Совместная деятельность организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры виды деятельности



Скачать 25.47 Kb.
Дата04.04.2018
Размер25.47 Kb.

  1. Цель дисциплины: сформировать у студентов систему профессиональных компетентностей в области организации и проведении совместной и индивидуальной творческой деятельности детей на основе овладения инновационными психолого- педагогическими технологиями. Задачи курса: 1.Углубить знания студентов о возрастных особенностях детей и специфике работы с ними. 2. Освоить современные технологий коллективной, индивидуальной, творческой работы с нормотипичными детьми и детьми с типами нарушенного развития. 3.Научить устанавливать взаимодействие с субъектами образовательного процесса. 4.Реализовывать образовательные задачи с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей. 5. Сформировать установку на постоянный поиск практического приложения полученных знаний в профессиональной практической деятельности. 6. Способствовать профессиональному и личностному росту и самообразованию бакалавра. 7.Создавать условия для развития способностей и самореализации студента, для формирования его собственного стиля деятельности; 8. Способствовать усвоению норм профессиональной этики.

  2. Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.виды деятельности.(общение,игра,учение,труд) К признакам совместной деятельности относятся:- единая цель участников деятельности;- общая мотивация;- объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого)- разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;- согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления– управление (важный признак совместной деятельности);- единый конечный результат;- единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

  3. по выготскому позиционный встать на точку зрения другого, необходимо разделить класс на группы занимающие разные позиции и создать необходимые координации высказанных точек зрения через анализ их исходных оснований дети должны быть инициаторами. содержательный психологической основой является включение в совместную д. различных моделей действия учащихся, а также специальных моделей организации совместной д эти модели позволяют детям понять связь между действиями с познаваемым объектом и его существенными свойствами для этого учитель задает начальные действия и операции выполнения которые лежат в основе выделения принципа построения изучаемого объекта затем начальные действия распределяются между участниками групповой работы так что каждый может осуществлять свое действие также возможен обмен различными действиями и способами преобразования объекта. индивидуальных вкладов цель повышение эффективности обучаемости посредством решения учебных задач осуществляемых на основе взаимодополнения и обогащения суммирования результатов работ каждого участника. организация деятельности приводит к перестройке мотивационной сферы формирование рефлексии и овладение новыми способами действия.

  4. пространственное и временное присутствие участников, создающее возможность непосредственного контакта. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех превосходящих результатов, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого участника.наличие органов организации и руководства, которое воплощены в лице одного из участников деятельности.разделение процессов совместной деятельности. возникновение межличностных отношений. характеристика помогает установить правило диалогового взаимодействия между участниками совместной д.

  5. 1)Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников.2)Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем — второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.3) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности — индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами.



  1. постановка задач и принятие ее участниками.анализ задач, выдвижение детьми способов решений, выбор.результат совместной деятельности, обсуждение и оценка.в практике планирования совместной д. закрепилось название “сценарий совместной д”, т.к. в нем отражается описание действий лиц.в планировании можно использовать фразы, пед задачи,практ задачи для детей, которые включают ситуации, задачи, решение задач, результат и оценку совместной д.

  2. Индивидуальная ФОО предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач или примеров, написание изложений, докладов и т. д. Достоинства: возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей закреплять полученные знания и формировать у себя потребности в самообразовании. Недостатки: способствуя воспитанию самостоятельности у учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, инд. Форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Этот недостаток можно компенсировать, если использовать и индивидуальную, и групповую, и фронтальную формы.Групповая ФОО. Главные признаки: 1) класс делится на группы для решения учебных задач; 2) каждая группа получает определенные задания и выполняет его под руководством учителя или лидера группы; 3) задания в группе выполняются так, чтобы можно было учитывать и оценивать вклад каждого члена группы; 4) состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый член группы мог реализовать свои учебные возможности.Достоинства: результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Недостатки: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в них не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях. Фронтальная ФОО – такой вид деятельности учителя и учащихся, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают, обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащимися между собой.единому темпу работы, к чему ученики в силу своей работоспособности, подготовленности и т. д. не готовы. Учащиеся с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий творческого типа. При изучении нового материала и его закреплении наиболее эффективна фронтальная форма.

  3. В пед. психологии акцент делается на представлении о происхождении внутр форм уч д из развернутых форм совмест раб взросл и учащ, самих учащ. Цель: формировать когнитивные и личностные структуры,усвоение понятий уч.действий.Достичь усвоения шк.предметов, отработать уч.действия как моделирование, контроль, оценка.правильная организация приводить к перестройке мотив.сферы рефлексивного мышления овладение новыми способами действия уч.д. по Эльконину. это д. имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий побуждающими адекватными мотивами в психологии термин употребляется для обозначения учения организуемого с целью интеллектуального и личностного развития учащегося мотив смыслообразующие мотивы и стимулы средства интллектуальные действия и знаковые символы способы алгоритм теории поэтапное формирование умственных действий результат умение теоретически мыслить и способность самостоятельно ориентироваться в научных и теор вопросах

  4. Предметная деятельность – это деятельность по овладению действиями с предметами в соответствии с их общественно выработанными функциями и способами использования.усвоение функций предметов овладение способов действий с ними мотив сам предмет способ его употребления Анализируя процесс развития предметной деятельности, он исходил из основных 4-х постулатов:1. Ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов.2. На вещи не написано, для чего она служит. Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.3. Принципиальное отличие орудийной деятельности заключается в том, что действие с орудием должно быть подчинено объективной логике, «скрытой» в орудии. В противном случае, с ним не может быть осуществлена та общественная функция, которая в нем заложена.Орудийное действие – действия, когда один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другой предмет.4. В орудии в снятом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено. Возникают цели только в результате осуществления предметного действия. Только после того, как ребенок выпьет из чашки воду, у него возникнет цель – пить из чашки воду. Только после того, как ребенок научается использовать орудие, у него возникает цель, которая ориентирует действия ребенка с предметами.5. Развитие предметной деятельности происходит вначале так, что первоначально цель ее и предметная ориентация, исполнение и оценка слиты.

  5. Игра – это совокупность, каких – то норм и правил, необходимых реквизитов и аксессуаров, которые нужны для организации игровой деятельности.Игровая деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и физические усилия, направленные на достижения игровой задачи. Феномен игровой деятельности проявляется в том, что удовольствие составляет не результат, а процесс. Признаки игровой деятельности: 1. Добровольная и свободная должна быть игра для играющих. 2. Игр.деят. проходит по правилам. 3. Игр. деят. Должна сопровождаться напряжением (чем больше напряжения, тем больше рекреационных сил она в себе несет) Задания должны быть адекватны. Существует ряд видов игровой деятельности: а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека; б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.; в) художественные, природы, настроение и пр.; г) дидактические, формирующие навыки; д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности; е) военные, прогнозирующие ход сражения.

  6. Продуктивной деятельностью называют деятельность ребенка под руководством взрослого, в результате которого появляется определенный продукт созданный ребенком.К продуктивным видам деятельности относятся: конструирование, рисование, лепка, аппликация и др.Конструктивная деятельность значима и актуальна для развития и коррекции пространственных представлений, образного мышления, речи, творческого воображения, моторики, предпосылок компьютерного конструирования у ребенка с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников. Коррекц-развив задачи:развить конструктивные способности, самостоятельность,коммуникативные умения у детей с ЗПР повысить самооценку общение со взрослыми Воспитательные задачи:доставить детям радость от совместной деятельности,воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, аккуратность.лепка из пластилина помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию.Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой новых навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения.Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

  7. Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха.Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям: по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности); по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности); по характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности); по наличию творческого элемента (активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности). Признаки КДД:1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время.2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом.3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное – досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию.4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации.Уровни КДД:l. Отдых, физическая активность2. Развлечения,игры.3.Просвещение.Творчество.Созерцание.6.Праздники.ФункцииКДД:информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая,коммуникативная, развивающая, общения





  8. процесс по созданию новых духовных и материальных ценностей с последующ их интерпретацией строится на актуальном воображении и творческом мышлении развитие чувств детей ребенок испытывает полож эмоции не боязнь детей ошибиться.что сущ способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления это развивает фундаментальные потребности быть активным субъектом жизни познавать и преображать мир.способствует оптимизации высших псих функций(память.мышление.восприятие.мнмание) помогает усваивать моральные и нравственные нормы различать добро и зло сострадание и ненависть создавать произведения творчества ребенка отражать в них свое понимание жизни ценностей и своих личностных свойств проникать их значимостью и глубиной формировать эстетическую восприимчивость ребенка к миру оценка прекрасного


  1. Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции эмоционального состояния относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США.Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1935) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Цели арт-терапии:1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда вербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.5. Наладить отношения между специалистом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

  2. Индивидуальная арт-терапия может использоваться по от- ношению к широкому кругу клиентов:1)к некоторым клиентам, не подлежащим вербальной психотерапии (олигофрены, психотики, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и некоторые другие); 2) к клиентам с неглубокими психическими расстрой- ствами, преимущественно невротического характера; 3) к детям и взрослым, испытывающим определенные затруднения в вербализации своих переживаний (например, из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности), а также сложности этих переживаний и их «невыразимо- сти» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройст- вом); 4) к людям, имеющим хорошо развитую способность к вербальному общению (для них изобразительная деятель- ность может являться альтернативным «языком», более точ- ным и выразительным, чем слова).Групповая арт-терапия: - позволяет развивать ценные социальные навыки; - связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; - дает возможность наблюдать результаты своих дейс- твий и их влияние на окружающих; - позволяет осваивать новые роли и проявлять латент- ные качества личности, а также наблюдать, как мо- дификация ролевого поведения влияет на взаимоот- ношения с окружающими; - повышает самооценку и ведет к укреплению личност- ной идентичности; - развивает навыки принятия решений.Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной Групповая арт-терапии отличается от индивидуальной тем, что: - меньше зависит от арт-терапевта; 59 - предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников- группы; - требует от участников группы определенных комму- никативных навыков; - требует от участников группы способности адапта- ции к групповым нормам; - требует от арт-терапевта опыта групповой психокор- рекционной работы.

  3. Изотерапия-направление арт-терапии, применяющее в своей работы методы изоб искусства.Главной задачей является восстановление гармонии личности с собой, благодаря развитию ее способностей к созданию, самосознанию и анализу определенных символов присутствующих в творч д.цели:позволить дать выход негативным чувствам.облегчить лечение,получить материал для диагност заключений.проработать чк\чувства и мысли.развить внутренний контроль.концентрация на чувствах и ощущениях.развитие художественных способностей.Техники:медативный рисунок,визуализация.Приемы: марания.штриховкакаракули.рисунок на стекле.рисование пальцами.сухими материалами.функции изо.эстетическая социальная компенсаторная гедонистическая познавательная прогностическая воспитательная

  4. позволяет осознать свои эмоции.познакомиться друг с другом. парный рисунок:помогает в исследовании межличностных взаимоотношений.групповой рисунок:позволяет каждому внести свой вклад.выявить ролевые отношения в группе и влияние одних на других.работа с бумагой для создания коллажа:развитие межличностных отношений отработать негативные чувства.развить представления.проективный рисунок: выявление и осознание вербальные проблемы и переживания. совместный рисунок: молча на одном листе .дополнить рисунок:по кругу дорисовать.с готовым рисунком:демонтсрациявсех рисункови их анализ.


  1. принципы коммуникации ребенка его принятие (таким какой есть); недерективность в управлении (отказ от попыток ускорить или замедлить какой-то процесс), установление фокуса координирующего процесса переживания ребенка; вербальное выражение чувств ребенка понятие его чувств.стать зеркалом функции: организации эмпатичного общения в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка эмоц.сопереживает ему коммуникативная:обеспечивает переживания ребенка собственных достижений, достоинства, уважение, установление ограничений в игре. структура: игры в семью, агрессивные, с марионетками, строительство, выражение конструктивной и деструктивной намерения. структурный материал провоцирует выражение агрессии прямое выражение желаний коммуникативная деятельность возраст 4-12.неструктурированные: двигательные упражнения и игры,прыгание,лазание,игры с водой, песком,глиной,группой игрушек,рисование пальцами,пастелью.материалы:вода,песок,глина помогают выражать свои чувства, а структурированные выражают эмоции в прямой директивной форме социально приемлемыми способами игратерапия метод психотерапии воздействия с использованием игр

  2. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.Цель: активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознанияОсновные задачи сказкотерапии:· Воспитать в детском сознании правильное восприятие окружающего мира и общества;· Привить малышу моральные ценности и основы поведения;· Стимулировать развитие творческих способностей у детей младшего возраста;· Научить детей самостоятельно решать соответствующие их возрасту жизненные задачи.

  3. 1.Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.2.Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.3.Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.4.Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.5.Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.6.Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

  4. 1.Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. (Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.)2.Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица.3.Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал.4.Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.5.Сочинение сказок.

  5. Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции (определение Американской танцевальной терапевтической ассоциации).Танцевальная терапия — это форма лечения при помощи движения. Теория, лежащая в ее основе, состоит в том. что тело и разум человека взаимосвязаны. Танец — это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела. Танец — это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.Основная цель танцевальной терапии:достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца.Танцевальная терапия дает возможность (задачи):- снять напряжение, избавиться от страха и усталости;- помочь замкнутым, необщительным, эмоционально неуравновешенным людям;- поддержать людей с психическими и физическими недостатками;- выявить творческие способности, повысить собственную самооценку.

  6. Р. Лобан (1960) разработал систему описания анализа и диагностики движений, известную как "Система усилий", или "Форма усилий", основанную на применении специальных символов и предназначенную для описания динамических и пространственных аспектов движений.В "Системе усилий", по Лобану, динамика движений описывается четырьмя параметрами: 1. Пространство. 2. Сила. 3. Время. 4. Течение.Каждый параметр имеет два полюса: пространство, которое может быть прямым и многофокусным; сила - мощная и легкая; время - быстрое и плавное; течение -свободное и ограниченное. помогает расширению двигательного репертуара, руководительсоздает обставновку спокойствия и доверия, что позволяет участникам исследовать себя и других развивать спонтанные движения.



  7. .

  8. Норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.В медицине, психологии, педагогике имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и др. не соответствия норме, обозначается словом - аномалияВ коррекционной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс обучения, воспитания, социализации ребенка. И на основе этого строить практическую деятельность педагога.Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.Группа физических отклонений прежде всего связана со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями (вес, рост, объем и др.). Отклонения в норме могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами. К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержкапсихического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии),нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одаренность детей.Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю или полную среднюю школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование. Однако есть дети, не получившие общего среднего образования.Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

  9. Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, деятельность и активность человека (социальные факторы). биологические возникают вследствии инфекционнных винерических заболеваний матери во время беременности, употребление наркотиков алкоголя курения отклонения в здоровье матери кислородная недостаточность токсикозы патологическое протекание родов мозговые травмы хронические заболевания. соматические проявления-невропатия, которая рассматривается как полефакторное нарушение врожденного происхождения т.к. возникает во время внутриутробного развития или в первые годы жизни. причины: токсикозы матери во время первой половины беременности эмоциональные стрессы. признаки невропатии: эмоциональная неустойчивость вегитативная дистония нарушение сна склонность к аллергии. психомоторные нарушения: недостаток или избыток хромосом-хромосомные аномалии социальные: алкоголь наркоти неблагомприятная среда

  10. Дизонтогенез –нарушение темпов и содержания нормального развития в возрасте, когда функциональные системы ещё не достигли зрелости.Дизонтогении – отдельные аномалии развития. Термин был введён представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза. Одним из первых его употребил А.И.Швальбе в 1927 году для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. В отечественной психологии длительное время использовалось понятие «аномалии развития». Применительно к детям с дизонтогенией чаще всего используют такие понятия как «дети группы риска», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «плохо адаптирующиеся дети».основные факторы, влияющие на тип возникшей у ребёнка дизонтогении:Возрастная и временная обусловленность дизонтогении (время и длительность воздействия повреждающих факторов). По В.В.Лебединскому это второй параметр дизонтогенеза, связанный со временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития.Этиология повреждающих факторов.Распространённость болезненного процесса (локальность или системность патогенного воздействия). По В.В.Лебединскому это первый параметр, связанный с функциональной локализацией и позволяющий выделять частный и общий дефекты.Степень нарушения межфункциональных связей. По В.В.Лебединскому это четвёртый параметр характеризующий психический дизонтогенез. Новые функции и качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи.Причиной дизонтогенезачаще всего являются локальные и системные нарушения ЦНС. К локальным можно отнести дефекты отдельных анализаторов. Сложные дефекты, например, умственная отсталость, являются системными.

  11. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание (например, при осложненной олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). связан с биологической хромосомной болезнью может носить характер недоразвития повреждение сочетаний дефектов не поддается коррекции связан с биологическими нарушениями на ранних этапах обучения и воспитания создает основное препятствие
    Вторичный дефект, по мнению Л. С. Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. возникает в процессе аномалии социального развития то на что направлена коррекция психологическими следствиями можно воздействовать на второй дефект который формируется в процессе усвоения социального опыта. характерные социальные нарушения создается сложность по мере обучения и воспитания характерен для тех функций которые в момент воздействия вредности находятся в сензотивном периоде.


  12. ретардация-недоразвитие нарушения по типу которые характеризуются задержкой созревания мозга, наблюдается дисбаланс возбуждения и торможения. инертность-психических процессов-задержка развития темпов отставания развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы. поломка-выпадение отдельных функций повреждение развития обусловленное поздним повреждением мозга 2,5-3 года большая часть мозга системно сформировалась. дефицитарность психического развития ребенка страдает недостатком развития какого-либо анализатора. асинхрония, диспропорциональность развития- искажено развитие сложных психических сочетаний общего недоразвития задержка повреждений ускорена, что приводит к ряду новых паталогий. дисгармоничное развитие врожденное или раноприобретенная диспропорциональность развития психики ребенка преимущественно в эмоционально волевой сфере преимущественно с сохранением интеллекта. направление психических нарушений-ретардация-задержка развития, дисфункция-созревание-незрелость цнс. поврежденное развитие-изолированность анализаторной системы. асинхрония-искаженное развитие.

  13. в основе лежит характеристика особых образовательних потребностей лиц с овз. категории: дети с нарушением слуха, зрения речи опрорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушением поведения развития, с комплексами нарушений психо-физического развития, со сложными дефектами

  14. сравнительное изучение индивидуального развития норм и патологий позволяет выявить общие и специфические закономерности лежащие в основе многообразий и проявлений. три уровня по Лубовской: 1.закономерности присущие всем типам дизонтогенетического развития параметры:нарушение приема переработки сохранения и использования информации нарушение речевого опосредования с 2до5 лет. речь играет важную роль в регулировании функций речи связано с лобным отделом головного мозга, собственной речевой функцией. более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающем мире риск возникновения состояний социальной психологической дезадаптации.любой дефект затрудняет достижение оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющих для этого условий. 2.закономерности характерные для группы дизантогенетических растрйств т.е. для тех которые уже изменились или появились в более поздние сроки. 3.специфические закономерности присущие конкретному виду дизантогенеза.

  15. связана с различными факторами травмирующими патологиями. причины: наследственные патологии головного мозга, хромосомные заболевания, пороки головного мозга, эпелиптический синдром, поражения и потология цнс, опухоли головного мозга, заболевания нервной системы, соматические патологии. нарушение проявляется в виде недоразвития повреждения личности развитие невозможность умственного развития проблемы с познанием психопатии аутизм. нарушения выражены в значительном отставании в развитии замедленное психическое становление несоответствие в поведении и восприятии с возрастом нормально. биологические:патологии в период беременности, недоношенность, родовые, послеродовые травмы мозговые травмы. социальные: недостаток внимания и отрыв от матери изоляция дефицит воспитания и обучения неблагоприятные условия в семье и обществе.

  16. дети нуждаюстя в получении специальной психо-педагогической помощи и организации условий при их воспитании и обучении. аспект: 1.время начала образования должно совпадать с началом специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии. 2.содержание образования-специальное разделенное обучение3.создание специальных методов и средств обучения4.особенности при обучении-потребность в начале индивидуализации обучения в особой пространственной временной смысловой организации образной среды.5.определение границ образования пространства потребность в максимальном расширении образа пространства за пределом образовательного учреждения6.продолжительность обучения потребность в продолжительности процесса обучения и выход за рамки их возраста7.определяется кругом лиц участвовавших в образовании и взаимодействии потребность образования участников квалифицированных специалистов разных профилей вовлеченных родителей.

  17. сензитивный период-период особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности способом эмоционального реагирования поведения вообще вплоть до того что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течении некоторого узкого промежутка времени. развитие речи от0-6 -0-4,5мес. ребенок способен ощущать речь как нечто особенное поворачивая голову к источнику звука около одного года первое слово - словесное выражение мысли около полутора лет выражение своих чувств желаний говорит на языке чувств формирует предложение. 2,5-3 часто разговаривает сам с собой эгоцентрическая речь. 3,5-4 употребляет речь целенаправленно осознанно интерес к символичному обозначению звуков. 4-4,5 начинает спонтанно писать отдельные слова или предложения и короткие рассказы. 5лет самостоятельно учится читать, логика речевого развития. восприятие порядка 0-3, в окружающей среде соотношение между предметами все вещи на своих местах, во времени чувствует режим своего дня ход внутренних часов. поведение взрослого по отношению к ребенку требования не должны зависеть от настроения должны быть обоснованы конкретны и соблюдаемые самими взрослыми.сенсорное развитие 0-1,5 здоровый ребенок может видеть ощущать запахи вкусы слышать. восприятие малых предметов 1,5-2,5 манипулирование пуговицами горошинами интересует проблема целого и части ребенок ощущает что мир делим и состоит из мелких частей. развитие движений и действий 1-4 ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях интересуют более сложные действия для которых необходимо обладать определенным уровнем координации. развитие социальных навыков 2,5-6 помочь научиться культурным формам общения чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным находясь в обществе выстраивал свои формы общения.

  18. педагогические:свобода выбора наличие специального дидактического материала контроль ошибок мнтесори пдагог наличие определенных правил работы разновозрастность. психологические:не делай за ребенка то что он может сделать сам отсутствие оценок взрослых отсутствие соревновательных мотивов.

  19. .

  20. Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:Единство диагностики и психокоррекции. Коррекционной работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению диагноза и позволяет оценить эффективность коррекционной работы.Деятельностный принцип психокоррекции. Основным средством коррекционно-развивающего воздействия является взаимодействие взрослого и ребенка.Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Психокоррекционная работа с ребенком не будет иметь эффекта за пределами зоны ближайшего развития.Направленность психокоррекционной работы «сверху вниз», то есть на создание оптимальных условий для развития высших психических функций, способствующих компенсации недостатков элементарных психических процессов.Принцип нормативности, т.е. ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.Учет системного характера психического развития. Коррекционная работа направляется на устранение причин отклонений в развитии.Принцип «замещающего онтогенеза». Коррекционная работа должна начинаться с той «точки», с которой начались отклонения от оптимальной программы.Упреждающий характер психокоррекции. Коррекционная работа направляется на формирование того, чего следует достичь в ближайшей перспективе в соответствии с законами возрастного развития и становления индивидуальности, а не на тренировки того, что уже достигнуто ребенком.Принцип преемственности. Каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем. Если ребенок не сумела выполнить предлагаемое задание, то на следующем занятии предлагают упрощенный его вариант.Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, его интересов, способностей, социальной ситуации развития.Эмоциональная насыщенность занятий. Ребенок должен получать удовольствие от психокоррекционных занятий.Основные этапы психокоррекции при работе со школьниками следующие:Диагноз.Прогноз (предвидение дальнейшего развития личности при условии своевременной коррекции и при отсутствии таковой);Создание психолого-педагогической коррекционной программы. В ней определяется цель, направления психокоррекции, приблизительное количество занятий, их периодичность, продолжительность занятий; перечисляются приемы и методы, которые будут использоваться. Обязательным является наличие в коррекционной программе психологической части, которую осуществляет психолог, и педагогической, которую психолог разрабатывает с родителями, социальными работниками, педагогами и т.д. и осуществление которой происходит под контролем психолога.Выполнение психокоррекционной программы;Анализ ее эффективности.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница