«Система предшкольной подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи с синдромом дефицита внимания в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи»



Скачать 321.45 Kb.
Дата03.05.2016
Размер321.45 Kb.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Мурманска

детский сад комбинированного вида №123
«Система предшкольной подготовки дошкольников

с общим недоразвитием речи с синдромом дефицита внимания

в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи»

( из опыта работы учителя-логопеда Корчагиной О.В.)



p2070192.jpg

г. Мурманск

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….2

1. Трансдисциплинарный подход в организации взаимодействия специалистов по

предшкольной подготовке дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) c

синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)……………………………5

2. Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению ОНР у

дошкольников с СДВГ………………………………………………………………………7

2.1. Создание среды на логопедической группе………………………………………9

2.2. Коррекция поведения и развитие внимания в различных видах деятельности с

использованием специальных упражнений………………………………………10

2.3. Коррекция речи с использованием приемов регуляции поведения на

фронтальных занятиях……………………………………………………………..11

2.4. Коррекция речи с использованием приемов регуляции поведения на

индивидуально-подгрупповых занятиях………………………………………….12

3. Оценка эффективности использования системы предшкольной подготовки

дошкольников с ОНР с СДВГ………………………………………………………………14

3.1. Изучение проявления признаков синдрома дефицита внимания с

гиперактивностью у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи после

комплексного коррекционного воздействия……………………………………14

3.2. Диагностика речевого развития дошкольников 5-6 лет с ОНР с СДВГ после

коррекционно-логопедического воздействия……………………………………15

3.3. Результативность использования системы предшкольной подготовки

дошкольников с ОНР с СДВГ…………………………………………………….16



4. Заключение………………………………………………………………………………….18

5. Приложения…………………………………………………………………………………21

Приложение 1. Копии документов, подтверждающие обобщение и распространение

опыта работы по теме «Система коррекционно-логопедического

воздействия по преодолению общего недоразвития речи у

дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

(СДВГ)»……………………………………………………………………...21



Приложение 2. Презентация «Система коррекционно-логопедического воздействия

по преодолению ОНР у дошкольников с СДВГ в предшкольной

подготовке» (CD- диск)……………………………………………………. 24

Введение

Предлагаемые Правительством Российской Федерации меры по реформированию предшкольного образования ставят своей целью создать равные стартовые возможности для всех дошкольников, поступающих в школу.



Одной из главных задач современной системы образования является обеспечение преемственности между дошкольным учреждением и школой. По данным статистики, за последние 10 лет, значительно повысились требования учителей к уровню знаний детей, поступающих в общеобразовательную школу. Однако стартовые возможности детей разные. Анализ только речевой готовности дошкольников 5-6 лет к школьному обучению показал: 68% имеют различные речевые нарушения, из них 28% - тяжелые нарушения речи (ТНР). Особую категорию, входящую в группу риска при адаптации к школе, составляют дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), с гиперкинетическими нарушениями поведения. Как показывает практика, 20-30% детей, посещающих логопедические группы с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР), страдают данным расстройством. Сравнительный анализ готовности детей двух групп (1- с ОНР без СДВГ, 2 - с ОНР с СДВГ) к обучению в школе после двухлетнего коррекционного курса по преодолению ОНР по традиционной программе показал: дошкольники с диагнозом ОНР с СДВГ имеют более низкий уровень готовности к школьному обучению.

Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ)

Дошкольник с ОНР без СДВГ

Дошкольник с ОНР с СДВГ без специального обучения

Коммуникативные результаты


  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  • низкий уровень овладения средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, высокий уровень конфликтности

Познавательные результаты

  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

  • низкий - средний уровень способностей решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Регулятивные результаты

  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

  • низкий уровень управления своим поведением и планирования своих действий на основе первичных ценностных представлений, трудности соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения

Предметные результаты

  • овладевший необходимыми умениями и навыками:

  • труд

  • познание

  • коммуникация

  • игра

  • музыка

  • художественно-творческая деятельность

  • трудности овладения необходимыми умениями и навыками из-за нарушения внимания и поведения

Личностные результаты

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

  • любознательный, активный

  • эмоционально отзывчивый

  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

  • физически развитый, расторможенный

  • чрезмерно активный, эмоционально не устойчивый

  • низкий уровень представлений об окружающем

Низкий уровень готовности к школьному обучению связан с особенностями поведения ребенка с СДВГ: ребенок с трудом подчиняется инструкции, не может сосредоточиться на задании, задание до конца не выполняет, импульсивен, постоянно совершает нецеленаправленные движения (прыгает, дергает одежду и т.д.). Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что специалисты сфокусировали свое внимание на гиперактивности как на главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с гиперактивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергаются обратному развитию в значительно меньшей степени. Нарушения поведения и внимания отрицательно влияют на овладение дошкольником определенными умениями и навыками, на формирование основ коммуникации, на развитие регуляторных механизмов. При поступлении в школу у детей появляются проблемы в обучении, а в отдельных случаях учителя рекомендуют таким ученикам коррекционные классы при сохранном интеллекте. Проблема сохраняется на протяжении всего школьного обучения и может привести к социальной дезадаптации в будущем.

Необходимость ранней коррекции СДВГ


Дошкольник с ОНР с СДВГ



Нарушения внимания

Нарушения поведения



Трудности формирования

навыков и умений






Трудности коррекции

ОНР





Трудности формирования

регуляторных функций





Трудности формирования

коммуникативных функций



Дислексия, дисграфия



Специфические расстройства матем. навыков



Трудности обучения в

школе




Смешанные

расстройства учебных навыков



Трудности получения престижной профессии

Многие специалисты дошкольного образования считают, что преодоление синдрома дефицита внимания и гиперактивности – это направление работы психолога, невролога, психотерапевта. Практика коррекционно-логопедической работы показывает, что традиционные формы и методы работы с детьми с СДВГ по преодолению общего недоразвития речи мало результативны. Это связано с тем, что нарушения внимания тормозят процесс коррекционной работы: увеличение словарного запаса происходит медленно, возникают трудности при усвоении лексико-грамматических конструкций, значительные отставания в развитии связной речи, постановка и автоматизация нарушенных звуков требует большего времени, а в отдельных случаях невозможна. Поэтому, в нашем дошкольном учреждении возник вопрос о разработке и внедрении эффективной системы предшкольной подготовки дошкольников с ОНР с СДВГ.



Цель работы: Разработать и апробировать эффективную систему организации

предшкольной подготовки дошкольников с ОНР с СДВГ.

Задачи:

  1. Организовать работу специалистов ДОУ с использованием трансдисциплинарного подхода по коррекции СДВГ у дошкольников с ОНР.

  2. Разработать систему коррекционно-логопедического воздействия, направленную на повышение эффективности процесса преодоления ОНР у воспитанников с СДВГ в рамках представленной системы предшкольной подготовки дошкольников с ОНР с СДВГ.

  3. Организовать и провести в течение года коррекционную работу в соответствии с разработанной системой по преодолению ОНР у дошкольников с СДВГ.

  4. Оценить эффективность использования модели организации предшкольной подготовки дошкольников с ОНР с СДВГ.

  1. Трансдисциплинарный подход в организации взаимодействия специалистов

по предшкольной подготовке дошкольников с ОНР с СДВГ

Терапевтическая программа преодоления СДВГ должна основываться на комплексном подходе, где люди разных специальностей согласованно взаимодействуют ради достижения общих целей, ориентируясь, прежде всего на помощь ребенку в контексте его семьи и среды развития (школа, среда ровесников и т.п.) и действует на все факторы биопсихосоциальной цепочки.

Необходимым условием успеха является медикаментозное лечение, психологическая и педагогическая коррекция, позволяющая изменить поведение и повысить самооценку ребенка. Работать с ребенком должен не один психолог, а команда специалистов (учитель-логопед, психолог, невролог, физкультурный работник, музыкальный работник), а также активное участие в коррекционном процессе должны принимать родители детей. Невролог проводит комплексное медикаментозное лечение, психолог реализует программу по преодолению СДВГ, логопед отбирает и использует методы и приемы для коррекции речевых нарушений, которые являются эффективными при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, воспитатели и родители создают оптимальные условия (среду) для коррекции поведения, снятия импульсивности и развития произвольного внимания на основе рекомендации психолога и логопеда. Родителям как никому другому важно научиться жить со своим ребенком и его СДВГ, сочувственно понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок, и терпеливо помогать ему в их преодолении. Просвещение родителей может осуществляться с помощью разных средств — информационных буклетов, книг, видеофильмов, индивидуальных и групповых лекций, Интернет-ресурсов и т.д.

В процессе работы на основе трансдисциплинарного подхода организации работы членов педагогического коллектива, мы создали эффективную модель взаимодействия субъектов педагогической системы для подготовки дошкольников с ОНР с СДВГ к школьному обучению. Данный вариант взаимодействия была разработан Т.Н Симоновой и А.А.Ушаковым. Сущность подхода: работа организована так, чтобы каждый член коллектива для решения задач мог использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов.



Модель организации взаимодействия специалистов

по предшкольной подготовке дошкольников с ОНР с СДВГ

Интегративные качества

Специалисты

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

- воспитатели

- физкультурный работник

- медицинский работник


Любознательный, активный

- воспитатели

- логопед

- психолог


Эмоционально отзывчивый

- воспитатели

- логопед

- психолог

- музыкальный работник



Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

- воспитатели

- логопед

- психолог

- музыкальный работник



Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

- воспитатели

- логопед

- психолог

- музыкальный работник

- физкультурный работник


Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

- воспитатели

- логопед

- психолог


Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе


- воспитатели

- логопед

- психолог

- музыкальный работник



Деятельность команды специалистов при трансдисциплинарном подходе определяется соблюдением определенных требований:

1. Уметь играть разные роли, координирующую или исполнительную.

2. Обладать высоким уровнем диагностических навыков.

3. Владеть знаниями в смежных областях и иметь представление о приемах и методах

воздействия других специалистов.

4. Знать общепедагогические и коррекционные принципы работы.

5. Выбирать методы работы, cоответствующие общей стратегии.

6. Обладать навыками работы с родителями.



Формы взаимодействия специалистов ДОУ

  • Совместное обследование

  • Планирование работы в соответствии с поставленными задачами

  • Работа ПМПк ДОУ

  • Консультации

  • Взаимопосещение занятий

  • Мастер-классы

  • «Круглый стол»

  • Тематические мини-педсоветы

Чтобы работа всех специалистов была эффективной, осуществлялась в соответствии с трансдисциплинарным подходом взаимодействия, в начале учебного года на педсовете мы совместно оформляем годовой консультативно - методический план работы со всеми педагогами (где расписано: когда и какие мероприятия в течение года мы проводим).

  1. Система коррекционно-логопедического воздействия

по преодолению ОНР у дошкольников с СДВГ

Информация о педагогических методиках по преодолению СДВГ у детей дошкольного возраста отсутствует. А в современной логопедической практике блок работы с дошкольниками с ОНР, имеющими нарушения внимания и поведения на данный момент не разработан. Осуществлять коррекционно-логопедическую работу с детьми данной категории невозможно: дети дезорганизуют работу на занятиях т. к. не могут контролировать свое поведение, перебивают воспитателя и сверстников, отвлекаются сами и мешают другим и в результате не усваивают программный материал. Для того чтобы работа по преодолению ОНР у детей с СДВГ была результативной логопед и воспитатели вынуждены создавать условия в группе и искать эффективные методы и приемы, развивающие внимание и произвольность поведения и позволяющие скорректировать речь ребенка. Организатором коррекционной работы по преодолению ОНР у детей с СДВГ на логопедической группе является логопед. Направления работы логопеда при коррекции ОНР у дошкольников c СДВГ:



  1. Настроить родителей на коррекцию поведения и внимания.

  2. Направить ребенка на медикаментозное лечение (курс 2-3 раза в год).

  3. Создать условия с ежедневным проведением мероприятий, направленных на преодоление СДВГ у дошкольников с ОНР.

  4. Разработать индивидуальный маршрут коррекции СДВГ (для каждого ребенка) с применением методов и приемов регуляции внимания и поведения.

В результате многолетней работы на логопедической группе были сформированы требования к организации работы с детьми с ОНР с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

При проведении логопедических занятий с детьми с СДВГ логопед должен учитывать следующие требования:

  • логопедические занятия проводить по стереотипным правилам;

  • организовать занятия с детьми с СДВГ в мини группах или индивидуально;

  • не давать многоступенчатых инструкций и контролировать запоминание и понимание инструкции;

  • планировать занятия так, чтобы у ребенка была возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, действовать, менять позу.

  • использовать разнообразный наглядный материал, не отвлекающий внимание ребенка от поставленной задачи.

В течение 3 лет была разработана и апробирована система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению ОНР у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, которая включает в себя следующие направления работы:

Направления

работы

Специалисты

Формы реализации

Создание среды на логогруппе

Воспитатели

Логопед


Соблюдение правил (регуляторы поведения)

Cистема поощрения



Коррекция поведения и равитие внимания

Психолог

Воспитатели

Логопед


Дыхательные упражнения

Глазодвигательные упражнения

Функциональные упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики



Коррекция речи с использованием приемов регуляции поведения

(фронтальные занятия)

Логопед

Воспитатели

Музработник

Физработник




Интегрированные занятия

Коррекция речи с использованием приемов регуляции поведения

(индивидуальные и подгрупповые занятия)

Логопед

Игры, игровые упражнения на автоматизацию звуков

Игры, игровые упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи

Игры на развитие связной речи

Игры по обучению грамоте




2.1. Создание среды на логопедической группе

Особую роль в коррекции поведения ребенка играет создание определенных условий в окружающей жизни. Чтобы процесс обучения был успешен, ребенок должен уметь контролировать свое поведение, концентрировать внимание на поставленной коррекционной задаче. Для решения данной проблемы на логопедической группе мы ввели карточки-регуляторы поведения, которые позволяют ребенку, сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно контролировать свои действия. А также широко используем приемы поощрений и мотивации для включения ребенка в логопедическую работу, предложенные Ю.С.Шевченко:

- «аванс» или своего рода опережающая награда;

- обещание реальной награды (материальной или моральной);

- включение задания в игровой сюжет, увлекающий ребенка;

- неожиданное проявление доверия, побуждающее воспитанника, во что бы то ни стало

оправдать его;

- совместная деятельность с группой или значимым для ребенка сверстником;

- моделирование успешности усилий, вдохновляющее «предвкушением победы»;

- выражение веры в силы и способности ребенка (подбадривание);

- подключение эгоцентрических установок (показательное выступление);

- мотивация за счет любопытства;

- азарт, спровоцированный соперничеством, конкуренцией;

- безусловное прощение прежних прегрешений «амнистия»;

- предоставление возможности самореализации (творческая мотивация);

- комплексная вдохновляющая стимуляция.

Используем следующие формы поощрения вслед за поведением, которое необходимо зафиксировать:


  1. Похвала (выражение радости и благодарности за приложенные усилия);

  2. Ласка (поглаживание, прикосновения, нежные слова, приятные ребенку и соответствующие содержанию поступка);

  3. Лакомство;

  4. Развлечение (максимально приближенное по времени к ситуации);

  5. Символический подарок (как символ одобрения);

  6. Публичное восхваление (по принципу «доски почета»);

  7. Лестное сравнение с почитаемым авторитетом;

  8. Проявление уважения (общение как со взрослым).

    1. Коррекция поведения и развитие внимания в различных

видах деятельности с использованием специальных упражнений

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает потребность в движении, что осложняет коррекционную работу. Решать данную проблему нам помогает «Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» А.К. Сиротюк. Изучив и проанализировав данную программу, мы отобрали те упражнения, которые можно использовать при проведении подгрупповых, индивидуальных занятий, во время организации режимных моментов. Для проведения упражнений не требуется дополнительной подготовки, проводятся течение 2-3 минут, позволяют переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, развивают самоконтроль, обеспечивают снятие синкинезий.



Дыхательные упражнения. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

«День-ночь». Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, вдыхая при свете, выдыхая в темноте. Глаза полностью расслабляются, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите.

« В лесу». Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пФ-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з-з. Вдох. На выдохе:ж-ж-ж.

Глазодвигательные упражнения. Цель: расширяют поле зрения, улучшают восприятие, активизируют процесс обучения.

«Часы». Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево). Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, около переносицы.

«Восьмерка». Выполняем движения глаз по траектории лежащей восьмерки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя, около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка.

Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие концентрации внимания, межполушарного взаимодействия.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

Функциональные упражнения. Цель: развитие концентрации внимания, двигательного контроля, развитие навыков удержания программы, элиминация импульсивности.

«Буратино». Правая рука вверх + прыжок на левой ноге. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

«Парад». Марширование на счет «Раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором – на счет «два», в третьем – на счет «три», в четвертом – на счет «четыре».

Раз (хлопок) - два – три – четыре. Раз – два (хлопок) - три – четыре.

Раз – два – три (хлопок) – четыре. Раз – два – три – четыре (хлопок).

2.3. Коррекция речи с использованием приемов регуляции поведения

на фронтальных занятиях

Одной из эффективных форм работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, является проведение интегрированных занятий. Варианты интеграции могут быть различными: обучение грамоте и математика, развитие связной речи и продуктивные виды деятельности, формирование лексико-грамматических средств языка и пение в сочетании с музыкально-ритмическими движениями и т.д. Быстрая смена видов деятельности, решение большого количества коррекционных задач, работа сразу 2,3 специалистов, изменение двигательной активности, использование разнообразных игровых приемов во время проведения интегрированного занятия оказывают положительное влияние на развитие концентрации и устойчивости внимания, формируют произвольность поведения. Мною была разработана и апробирована серия интегрированных занятий «Волшебные путешествия», которые помогли скорректировать речь ребенка с ОНР через использование различных видов деятельности. Серия включала в себя занятия «Путешествие в страну Свистелочки», «В гости к поющим Гласным», «Силач – Рычун» и т.д.



2.4. Коррекция речи с использованием приемов регуляции поведения на индивидуально-подгрупповых занятиях

При организации и проведении индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения, ребенок должен не только произносить слоги и называть картинки, а действовать. В свои занятия, на первых этапах работы, я обязательно включаю упражнения с двигательными заданиями.



При работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков я использую игровые упражнения:

  • произношение звуков в движении ( р-р-р – игровое упражнение «Заведем мотор», ш- ш-ш ш – игровое упражнение «Змея ползет»);

  • произношение звуков с изменениями положения тела в пространстве (c-c-c –лежа на животе, ладошки под подбородком, удерживают голову; ш-ш-ш – лежа на спине);

  • «ездить» c маленькой игрушкой по ломанным, спиралевидным дорожкам, нарисованным на листе бумаги с произнесение звука;

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в слогах, словах:

  • игры с перебрасыванием, перекатыванием мяча («Повтори слог», «Скажи слово», «Отгадай слово», «Вставь пропущенный звук» и т.д.);

  • прорисовывание различных линий (при произнесении слога проводим по

контуру линию);

  • схематичное изображение предметов (ребенок отгадывает загадку и быстро рисует предмет);

  • использование предметов-помощников, не отвлекающих внимания от

задания (кубики, палочки, фишки);

  • игровые упражнения с сюжетным действием («Игра на пианино»,

«Рыболовы», «Магазин»).

Игры и игровые упражнения по формированию лексико-грамматических средств языка:

  • игры и игровые упражнения с реальными предметами « Осенние листики», «Фрукты», «Большой – маленький», «Разные вещи» и т.д. Ребенок действует, раскладывает предметы и происходит запоминание определенной грамматической категории;

  • использование авторских игр по формированию лексико-грамматических средств языка «Поварята», «Кто, где живет», «Чей дом», «Сколько?» и т. д. Особенность данных игр в том, что они включают в себя ряд действий, которые ему интересны и помогают запомнить определенную грамматическую категорию.

Игры и игровые упражнения по формированию связной речи:

  • пересказ текстов и составление рассказов с использованием реальных предметов;

  • пересказ текстов и составление рассказов с использованием предметов заместителей;

  • зарисовка картинно-графического плана для составления расcказа;

  • составление картины из элементов, описанных в рассказе, c cоставлением предложений и оформлением их в связный рассказ.

Игровые упражнения при работе по обучению грамоте:

  • «Живые слова» (ребенок выполняет роль слова, необходимо найти свое место в предложении);

  • «Прошагай предложение», « Прохлопай предложение» (одному шагу, хлопку соответствует одно слово);

  • «Скажи и покажи» (ребенок называет предложение, а затем изображает с помощью пантомимы);

  • звуковой анализ слов с использованием трехцветных мячиков;

  • звуковой анализ слов с использованием игрушек;

  • деление слов на части с разрезанием цветных полосок.

Эти и аналогичные игры и игровые упражнения могут быть использованы и в других разделах логопедической работы. Таким образом, я не только стараюсь повысить эффективность и качество своей коррекционной работы, но и активно участвую в комплексной коррекции СДВГ.

  1. Оценка эффективности использования системы предшкольной подготовки дошкольников с ОНР с СДВГ

    1. Изучение проявления признаков СДВГ у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи после комплексного коррекционного воздействия

Анализируя изучение проявлений признаков СДВГ у дошкольников с ОНР после проведенной работы по системе преодоления ОНР у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, следует отметить, что у детей изменилась степень проявления признаков СДВГ. Так, если, при поступлении в логогруппу преобладала очень высокая степень проявления признаков, то теперь преобладает высокая и низкая. Нарушения концентрации и устойчивости внимания характеризуются низкой степенью у 33,4% , высокой степенью у 66,6% дошкольников. Нарушения переключения внимания: низкая степень проявления у 33,3%, высокая у 33,4%. Произошли изменения и в проявлении гиперактивности: чрезмерная речевая активность преобладает у 33,4% в низкой степени, у 33,4% в высокой степени; навязчивые движения ярко выражены только у 33,4% детей, однако чрезмерная двигательная активность остается высокой у 66,6%. Характерны изменения в проявлении признаков импульсивности. Речевая импульсивность снизилась: низкая степень проявления у 33,4% ,высокая у 66,6% дошкольников. Снизился показатель проявления агрессивности: низкий у 33,3%, высокий у 66,6%, очень высокий – отсутствует.

Проявления признаков СДВГ у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи после комплексного коррекционного воздействия (май 2011г.)

(критерии по Чутко Л.C., Пальчик А.Б., Кропотнову Ю.Д., данные в %)



критерии

Степень проявления признаков нарушений

Отсутствует

(0)


Низкая

(1)


Высокая

(2)


Очень высокая (3)

Внимание:











Концентрация

0

33,4

66,6

0

Устойчивость

0

33,4

66,6

0

Переключаемость

0

33,4

33,4

33,4

Избирательность

0

33,4

66,4

0

Гиперактивность:













Навязч. движения

0

33,4

33,4

33,4

Удержание позиции

0

33,4

66,6

0

Чрезмерная(безцельная)

двигательная активность



0

0

66,6

33,4

Чрезмерная речевая активность

0

33,4

33,4

33,4

Импульсивность:













Речевая импульсивность

0

33,4

66,6

0

Поведенческая импульсивность

0

0

66,6

33,4

Агрессивное поведение

0

66,6

33,4

0


    1. Диагностика речевого развития дошкольников 5-6 лет с ОНР с СДВГ после коррекционно-логопедического воздействия

После работы в течение учебного года по системе коррекции ОНР у дошкольников с СДВГ была проведена повторная диагностика речевых навыков, которая показала динамику формирования речевых компонентов. У 33,4% дошкольников с ОНР с СДВГ наблюдается высокий уровень развития звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слов. Средний уровень развития лексики, грамматики, звукопроизношения, связной речи у 66,6% детей с СДВГ. Средние показатели речевого развития детей с СДВГ доказывают эффективность предложенной работы по системе преодоления ОНР у детей с СДВГ.

Диагностика речевого развития дошкольников 5-6 лет с ОНР с СДВГ после коррекционно-логопедического воздействия (май 2011г.)



лексика

грамма-

тика


звуко-

произно-


шение

слоговая

структу-


ра слов

фонема-

тический слух



связная

речь


Ребенок 1.

с

с

с

н

с

с

Ребенок 2.

с

с

c

в

с

с

Ребенок 3.

с

с

в

с

в

в

н - низкий уровень, с – средний уровень, в – высокий.

(данные в %)



уровень

лексика

грамма-

тика


звуко-

произно-


шение

слоговая

структу-


ра слов

фонема-

тический слух



связная

речь


высокий

0

0

33,4

0

33,4

33,4

средний

100

100

66,6

66,6

66,6

66,6

низкий

0

0

0

33,4

0

0


    1. Результативность использования системы предшкольной подготовки дошкольников с ОНР с СДВГ

В конце обучения дошкольников с ОНР с СДВГ по специальной системе преодоления ОНР у детей с СДВГ была проведена повторная диагностика сформированности компонентов готовности к школьному обучению. Были получены следующие данные: воспитанники после специального курса коррекции ОНР с СДВГ имеют средний уровень подготовки к школе. Это обеспечивает дошкольников с СДВГ при поступлении в школу равными стартовыми возможностями (по отношению к детям без данного нарушения) и доказывает необходимость продолжения работы по преодолению СДВГ в рамках школьного обучения.

Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ)

Дошкольник с ОНР с СДВГ без специального обучения

Дошкольник с ОНР с СДВГ после специального обучения

Коммуникативные результаты


  • низкий уровень овладения средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, высокий уровень конфликтности

  • средний уровень овладения средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, средний уровень конфликтности

Познавательные результаты

  • низкий - средний уровень способностей решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

  • средний уровень способностей решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Регулятивные результаты

  • низкий уровень управления своим поведением и планирования своих действий на основе первичных ценностных представлений, трудности соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения

  • средний уровень управления своим поведением и планирования своих действий на основе первичных ценностных представлений, трудности соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения


Предметные результаты

  • трудности овладения необходимыми умениями и навыками из-за нарушения внимания и поведения

  • средний уровень овладения умениями и навыками

Личностные результаты

  • физически развитый, расторможенный

  • чрезмерно активный, эмоционально не устойчивый

  • низкий уровень представлений об окружающем

  • физически развитый;

  • активный, эмоциональный

  • средний уровень представлений об окружающем

Таким образом, взаимодействие всех специалистов на основе трансдисциплинарного подхода, правильно организованная коррекционная работа, обогащенная речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивает качественную подготовку дошкольников с ОНР с СДВГ к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.

4. Заключение

Диагностика речевого развития дошкольников с СДВГ через год обучения по специально разработанной системе по преодолению ОНР у детей с данным нарушением показала: в речевом развитие дети с СДВГ через год обучения достигли уровня развития детей без нарушения внимания и поведения.

Таким образом, работа по системе преодоления ОНР у детей с СДВГ не только позволила скорректировать речь детей, но является эффективным мероприятием в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, о чем свидетельствует снижение степени проявления признаков СДВГ, а также является эффективным средством подготовки данной категории детей к школьному обучению. Опыт работы по теме «Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)» был представлен:



Тема, форма

Мероприятие, год

Уровень, результат

1.

Выступление «Актуальность разработки и апробации системы коррекционной работы по преодолению ОНР у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

2009г.

педсовет «Образование детей старшего дошкольного возраста»

МДОУ№123


учреждение

2.

Консультация для воспитателей старших групп «Особенности речевого поведения дошкольников с СДВГ. Эффективные приемы формирования грамотной речи у детей с СДВГ»

2010г.

неделя педагогического мастерства «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ»



учреждение

3.

Выступление «Современные методы преодоления дефицита внимания у дошкольников с гиперактивностью с ОНР»

2011г.

семинар «Современные подходы к разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для дошкольников с нарушениями речи в условиях центра развития ребенка»

региональный

4.

Практический показ комплексного занятия по обучению грамоте детей с ОНР с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2011г.

семинар «Современные подходы к разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для дошкольников с нарушениями речи в условиях центра развития ребенка»

региональный

5.

Презентация методических пособий, используемых при работе с детьми с синдромом дефицита внимания по преодолению ОНР.

2011г.

информационный марафон учителей-логопедов ДОУ «Инновационные подходы к коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»



муниципальный

6.

Показ видеофильма и презентация « Интеграция образовательных областей в коррекционном процессе по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста»

2011г.

городской семинар для учителей-логопедов ДОУ

« Интегрированные занятия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи»


муниципальный

7.

Публикация конспекта занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Веселые путешествия».

2011г.

журнал «Логопеды Заполярья», №5.





международный

(http:www.logopedzap.msk.ru, серийный номер ISSN2221-7738)



8.

Выступление «Особенности коррекции речи у дошкольников с ОНР, имеющих нарушения внимания»

2012г.

семинар - практикум «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с дошкольниками»



региональный

9.

Доклад о результатах работы по теме:

«Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению ОНР у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».



2012г.

конкурс докладов в рамках 12 - Всероссийского интернет - педсовета.




всероссийский

(диплом победителя

http://sert.alledu.ru №9858)


В настоящее время СДВГ является хроническим расстройством, его невозможно вылечить, однако эффективные коррекционно-педагогические мероприятия могут значительно улучшить жизнедеятельность ребенка с СДВГ, предупредить развитие вторичных проблем и способствовать его полноценному развитию и самореализации.

Система коррекционно-педагогического воздействия должна быть индивидуализированной, базироваться на данных диагностики и комплексно воздействовать на каждое звено биопсихосоциальной цепочки.



5. ПРИЛОЖЕНИЯ


i:\дипломы\img1139.jpg
Приложение 1. Копии документов, подтверждающие обобщение и распространение опыта работы по теме «Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»


i:\дипломы\img161.jpg



g:\дипломы\img135.jpg












i:\дипломы\0009 - копия.jpg

i:\дипломы\00009.jpg
i:\дипломы\img1141.jpg

i:\дипломы\img1149.jpg

i:\дипломы\img1141.jpg


i:\дипломы\img161.jpg
i:\дипломы\img156.jpg

Приложение 2. Презентация «Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению ОНР у дошкольников с СДВГ в предшкольной подготовке» (CD- диск).




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница