Сергеева Г. П. Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» в образовательных учреждениях/ Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М.: Гоу педагогическая академия, 2010



страница1/79
Дата25.08.2018
Размер2.07 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79


Сергеева Г.П.

Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» в образовательных учреждениях/ Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.

1.1 О сущности понятия «педагогическая технология»
Перевод образовательного процесса на гуманистическую парадигму поставил перед педагогическим сообществом сложную задачу поиска такой модели образования, в которой в органичном единстве сочетались бы духовно-нравственная основа, исконно присущая русской культуре и отечественному образованию, и новые педагогические технологии.

Многочисленные исследования в области педагогических технологий обучения и воспитания доказывают сегодня тот факт, что существует множество трактовок понятия «педагогическая технология». Но мнения большинства ученых сходятся в том, что педагогическая технология должна включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности имеет прогнозируемый характер [9, 15, 43, 52, 73, 91, 92].

Термин «педагогическая технология» – (educational technology) появился в высокоразвитых странах. В США (с 1961 г.), в Англии (с 1964 г.), в Японии (с 1965 г.), в Италии (с 1971 г.) издаются журналы по вопросам педагогических технологий. ЮНЕСКО выпускает серию «Педагогические технологии» в бюллетенях Международного бюро по образованию. Разработкой вопросов педагогических технологий занимаются специальные учреждения. В Англии в 1967 г. был создан Национальный совет по педагогическим технологиям, в США педагогические технологии развиваются как фундаментальная область исследования. Ряд университетов и колледжей европейских стран готовит специалистов по педагогическим технологиям на соответствующих факультетах. Создана Международная Ассоциация по педагогическим связям и технологиям (АЕСТ).

В отечественной педагогике понятия «педагогическая технология», «технология обучения» появились в начале 80-х гг. XX в. Вопросами технологии обучения занимались ученые-дидакты – В.И. Боголюбов, Т.А. Ильина, М.В. Кларин и др.

К настоящему времени сложились три основных подхода, отличающихся ролью и местом технологии обучения в учебном процессе. В первом технология обучения рассматривается как совокупность средств, система указаний, правил, направленных на оптимизацию обучения путем использования дидактических материалов и компьютера (В.С Данюшенков, В. Оконь, А.Я Савельев, Ф. Янушкевич и др.). Представители второго подхода (В.Ф.Башарин, В.М Кларин, Д.В Чернилевский и др.) раскрывают технологию обучения как средство гарантированного достижения целей обучения. Третьи исследователи (Г.И.Ибрагимов, В.П.Кузовлев, М. Марев, М.И. Махмутов, О.П. Околетов и др.) понимают под технологией обучения целостную совокупность разнокачественных процедур, обусловленную соответствующими целями и содержанием обучения, которые призваны осуществить требуемые изменения форм поведения и деятельности обучающихся.

Таким образом, можно выделить следующие существенные характеристики понятия педагогическая технология. К ним относятся: четкая и детальная постановка целей; отбор и переработка содержания; достижение запланированных результатов; гарантированный минимальный уровень обученности, отвечающий образовательному стандарту; наличие обратной связи; экономичность; мобильность. С учетом вышеперечисленных признаков можно сформулировать следующее определение педагогической технологии.



Педагогическая технология – это последовательная система реализации содержания обучения, представляющая совокупность форм, методов и средств обучения и приводящая к достижению гарантированного результата с наименьшими затратами времени и сил учащихся и педагога.

Структурными компонентами такой системы являются: цели обучения; содержание обучения; субъекты учебного процесса; организация учебного процесса; контроль достижения целей на базе образовательного стандарта; результат деятельности [88].

Изучением педагогических технологий в последнее время большое внимание уделяется в работах известных дидактов – В.П. Беспалько, М.В. Кларина, В.М. Монахова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой и др.

В области отечественного музыкального образования и воспитания разработкой педагогических технологий, методик и практик, адекватных природе музыкального искусства, занимались известные ученые, музыканты, методисты – Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В.Асафьев, Д. Б. Кабалевский, И.М. Красильников, Е.Д. Критская, Г. М. Цыпин, Т.В. Челышева, Л.В. Школяр и др. [1, 2, 24, 25, 44, 48, 49, 76, 94, 96, 110].



Среди наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения считаем целесообразным выделить следующие:

  • технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;

  • технологии формирования певческой культуры учащихся;

  • технологии детского музицирования;

  • технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся;

  • технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;

  • технологии проектно-исследовательской деятельности;

  • технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;

  • информационные технологии в преподавании музыки;

  • технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся.

Степень готовности учителя к внедрению в практику новых педагогических технологий зависит от многих факторов. Комплексный характер музыкально-педагогической деятельности учителя музыки предполагает определенный уровень его психолого-педагогической компетентности, музыкально-теоретической (знания из области теории и истории музыки, музыкознания и пр.) и музыкально-исполнительской подготовки (игра на музыкальном инструменте, хормейстерские умения и навыки, владение голосом), общехудожественный кругозор (философия, эстетика, социология, культурология и др.), степень актуализации в профессиональной деятельности его методических знаний и умений. При этом следует учитывать ориентацию учителя музыки на определенный тип деятельности, в котором находят проявления его индивидуализированные качества музыканта-педагога, направленные на:

  • формирование опыта восприятия музыки, понимания ее содержания, интонационно-образных и жанрово-стилевых особенностей, языка, умений размышлять о музыке, развивая личностно-ориентированное отношение к явлениям музыкального искусства;

  • становление культуры вокально-хорового исполнительства (каждый класс – хор!);

  • совершенствование культуры детского инструментального музицирования;

  • развитие у обучаемых позитивного отношения к народной традиционной культуре, синкретичной по своей природе;

  • становление ассоциативно-образного мышления учащихся на уроках музыки интегративного типа;

  • развитие познавательных интересов учащихся на основе проектно-исследовательской деятельности.

Собственный опыт учителя музыки, его владение частными методиками развития отдельных сторон музыкальной культуры учащихся, непременно должны находить заметное выражение в его деятельности.. Освоение такой технологией музыкального обучения как содержание учебно-методических комплектов по предмету «Музыка» должно естественно сочетаться в учебно-воспитательном процессе с обозначенными выше индивидуальными качествами педагога-музыканта, развивая и совершенствуя его творческий потенциал, индивидуальный авторский подчерк музыкально-педагогической деятельности.

Необходимо в рамках его повседневной практической работы стремиться к созданию таких условий, в которых индивидуальные качества учителя-музыканта смогли бы:



  • трансформироваться в соответствующую художественно-методическую систему;

  • насыщаться эмоциональным и осознанным отношением учителя к предлагаемым технологиям;

  • применяться вариативно в зависимости от уровня понимания учителем целей и задач предмета «Музыка»;

  • помогали выявлению степени музыкальной подготовки учащихся, объем их жизненного опыта, общего развития и социокультурного окружения;

  • раскрывали творческий потенциал, конкурентноспособность учителя;

  • представляли возможность успешного прохождения аттестационных мероприятий.

Исследователи в области педагогических технологий предлагают различные их классификации. Рассмотрим различные типы технологий применительно к процессу музыкального обучения [27].


Каталог: download -> version
version -> Мбоу сош №42 с. Сандата основы формирования здорового образа школьников
version -> А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55
version -> Синдром эмоционального выгорания у педагогов: эмоционально-нравственные аспекты
version -> А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных технология лекарств
version -> Лекция №3: Психосоматика План лекции: • этиопатогенез психосоматических расстройств
version -> Литература Для учащихся медицинских училищ Под редакцией проф. С. А. Георгиевой
version -> По рецептам северных монастырей Древней Руси XVI века
version -> Обзор Острое повреждение почек в кардиохирургии Ключевые слова


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница