебя водой.

Будешь ты совсем другой.

Вырастешь большой-большой.

(Дает Алеше пить)

Ведущий

Ну попался, Алексей,

Бедный, бедный ротозей!

Алеша

Ой, болит, болит живот!

Где же доктор здесь живет?

(Входит доктор)

Доктор

Я смогу тебе помочь:

Прогони грязнулю прочь!

Я раскрою свой секрет,

Выпишу тебе рецепт:

“Только Чистая вода

Помогает нам всегда”

Алеша

Чистая водичка!

Умой скорей мне личико.

Возвращайся к нам скорей

И обрадуй всех людей.

Всем известно: без воды

Ни туды и ни сюды!

(Входит чистая вода)

Чистая вода

Я - Чистая водичка-

Умою твое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб цветок прорастал,

Чтоб здоровый он стал,

Чтоб котенок ожил,

Чтоб с тобой он дружил.

Ведущий

Мораль из этой сказки,

А может и не сказки,

Надеемся понятна будет, господа.

К логической развязке

Пришли мы без подсказки:

Как нам необходима всем -

ЧИСТАЯ ВОДА!



ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ

Действующие лица: 1-ый, 2-ой, 3-ий ученик



1 ученик

Средняя школа № 45 расположена в самом центре Ленинского района, по улице 9 января, в непосредственной близости оживленной автомагистрали, где проходит около 1300 единиц транспорта.

Практически в ста метрах от школы находятся 3 крупнейших завода: завод им.Калинина, “Сельмаш”, “Жиркомбинат”; трамвайный парк и в 500 метрах “Химфармзавод”, т.е. даже из названий данных предприятий очевидна их роль, сказывающаяся на здоровье обучающихся и проживающих на данной территории людей.


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница