Социальная апатия представляет собой социально-психологический феномен, описывающий социальное самочувствие индивидов. Поведение людей всегда имеет эмоциональную окраску в силу особенностей психической жизни человека



Дата04.04.2018
Размер40.5 Kb.

Русь А.А.

Магистрант, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара



Аргунова В.Н.
Доктор социологических наук, профессор, Вятский государственный университет

СОЦИАЛЬНАЯ АПАТИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ
Социальная апатия представляет собой социально-психологический феномен, описывающий социальное самочувствие индивидов. Поведение людей всегда имеет эмоциональную окраску в силу особенностей психической жизни человека. Социальное действие и поведение сопровождается определенным эмоциональным состоянием, которое является продуктом духовно-практического освоения мира и проявляется в социальном самочувствии [3, с.120].

Социальная апатия как тип социального самочувствия имеет свои проявления. К ним исследователи относят отсутствие обозначенных целей и смысла жизни; безразличие, равнодушие, социальное бессилие.

В социологическом словаре под редакцией Бабосова Е.М. социальная апатия определяется как состояние личности или социальной группы, характеризующееся полным безразличием, социальной и психологической пассивностью, полной или частичной утратой интереса к социальной действительности, равнодушием к происходящим в ней процессам и явлениям, ослаблением интересов и побуждений к деятельности [1].

Социальная апатия как тип социального самочувствия является отражением процессов, которые протекают в обществе. Можно выделить несколько групп причин, которые вызывают состояние социальной апатии в современном российском обществе.

Во-первых, это резкая смена ценностных систем, вызванная отказом от социалистического пути развития и переходом к капиталистическому пути. На это указывает В.Г. Федотова, отмечая, что аномия и социальная апатия в России возникли по причине быстрой смены экономических отношений на капиталистические при отсутствии новых моральных обоснований этой деятельности. Ценности, которые люди считали само собой разумеющимися и воспроизводимый порядок вещей, достигнутый практически и поведенчески, в краткий исторический период были разрушены [4].

Вторая причина связана с растущей индивидуализацией общества. Индивидуальная свобода объявляется высшей ценностью по отношению к интересам социальных групп и государства. Об опасности такого ценностного сдвига предупреждал А. де Токвиль. Он считал индивидуальность худшим врагом гражданина. Ее опасность заключается в том, что когда человек перестает видеть смысл в общих интересах, начинает ставить свои интересы выше коллективных, он перестает быть частью коллектива, становится беззащитным, и может стать жертвой манипуляции власти. Индивид попадает под чрезмерную опеку власти, лишается самостоятельности в принятии решений. Власть начинает ориентировать его лишь на получение наслаждений, уводя от участия в общественной жизни. Нация в результате превращается в стадо осторожных и ловких животных, пастухом которых является правительство [6, c. 500-501].

Третья причина возникновения апатии связана с социальным самочувствием людей, живущих в информационном обществе. Огромный поток информации, буквально обрушивающийся на людей каждый день, разрушает целостную картину мира. Люди теряются в этой информации, не могут установить причинно-следственные связи, понять сути происходящего. Факты начинают иметь самодовлеющее значение, приобретают абстрактный, количественный характер. На это обращал внимание Э. Фромм : «Мы теряем подлинную связь с услышанным; оно нас как бы не касается. Мы перестаем волноваться, наши эмоции и критическое суждение заторможены; наше отношение ко всему, что происходит в мире, становится безразличным» [5, c.209-210].

Четвертая причина – пресыщенность материальными благами, характерная для потребительского общества. Она порождает состояние, называемое западными учеными «счастливой апатией». Потребительская повседневность создает иллюзию благополучия и удовлетворения жизнью. В действительности, человек чувствует растерянность перед техническим прогрессом и недостижимость подлинного счастья. Общество «погрязает в комфорте», пытаясь искусственным путем придать смысл своей жизни. Апатия, возникшая в результате материальной пресыщенности, является признаком агедонии. Агедония заключается в утрате духовной жизненной радости. Ощущения у человека блекнут, жизнь теряет свою привлекательность. Не испытывая удовлетворения от имеющихся материальных удовольствий, люди ищут все новые и новые, находятся в постоянном чувстве неудовлетворенности. Агедонию называют болезнью цивилизаций. По этому пути прошли древние римляне, французские аристократы и др. богатые социальные слои. Для возникновения такого недуга как агедония, необходимы материальные средства, роскошный антураж, неограниченные возможности материального приобретения и новых чувственных наслаждений. Симптомами агедонии являются потеря интереса к вещам, скудность эмоций – алексетимия – неспособность отзываться на чувства другого человека, эмоционально реагировать на важные жизненные события [2, с.26-28].

Таким образом, социальная апатия существует как тип социального самочувствия. Она может охватывать не только отдельных индивидов, но и социальные группы, общество в целом.

Как социальное самочувствие она проявляется в безразличии, эмоциональной бесчувственности, отсутствии цели и смысла жизни, агедонии, эскапизме. Его общей чертой является социальная пассивность, выступающая как способ социальной адаптации и социальный протест.



Литература

  1. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь (от классики до современности). М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

  2. Набок Ю.В. Феномен социальной апатии в современном обществе // Дисс… к.ф.н. Самара, 2005.

  3. Тезаурус социологии: темат. слов. –справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  4. Федотова В.Г. Апатия на Западе и в России. // Вопросы философии. 2005. № 3.

  5. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990.

  6. Tocqueville, Alexis de. De la democratic en Amerique. Paris, GamierFlammarion, 1981, t.II, 4e partie. Chap.VI, p.385-386 / Vergely Bertrand. La philosophic, Paris. Larousse, 1993.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница