Сравнительная таблица: Жан Жак Руссо и Монтескье



Дата15.04.2018
Размер16.5 Kb.

Сравнительная таблица: Жан Жак Руссо и Монтескье.

Признак

Ж.Ж.Руссо

Монтескье

1.Свобода

Свобода – состояние человека с первого момента после рождения, которое затем пытаются у него отнять.

Право делать всё, что дозволено законом.

2. Форма политической власти

Был сторонником идеи прямого народного правления.

Был противником деспотизма и абсолютной монархии, сторонник свободы.

3.О частной собственности

С появлением частной собственности на землю и скот, считает Руссо, рождается первая форма социального нера венства: неравенство между богатыми и бедными, т.е. имущественное неравенство. Богатые должны были «под давлением необходимости» осознать невозможность спокойно пользоваться преимуще ствами частной собственности. Тогда кто-то из них приду мал предложить всем бедным и богатым объединиться, чтобы «оградить от угнетения слабых, сдержать честолю бивых и обеспечить каждому обладание тем, что ему при надлежит»

Частная собственность, по Монтескье, является следствием ''общественного договора'', т.е. ставится в зависимость от юридических норм. Частная собственность - высшее проявление цивилизации. Монтескье полагал, что при частной собственности всякий человек может достичь материального благополучия и истинной свободы, в последствии эта идея стала одним из основных постулатов либеральной идеологии.

4. Государство и общество

В противовес ложному, порочному и пагубному для человечества направлению развития общества и государства, показанному в «Рассуждении о происхождении неравенства», Руссо в трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» развивает новую концепцию создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями.


Государство – более поздний продукт исторического развития людей, ему предшествовали естественное состояние людей, семья, общество героических времен и, наконец, общество вражды людей друг с другом, т.е. гражданское общество.

5. Право

Закон – выражение общей воли. Виды законов: политические, гражданские, уголовные и «наиболее важные из всех» - нравы, обычаи и общественное мнение.

К общественному договору Руссо относил только политические законы.




Опираясь на представления о справедливости, полагал, что естественное право предшествует позитивному, которое есть результат человеческого разума и воплощение справедливости. Кроме того, позитивные законы - результат закономерного воздействия физических и моральных факторов на правотворческий процесс, т.е. закон (дух закона) зависит от климата страны, ее географического положения, формы правления, обычаев, числа людей и пр.


6. Религия

Прежде всего, он был против всяких отношений христианской церкви и политических организаций.

Кроме того, он утверждал, что христианство не достаточно ценит земную жизнь и слишком много времени уделяет небесным помыслам.



Также он считал, что христиане часто пребывают в замешательстве от того, кому стоит повиноваться: правителю или священнику.


Монтескье принимает религию лишь как средство государственного управления. Он, так же как и Вольтер, считает, что если бога нет, то его нужно выдумать, ибо вера в бога содействует установлению порядка, основанного на увековечении частной собственности.

7. Культура

Цивилизация (культура) не обогатила человека духовно, но лишь развратила и испортила его натуру.

 Рассматривал культуру как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница