Ские задачи. Вопросы гуманизации техники становятся в один ряд с техническими характеристиками машин


страница1/18
Дата07.09.2017
Размер
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
26301

ЗРГОНОМИКЙ
Под редакцией доктора экономических наук, профессора В.В. Адамчука
Рекомендовано Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по экономическим специальностям
юн мти
U N I T Москва
Предисловие
Основная задача настоящего учебного пособия — раскрыть предмет и задачи эргономики, ознакомить студентов с терминологией и основными понятиями этой науки, выработать убуду щих специалистов понимание эргономического подхода к проектированию и созданию оптимальных для человека условий труда.
Создание благоприятных условий труда, удобства управления, снижение утомляемости, повыщение привлекательности и престижности труда — важнейщ ие социальные и эргономические задачи. Вопросы гуманизации техники становятся в один ряд с техническими характеристиками машин.
Подготовка к выходу на мировой рынок невозможна без оценки конкурентоспособности по эргономическим показателям отечественных машин с зарубежными.
К сожалению, тенденции в отечественном машиностроении таковы, что более 90% техники не отвечают эргономическим, эстетическим требованиям, а также требованиям безопасности, а это приводит к травмами оф ом ному количеству профессиональных заболеваний.
Успешное развитие эргономики обусловлено в значительной степени комплексным подходом к изучению системы человек- техника-среда», предусматривающим анализ личных факторов, характеризующих ее в действии.
Авторы стремились создать целостное, систематизированное и доступное учебное пособие для студентов вузов, в котором простота изложения материала сочетается с рассмотрением специфических вопросов, характерных для переходной эконом ики.
Структура учебного пособия соответствует по содержанию требованиям программы и охватывает широкий круг проблем эргономической системы. Большинство глав охватывают психофизиологические основы трудовой деятельности человека, приспособлением аш ин, оборудования, рабочих мест к человеку и его психофизиологическим особенностям.
При написании учебного пособия авторы использовали передовой отечественный и зарубежный опыт в области эргономических исследований и практики. Главы книги содержат прак­
3
тический материал, что позволит студентам лучше освоить теоретические и методологические положения, излагаемые в учебном пособии.
Учебное пособие будет способствовать усвоению студентами материала по основам эргономики по специальности Экономика и социология труда, а также окажет определенную помощь студентам, изучающим дисциплину Научная организация труда, особенно по темам, включающим вопросы совер- и]енствовавших условий труда на промышленных предприятиях. Учебное пособие соответствует требованиям учебной программы по курсу эргономики для студентов специальности Экономика и социология труда, но может быть использовано и студентами, обучающимися по другим специальностям.
Авторы учебного пособия:
В.В. Адамчук, др экон. наук, профессор (предисловие, гл. Т П . Варна, канд. экон. наук, доцент и АН. Костин, канд. техн. наук, старший научн. сотрудник (гл. 7 и В. Воротникова, канд. экон. наук, доцент (гл. 5),
Т.И . Паутинка, канд. экон. наук, доцент (гл. 2),
C И . Подгаецкий, канд. экон. наук, доцент (гл. П Н . Рыбицкий, канд. техн. наук, доцент (гл. 9 и М Е. Сорокина, канд. экон . наук, доцент (гл. 3 и 6),
Л.С. Сухова, канд. экон. наук, доцент (гл. 4),
П.Э. Шлевдер, канд. экон. наук, профессор (гл. 8).

1 - Предметы, задачи, цели
и структура эргономики
1.1. Предметы и задачи эргсжомики
Вопросы эргономики в последние годы приобрели большое значение ив некоторой степени стали определяющими в развитии техники и особенно при конструировании, производстве и эксплуатации машин и сложных систем управления. Это связано стем, что в условиях бурного развития научно-технического проф есса и появления новой техники трудовая деятельность человека становится все более сложной и напряженной. Поданным статистики надежность выполнения человеком-оператором все более усложняющихся функций уменьшается, поэтому увеличение надежности технической части системы теряет смысл, так как надежность всей системы «человек-машина» лимитируется также надежностью человека.
И зм енения условий трудовой деятельности, за которыми не поспевает биологическая перестройка организма человека, обусловливают возникновение целого ряда негативных явлений. Работая иногда на пределе психофизиологических возможностей ив неблагоприятной производственной среде, человек допускает ошибки, цена которых в современном производстве резко возросла. В большинстве случаев действия операторов указываются неправильными не из-за низкой их квалификации, а по причине несоответствия конструктивных особенностей техники возможностям человека.
П о имеющимся данным на долю человеческого фактора сейчас приходится от 40 до 70% всех отказов технически сложных систем. В соответствии с мировой статистикой 80% катастроф в авиации и 64% на морском флоте происходят в результате ошибок, называемых логическими и моральными. О высоких нагрузках на психику и общее состояние операторов сложных систем свидетельствуют такие данные. На предпосадочном снижении у командира авиалайнера частота переноса взгляда на при­
5
боры колеблется от 100 до 200 в мин. Длительность фиксации взгляда на каждом приборе составляет 0,66 с приходится совершать руками около 30 движений в мин. В результате — пульс при посадке 150 ударов в мин, кровяное давление 200 мм рт. ст.
И з приведенных примеров видно, что как бы ни была совершенна техника, ее эффективное и безопасное применение в конечном итоге зависит оттого, насколько полно согласованы конструктивные параметры с оптимальными условиями работы человека, сего психофизиологическими возможностями и особенностями. Поэтому и возникает необходимость изучения работы машин (систем) и деятельности операторов в едином комплексе «человек-техника-среда».
Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизащш трудовой деятельности оператора, создания хшя него комфортных и безопасных условий, повьш
1
ения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Из этого определения видно, что
предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а
объектом исследования
система «человек-техника-среда».
Для эргономики большое значение имеет проблема взаимосвязи ее со сложными науками. Схематично эти связи можно изобразить следующим образом (рис. Связи и область применения эргономики имеют двусторонний характер она не только испытывает на себе влияние связанных с ней дисциплин, но и сама уже оказывает на них влияние в области теории, методологии и практики.
Предпосылками возникновения и развития эргономики послужили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии на современном этапе развития экономики и оказавшиеся неразрешимыми средствами только технических и медицинских наук. Необходимо было согласовать рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, организации труда, дизайна и объединить их в обшую систему требований к содержанию и характеру труда в системе человек- техника-среда».
Первой проблемой является недостаточная эффективность системы, которая часто оказывается ниже расчетной, ожидаемой. Это связано со многими причинами, например, с несогласованностью параметров оборудования и возможностей человека работать в условиях дефицита времени и информации, мощного воздействия внешних факторов и др.
6
Общие Д11СИ1И1ЛИИЫ
ш
Э коном и ка Социология Физиология Психология Педагогика Технические науки
»а>.ж
Р& тасти 1(сцользо^1Щ|11|
Ди laiiH Научная организация труда npaaieH iic качестю м Охрана труда РИС.
1. Связь
эргономики с
другими науками
и область
ее
использования
Второй проблемой является феномен роста травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве, транспорте ив быту. Анализ причин травматизма показывает, что он часто обусловлен ошибочными действиями людей, вызванными недостатками в конструкции техники, средств отображения информации, органов управления машин и меха­
низмов.
Третья проблема связана с текучестью кадров.
Четвертая проблема связана с ixxrroM числа нервно-психических ’ заболеваний, вызванных так называемым индустриальным стрессом. Значительная часть этих заболеваний обусловлена темпами и особенностями организации современного производства.
Соверш енно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек-техника-среда» должны учитываться реальные возможности человека, которому предстоит работать в системе.
7
Первая цель эргономики — повышение эффективности системы «человек-техника-среда», под которой следует понимать способность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством.
Эффективность может быть определена по формуле
Э =
100%,
О
где Э — эффективность системы;
П — производительность в единицах продукта системы;
К — качество продукта — материальные, временные, энергетические, психические затраты.
Например, использование ЭВМ и робототехники значительно увеличивает эффективность трудовой деятельности, но может и резко повысить психофизические затраты работника в случае пренебрежения эргономическим анализом и проектированием рабочего места оператора, параметров дисплея.
Вторая цель эргономики — безопасность труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор икон троль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.
Третья цель эргономики — обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда.
Основные понятия эргономики сосредоточены в ГОСТ
26387—84 Система «человек-машина». Термины и определения. Например, система «человек-машина» поэтому стандарту
— система, состоящая из. человека-оператора (ф уп п ы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность.
Человек-оператор оператор) — человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления. Машиной в системе человек- машина называют совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. Деятельность человека-оператора — это процесс достижения поставленных в системе целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека и т. д.
1.2. Основные цели эргономики
8
Эргономическую оценку системы «чемовек-техника-среда» можно осуществлять дифференцированным методом, при котором используются отдельные эргономические показатели, или комплексным методом, при котором определяют один обобщенный эргономический показатель. Оценку системы дифференцированным методом производят с помощью групповых показателей, определяемых по одному на каждый из разделов эргономики антропометрический, гигиенический, физиологический, психофизиологический и психологический. Эти разделы, вместе взятые, и составляют эргономику как науку (рис. 2)
1.3. Состав и структура эргономики ‘
Рис. 2.
Разделы
эргономики
Каждый из групповых показателей объединяет ф уп п у одиночных (рис. Первый групповой показатель, антропометрический, отражает соответствие машины размерами форме тела работающего человека, подвижности частей тела и другим параметрам. Его единичные показатели обеспечивают рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку рукояток, максимальные и оптимальные рабочие зоны руки ноги т. д.
Второй групповой показатель характеризует гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его- взаимодействии с системой «человек-техника-среда». Он предполагает создание на рабочем месте нормальных условий микроклимата и оф аничения воздействия вредных факторов внешней среды. Групповой показатель составляют единичные показатели ' Эргономика. Под ред. А.А. Крылова и Г.В. Суходольского. Л ЛГУ, 1988, стр.
2 8 -3 2 .
9
освещенности, вентилируемости, температуры, влажности, давления, заземленности, радиации, шума, вибрации, ф авитационной перефузки и ускорений, силы электромагнитных излучений.
Третий и четвертый групповые показатели, физиологический и психофизиологический, характеризуют те эргономические требования, которые определяют соответствие системы человек- техника-среда* силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным возможностями особенностям человека. Так, например, в процессе проектирования необходимо отчетливо представлять возрастные, половые, психологические и другие особенности операторов конкретной системы. Такс возрастом падает чувствительность к свету потребность в освещенности у человека летнего возраста в два раза, у летнего в три, ау летнего в щесть раз больше, чему 10-летнего.
Пятый фупповой показатель, психологический, отражает соответствие машины возможностями особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленными вновь формируемым навыкам работающего человека, степени и характеру ф уппового взаимодействия, опосредования межличностных отношений совместной деятельностью по управлению системой
«человек-техника-среда». Эти особенности выступают в качестве единичных показателей.
Д остижение целей эргономики представляется весьма сложным делом, потому что уже при постановке задач проектирования и эксплуатации системы необходимо контролировать
15 точек уровней оценки (рис. 1.4), каждая из которых может решающим образом повлиять на успешность технической разработки. Можно оптимально произвести взаимную адаптацию человека и технических устройств по 14 точкам — ан ф ом етри че- ским (точки 1—3), гигиеническим (4—6), физиологическими другим параметрам, ноне придать значения точке 13 безопасность — психологический фу п повой показатель) — и вся разработка потеряет смысл. В настоящее время эргономика в России развивается потрем направлениям — техническая эстетика, инженерная психология и производственная эргономика. Техническая эстетика — это художественное конструирование оборудования и производственная эстетика. Инженерная психология изучает связи конструкций пультов управления важнейшими объектами, например, аэропортами, атомными станциями и т. д, с особенностями восприятия и переработки информации операторами.
10

Рис.
3.
Эргономические показатели
в эргономике особо выделяются разделы, которые обосновывают гигиенические, физиологические и психофизиологические требования к конструкциям производственного оборудования и составляют производственную эргономику. Ее задачей является осуществление принципа обязательности соответствия конструкции производственного оборудования предприятий анатомо­
физиологическим и психологическим особенностям человека.
Требования производственной эргономики вытекают из особенностей нормального функционирования органов чувств человека, например, физиологически основанные углы зрения, уровень интенсивности сигнала, объемы воспринимаемой и перерабатываемой производственной информации. Это означает, что конструкция оборудования должна соответствовать анатомо­
ф изиологическим и психологическим особенностям строения и функционирования органов человека.
Взаимоотнош ения человека и техники на всех этапах исторического развития настолько тесно связаны и обусловлены друг другом, что они вместе образуют единую систему, которая может, быть обозначена как эргономическая система. Данное понятие означает, что человек, применяя то или иное орудие, или обслуживая то или иное производственное оборудование, становится звеном системы, например «человек-машина». Неразрывность и единство этой системы обусловливаются тем, что без человека невозможны никакие виды орудий труда и производственного оборудования, что орудия труда возникли одновременно с человеком и развивались вместе с ним. Это первая характерная черта эргономической системы и эргономики в целом.
12

мической системы. Третьей характерной чертой является осяза­
тельность соответствия особенностей конструкции производст­
венного оборудования анатомо-физиологическим и психологи­
ческим особенностям человека.
Состав эргономической системы за последние 30 лет претер­
пел некоторые изменения. В настоящее время большинство эр­
гономистов считают, что система включает три члена «человек-
техника-среда». Некоторые полагают, что эргономическая сис­
тема включает в себя человека, машину, предмет труда, окру­
жающую среду, лиц, вовлекаемых в систему’.
При таком составе эргономической системы важно правиль­
но представить классификацию связей внутри этой системы. Она
необходима для понимания внутренней организации системы,
определения ее уязвимых звеньев и прогнозирования ее поведе­
ния в различных условиях эксплуатации.
В соответствии с составом эргономической системы в основу
этой классификации должны быть положены три главных при­
знака; особенности связей оператора с машиной и предметом
труда и условия труда оператора.
Прежде всего связи осуществляются через информационное
взаимодействие оператора с машиной, которое можно разделить
на три этапа.
1. Восприятие информации (перцепция) либо путем непо­
средственного наблюдения производственного процесса, либо
по наблюдению за показателями контрольно-измерительных
приборов, отражающих параметры хода производственного про­
цесса. Перцепция осуществляетхгя с помощью органов чувств,
откуда полученная информация передается в центральную нерв­
ную систему человека.
2. Переработка (трансформация) полученной информации,
осуществляемая в центральной нервной системе и приводящая к
принятию определенного решения. На характер решения, его
правильность и быстроту принятия влияет не только информа­
ция, поступающая извне, но и внутренняя информация.
3. Выдача принятого решения исполнительным органом и
выполнение этого решения. Данный этап называется управлени­
ем ив системе «человек-машина» осуществляется путем воздей­
ствия на органы управления машины с целью внесения необхо-
' ФА. Громов. Эрптоммка. Учеб. пособие. ЛФЭИ. Л. *989. с- *0—11.
13
димых изменений в происходящий в системе процесс. Выходом в этом случае являются исполнительные органы человека, входом — органы управлениям аш ины Помимо информационного взаимодействия между оператор ром им аш иной имеются другие виды взаимодействия, характеризующиеся рабочей позой оператора при обслуживании машины, усилиями, скоростью , количеством движений, развиваемых при этом , и т.*д.
В зарубежных странах получила распространение Эргономическая карта, которая служит для систематизации и анализа различных факторов, влияющих на трудовой процесс и производительность, а также реакция организма работника на степень рабочей наф узки. Карта содержит вопросы, которые имеют значение при анализе некоторых специфических видов работ. Все вопросы разделены на общие и частные. Перед началом исследований с применением эргономической контрольной карты опрашиваемый должен сделать общую оценку наиболее важных аспектов своей заф узки работой на данном рабочем месте. При этом следует ответить наследующие вопросы Какое задание дано работнику и какой объем информации ему необходим для выполнения этого задания?
Требует ли выполнение этой работы значительного физического напряжения Требует ли работа значительного эмоционального напряжения, быстрой реакции или умения концентрировать внимание?
Влияет ли окружающая обстановка на работника?
К ак влияет на работника организация труда (темп работы, перерывы)?
Ж елательна ли замена некоторых операций, выполняемых человеком, нам аш инны е операции или наоборот?
Не слишком ли проста данная работа, не лишена ли она смысла, не является ли она неприятной или опасной в такой степени, что работник при ее выполнении чувствует ее бессмысленность, страх передней или даже отвращение к ней?
Таков смысли содержание эргономической контрольной карты. Следует заметить, что аналогичная карта (с некоторыми Рознар ЯН. Приспособление условий труда к человеку. Эргономика. М, Мир, 1973, с 5 -3 0 .
^ Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку. Перс польск. М. Мир. 1971, с.ЗЗЗ—346.
14
изменениями) применяется на отечественных предприятиях под названием Карта организации рабочего места*.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы предмет и задачи эргономики. Каковы основные цели эргономики. Какие эргономические показатели вызнаете Каковы содержание и назначение эргономической карты?

2
.
Социально-психологическая
и биологическая сущность
трудовой деятельности
человека
2.1. Труд как важнейший производственный
фактор
в любой экономике вовсе времена труд были остается важнейшим производственным фактором. Это обуславливает постоянный интерес экономистов, предпринимателей, менеджеров различных уровней, а также государственных деятелей к вопросам формирования его цены , распределения рабочей силы между отраслями, регионами, фирмами и отдельными профессиями, заинтересованности в улучшении результатов труда.
Развитие производства, его исторический аспект является основой и отражением изменений, происходящих в трудовой деятельности людей, в ее организации. На разных этапах этого развития важнейшими сточки зрения научных исследований являлись те или иные аспекты труда. Так, в 19 веке, когда преобладал ручной труд, использовался преимущественно энергетический подход, в основе которого были исследования в области физиологии труда. Бурное развитие научно-технического проф есса вначале века послужило значительным импульсом для развития психологии труда. Это связано стем, что появление сложной техники предъявило новые требования к исполнителями прежде всего к психическим процессам в организме человека. Что касается физиологии, то она, пройдя эволюцию, изучает особенности протекания физиологических процессов в организме человека с целью создания условий для длительного поддержания работоспособности человека на высоком уровне в процессе трудовой деятельности.
С развитием производства меняются условия, методы и организация трудовой деятельности человека, претерпевают сущест-
16
венные изменения функции, место и роль человека в процессе труда. Но постоянным является признание труда как важнейшего фактора процветания фирмы, региона, народного хозяйства.
В условиях рыночных отношений конкурентная борьба между фирмами усложняется и выходит на все более высокие уровни. Победителем в этой борьбе оказывается тот, кто достигнет более высокой эффективности производства. В свою очередь, рост эффективности производства возможен только при повышении эффективности и качества труда. Это обусловливает актуальность, важность и значимость исследования проблем трудовой деятельности человека в современных условиях.
Труд имеет исключительное значение в возникновении, существовании и развитии человеческого обшества. Благодаря труду высокого уровня достигло развитие общества во всех направлениях культурном, техническом, экономическом и т. д. И хотя научно-технический прогресс связан в основном с развитием техники и новых технологий, но роль человека это не умаляет, а, наоборот, возвышает ведь это человек труда сего высочайшей квалификацией создает такие машины.
Формулируя определение категории труд, целесообразно рассмотреть ее с нескольких позиций.
Труд с экономической точки зрения — это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.
Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Труд — это деятельность, направленная на производство оп­
ределённых общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность — ведущая, главная деятельность человека. Целями трудовой деятельности могут быть потребительские товары и услуги или средства, необходимые для их- производства. Этими целями могут быть также производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий.
При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому трудовая деятельность людей является по своей природе общест-

Каталог: fulltext
fulltext -> Навчально-методичний посібник з клінічної фармації для студентів фармацевтичного факультету заочної форми навчання для спеціальності
fulltext -> Ю. Г. Алиев // Хирургия. Журнал имени Н. И. Пирогова. 2013. № С. 73-75
fulltext -> В. О. Кайбышева [и др.] // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2013. Т. XXIII, № С. 4-16
fulltext -> Лекция на тему: Здоровье человека Для студентов специальных медицинских групп
fulltext -> Пульмонология Выпуск III бронхиальная астма
fulltext -> Кровотечения в беременности и родах, двс-синдром
fulltext -> Фгбу сибирский федеральный научно-клинический центр фмба россии
fulltext -> Практическая работа 1 по безопасности и жизнедеятельности новосибирск 2011 г расследование и учет несчастных случаев на производстве
fulltext -> Т. Е. Афанасенкова // Справочник врача общей практики. 2013. № С. 25-26
fulltext -> Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница