Сборник упражнений по дисциплине русский язык и культура речи «общий гуманитарный и социально-экономический цикл»



страница1/7
Дата09.10.2017
Размер0.67 Mb.
ТипСборник упражнений
  1   2   3   4   5   6   7


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕХНИКУМ

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»


Сборник упражнений
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
«общий гуманитарный и социально-экономический цикл»
естественнонаучный профиль
основной профессиональной образовательной программы

по специальностям 060501 Сестринское дело
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Шентала, 2013


Рассмотрен и утвержден на заседании ЦМК «Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин»

Протокол № ________от

«____»______________20___г.

Председатель ЦМК

______________ Мутыгуллина М.Б.


Составлен в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060501 Сестринское дело

Зам. директора по УР

«____»____________20___ г.

________________Е.В. Курганская



Составитель: преподаватель Бурлягина М.В.




Пояснительная записка
Сборник упражнений по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 060501.51 Сестринское дело. Сборник упражнений создан с целью организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. В сборник подобраны задания из различных источников по всем темам программы, включены тестовые и компетентностно-ориентированные задания. Выполнение заданий способствует отработке базовых лингвистических знаний и формированию общих и профессиональных компетенций.
Уважаемый студент!
Цель сборника - помочь организовать Вам работу по усвоению и закреплению материала, отработке практических навыков, а также определить степень усвоения материала.

Желаем успеха!



РАЗДЕЛ 1. НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Тема 1.1. Культура речи. Нормы русского литературного языка.
Задание 1. Познакомьтесь с текстом и определите, о каких проблемах речи в нём говорится? Нужен ли такой «новояз» уже сложившейся языковой системе?

«Всё. Хватит! Сил моих больше нет терпеть. Выйдешь на улицу – всюду кидалы, лохи, предки, кореша, отморозки, тормоза, пофигисты… Что же они целыми днями делают? Прикалываются, прутся, кидают друг друга, ставят на счётчик, достают, отрываются, врубаются, догоняют, тащатся, отмазываются, нажираются, забивают стрелки, наезжают, грузят, сваливают… Делают они это безбашенно и без понтов. А потом, когда содеянного уже не воротишь, им всё становится по барабану или параллельно. И живописуют подвиги типа: не хило, зашибись.

Захожу в один из московских вузов. Все такие важные. Одна студентка (лица не разобрать: только пудра, помада и тушь) говорит подруге: «Я чисто на первую пару забила. Лажа всё это. Он опять такую пургу гнал…»

Подхожу, спрашиваю: «Нельзя то же самое, но по-русски?» У девушки, к счастью, было хорошее настроение, она положила сигарету в сумку и ответила: «А что, разве можно говорить нормально в аномальном обществе? Можно, конечно, вместо прикольно сказать замечательно, очаровательно, прелестно, прекрасно, изумительно, но это будет лицемерием, ибо нельзя про дискотеку сказать, что там было превосходно. Вот в Третьяковке можно. А про нашу жизнь говорить если, то нужно всё называть своими именами, а то можно с ума съехать. С родителями я нормально говорю, а то они уроются и ни фига не въедут».

Поговорив чуть-чуть на этом тарабарском языке, мне вдруг захотелось увидеть просто улыбающихся детей, юношей и девушек, мужчин и женщин, услышать настоящую русскую речь. Куда мне идти, я уже знал. Третьяковка была недалеко…»

(В.Ф.Русецкий. Культура речи учителя)



Задание 2. В следующих примерах найдите неуместные устаревшие «канцелярские» слова. Перепишите, исправляя предложения и заменяя «канцеляризмы» общелитературными синонимами.

1. На запрос о книгах по истории шахмат ставим Вас в известность, что таковых в магазине не имеется. По получении сего уведомления Вам надлежит обратиться в областное отделение «Книга почтой».

2. Оконные рамы, равно как и двери, требуют замены.

3. Дабы ограда не подвергалась ржавлению, необходимо покрыть её масляной краской.

4. Ремонтирование телевизора произведено в сроки, каковые предусмотрены в инструкции.
Задание 3. Исправьте шибки в употреблении средств связи.

1. В этом году я прочитал книг намного больше, как в предыдущем.

2. Я не знаю, или поеду к родственникам, или отдыхать на море.

3. Чтобы вы знали, как хорошо зимой в лесу. Кажется, лыжи несут тебя так быстро, аж дух захватывает.

4. Поездку пришлось отложить, через то, что погода испортилась.
Задание 4. Тест с выбором одного или нескольких вариантов ответов.

1. Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно.

А) Алкоголь Б) балованный В) каталог

Г) ходатайство Д) оптовый
2. Отметьте словосочетания, в которых нарушены нормы сочетаемости слов:

А) контроль над успеваемостью; Б) вера в успехе; В) оплатить за проезд;

Г) согласно расписания занятий; Д) памятник героям войны.
3. Отметьте слово, лексическое значение которого указано неверно:

А) абориген – коренной житель определённой местности;

Б) кириллица – одна из систем росписи православных храмов;

В) брифинг – краткая пресс-конференция по актуальным вопросам политики;

Г) ксерокс – устройство для электрофотографирования.
4. Отметьте слова, которые употреблены в несвойственном значении:

А) Председатель родительского комитета сделал анонс о предстоящей работе.

Б) Он воспринимал происходящее без особого внимания.

В) Все наблюдали редкостное природное явление – затмение солнца.

Г) Убегая, он упал навзничь и больно ушиб колено.

Д) Он был горделивым, то есть уважаемым человеком на селе.


5.Отметьте, в каких случаях допущены ошибки в словообразовании:

А) Ещё долго он вспоминал девушку с задумчивым взглядом.

Б) Когда закончилась лесостепь, поезд помчался по равнинной местности.

В) Подскользнувшись, он всё же сумел стоять на ногах.

Г) Ларра – сын орла и женщины.

Д) Голубь в басне надсмехается над попавшим в беду чижом.


Задание 5. Выделите основные тезисы статьи профессора фа­культета журналистики МГУ Н. Комлева. Приведите свои аргументы (или контраргументы) к этим тезисам.

Понимаем ли мы, на каком языке говорим?

Язык — это наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. А потому языку должно придаваться фундаментальное и стратегическое зна­чение.

В целом наш язык остается по-прежнему «великим и мо­гучим». Его лексический инвентарь и запас выразительных средств колоссальны и продолжают расти. Подтверждено, что русский язык не труднее других языков для усвоения. В нем нет регионализмов1, как в китайском или немецком. Он более открыт для адаптации иноязычных понятий, чем, например, английский. Разговорный язык близок к литературному. Поэтому русский язык как коммуникативный2 феномен не требует никакой за­щиты — ни юридической, ни моральной. Однако моральной, лингвистической, а иногда и юридической защиты требует наша речь.

Каждый индивид получает язык как нечто данное, уже до него существующее, а речь во всех случаях ему приходится формировать самому. И вот тут нам открывается печальная картина. Люди используют разнообразие языковых средств в микроско­пических размерах. Культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной. В публичную и деловую речь все больше проникают непристойные выражения и криминальная лексика. <...>

Особо нужно сказать об иноязычной интервенции в русскую речь, бескультурье варваризмов3 в деловом языке, в рекламе радио и телевидения, в уличной эпиграфике.

Наконец, важнейшая забота государства — следить за чи­стотой русской произносительной и лексико-грамматической нормы в СМИ как главном регуляторе русской литературной речи, объединяющей русскую народность в разных регионах.

Сейчас нет социального сословия, которое могло бы служить эталоном речевого поведения, как в прошлую эпоху дворянство или аристократия.

Сегодня устная речь пребывает в убогом состоянии. Кризис общественных структур отражается и в зеркале речевого обще­ния, однако упорядочить речь нельзя силовыми методами. Это можно сделать только путем пропаганды образцов. А образцы в наши дни способны реализовать и демонстрировать прямо и непосредственно в первую очередь радио и телевидение. <...> Наблюдается «прорыв» жаргона на всех литературных и публицистических фронтах... Если просторечие и диалект еще получили какое-то отражение в советской литературе и публи­цистике, то жаргон с большим трудом и напряжением проры­вался сквозь кордоны цензуры и словесной «полиции нравов», неусыпно следившей за тем, «правильно ли мы говорим?». Сейчас жаргон не только прорвался, но и произвел мощный лексико-семантический4 взрыв.

Еще один симптом падения русской речи, который не оче­виден наивному пользователю языком, но который, бесспорно, сигнализирует о внутреннем неблагополучии нашего общества. Это сужение объема употребляемого лексикона во всех речевых жанрах. Речевая бедность выражается, кроме того, в эксплуа­тации незначительного числа сверхчастотных слов, появление которых в текстах легко предсказуемо. А что предсказуемо, то неинформативно. Напротив, слова малочастотные больше привлекают внимание, вызывают больше интереса и чаще всего конкретизируют детали сообщения.

Основной путь к ренессансу русской речи в нашем многона­циональном Отечестве проходит через массмедиа. И приходится только удивляться, что газеты стоят в стороне от языковых проблем. Язык — это канал, по которому они держат связь с читателем, и этот канал должен регулярно прочищаться.



1 То есть слов, употребляемых только в определенных регионах.

2 То есть относящийся к сфере общения — коммуникации.

3Варваризм — недавно заимствованное языком из другого языка слово, сохраняющее свой иноязычный облик и воспринимаемое в речи, тексте как иноязычное вкрапление.

4Под лексико-семантическим взрывом автор подразумевает взрыв­ной характер изменений в словарном составе речи и в значениях исполь­зуемых слов.
Задание 6. Понятен ли смысл следующего текста? Какое коммуникативное качество хорошей речи не соблюдается? Докажите свою точку зрения примерами из текста. «Переведите» данный текст на литературный язык.

«Разговор в ординаторской:

- Бугор сегодня не фонтан.

- Да он был на ковре у супера.

- Втык получал?

- Не то слово, сифонили его!

- И нам перепадёт?

- Уж будь спок.

Входит палатная медсестра.

-Кончай травить, начальники, пошли к нытикам.

- А ты мочу приклеила?

- Какую?


- А той полисной бабки, которая у окна под системой лежит?

- Она не готова.

- Звякни ещё раз, прямо сейчас.

Медсестра говорит по телефону.

- Лаболатория? Это седьмое, час назад я мочу заказывала…

- Нюрка её раздаёт, по этажам пошла.

- А вы её с сахаром сделали?

- С сахаром и с осадком.

Медсестра и ординатор:

- Моча наша готова.

- Дай её мне, там дочка ждёт, за дверью.

- Да я уж выгнала её из палаты, а она к вам рвётся, настырная, зевластая. Сейчас принесу.

В ординаторскую входит молодая полная женщина.

- Доктор, я слышала про мочу с сахаром и не поняла, кому её готовят?

- Как раз для вашей бабули, вас же только что оттуда едва выпроводили.

- Никто меня не провожал, сестра вон вытолкала. Так зачем моча-то с сахаром? Вы что, уриной что ли лечите? Говорят, это сейчас очень модно.

- Мы исследуем, нет ли сахара в моче у вашей бабули.

- Не бабули, а мамы. А сахар у неё и без анализа понятный, ейная рубашка всю дорогу мухами облеплена, не разгонишь.

Входит медсестра, подаёт врачу листок.

- Да, моча у вашей мамули действительно сладкая…»


Задание 7.

В жизни нам приходится выражать свои мысли в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.

Составьте краткий конспект в табличной форме «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения». Укажите 7 различий устной и письменной формы существования русского языка по указанным критериям, выписывая из текста основные положения (тезисы).





Критерии

Устная речь

Письменная речь

1.

Определение







2.

История возникновения







3

Материальная форма речи







4

Основное свойство речи







5

Формы передачи и восприятия речи







6

Формы существования в стилях речи.







7

Средства выражения










Устная речь.

Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.

Передача устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.

Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы "на ходу", в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: сообщение секретаря участникам совещания "Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него". С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы: "Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную, и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/ Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже думаю/не надо/.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. "Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации". Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.



Письменная речь.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.

Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста.

Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.


Критерии оценивания: по каждому критерию выставляется один-два балла

«5» - 12-14 баллов «4»- 10-11 баллов

«3» - 8-9 баллов «2» - менее 8 баллов




Тема 1.2. Орфоэпические и акцентологические нормы.
Задание 1.Определите количество букв и количество звуков 1) в парах слов; 2) в словах.

1)Быть –-быт, брать – брат, ест – есть, жест – жесть, нов – новь, мел – мель.

2)Рожь, молодежь, ложь, дрожь; багаж, пейзаж, экипаж,; карандаш, реванш; гуашь, помочь, стричь.
Задание 2.Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я в следующих словах?

Яркий, вязь, дядя, зябь, ляг, семья, коллегия, батарея, легкие, белые, юнга, бюро, вьюн.


Задание 3.Определите, различаются ли конечные согласные в парах слов. Какую роль играет буква ь?

1) Дренаж – залежь, тренаж – настежь, витраж – упряжь;

2) мякиш – сушь, финиш – тушь, малыш – брошь;

3) ключ – прочь, мяч – дичь, луч – завлечь, обруч– обжечь.



Задание 4.Поставьте в словах ударение. На примере первых пяти слов докажите, что оно разноместное.

Язык, небо, воробей, ведомость, веломотогонки, вполсилы, логопедия, великовозрастный, до завтра, на смех, паралич, высококалорийный, на лету.


Задание 5.Определите в словах позиции, где наблюдается редукция гласных.

1)[ а]: рука, задание, ананас, книга, ряд, вязать;

2)[о]: очи, дорого, уголь, колокол, облака;

3)[э]: небесный, невезение, вечер, человек, эхо, экран, эксперимент;

4)[и]: линия, линкор, линовать;

5)[ы]: сын, сыны, сыновья;

6)[у]: друг, друзья, дружелюбный, вытянуть.
Задание 6.Определите, в сильной или слабой позиции находятся подчеркнутые согласные.

Близкий, мягкий, глупый, крепкий, ковш, душ, сторож, еж, доска, зыбкий, жидкий, тяжкий, яд, повод, сапог, том, дом.


Задание 7.Тест с выбором одного или нескольких вариантов ответов.

1. Укажите неверное утверждение:

1) согласный звук на конце слова может стоять и в сильной и в слабой позиции;

2) деление на слоги зависит от количества гласных звуков;

3) безударную гласную корня всегда можно проверить ударением;

4) в русском языке один и тот же звук может обозначаться двумя разными буквами;

5) закрытый слог – слог, оканчивающийся на согласный;

6) гласные в сильной позиции никогда не требуют проверки.

2. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне:

1) аген..ство; 2) блес..нуть; 3) запас..ливый;

4) сверс..ник; 5) рес..ницы; 6) ужас..ный.

3. Найдите слово, в котором есть мягкий согласный:

1) жир; 2) шоссе, 3) плащ;

4) цех; 5) вопрос; 6) съезд.

4.Найдите слова с ударением на последнем слоге:

1) прибыл; 2) удобнее; 3) позвонит;

4) создана; 5) начал; 6) мельком.

5. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

1) июль; 2) праздник; 3) каменный;

4) бульон; 5) поём; 6) ельник.

6. Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных:

1) гараж; 2) записка; 3) выставка;

4) лепёшка; 5) сделать; 6) молотьба.
Задание 8. Произнесите в соответствии с фонетическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка следующие фразы:

А) Пациенты пятнадцатой, шестнадцатой и девятнадцатой палат, принимайте, пожалуйста, медикаменты ровно в двенадцать часов (из объявления на посту медицинской сестры).

Б) Прежде всего мое намерение – заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастроскопиями, дизентериями. Ведь лечить-то надо Вас, а не анализы (из разговора врача с пациентом).

В) Хроническая ишемическая болезнь сердца, атеросклероз венечных сосудов сердца, стенокардия покоя и напряжения, постинфарктный кардиосклероз, экстрасистолия (из диагнозов).



Задание 9. Следующее упражнение выполняется с «Орфоэпическим словарём русского языка» под ред. Р.И. Аванесова самостоятельно. Отметьте слова, в которых на месте подчеркнутых букв не произносится твердый согласный звук.

Адекватный, аденоиды, акварель, анестезия, бенефис, вундеркинд, детектив, деликатес, идентичный, интервью, интернат, интерьер, компьютер, крем, лазер, пресса, свитер, сепсис, темп, тембр, термос, тире, шимпанзе, штемпель.



Задание 10. Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударения в слова и произнесите их в соответствии с орфоэпическими нормами.

Агрономия, аноним, аристократия, балованный, блокировать, гербовый, госпитальный, договор, доцент, донельзя, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, издавна, испокон (веку), камфорный, каталог, кладовая, коклюш, кулинария, ломота, мизерный, некролог, немота, обетованный, облегчить, петля, премирование, принудить, созвонимся, средства, упрочение, украинский, хирургия, ходатайствовать, эксперт, афера, алкоголь, автозаводский, баловать, бесхребетный, высококвалифицированный, двенадцатиперстная кишка, диоптрия, дистиллированный, дремота, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, изредка, истекший, исчерпать, квартал, класть-клала, красивее, летаргия, маневры, наговор, намерения, новорожденный, обезуметь, обеспечение, ободрить, опека, осведомить, премированный, свекла, творог, феномен, христианин, щавель.


Задание 11. Протранскрибируйте слова.

Адресат, водяной, занести, заодно, семена.


Задание 12. Согласны ли вы с приведенным ниже мнением из­вестного специалиста в области культуры русской речи К. С. Горбачевича? Свое мнение обоснуйте.

«Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня со­временного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен ин­формацией. Между тем, наряду с высоко поднятым престижем орфографии, у нас еще наблюдается если не безразличное, то чересчур снисходительное отношение к нарушениям орфо­эпических (т.е. произносительных) норм. Человек, написавший, скажем, што вместо что, подвергается осуждению (вплоть до административных санкций). В то же время произнесение [что] вместо рекомендуемого орфоэпией [што] не вызывает, как правило, серьезного общественного порицания».


Задание 13. Какие типы орфоэпических норм отражены в словар­ных статьях? Какого рода информацию можно извлечь из приведенных ниже статей?

абрек !неправ. [рэ]

атлет!неправ. атлёт

бандероль и доп. [дэ]

банкрот и устар. банкрут

верезжать [жьжь и доп. жж]

дегтярный !не рек. устар. де[х]тярный

доспехи [доп. сьпь]

зеро΄ [зэ]

ларёчник [доп. устар. шн]

наилучший [утш]

никчёмный !не рек. никчемный

туристский [cc и доп. сцс]

Задание 14. Проанализируйте орфоэпические изменения в сло­варях разных лет издания. О чем они свидетельствуют? Сопоставьте эти данные с современными орфоэпическими словарями. К каким выводам вы пришли?

Слово

«Толковый словарь русского языка» (1935—1940)

«Орфоэпический сло­варь русского языка» (1983)

будничный булочная закусочная игрушечный нарочно порядочно порядочный сливочный яичница яблочный

[шн] [шн] [шн] [шн] [шн] [шн] [шн] [шн] [шн] [шн]

[чн] и доп. [шн]

[шн] и доп. [чн]

[чн]

[чн]


[шн]

[шн] и [чн]

[шн] и [чн]

[чн] и доп. устар.

[шн]

[чн] и доп. [шн]




Задание 15. Прочитайте фрагмент книги К. С. Горбачевича «Нор­мы современного русского литературного языка» (М., 1989). Приведите собственные примеры, подтверждающие важную роль знания особенностей русского ударения для культуры речи.

Однако если разноместность и подвижность русского уда­рения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью раз­личать с помощью места ударения смысл слов (мука — мука, трусит — трусит, погруженный на платформу — погружённый в воду) и даже функционально-стилистическую закрепленность акцентных вариантов (лавровый лист, но в ботанике: семейство лавровых). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ. Ср.: анализ крови (роди­тельный падеж) — в крови (предложный падеж); руки не подаст (родительный падеж) — чистые руки (именительный падеж мно­жественного числа); обрезать (совершенный вид) — обрезать (несовершенный вид); грузите (изъявительное наклонение) — грузите (повелительное наклонение); пальто мало (краткая форма прилагательного) — спал мало (наречие); кругом (тво­рительный падеж существительного круг) — кругом (наречие и предлог); молча (наречие) — молча (деепричастие); стоять вольно (наречие, обстоятельство) — вольно ему было уезжать (категория состояния, сказуемое); мудрёно говорит (наречие, обстоятельство) — мудрено в этом разобраться (категория со­стояния, сказуемое).


Задание 16. Какие типы акцентологических норм отражены в сло­варных статьях? Какого рода информацию можно извлечь из приведенных ниже словарных статей?

ба́ржа и баржа́

бу́нгало !не рек. бунга́ло

догово́́р и доп. до́́говор

догово́рный !не рек. договорно́й

договорённость !неправ. догово́ренность

ка́мбала и доп. камбала́

опто́вый !неправ. о́птовый

фольга́ и доп. устар. фо́льга

щаве́ль !неправ, ща́вель


Задание 17. Тест с выбором одного или нескольких вариантов ответов.
1. Укажите неверное утверждение:

1) ударение в русском языке позволяет различать слова;

2) безударная позиция гласных является слабой;

3) ударение в слове может переходить с одного слога на другой;

4) в безударных слогах гласные подвергаются редукции (изменению);

5) количество звуков в слове равно количеству букв в нём;

6) в русском языке возможно двойное ударение.

2. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне:

1) дерма..тин; 2) голлан..ский; 3) инци..дент;

4) дилетан..ский; 5) конста..тировать; 6) интриган..ский.

3. Найдите слова, в которых все согласные - мягкие:

1) лечишься; 2) кашне; 3) желе;

4) её; 5) целиться; 6) силища.

4.Найдите слова с ударением на первом слоге:

1) поднятый; 2) начатый; 3) балуясь;

4) прибыла; 5) прибывший; 6) добыча.

5. Найдите слова, в которых букв меньше, чем звуков:

1) мель; 2) съёмка; 3) ёжик;

4) июнь; 5) честные; 6) маяк.

6. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных:

1) просьба; 2) разжечь; 3) отделать;

4) беседка; 5) отрежь; 6) игрушка.

7. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова льётся:

1) [л' о т' с' я]; 2) [ л й' о т с' а] ; 3) [л' й' о ц а];

4) [ л' й' и т с' а]; 5) [л й' о т ц а]; 6) [л' о т' ц а].




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница