Соли, их классификация. Применение солей



Скачать 98.02 Kb.
страница1/2
Дата13.10.2018
Размер98.02 Kb.
ТипУрок
  1   2

Тема урока: Соли, их классификация. Применение солей.
Цели урока:

Обучающая: обобщить, углубить и систематизировать знания о солях, как объектах окружающего мира, показать значение отдельных солей в природе и жизни человека, научить анализировать опыты, делать выводы;

Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, наблюдательности, познавательного интереса, умению выделять главное, сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Воспитательная: продолжить формировать диалектико-материалистическое мировоззрение обучающихся, формировать умение работать в коллективе, способствовать воспитанию чувств ответственности, взаимопомощи, применять знания на практике.

Межпредметная связь:

1. МДК «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» - "Способы разрыхления теста";

2.География - "География мировых природных ресурсов";

3. Физика - "Физические явления";



Дидактическая: создание условий для осмысливания новой учебной информации для применения знаний и умений;

Тип урока: комбинированный;

Метод: сповестно-наглядный, с элементами самостоятельной работы, эксперимент.

Оборудование:

1Реактивы: растворы кислоты, щёлочи, солей, твёрдые минералы

2.Тесты для индивидуальной и коллективной работы

3.Сообщения: 1.Соль и моя профессия. 2.Соль и медицина.

4.Таблицы: 1растворимость кислот, оснований, солей в воде.

5.Слайды
Литература:

1 О. С. Габриелян, И.Г.Остроумов. Химия для СПО

2. О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Химия.

3 О. С.Габриелян, И. Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии.

4. Р. А. Лидин. разноуровневые тестовые задания.

5.Н. Г. Бутейкин. Технология приготовления мучных кондитерских изделий

6. В. П. Максаковский. География.


Т. С. О. компьютер

Ход урока.


1. Оргмомент - 1 мин.

2. Актуализация знаний по теме: " кислоты и основания" - 10 мин.

3.1. Фронтальный опрос. Вопросы всей группе:

1. Какие вещества называются кислотами? Приведите примеры.

2. Какая кислота содержится в желудке человека и вызывает изжогу?

3. Какие вещества называются основаниями? Приведите примеры.

4. Какое основание применяется для дезинфекции помещений?

5. Как можно практически определить кислоту и основание?

Вопрос преподавателя: Даны две пронумерованные пробирки, докажите где кислота, а где основание? Преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности. Обучающиеся проводят опыты и делают вывод о том, как изменяется окраска универсального индикатора в кислоте и основании.

Далее преподаватель обращается к обучающимся, что сегодня на уроке они будут работать с таблицей "кислоты и основания ".

3. Изучение нового материала. Преподаватель объявляет тему урока, цели урока. Далее задаёт вопрос группе: Какая ассоциация у них от выражений: «Друга узнать – вместе пуд соли съесть». Или «Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь». Какие ассоциации у них связаны со словом «соль»? Знают ли они, что означает слово соль?

Пояснения преподавателя: 1. Соль - от арабского слова солёный. 2. От латинского слова "сол" т. е. Солнце. Преподаватель утверждает, что солнце - это жизнь, а значит соль - имеет большое значение в жизни человека, и далее вопрос: «А что такое соль с точки зрения химии, рассмотрим план урока». План урока написан на доске.

Итак первый вопрос плана:

3.1 Состав, строение соли -10 мин. Соли - это продукты взаимодействия кислоты и основания, запишем формулу основания Са(ОН)2 и кислоты Н3РО4, составляем формулу соли на первое место ставим ион металла кальция на второе место ион кислотного остатка, (кислоты и основания состоят из ионов), указываем величину заряда иона металла и заряд иона кислотного остатка, получаем формулу соли Са3(РО4)2 Аналогично запишем формулы солей: К2СО3, и др. Затем идёт закрепление и работа самостоятельно с таблицей.

3.2. Самостоятельная работа: работа с таблицей в паре. Работа проверяется по коду. Преподаватель указывает на критерий оценивания. Самооценка обучающихся, затем переходят ко 2 вопросу плана.

4.1 Классификация, номенклатура солей - 11мин.

Преподаватель: соли классифицируются: Средние, кислые, основные; записывает формулы: Nа2СО3, NаНСО3, Сu(ОН)2СО3 и объясняет как складываются названия солей. Средние - На первое место ставится название кислотного остатка, а на второе место название металла- карбонат натрия, Кислые - вначале слово гидро затем название кислотного остатка а потом название металла «гидрокарбонат натрия». Основные - вначале слово гидроксо затем кислотный остаток и на последнем месте название металла- «гидроксохлорид меди».

Преподаватель переходит к изучению следующего вопроса физические свойства солей.

4.2. Физические свойства солей -8 мин. Обучающиеся изучают материал самостоятельно и делают выводы: Что соли - это твердые вещества, имеют разнообразную окраску, некоторые соли ядовитые, кислые все растворяются в воде, основные соли нерастворимы, а средние имеют разную растворимость ( см табл. растворимости). Учитель демонстрирует коллекцию солей. После этого преподаватель переходит к изучению следующего вопроса плана.

4.3. Химические свойства солей - 17 мин.

Основные химические свойства солей : преподаватель проговаривает и записывает уравнения:

1. диссоциация солей т. е. распад на ионы:

КСl = К+ + Сl- Учитель даёт определение: " Соли - электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков."

2. реакция разложения: СаСО3 = СаО+ СО2,

2NаНСО3 = Nа2СО3 + СО2↑ + Н2О (используется в качестве рыхлителя для приготовления теста);

3. Соль + кислота = новая соль + новая кислота

4. Соль + основание = новая соль + новое основание.

5. Соль + соль = новая соль

6. Гидролиз. Преподаватель демонстрирует опыт: в трёх пробирках налиты растворы солей: NаСI, AlСI3, Nа2СО3, испытывает растворы универсальным индикатором. Обучающиеся наблюдают, что в первом растворе индикатор не изменил окраску, во втором - на красный цвет, а в третьем растворе - на синий цвет. Объяснение преподавателя: ПОЧЕМУ? Преподаватель ешё раз напоминает Т. Б. при работе с кислотами и основаниями, обращает внимание на ядовитость медного купороса. Демонстрирует опыты.

4.3.1. Далее преподаватель демонстрирует химический эксперимент. Вопросы по эксперименту: «Почему между взятыми веществами протекают реакции? ( Вывод: Образуются осадки, газ и вода )

4.4.3. Преподаватель проверяет правильность написания обучающимися химических уравнений.

Преподаватель делает вывод: Что такое соли, Каковы их свойства?

5. Применение солей - 15 мин.

5.1 Мини- конференция " Соль и профессия" ( Выступления обучающихся, связанные с профессией: повар- кондитер; врачи: терапевт, хирург, дерматолог; химик; историк; домохозяйка.) ( см. приложение)

Слайды: Поваренная соль в природе. Пищевая сода - разрыхлитель

5.2 Подведение итогов конференции. Самооценка обучающихся.

6. Закрепление. - 11мин. Что изучили нового на уроке?

6.1. Фронтальный опрос. Вопросы группе:

1. Что такое соль?

2. Какие типы солей бывают?

6.2. Химический диктант: NaHCO3 – это: ( необходимо выбрать правильные утверждения ).

1.Гидрокарбонат натрия - это соль.

2.Это средняя соль.

3.Соль растворяется в воде.

4Соль не используется в хлебопечении.



5.Соль используется в хлебопечении.

6.Это кислая соль.

7.Это соль не является разрыхлителем.



8.Это разрыхлитель

9.Соль используется для засолки овощей.



10.Соль используется против изжоги.

7. Подведение итогов урока. -2мин.

Выставление оценок за урок.

8. Д/З -1 мин , подготовить сообщение "Производство соды"


Приложения:


Каталог: servisy -> meropriyatiya -> faily ishodniki
faily ishodniki -> Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по организации профилактической работы с учащимися. Текст. Ростов н/Д, 2001
faily ishodniki -> Определение функционального состояния пациента
faily ishodniki -> Презентация «Жила бы деревня моя». Стенд «Герои Киквидзенского района. 3 Записи песен «С чего начинается Родина»
faily ishodniki -> Экосистема «лес» Цель: закрепить знания о лесе, как об экосистеме. Задачи
faily ishodniki -> Научно-исследовательской работы «Лекарственные растения нашего края в профилактике и лечении простудных заболеваний». Организм часто подвергается простудным заболеваниям, таким как грипп, ангина, кашель, насморк, гайморит
faily ishodniki -> Зависимость от Интернета или здоровье?
faily ishodniki -> Искусство грима Становление искусства грима. Обрядовые и религиозные праздники первобытного человека с раскрашиванием тела
faily ishodniki -> "Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность"
faily ishodniki -> Гнедаш Владимира Ивановича


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница