Синдром эмоционального выгорания медицинских работников



Скачать 178.94 Kb.
Дата23.04.2016
Размер178.94 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа


ГБОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:


«Синдром эмоционального выгорания медицинских работников»

Выполнила: студентка 4 курса

группы СД-42

Большова А.А.

Научный руководитель:

Володина Г.В.

Егорьевск

2015
Содержание:

Стр.

Введение……………………………………..…………………………………………………………….................2



Глава I .Психоэмоциональное перенапряжение медицинских работников.

1.1 Определение понятия «синдром эмоционального выгорания»……….…....3

1.2 История развития термина…………………………………………………………..…..........4

1.3 Распространенность синдрома эмоционального выгорания……….……….4-5

1.4 Этиология и признаки синдрома эмоционального выгорания……………..5-9

1.5 Ключевые признаки синдрома эмоционального выгорания…………….....9-12

1.6. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников……12-13

Глава II. Исследовательская работа синдром эмоционального выгорания в отделениях терапевтического профиля.

2.1. Социальный опрос сотрудников……………………………………………………………..14

2.2. Анкетирование медицинских сестер по выявлению возможных

симптомов «симптома эмоционального выгорания»..……………………...14 –17

2.3. Анализ результатов анкетирования……………………………………………….….17-24

Вывод ……………………………………………………………………………………………………….24-26

Список используемой литературы……………………………………………………………..…27

Введение.

В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.). Всё это является симптомами синдрома эмоционального выгорания.



Цель исследования: изучение деятельности медицинских работников с целью выявления синдрома эмоционального выгорания.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по теме «синдром эмоционального выгорания».

2.Выявить причины возникновения стрессовых ситуаций.

3. Ознакомиться с симптомами характерными для стрессовых ситуаций.

4.Провести анкетирование среди медицинских сестер неврологического отделения ЦРБ.

5.Изучить меры профилактики рекомендуемые для медицинского персонала.



ГЛАВА I. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.


    1. Определение понятия «синдром эмоционального выгорания»


Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".

Так же это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ (в иностранной литературе - "burnout") обозначается понятием "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.


1.2 История развития термина.
Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Социальный психолог К. Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".

1.3 Распространенность синдрома эмоционального выгорания.
Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов, средний медицинский персонал. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями. Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки синдрома эмоционального выгорания обнаруживаются у 62,9%. Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников.

По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги - в 41% случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране, у 26% терапевтов отмечен высокий уровень тревожности, а у 37% - субклиническая депрессия. Признаки синдрома эмоционального выгорания выявляются у 61,8% стоматологов.

Синдром эмоционального выгорания обнаруживается у трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов.

1.4 Этиология и признаки синдрома эмоционального выгорания.
Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания , отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.



Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания . К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

К профессиональным факторам риска относят "помогающие", альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители). Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями.). В последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты).

Развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

В общем, синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.



Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом.

Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей,

и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер (Маxer Е.) пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.).


1.5. Ключевые признаки синдрома эмоционального выгорания .
Выделяют три ключевых признака. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Существует двухфакторный подход, согласно которому в синдром эмоционального выгорания входят:

- эмоциональное истощение - "аффективный" фактор (относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение);

- деперсонализация - "установочный" фактор (проявляется в изменении отношений к пациентам и к себе).

Синдром эмоционального выгорания является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты "burnout" являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании персональных достижений.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания :



  • физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);




  • эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);




  • поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);




  • интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);



  • социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.
1.6. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников.
Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает синдром эмоционального выгорания :

  • "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют. Чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);




  • "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;



  • "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что синдром эмоционального выгорания проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания . Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы "резистенции". Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь, обезличивающее мышление. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза "напряжение"), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами.


ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТДЕЛЕНИЯХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

2.1. Социальный опрос сотрудников.

Для решения поставленных целей и задач исследования была разработана специальная анкета, содержание которой основывалось на причинах возникновения синдрома эмоционального выгорания .

В исследовании приняли участия медицинские сестры терапевтических отделений ЕЦРБ. Сестринский коллектив насчитывает 15 медицинских сестер, из них две являются старшими медицинскими сестрами.

Исследование проводилось в феврале 2015 года. Респондентам было предложено по каждой позиции разработанной анкеты высказать свое мнение о проблемах, влияющих на их эмоциональное состояние и качество их работы.



2.2.Анкетирование медицинских сестер по выявлению возможных симптомов «симптома эмоционального выгорания»

1. Сколько Вам лет? ______________________

2. Сколько лет вы работаете мед. работником? _____________________

3.Испытываете ли Вы ежедневные стрессы на работе?

а) Да


б) Нет

в) Иногда

г) Очень редко

4. Если «да», то какие факторы вызывают стресс?

а)Плохие условия работы.

б)Скандальные родственники пациентов.

в)Не контактные пациенты.

г)Не совместимость и нарекания со стороны администрации.

5. Испытываете ли Вы удовлетворение от выбранной профессии, если нет, то каковы причины неудовлетворения.

а) Да, заранее знал о трудностях.

б) Работа приносит удовлетворение, но низкая заработная плата.

в) Нет, так как ежедневно сталкиваемся со смертью и страданиями людей.

г) Нет, хочу поменять профессию в силу отсутствия достойной оценки

работы.


6. Как Вы питаетесь на работе?

а) Рационально.

б) Перекусываю на ходу и в свободное время.

в) Не уделяю особого внимания этому вопросу.



7.Как Вы относитесь к своему здоровью?

а) Внимательно слежу за состоянием своего здоровья.

б) У меня ничего не болит и я не задумываюсь об этом.

в) Не уделяю должного внимания, мне некогда болеть, необходимо

зарабатывать деньги.

8. Считаете ли Вы себя конфликтным и часто становитесь агрессивным?

а) Нет, не считаю, стараюсь не вступать в споры.

в) Иногда бываю агрессивным, но пытаюсь решить вопрос миром.

б) Да я агрессивен, если меня затронули или оскорбили.



9. Как Вы отдыхаете внерабочее время?

а) Веду активный образ жизни, занимаюсь спортом.

б) Веду пассивный образ жизни, люблю лежать на диване и смотреть

телевизор или сидеть за компьютером.

в) Некогда отдыхать, так как много работы по дому.

г) Устаю дома больше чем на работе.



10. Считаете ли Вы себя здоровым человеком, если нет, то опишите свои симптомы.

а) Да.


б) Нет - головная боль;

- постоянная усталость;

- нарушение сна;

- боли в мышцах;

(допишите сами)___________________________________________________________

11.Как Вы корректируете эмоционально напряжение?

а) Путем употребления алкоголя.

б) С помощью лекарственных средств.

в) Расслабляют поход в баню и прогулки на свежем воздухе.

г) Общение с друзьями.

12. Как Вы относитесь к коллегам в коллективе?

а) Доброжелательно. В нашем коллективе каждый придет на помощь.

б) Безразлично, так как я привык отвечать только за себя.

в) С коллегами на работе отношения хорошие, а с администрацией часто

вступаю в конфликт.

2.3. Анализ результатов анкетирования.

В результате анализа по возможному возникновению синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер терапевтических отделений были получены следующие результаты.

Следующие данные, полученные на вопрос «Сколько Вам лет?» показали (рис 1), что большинство медицинских сестер находятся в возрастной группе до 35 лет - это ( 63%) анкетируемых.

Рис.1. Показатели возрастных категорий.

На вопрос « Сколько лет Вы работаете медицинским работником?» были получены следующие результаты (рис.2): более половины респондентов (43%) работают в медицинской сфере в интервале от 10 до 15 лет.

Рис.2. Показатели срока работы медицинской сестрой.

На вопрос « Испытываете ли Вы ежедневные стрессы на работе?» респондентам было предложено четыре варианта ответов, из которых они выбрали только три (рис. 3).

Рис.3. Показатели наличия стресса на рабочем месте.

На вопрос «Какие факторы вызывают стресс?» большинство респондентов ответили, что скандальные родственники пациентов.

Рис.4. Показатели факторов вызывающих стресс.

На вопрос «Испытываете ли Вы удовлетворение от выбранной профессии, если нет, то каковы причины неудовлетворения?» (рис. 5) практически все респонденты ответили единогласно.

Рис. 5. Показатели удовлетворенности профессией.

На шестой вопрос « Как Вы питаетесь на работе?» респондентами было выбрано два варианта ответа из предложенных трех (рис.6). Большинство из них, как стало выявлено после проведенного анкетирования, не уделяют особого внимания своему рациону питания.

Рис.6. Показатели питания медицинских сестер.

На вопрос « Как Вы относитесь к своему здоровью?» мнения так же разделились надвое ( рис. 7). Более молодые мед. сестры больше склонялись к ответу №2 « У меня ничего не болит и я не задумываюсь об этом». В свою очередь медицинские сестры имеющие стаж 10 и более лет в своем большинстве склонялись к варианту ответа № 3 «Не уделяю должного внимания, мне некогда болеть, необходимо зарабатывать деньги»

Рис. 7. Показатели отношения к своему здоровью медицинских сестер.

На вопрос «Считаете ли Вы себя конфликтным и часто становитесь агрессивным?» (рис. 8) только двое из всех респондентов ответили «Иногда бываю агрессивным, но пытаюсь решить вопрос миром» остальные же ответили, что не считают себя агрессивными и не вступают в споры.

Рис. 8. Показатели наличия конфликтных мед. работников.

На вопрос « Как Вы отдыхаете внерабочее время?» (рис.9) 100% респондентов выбрало вариант ответа №2, то есть все склонились к тому, что отдыхать они предпочитают перед телевизором лежа на диване или сидя за компьютером.

Рис.9. Показатель предпочитаемого времяпрепровождения вне работы.

На вопрос «Считаете ли Вы себя здоровым человеком, если нет, то опишите свои симптомы?» были получены следующие результаты ( рис. 10): таким образом большинство медицинских сестер (76%) ответили, что не имеют проблем со здоровьем и считают себя здоровыми и ( 24%)- имеют проблемы со своим здоровьем. У двух медицинских сестер отмечаются головные боли, у одной боли в мышцах, у другой периодические боли в суставах.

Рис. 10. Показатели здоровья медицинских сестер.

На вопрос «Как Вы корректируете эмоционально напряжение?» . Медицинским сестрам было предложено четыре варианта ответов, из которых они выбрали только три (рис. 11).

Рис.11. Показатели коррекции эмоционального напряжения.

Ответы на следующий вопрос анкеты «Как Вы относитесь к коллегам в коллективе?» отражены на (рис. 12): абсолютно все (100%) опрошенных ответили, что относятся к своим коллегам доброжелательно и каждый при необходимости придет на помощь друг другу.

Рис.12. Показатель отношений в рабочем коллективе.

На основе полученных данных мы видим, что абсолютное большинство медицинских сестер в настоящее время:


  1. Испытывают недостаток в заработной плате.

  2. Подвергаются частым психоэмоциональным перенапряжениям при общении со скандальными родственниками пациентов.

  3. Не уделяют должного внимания своему рациону питания и отдыху, что в бедующем может привести к развитию заболевание ЖКТ и развитию синдрома эмоционального выгорания и безразличия к собственной профессии.

Для дальнейшей более точной оценки психоэмоционального состояния медицинских сестер необходимо провести более подробный опрос. А так же провести анкетирование в других отделениях лечебно-профилактических учреждений города Егорьевска для сбора более полной статистики уровня психоэмоционального состояния медицинских работников. Так же необходимо провести повторные исследования для сравнения предыдущих результатов и оценки эффективности разработанных программ по снижению стрессовых ситуаций и уменьшению эмоциональных перенапряжений.

Выводы.

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже резвившегося. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны быть направлены на снятие действия стрессора - снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у кого-либо из специалистов представляется необходимым обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).



Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит, прежде всего, самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания , но и достичь снижения степени его выраженности.

  • Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.



  • Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

  • Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.



  • Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.



  • Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к успеху в работе создает тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания .



  • Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

  • Поддержание хорошей физической формы. Между телом и разумом существует тесная связь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания .

Придерживаясь данных рекомендаций, Вам удастся сохранить свое здоровье на должном уровне на долгие годы и так же необходимо придерживаться следующих правил:

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относиться к конфликтам на работе;

  • не пытаться всегда и во всем быть лучшими.


Список используемой литературы.

1. Большая медицинская энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2005.

2. Настольная медицинская энциклопедия. М.: Сова, 2004.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. Академический проект, 2009. - 336 с.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.

5. Космолинский Ф.Д. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 2007г. - 123с

6. Новак Л.И., Сибурина Т.А. Социологическое исследование образа жизни медицинских работников. / В сб.: Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты. - М.: Тбилисский гос. Мед. Институт, вып. III,2010. - с.23 – 30

7. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд. - СПб.: Питер, 2009 - 224 с.

8. Решетова Т.В. Факторы риска для здоровья . 8-е Межд. науч. чтения МАНЭБ «Белые ночи» / Сб. тез. докл.—СПб, 2008. С. 334–336.

9. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический жур- нал.—2010.—Т. 22.—№ 1.—С. 90–101.



10. Кузнецова О.А., Мазурок В.А., Щелкова О.Ю. Психологическая адаптация к стрессогенным условиям профессиональной деятельности. //Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.—2012.—№ 2.—URL: http:// medpsy.ru


Каталог: konferenciya
konferenciya -> Исследовательская работа роль медицинской сестры в выявлении факторов риска и профилактике заболеваний органов дыхания
konferenciya -> 1. 1 Понятие о сахарном диабете
konferenciya -> Зависимые ориентации современной молодежи
konferenciya -> Здоровье беременной женщины
konferenciya -> Изучение интродуцированных плодово-ягодных и декоративных культур в засушливых условиях астраханской области
konferenciya -> Исследовательская работа по теме: «Профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертонии»
konferenciya -> Исследовательская работа студентов по теме: «Отношение к проблеме эвтаназии медицинских работников гбуз мо «Сергиево-Посадская районная больница»
konferenciya -> Исследование видов и норм содержательных характеристик здорового образа жизни студентов Мещерского медицинского училища
konferenciya -> Использование метода проектов в педагогическом процессе для духовно-нравственного воспитания младших школьников
konferenciya -> Исследовательская работа студентов по теме: «Проблемы и перспективы трансплантации внутренних органов»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница