Созависимость



Скачать 90.05 Kb.
Дата11.10.2017
Размер90.05 Kb.

Созависимость

- одна из самых распространённых проблем, мешающих полноценной жизни людей. Она касается не только отдельных личностей, но и общества в целом, которое создаёт условия, благоприятствующие созависимым отношениям и их передаче из поколения в поколение.

Созависимость во взаимоотношениях имеет место тогда, когда два человека, ищут друг в друге то, что, как они чувствуют, отсутствует в них самих, сходятся вместе, чтобы образовать одну целостную личность. Каждый из них чувствует, что не в состоянии полностью реализовать свои возможности без помощи другого.

Большинство специалистов в области зависимостей рассматривают созависимость как индивидуальную или семейную проблему (Москаленко В.Д.,Шорохова О.А.,Бити М., Емельянова Е.В., Б. и Дж.Уайнхолд).

Созависимость, проявляться только в семье, отсюда со-зависимость, то есть зависимость эмоциональная от членов семьи, которые в свою очередь зависимы от алкоголя, наркотиков, игровых автоматов и.т.д. Созависимость называют болезнью, так как она разрушает личность, но не только созависимый человек страдает, страдают также и другие члены семьи, которые вместе с ним живут. Но эта болезнь не берется, ни откуда, человек приобретает ее (можно сказать заражается ей) в детстве в родительской семье, а те в свою очередь в своей (неосознанная тенденция повторять модель отношений своих родителей в собственной семье). Но заражение этой болезнью, как и любой другой, происходит не сразу, и у каждого человека — в силу его характера, личностных особенностей, образа жизни, жизненного опыта, событий прошлого, течение болезни происходит специфическим, только ему одному присущим образом.

Ученые, много лет занимающиеся проблемой созависимости, пришли к выводу, что в первую очередь созависимостью страдают люди, у которых было так называемое «тяжелое» детство, люди из неблагополучных семей, где отсутствовал один из родителей или родители страдали алкоголизмом, где дети подвергались насилию, люди с детскими травмами, полученными не только в семье, но и в школе, на улице, от сверстников, учителей или других значимых взрослых (Бити М., Емельянова Е.В., Б. и Дж.Уайнхолд, Батищев В.). Сюда же входят жертвы сексуального, физического, эмоционального, сектантского насилия, самих химически зависимых от алкоголя, наркотиков, лекарственных средств и т. д.

Известно, что Созависимые люди имеют специфические черты характера (Шорохова О.А., Москаленко В.Д, Емельянова Е.В., Хорни К., Смит Э., Бек А., Фримен А.), паттерны поведения, которые в свою очередь поддерживают Созависимые отношения в поколениях.

Термин «созависимость» появился в результате изучения природы химических зависимостей, их воздействия на человека и влияния, которое оказывает заболевание химически зависимого на окружающих. В широком смысле слова, созависимость — это эмоциональная зависимость одного человека от значимого для него другого человека или как частный случай это зависимость супруга, детей или родителей от члена семьи, пристрастившегося к наркотикам или алкоголю (то есть от человека, которого называют зависимым).

Б. и Дж.Уайнхолд определяют созависимость, как психологическое расстройство, причиной которого является незавершённость одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии (Б. и Дж.Уайнхолд, 2006).

По определению Мелоди Бити, созависимый — это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека (Бити М,1997).

Здесь важно понять, что проблема не в другом человеке, а в нас самих, в том, что мы позволили, чтобы поведение другого человека влияло на нас, и тоже пытаемся повлиять на другого человека.

По мнению Шэрон Вегшейдер Круз, созависимость — это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета. В конечном счете, такая зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на созависимого во всех других взаимоотношениях.

Г.Клауд исследовал созависимость как базовое явление, понимание которого необходимо для анализа эмоциональных и психологических расстройств. Созависимое состояние личности, как отмечает Г. Клауд, является фундаментальным явлением и лежит в основе невроза (Г. Клауд, Дж. Таудсен, 1999).

По мнению Э. Смит, созависимые происходят из семей, в которых имели место зависимость от психоактивных веществ либо жестокое обращение: эмоциональное, интеллектуальное, физическое насилие или сексуальное оскорбление. Созависимые члены семьи используют такие правила и формы взаимоотношений, которые поддерживают семью в дисфункциональном состоянии (Э. Смит, 1991).

Н.В. Дмитриева обращается к анализу структуры созависимости и объясняет причину трудностей, испытываемых созависимыми людьми. По мнению автора, отсутствие ощущения границ собственного «Я» делает невозможным здоровое функционирование, полноценный контакт с другим человеком, так как это приводит к появлению феноменов спутанности, смещения и «поглощения» (Н.В. Дмитриева, 2001).

Созависимые лица с расплывчатыми границами стремятся персонализировать все происходящее вокруг, усматривая в этом явления, имеющее к ним прямое отношение. Они принимают на себя ответственность за все происходящее.

Для такого состояния созависимости по мнению В.Д. Москаленко характерно: заблуждение, отрицание, самообман; компульсивные действия (неосознанное иррациональное поведение, о котором человек может сожалеть, но все, же действует, как бы движимый невидимой внутренней силой); замороженные чувства; низкая самооценка; нарушения здоровья, связанные со стрессом (В.Д. Москаленко, 2008).

К личностным особенностям созависимых людей В.Д. Москаленко относит: полную зависимость от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, не имение четких границ, низкую самооценку. Созависимые люди живут, гонимые страхом. Страхом за будущее, страхом за настоящее, страхом потери, брошенности и ненужности, страхом потери контроля над собой и своими эмоциями, над жизнью, страхом столкновения с действительной реальностью. Созависимые люди обладают похожими внутрипсихическими симптомами, такими как контроль, давление, навязчивые состояния и мысли, низкая самооценка, ненависть к себе, чувство вины, подавляемый гнев, навязчивая помощь, сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей, проблемы общения, замкнутость, плаксивость, апатия, проблемы в интимной жизни, депрессивное поведение, суицидальные мысли, психосоматические нарушения (В.Д. Москаленко, 2006). В глубине души они ненавидят и презирают себя за малодушие, нерешительность, беспомощность. Но внешне это проявляется как надменность и превосходство над другими, происходящие из трансформации стыда и других интенсивных негативных чувств, подавляемых в себе. Созависимые люди похожи друг на друга отрицанием и вытеснением проблемы.

Для созависимости по мнению Б. И Дж. Уайнхолда характерно: заблуждения, отрицание, самообман; чрезмерная озабоченность кем-то или чем-то при пренебрежении собой вплоть до полной потери собственного «Я»; компульсивные действия (неосознанное иррациональное поведение, о котором человек может впоследствии сожалеть, но продолжать действовать так же, как бы движимый невидимой внутренней силой); навязчивая потребность совершать определенные действия по отношению к другим людям (опекать, подавлять, возмущаться и т.п.); привычка испытывать одни и те же чувства (жалость к себе, гнев, раздражение и т.п.); «замороженные» чувства и связанные с ними проблемы в общении, интимных отношениях и т.п.; неумение разграничить ответственность за себя и за другого (созависимый отвечает не за себя и свои поступки, а за других перед другими и перед собой); потеря границ; созависимый позволяет себе вторгаться в чужую жизнь так же, как и другим позволяет вторгаться в свою, решать за себя «что хорошо для него, что плохо»; низкая самооценка, граничащая с ненавистью к себе; нарушения здоровья, вызванные постоянным стрессом (Б. и Дж.Уайнхолд, 2006).

Для того чтобы понять механизм формирования созависимости, рассмотрим, как развиваются взаимоотношений между родителем и ребёнком и, что может привести к их нарушению.

Можно выделить четыре стадии взаимоотношений по Мещеряковой:

Первая стадия – это симбиотические взаимоотношения между матерью и ребёнком, при которых они не ощущают своей отдельности друг от друга – длится 6-9 месяцев. Эмоциональная связь между младенцем и матерью помогает ребенку: преодолевать страх и беспокойство, справляться со стрессом и фрустрацией, разбираться в том, что он воспринимает, логически мыслить, полагаться на себя, достигнуть максимального интеллектуального потенциала, развивать гармоничные отношения в последующей жизни.

Вторая стадия– противозависимость – колеблется между возрастом 2-3 лет. И у родителей, и у ребёнка очень сильна потребность стать независимыми людьми. У ребёнка выражен стимул к исследованию мира и отделению, тогда как родители стремятся тратить больше времени на свои долгосрочные интересы.

Третья стадия – независимости. От трех до шести лет. Это его второе рождение - психологическое. В течение этой стадии, большую часть времени ребёнок способен действовать автономно, но он всё ещё чувствует и осуществляет действия в состоянии связи со своими родителями и семьёй.

Четвёртая стадия – взаимозависимости. Она обычно соответствует 6-12 годам, степень близости взаимоотношений между ребёнком и другими людьми колеблется. Ребёнок то ищет большей близости, то вдруг старается отдалиться. Главная задача данной стадии – приобретение способности двигаться вперёд и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта. В случае если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

Первичная привязанность, по мнению Якобсона, является устойчивой и проявляется у взрослых в их последующей жизни как преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов в выборе партнера, в самовосприятии и последующей самооценке, в отношении к работе, в развитии депрессии или в трудностях их межличностных отношений и т.д. (Jacobson N.S., Margolin G.1979). Нарушения привязанности могут возникнуть при нарушении семейного функционирования, дисфункции члена семьи, при различных травмирующих ситуациях. Всё это может привести к серьезному дистрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитием и поведением ребенка.
Сценарий социализации и воспроизводства семьи с точки зрения С. Кратохвила, выглядит так:

  1. дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье.

  2. затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях

со старшими и/или младшими братьями и сестрами.

  1. на основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера

и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.

  1. ребенок относится к себе, как относились родители к нему в детстве (механизм интроекции, описанный З.Фрейдом): доминирование становится жестким саморуководством, пристыживание преобразуется в самообвинение и т.д.

  2. ребенок относится к другим на основе воспроизводства отношений между родителями или отношения родителей к другим детям (С. Кратохвил,1991).


Вывод.

Предпосылкой возникновения созависимости у человека являются: его заниженная самооценка, слабые и нечеткие границы личности, невнятные представления о себе, отсутствие четких представлений о том, как другие люди должны к нему относиться. Созависимость, как правило возникает в дисфункциональныx семьях.

Созависимость прививается ребенку. Она воспитывается в семье, служит основой для других видов зависимого поведения. Созависимые родители предают свои модели поведения, свое видение мира детям. То есть ребенок, выросший в семье с проблемой зависимости, скорее всего повторит судьбу своих родителей – пойдет по пути или зависимости или созависимости. Многие дети, имеющие опыт близкого проживания с алкоголиком или наркоманом-родителем, испытывая интенсивные негативные переживания по этому поводу, несмотря на это, в большинстве случаев связывают свою жизнь с алкоголем и/или наркотиками. То есть или сами становятся химически зависимым, или соединяют свою судьбу с зависимым от психоактивных веществ человеком. Их жизнь идет по заведенному родителями кругу.
На каком-то этапе развития межличностных отношений страдающий созависимостью человек перестает видеть различие между своей личностью и личностью человека, который болен зависимостью: он чувствует так же, как и больной, он думает, как и больной, полностью принимая логику, порой уже психически неполноценного человека.


У созависимых людей вследствие длительного стресса могут возникать психосоматические болезни: гастриты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, головные боли, колиты, нейроциркулярная дистония, астма, тахикардия, аритмия, гипертония, гипотония. Они болеют от того, что живут чужой жизнью, полностью вытесняя и отрицая собственные чувства, желания и потребности, становясь трудоголиками, аккуратистами и чистюлями.

Для решения проблем созависимости в семье необходимо, чтобы созависимый сам понимал свою роль в создании и развитии деструктивных отношений и был готов активно действовать в целях конструктивных изменений.

Автор: Позднякова Е.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница