Строение и функции головного мозга



Скачать 154.77 Kb.
Дата15.09.2017
Размер154.77 Kb.
ТипУрок


Открытый урок на тему

«строение и функции головного мозга»


Учитель: Сабырова Г.Р.

Класс: 8 В

Класс: 8 В Дата: 22.10.2016

Тема: Строение и функции головного мозга.

Цель урока:



  1. образовательная: изучить строение отделов головного мозга и их функции, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов.

  2. развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.

  3. воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке; профилактика травматизма, правовое воспитание.

Тип урока: комбинированный, с использованием различных методов.

Оборудование: интерактивная доска.

Организационный момент ( 1 минута)

Приветствие класса.

Готовность к уроку, настроение.

Актуализация знаний учащихся

Повторение домашнего задания

Ответы на вопросы:


  • Функции нервной системы?

  • Что такое синапс?

  • Диаметр и длина спинного мозга?

  • Строение спинного мозга?

  • Функции спинного мозга?

  • Что такое смешанные нервы?

  • Что такое рефлекс? Сколько видов рефлекса вы знаете?

Дополните предложения:

  • Основу нервной ткани образуют нервные клетки – нейроны

  • Нервная система делится на – центральную и периферическую

  • Центральная нервная система делится на – спинной мозг и головной мозг

  • Ответная реакция организма на внутренние и внешние раздражители – рефлекс

  • Путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлексов – рефлекторная дуга

А теперь поиграем в игру «Светофор». Я высказываю какое-то положение, вы – если согласны, поднимаете зелёный круг, если нет – красный, не знаете – жёлтый.

1. Спинной и головной мозг не относятся к ЦНС.

2. Мозжечок выполняет функцию координации движения.

3. Серое вещество – это аксоны нейронов.

4. Центры регуляции глотания расположены в продолговатом мозге.

5. Для коры больших полушарий характерно появление борозд и извилин.



Изучение нового материала

Игровой момент – «Черный ящик».

Учитель: Добрый день! Начинаем урок биологии. Перед Вами «Черный ящик». Я прошу угадать, что в нем по моему описанию: модель, символизирующая часть тела человека, т.е. орган, имеющий овальную форму, мал по размерам, но сложен по строению. Кроме того, имея малые размеры, требует много внимания со стороны энергетических станций. Что же это может быть?

Ученики: Это мозг!

Учитель: А точнее?

Ученики: Головной мозг человека.

Учитель демонстрирует рисунок головного мозга человека.

Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока «Головной мозг»

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учитель: - Что вам известно о головном мозге?

- Что хотели бы узнать?

Ученики сами определяют в процессе беседы цель урока, которую учитель записывает на доске.

Учитель: Местоположение, размеры головного мозга: головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение.

А теперь ребята перед вами лежат тексты и книжки. Каждая команда читает свой отдел мозга и готовит постеры. На плакате рисуете свой отдел головного мозга и демонстрируете нам, т.е. объясняете свой отдел. На подготовку постера я вам даю 8 минут и 1 минута на защиту постера. Начинайте.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

Продолговатый мозг не только “большая дорога”, но и “главный коммутатор телефонных связей” между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые — к левому. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток — ядер.

Еще в XIX в. в продолговатом мозге был открыт так называемый узел жизни. Укол в области этого узла у кролика вызывал остановку дыхания и смерть.

Подобные опыты провели и на лягушке. У нее после подобного укола прекращались движения, но через некоторое время она начинала дышать, отвечать на раздражения лапок, а потом переворачивалась со спины на живот. Как же объяснить различную реакцию животных на укол в продолговатый мозг? Новые опыты помогли ответить на этот вопрос. После укола в продолговатый мозг кролику сделали искусственное дыхание, и он ожил.

В продолговатом мозге нет никакого особого узла жизни. Укол просто вызывает глубокий шок, тяжелую нервную реакцию, расстройство многих функций организма. В том месте, где делали укол, вообще нет нервных клеток, а проходят нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич животного.

В продолговатом мозге множество нервных центров. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.



Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями.

Средний мозг – участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы.

Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.

Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех



Учитель: Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились.

ВЫВОДЫ. ИТОГИ УРОКА.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать текст учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить в тетради таблицу «Строение и функции отделов головного мозга».
Каталог: uploads -> doc
doc -> История урологии среднего урала
doc -> Общероссийское движение «трезвая россия» международная славянская академия союз борьбы за народную трезвость
doc -> Наркотики и здоровье
doc -> Проектная работа по физике «Магнитные бури: мифы и реальность»
doc -> Наука об отрезвлении общества
doc -> Тесты по теме «Класс Птицы»
doc -> Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница