Создание оптимальной социальной среды в семье



Скачать 35.13 Kb.
Дата19.09.2017
Размер35.13 Kb.

Создание оптимальной социальной среды в семье.

Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира в семье.

Семья – это школа любви для взрослых и детей. В нашем обществе семья, моральный климат в ней, отношения между супругами, между родителями и детьми – государственные вопросы. Семья – это общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Родители должны помнить о том, что ребенок – полноправный член семьи и обязан принимать активное участие в хозяйственной, бытовой части.

Еще в семье ребенок должен знать, где работают отец и мать, в чем состоит эта работа, насколько она трудна. Полезно познакомить детей со своей работой, с общественными обязанностями, если они есть у родителей.

Родители могут не только знакомить с характером и значением их общественно полезной деятельности на работе, в школе, клубе, библиотеке и других культурно-массовых и социальных институтов, но и привлекать детей к совместной с ними деятельности там, где это возможно: например, попросить ребенка написать объявление, пригласительные билеты, оформить стенд, составить поздравление коллегам по работе к какому-либо событию и т.п.

Как можно раньше ребенок должен познакомиться с семейным бюджетом. Тогда он будет знать, куда тратятся деньги в семье, что не все его желания могут быть удовлетворены.

Также он должен понять, что те деньги, которые родители приносят домой, представляют собой не только необходимый предмет, который можно использовать для приобретения каких-либо нужных вещей, то есть его (предмет-деньги) можно истратить, но являются и результатом большого и полезного общественного труда.

Ну а если работает только отец, а мать – домохозяйка, то детям следует объяснить, что быть мамой и хозяйкой дома нужно уметь. И эта работа требует огромных сил, напряжения, ответственности, мудрости.

Родителям необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок полюбил домашний труд. Дети должны иметь постоянный круг обязанностей, выполнение которых воспитывало бы в них трудолюбие, ответственность и внимание к окружающим.

Приучая ребенка работать дома, родители должны заботиться о том, чтобы сделать эту работу полезной обществу. Следует поощрять также в стремлении помочь не только родителям, но и другим, нуждающимся в помощи.

Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека.

Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос.

Если о человеке говорят: «Он (или она) из хорошей семьи», - это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Такой человек приятен в общении. Он хороший семьянин, гражданин своего Отечества.

В семье закладываются основы физического развития, его здоровья. Важно и то, что родители своим примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью. В семье приобретаются элементарные знания о человеческом организме, его гигиене, осваиваются первоначальные санитарно-гигиенические навыки.

Велика роль семьи в усвоении нравственных норм поведения, определения отношения к людям, их делам и поступкам. Эмоциональные контакты в семье дети нередко переносят как в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящие за пределы круга семейных отношений. Что необходимо для того, чтобы в семье царила нормальная обстановка?

Во-первых, наличие семьи как единого целого и психологической общности. Это значит, что семья должна созидаться и сохраняться.

Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие теплые отношения между взрослыми членами семьи.

В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между родителями и детьми.

И, в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное и конкретное применение методов воспитания. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.

Растить здоровых, хорошо развитых детей – высший долг семьи. И в этом плане создание в семье спокойной обстановки, доверия и взаимного уважения и понимания между ее членами – важное условие воспитания психологически и физически здоровых детей. А здоровые дети – это не только счастье родителей, дети – богатство и обеспеченное будущее всего нашего государства.

Семейный очаг собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе.

Семьи при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Очень важно создать в семье доброжелательную обстановку, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.

Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Ведь семья – это маленький организм общества, как принято говорить, его ячейка, а общественное развитие (прогресс) непременно предполагает наличие каких-либо катаклизмов, в том числе и конфликтов. И история позитивного разрешения конфликтных ситуаций в обществе – свидетельство разумности политиков и членов общества.

Так происходит и в семьях: в одних возникающие проблемы решаются достаточно тактично, благополучно, у родителей сформирован определенный опыт педагогической культуры и норм взаимоотношений, они не переходят границ, нарушающих положительную мотивацию выхода из конфликта, что, в результате, гарантирует высокий воспитательный эффект для маленьких членов семьи и последовательно формирует благоприятствующую воспитательную систему в семье, в том числе и в разрешении конфликтов.

В других же семьях, где родители отличаются ограниченностью в той или иной степени в вопросах воспитания детей, дети часто оказываются свидетелями крайне нежелательных примеров общения между родителями: нецензурная лексика, оскорбления в адрес друг друга или людей, о которых они говорят между собой, сквернословие, иногда переходящее в рукоприкладство, и т.п.

Детство – это период высокой чувствительности, сензитивности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям как общественной среды, так и ближайшего окружения – родителей и друзей семьи. Поэтому так необходимо особое внимание к обеспечению всесторонних условий для воспитания каждого ребенка.

В школьном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека.

Мы знаем много семей наших учащихся, которые убедительно показывают то новое, прогрессивное в семейных отношениях и семейном воспитании, что воочию проявляется в поведении детей: это взаимоуважение членов семьи, забота друг о друге, отношения равноправия между мужем и женой (отцом и матерью), общественная активность родителей и их стремление воспитать у детей общественно ценные качества (гуманность, трудолюбие в его социальной направленности, любовь к своей Родине), создать самые благоприятные условия для занятий детей, игр и отдыха; это самообразование родителей по вопросам педагогического просвещения.

В то же время приходится сталкиваться и с такими семьями учеников, в которых выявлены недостатки, ошибки и противоречия, мешающие воспитанию подрастающего поколения. Эти явления вызваны главным образом недостатком общей и педагогической культуры родителей, затруднениями в организации процесса воспитания.

Больших успехов в формировании личности ребенка, несмотря на те или иные трудности, добиваются родители, социальные установки, система ценностей которых глубоко совпадает с ориентирами на воспитание всесторонне гармоничной личности.

Каждый родитель непременно должен помнить: «Семейное воспитание для родителей – это прежде всего самовоспитание», - неоднократно подчеркивала Н.К.Крупская.

Хочется дать некоторые рекомендации.

- Когда вас, уважаемые родители, дети просят рассказать о своей юности, попытайтесь быть более искренними и честными. Вспомните, как вы сами восставали против родителей, искали свое «я». Направляйте своих детей, но не лишайте их права на сомнения, даже если вам придется быть свидетелями их неудач.

- Ни в коем случае не впадайте в истерику! Помните – это обязанность родителей – дать реальный ответ на реальную проблему.

- Как можно чаще старайтесь ставить себя на место вашего ребенка.

- И самое главное, постарайтесь быть в своем поведении последовательными, дозируйте одобрение и критицизм.

- В бурном мире детей существует только одна надежная гавань – родители.

Попробуем сформулировать причины семейных конфликтов:

- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

- чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут». В результате – в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего отдавать взамен;

- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;

- чрезмерная строгость к ребенку. Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье, ребенок уходит на улицу к таким же неустроенным, как и он сам.

Зачастую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи.\ Например:

В детском саду девочка, играя в дочки-матери, объясняет папе его роль:

- Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.

- Но я не хочу пить водку! – протестует тот.

- Надо! Все папы так делают! – уверенно заявляет наша «хозяйка».

Но есть и другие семьи, где дети восторженно отзываются о хороших поступках и делах родителей.

Дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение образцом для подражания. «Я буду смелым, как папа! А мой папа может даже всех врагов победить!» - говорит с восторгом мальчик о мужестве своего отца.

Хотелось бы, чтобы в семье царила атмосфера сердечности и дружбы, взаимопонимания и нежной любви, заботы друг о друге. И родители, и дети должны иметь в семье долю труда и свою долю отдыха.

Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, счастливых супругов.

Дорогие родители! Ваш ребенок – это Ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И хотелось бы, чтобы Ваше продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все Ваши достоинства, но и приумножило их.

(Н.А.Айрумова - С любовью к детям. Материалы к родительским собраниям)



Влияние семейной диссоциации на нравственное здоровье детей.

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека, которая призвана обеспечить правильную организацию жизни ребенка. Велика роль в усвоении нравственных норм поведения, умения правильно относиться к людям, их делам и поступкам. В семье закладываются основы нравственности.

Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительные время и в самых различных ситуациях. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может от них освободиться.

Сила влияния родителей – в вере в них ребенка, в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их справедливы. Дети хотят походить на родителей и бессознательно им подражают во всех своих действиях и словах. «Я буду, как папа, шофером», - говорит мальчик, а девочка во всем подражает своей матери.

Это стремление походить на родителей и внешне и внутренне делает их пример сильнейшей движущей силой семейного воспитания.

Воспитывает ребенка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, отношение к труду, отдыху, к людям.

«не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях – все это имеет для ребенка большое значение», - писал Антон Макаренко.

Понимание этого, осознание ответственности за воспитание детей требует строгой внимательности родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению.

Атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями. Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство.

Но еще более драматичными будут последствия для детей, если их родителям не удастся восстановить гармонию семейных отношений, справиться с ежедневными трудностями семейной жизни, взаимно поддерживать друг друга – тогда выражение «страдают всегда дети» становится абсолютно правильным.

Если у родителей конфликты, то и дети ими задеты тоже. Они быстро чувствуют, что что-то изменилось в отношениях родителей, и стараются справиться с этим на свой лад.

Они разными путями приспосабливаются к новым отношениям. Часто бывает, что дети то выступают за папу, а то за маму, потому что они хотят дружить и с тем, и с другим. А такой способ поведения – толчок к лицемерию, эгоизму, потому что ребенок быстро учится получать выгоду из конфликта.

Подобное случается часто, когда один из родителей или оба жалуются ребенку и стараются заручиться его расположением (делают подарки и т.д).

Реакция детей на семейный конфликт зависит от их возраста. У некоторых возникает агрессивность и чувство противоречия, у других – склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе.

Подобные детские впечатления создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения ребенка со сверстниками. Родители сами виноваты, что падает их авторитет. А у ребенка к тому же возможны болезненные физиологические последствия (например, энурез).

Взрослые должны понять, что агрессивные черты характера ребенка, которые они критикуют, развивались в нем вследствие защитной реакции психики.

Семья – это начальный тренировочный полигон для отработки социального поведения ребенка. Родители, необузданно выражающие свои чувства перед детьми, должны подумать, какой пример они подают своим детям.

Семья, в которой растет ребенок, дает образец для той семьи, которую ребенок образует в будущем. И, конечно, молодые люди, перенявшие негативные черты поведения своих родителей, испытывают в жизни большие трудности, чем другие. Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный старт в жизни, не ту установку.

Ссоры и конфликты между родителями отрицательно влияют на детей и их воспитание. Ссора между родителями может привести и к тому, что ребенок встанет на сторону того, кого он считает правым. Сильная неприязнь к отцу или к матери, иногда даже ненависть – вот каковы последствия семейных ссор.

Вполне естественен вопрос: как обезопасить себя и своих детей от подобных ситуаций?

Для того чтобы конфликт не зашел слишком далеко, родители должны думать о том, что они не смогут переложить ни на кого свою ответственность за ребенка. Поэтому личные интересы должны быть приведены в соответствие с семейными.

Конечно, жизнь ставит человека в ситуации, которые не всегда вызывают только добрые чувства. Семейное право требует уважения к личности партнера. Большую роль в создании доброжелательности в семье играет то, что называется личной скромностью. Речь идет не только о супружестве без конфликтов.

Необходимо проявлять терпение и такт в отношениях друг с другом, и вряд ли стоит подчинять себе партнера по браку.

Слушая разговоры родителей, в которых сталкиваются различные точки зрения, дети учатся общению между мужем и женой.

Критика должна быть разумной и конструктивной, без перехода на личности (т.е. критикуют действие, а не самого человека). Если же разговор тем не менее грозит перейти в ссору, одному из супругов нужно попытаться прекратить его и просто замолчать. И это не проявление слабости. Такая позиция достойна уважения.

Разговор можно продолжить, когда дети спят, играют во дворе или гостят у родственников. Если между поводом для конфликта и выяснением отношений проходит некоторое время, это способствует продуманному и деловому обсуждению.

В сложных случаях можно прибегнуть к нейтральному (независимому) посреднику, например, пойти на прием в семейную консультацию, к психологу (другому специалисту).

Если ссора все-таки возникла в присутствии детей, ее следует закончить как можно быстрее, по-хорошему. Дети должны видеть и знать, что родители помирились и единство восстановлено. Разрушение единства может иметь печальные последствия для ребенка.

Благодарность ребенка с лихвой вознаградит вас за умение преодолеть себя. Если же ссору не удается закончить миром, всегда помните: ребенок должен быть как можно дальше от семейного конфликта.

Помните, что у ребенка велика потребность в защищенности, что в подобных ситуациях он становится особенно чувствительным или резким и упрямым. Реагируя неодобрительно на такое поведение ребенка, вы часто преувеличиваете его упрямство и вымещаете на нем раздражение от неудачного брака.

Вам следует больше, чем обычно, интересоваться ребенком, вникать его заботы, ему нужна опора. Погладьте, обнимите его – это его утешит. Желательно посвятить в семейную ситуацию учителя.

Все, что было сказано о воздействии конфликтных отношений между родителями на ребенка, касается также и крайней степени конфликта – развода. В этом случае полностью отсутствует готовность одного или обоих супругов уступить в интересах сохранения семьи.

Вследствие этого родители ссорятся более ожесточенно безоглядно, часто для того, чтобы приглушить собственное чувство вины и оправдаться перед самим собой. Такие конфликты действуют на ребенка еще более разрушительно.

Замечено, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности.

Научные исследования доказывают, что есть прямая связь между атмосферой в семье и успеваемостью школьников.

В семьях отстающих учеников наблюдаются постоянные ссоры или разложение семейных отношений. Влияние развода на детей приводит к изменению их поведения. Они становятся замкнутыми, раздражительными и часто, без всяких на то причин, злы на своих товарищей по классу.

Если, несмотря на все усилия, не удается сохранить семью, то развод – лучший выход из положения для детей тогда, когда этот шаг создаст благоприятные условия для развития ребенка. Если дети видели, что отец пьет, ни с кем не считается, унижает мать, держит в страхе всю семью – развод в этом случае – панацея.

Кому из родителей доверить после развода детей?

Вопрос о праве на воспитание существенно определяется отношением детей к родителям. Но не все родители руководствуются интересами детей.

Осознав, что развод влечет за собой потерю ребенка, родители начинают бороться за детскую благосклонность, иногда не скупясь в средствах.

Соперничество родителей, их борьба за любовь ребенка крайне отрицательно сказываются на его развитии. Внезапно он оказывается в центре внимания, ребенок постарше подозревает об истинных причинах борьбы за его расположение. Но он не понимает, что этот интерес не будет проявляться постоянно (после суда).

Преувеличение внимания родителей к нему вызывает в нем нескромность и завышенную самооценку. Дети пытаются добиться для себя выгод, и родители, вместо того чтобы воспитывать детей, болтаются, как марионетки, на ниточках детской симпатии.

Исчезновение особенного интереса к ребенку после развода, нормальное отношение к нему родителя, с которым он остался, снова вызывает у ребенка потрясение и даже кризисы. Он чувствует себя заброшенным, особенно если у отца или матери в новом браке появляются другие дети.

Ребенок пытается сохранить родительское внимание, он становится дерзким, разыгрывает капризного, больного или в самом деле заболевает. Возникает новые конфликты.

Вывод:


  1. Родителям нельзя думать только о себе. С рождением ребенка они взяли ответственность на себя за его благополучие.

  2. Если конфликт зашел так далеко, что нет надежды сохранить семью, от родителей ожидается, что они постараются уберечь своего ребенка от всего, что отрицательно отразится на его психике и дальнейшем развитии.

  3. Если имеет место ситуация, при которой родители «борются» за ребенка, желательно побудить родителей, во имя их сильной привязанности к нему, еще раз попытаться спасти семью.

(С.Д.Ивлева - С любовью к детям. Материалы к родительским собраниям)

Психологический климат в семье.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть, - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… В семье он свой…

Любили ли тебя без особых причин:

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В.Берестов

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми.

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. Прежде всего, она выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувствах.

Изначально семья строится на чувстве любви: проявлении ласки, нежности, заботы, терпимости, умении прощать, чувстве долга…

Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему чувство счастья, защищенности от внешних невзгод, надежность существования, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников.

Однако эта позитивная гамма чувств может стать негативной. Недополучивший любви родителей ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников. Выросший в атмосфере чрезмерной любви, маленький человек рано развивает в себе эгоизм, изнеженность, избалованность, зазнайство, лицемерие. Об этом должен помнить каждый родитель.

Ребенок растет в семье. Наблюдает в семье не только те отношения, непосредственным участником которых является он сам, но и отношения между взрослыми. Он усваивает именно тот стиль общения, который существует между взрослыми.

И если этот стиль отличается конфликтностью, непрерывными стычками, скандалами на почве взаимного эгоцентризма, то ребенок (хочет он этого или нет) усваивает именно этот стиль, и никакой другой.

Он усваивает его на уровне эмоциональной памяти, на уровне автоматизированных эмоциональных реакций. Пусть, подрастая, он начитается потом массы педагогической и психологической литературы о культуре поведения в быту – все равно исправить то, что заложено с детства на эмоциональном уровне, очень трудно.

Родительская любовь всегда отзывается в детях. Но мы, к несчастью, не всегда готовы принять этот отклик, потому что смотрим на ребенка со своей позиции. Не понимаем того, что иной нелепый, причудливый поступок нашего отпрыска имеет в его сознании особый, ему понятный смысл.

Чтобы улавливать этот смысл, стоит почаще напоминать себе – смотри на мир глазами ребенка. Его взгляд оказывается порой более объективным, не замутненным теми заботами, которые искажают восприятие взрослых, приковывают внимание к отсутствию, допустим, аппетита, к отметкам по русскому языку и т.д.

Все педагогические просчеты со стороны, как правило, очевидны. Насколько просто бывает понять и умилиться нелепым поступкам и выходкам чужих детей и осудить «педагогическую неуклюжесть» их родителей, настолько тяжело с терпимостью отнестись к аналогичным поступкам «собственных». Это несоответствие – показатель того искажающего влияния, которое оказывает на «работу понимания» наша пристрастность.

И все-таки у нас есть основание для оптимизма! Все дело в том, что смотреть на мир глазами ребенка на самом деле вовсе не так трудно. Потому что мир в его глазах бесконечно прекрасен! И семейный круг в этом мире детей больше похож на мягкую надувную игрушку.

И когда мы это видим, нам становится понятным, сколько «острых углов» мы придумываем сами, привносим в этот семейный круг от себя, забывая в житейской суете о «работе понимания».

(И.В.Кошелева - С любовью к детям. Материалы к родительским собраниям)



Роль мамы в жизни подростка.

Сегодня наш рассказ об особенностях подросткового возраста, о роли мамы в этот период жизни подростка.

Подростковый возраст – один из самых сложных и важных в жизни человека. Это возраст интенсивного взросления.

И очень важно, чтобы мама, самый близкий и родной человек для ребенка, не пропустила этот период взросления и смогла доступно объяснить подростку, какие перемены с ним происходят и почему.



  1. Физиологические особенности подростка.

У подростка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Растут легкие, увеличивается их объем и поверхность, повышается жизненная емкость.

Вся перестройка органов дыхания направлена на то, чтобы потребность бурно растущего организма в кислороде была максимально удовлетворена. Кислородное голодание (гипоксию) подросток переносит хуже, чем взрослый человек.

Усиленный рост органов и тканей предъявляет свои особые требования к сердечно-сосудистой системе. Сердце в это время растет очень интенсивно, его объем ежегодно увеличивается приблизительно на четверть.

Сосуды растут, но отстают от темпа роста сердца. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление. Иногда наблюдается так называемая юношеская гипертония, она носит временный, преходящий характер, однако требует особой осторожности при дозировании физической нагрузки.

Меняется состояние нервной системы подростка. Во всем этом процессе главенствующая решающая роль остается за мозгом.

Гипоталамус управляет не только эндокринной системой, ему подведомственна вегетативная нервная система, он следит за температурой тела, с его деятельностью связано ощущение голода, жажды. Клетки гипоталамуса очень чутки к малейшим изменениям содержания в крови определенных веществ.

Почему гипоталамус так чуток к изменениям содержания различных веществ в крови?

Дело в высокой проницаемости его сосудов. Это важное достоинство имеет оборотную сторону: гипоталамус уязвим по отношению к различным веществам, вирусам.

Нарушения в его работе могут возникать при самых различных воздействиях: в случаях инфекций, отравлений, при травмах и психическом перенапряжении. Даже тогда, когда прямых нарушений в работе гипоталамуса нет, некоторые отклонения все же могут иметь место, поскольку нагрузка на него в период полового созревания очень велика.

Вот одно из наиболее приметных нарушений – так называемый пубертатно-юношеский диспитуитаризм. Выраженный в разной степени, он встречается едва ли не у каждого пятого подростка. Характерные признаки: стремительные темпы роста, избыточное развитие жировой ткани, появление на коже живота и бедер, так называемых, стрей-полос растяжения.

Подростки жалуются на то, что быстро утомляются, на почти постоянные головные боли, в отдельных случаях у них повышенный аппетит, они испытывают жажду. Любые заболевания и воспалительные процессы затягиваются. Однако в большинстве случаев дело обходится без специального лечения, требуется лишь упорядочить режим, уменьшить нагрузку, установить диету.

Особую роль в становлении физиологии подростка играют периферические железы.

Щитовидная железа. Когда начинается период созревания, она резко усиливает свою деятельность. Признаки: усиленный блеск глаз, учащенное сердцебиение, повышенная общая возбудимость.

Половые железы. От развития их, от их внутрисекреторной деятельности зависит наступление половой зрелости. Под влиянием андрогенов (мужских половых гормонов) появляются у подростка характерные признаки: начинают расти волосы на лице и теле, ломается голос, ночные непроизвольные извержения семенной жидкости.

Девушки с появлением менструаций, как правило, не раньше 11-12 лет и не позднее 17-18 меняются внешне: округляются контуры тела, усиливаются отложения в подкожной клетчатке, увеличиваются и развиваются грудные железы, раздаются в ширину кости таза, девочка округляется.

Известно, что в период полового созревания уровень обмена веществ потребления энергии возрастают.

Особое слово необходимо сказать о выработке у подростка правильной осанки.

Почему необходима правильная осанка?

Во-первых, все внутренние органы находятся в наиболее удобных условиях, во-вторых, движения подростка наиболее естественны, экономичны и результативны.

Неправильная осанка вредна здоровью. Например, сутулость, впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, организм получает недостаточно кислорода; отсюда повышенная утомляемость, раздражительность.

К сожалению, порой плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка. Некоторым мальчикам кажется, что широко расставленные ноги, общее напряжение тела – это признак силы и мужества. Другой недостаток – нарочито небрежная манера двигаться, общая расслабленность и как бы вялость. Это тоже способ «приобщения» к более взрослому возрасту, некая небрежность в восприятии окружающего мира.

Все вы любите своих детей, но, к сожалению, часто ваша любовь не находит выражения в нужных, добрых словах и выражениях. Зато вы с легкостью выплескиваете на них свое раздражение, плохое настроение, усталость. А потом удивляетесь грубости и черствости своих детей.

Вспомните, пожалуйста, ласковые и добрые слова, которые вы говорите своему ребенку, не забывайте их, общаясь с детьми. Им это просто необходимо.


  1. Психологические особенности детей подросткового возраста.

Пребывание ребенка в школе и связанные с этим процессы обучения общения, трудовой деятельности требуют от него преодоления разного рода сложных ситуаций, затруднений. Они вызваны, с одной стороны, необходимостью адаптироваться к условиям школьной жизни, с другой – потребностью сохранить свою индивидуальность, неповторимость.

Школьные проблемы ребенка возникают в условиях противоречия между должным, общепринятым и уникальным, неповторимым.

Формирование поведения подростков во многом зависит от социально-психологических факторов среды.

В подростковом возрасте приходит особенно интенсивное формирование мировоззренческих интересов, самосознания, самооценки, интеллектуальных интересов и других категорий, составляющих личность.

Наряду с этим так называемая норма характеризуется подвижностью и изменчивостью, она зависит от многих социальных и биологических факторов.

Такое качество социально-психологического состояния подростка – изменчивость настроения. От состояния настроения зависят степень общительности, возможности усвоения учебного материала, школьная дисциплина, мотивы решений и действий, интересы и многое другое.

Повышенная чувствительность к оценке другими своей внешности, физических качеств, знаний и умений.

Такая чувствительность резко возрастает, если оценка дается значимым для подростка человеком (любимым учителем, кем-либо из родных, чье мнение подросток выделяет, авторитетным для него сверстником).

Преувеличенная самоуверенность, иногда доходящая до грубости, часто являющаяся средством для самоутверждения.

Гиперболизированная критичность, оппозиционное отношение ко всему окружающему, ко всем окружающим, часто похожее на нахальство.

Такая критичность распространяется, прежде всего, на родных, близких, учителей, школу.

Тонкая чувствительность, мимозоподобность подростков уживается с черствостью, грубостью. Застенчивость выступает вместе с развязностью.

Заостренное внимание к своему физическому состоянию и внешнему виду. Склонность к образованию сверхценных и навязчивых идей.

Эмансипированные устремления подростка проявляются в подчеркнутой независимости, неприятии оценки, в самостоятельности, вступающей в противоречия с реальными отношениями.

Подросток вступает в непримиримую борьбу с авторитетами, особенно официальными, общепризнанными и в то же время занят поисками авторитетов, из которых очень быстро делает кумиров.

Подросткам свойственно романтическое фантазирование, с одной стороны, с другой – сухое рассуждение и мудрствование без учета реальной интуиции.

Простое перечисление только некоторых социально-психологических особенностей подростка свидетельствует о противоречивости его внутреннего мира, легкой ранимости, трудности выбора без помощи извне социальной позиции, дисгармонии в его нервно-психической сфере.

Нельзя не учитывать и такого фактора, как акселерация. Ускоренное физическое развитие и – наряду с этим – отстающее психическое. Чаще всего отстает формирование таких социальных категорий, как понятие о долге, ответственности, имеются пробелы в формировании морально-нравственных категорий.

Часто подросткам бывает свойственен психический инфантилизм (с детскостью интересов и поведения, эмоциональной и волевой незрелостью).

У некоторых подростков нет достаточной борьбы мотивов, поэтому их действия нередко носят безмотивный характер, удовлетворение потребностей происходит по сиюминутным стимулам.

Особого внимания заслуживает процесс формирования мировоззренческих взглядов у подростка. На него, как цунами, обрушивается противоречивая информация, идущая по бесчисленным каналам, и разобраться в ней подростку нелегко.

Отсутствие собственного жизненного ответа, постоянная готовность к оппозиции по отношению к взрослым, особенно при назидательном тоне с их стороны, легкость суждений и стремление к категорическим умозаключениям – все это ставит подростка в позицию недостаточной мировоззренческой защищенности перед негативной пропагандой.

Именно поэтому очень важна роль микросоциума среды, в которой находится подросток.

Такой средой, в первую очередь, являются семья и школа, в особенности семья.

В проблемных семьях, как правило, существуют неправильные формы семейного воспитания: безнадзорность (гипопротекция), воспитание в условиях извращенно повышенного внимания к подростку (гипериротекция), воспитание по типу кумира семьи, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, воспитание в условиях эмоционального отвержения и др.

Подросток зачастую попадает под влияние неблагоприятного микросоциального окружения. Эти ребята легко воспринимают взгляды, привычки, стереотипы поведения своего микросоциального окружения. Они вступают в противоречие с морально-нравтсвенными и правовыми категориями общества, становятся носителями социальной дезадаптации.

Роль асоциальных подростковых групп особенно вырастает в условиях, когда семья и школа утрачивают авторитет для подростка.

Ряд педагогов и психологов считает, что лучшая помощь подростку – это целенаправленно организуемое с четким представлением средств, форм и методов воспитательное воздействие.

Воспитание должно быть направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Необходимо создать такие условия, при которых воспитательный процесс охватил бы все стороны жизнедеятельности подростка и стал бы неотъемлемой частью всего бытия, социума, проник во все сферы общественных отношений.

Все мы хотим, чтобы наши дети были самыми лучшими. А каким же должен быть такой ребенок? Подумайте и создайте сами его психологический портрет. А какими же качествами должна обладать настоящая идеальная мама?

При проведении анкетирования среди детей выяснилось, что идеальная мама – добрая, ласковая, терпеливая, красивая, трудолюбивая, понимающая, веселая, любящая животных (к этому стоит прислушаться). Посмотрите, как много требований у детей к идеальной маме, но для каждого из них она самая лучшая.

Желаю вам, уважаемые мамы, чтобы вы слышали добрые, красивые, искренние слова от своих детей как можно чаще.



(Г.А.Леликова - С любовью к детям. Материалы к родительским собраниям)
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница