Системный анализ конституциональных особенностей детей школьного возраста и дифференцированные программы формирования их здоровья 14. 01. 08 Педиатрия



страница1/2
Дата24.04.2016
Размер1.37 Mb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2




На правах рукописи

БОБОШКО Ирина Евгеньевна

Системный анализ
конституциональных особенностей
детей школьного возраста


и дифференцированные программы

формирования их здоровья


14.01.08 – Педиатрия

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени
доктора медицинских наук

Иваново 2010

Работа выполнена на кафедре поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
Научный консультант:

заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук,

профессор Жданова Людмила Алексеевна


Официальные оппоненты:

заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук,

профессор Чемоданов Вадим Владимирович

доктор медицинских наук,

профессор Кушнир Семен Михайлович

доктор медицинских наук Воробьева Елена Анатольевна
Ведущее учреждение – Учреждение Российской академии медицинских наук Научный центр здоровья детей РАМН.
Защита диссертации состоится 20 октября 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 208.027.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования по адресу: 153012, г. Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава.

Автореферат разослан « ___» ________ 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук, профессор Жданова Л.А


.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность научного исследования

Одной из важных проблем современной педиатрии является индивидуализация программ диагностики, лечения, профилактики заболеваний и реабилитации больных. Успешность ее решения во многом зависит от того, насколько полно, системно будут описаны и соматическая, и психическая составляющие индивидуальности ребенка с учетом всего комплекса биологических и психических факторов, влияющих на здоровье детей (Вельтищев Ю. В., 1994; Жданова Л. А., 2009; Баранов А. А., 2009). Несмотря на то что все больше внимания уделяется индивидуализации процесса сохранения здоровья и повышения его уровня, принцип педиатрии лечить не болезнь, а больного явно недостаточно используется в первичной профилактике. Каждый ребенок не только болен по-своему, но и здоров по-своему, но при наличии четких протоколов ведения пациентов с различными нарушениями здоровья отсутствуют стандарты оздоровительных мероприятий, и для педиатра их назначение представляет особую сложность. В связи с этим важен поиск применимого на практике подхода к индивидуализированному медико-социальному сопровождению детей как с целью формирования здоровья, так и в реабилитации его нарушений.

Трудно учесть весь спектр индивидуальных свойств, но один из оптимальных вариантов реализация такого подхода – учет типологических психосоматических конституциональных различий. Уже в работах А. М. Вейна (1981), Ю. М. Губачева (1981), Е. Н. Хрисанфовой (1990), В. В. Чемоданова (1999) содержатся указания на то, что тип психической конституции человека определяет не только поведенческие, но и биохимические, гормональные, иммунологические характеристики, и устанавливается связь соматотипов с существенными особенностями ме­таболизма, имеющими большое значение в прогнозировании здоровья челове­ка. Нами предпринято исследование с использованием конституционального подхода, предусматривающего разделение детей на интро-, центро- и экстравертов, и описание их системных портретов, включающих сильные и слабые свойства морфологической, психической, регуляторной организации и предрасположенности к целому ряду заболеваний, для обоснования дифференцированных подходов к формированию их здоровья.

Цель научного исследования – обосновать дифференцированные подходы к медико-социальному сопровождению детей 7–17 лет с учетом системной характеристики типов психосоматической конституции, основанные на выявлении возрастных особенностей морфологических, психологических показателей, состояния кардиореспираторной системы, вегетативной регуляции, электрической активности головного мозга и состояния мозговой гемодинамики, социальной адаптации и заболеваемости в зависимости от направленности психической активности.

Задачи научного исследования


  1. Дать сравнительную характеристику показателей физического и нервно-психического развития детей с разными типами психосоматической конституции в отдельные возрастные периоды.

  2. Выделить особенности регуляторных механизмов, состояние кардио­респираторной системы, показателей центральной и мозговой гемодинамики и электрической активности головного мозга детей интро-, экстра- и центровертов в младшем школьном и подростковом периоде.

  3. Установить взаимосвязи между показателями, характеризующими отдельные уровни системной деятельности организма детей с разными типами психосоматической конституции.

  4. Составить системный портрет детей интро-, центро- и экстравертов и проследить возрастную динамику их конституциональных различий.

  5. Выявить особенности заболеваемости детей в зависимости от типа психосоматической конституции и установить различия течения ряда патологических состояний у них.

  6. Разработать дифференцированные программы формирования здоровья детей разных конституциональных типов и оценить эффективность их применения в учреждениях здравоохранения и образования.

Научная новизна исследования

Предложен методологический подход к определению типа психосоматической конституции, предусматривающий выделение особенностей и взаимосвязей основных уровней системной деятельности регуляторных механизмов у детей, разделенных по типу направленности психической активности на интро-, центро- и экстравертов, позволивший сформулировать концепцию о конституциональной детерминированности ряда сильных и слабых сторон их развития.

Представлены четкие различия в показателях физического, нервно-психического развития детей разных конституциональных типов, отражающие склонность интровертов к физической и психической астении при хорошей выносливости к монотонным нагрузкам, и способность экстравертов за счет гиперстении, большей скорости, силы, ловкости кратковременно переносить высокие нагрузки при низкой выносливости к длительным воздействиям.

Выделены конституциональные особенности биоэлектрической активности головного мозга, вегетативной регуляции, центральной и мозговой гемодинамики, свидетельствующие о преобладании гуморально-метабо­лических звеньев регуляции и инертности возбуждения у интровертов, а у экстравертов – центральных каналов регуляции и инертности торможения.

Доказано наличие корреляционных взаимосвязей между выделенными вегетативными, психическими и физическими качествами, различий в функционировании регуляторных систем у детей интро-, центро- и экстравертов, свидетельствующих о системном характере их конституциональных особенностей на уровне целостного организма.

Установлено сохранение конституциональных различий с возрастом при некотором уменьшении их выраженности в начале пубертатного периода и усилением в старшем школьном возрасте.

Доказана конституциональная детерминированность структуры заболеваемости, особенностей течения острых респираторных заболеваний и хронических воспалительных заболеваний верхних отделов пищеварительного тракта, обусловленная различием корково-висцеральных и нейроэндокринных механизмов регуляции у детей разных типов.

Установлена возможность усиления ряда слабых и нивелирования сильных конституциональных признаков, составляющих системный портрет каждого типа при сохраняющихся последствиях перинатального поражения центральной нервной системы.

Обоснованы программы дифференцированного медико-социального сопровождения детей с использованием конституционального подхода и показана возможность ее позитивного влияния на оптимизацию развития слабых свойств конституционального типа, способствующая гармонизации развития ребенка и профилактике возникновения нарушений здоровья и социальной адаптации.

Практическая значимость исследования

Предложен конституциональный подход к совершенствованию системы мероприятий по формированию здоровья детей.

Разработана и внедрена в лечебно-профилактические учреждения дифференцированная программа медико-социального сопровождения формирования здоровья детей в зависимости от типа их психосоматической конституции, включающая рекомендации, касающиеся режима дня, питания, физического воспитания, мероприятий, направленных на повышение резистентности, профилактику соматических и неврологических заболеваний, коррекцию поведенческих и эмоциональных расстройств.

Выделены диагностически значимые морфологические, психологические, регуляторные признаки, состав­ляющие характеристику каждого типа психосоматической конституции ребенка. Усовершенствован способ диагностики типа направленности психической активности детей, рекомендуемый к использованию при проведении массовых про­филактических осмотров.

Выделены сильные и слабые стороны системной организации интро-, центро- и экстраверта, что позволяет индивидуализировать процессы их воспитания и развития.

Рекомендовано учитывать конституциональные особенности школьников при формировании программ диспансерного наблюдения и включать дифференцированные рекомендации медико-социального сопровождения в планы реабилитации детей с хроническими заболеваниями.

Доказана эффективность использования программы как в лечебно-профилактических учреждениях, так и в учреждениях образования для оптимизации физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Положения, выносимые на защиту

Методологический подход, предусматривающий выделение особенностей и взаимосвязей основных уровней системной деятельности регуляторных механизмов у детей, разделенных по типу направленности психической активности на интро-, центро- и экстравертов, позволил сформулировать концепцию о конституциональной детерминированности ряда сильных и слабых сторон развития детей, их предрасположенности к заболеваниям, создать их системные портреты и обосновать содержание дифференцированной программы медико-социального сопровождения формирования здоровья.

Программы, созданные с использованием конституционального подхода и включающие дифференцированные рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, оптимизации семейных отношений, способствуют гармонизации развития ребенка и профилактике нарушений здоровья и социальной адаптации, которые могут использоваться при организации как профилактической, так и реабилитационной помощи детям.

Апробация работы

Материалы диссертации доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Укрепление здоровья в школе» (Казань, 2000); Всероссийской конференции с международным участием «Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии» (Иваново, 2001); Всероссийской конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» (Москва, 2002); Областной научно-практической конференции «Образование и здоровье» (Владимир, 2002); совместных коллегиях управлений образования и здравоохранения (Иваново, 2002, 2003); VIII–XIII Конгрессах педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии» (Москва, 2003–2010); Областной научно-практической конференции «Артериальная гипертензия у детей, подростков и лиц молодого возраста» (Иваново, 2003); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков» (Москва, 2003); Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 2004); на научно-практических конференциях в клинике ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России (Иваново, 2001–2004); XVI съезде педиатров России (Москва, 2009); на III Общероссийском форуме «Медицина за качество жизни» (Москва, 2008); научно-практической конференции педиатров России «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Иваново, 2008).

Внедрение результатов исследования

По теме диссертации опубликовано 87 научных работ, в том числе 8 – в журналах, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ. Заявка на изобретение № 2009102137 с приоритетом от 22.01.09 «Способ диагностики типа психосоматической конституции у детей школьного возраста» проходит экспертизу по существу в ФИПС г. Москвы от 25.11.2009; заявка на изобретение № 2009124761 с приоритетом от 29.06.2009 г. «Способ диагностики нарушений социальной адаптации у детей дошкольного и младшего школьного возраста» проходит экспертизу по существу в ФИПС г. Москвы от 12.10.2009 г. Получено удостоверение на рационализаторское предложение № 2379 от 19.03.2004 «Способ гармонизации текущего вегетативного состояния подростков с нейроциркуляторной дистонией». Методика оценки типа психосоматической конституции у детей школьного возраста, а также дифференцированная программа медико-социального сопровождения детей с последствиями перинатальных поражений нервной системы с учетом типа их психосоматической конституции внедрены в практику работы МУЗ «Детская городская поликлиника № 6» г. Иванова, МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации» г. Иванова.

Созданная по результатам работы программа получила III место во Всероссийском конкурсе инноваций в области медицины «Поликлиника ХХI века» в номинации «За вклад в здоровье нации». По материалам работы изданы три монографии: «Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста», «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в учреждениях и образования», «Психофизическая тренировка в коррекции вегетативных дистоний у детей».

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 358 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания объема и методов исследования, 4 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 92 таблицами, 53 рисунками. Список литературы включает 304 отечественных и 294 зарубежных источника.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материалы и методы исследования

Работа выполнялась на базе многопрофильной клиники ГОУ ВПО


ИвГМА Минздрава России, МОУ «Школы № 30, 7, 8», «Гимназия № 44» г. Иванова, МОУ «Школы № 2, 7» г. Кохмы.

Использованный в работе новый методологический подход предусматривал, во-первых, разделение детей по базовому свойству – типу направленности психической активности на интро- (направленность вовнутрь), центро- (баланс направленности) и экстравертов (направленность вовне). Во-вторых, было доказано, что это качество, легко оцениваемое при наблюдении за поведением ребенка, сопряжено с морфологическими, моторными, регуляторными свойствами, предрасположенностью к целому ряду заболеваний.


В-третьих, были созданы системные портреты детей разных типов конституции, основанные на анализе не только корреляционных связей между уровнем экстраверсии и изучаемыми показателями, но и множественных связей этих показателей между собой. Данный подход позволил говорить не только о психическом статусе ребенка, но и о типе психосоматической конституции, системно описанном во взаимодействии и взаимовлиянии разных уровней организации – морфологического, психического, регуляции и вегетативного обеспечения – и обосновать дифференцированные подходы к формированию его здоровья.

Под наблюдением находилось 729 детей 7–17 лет. Они имели I (6,3%), II (76,2%) и III (17,5%) группы здоровья. У детей с III группой здоровья срок полной клинико-лабораторной ремиссии составлял не менее 3 лет.



Определение типа психосоматической конституции осуществлялось по психологиче­ским критериям (у младших школьников – по «Шкале оценки на­правленности психической активности» (ШОНПА), у детей среднего и старшего школьного возраста – по тесту Айзенка) и морфологическим показателям (соотношения длина к ширине, длина к глубине, ширина к глубине черепа). Окончательное заключение о типе психосоматической конституции ребенка давалось с учетом психологического и морфологического компонентов.

Оценка физического развития проводилась по унифицированной методике В. В. Бунак в разработке Д. И. Арон с использованием шкал центилей, а также включала сомато-, физиометрию и соматоскопию.

Характеристика физической подготовленности детей давалась по скоростным, скоростно-силовым, силовым, координационным способностям, скоростно-силовой выносливости, ручной динамометрии, общей моторной зрелости и физической работоспособности.

Половое развитие оценивалось по степени выраженности вторичных половых признаков с подсчетом баллов по формуле.

При изучении нервно-психического развития оценивались эмоционально-поведенче­ские реакции, характеро­логические особенности, социометрические характеристики, интеллектуальное развитие, наличие и характер невротических расстройств. Для оценки уровня тревожности младших школьников был использован тест P. Тэммл, В. Амен, М. Дорки, у средних и старших школьников – тесты Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, М. Люшера. Для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, использовался тест Филипса. Основные личностные свойства и характерологические особенности определялись по тестам Смишека и Коха. Интеллектуальное развитие оценивалось по сокращенному варианту методики Векслера. Изучение самооценки проводилось по тесту А. Прихожан, социометрии – по тесту И. Рогова, для выявления типов нарушения семейного воспитания использовался тест Э. Г. Эйдемиллера.

Функциональное состояние органов и систем включало оценку деятельности кардиореспираторной системы, функциональных проб Мартинэ – Кушелевского, Штанге и Генче, измерение артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхательных движений.

Для оценки вегетативного гомеостаза использовались таблица А. М. Вейна, метод вариационной пульсометрии с проведением клиноортостатической пробы и метод анализа вариабельности ритма сердца («Нейро-Софт», Иваново). Церебральное кровообращение у детей изучалось методом ультразвуковой допплерографии на аппарате «Сономед-325». Функционирование спонтанной электрической активности нервной системы фиксировалось с помощью электроэнцефалографии на компьютерном энцефалографе «Нейрон-Спектр» («НейроСофт», Иваново). УЗИ сердца проводилось на аппарате «Sim 5000». Определены показатели гемограммы, общего белка, триглицеридов, глюкозы, кортизола, инсулина («MAX – MAT DL», Дания).

Степень резистентности у школьников оценивалась подсчетом кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни. Комплексная оценка состояния здоровья детей проводилась с выделением 5 групп здоровья по классификации С. М. Громбаха. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с использованием прикладных статистических пакетов «Statistica 6», «SPSS 10.1», а также статистических функций программы MS Ехcеl 7.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В случайной выборке распределение по конституциональным типам детей в младшем, среднем и старшем школьном возрасте выглядело следующим образом: около половины были центроверты (54; 53 и 55%), вдвое меньшим было число детей, отнесенных к интровертам (22; 23 и 22%) и экстравертам (24; 24 и 23%)1.

Анализ физического развития детей в зависимости от типа психосоматической конституции показал, что дети-интроверты во все возрастные периоды достоверно чаще относились к астеническому соматотипу (53; 57 и 59%) с минимальной выраженностью костного, мышечного и жирового компонентов при всех типах соматической конституции. Среди вариантов отклонения физического развития чаще встречался дефицит массы тела (19; 22 и 23%). Интроверты имели наименьшие значения массы тела, окружности грудной клетки, таза и самыми высокие показатели длины тела, черепа, соотношений «длина/глубина» и «длина/ширина» черепа (форма продольного эллипса), у них чаще выявлялась уплощенная форма грудной клетки. Среди них чаще встречались дети с отставанием биологического возраста от паспортного (18; 24 и 20%).

Дети-экстраверты обычно имели мезо- и макросоматическое телосложение с преобладанием торакального (43; 45 и 45%) и мышечного (45; 41 и 45%) соматотипов. При любом морфотипе у них наиболее выраженными были костный и мышечный компоненты, чаще встречался низкий рост (9; 23 и 8%). Для них были характерны средние показатели роста и веса и наибольшие значения характеристик глубины черепа, грудной клетки, таза (форма поперечного эллипса). Среди них чаще встречались дети с опережением биологического возраста (не менее 25% в каждой возрастной группе).

Для детей-центровертов было характерно дигестивное макросоматическое телосложение; преобладающим тканевым компонентом у них являлся жировой. Показатели массы тела у них были наибольшими. Продольные и поперечные оси черепа, грудной клетки, таза имели близкие абсолютные значения (форма шара), а среди вариантов отклонения физического развития чаще встречался избыток массы тела. У них в 100% случаев регистрировалось соответствие биологического и паспортного возраста.

Все конституциональные различия физического развития наиболее ярко проявлялись в старшем школьном возрасте, когда завершаются интенсивные процессы роста детского организма, что сочеталось с особенностями обменных процессов. Так, интровертам в подростковом возрасте были свойственны минимальный уровень общего белка и максимальная активность щелочной фосфатазы и инсулина (во многом связаны с избирательностью аппетита – предпочтением углеводистой пищи), а экстравертам – увеличение общего белка и мочевины, более высокие уровни кортизола, стимулирующего энергетический обмен. Для центровертов характерны высокий уровень глюкозы и триглицеридов в крови.

Доказательством конституционального характера выявленных особенностей во все возрастные периоды являлись сильные корреляционные связи уровня экстраверсии с костными параметрами, развитием мышечной и костной ткани, ускоренным темпом биологического развития.

При анализе физической подготовленности детей разных конституциональных типов также установлены четкие различия. У детей интровертов вдвое лучше, чем у экстравертов, развита тонкая моторика, динамическая координация рук, выше толерантность мышц правой кисти к статической нагрузке субмаксимальной интенсивности. У них регистрировались наименьшие показатели динамической координации тела, статической выносливости к нагрузкам максимальной интенсивности, скорости, синхронности, ритмичности движений, силовых качеств и скоростных характеристик, т. е. при крупномоторной неуклюжести и неловкости они демонстрировали «ручную умелость».

Экстраверты вдвое превосходили интровертов по показателям динамической координации тела, скорости, синхронности, ритмичности движения, а также по развитию силовых качеств, скоростных характеристик.
У них были ниже показатели динамической координации рук и «ручной умелости», т.е. экстраверты максимально одарены крупномоторно, пластичны, но в мелкой моторике уступают интровертам. Показатели центровертов лежали в области средних величин. Максимальные различия показателей физической подготовленности у детей разных типов наблюдались в 7–9 и
15–17 лет, сглаживаясь в период 11–14 лет.

Конституциональная принадлежность характеристик физической подготовленности доказана сильными прямыми корреляционными связями уровня экстраверсии с силовыми и скоростными характеристиками и обратными –


с выносливостью.

Исследование нервно-психического развития показало, что индивидуальные особенности эмоциональной сферы во все возрастные периоды особенно различаются у детей интро- и экстравертов и в значительной степени опреде­ляют тип их реагирования. У интровертов были минимально выражены показатели настроения и максимально – признаки школьной, внутри- и межличностной тревожности и выраженности страхов (вдвое выше показателей экстравертов). Пограничные нервно-психические нарушения характеризовались астеническими (24%) и фобическими (30%) проявлениями. Они демонстрировали самые высокие показатели дисциплины и самые низкие значения импульсивности, активности и работоспособности, имели некоторое опережение в развитии высших психических функций: смысловой памяти, мышления, логических способностей и осведомленности. В начальной школе среди них был наибольший процент детей с неблагоприятным социальным статусом (48%) и только среди них встречались изолированные (23%). В подростковом возрасте, напротив, интроверты в 56% имели социальный статус предпочитаемых, так как их успехи в учебе приобретали ценность в глазах сверстников. Демократический стиль воспитания у них встречался чаще, чем в семьях детей других типов (27%), а среди нарушенных вариантов наблюдалась повышенная моральная ответственность (до 10%), усиливающая у них тревожность.

У экстравертов, напротив, показатели настроения были максимальны, а проявления тревоги в 1,5 раза меньшие, чем у интровертов. Они имели наибольшие значения импульсивности, активности и работоспособности и наименьшие – дисциплинированности, у них наблюдались самые высокие показатели речевых способностей, зрительной памяти, образного мышления.
Пограничные нервно-психические нарушения встречались в 1,25 раза реже, чем у интровертов, и характеризовались гиперактивными (25%) и агрессивными (19%) проявлениями. К подростковому возрасту они теряли статус лидеров, часто переходя в малопринятых (38%) и даже изолированных (17%), что объясняется тем, что импульсивность экстравертов, препятствуя актуальной для старшеклассников хорошей успеваемости, теряет привлекательность. В воспитании чаще встречалась доминирующая гиперпротекция (30%),
фобия утраты (в четверти случаев) и расширение сферы родительских чувств (19%).

В возрасте 15–17 лет отмечено нарастание тревоги у детей всех типов, причем у интровертов оно встречается в 1,5 раза чаще и связано с повышением уровня нагрузок и необходимостью проявлять большую самостоятельность, а у экстравертов (у 15% девочек и 17% мальчиков) объясняется их неумением сочетать разнообразные внешкольные интересы с требованиями дисциплины и успеваемости и ощущением угрозы своему статусу.

Дети-центроверты по большинству показателей занимают промежуточное положение, хотя во все возрастные периоды их характеристики ближе к характеристикам экстравертов.

Все перечисленные особенности сохранялись к старшему школьному возрасту, усиливались по выраженности и в ряде случаев доходили до выраженных проявлений подростковых акцентуаций характера (у 22% интро-, 19% экстра- и 7% центровертов).

Корреляционный анализ показал прямые сильные связи уровня экстраверсии с показателями активности, импульсивности, экзальтированности, демонстративности, развития речи, амплитуды б-ритма, и обратные – с дисциплинированностью, педантичностью, тревожностью и частотой б-ритма. Поэтому дети-интроверты не могут быстро и адекватно реагировать на меняющиеся средовые нагрузки (скоростные операции, яркие эмоциональные переживания), так как их б-ритм «монотонный», с малой амплитудой (не более 24 мкВ) и высокой частотой (до 13 Гц). А у экстравертов, напротив, быстро возникает возбуждение со склонностью к генерализации (импульсивность, агрессия), так как их б-ритм минимален по частоте (менее 10 Гц) и максимален по амплитуде (до 40 мкВ) со склонностью к формированию высоких острых волн и дисритмии.

Определяя взаимодействие исходного вегетативного тонуса и вегетативной реактивности как единого механизма вегетативной регуляции, мы установили четкие различия приспособительно-компенсаторных реакции у детей разных типов. У интровертов во все возрастные периоды, судя по показателям ВРС и КИГ, ИВТ был парасимпатикотоническим более чем в половине случаев (до 63%); отмечалось преобладание гуморального канала регуляции. Это выражалось в меньших значениях ИН и АМо/∆Х, временных и спектральных показателей и общей мощности спектра при самой высокой представленности высокочастотных колебаний (HF) и наибольших значениях Мо и ∆Х, отражающих активность холинергической системы. Следовательно, преобладание инертных гуморальных путей и трофотропных влияний объясняет инертность процессов возбуждения и переключения, свойственную интровертам, и говорит о преддиспозиции к срыву именно симпатического компонента обеспечения ВНС при устойчивости к монотонным нагрузкам.

У экстравертов конституциональной нормой может считаться исходная симпатикотония (более 60%) при некотором снижении парасимпатических влияний в виде относительного преобладания нейрогенного канала регуляции, слабой выраженности высокочастотных и наличия низкочастотных волн. Это выражалось в наибольших значения АМо, ИН и Мо, коэффициента LF/HF, наименьших Х. Таким образом, у экстравертов преобладают «быстрые», эрготропные пути нервной регуляции вегетативного обеспечения, что определяет их способность переносить интенсивную нагрузку, но кратковременно, в связи с быстрым истощением.

У центровертов ИВТ соответствовал характеристикам эйтонии примерно в 80% случаев, примерно такой же была частота регистрации нормальной ВР. Они имели промежуточные спектральные значения, отличались балансом влияний разных компонентов спектра нейрогуморальной регуляции, коэффициент LF/HF был близок к 1. Центроверты обладали высокой способностью переносить средние нагрузки, но уступали экстравертам в способности выносить экстремальные, а по сравнению с интровертами быстрее истощались в длительной монотонной деятельности.

С возрастом у детей всех типов конституции сохраняются выявленные особенности вегетативной регуляции, сочетающиеся с характером гемодинамики и функционирования кардиореспираторной системы.

Вследствие доминирующего влияния парасимпатического отдела ВНС, интроверты имели самые низкие (в пределах возрастных норм) показатели ЧСС, ЧД, ЖЕЛ, САД и ДАД. В старшем подростковом возрасте у них отмечались самые низкие значения конечного диастолического, ударного и минутного объемов, размеров левых отделов сердца, а также скоростные показатели и показатели давления в легочной артерии. Среди них не встречались дети с отличной тренированностью сердечно-сосудистой системы, число детей с хорошей к окончанию школы уменьшалось в 5 раз, а с неудовлетворительной – увеличивалось в 7,5 раза. Недостаточная тренированность сердечно-сосудистой системы и гипокинетический вариант гемодинамики, возможно, связаны с низким уровнем насыщения крови кислородом из-за низкой ЖЕЛ, удлиненного строения грудной клетки и частого астенического телосложения. При оценке мозговой гемодинамики при гипервентиляции отмечался низкий вазоконстрикторный резерв, а при гиперкапнии наблюдалась усиленная вазодилятация.

Экстраверты, вследствие склонности к симпатикотонии, имели самые высокие показатели ЧСС, ЧД, ЖЕЛ, САД и ДАД, укороченный pQ на ЭКГ, минимальный процент прироста пульса. У них не встречалось неудовлетворительной тренированности сердечно-сосудистой системы, дети с отличной в начальной школе составляли 13%, а к концу школы – 20%. Торакальный морфотип, гиперстеническое телосложение, высокое поддиафрагмальное пространство и гиперкинетический вариант гемодинамики свидетельствуют о более хороших их функциональных возможностях. У подростков-экстравертов конечный диастолический, ударный и минутный объемы сердца, размеры левых отделов, диаметр и давление в легочной артерии, а также скоростные показатели имели самые высокие значения. Церебральная гемодинамика характеризовалась склонностью к спазму артерий, а при гиперкапнии не происходило адекватной вазодилятации, вследствие доминирующего влияния симпатического отдела.

Центроверты имели средние значения данных показателей.

Конституциональный характер особенностей вегетативной регуляции подтвердил корреляционный анализ уровня экстраверсии с рядом показателей КИГ, ВРС и УЗДГ. Установлены прямые сильные корреляционные связи уровня экстраверсии с уровнем с удельным весом LF-компонента, с индексом реактивности сосудов по данным УЗДГ, средние – с характером LF/HF-взаимодействия, с линейной скоростью кровотока. Кроме того, выявлены обратные сильные взаимосвязи с удельным весом HF-компонента ВРС спектра, с индексом вазодилятации, а также с ваготонией по данным КИГ и обратные связи средней силы с индексом вазоконстрикции. Наличие сильных и средних прямых связей уровня экстраверсии с ЧД и ЧСС, величиной ЖЕЛ, степенью тренированности сердечно-сосудистой системы, укороченным интервалом РQ, концентрацией калия характеризует экстравертов как «спринтеров» – выносливых к сильным, но кратковременным нагрузкам. Интроверты, напротив, «стайеры» – выносливы к длительным монотонным низким и средним нагрузкам. Объяснением сниженных показателей функциональных проб интровертов является также средняя обратная корреляционная связь между уровнем экстраверсии и содержанием натрия в крови.

Следовательно, тип направленности психической активности, легко оцениваемый при наблюдении за поведением ребенка, сопряжен с морфологическими, моторными, регуляторными свойствами, что доказано как четкими различиями этих качеств у детей интро-, центро- и экстравертов, так и наличием корреляционных связей изучаемых свойств с уровнем экстраверсии. Установленная корреляционная взаимосвязь между показателями различных уровней системной деятельности организма детей позволила говорить не только об особенностях психического статуса интро-, центро- и экстравертов, но и о типе психосоматической конституции и составила основу системного портрета каждого типа. Следует подчеркнуть, что особенности как отдельных свойств, так и их взаимосвязей прослеживаются во все возрастные периоды, что также подтверждает их конституциональную детерминированность.

Сводный перечень конституциональных качеств дает три варианта системного портрета ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Системный портрет детей трех конституциональных типов

Показатели

Интроверты

Центроверты

Экстраверты

Особенности физического развития,

физической подготовленности и моторики



Масса тела

низкая

высокая

средняя

Длина тела

средняя
и высокая

средняя

средняя
и низкая

Вариант
физического
развития

склонность

к дефициту


массы тела

склонность к избытку массы
тела

нормальное

Скорость

и сила


низкие и средние показатели

средние

показатели



высокие

показатели



Выносливость

«стайеры»

«универсалы»

«спринтеры»

Мелкая
моторика

хорошая

средняя

низкие
показатели

Крупная
моторика

низкие
показатели

средняя

хорошая

Тонус мышц

снижен

нормальный

повышен

Координация

развита слабо

средняя

развита хорошо

Особенности нервно-психического развития

Высшие

мозговые


функции

высокие показатели логического мышления, памяти

средние

показатели



высокие показатели образного мышления, зрительной
памяти

Тревожность

личностная

ситуативная

межличностная

Самооценка

заниженная

адекватная

завышенная

Личностные

качества


ранимость, дисциплинированность

баланс личностных свойств

активность,

агрессивность



Реакция на стресс

пассивная

смешанная

активная

Социальный

статус


предпочитаемые, часто малопринятые

предпочитаемые, реже – лидеры

лидеры
и предпочитаемые

Нарушения

поведения



упрямство,
отказ от взаимодействия

безответственность,
ведомость

гиперактивность, непослушание

Когнитивные расстройства

снижение
оперативных способностей

снижение
логического мышления

дефицит
произвольного внимания

Психологические

нарушения



эмоциональная лабильность со склонностью к дисфории

раздражительная слабость и истощаемость

демонстративно-истероидная форма
реагирования

Особенности биоэлектрической активности мозга,
вегетативной регуляции, сердечной и мозговой гемодинамики,
состояния кардиореспираторной системы и гомеостаза

Тип б-ритма
на ЭЭГ

низкочастотный высокоамплитудный

средние показатели б-ритма

высокочастотный низкоамплитудный

ИВТ

эйтония, ваготония

эйтония

эйтония, симпатикотония

Вегетативная

реактивность



нормальная,
реже асимпатикотоническая

нормальная

нормальная,
реже гиперсимпатикотони­ческая

Характеристики ВРС

усиленное влияние центрального
LF-компонента, высокий
коэффициент LF/HF

баланс влияний LF- и HF-компонентов

низкие значения ТР, усиленное влияние
HF-компонента, низкие значения коэффициента LF/HF

Показатели
ЭхоЭС сердца

самые низкие конечный диастолический, ударный объемы, диаметр левых отделов, легочной артерии, скорость и показатели давления в легочной артерии

средние

значения


самые высокие конечный диастолический, ударный объемы, диаметр легочной артерии, скоростные показатели и показатели давления в легочной артерии

Показатели УЗДГ

низкие
скорость кровотока и вазоконстрикторный резерв

средние

значения


высокая скорость кровотока и более низкий вазодилятационный
резерв

Особенности

регуляции



преобладание гуморально-метаболичес- кого уровня, высокая активность ацетил­холина,

ГАМК-
и дофаминового звеньев



баланс симпатических и парасимпатических влияний, баланс нейромедиаторов

повышение активности центральных механизмов регуляции, избыток

катехоламинового и глютаминового компонентов



Показатели
дыхательной системы

брадипное,

низкая ЖЕЛ



средние

значения


тахипное,
высокая ЖЕЛ

Показатели
сердечно-сосудистой
системы

брадикардия,

средние

значения


тахикардия

Показатели функциональных проб

снижены

средние

значения


высокие

Анализ крови

(границы


нормы)

наибольшие показатели содержания эозинофилов, лимфоцитов, натрия, щелочной фосфатазы, инсулина, наименьшие лейкоцитов, кальция, общего белка

средние значения цитограммы и наибольшие показатели триглицеридов и глюкозы

наибольшие показатели содержания лейкоцитов, тромбоцитов, кальция, общего белка, мочевины, кортизола, наименьшие лимфоцитов, эозинофилов, натрия

Биоритмологический тип

утренний –
«жаворонки»

промежуточный – «голуби»

вечерний –
«совы»

Возрастные особенности конституциональных свойств сохраняются во всех показателях состояния здоровья с некоторым сглаживанием различий в период начала полового созревания и с заострением при завершении пубертатного периода, когда корреляционные связи между изучаемыми показателями и типом конституции увеличивали свою силу.

Ни один из типов конституции не имеет абсолютных преимуществ перед другими, однако наибольшая оптимальность свойственна детям-центровертам, функционирование организма которых представляет вариант равновесия корково-подкорковых взаимоотношений, т. е. центр «конституционального равновесия» и их системный портрет в основном укладываются в известные популяционные нормы (табл. 2). Однако из анализа приведенных данных становится очевидно, что наряду с популяционной нормой у детей могут быть выделены и «нормы конституции», которые в значительной степени определяют сильные и слабые стороны каждого типа и защищают ребенка от приведения его функционирования к усредненной норме.

Таблица 2

Конституциональный потенциал

Стороны
конституции

Интроверт

Центроверт

Экстраверт

Физическое развитие

Сильные

мелкая
моторика,
выносливость
к длительным
нагрузкам

уравновешенность в развитии силы, скорости и выносливости

крупная
моторика,
силовые
и скоростные свойства

Слабые

крупная моторика, силовые и скоростные свойства
склонность
к снижению
массы тела

склонность
к избытку массы тела

мелкая
моторика,
выносливость
к длительным нагрузкам

Нервно-психическое развитие

Сильные

логика, память, мышление, дисциплинированность, деликатность, ровность, исполнительность

высокая адаптивность, общительность, доброжелательность

воображение, инициативность,
решительность

Слабые

тревожность, сниженная самооценка, малопринятость социальным окружением

гиперконформность,

недостаточная усидчивость


и настойчивость

низкое произвольное внимание и дисциплинированность, конфликтность, агрессивность

Особенности функционирования органов и систем

Сильные

преобладание гуморально-метаболических звеньев регуляции, обеспечивающих выносливость

уравновешенность
регуляторных влияний

высокий
реактивный
потенциал

Слабые

снижение общего реактивного потенциала («монотонный» тип
б-ритма ЭЭГ, гипокинетический тип кровообращения, асимпатикотоническая вегетативная реактивность, снижение ЖЕЛ)

склонность к нарушению жирового и углеводного обмена

сниженные показатели гуморальных механизмов влияния и повышенные – центрального (катехоламинов), «острый» тип ЭЭГ, склонность к артериальной гипертензии

Если не учитывать конституциональный потенциал, то это может привести не только к усугублению слабых качеств, но и к нивелированию сильных сторон каждого типа. При этом перенапряжение адаптационно-компенсаторных механизмов у интровертов происходит с избытком ваготонических, а у экстравертов – симпатикотонических влияний, что определяет различный характер возникающих нарушений здоровья (табл. 3).

Таблица 3

Особенности заболеваемости детей трех конституциональных типов



Показатель

Интроверт

Центроверт

Экстраверт

Острые заболевания верхних дыхательных путей

Топика

ринит,
фарингит

трахео­бронхит

отит, тонзиллит

Длительность ОРЗ

затяжное
течение

обычное

кратковременное

Лихорадка

субфебрилитет

до средних цифр

до высоких цифр

Склонность
к фебрильным
судорогам

нет

нет

есть

Бронхоспазм

часто

редко

редко

Аллергический компонент

часто

иногда

редко

Длительная
астенизация

часто

редко

редко

Присоединение
вегетативных
дисфункций

с преобладанием

ваготонии



редко

с преобладанием

симпатикотонии



Нарушения здоровья

Хроническая
патология

ЛОР-органов



аденоиды,

хронический ринит



сочетание

проявлений



гипертрофия небных миндалин, хронический
тонзиллит

Патология
пищеварительной системы

гастродуодениты,

спастические запоры



холестаз, «сладж»-феномены

недостаточность сфинктера Одди, атонические запоры

Атопический
дерматит

часто

редко

редко

Нарушение осанки

фронтальное

плоскостопие

сагиттальное

Нарушения
зрения

миопия

спазм аккомодации

редко

Неврологические

расстройства



головные боли напряжения, тикоидные
гиперкинезы
и логоневрозы

нетяжелое
течение доброкачественной внутричерепной гипер­тензии

СДВГ,
энурезы,

эписиндром


Так, интровертам свойственны атопический дерматит, артериальная гипотония, склонность к обморокам, спастическим запорам, гиперацидным гастритам, бронхоспастическим состояниям, низкой массе тела, частым ОРВИ с ринитами и фарингитами, неврозу навязчивых состояний. У них наблюдалось нарушение осанки во фронтальной плоскости и сколиоз позвоночника I степени, связанные со сниженным мышечным тонусом. Чаще было выявлено снижение остроты зрения, хронический ринит и аденоиды. Частое развитие сколиозов, миопии, наличие малых аномалий развития сердца и желчного пузыря определяют склонность интровертов к диспластическим нарушениям соединительной ткани и диктует повышенную активность педиатра в профилактике данных нарушений.

У экстравертов чаще встречались артериальная гипертензия, склонность к атоническим запорам, периодический энурез, гипертензионно-гидроцефальный синдром, сколиозы в сагиттальной плоскости, гипертрофия небных миндалин вследствие хронического тонзиллита и склонности к гипертрофическим процессам в тканях. У центровертов часто развивались склонность к ожирению, плоскостопие, обусловленное избыточным весом и сниженным мышечным тонусом нижних конечностей. При этом установлены не только различия в структуре нарушений здоровья, но и в характере течения одних и тех же заболеваний у детей разных типов.

Конституциональный характер нарушений здоровья у детей разных типов подтвержден наличием корреляционных связей между большинством клинических проявлений заболеваний и показателями, определяющими принадлежность к конституциональному типу (уровнем экстраверсии, типом ИВТ и ВР, размерами костных полостей, типом б-ритма и т. п.).

Предполагая, что конституциональные особенности касаются не только структуры заболеваний, но и характера их течения, мы проанализировали различия проявлений синдрома вегетативной дистонии. Исследование 325 детей 7–17 лет с ВСД показало четкое различие вариантов вегетативной дисфункции у интро- и экстравертов. Так, у подавляющего большинства интровертов (до 75%) независимо от возраста мы выявили ваготонический тип ВСД, у экстравертов (до 68%) – симпатикотонический. Во все возрастные периоды интроверты имели особенности жалоб и функциональных показателей, определяющих иную клиническую картину, чем у экстравертов.

У интровертов наблюдалось уплощение б-ритма, слабый эффект от фотостимуляции на ЭЭГ, что проявлялось в затрудненном переходе к активному бодрствованию и чувстве «невыспанности» по утрам, невозможности быстро отвечать на меняющиеся условия (инертность процессов возбуждения), а также в цереброастении. Показатели УЗДГ отражали гипокинетический тип гемодинамики и застойные цереброваскулярные явления (низкую скорость кровотока, низкий сосудистый тонус), что способствовало развитию мигренеподобных цефалгий, ГБН и цереброастенических явлений, дискоординаторных нарушений, близорукости. Им были свойственны наибольшие вестибулярные нарушения, ортостатическая дисрегуляция, дистальный гипергидроз и усиление потоотделения, снижение настроения, повышенная тревожность, чувство неуверенности в себе, склонность к уединению, атонические запоры.

У экстравертов наблюдается появление острых волн в покое и их значительное возрастание при гипервентиляции, гиперсинхронизация б-ритма, что объясняет генерализацию процессов возбуждения у таких детей и определяет наличие жалоб на трудности при засыпании, поверхностный, беспокойный сон, раздражительность, несдержанность, судорожную готовность. На УЗДГ у них обнаружены гипертензивно-гидроцефальные явления (повышенные ЛСК, снижение ЦВР, высокая скорость сброса по прямому синусу и вене Розенталя) и гиперреактивность сосудистых рецепторов и, как следствие, головные боли напряжения, гипертермические кризы на фоне эмоционального напряжения.

У центровертов на фоне ВСД отмечалось уплощение -ритма


с возрастанием его амплитуды и усиление его межполушарной асимметрии, снижение ЦВР, что отражает дефицит произвольности и внимания.

Таким образом, клиническая характеристика вегетативной дистонии во многом определяется типом конституции. Как указывал А. М. Вейн (2003), симптомокомплексы ваго- и симпатикотонии еще не являются оформленными патологическими синдромами и скорее часто отражают конституциональные особенности организации и реагирования ВНС. При этом яркое заострение конституциональных особенностей, приводящих к появлению жалоб и клинических признаков вегетативной дисрегуляции, является отличительным признаком между индивидуальным вариантом нормы и патологическим процессом. Причем это заострение касается не только вегетативной регуляции, но и других уровней системной деятельности организма. Доказательством служит то, что прямые корреляционные связи между симпатикотонией и экстраверсией, амплитудой ритма, скоростью кровотока и сосудистым тонусом, индексом вазодилятации и обратные – с частотой ритма и индексом вазоконстрикции стали более сильными, чем у детей без ВСД, при совпадении своей направленности у детей разных типов. При этом в основе патогенеза нарушений вегетативной регуляции лежит перенапряжение адаптационно-компенсатор­ных механизмов организма, которые у интровертов проходят с избытком ваготонических, а у экстравертов симпатикотонических влияний.

Эти различия явились поводом для исследования особенностей течения острой и хронической патологии у детей разных конституциональных типов. Наименьшая устойчивость к респираторным заболеваниям интровертов связана с менее стабильным состоянием нейроиммунной системы (увеличенное число эозинофилов и лимфоцитов и уменьшенное – лейкоцитов в крови) и быстрым и частым возникновением ее дисбаланса при стрессовых ситуациях. Им свойственны риниты, фарингиты, бронхиты, характеризующиеся вялостью и монотонностью течения, длительным субфебрилитетом в сочетании с апатией, сонливостью, аллергическим реакциями и бронхообструкцией. Период реконвалесценции достоверно чаще сопровождался астеническим синдромом, что может объясняться избыточной дофаминовой и ацетилхолиновой активацией.

У экстравертов повышенная активность симпатического отдела ВНС, увеличенное число лейкоцитов в крови приводили к быстрой, но кратковременной гиперреакции организма. Поэтому в клинической картине ОРЗ, протекающих чаще в виде отитов и тонзиллитов, преобладали высокая лихорадка, выраженные изменения самочувствия с возбудимостью и капризностью, эпизоды фебрильных судорог. Возможно, это связано с избытком катехоламинового и глютаминового компонентов при недостаточности ГАМК-эргических влияний (Дмитриева Т. Б., 2002).

Особенности течения хронической патологии наиболее подробно изучены на примере часто выявляемых у детей заболеваний верхних отделов пищеварительной системы. При этом были установлены существенные различия в клинических проявлениях этой патологии у 100 детей 5–9 лет, имеющих разные конституциональные типы.

У интровертов наиболее выражены были тошнота и изжога, достоверно чаще встречались воспалительные заболевания с эрозивным течением, диффузным распространением, а также вовлечение в патологический процесс нескольких отделов пищеварительной системы, повышенная кислотообразующая функция, спастические запоры, гиперкинетическая дискинезия желчного пузыря. Корреляционный анализ показал, что, чем ниже уровень экстраверсии (интровертивный тип конституции), тем больше давность заболевания; более значимы в развитии ЗВОПТ семейные конфликты; чаще встречаются тошнота, изжога, снижение аппетита, эзофагеальный рефлюкс и эрозивные поражения, дисфункции билиарного тракта по гипермоторному типу, спастические запоры.

Для экстравертов были характерны боли в животе, гипертрофический вариант воспалительных форм, гипокинетическая дискинезия желчного пузыря, атонические запоры. Судя по корреляционным коэффициентам, повышение уровня экстраверсии напрямую связано с таким причинно-значимым фактором в развитии ЗВОПТ, как конфликты со сверстниками, оно может сопровождаться учащением приступов рвоты, выраженностью болевого синдрома, повышением аппетита, учащением дисфункций билиарного тракта по гипомоторному типу, атонических запоров.

Следовательно, конституциональные особенности определяют не только склонность к определенным заболеваниям, но и особенности их течения, тяжесть и сроки возникновения. При этом происходит заострение целого ряда важных конституциональных свойств, что отражает изменения признаков системного портрета под влиянием воздействия факторов среды, особенно если заболевание возникает на ранних этапах онтогенеза.

Для доказательства влияния возникшего заболевания на конституциональные свойства мы проанализировали особенности состояния здоровья детей с последствиями перинатального поражения ЦНС (ПП ЦНС), которые развиваются у ребенка на самых ранних этапах онтогенеза, нередко сохраняются до подросткового возраста и во многом определяют нарушения развития, заболеваемость, а следовательно, и нарушения функционирования организма в целом.

Проведя комплексное обследование 242 детей школьного возраста, мы установили, что последствия ПП ЦНС даже в возрасте 10 лет сохраняются у 80% детей, а к 14 годам у 45%. При распределении детей, имевших разные клинические проявления последствий ПП ЦНС, по типам психосоматической конституции, было показано, что проявления последствий четко различаются у интро-, экстра- и центровертов.

У интровертов среди последствий ПП ЦНС чаще встречались головные боли, связанные с венозной дисгемией, логоневрозы, тикоидные гиперкинезы, причем у каждого пятого ребенка выявлялось сочетание симптоматики. При анализе физического развития нами установлено, у интровертов еще больше снижаются показатели массы тела и у половины возникает ее дефицит. В нервно-психическом развитии происходит нивелирование сильных качеств (высокие показатели мышления, памяти, дисциплинированности снижаются) и заострение слабых сторон (усугубляется снижение самооценки и социальной активности). При оценке функциональных показателей установлено, что у интровертов усиливается свойственная им в норме ваготония, и появляются клинические признаки вегетативной дисфункции по ваготоническому типу, нарастает инертность процессов возбуждения (снижается амплитуда и повышается частота б-ритма), на ультразвуковой допплерограмме появляются признаки венозной дисгемии.

У экстравертов преобладали головные боли, обусловленные ДВЧГ, а также дефицит произвольного внимания, гиперактивность, энурез. У них возникают мало свойственные этому типу в норме низкие показатели длины и массы тела, у четверти детей выявляется ее дефицит. Появляется выраженный дефицит внимания, снижаются показатели успеваемости, повышается тревожность, не свойственная им в норме, заостряются характерные для них агрессивность, импульсивность и низкая дисциплинированность. В вегетативной регуляции происходит нарастание симпатикотонии, доходящей до уровня клинических проявлений, на ЭЭГ повышается островолновая активность, мозговая гемодинамика характеризуется признаками внутричерепной гипертензии и вазоконстрикции.

У центровертов проявления последствий ПП ЦНС отличались моносимптомностью, головные боли были обусловлены как венозной дисгемией, так и ДВЧГ, отмечены дефицит внимания и гиперактивность. У них еще больше увеличиваются показатели массы тела, у каждого третьего ребенка регистрируется ее избыток. Появляющиеся признаки вегетативной дисфункции идут либо по интровертивному – ваготоническому типу, либо по экстравертивному – симпатикотоническому типу. А показатели когнитивной сферы, самооценки, тревожности и социальной активности меняются в зависимости от того, по какому пути идет вегетативный дисбаланс. Либо, как у интровертов, у них появляются повышенная тревожность и неприятие в коллективе сверстников, либо, как у и экстравертов, – агрессивность и низкая дисциплинированность.

Таким образом, любые нарушения здоровья сочетаются с нивелированием целого ряда сильных и заострением слабых и конституциональных свойств (рис.).

У интровертов еще больше снижаются показатели массы тела и у половины возникает ее дефицит, усугубляется снижение самооценки и социальной активности. Отмечается появление клинических признаков вегетативной дисфункции по ваготоническому типу и церебральной венозной дисгемии, нарастает инертность процессов возбуждения (снижается амплитуда и повышается частота б-ритма).

У экстравертов, наоборот, регистрируются несвойственные этому типу в норме низкие показатели массы тела, появляется выраженный дефицит внимания, снижаются показатели успеваемости, повышается тревожность, заостряются характерные для них агрессивность, импульсивность и низкая дисциплинированность. Нарастает симпатикотония, повышается островолновая активность, появляются признаки внутричерепной гипертензии и церебральной вазоконстрикции.

У центровертов еще больше увеличиваются показатели массы тела, у каждого третьего ребенка регистрируется ее избыток, и появляются признаки, свойственные как интровертам (повышенная тревожность, неприятие в коллективе), так и экстравертам (агрессивность и низкая дисциплинированность). Появляются признаки вегетативной дисфункции либо по интровертивному – ваготоническому, либо по экстравертивному – симпатикотоническому типу.

Конституциональная детерминированность особенностей и взаимосвязей основных уровней системной деятельности регуляторных механизмов у интро-, центро- и экстравертов с выделением ряда сильных и слабых сторон их развития и предрасположенности к заболеваниям позволила обосновать содержание дифференцированной программы их медико-социального сопровождения.

Мы считаем, что рекомендации по охране и укреплению здоровья детей должны быть индивидуализированы и направлены на минимизацию конституциональных рисков. Прежде всего, это касается оптимизации режима, питания, подбора закаливающих воздействий, адекватных физических и психологических тренировок, гармонизации взаимоотношений в социуме и мероприятий, повышающих резистентность. Особую важность имеют те рекомендации, которые входят в стандарт планов реабилитации детей с хроническими заболеваниями (диета, режим, ЛФК, фито-, физио-, вегетотропная терапия) (табл. 4).

Эти индивидуализированные рекомендации и стали основой для создания программы медико-социального сопровождения детей разных конституциональных типов. Система дифференцированного сопровождения детей может быть использована не только для профилактики конституционально детерминированных нарушений здоровья, оптимизации физического и нервно-психического развития, особенно актуальна она для детей с хроническими заболеваниями, для которых она имеет еще и реабилитационное значение.


Рис. Изменение конституциональных особенностей при нарушениях здоровья (синдром вегетативной дистонии, последствия перинатальных поражений ЦНС, воспалительные заболевания верхних отделов ЖКТ, атопический дерматит)



Таблица 4

Каталог: common -> img -> uploaded -> files -> vak -> 2010 -> announcements -> medicin -> 26-07
medicin -> Метаболическая терапия острого коронарного синдрома 14. 01. 05 кардиология
medicin -> Суставной синдром: оптимизация клинико-инструментальной диагностики и тактики ведения пациентов 14. 01. 04 внутренние болезни
medicin -> Научное обоснование управления качеством в сфере применения антибактериальных препаратов 14. 02. 03 общественное здоровье и здравоохранение
medicin -> Диагностика, прогнозирование и тактика хирургического лечения билиарного сепсиса 14. 01. 17 хирургия
medicin -> Клинические и структурные особенности системы «мать-плацента-плод» при туберкулезе лёгких (Клинико-морфологическое исследование) 14. 01. 01 акушерство и гинекология 14. 03. 02 патологическая анатомия
26-07 -> Стратегия диагностики и лечения ишемической болезни сердца в торако-абдоминальной онкохирургии 14. 01. 12 онкология 14. 01. 04 внутренние болезни
medicin -> Хирургическое лечение некоторых осложненных и распространенных форм рака желудка 14. 01. 12 онкология
medicin -> Ёнхон Курбонович комплексная диагностика, прогнозирование, профилактика и коррекция осложнений геморроидэктомии 14. 01. 17-хирургия
medicin -> Репродуктивная функция мужчин при хроническом бактериальном простатите: клинические и иммунологические аспекты 14. 01. 23 Урология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница