Степанова Татьяна Ивановна



Дата01.10.2017
Размер72 Kb.



МОУ Гляденская средняя общеобразовательная школа

9 класс




Степанова Татьяна Ивановна

Ярославцева Наталья Николаевна. 34 часа.

Золотая пропорция.

Математика как наука возникла из потребностей человеческой практики.

Цель курса – показать на обширном материале от античных времён до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры – науки и искусства; расширить представление о сферах применения математики; показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в архитектуре, в музыке, живописи и т.д.

Задачи курса:


  • знакомство учащихся с золотой пропорцией и связанных с нею соотношений.

  • Расширить представления учащихся о сферах применения математики не только в естественных науках, но и в искусстве.

  • Продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни с применением и использованием компьютерного моделирования.

  • Показать возможность применения полученных знаний в своей будущей профессии художника, архитектора, биолога, инженера, строителя.

Мы узнаем что такое золотая пропорция, с её помощью объясним секреты пятиконечной звезды, раскроем секреты и красоту природных форм, в частности объясним с точки зрения математики расположение листьев на веточке, расположение семечек в корзине подсолнуха;

С помощью золотой пропорции объясним красоту человеческого тела;

Раскроем тайны египетских пирамид;

Узнаем о проявлениях золотой пропорции в строительстве и архитектуре, живописи.
Выбор тем исследовательских работ, сообщений, докладов.


  • Золотое сечение в природе и технике.

  • Мир живой природы.

  • «Золотые спирали» в природе.

  • Золотое сечение и пропорции человеческого тела.

  • Алгебра музыки.

  • Ритмы сердца и мозга.

  • Музыка стихов.

  • Тайны египетских пирамид.

  • «Золотое сечение» в архитектуре.

  • Молекулярные тайны жизни и «золотое сечение»

Золотая пропорция вокруг нас




Пояснительная записка

Актуальность:

Раскрытие объективных законов гармонии формирует прочный фундамент мировоззренческого и профессионального отношения к творчеству и, следовательно, к жизни. В то же время изучение и постижение законов гармонии способно направить творческую деятельность человека не в русло формирования моды в искусстве, а в русло создания нового, созвучного объективным законам восприятия, которыми отображены законы гармонии в природе. В этом состоит одна из самых острых профессиональных и социальных задач обучения и воспитания нового поколения.

Задачи:


1.В ходе рассмотрения предложенных тем предполагается показать учащимся, как из чисто геометрического понятия Золотая Пропорция превращается в фундаментальное понятие, что она не только то, что можно видеть глазами, что Золотая Пропорция – вокруг нас, что, более того, она - в основе всего.

2. Для усвоения понятия золотого сечения необходимо не столько зрительное восприятие, сколько умение размышлять, анализировать и сопоставлять увиденное, т.к. золотое сечение пронизывает наш мир гораздо глубже, чем можно увидеть глазами.

Специфика курса:

Курс предполагает переход от краткого знакомства с математическим аппаратом Золотого сечения к рассмотрению проявления его вокруг нас, с целью усвоить к концу изучения, что если законы природы управляют явлениями, то Золотая пропорция управляет законами природы, и как мера гармонии – тождества противоположностей – лежит в основе метода аналогий (отыскание общих свойств в различных объектах, явлениях и распространение этой общности на другие свойства).

Показать, что Золотое сечение устанавливает внутренние связи между объектами и явлениями, которые внешне никак не связаны: распад нейтрона и отражение в зеркале, орнамент и структура алмаза, снежинка и цветок, винт и молекула ДНК, сверхпроводимость и лазер. Не случайно одно и то же уравнение годится для описания процесса радиоактивного распада, процесса разрядки заряженного конденсатора, изменения с высотой плотности воздуха в отсутствии ветра.

Методика преподавания курса предполагает уровневую дифференциацию, которая задает различную глубину освоения фиксированного содержания и достижение различных уровней планируемых результатов обучения. Содержание минимального уровня определяется выполнением заданий по шаблонам, общего – творческим выполнением заданий.

Продолжительность данного курса – 34 часа.

Программа применима для различных групп школьников, предполагает применение активных методов: решение исследовательских задач с помощью моделирования.

Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

О началах. Золотая пропорция. Общие сведения. Этимология слова «золотое» сечение (пропорция). Формула золотого сечения. Построение «золотых» отрезков .


2

Лекция-беседа.

Учитель математики.



2.

Золотая пропорция и связанные с нею соотношения. Золотой прямоугольник. Свойства золотого прямоугольника.

2

Лекция-беседа.

Учитель математики.



3.

Числа Фибоначчи и Золотое сечение

Задача о размножении кроликов.

Свойства чисел Фибоначчи.

Совокупность золотой пропорции и чисел Фибоначчи отражает единство двух начал: непрерывного и дискретного, подвижного и инертного.

«Творчество есть акт упорядочивания» (Ле Корбюзье)


4

Лекция-беседа.

Учитель математики.



4.

Возвышенный треугольник. Секреты пятиконечной звезды

2

лекция, объяснение, выполнение тре­нировочных упражнений

5.

Проявления Золотой пропорции. Выбор тем исследовательских работ, докладов, рефератов:

  • Золотое сечение в природе и технике.

  • Мир живой природы.

  • «Золотые спирали» в природе.

  • Золотое сечение и пропорции человеческого тела.

  • Алгебра музыки.

  • Ритмы сердца и мозга.

  • Музыка стихов.

  • Тайны египетских пирамид.

  • «Золотое сечение» в архитектуре.

2

Постановка задачи. Осознание формулировки задачи, целей исследования.

Знакомство с литературой по выбранной теме.

Учитель математики.


6.

Золотая пропорция в природе

2

Лекция, объяснение, выполнение тре­нировочных упражнений. Доклады.

7.

Золотая пропорция в животном и растительном ми­ре. Золотое сечение и золотая спираль в живой природе.


2

Лекция, объяснение, выполнение тре­нировочных упражнений. Рефераты.

8.

Золотая пропорция в искусстве.

2

Лекция, объяснение, выполнение тре­нировочных упражнений

9.

Золотая пропорция в живописи, в скульптуре.

2

лекция, объяснение, выполнение тре­нировочных упражнений

10.

Построение модели (плана) исследования проявлений пропорций Золотого сечения и чисел Фибоначчи в выбранной теме.

2

Рассказ учителя информатики. Работа в группах. Консультация учителя математики.

11.

EXCEL – табличная среда для компьютерного моделирования

2

Лекция учителя информатики. Разбор практической задачи на исследование проявлений Золотого сечения. Практическая работа.

12.

Corel Draw – графическая среда моделирования.

2

Лекция учителя информатики. Построение простейшего орнамента, подчиняющегося свойствам Золотого сечения. Практическая работа.

13.

Выбор среды моделирования поставленной задачи. Компьютерная модель исследования выбранной задачи.

3

Практическая работа

Статистическая обработка данных. Консультация учителя информатики.



14.

Тестирование компьютерной модели исследования заданной темы. Анализ полученных результатов.



3

Просмотр и анализ результатов. Тестирование. Консультации

Учителя математики и

Учителя информатики


15.

Конференция «Ее величество – божественная пропорция»


2

Выступления ребят. Подведение итогов.

Учитель математики.

Учитель информатики



Содержание программы

1. О началах. Золотая пропорция. Общие сведения. Этимология слова «золотое» сечение (пропорция). Формула золотого сечения. Построение «золотых» отрезков .

«Числа не управляют миром, но они показывают, как управляется мир» (Гете).

2. Золотая пропорция и связанные с нею соотношения. Золотой прямоугольник. Свойства золотого прямоугольника.

Прямоугольный треугольник как математическая модель жизненных ситуаций.

Различные способы построения Золотого сечения.

Золотая пропорция – «формула красоты», основной критерий гармонии природы.

3.Числа Фибоначчи и Золотое сечение

Задача о размножении кроликов.

Свойства чисел Фибоначчи.

Совокупность золотой пропорции и чисел Фибоначчи отражает единство двух начал: непрерывного и дискретного, подвижного и инертного.

«Творчество есть акт упорядочивания» (Ле Корбюзье)

4.Проявления Золотой пропорции. Выбор тем исследовательских задач


  • Золотое сечение и пропорции человеческого тела

  • Музыка стихов

  • Мир живой природы

  • Золотое сечение в природе и технике

  • Молекулярные тайны жизни

  • Музыка небесных сфер

  • Ритмы сердца и мозга

  • Семь возрастов человека

  • Алгебра музыки

  • Архитектурная агрессия

  • Эмблемы золотой пропорции

Постановка задачи. Осознание формулировки задачи, целей исследования.

5. Построение модели (плана) исследования проявлений пропорций Золотого сечения и чисел Фибоначчи в выбранной теме.

Основные этапы моделирования.

1. Постановка задачи, цель моделирования, исходные данные,

2. Разработка информационной модели.

3. Построение компьютерной модели.

4. Тестирование модели.

5. Компьютерный эксперимент. Анализ, если модель не соответствует, корректировка модели.

6. EXCEL – табличная среда для компьютерного моделирования.

Что такое электронная таблица. Принципы работы. Какие модели можно построить и исследовать с помощью электронных таблиц. Правила заполнения таблицы. Обработка массивов данных.



  1. Corel Draw – графическая среда моделирования.

Разнообразие графических моделей. Знакомство с графической средой Corel Draw. Принципы работы. Создание простых геометрических фигур. Построение простейшего орнамента, подчиняющегося свойствам ЗС. Практическая работа.

8. Выбор среды моделирования поставленной задачи. Компьютерная модель исследования выбранной задачи.



  • Построение компьютерной модели исследования проявлений пропорций ЗС в заданных задачах в среде EXCEL

  • Компьютерное моделирование орнаментов, эмблем в Corel Draw, построенных по закону ЗС и не подчиняющихся ему.

Практическая работа. Обработка статистических данных.

9. Тестирование компьютерной модели исследования заданной темы. Анализ полученных результатов.



  • Анализ результатов, корректировка табличной модели.

  • Тестирование группы людей о восприятии разных орнаментов, эмблем. Статистическая обработка материалов анкеты.

  • Подготовка к выступлению на конференции.

10. Конференция «Ее величество – божественная пропорция»

Выступления ребят. Подведение итогов. Практические рекомендации по использованию свойств Золотой пропорции в жизни каждого человека.



Литература.


1. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. - М.: Стройиздат, 1990.

2. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. - М.: «Молодая гвардия», 1990.

3. Виленкин З.Н. Функции в природе и технике. М.: Просвещение, 1978.

4. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. - Москва, 1936.

5. Соколов А. Тайны золотого сечения. //Техника –молодежи. - №5. – 1978.

6. Воробьев Н.Н. Числа Фибоначчи. - М.: «Наука», 1984.

7. Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир. - М.: Просвещение, 1982.

8. П. Эткинс. Порядок и беспорядок в природе. - М.: Мир, 1987.


Практические занятия.



  1. Деление отрезка в среднем и крайнем отношении.

  2. Построение золотого прямоугольника и рассмотрение его свойств.

  3. Решение задач на «золотую пропорцию».

  4. Практикум по проблеме «Пропорции в разных архитектурных стилях»

  5. Построение простейшего орнамента, подчиняющегося свойствам ЗС.

  6. Компьютерное моделирование орнаментов, эмблем в Corel Draw, построенных по закону ЗС и не подчиняющихся ему.

  7. Тестирование компьютерной модели исследования заданной темы. Анализ полученных результатов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница