Социально-экономические последствия кризиса в европе



Pdf просмотр
страница1/6
Дата09.09.2017
Размер0.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
КРИЗИСА В ЕВРОПЕ
Серия:
Международный опыт парламентской деятельности.
Актуальные темы
ИЗДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ


Аналитический вестник № 28 (471)
2
В последнее время долговой кризис в Европе стал определять
главные риски дальнейшего развития мировой экономики. Параметры
долговых обязательств в развитых странах достигли такого уровня, при
котором они стали серьезно препятствовать экономическому росту и
социальному развитию. Вероятность возникновения новой рецессии
остается высокой.
В этих условиях особенно важно рассмотреть опыт разных стран,
накопленный в процессе борьбы с кризисом. Универсального «рецепта» в
этой сфере пока не выработано. Каждая страна действует,
руководствуясь здравым смыслом, учитывает конкретные реалии и
имеющиеся ресурсы. Очевидно, быстрых решений по выходу из кризиса нет.
Основные проблемы связаны с преодолением разобщенности в
экономическом развитии стран, формированием механизмов глобального
сотрудничества, согласованных коллективных решений. Особую роль в
формировании мер по борьбе с кризисом играют парламенты стран.
Открывает вестник выступление Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко на 14-ом
заседании Ассоциации европейских сенатов 16 марта 2012 года,
посвященное опыту преодоления мирового финансово-экономического
кризиса и роли национальных парламентов в этом процессе.
Значительное внимание уделено законодательному регулированию
экономики в условиях кризиса в разных странах, а также анализу текущего
состояния и последствий долговых проблем экономик стран зоны евро.
В вестнике представлены результаты уникального исследования,
предпринятого Европейским центром парламентских исследований и
документации на основе опроса законодательных органов 28 стран
Европы, посвященного изучению роли национальных парламентов в
противостоянии финансово-экономическому кризису, а также анализ его
влияния на социальные системы зарубежных стран и России. В частности,
рассмотрены последствия кризиса в пенсионных системах, системах
здравоохранения и образования.


Аналитический вестник № 28 (471)
3
СОДЕРЖАНИЕ

В.И. Матвиенко, Председатель Совета Федерации
Выступление на 14-ом заседании Ассоциации европейских
сенатов 16 марта 2012 года: Опыт преодоления мирового
финансового кризиса. Роль национальных парламентов ..........................5

Т.П. Самарина, ведущий эксперт отдела сопровождения межпарламентской деятельности и анализа интеграционных процессов Аналитического управления Аппарата Совета
Федерации

Т.А. Миронова, референт
Аналитического управления
Аппарата Совета Федерации
Законодательное регулирование сферы экономики в
условиях кризиса в развитых странах .........................................................11

М.А. Тетерин, консультант отдела сопровождения межпарламентской деятельности и анализа интеграционных процессов Аналитического управления Аппарата Совета
Федерации
Европейский финансово-экономический кризис и роль
парламентов в этом процессе (по материалам семинара
Европейского центра парламентских исследований и
документации 7-8 июня 2012 года в г. Риме)...............................................22

Т.П. Самарина, ведущий эксперт отдела сопровождения межпарламентской деятельности и анализа интеграционных процессов Аналитического управления Аппарата Совета
Федерации
Долговые проблемы стран зоны евро ..........................................................28

С.И. Иваненко, заместитель начальника отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета
Федерации
Влияние финансового кризиса на пенсионные системы
зарубежных стран и проект стратегии долгосрочного
развития пенсионной системы Российской Федерации до
2030 г.................................................................................................................41






Аналитический вестник № 28 (471)
4
О.В. Павленко, главный советник отдела социальной политики
Аналитического управления Аппарата Совета Федерации
Влияние финансового кризиса на системы здравоохранения
стран Европы, США и России (обзор международных актов
и экспертных материалов)............................................................................54
О.Б. Аникеева, начальник отдела социальной политики
Аналитического управления Аппарата Совета Федерации
Государственная
политика
в
сфере
российского
образования до и после финансового кризиса. Влияние
кризиса на ситуацию в образовании в США и европейских
странах.............................................................................................................68


Аналитический вестник № 28 (471)
5
Опыт преодоления мирового финансового кризиса.
Роль национальных парламентов


В.И. МАТВИЕНКО,
Председатель
Совета
Федерации
Федерального
Собрания Российской Федерации
Выступление
на 14-ом
заседании
Ассоциации европейских сенатов 16
марта 2012 года, Париж, Франция.
Уважаемые коллеги!
Россия стала членом Ассоциации европейских сенатов десять лет назад. Так что сегодняшняя сессия для нас юбилейная. Оглядываясь на пройденный путь, могу с уверенностью сказать, что наше вхождение в семью верхних палат европейских парламентов было своевременным и верным шагом. Оно открыло нашему парламенту, нашему государству новые возможности активного участия в политической жизни Европы.
Для России это имеет первостепенное значение, так как мы являемся органической частью Большой Европы, ее политического, финансового, экономического и гуманитарного пространства и в целом всей европейской цивилизации. Думаю, и в Европе осознают, что в сегодняшние нелегкие времена для неё как никогда важно более тесное взаимодействие с Россией.
Очевидно, что нынешний кризис качественно иной, чем масштабные кризисы 30-х и 70-х годов прошлого века. Поэтому опыт, приобретённый тогда, сегодня помогает мало. Для преодоления нынешнего кризиса необходимы новые идеи, нестандартные подходы.
Приходится признать, что их выработка запаздывает. Многочисленные


Аналитический вестник № 28 (471)
6
нобелевские лауреаты по экономике, несомненно, обогатили мир многими ценными глобальными идеями. Но они, к сожалению, оказались недостаточными для их практического применения в нынешних условиях. Правительства, парламенты, международные организации, бизнес не смогли воспользоваться ими для решения возникших проблем. Государства, мировое сообщество в целом вынуждены действовать, что называется, по ситуации, руководствуясь здравым смыслом и прагматическими соображениями. Пока сохраняется такое положение, риск второй волны глобального кризиса, вероятность возникновения очередной рецессии остаются высокими.
Тем не менее, за эти четыре года удалось накопить определённый опыт, и он позволяет высказать ряд соображений.
Неоспоримый факт, что самую острую фазу кризиса Россия, страны Европы, США, другие государства преодолели главным образом за счёт собственных усилий. Я имею в виду ту огромную работу, те меры, которые оперативно разработали и осуществили национальные государства во взаимодействии с бизнесом, с обществом в целом.
В подтверждение этого сошлюсь на опыт своей страны, России.
Наша антикризисная программа, разработанная и осуществлённая в
2008–2010 годах, в ряде пунктов расходилась с классическими рецептами на этот счёт. В частности, государство полностью выполнило все свои социальные обязательства, включая повышение пенсий, увеличение расходов на образование и здравоохранение. Были приняты меры по предотвращению массового сокращения рабочих мест.
Государство поддержало банковский сектор, усилило защищённость банковских вкладов населения. Разработаны и осуществлены специальные программы по финансовой поддержке стратегически важных предприятий, малого бизнеса. Осуществлён ряд других шагов.


Аналитический вестник № 28 (471)
7
Жизнь показала правильность принятых решений. Россия прошла кризис, полностью сохранив управляемость экономикой, общественно- политическую стабильность, потенциал роста. Вот некоторые показатели минувшего, 2011 года. Федеральный бюджет исполнен с профицитом (0,8% ВВП). По росту ВВП (4,2%) наша страна уступила лишь Китаю и Индии. Практически в полном объеме восстановлен докризисный уровень экономики. Инфляция (6,1%) – сама низкая за 20 лет. Восстановился рынок труда (безработица 6%).
Понятно, что общего для всех стран универсального рецепта, гарантирующего динамичное развитие или сравнительно безболезненное преодоление кризиса, не существует. Каждая страна самостоятельно должна брать на себя инициативу в разработке и осуществлении собственной стратегии развития, которая учитывает её конкретные нужды, имеющиеся ресурсы, современные реальности.
Роль национальных парламентов при этом трудно переоценить.
Обе палаты российского парламента,
Совет
Федерации и
Государственная Дума, выступили по отношению к исполнительной власти и как полноправные соавторы антикризисных мер, и как полноправные партнёры в их практическом осуществлении. Иными словами, исходили из принципа взаимной и равной ответственности обеих ветвей власти перед своей страной, перед своим народом.
В современном глобальном мире кризис наглядно продемонстрировал всю огромную степень взаимосвязанности, взаимозависимости стран в сфере экономики и финансов. Стало вполне очевидно, что для преодоления сложившейся кризисной ситуации требуются энергичные меры системного характера на основе скоординированных коллективных действий всех государств, международных экономических и финансовых институтов, организаций.


Аналитический вестник № 28 (471)
8
По мнению нашей страны, это направление действий должно стать доминирующим в мировом сообществе.
Именно с этих позиций рассматривает Россия кризисные явления в еврозоне, Европе в целом. Они прямо затрагивают интересы нашей страны, поскольку
Европейский
Союз – наш крупнейший внешнеэкономический партнер. Доля Европейского Союза в российском товарообороте – 48%. Важно и то, что от состояния дел у европейцев в значительной степени зависят перспективы развития всей глобальной экономической системы.
Россия активно подключилась к международным мерам по поддержке пострадавших европейских экономик. Наша страна участвует в выработке коллективных решений по линии МВФ. Как заявил глава
Правительства России В.В.Путин, мы не исключаем возможности оказания в ряде случаев финансовой помощи напрямую.
Россия считает, что оздоровлению экономики Европы могла бы способствовать как можно более полная реализация потенциала сотрудничества России и Европейского Союза. Это отвечало бы повышению конкурентоспособности нашего континента.
Нашей общей целью могло бы стать формирование зоны свободной торговли, других, более продвинутых механизмов экономической интеграции на всём Евразийском пространстве – от
Атлантики до Тихого океана.
В последнее время складываются благоприятные условия для такой интеграции. Я имею в виду активные интеграционные процессы к востоку от ЕС на постсоветском пространстве в рамках зоны свободной торговли, Таможенного союза, ЕврАзЭС.
Исходной точкой активизации движения в этом направлении могли бы стать более глубокая кооперация в сфере энергетики, вплоть до создания единого энергокомплекса Европы, дальнейшее углубление


Аналитический вестник № 28 (471)
9
сотрудничества России и ЕС в сфере транспортной инфраструктуры, экологии, науки, образования.
Развитию экономического сотрудничества, партнёрства в целом на евразийском пространстве способствовала бы отмена виз. Такая мера дала бы мощный импульс реальной интеграции России и ЕС, помогла бы расширить культурные и деловые связи, особенно между средним и малым бизнесом.
В решении этих и других вопросов, связанных с поиском ответов на кризис, верхним палатам парламентов Европы принадлежит важная роль. Не только как институту законодательной власти, но и как палатам, представляющим регионы. Эффективность российской антикризисной программы – во многом результат того, что Совет
Федерации и регионы России действовали в этот непростой период в самом тесном контакте. Благодаря этому в период кризиса ни один из российских регионов не стал зоной экономического или социального бедствия.
Кризис окончательно убедил нас в том, насколько важна более высокая степень самостоятельности территорий в решении вопросов своего развития. Мы приступили к решению этой задачи, взяв курс на децентрализацию полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Мы считаем, что необходимо больше полномочий, больше власти передать от федерального правительства на места, где живут и трудятся люди. Подготовка соответствующих законов ведётся. Совет Федерации активно участвует в этой работе.
Считаю необходимым информировать вас о недавних выборах президента нашей страны, поскольку они стали политическим событием, важным не только для России, но и для Европы, для всего мира.
Свидетельство тому – небывало большое количество, почти 700 человек, зарубежных наблюдателей, в том числе по линии БДИПЧ


Аналитический вестник № 28 (471)
10
ОБСЕ и ПАСЕ. Рекордно большим также стало число зарубежных средств массовой информации, освещавших выборы.
Все, кто внимательно следил за положением дел в Российской
Федерации, ходом избирательной кампании, восприняли избрание президентом России Владимира Владимировича Путина как ожидаемое.
За него проголосовало почти две трети принявших участие в голосовании, а это более 45 миллионов россиян.
Таким образом, и легитимность результатов выборов, и весомость поддержки Путина российскими гражданами несомненны. Он президент, который консолидирует нацию, обладает политическим авторитетом и волей, необходимыми для реализации предложенного им курса во внутренней и внешней политике, для политической и социальной стабильности России. Все это создает новые возможности для всестороннего взаимодействия в Европе, в том числе по преодолению последствий финансового и экономического кризиса.
Завершая своё выступление, хочу подчеркнуть, что российский сенат с большим вниманием относится к опыту сенатов стран Европы, других зарубежных государств. Думаю, было бы целесообразно распространить практику межпарламентского обмена опытом на профильные комитеты сенатов.


Аналитический вестник № 28 (471)
11
Законодательное регулирование сферы экономики в
условиях кризиса в развитых странах


Т.П. САМАРИНА,
ведущий
эксперт
отдела
сопровождения
межпарламентской деятельности и
анализа интеграционных процессов
Аналитического управления Аппарата
Совета Федерации
Т.А. МИРОНОВА, референт
Аналитического управления Аппарата
Совета Федерации
Антикризисное управление как тип управления, способного предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия и превращать их в позитивные изменения, является важнейшим фактором современного развития экономики.
Но тот или иной тип управления не существует в чистом виде.
Например, современное управление состоит из модулей антикризисного, стратегического, инновационного, мотивационного, социально ориентированного управления. И все эти модули находятся в связи, сочетании и взаимодействии.
Часть мер антикризисного управления заложена в законодательстве стран, часть – принимается пакетом в качестве временных мер в процессе разворачивания кризиса.
В США, например, в случае кризиса, в законодательстве
предусмотрены меры в области занятости (увеличение рабочих мест, особенно для молодежи), в разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению


Аналитический вестник № 28 (471)
12
высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной
безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп
работников; предусмотрена необходимость уделять должное
внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной
конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и
автомобилестроения.
В США законодательно закреплена (параграф 311 того же Свода законов) антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.
При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.
Вторым
важным
направлением
совершенствования
антикризисного государственного управления в США является всесторонняя координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию


Аналитический вестник № 28 (471)
13
управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:
 совершенствование управления финансовыми ресурсами;
 рационализация управленческих инструментов и процедур;
 координация деятельности генеральных инспекторов;
 усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.
Следует отметить, что
антикризисное
государственное
управление значительно усиливается в периоды экстремального
развития — от усиления государственного контроля над отраслями
и предприятиями в период кризиса до централизованного
администрирования в сферах производства и распределения
продукции.
1

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы
приватизации
и
их
осуществление
рассматривается
как
превентивные
антикризисные
меры,
направленные
на
предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и
даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.
Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является
постепенность, в Германии — осторожность, в Италии — ярко
выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель — уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%.
1
Методология антикризисного управления: учебно-практ. пособие / Юн Г.Б. М.: Дело, 2004. 432 с.


Аналитический вестник № 28 (471)
14
В условиях экономического спада или кризиса правительства США и западноевропейских стран пытаются изменить ситуацию путем
усиления государственного вмешательства в экономику, что естественно, приводит к увеличению государственных расходов и повышению доли ВНП, перераспределяемого через бюджет.
Увеличение правительственных расходов на управление экономикой сопровождается образованием дефицита бюджета и государственного долга. Либepaльнaя концепция монетаризма в США
не предусматривает прямого вмешательства государства в экономику, а предполагает лишь широкую государственную поддержку частного предпринимательства и рынка. В этом заключается государственное регулирование экономики в кризисных ситуациях.
Масштабы последнего глобального экономического кризиса показали, что меры, предусмотренные законодательством развитых
стран, оказались не в состоянии эффективно противодействовать
кризису. Поэтому антикризисная политика, или борьба с кризисом, не сразу приобрела масштабы, соответствующие его глубине. В условиях наступившего кризиса для предотвращения экономического коллапса срочно были пересмотрены экономические доктрины, казавшиеся вечными и непреложными. Символом введения государственного регулирования, становится имя Кейнса. Предпринимаемые в условиях кризиса директивные меры условно можно объединить в группу мер по оказанию помощи хозяйствующим (банковским) субъектам и группу мер по контролю за размещением и расходованием финансовых средств, например в поддержку малого бизнеса, и т.п.
Первоначальной реакцией со стороны развитых стран было стремление затормозить его распространение. Сначала были предприняты агрессивные меры по стимулированию банковской системы. Основное внимание уделялось решению двух групп проблем:


Аналитический вестник № 28 (471)
15
во-первых, не допустить коллапса кредитной системы, то есть спасти финансовые институты; во-вторых, предотвратить или хотя бы ослабить рецессию, избежать глубокого спада производства.
США
Палата представителей американского Конгресса в октябре 2008 года одобрила закон о чрезвычайных мерах бюджетной поддержки национальной экономики в размере 700 млрд. долларов. Пакет мер был направлен на выкуп безнадежных долгов у проблемных учреждений
Уолл-Стрит. Половина этих средств была израсходована до вступления в должность Президента США Барака Обамы. В частности, на первом этапе борьбы с кризисом Федеральная резервная система США совместно с Минфином приступила к осуществлению программы выкупа коммерческих ценных бумаг, которая наряду с другими механизмами должна была обеспечить ликвидностью рынок срочного финансирования. Для реализации этой программы Минфин разместил средства в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. Было также предусмотрено увеличение суммы банковских депозитов, подпадающих под систему государственного страхования, со $100 тыс. до $250 тыс. за счет кредита Минфина США.
Вторая половина пакета мер в 350 млрд. долларов была сфокусирована на помощи малому бизнесу, домовладельцам и гарантировании доступности кредита для потребителей.
В феврале 2009 года Администрация Б. Обамы приняла «План американского возрождения и реинвестиций», согласно которому по линии федерального бюджета было выделено средств в общей сложности 787 млрд. долларов. Соответствующий закон был одобрен
Конгрессом также в феврале 2009 года. Часть этих средств (288 млрд. долларов) была направлена на налоговые льготы; часть (275 млрд.


Аналитический вестник № 28 (471)
16
долларов) - на поддержку экономики в виде контрактов, грантов, займов; часть (224 млрд. долларов) - на трансфертные выплаты населению
(пособия, медицинское обслуживание и т.п.).
Антикризисная программа США опиралась в основном на конкурентные преимущества лидера мирового хозяйства, в числе которых: низкая процентная ставка (0,3%); налоговые льготы; международный статус доллара; дефицит федерального бюджета регулярно покрывается продажами казначейских облигаций на различные сроки; приток прямых и портфельных инвестиций.
Единственная новация – масштабные денежные вливания в экономику.

Каталог: media -> files
files -> Приложение
files -> Метод кросс-поляризационной оптической когерентной томографии для прижизненной оценки состояния коллагеновых волокон слизистых оболочек человека
files -> Глава 1 Понимание личностной зрелости женщины в современной психологии Понятие личностной зрелости в психологической концепциях
files -> Грипп и его профилактика
files -> Учебный курс: Общая биология Модуль Основные контрольные точки Баллы
files -> Сыном мне стала идея служения детям


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница