Среда Microsoft Windows xp, текстовый редактор Microsoft Word, программа



Скачать 143.91 Kb.
Дата01.05.2016
Размер143.91 Kb.
ТипПрограмма
Роль гормонов в обменных процессах

Автор: Мочалова Л.С.

Класс: 8

Тип урока: систематизация и обобщение знаний о роли желез внутренней секреции.

Методы : проблемный, исследовательский.

Продолжительность урока: 45 мин

Цель урока: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся с помощью ИКТ.

Задачи:

  • сформировать у учащихся знания о гуморальной регуляции деятельности органов и регуляции организма с помощью нервной и эндокринной системы, образно сравнивая этот механизм с работой «оркестра», его «дирижера» и многочисленных «солистов»;

  • сформировать знания учащихся о нарушении нейрогуморальной регуляции функций организма.

Методическое обеспечение :

  1. Учебник «Биология. Человек». 8 класс . Сонин Н.И. , М. Дрофа, 20

  2. Слайдовая презентация «Железы внутренней секреции»- словарь.

  3. Индивидуальные рабочие листы для выполнения мини-исследования.

  4. Приложение «Эндокринные заболевания»

  5. Словарь терминов «Железы внутренней секреции»

Авторский медиапродукт :

  1. Среда Microsoft Windows XP, текстовый редактор Microsoft Word, программа для создания презентаций Microsoft Power Point, графический редактор Microsoft Office Picture Manager, Microsoft Office Excel.

  2. Презентация из 53 слайдов

Оборудование:

  • доска;

  • компьютеры;

  • проектор;

  • таблица «Железы внутренней секреции».

Слайды словаря:

  1. Титульный лист

  2. Железы внутренней секреции (рис.)

  3. Гипофиз (рис.)

  4. Отделы гипофиза (рис.)

  5. Нервно – гуморальная связь гипофиза с другими железами (рис.)

  6. Болезни, связанные с деятельностью гипофиза (текст)

  7. Гигантизм (рис.)

  8. Акромегалия (рис.)

  9. Гипофизарные карлики (рис.)

  10. Щитовидная железа (рис.)

  11. Заболевание диффузный (токсический) зоб (рис.)

  12. Заболевание микседема (рис.)

  13. Заболевание кретинизм (рис.)

  14. Паращитовидные железы (рис.)

  15. Вилочковая железа (рис.)

  16. Поджелудочная железа (рис.)

  17. Клетки поджелудочной железы (рис.)

  18. Надпочечники (рис.)

  19. Половые железы (рис.)

  20. Половые железы (текст)

  21. Гипофиз (определение)

  22. Аденогипофиз (определение)

  23. Нейрогипофиз (определение)

  24. Адренокортикотропный гормон (определение)

  25. Лютеинизирующий гормон (определение)

  26. Пролактин (определение)

  27. Соматотропин (определение)

  28. Фолликулостимулирующий гормон (определение)

  29. Тиреотропин (определение)

  30. Гигантизм (определение)

  31. Акромегалия (определение)

  32. Гипофизарные карлики (определение)

  33. Щитовидная железа (определение)

  34. Базедовая болезнь (определение)

  35. Микседема (определение)

  36. Кретинизм (определение)

  37. Паращитовидная (околощитовидная ) железа (определение)

  38. Вилочковая (зобная , тимус) железа (определение)

  39. Поджелудочная железа (определение)

  40. Инсулин (определение)

  41. Сахарный диабет (определение)

  42. Корковое вещество надпочечников (определение)

  43. Минералкортикоиды (определение)

  44. Глюкокортикоиды (определение)

  45. Мозговое вещество надпочечников (определение)

  46. Адреналин

  47. Норадреналин

  48. Половые железы (определение)

  49. Андрогены (определение)

  50. Эстрогены (определение)

  51. Экзофтальм (определение)

  52. Заключение

  53. Список литературы

-3-

Взаимосвязь слайдов:

-4-


Карта урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

Методы

I. Актуали-

зация знаний



10 мин

Организует повторение

(слайды 2-20)



Комментируют слайды, отвечают на вопросы

Фронталь

ная


Продуктив

ные


II. Применение

знаний и способов действий



30 мин

Организует работу учащихся по выполнению мини-исследования

Выполняют мини- исследование, работая со словарем, учебником, презентацией

Индиви

дуальная


Продуктив

ные


III. Подведение итогов на рефлексивной основе

5 мин

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

По листу успешности ответить на вопрос:

Что удалось?

В чем затруднения?


Индиви

дуальная


Продуктив

ные


Ход урока:

    1. Актуализация знаний

1.Вопросы учителя классу:

  1. Какую форму регуляции деятельности организма называют гуморальной?

( Это древняя форма регуляции через химические вещества, попадающие в кровь и разносимые ею к различным органам).

  1. Что такое гормоны ?

(Гормоны – это вещества, выделяемые железами внутренней секреции и обладающие высокой биологической активностью). Например, 1 г адреналина усиливает работу 100 млн. изолированных сердец лягушек. Гормоны медленно распространяются по организму и быстро разрушаются).

  1. Систематизируйте железы по способу регуляции работы органов:

Железы Примеры желез :

1 Внутренней секреции А. Поджелудочная железа

2.Внешней секреции Б. Слезные железы

3.Смешанной секреции В. Щитовидная железа

Г. Гипофиз

Д.Половые железы

Е. Надпочечники

Ж. Желудочные железы

З. Молочные железы

И. Паращитовидные железы

( Ответ: 1- В,Г,Е,И 2- Б,Ж,З 3 – А,Д)

-5-


2.Работа с компьютерной презентацией. Демонстрация слайдов 2-20 с элементами беседы.

II. Применение знаний и способов действий

Выполнение мини-исследований по индивидуальным рабочим листам.

Для работы используйте: словарь терминов, слайдовую презентацию с гиперссылками и приложение «Эндокринные заболевания»
Индивидуальный рабочий лист №1

1.


Название заболевания

Признаки заболевания

Название железы внутренней секреции

Аддисонова или бронзовая болезнь

?

?

?

У взрослых избыточное поступление гормона роста ведёт у увеличению носа, губ, подбородка, языка и ушей. Начинают увеличиваться кисти и стопы

?

?

?

Гиперфункция щитовидной железы

2.Биологическая задача.

Почему больных сахарным диабетом должны пропускать без очереди в буфет на вокзале, в аэропорту?


Индивидуальный рабочий лист №2

1.


Название заболевания

Признаки заболевания

Название железы внутренней секреции

Акромегалия

?

?

?

Заболевание характеризуется увеличением железы, появлением сердцебиений, пучеглазия и многих болезненных нарушений. Больные жалуются на общую слабость, быструю утомляемость, раздражительность, плаксивость, потливость, нарушение сна, дрожание рук. Значительно увеличивается обмен веществ, больные начинают худеть

?

?

?

Избыточное поступление гормона гипофиза (соматотропина)

2.Почему в высокогорных районах, где не хватает йода, у людей образуется на шее вздутие (зоб)?

-6-
Индивидуальный рабочий лист №3

1.

Название заболевания

Признаки заболевания

Название железы внутренней секреции

Сахарный диабет

?

?

?

Избыточное поступление гормона у детей и подростков вызывает ускоренный рост, иногда в такой степени, что приходится говорить о гигантизме. Гигантизм проявляется чаще всего в юношеском возрасте. При заболевании задерживается половое развитие, появляются головные боли, слабость, быстрая утомляемость.



?

?

?

Гипофункция щитовидной железы у детей

2. При стрессах у людей в кровь выделяется гормон адреналин. Известно, что он действует на углеводы, подобно глюкагону. Почему во избежание развития сахарного диабета рекомендуется снимать стресс физическими упражнениями (работой)?
Индивидуальный рабочий лист №4

1.


Название заболевания

Признаки заболевания

Название железы внутренней секреции

Микседема

?

?

?

Больные при этом имеют рост от нескольких десятков см до 1м.( египетская карлица Агибе имела рост 38см). Заболевание почти всегда характеризуется пропорциональностью размеров тела; но появляется выражение лица взрослого человека, иногда даже старческое

?

?

?

Поджелудочная железа. Нехватка гормона инсулина.

2. Для чего в соль добавляют йод?

-7-


Индивидуальный рабочий лист №5

1.


Название заболевания

Признаки заболевания

Название железы внутренней секреции

Кретинизм

?

?

?

До начала приёма пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции картин. Ей очень понравился «Портрет свояченицы», красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой её красоты. Доктор смотрит на портрет и говорит, что у неё была …болезнь. И если бы ее вылечили, она была бы еще красивее.


?

?

?

Избыточное выделение гормона соматропина гипофизом..

2. Почему при осмотре детей врачи обращают внимание на состояние щитовидной железы?

Для быстрой проверки у учителя готовы ответы на индивидуальные рабочие листы.



III. Подведение итогов на рефлексивной основе

1.Учащиеся заполняют лист успешности (а учитель просматривает ответы учащихся)

Лист успешности.

Фамилия, имя …………………………………

№ n/n

Действие

Отношение:

-справляюсь –затрудняюсь -понравилось



Самооценка действия

1

Владею терминами







2

Сравниваю ,определяю







3

Работаю с презентацией







4

Решаю биологическую задачу







-8-

2. Совместно с учителем учащиеся определяют границы знания – незнания.



Учащиеся знают и умеют

Учащиеся не знают, не умеют







3. На основании анализа знания-незнания учитель задает домашние задания (индивидуальные или фронтальные), оценивает деятельность учащихся на уроке.

Список литературы:

  1. Ермолаев М.В. Биологическая химия. М.,Медицина, 1974.

  2. Заостровцева Н.А. Конспекты по биологии. С-Петербург, Питер, 1998.

  3. Сонин Н.И, Сапин М.Р. Биология. Человек. 8класс. М,Дрофа, 2009.

  4. Энциклопедический словарь. Естествознание. М, Большая Российская энциклопедия, 2003.

  5. http://images.yandex.- сайт, с которого взяты рис и фото для презентации.


Приложение «Эндокринные заболевания».

Эндокринные заболевания – это заболевания, связанные с нарушением работы желез внутренней секреции (эндокринных желез)

1. Акромегалия

При повышении функции передней доли гипофиза, влияющей на рост организма, развивается заболевание акромегалия. Причиной повышения функции этой доли гипофиза чаще всего является развитие в области железы опухоли. У взрослых избыточное поступление гормона роста ведёт у увеличению носа, губ, подбородка, языка и ушей. Начинают увеличиваться кисти и стопы.


2. Диффузный токсический зоб, или базедова болезнь.

В 1840 году врач Базедов впервые описал болезнь, связанную с избыточной функциональной активностью щитовидной железы. Её стали называть базедовой болезнью. Она связана с длительным поступлением избытка йодированных гормонов.


Заболевание характеризуется увеличением железы, появлением сердцебиений, пучеглазия и многих болезненных нарушений. Больные жалуются на общую слабость, быструю утомляемость, раздражительность, плаксивость, потливость, нарушение сна, дрожание рук. Значительно увеличивается обмен веществ, больные начинают худеть.
Не исключено, что причинами этой болезни являются психические травмы, воспалительные процессы (грипп, ангина, тонзиллит, ревматизм, туберкулёз).
При большом зобе лекарства, обладающие способностью подавлять функцию щитовидной железы, не дают желаемого эффекта. Тогда больному делают операцию: удаляют слишком

-9-


активную часть железы.
3. Бронзовая или Аддисонова болезнь .

из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи» из «Записок охотника».


«Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мной лежало человеческое существо, но что это было такое?
Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. У подбородка на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное…».
В этом произведении И.С. Тургенева очень ярко описаны симптомы бронзовой болезни.
Бронзовая болезнь (или Аддисонова болезнь) обусловлена двусторонним поражением коры надпочечников, ведущим к уменьшению или прекращению продукции их гормонов. Гормоны надпочечников играют важную роль в регуляции сердечно-сосудистой системы, солевого, водного обмена и др. Причиной болезни являются туберкулёз надпочечников, кровоизлияния в надпочечники, гнойное их воспаление, опухоли.
Аддисонова болезнь наблюдается главным образом в возрасте 20-40 лет, развивается медленно.
Лечение болезни направлено на ликвидацию недостаточности функции коры надпочечников

  1. Гигантизм

Избыточное поступление гормона гипофиза (соматотропина) у детей и подростков вызывает ускоренный рост, иногда в такой степени, что приходится говорить о гигантизме. Гигантизм проявляется чаще всего в юношеском возрасте. При заболевании задерживается половое развитие, появляются головные боли, слабость, быстрая утомляемость. При гиперфункции гипофиза рост людей, как правило, превышает 2м.


  1. Карликовость

Гипофункция гипофиза приводит к задержке роста и возникновению гипофизарной карликовости. Больные при этом имеют рост от нескольких десятков см до 1м.( египетская карлица Агибе имела рост 38см). Заболевание почти всегда характеризуется пропорциональностью размеров тела; но появляется выражение лица взрослого человека, иногда даже старческое.
В настоящее время карликовым принято считать для мужчин рост менее 130см, а для женщин - менее 121 см. Учёные научились получать в химических лабораториях большинство гормонов гипофиза. При недостатке больной может получить их в виде таблеток или укола.

  1. Кретинизам

При снижении функции щитовидной железы в детском возрасте развивается заболевание кретинизм. Больным свойственны заторможенность, медлительность, ослабление памяти, умственных способностей. Как правило, они жалуются на общую слабость, головную боль, отёчность, сухость кожи, отсутствие аппетита, сонливость. Гормон крайне необходим при росте ребёнка и, особенно при развитии его центральной нервной системы. Ранние признаки заболевания могут появиться у детей в первые месяцы жизни. Обычно после отмены грудного вскармливания (с молоком матери в организм ребёнка поступает материнский гормон щитовидной железы) признаки заболевания становятся заметнее. Дети обычно малоактивны, часами лежат в кроватке, не проявляя беспокойства при мокрой пелёнке, приближении срока приёма пищи и т.д.. у них резко снижена реакция нервной системы, отмечается замедление пульса. Если не начать лечение, то общее развитие ребёнка, физическое и особенно психическое - начинает резко отставать. Позднее наступают необратимые изменения в центральной нервной системе, и помочь ребёнку уже невозможно. Кроме того задерживается рост, нарушаются пропорции тела, задерживается половое развитие. У кретина резко увеличен язык, что затрудняет дыхание и глотание.

Приобретённая недостаточность гормона может быть связана с поражением ткани щитовидной железы воспалительным процессом или с полным удалением щитовидной железы при операции



  1. Микседема

. Недостаток гормонов щитовидной железы у взрослых ведёт к невозможности поддерживать нормальный высокий уровень обмена веществ и плотное тканевое состояние тканевых белков. Ткани становятся рыхлыми, развивается заболевание микседема (или слизистый отёк). Человек при этом становится вялым, теряет аппетит, температура тела падает; характерна рыхлость тканей, общая отёчность, дряблая мускулатура, припухшая кожа с плохо растущими волосами.

  1. Сахарный диабет

Историки медицины находят первые упоминания о диабете ещё в трудах врачей 1 века, дальнейшее его изучение показало, что один из главнейших симптомов диабета именно выделение больших количеств сахара с мочой, и обезвоживание организма. Ткани утрачивают способность усваивать сахар, начинают вместо этого расходовать жиры и белки, наступает потеря веса. При этом окисление жиров сопровождается образованием токсических продуктов, так называемых кетоновых тел, всем известен простейший представитель - ацетон.
При сахарном диабете поджелудочная железа не вырабатывает достаточного количества инсулина, который в норме регулирует уровень сахара в крови. Если в крови здорового человека норма содержания сахара 80-120 мг%, а в моче он полностью отсутствует, то у больного сахарным диабетом содержание сахара в крови может достигать 200-850 мг%. Организм стремится вывести избыточный сахар вместе с мочой. Больной выделяет в сутки от 2до 3л мочи. Это приводит к появлению у больного неудержимой жажды.
Слово «диабет» в переводе с греческого означает «прохожу», «протекаю». В названии болезни оно указывает, что сахар проходит через организм. Чрезмерное накопление продуктов обмена веществ, повышенная концентрация сахара в крови и в связи с этим вязкость крови вызывают резкое угнетение центральной нервной системы. Сахарный диабет - заболевание довольно распространённое. Заболевание может быть в любом возрасте. Однако чаще всего он выявляется у детей от 6 до 12 лет, т.е. в период наиболее быстрого роста. Обычно диабет обнаруживают у детей после различных острых инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, свинка). Психическая или даже физическая травма могут стать причиной заболевания. Нередко его развитию способствует переедание, в особенности богатой углеводами пищи (мучные продукты, сахар, сладости.
Главным в лечении сахарного диабета является физиологическая диета и достаточное количество инсулина.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Учебно-методический комплекс психология здоровья направление 030300 Психология Квалификация выпускника бакалавр Калининград
2013 -> Модуль «фармацевт-токсиколог» учебно-методический комплекс
2013 -> Бен Голдакр обман в науке
2013 -> 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Значение патопсихологических исследований для общей психологии и психиатрии Патопсихология, наряду с соматопсихологией и нейропсихологией, является составной частью клинической психоло
2013 -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Научные руководители
2013 -> Влияние алкоголя на организм человека
2013 -> «Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория» (фгбу «Саратовская мвл») Общие положения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница