Структура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины



страница1/9
Дата23.04.2016
Размер0.85 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Структура и содержание рабочей программы электива

  1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель:

Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений и навыков самостоятельного анализа нового материала, т. е. выработка научного мышления.



Цель – закрепление теоретических знаний по общей и клинической иммунологии, умение интерпретировать результаты лабораторных иммунологических исследований, расширение современных представлений о механизмах иммунопатологии.

Задачи: Основными задачами элективного курса основы иммунопатологии являются:

    • Закрепить знания механизмов иммунного реагирования и приобрести навыки интерпретации диагностических лабораторных тестов.

    • Проводить поиск современных данных по механизмам развития иммунопатологического процесса и современным методам диагностики в клинической иммунологии

    • Изучить:

    • механизмы наиболее часто встречаемых иммунопатологических заболеваний;

    • основные клинические синдромы при наиболее частых иммунных заболеваниях

    • дифференциальную диагностику на основе решения ситуационных задач ;

    • основные методы диагностики иммунных заболеваний.

Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060112 медицинская биохимия профессиональные дисциплины - иммунология, клиническая иммунология, лабораторная иммунология.

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: общая и клиническая иммунология.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать


  • Механизмы иммунного ответа: клеточный и гуморальный

  • Взаимодействие клеток в иммунном ответе

  • Механизмы иммунопатологических реакций

  • Основные методы лабораторной диагностики, применяемые в иммунологии

  • Механизмы развития аллергических реукций

  • Методы аллергодиагностики

  • Нормативы иммунного статуса

  • Основы лабораторного диагноза при иммунопатологии

уметь:

  • Проводить забор биологического материала для иммунологического исследования

  • Проводить анализ иммунограмм

  • Готовить мазки крови для определения лейкоцитарной формулы

  • Проводить окраску мазков крови по Романовскому -Гимзе

  • Проводить микроскопию мазков в иммерсионной системе микроскопа

  • Анализировать результаты лабораторных иммунологических тестов 1 и 2 уровней

  • Проводить постановку ИФА для определения цитокинов

  • Проводить оценку полученных результатов

владеть :

  • Иммерсионной микроскопией

  • Техникой постановки ИФА

  • Методами иммунологического анализа

  • Техникой приготовления мазков крови

  • Техникой постановки серологических иммунных реакций

  • Навыками оценки полученных результатов иммунологического анализа

  • базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет

3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.



Виды учебной работы

Трудоемкость

(час.)

Семестр

Аудиторные занятия:




11

лекции

-




практические занятия

55




Самостоятельная работа

35

11

Зачет




11

Общая трудоемкость

90





4. Семестры и вид отчетности по дисциплине


Семестр

Вид отчетности

(контрольная работа, зачет, экзамен)

XI

зачет


5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины





п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Структура и организация иммунологической лаборатории

Тема 1.

1.Организация иммунологической лаборатории.

2.Техника безопасности в иммунологической лаборатории.

3. Номенклатура иммунологических исследований.

4.Оборудование и расходные материалы, используемые в иммунологической лаборатории.


2

Контроль качества при проведении иммунологических исследований

Тема 2.

1.Внутрилабораторный контроль качества в иммунологической лаборатории.

2.Нормативные документы при осуществлении контроля качества.

3.Ошибки при проведении ИФА.

4.Внешний контроль качества иммунологических исследований.


3

Иммунологические тесты 1 и 2 уровней

Тема 3.

1.Иммунологические тесты 1 уровня: определение количества лимфоцитов, Т- и В-лимфоцитов, иммуноглобулинов G,А,Е.

2.Иммунологические тесты 2 уровня:

- Тесты на активацию лимфоцитов.

- Тесты на пролиферацию лимфоцитов.

- Определение цитотоксической активности Т-лимфоцитов.

- Определение антителообразования


4

Иммунные нарушения при патологии почек

Тема 4.

1.Этиология иммунных поражений почек, факторы способствующие развитию.

2.Механизмы иммунного повреждения.

3.Клиника гломерулонефритов и нефритов.

4.Алгоритм проводимых лабораторных тестов.

5.Принципы лечения иммунных поражений почек.




5

Иммунные нарушения при патологии кожи

Тема 5.

1.Этиология псориаза, факторы способствующие развитию.

2.Механизмы иммунного повреждения.

3.Клиника псориаза.

4.Алгоритм проводимых лабораторных тестов.

5.Принципы лечения псориаза.

6. Аллергические заболевания кожи: атопический дерматит и контактный дерматит.

7. Механизмы иммунного повреждения.

8. Алгоритм лабораторной диагностики.

9. Принципы лечения аллергических заболеваний кожи.




6

Иммунные нарушения при эндокринных заболеваниях (сахарный диабет, болезнь Грейвса и т.п.)

Тема 6.

1.Этиология иммунных заболеваний эндокринной системы, факторы способствующие развитию.

2.Механизмы иммунного повреждения.

3.Клиника иммунных заболеваний эндокринной системы.

4.Алгоритм проводимых лабораторных тестов при иммунных заболеваниях эндокринной системы.

5.Принципы лечения иммунных заболеваний эндокринной системы.




7

Иммунные нарушения при патологии ЖКТ

Тема 7.

1.Этиология иммунных заболеваний ЖКТ, факторы способствующие развитию.

2.Механизмы иммунного повреждения.

3.Клиника пернициозной анемии, болезни Крона, целиакиии.

4.Алгоритм проводимых лабораторных тестов.

5.Принципы лечения иммунных заболеваний ЖКТ.




8

Иммунные нарушения при заболеваниях крови

Тема 8.

1.Этиология иммунных заболеваний крови, факторы способствующие развитию.

2.Механизмы иммунного повреждения.

3.Аутоиммунные гемолитические анемии.

4. Лекарственные аутоиммунные анемии.

5. Аутоиммнные тромбоцитопении

6. Аутоиммунные нейтропении.

7. Первичный антифосфолипидный синдром.

8.Алгоритм проводимых лабораторных тестов.

9.Принципы лечения аутоиммунных заболеваний крови.




9

Иммунные нарушения нервной системы

Тема 9.

1.Этиология РС, факторы способствующие развитию.

2.Механизмы иммунного повреждения.

3.Клиника РС.

4.Алгоритм проводимых лабораторных тестов.

5.Принципы лечения РС.




10

Иммунные нарушения при лимфопролиферативных заболеваниях

Тема 10

  1. Классификация лимфопролиферативных

заболеваний

  1. Механизмы иммунного

повреждения

  1. Лейкозы: миелоидный и лимфобластный

  2. Лимфома Ходжкина

  3. Неходжкинские лимфомы

  4. Парапротеинемии

  5. Миеломная болезнь

  6. Методы лаборатрной диагностики

9.Принципылечения лимфопролиферативных заболеваний

11

Современные методы иммунодиагностики (Проточный цитометр , генодиагностика)

Тема 11.

  1. Проточная цитофлюорометрия.

  2. Практическое использование проточной

цитофлюорометрии

  1. Методы иммунодиагностики

  2. Современные подходы по выявлению

генетических нарушений на этапах дифференцировки ИКК.

12

Аллергические заболевания,. Проблемы аллергодиагностики

Тема 12

1.Болезни I типа аллергии: бронхиальная астма, атопии, анафилаксия, крапивница .

2.Болезни цитотоксического механизма аллергии: гемолитические анемии, агранулоцитоз, тромбоцитопении.

3.Болезни иммунных комплексов: васкулиты.

4. Инфекционная аллергия, механизм.

4.Алгоритм проводимых лабораторных тестов.



5.Принципы лечения аллергических заболеваний.





Итого:

55 час

5.2. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Структура и организация иммунологической лаборатории

-Знакомство с нормативными документами


1

2

Контроль качества при проведении иммунологических исследований

-Решение ситуационных задач


1

3


Иммунологические тесты 1 и 2 уровней

-Решение ситуационных задач


2


Иммунные нарушения при патологии почек

-Решение ситуационных задач


4

Иммунные нарушения при патологии кожи

-Решение ситуационных задач


1

5

Иммунные нарушения при эндокринных заболеваниях (сахарный диабет, болезнь Грейвса и т.п.)

-Решение ситуационных задач


1

6

Иммунные нарушения при патологии ЖКТ

-Решение ситуационных задач


1

7

Иммунные нарушения при заболеваниях крови

-Решение ситуационных задач


2

8

Иммунные нарушения нервной системы

-Решение ситуационных задач


1

9

Иммунные нарушения при лимфопролиферативных заболеваниях

-Решение ситуационных задач


1

Итого (час.)

11

Итого (% от аудиторных занятий)



5.4 Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Контроль качества при проведении иммунологических исследований

Написание рефератов по темам:

1.Нормативные документы, определяющие

проведение контроля качества

лабораторных иммунологических исследований .



  1. Этапы проведения внутрилабораторного

контроля качества.

  1. Проведение ВЛК при проведении ИФА.

  2. Ошибки, выявляемые при ВЛК.

  3. Внешний контроль качества. ФСВОК.




Заслушивание докладов по теме

2

Иммунологические тесты 1 и 2 уровней

Написание рефератов по темам:

  • Методы определения Т- и В-лимфоцитов

  • Методы определения содержания Ig




Заслушивание докладов по теме

3

Иммунные нарушения при патологии почек

Написание рефератов по темам:

  • Гломерулонефрит

  • Мезенхимальный нефрит

  • Нефрит при СКВ






Заслушивание докладов по

4

Иммунные нарушения при патологии кожи

Написание рефератов по темам:

  • Атопический дерматит

  • Контактный дерматит

  • Псориаз

  • Витилиго

  • Аллопеция




Заслушивание докладов по теме

5

Иммунные нарушения при эндокринных заболеваниях (сахарный диабет, болезнь Грейвса и т.п.)

Написание рефератов по темам:

  • Сахарный диабет 1 типа

  • Болезнь Грейвса

  • Тиреоидит Хашимото

  • Микседема

  • Болезнь Аддисона




Заслушивание докладов по теме

6

Иммунные нарушения при патологии ЖКТ

Написание рефератов по темам:

  • Пернициозная анемия

  • Целиакия

  • Болезнь Крона

  • Пищевая аллергия




Заслушивание докладов по теме

7

Иммунные нарушения при заболеваниях крови

Написание рефератов по темам:

  • Аутоиммунные анемии

  • Аутоиммунные тромбоцитопении

  • Аутоиммунные нейтропении

  • Лекарственные аутоиммунные болезни крови

  • Антифосфолипидный синдром.




Заслушивание докладов по теме

8

Иммунные нарушения нервной системы

Написание рефератов по темам:

  • Рассеянный склероз

  • Миастения




Заслушивание докладов по теме

9

Иммунные нарушения при лимфопролиферативных заболеваниях

Написание рефератов по темам:

  • Лейкозы: миелоидный и лимфобластный

  • Лимфома Ходжкина

  • Неходжкинские лимфомы

  • Парапротеинемии

Миеломная болезнь


Заслушивание докладов по теме

10

Аллергические заболевания,. Проблемы аллергодиагностики

Написание рефератов по темам:

  • Бронхиальная астма

  • Лекарственная аллергия

  • Пищевая аллергия

  • Атопический ринит






Заслушивание докладов по теме

5.5. Формы контроля

. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (выполнение рефератов, решение ситуационных задач,)

Перечень тем контрольных работ, сборники тестов приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета

1. Этап – оценка за выполнение рефератов, решение задач,.

(название этапа)

2. Этап – зачет

(название этапа)

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

  1. Хаитов Р.М. Иммунология [Текст] : учеб. для студентов мед. вузов с компакт-диском/ Р.М. Хаитов. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2006. -311, [9] с.

  1. Земсков А.М. Клиническая иммунология [Текст] : учеб пособие для студентов мед. вузов/ А.М. Земсков, В.М. Земсков, А.В. Караулов; под ред. А.М. Земскова. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2005. -319 с.

6.2. Дополнительная литература


  1. Хаитов Р.М. Иммунология [Текст] : атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с.

  2. Койко Р. Иммунология [Текст] : учеб. пособие для врачей : пер. с англ. / Р. Койко, Д. Саншайн, Э. Бенджамини. - Москва : ИЦ Академия, 2008. - 365,[1] с.

  3. Клиническая иммунология для врачей [Текст] / В.П. Лесков, А.Н. Чередеев, Н.К. Горлина, В.Г. Новоженов. - Москва : Медицина, 2005. - 142, [1] с.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

    • Информационно-справочные материалы Министерства Здравоохранения РФ

    • Базы данных по электронным компонентам (медицинские поисковые системы – MedExplorer, MedHunt, PubMed)

    • Базы данных MEDLINE, Национальная электронная библиотека

    • ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

    • ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лабораторное оборудование, средства вычислительной техники и мультимедийного оборудования.

Лабораторное оборудование учебных практикумов и лабораторий: микроскопы, микропрепараты, биопрепараты, лабораторная посуда, реактивы, холодильники,.

Компьютеры и мультимедийные проекторы:



Наименование

Состав (материнская плата, процессор, оперативная память)

Назначение

Количество

1.

Ноутбук Samsung p28

[CH0DGH]C-V-1.4(330)256/40/ Combo/LAN/V/90/14/1»ТFT/WXPH C-2.4 GHz/256 Mb/3.5»1.44Mb/ 80Gb/CD-RW/LAN/A

Пед.процессауд.№ 2611

1

2.

Монитор Samsung




пед.процесс

1

3.

Принтер hp Laserjet 1000




пед.процесс

1


4.

Системныйблок vist

Intel Inside pentium

пед.процесс

1


5.

Mонитор NEC MultiSync FE770




Педагогический процесс

1

6.

Системныйблок ColorSit Intel Inside celeron

C-2/4 GHz/256 Mb/3/5 “1/44 Mb/80Gh/CD-RW/I AN/ATX

Педпроцесс

1

7.

Принтер Samsung




Педпроцесс

1

8.

Монитор Samsung Sunc Master 400 b




Научная работа

(ЦНИЛ)


1.

9.

Системный блок vist

Intel Inside pentium

Научная работа (ЦНИЛ)

1

10

Мультимедийный проектор




Пед.процесс ауд.№2611

1

Перечень программного обеспечения.

1.

Программно-аппаратный комплекс

Для проточной цитометрии

1

2.

Программно-аппаратный комплекс

Для ПЦР исследований

1

Автор (ы):

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав.каф.микробиологии, вирусологии и иммунологии

Бажукова Т.А.






















Рецензент (ы):

Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

























ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет

(г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному

развитию»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ_______________________________________

2014 г.


1. Место дисциплины в учебном плане, связь ее с другими дисциплинами, вопросы преемственности
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности теоретических занятий и практикума по общей иммунологическим исследованиям более четкой организации этих занятий преподавателем, создания целевых установок по каждой теме, систематизации материала по курсу, взаимосвязи тем курса, полного материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса.

Исследование в иммунологии, особенно исследование клеточного звена иммунитета - фундаментальная дисциплина, входящая в учебный план подготовки специалистов по лабораторной диагностике. Иммунология изучает взаимоотношения клеточных и гуморальных звеньев иммунитета в отношении генетически чужеродного воздействия на организм человека, а также способов коррекции нарушений в иммунной системы. Кроме специальных знаний, «исследования в иммунологии» формирует междисциплинарный подход к изучению клинической лабораторной диагностики, в котором выделяются цитологические исследования клеток крови и костного мозга, изучение теоретических и практических знаний проведения иммуноферментных исследований как иммунного статуса так и гормональных нарушений.


2. Современные подходы к проблематике дисциплины, специфика авторской концепции
Исследования в иммунологии строится таким образом, чтобы дать студентам представление об иммунологии и методах клинической иммунологии в диагностике иммунодефицитных состояний, являющейся комплексной и объединяющей знание основ нескольких классических естественных наук: биологии, химии, биотехнологии и т.д.

Прослушав лекционный курс и практические занятия, студенты получают представление о современном состоянии и путях развития методов клинической иммунологии. Раздел иммунологических исследований имеет практическое значение в становлении специалиста широкого профиля по специальностям «040200-педиатрия», «040100-лечебное дело», «040300-медико-профилактическое дело», «060112»-медицинская биохимия».

Настоящий курс базируется на знаниях, полученных при изучении в институте биологической химии, биологии, химии, иммунологии.

Иммунология прогрессивно развивающая наука и с каждым днём в ней появляются новые методы исследования позволяющие более точно и на ранней стадии диагностировать развитие патологических нарушений, а так же диагностировать заболевание.

Студент должен знать все способы сбора материала и различные методы подготовки материала к лабораторным исследованиям. Кровь для иммунологических исследований собирается с антикоагулянтом или без него и это зависит от поставленной задачи.

Выявления патогенных микроорганизмов можно проводить различными методами ИФА, иммунофлюоресценции или по титру антител к данному возбудителю. Выбор метода диагностики зависит от поставленной задачи.


3. Особенности реализуемых видов учебной работы

Каталог: student -> faculty -> faculty -> bio -> medbio -> student -> folder
folder -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
folder -> Цели и задачи дисциплин Цель изучения дисциплины
folder -> Цели и задачи производственной практики
folder -> 1. Цели и задачи изучения дисциплины
folder -> Учебно-методический комплекс по дисциплине
folder -> 1. Цель и задачи учебной практики
folder -> Структура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины
folder -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
folder -> Структура и содержание рабочей учебной программы дисциплины I. Цели и задачи изучения дисциплины
folder -> 1. Цели и задачи изучения дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница