Социальное воздействие на здоровье детей и подростков: региональный аспект 22. 00. 08 Социология управления



Скачать 289.76 Kb.
Дата23.04.2016
Размер289.76 Kb.


На правах рукописи

СИНЮТКИНА РАИСА ВИКТОРОВНА

Социальное воздействие на здоровье детей и подростков: региональный аспект

22.00.08 - Социология управления


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата

социологических наук


Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре социологии НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор

Маркин Валерий Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Маршак Аркадий Львович;

доктор cоциологических наук, профессор



Руднев Николай Александрович

Ведущая организация:

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова



Защита диссертации состоится «15» сентября 2010 г., в 13 часов, на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.01 по присуждению ученых степеней доктора и кандидата философских и социологических наук при Современной гуманитарной академии по адресу: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 3, стр. 1, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32.

Автореферат разослан «15» августа 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук Н.В.Черепанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современных условиях, которые определяются процессами динамичного изменения российского общества и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, особого внимания заслуживают вопросы обеспечения высокого качества жизни молодого поколения, его социального благополучия, причем не только за счет усилий государства и социума в целом, но и за счет осмысленной деятельности каждого молодого человека. Такой подход требует соответственно и целенаправленных совместных действий различных социальных институтов по оптимизации жизнедеятельности молодых людей, формированию у них потребности в здоровом образе жизни. Современное общество России заинтересовано в обеспечении здоровья населения, прежде всего, детей и подростков. Поскольку здоровье является основой развития личности, в физкультурно-оздоровительной деятельности, как и в других видах образовательной сферы, разворачивается процесс освоения человеком новых знаний, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций. Практика показывает, что функционирование социальных институтов в значительной степени определяется эффективностью системы управления. Как известно, оздоровление детей и подростков является важной задачей деятельности государства, которое обеспечивает конституционное право граждан на здоровье. В то же время его реализация во многом зависит от самого человека, а также имеющихся региональных условий. Как показывает практика в решении проблем здоровья детей и подростков необходим системный подход к совершенствованию механизмов и технологий социального управления воздействий на эти группы населения.

Актуальность темы исследования обусловлена также недостаточной степенью ее научной разработанности. Анализ содержания имеющихся источников по исследуемой проблеме показал, что в социологической науке созданы предпосылки формирования теоретической и эмпирической конструкции организации социального управления оздоровлением детей и молодежи, однако пока отсутствует единая методология и единая теоретически обоснованная база ее системного функционирования.


Как показали результаты содержательного анализа научной литературы концептуальные аспекты этой проблемы довольно подробно рассматривались в работах Е.А. Андрющенко, М.А. Будановой, М.К. Горшкова, А.В. Дмитриева, В.В. Дунаевой, В.И. Жукова, И.Б. Зеленковича, А.Г. Здравомысловой, Т.И. Заславской, И.И. Ланина В.А. Лапшова, В.Ю. Козлова, В.В. Маркина, Р. Мертона, А. Маслоу, Р.Т. Насибуллина, Г.В. Осипова, B.C Степина, В.А. Ядова и других исследователей. Социально-институциональные подходы и соответствующие социально-организационные концепции косвенно разрабатывались такими учеными, как П.М. Блау, М. Вебер, Дж. Гернер, А.И. Пригожин, М.И. Сетров, В.В. Щербина и др. С термином «здоровье» тесно связаны понятия «здоровьесберегающее поведение», «здоровый образ жизни», которые рассмотрены в работах А.И. Антонова, И.В. Журавлевой, А.Е. Ивановой. Анализ социальных факторов, влияющих на здоровье, был осуществлен П.М.Козыревой, И.В. Журавлевой, Г.И. Осадчей, Г.Х. Шингаровым, Г.И.Царегородцевым и другими учеными. Теоретико-методологические основы социологии здоровья исследовались И.С. Ларионовой, И.К. Лисиным, А.Т.Шаталовым, Б.Г. Юдиным; социологии спорта – И.М. Быховской, Н.Н.Визитей, П.А. Виноградовым, В.И. Жолдаком, Л.И. Лубышевой, Н.А.Пономаревым, Н.И. Пономаревым, В.А. Пономарчуком, В.И. Столяровым, В.Н. Супиковым и другими.

Проблемам детей и подростков в составе молодежи, как особой социально-демографической группы, посвящены работы М.К. Горшкова, В.В. Козлова, И.М. Ильинского, Ю.В. Зубок, В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, С.В. Полутина, В.И. Чупрова, Ф.Э. Шереги и других.

Теоретические и прикладные вопросы организации и управления оздоровлением детей и подростков исследовались в контексте социально-психологических и социально-педагогических исследований Г.М. Андреевой, Н.Б. Костиной, Н.Н. Бугровым, Я.Р. Вилькиным, К.В. Вороновой, С.Э.Ворониным, В.А. Какузиным, В.Г. Камалетдиновым, С.А.Кореневским, В.В. Кузиным, М.Е. Кутеповым, Л.И. Михайловой и другими. В этой связи изучались и отдельные социально-управленческие стороны проблемы развития физической культуры в контексте оздоровления различных социальных групп Л.В.Аристовой, П.А.Виноградовым, А.Н. Ефименко, А.Н.Гостевым, С.И.Гуськовым, А.П. Душаниным, В.Н. Уваровым и другими организациями, освещены в трудах В.М. Мишина, А.В. Райченко, Д.Н.Егорычева, Э.М.Короткова, О.С. Виханского, А.А. Козыревой А.И.Наумова, А.И.Силина и др.

Вместе с тем следует отметить, что в социологической литературе недостаточно отражены результаты специальных исследований социального воздействия на здоровье детей и подростков, в том числе посвященные проблемам институциональной организации и социальным механизмам деятельности, особенно в региональном плане. Это обстоятельство определяет выбор темы представленной диссертации, ее актуальность, гипотезу, научную и исследовательские задачи, новизну, теоретическую и практическую значимость исследования.


Научная задача – разработка модели социального воздействия на здоровье детей и подростков в аспекте формирования их здорового образа жизни, воспроизводства и развития человеческого потенциала регионального социума. В этой связи выдвигается гипотеза: уровень воспроизводства и развитие человеческого потенциала регионального социума значительно повысится, если рационализировать систему и применить новые социальные механизмы воздействия на здоровье детей и подростков.

Цель исследования – проанализировать теоретико-методологические основы и региональные факторы социального воздействия на здоровье детей и подростков в контексте формирования их здорового образа жизни и, как следствие, развития человеческого потенциала регионального социума.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:



  • определение теоретико-методологических основ исследования системы социального воздействия на здоровье детей и подростков;

  • выявление социально-институциональных основ управления оздоровлением детей и подростков, формированием их здорового образа жизни;

  • анализ региональных факторов социального воздействия на здоровье детей и подростков в аспекте воспроизводства и развития человеческого потенциала российского общества;

  • определение возможности программно-целевого подхода в региональном управлении оздоровлением детей и подростков, формированием их здорового образа жизни;

  • анализ социальных технологий управления формированием здорового образа жизни детей и подростков, обоснование путей оптимизации социального управления процессами оздоровления молодого поколения на региональном уровне.

Объектом исследования является здоровье детей и подростков как важный ресурс воспроизводства и развития регионального социума.

Предметом - региональная система, механизмы социального воздействия на здоровье детей и подростков и формирование их здорового образа жизни.



Теоретико-методологической основой настоящего диссертационного исследования являются концептуальные положения социологической и смежных общественных наук, выводы исследований отечественных и зарубежных ученых в области социального управления, социологии здоровья, социологии образования, педагогики, социальной работы. Базовыми для разработки изучаемой проблематики стали результаты философских, социологических, педагогических, правовых, социокультурных и культурологических исследований здоровья и здорового образа жизни в социально-институциональном и социально-управленческом планах.

В качестве общеметодологических подходов к анализу предмета исследования использовались системный, комплексный (междисциплинарный), аксиологический (социально-ценностный), структурно-функциональный, социально-деятельный и социально-ресурсный методы. Применение их позволило установить зависимость отношения к здоровью детей и подростков от условий и факторов управления формированием здорового образа жизни этой социальной группы. В качестве эмпирических методов применялись: различные виды наблюдений, экспертные и массовые опросы, изучение документов, вторичный анализ результатов социологических исследований.



Источниковедческую и эмпирическую базу исследования составили:

  • законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, ряда субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и законодательство в области охраны здоровья некоторых зарубежных стран;

  • материалы государственной и ведомственной статистики, отчеты учреждений и организаций образования, здравоохранения, физкультуры и спорта г. Заречного (Пензенская область), г. Сызрани (Самарская область);

  • материалы территориальных органов Федеральной службы по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Сызрань, г. Заречный. Информация органов внутренних дел о состоянии подростковой преступности в этих городах.

  • материалы социологических исследований, проведенных диссертантом в течение 2004-2008 годов в г.г. Сызрань, Заречный. Исследования проводились среди учащихся спортивных секций и школ (1200 чел.) и были сопоставлены с результатами экспертного опроса 200 работников учреждений образования, физкультуры и спорта городов Сызрань и Заречный. Кроме того, в работе использованы результаты социологических исследований 2004-2008 г.г., осуществленных диссертантом по соответствующей тематике в ряде ведущих научных и образовательных центров России.

Достоверность научных результатов, обоснованность теоретических положений, выводов и практических рекомендаций обеспечивается: применением в работе методов, соответствующих цели и задачам исследования; использованием широкой базы источников, охватывающих ряд областей научных знаний; учетом различных точек зрения, в которых отражена проблема сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни детей и подростков, необходимости совершенствования системы социального воздействия на эту важную ресурсную группу российского общества; надежностью эмпирической информации, полученной с применением совокупности исследовательских процедур и методов сбора, измерения и обработки исходных данных.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем представлена концепция социального воздействия на здоровье детей и подростков, механизма социального управления формированием здорового образа жизни, в которой:

  • обоснована необходимость совершенствования системы социального воздействия на здоровье детей и подростков в современном российском обществе;

  • установлена взаимосвязь в развитии человеческого потенциала между социальным воздействием на здоровье детей и подростков и их здоровым образом жизни, имеющая региональные особенности; выявлены слабые и сильны стороны действующей системы социального управления процессами укрепления здоровья и подростков на региональном уровне;

  • разработана модель механизма социального управления оздоровлением детей и подростков в регионе на основе формирования здорового образа жизни, в которой синтезированы три основные составляющие: деятельность государственных, общественных и коммерческих организаций; инициативная самодеятельность детей и подростков, их родителей; совокупность определенных форм и социальных технологий осуществления этой деятельности;

  • разработаны основные принципы взаимодействия органов местной власти, самодеятельных объединений и коммерческих организаций в деле организации физкультурно-оздоровительной работы среди детей и подростков по месту жительства;

  • выявлены социальные условия и обоснованы направления модернизации системы физкультурно-оздоровительной деятельности среди детей и подростков на базе современных инновационных социальных технологий.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Социальное воздействие на здоровье детей и подростков в системе управления формированием здорового образа жизни выступает в единстве трех составляющих:



  • деятельности государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих реализацию потребностей подрастающего поколения в сохранении и укреплении здоровья как индивидуального, так и общественного ресурса в воспроизводстве и развитии социума;

  • инициативной самодеятельности детей и подростков, их родителей по обеспечению здоровья как фактора социального благополучия и качества жизни;

  • использования совокупности определенных форм и социальных технологий осуществления оздоровительной деятельности.

2. В современных условиях организация социально-управленческой деятельности по оздоровлению детей и подростков и формированию здорового образа жизни структурируется по четырем основным уровням: федеральному (центральному), региональному и муниципальному (органы государственного и муниципального управления, образования, физической культуры и здравоохранения), а также базовому (учреждения образования и здравоохранения, спортивные, оздоровительные, досуговые центры, клубы и т.д.). Особое значение в этой многоуровневой системе имеют региональные, муниципальные и базовые организации. Ими реализуется федеральная государственная политика, и в свою очередь, испытывают влияние определенных местных факторов социального воздействия на здоровье детей и подростков.

3. Основными факторами развития региона являются социально-экономические условия жизнедеятельности населения, качество жизни всех социальных групп; развитость структур системы дошкольного, школьного и профессионального образования, здравоохранения, физкультурно-оздоровительной работы.

4. Институционально-управленческие основы социальной организации оздоровительной работы среди молодёжи требуют внедрения инновационных социальных технологий на базе программно-целевого метода, обеспечивающего стратегическое социальное программирование в управлении оздоровлением детей и подростков с целевой установкой на формирование здорового образа жизни.

5. Решение государственной задачи формирования здорового образа жизни и установок превентивного направленного на самосохранение поведения у детей и подростков может решаться только при условии оптимизации взаимодействия различных субъектов управления этими процессами: семьей, государственными, муниципальными и общественными учреждениям и организациями. Основными компонентами их взаимодействия выступают: диагностика и мониторинг состояния детей и подростков, включающие социологическую составляющую: самооценку и удовлетворенность здоровьем в контексте оценки здоровья физической активности, удовлетворенностью жизнью координации физкультурной деятельности, осуществляемой семьей, школой, медицинскими и физкультурно - оздоровительными учреждениями в муниципальном, региональном планах; программно-целевое управление оздоровлением детей и подростков в социуме; сочетание программно-целевого управления и социальных технологий; социально-технологическая реализация программно-целевого управления оздоровлением детей и подростков.



6. Одной из перспективных и эффективных форм инновационной социальной технологии обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности детей и подростков является ее клубная организация, поскольку позволяет успешно использовать социально-педагогические, социально-психологические стимулы повышения физической активности детей и подростков.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что они расширяют методологический и методический аппарат изучения процессов оптимизации социальной организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей и подростков.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее научные положения, выводы и практические рекомендации могут быть использованы органами государственного управления: при подготовке целевых комплексных программ и конкретных управленческих решений в целях организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей и подростков; при разработке социальных технологий обеспечения клубной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и подростков; при организации социологических исследований проблем здоровья учащейся молодежи и детей, мониторинга изменения ценностных ориентиров по вопросам здорового образа жизни в массовом сознании. Материалы диссертации используются в ряде вузов России в преподавании курсов общей социологии, социологии управления, социологии образования, социологии физической культуры и спорта.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социологии управления Современной гуманитарной академии и на восьми международных и всероссийских научных конференциях. Основные результаты исследования представлены в 15-ти публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования; представлены степень ее разработанности, гипотеза, объект и предмет исследования; определены цель, научная и исследовательские задачи; раскрыты методы исследования, эмпирическая база; показаны новизна, научная и практическая значимость работы, апробация результатов исследования; сформированы концептуальные основы программы исследования.

В первой главе диссертационной работы «Теоретико-методологические подходы к исследованию социального воздействия на здоровье детей и подростков» определены теоретико-методологические основы концепции исследования.

В первом параграфе «Здоровье как объект социального управления в дискурсе социологии» рассматривается сущность и содержание феномена «социальное управление здоровьем»; определяется современное состояние и особенности существующей системы социального управления здоровьем на муниципальном уровне; на основе анализа различных концепций здоровья делается вывод о том, что состояние здоровья представляет собой комплексный социальный показатель, отражающий уровень социально-экономического и культурного развития общества, и что состояние здоровья во многом определяется традициями, историческими и природно-климатическими условиями.


В данном параграфе прямо связывается понятие «здоровье» с понятием «здоровый образ жизни», анализируются социальные, психологические, экологические, педагогические и медицинские аспекты этой связи, а также обосновывается теоретическая модель, в которой синтезированы социологическая, психологическая и биологическая составляющие. С одной стороны, модель описывает уровень развития природных задатков индивида, при котором обеспечивается выживание и приспособление его к окружающей природной среде. С другой, модель отражает степень сформированности психологических установок и социальных отношений индивида, меры соответствия его поведения основным нормам и требованиям, которые предъявляются социумом. В данном контексте оздоровление понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром.

Отмечается, что в дискурсе социологии управления здоровье человека зависит от субъективных и объективных факторов. Объективная составляющая включает в себя такие условия жизни, как природно-климатические, социально-экономические, экологические и некоторые другие. Субъективная объединяет всю совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, его социальной группы и общества в целом в аспекте соблюдения условий здорового образа жизни.

Рациональное отношение к здоровью проявляется в превентивном поведении, под которым понимается система действий индивида, направленных на сохранение, укрепление и повышение качества здоровья. В различных социологических исследованиях активно используется понятие «самооценка здоровья» в качестве субъективной собственного состояния, данной индивидом. Эта оценка основывается на его самочувствии и во многом определяется как существующими социокультурными нормами общества, так и уровнем развития социальных коммуникаций. В исследовании проблем здоровья в социально- управленческом плане выделяются и рассматриваются три направления изучающие влияние образа жизни на здоровье, исследования факторов риска нарушения здоровья и исследования превентивного поведения.

Социально–управленческий подход позволяет выявить действие механизмов социальной обусловленности здоровья и определить их место в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к собственному здоровью, уровень потребности в здоровом образе жизни, установки и мотивы заботы о своем здоровье и здоровье социума.

Обосновывается система социального воздействия на здоровье различных социальных групп, важнейшей из которых в социальном потенциале общества являются дети и подростки. Вместе с тем делается вывод, что социальное воздействие на здоровье различных социальных групп требует соответствующей институциональной организации и социальных механизмов управления, которые включают в себя:

- обеспечение здорового образа жизни через систему социального воздействия на здоровье всех членов социума, включая детей и подростков;

- постепенное изменение в сторону улучшения условий жизни и окружающей среды в целях сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения России;

- укрепление взаимодействия социальных институтов, обеспечивающих здоровый образ жизни: государства, семьи, учреждений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта; выработка ими целевых программ оздоровления.



Во втором параграфе первой главы «Институциональная организация социального воздействия на здоровье детей и подростков» анализируются основные социальные институты в системе организации формирования навыков здорового образа жизни подрастающего поколения.

К таким социальным институтам относятся семья, государство в целом, структуры образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной защиты. Каждый из перечисленных институтов по-своему участвует в формировании здорового образа жизни личности, группы, социума, оказывает влияние на жизнедеятельность детей и подростков, на их адаптацию к запросам общества и на их развитие. Отмечается важность институциональной организации этого воздействия, где выделяются два основных аспекта:

- реализация функций каждого института с учетом специфики его функционирования и соответствующего социально-технологического обеспечения;

- взаимодействие всех институтов в управлении оздоровлением детей и подростков на основе программно-целевого метода.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является одной из приоритетных в социальной политике государства в целом.

Вместе с тем, в исследовании особое внимание обращено на региональный уровень институциональной организации социального воздействия на здоровье детей и подростков, поскольку выявление региональных факторов и конкретных социальных условий является важнейшей социально- управленческой задачей всех властных региональных структур, занимающихся проблемой здоровья населения. В этой связи в работе, автором осуществлен анализ институциональной организации обеспечения здоровья детей и подростков в структурно-факторном плане:



  • рождаемость,

  • медико-биологическое состояние,

  • психофизиологическое состояние,

  • заболеваемость, инвалидность,

  • восприимчивость и отношение к разным формам девиантного поведения,

  • социальная жизнедеятельность и ее реализация,

  • жизненные позиции (установки, взгляды, ценности),

  • социальные факторы, личностно-семейные факторы.

В институциональной организации особая роль принадлежит семье и школе – первичным ячейкам, где закладываются основы образа жизни человека.

Глава вторая «Механизмы социального воздействия на здоровье детей и подростков и формирование их здорового образа жизни на региональном уровне» посвящена анализу конкретных проблем организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей и подростков на разных уровнях социального управления и состоит из трех параграфов.

В первом параграфе второй главы «Управление оздоровлением детей и подростков в контексте развития человеческого потенциала региона» рассмотрены основные организационные принципы и социокультурные условия, способствующие активизации физкультурной, спортивной самодеятельности подростков в плане развития человеческого потенциала. Как известно, человек и качество его жизни являются главной целью развития экономики. В настоящее время общее признание получило понимание современного этапа развития экономики как переходного к «экономике знаний». Имеется в виду, что знания отдельных личностей способствуют повышению экономической активности всего населения и во многом определяют эффективность экономики. При этом отмечено, что с ростом уровня образования возрастает продолжительность жизни человека, так как интенсивная познавательная (когнитивная) деятельность приводит к позитивным физиологическим изменениям, улучшает здоровье, эмоциональное состояние. Мысль о том, что к более производительному труду способны в большей степени обладающие хорошим здоровьем и высокообразованные люди, неоднократно высказывалась видными экономистами и социологами. Выделение здоровья в качестве составной части «человеческого капитала» позволяет идентифицировать его как принципиально важный источник экономического роста и фактор социально-психологического благополучия в обществе.

В настоящее время прослеживается тенденция на фоне истощения природных ресурсов наибольшее внимание обращать на развитие «человеческого капитала». Победить в конкурентной борьбе могут национальные и региональные экономики, не жалеющие усилий на подготовку людей для работы в высокотехнологических отраслях промышленности и укрепление здоровья населения. В целом в условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования к качеству рабочей силы, особенно к ее физическому и психическому здоровью, образованию и квалификации.

Здоровье населения формируется и поддерживается совокупностью условий повседневной жизни, при этом экономические факторы и образ жизни играют доминирующую роль. Как свидетельствуют многочисленные социологические исследования, систематичность физкультурно-оздоровительной деятельности зависит в основном от таких факторов, как наличие свободного времени, характер трудовой и учебной деятельности. Форма занятий физической культурой и спортом определяется в большей степени семейной обстановкой, возрастом занимающихся и местом проведения. На затраты времени на физкультурно-оздоровительные занятия в течение недели (т.е. режим в недельном цикле) влияют такие факторы, как пол и зависимость от предпочтений дружеской компании.

В условиях финансово-экономического кризиса проблемы обеспечения здоровья детей в России остаются чрезвычайно острыми. По-прежнему сохраняются неблагоприятные тенденции в демографических процессах, состоянии здоровья детей. Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно сказываются на детях. Состояние здоровья детского населения в стране вызывает серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы, 80% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья.

На основе анализа итогов анкетирования различных категорий подростков и детей, проведенного автором, сформулированы следующие положения:

1. Уровень физкультурной активности детей и подростков существенно влияет не только на заболеваемость или степень их послеурочной утомляемости, но и на такие показатели, как оценка собственного социального статуса и удовлетворенность жизнью. Так, если среди подростков, не занимающихся физкультурой или занимающихся эпизодически, лишь 12,9% довольны своим положением, 12,4% – перспективами учебы, 52,3% – ситуацией в семье, 41,6% – жизнью в целом, то среди подростков, систематически занимающихся различными видами физкультурной деятельности, эти показатели существенно выше – соответственно 19,4%; 32,9%; 65,8% и 58,1%.

2. Явно различаются качественные и количественные показатели физической активности подростков, занимающихся в физкультурно- оздоровительных учреждениях, и тех, кто лишен этой возможности. В частности, рационального двигательного режима, который составляет от З до 6 часов занятий физическими упражнениями в недельном цикле, придерживаются, главным образом, занимающиеся в физкультурно-оздоровительных клубах.

3. К числу ведущих факторов, отдаляющих подростков от занятий физическими упражнениями, следует отнести стремление многих из них получить результат «сразу и без особых усилий», даже в ущерб долгосрочному эффекту (см. табл.1 ).

Таблица 1

Предпочтение средств оптимизации здоровья определенной направленности разными контингентами, %




Средства оптимизации здоровья

Занимающимися в физкультурно-оздоровительных учреждениях

Остальным контингентом

Позволяющие добиться быстрого сиюминутного эффекта

30,6

35,7

Позволяющие добиться эффекта без особых усилий

19,4

25,0

Позволяющие добиться долгосрочного эффекта

50,0

39,4

4. Показатели использования физических упражнений для оптимизации физического состояния довольно низки у всех категорий подростков. К примеру, лишь 28,1% из первой группы заявили, что часто используют физические упражнения в этих целях (48,3% – «редко», 23,6% – «практически никогда»). В этом они мало чем отличаются от контингента, чуждого занятиям в физкультурно-оздоровительных клубах (соответствующие показатели у этой категории подростков 19,1%, 49,7%, 25,1%). Иными словами, у большинства молодых людей не сформирована физическая культура личности, в частности установочный ее компонент.

Во втором параграфе «Программно-целевой подход к оздоровлению детей и подростков в регионе» анализируются организационные принципы и управленческие технологии совершенствования физкультурной активности подростков.

Социальная организация физкультурно-оздоровительной работы предполагает использование методов современного менеджмента. В современном менеджменте особое внимание уделяется стратегическому управлению, связанному с программно-целевым подходом (методом), который, по мнению диссертанта, обеспечивает успешное управление процессами оздоровления детей и подростков, формирования у них навыков здорового образа жизни.

Суть программно-целевого метода заключается в отборе приоритетных целей, определении средств их достижения, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при обеспечении необходимыми ресурсами. Метод предполагает разработку программ, учитывающих стратегические цели, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Обосновывая использование этого метода в управлении формированием здорового образа жизни молодежи, автор исходит из того, что он особенно эффективен при поиске путей решения нестандартных проблем. Программно-целевой метод организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает, прежде всего, диагностику результатов взаимодействия всех социальных институтов: здравоохранения, образования и спорта.

Спорт как социальный институт, отражая конкретные потребности разных социальных групп, включает в свой состав массовый спорт и спорт высших достижений. Именно массовый спорт служит реальным средством постоянного повышения двигательной активности людей, способствующей укреплению здоровья. В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» программно-целевой метод требует разработки на региональном уровне программ развития физической культуры и спорта, как в регионах, так и в отдельных городах и районах. Кроме указанного Федерального закона основанием для разработки таких программ служит также Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2010 года и на перспективу до 2015 года.

Анализ ряда региональных целевых программ, осуществленный автором исследования, позволил выявить типичные недочеты и недоработки при их формировании. Так, «Целевая программа поддержки и развития детско-юношеского и студенческого спорта в Самарской области» на период до 2010 г. в основном ориентирована на взрослую молодежь. Среди перечня основных направлений ее реализации только одно – «Развитие семейных форм оздоровительной и спортивной работы» – можно отнести к физкультурно-оздоровительной деятельности детей и подростков.

Целевая программа «Физкультура и спорт для всех» города Сызрани ориентирована на все категории жителей города. Анализ отдельных разделов этой программы показывает, что некоторые обозначенные в ней направления можно отнести к развитию физической культуры детей и подростков. Например, в программе предусмотрено проведение просветительских семинаров «Мы и наши дети в ХХI веке», «Здоровье семьи – новый кодекс взаимоотношений в семье ХХI века», создание общественной газеты оздоровительной направленности «Новая физкультура» для пропаганды массового участия в физкультурно-оздоровительной деятельности. Достоинством указанной программы является то, что она предполагает единый подход органов здравоохранения, образования и управления физкультурой и спортом к решению проблем оздоровления образа жизни и укрепления здоровья населения. В целевой программе много внимания уделено организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и в местах массового отдыха населения.

Сопоставительное изучение программ развития физической культуры и спорта в регионах свидетельствует о различии в подходах к их разработке. Так, в некоторых из них, например, в Самарской и Саратовской областях, Краснодарском крае, приоритетом является решение проблем спорта высших достижений, завоевание медалей мировых первенств и олимпиад. В других же, например, в Республике Чувашия и Московской области, напротив, выдвигаются задачи постановки физкультурно-оздоровительной работы среди разных слоев населения.

В параграфе освещены вопросы становления региональной системы организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей и подростков, совершенствования государственно-общественной системы управления этой работой. Большое внимание уделено особенностям функционирования учреждений регионального и муниципального уровня, их взаимодействия и проблемам, требующим решения на основе применения программно-целевого метода. В их числе показана роль инновационных социальных технологий, демонстрирующих достаточно высокую эффективность в формировании основ здорового образа жизни детей и подростков.

В третьем параграфе «Клубная физкультурно-оздоровительная работа и реализация инновационных технологий управления оздоровлением детей и подростков» описана деятельность общественных (муниципальных) и частных спортивных клубов. Исследования выявили, что клубным формам организации оздоровительной работы по физкультурным интересам отдают предпочтение 52,9% опрошенных подростков 10-12 лет; 66,1% – 13-15 лет, 16-17 лет и старше 17 лет – 70,3%. Это, по мнению диссертантки (См. С.И. Ожегов), реальная, достаточно четко прослеживаемая тенденция роста интереса к клубным формам физкультурно-оздоровительной деятельности, связанной с возрастом: чем он выше, тем больше молодых людей хотят заниматься в физкультурно-оздоровительных клубах (см. табл.2).

Таблица 2

Самооценка детьми жизненной ситуации, баллы*

Контингент

Перспективы профессионального роста

Перспективы служебной карьеры

Семейная ситуация

Жизнь в целом

Возраст самоопределения

Занимающиеся в клубах

2,90

2,75

3,57

3,76

Остальной контингент

2,70

2,65

3,41

3,51

Возраст самоутверждения

Занимающиеся в клубах

2,60

3,25

3,25

3,25

Остальной контингент

2,41

2,59

2,92

3,27

* Четырехбалльная шкала.

Выявлены основные причины, сдерживающие развитие системы спортивных, в том числе и оздоровительных клубов: социально-экономическая незащищенность, отсутствие правовых механизмов функционирования и гарантий защиты от вмешательства в деятельность клубных коллективов со стороны различных контролирующих и надзирающих органов. На этом основании обоснованы предложения по совершенствованию социально- экономического, социально-правового, социально-организационного обеспечения деятельности учреждений, занятых в сфере оздоровления детей и подростков. Предложена современная модель муниципального оздоровительного образовательного учреждения для детей и подростков, прошедшая апробацию в городах Заречный и Сызрань, намечены направления перспективных исследований по теме работы.



В заключении работы подведены итоги исследования и высказаны предложения по дальнейшей научной разработке проблем детского здоровья на региональном уровне.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

В изданиях, рекомендованных ВАК:

  1. Синюткина, Р.В. Образовательные траектории здоровье-сберегающего поведения городской молодежи Поволжья [Текст] // Социология образования. - М., 2009. №7. С.7-11 (0,4 п.л).

В других изданиях:

  1. Маркин, В.В., Синюткина, Р.В. Антропологический подход, программно-целевой метод и инновационные социальные технологии управления оздоровлением детей и подростков: региональный аспект [Текст] // Инновационные образовательные технологии: социально- антропологические аспекты. - М.: Изд-во СГУ, 2009. – С. 156-195.

  2. Синюткина, Р.В. Социальные институты и управление формированием здоровым образом жизни [Текст] // Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России ХХI века». - Пенза: изд-во Пензенского государственного педагогического университета (ПГПУ им. Белинского), 2008. – С. 115-118.

  3. Синюткина, Р.В. Развитие физического потенциала человека как социальная ценность [Текст] //Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференция «Пути формирования социально-экономической модели трансформирующейся России ХХI века». - Пенза: изд-во ПГПУ им. Белинского, 2008. – С. 150-152.

  4. Синюткина, Р.В. Качество жизни и здоровья населения [Текст] // Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России ХХI века». - Пенза: изд-во ПГПУ им. Белинского, 2007. – С. 108-109.

  5. Синюткина, Р.В. Жизненные ценности подрастающего поколения в аспекте социального управления [Текст] // Материалы 3-й Международной научно-практической конференции «Образование и здоровье, экономические, медицинские и социальные проблемы». - Пенза: Изд-во Пензенского государственного медицинского института, 2008. – С. 92-98.

  6. Синюткина, Р.В. Современные ценности в социально-педагогической деятельности детей [Текст] // Материалы Международной научно-практической конференции «Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе». - Пенза: изд-во Пензенской государственной технологической академии, 2008. – С. 161-168.

  7. Синюткина, Р.В. Образование в новой России [Текст] // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны». - Пенза: изд-во Пензенского государственного университета (ПГУ), 2008. – С.94-105.

  8. Синюткина, Р.В. Трансформация человеческого потенциала на современном этапе развития [Текст] // Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России ХХI века». - Пенза: изд-во ПГПУ, 2007. – С.110-113.

  9. Синюткина, Р.В. Социализация личности как показатель социальной профилактики здорового образа жизни среди молодежи [Текст] // Журнал научных публикаций. Кафедра социологии – Пенза: изд-во ПГУ, 2003. – С. 76-79

  10. Синюткина, Р.В. Духовное богатство личности как показатель социального развития: научный труд [Текст] - Пенза: изд-во ПГУ, 2002. – 71 с.

  11. Синюткина, Р.В. Социально-экологическое образование, воспитание на современном этапе [Текст] // Всероссийский постоянно действующий научно- технический семинар «Экологическая безопасность регионов России и риск от техногенных аварий и катастроф». – Пенза: изд-во Пензенского артиллерийского инженерного института, 2003. – С. 7-10.

  12. Синюткина, Р.В. Социология и родственные науки в жизни и здоровье больших масс людей [Текст] // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие общества». – Пенза: изд-во ПГУ, 2008. – С. 10-11.

  13. Синюткина, Р.В. От культуры человека к культуре края, к культуре мира [Текст] // Журнал научных публикаций.– Пенза: изд-во ПГУ, 2002. – С. 87-90.

  14. Синюткина, Р.В. Здоровый образ жизни в развитии воспитания личности: научный труд [Текст] - Пенза: изд-во ПГУ, 2002. – 97 с.

Общий объем публикаций – 12 п.л.



База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница