Свами Вишнудевананда Гири путь растворения пяти элементов панча Бхута Лайя Чинтана Глава I тайна творения Вселенной. Единство внутреннего и внешнего Пять элементов и творение Вселенной



Скачать 115.52 Kb.
страница1/4
Дата27.04.2016
Размер115.52 Kb.
  1   2   3   4
Свами Вишнудевананда Гири

ПУТЬ
РАСТВОРЕНИЯ
ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ


Панча Бхута Лайя Чинтана


Глава I

Тайна творения Вселенной.
Единство внутреннего и внешнего


Пять элементов и творение Вселенной

Пять элементов – это пять фундаментальных энергий, проявляющихся в бытии.

Согласно учению тантры, материя Вселенной состоит из комбинаций пяти элементов.

«Вселенная произошла из таттвы; она проявляется посредством таттв, в таттвах она исчезает, с помощью таттв познается природа Вселенной».

«Шива Свародайя» (7)

Пять элементов находятся как вовне, образуя внешнюю Вселенную, так и внутри, образуя тело. Учение Лайя-йоги заключается в растворении пяти элементов, составляющих физическое тело, до уровня звука и света.

Пять элементов таковы:

~ земля, ее качество – твердость;

~ вода, ее качество – вязкость, текучесть (сила сцепления);

~ огонь, его качество – теплота и расширение;

~ воздух, его качество – движение;

~ пространство, его качество – распространение, образующее пространство.

В процессе творения Вселенной сначала из Единой Основы Чистого Сознания появляется акаша – пространство. Акаша содержит бесконечный потенциал однородной энергии в скрытом непроявленном состоянии. Затем частицы пространства порождают вибрацию, и создается движение, которое проявляет элемент воздуха. Частицы элемента ветра обладают способностью всепроникновения, и их движение пронизывает все. Тонкое движение генерирует энергию тепла, проявляя элемент огня. Элемент огня не так подвижен, как воздух, благодаря этому часть тепла рассеивается и концентрируется, охлаждаясь до уровня воды. На этой стадии нет полной свободы в передвижении элементов, поэтому активность элемента воды при определенных условиях замедляется и образует уплотнения и появление элемента земли, свойства которого твердость, плотность, инертность.

Все элементы имеют свою нишу во Вселенной. Этот процесс касается как в целом Вселенной, так и физического тела. Более того, с точки зрения высших тантр, процесс уплотнения и образования Вселенной есть субъективный процесс, присущий индивиду. Грубая Вселенная сансары и физическое тело образуются в момент неведения, когда утрачивается узнавание Фундаментальной Основы – Природы Ума. Все элементы не являются отдельными сущностями, они неотделимы от Чистой Основы Сознания.



Рождение пяти элементов

В начале творения физической Вселенной из Пустотной Основы Чистого Ума проявляются три качества. Их сущность – сияние, движение и инертность2.



«Тело Абсолюта есть все, созданное им, его энергия – это саттва (сияние), раджас (движение) и тамас (инертность). Из них рождается пространство, из пространства – воздух, из воздуха – огонь, из огня – вода, из воды – земля».

Шри Шанкарачарья, «Таттва Боддхи»

«Исконная Реальность как самовозникшая энергия качеств Вселенной проявляется как саттва, раджас и тамас. Из них рождаются элементы пространство, воздух, огонь, вода, земля».

Шри Шанкарачарья, «Таттва Боддхи»

Когда тексты описывают процесс творения Вселенной, ошибочно полагать, что речь идет о творении внешней Вселенной, будто бы возникшей миллиарды лет назад.

Макрокосм тождественен микрокосму. Внешняя видимая Вселенная не существует сама по себе, без субъекта, будучи подвешенной в вакууме. Она реальна лишь в конкретном кармическом видении конкретного субъекта, т.е. нас с вами. А кармическое видение создается конкретным состоянием сознания и энергии конкретного индивидуума.

Та видимая нами Вселенная, которую мы знаем, с ее галактиками и созвездиями, черными дырами, туманностями, пульсарами, наша галактика Млечный путь, Солнечная Система, планеты – есть результат совместного коллективного кармического видения, коллективная визуализация, удерживаемая человечеством благодаря сходству кармических данных в сознании. Поэтому с точки зрения Лайя-йоги, Вселенная – это большое физическое тело йогина.

Если во Вселенной происходят процессы, когда вспыхивают сверхновые и появляются белые карлики, пульсары и т.д., это указывает на изменение тонких энергий пяти светов в нашем сознании.

В тантре и в некоторых школах Китая есть мнение о том, что после оставления тела святым, Просветленным рождается новая звезда.

Если йогин сможет узнать в пяти светах пространства в недвойственности Чистую Пустотную Основу – Природу Ума, он начинает освобождаться. Когда йогин считает себя субъектом, а элементы чем-то внешним, думая, что они существуют сами по себе, как объекты, то неведение, сансара углубляется.

Вселенная в основе своей состоит из энергии пустотного света. Этот свет очень тонок и неотделим от сознания. Элементы в их сверхтонком состоянии представляют собой пять сияний света. Сияние света в данном случае выражает частоту вибрации элемента. Пять сияний возникают из нерожденного пустого пространства, вакуума, Исконной Энергии3, из которой возникает все, и в которой все растворяется.

Когда в пространстве первичной энергии появляются потоки коллективных отпечатков кармы – кармические ветры, в нем возникает колебание тонких частиц энергии. Эта энергия еще недифференцирована и пустотна, у нее нет качеств. Этот вид энергии неразделен с исконным Пространством Бытия, в нем нет двойственности и чувства «я».

В этом потоке пустотной энергии сознания, вследствие такого движения самопроизвольно вспыхивают пять видов вибраций. Они имеют светоносную, сияющую природу света. Эти пять видов света есть проявление тонкой энергии исконной светоносной Природы Ума. Это элементы в самом чистом и тонком состоянии. Света элементов невидимы обычному зрению, т.к. они проявляются в более тонком измерении, чем обычный свет. Видимый свет возникает из этих пяти светов.

Света элементов: пространство – белый, бесцветный свет, включающий в себя все цвета, воздух – зеленый (синий), огонь – красный, вода – синий (голубой), земля – желтый.

Эти пять светов являются тонкой радужной основой всех видимых внешних элементов, в том числе нашего тела.

Сгущаясь, огрубляясь, восприятие пяти светов становится более осязаемым, и они проявляются как внешние объекты по отношению к сознанию. На последнем этапе огрубления, пять светов воспринимаются как измерения (локи), а внутри измерений как грубые физические элементы природы – стихии, существующие вовне нашего тела и сознания.

Пять видов света материализуются и принимают в нашем теле форму пяти пран, образуют пять главных внутренних органов, по пять пальцев на каждой конечности, пять органов действия4, пять органов чувств5, пять тонких ощущений (танматр), пять восприятий.

Наше тело, рождаясь, также проходит этот процесс. Вселенная рождается одновременно с рождением нашего тела. Пока тело не стало твердым, в нашем кармическом видении не существует материальной Вселенной.

В случае неведения наше сознание омрачается, запутываясь во внешних элементах и своих восприятиях, возникают пять клеш – пять нечистых состояний, которые, усиливаясь, ведут к перерождению в низших мирах.

Упражняясь в созерцании, йогин обнаруживает тонкий, пустотный слой сознания, являющийся источником всех элементов. Очищая воприятие этого слоя, йогин узнает пустотность, светоносность, изначальную чистоту пяти элементов и делает их пятью пространствами, пятью чистыми землями, пятью измерениями (локами), которые соотносятся с пятью чакрами в его физическом теле. Физическое тело становится своего рода пространственным порталом, благодаря которому йогин может входить в чистые измерения пяти элементов, а чакры – точками такого входа. Входя в чистые измерения, йогин может продолжать жить в них в Иллюзорном или Радужном теле.

Тексты говорят, что когда йогин понимает этот процесс и объединяет свое восприятие элементов с естественным состоянием, практикуя созерцательное присутствие, он входит в недвойственность, освобождается и обретает Радужное тело, которое состоит не из грубых элементов, а из пяти чистых элементов, подобных лучам радужного света. Если же йогин не понимает этого процесса, он находится в состоянии заблуждения и омрачения, «нечистого видения», видит себя как отдельное «я» и мир как внешнюю Вселенную, состоящую из объектов.

С точки зрения учения сиддхов весь видимый мир вокруг целиком состоит из энергии, проецируемой изнутри сознания. Состояние ума целиком формирует мир, в котором мы существуем.

Изначальное пространство Чистого «Я» вечно пребывает в недвойственности, непостижимо и бесконечно. Оно не впадает в неведение и не освобождается, не затемняется грехами, не очищается в результате накопления заслуг, но отношение к энергиям, которые излучаются из него, бывает двояким: чистым, недвойственным в случае нитья-сиддхов и сиддхов и нечистым, двойственным в случае душ, обусловленных кармой и омрачениями.

В первом случае говорят, что происходит спонтанная, немотивированная игра энергий Всевышнего «Я» – лила, где нет индивидуума, субъекта и внешних объектов, а есть только Всевышняя Сущность, играющая со своими энергиями, во втором – действует закон причин и следствий и есть индивидуум – личность, подверженная этому закону.

Сознание сиддха отождествлено с чистыми энергиями, поэтому оно проявляется как Радужное тело Света6, играющее энергиями. Сознание связанного кармой существа отождествлено с нечистыми энергиями, поэтому оно проявляется как грубое тело, обитающее в грубом мире сансары, где есть карма, страдание, неведение, рождение, смерть, т.е. тем, кем мы сейчас являемся.



Вселенная – порождение ума

Как происходит, что внешние элементы Вселенной порождаются сознанием?

Элемент пространства (акаша-танматра) развивается из тонкой сущности сознания. Он не содержит других более грубых элементов.

Из пространства выделяется воздух. В элементе воздуха – звук, как тонкая сущность пространства, так и осязание (ваю-танматра).

Из воздуха возникает элемент огня, который содержит тонкую сущность пространства, воздуха и огня (агни-танматра).

Из огня развивается вода, содержащая в себе тонкие сущности пространства, воздуха, огня, воды (апас-танматра).

Элемент земли содержит в себе тонкие сущности остальных элементов и свою собственную.

Качества элементов являются смешанными, т.е. каждый элемент содержит в себе качества предыдущих. Каждый элемент содержит преобладание своего качества и тонкого качества того элемента, из которого он родился.

В пространстве преобладает звук, в воздухе – звук и осязание, при преобладании осязания, т.е. личного тонкого качества. В огне преобладает образ (форма), также есть части звука и осязание образа и т.д. Таким образом, наиболее сильно материальная иллюзия действует через элемент земли и менее всего – через элемент пространства, самый утонченный элемент.

Рождение в теле и Освобождение

В момент рождения пять элементов тела были затянуты в утробу нашей матери сознанием. Произошло это вследствие отвлечения и забывчивости Фундаментальной Основы – Светоносной Природы Ума, подобной пространству.

Омраченное сознание, испытав действие своих тонких слоев, породило привязанность и отвращение, в результате чего возникли танматры – тонкие качества будущих элементов тела. Из танматр выделились элементы физического тела, которые были притянуты в утробу.

Великой задачей Лайя-йоги является повернуть вспять этот процесс и растворить обратно элементы тела до их тонкого неуничтожимого состояния. Когда йогину удается это сделать, говорят, что он реализовал «великий перенос», достиг тела Радужного Света.

Первоначально йогин, управляя сознанием и пранами, учится понемногу управлять элементами в теле. К примеру, он чувствует активизацию элемента земли как тепло, зуд, жжение в муладхара-чакре, внизу позвоночника, при пробуждении Кундалини. Или он ощущает течение праны как тонкие ручейки, текущие по каналам, чувствуя элемент ветра. Затем он, практикуя самьяму6, учится сливаться с внешними элементами, медитируя на нераздельность элементов в теле и вовне. К примеру, он чувствует, что его внутренние жидкости в теле: кровь, лимфа, слизь, моча, семя неотделимы от внешних вод морей, рек, океанов. Чувствуя это, он настраивается на Единую воду – всеобщий элемент воды. На высших стадиях самадхи он проникает на тонкий уровень элементов, открывая их как пространство света, сознание мудрости, неделимое единство блаженства праны, присущей элементу, и Пустоты. На этой стадии праны всех элементов втягиваются в центральный канал, происходит возвращение элементов в нерожденное состояние, йогин достигает бессмертного Иллюзорного Радужного тела, независимого от грубых элементов. Оно состоит из неотделимых от Ясного Света тонких элементов Фундаментальной Основы.

Как распадаются
пять элементов в момент смерти

В момент смерти, когда распадается сеть нади в теле, и праны покидают тело, ветры на некоторое время естественно входят в сушумну, и человек переживает опыт растворения элементов, проявления знаков и различных видов света, полностью похожий на тот, который испытывает йогин при полном пробуждении Кундалини, с той разницей, что при практике йоги праны не покидают тело, а пропитывают его, полностью одухотворяя. Процессы засыпания, умирания и самадхи имеют сходные черты в своей основе. Во время процесса смерти пять элементов, составляющих энергетическое тело, растворяются один в другом.

Когда растворяется элемент земли, человек теряет способность двигать телом, а в сознании возникают клубы дыма и вспышки желтого цвета.

Когда элемент воды растворяется в элементе огня, в сознании возникают миражи, вспышки голубого цвета, утрачивается контроль над жидкостями тела.

Когда элемент огня растворяется, тело немеет и холодеет, а в сознании возникает тусклый огонь, наподобие свечения светлячка и вспышки красного цвета, наподобие мерцания красных искр. Умирающий ощущает себя словно в центре всесжигающего пламени.

Когда элемент ветра растворяется в пространстве сознания, вдохи становятся короткими, а выдохи длинными, как внутренний знак в сознании возникает Ясный Свет, подобный факелу или свету кометы с красным сиянием, и видятся вспышки зеленого цвета, возникают галлюцинации, ощущение, словно «я» уносится водоворотом вселенского ветра.

Когда останавливается дыхание, сознание «я» (ахамкара) растворяется во Вселенском Сознании.

В это время праны собираются в центральном канале. Дыхание прекращается, однако, внутренние процессы растворения продолжаются. Этот процесс тонкого растворения занимает около двадцати минут.

В это время белая сущность (шукла), унаследованная от отцовского семени, опускается вниз по центральному каналу к сердцу. В сознании в это время возникает свет, подобный лунному свету в небе без облаков, ясность осознавания необычайно усиливается.

Затем энергия блаженства, красная сущность (махараджас), унаследованная от матери, начинает двигаться снизу вверх по сушумне, вызывая в сознании ощущение красноты, подобное сиянию солнечного света, а в теле сильное ощущение блаженства.

Наконец, когда две сущности встречаются в сердце, возникает ощущение черноты, подобной небу в безлунную ночь, возникает безмыслие или потеря сознания.

Затем, это полубессознательное состояние растворяется в свете и проявляется исконная светимость — светоносная сущность Природы Ума. Сущность ее — чистота, прозрачность. Возникает Свет Смерти или истинный изначальный Свет Реальности, подобный чистому безоблачному небу на рассвете. Опытный практик пребывает в это время в глубоком состоянии присутствия осознанности, находясь в созерцании, при этом элементы его тела, поглощаясь друг другом, приводят к полному достижению Радужного тела Света7. Так реализуется один из видов «саруба-мукти».

В случае обычного человека, изначальный Свет не распознается вследствие сильной омраченности, сознание пребывает в ступоре и, цепляясь за привычное восприятие, впадает в страх, отчаяние и замешательство, ища убежища от видений, света и звуков. Происходит череда новых переживаний в виде ошеломляющих видений звука, света, излучения мирных и гневных божеств, различных сфер света и видений планов (лок) Мира Форм и Мира Страстей, до тех пор, пока сознание принуждено не будет втянуто в одно из таких видений силой импульса (васаны) кармических отпечатков. От степени натренированности в созерцании зависит, объединимся ли мы со светоносной ясностью Изначального «Я» и достигнем Освобождения в сияющем теле Света, либо пойдем по пути видений к новому рождению в человеческом чреве.

Глава II

Тонкие качества элементов
(танматры)

Пять грубых элементов рождаются благодаря двойственному затемненному состоянию чувственного восприятия (танматре). Чувственное восприятие затемняется, когда утрачивается связь с Ясным Светом, Основой в момент перерождения. Тогда Свет, лежащий в основе, не узнается, и начинаются процессы творения сансары, т.е. сознание, потерявшее естественное состояние, соскальзывает на более грубый уровень.

Тонкие качества чувственного восприятия (танматры):

~ тонкое восприятие пространства происходит через звук (шабда),

~ элемента ветра – через осязание (спарша),

~ элемента огня – через образ (рупа),

~ элемента воды – через вкус (раса),

~ элемента земли – через запах (гандха).

Тонкие качества являются проводниками между сознанием Основы и чувствами (индриями). Эти проводники тонко соединяют объекты, чувственное сознание с органами чувств. Чувственное сознание опирается на ум (манас), который в иллюзии включает различение, принимая и отвергая, и эго, основанное на прошлом опыте.

Танматры невозможно ощутить с помощью обычного восприятия. Они переживаются только в мистическом опыте с помощью утонченного восприятия эфирного и астрального тела.

К примеру, концентрируясь на кончике носа, муладхара-чакре, йогин чувствует, как обостряется его восприятие запахов, или он может обонять восхитительный неземной запах розы в медитации – это проявление танматры земли в его теле.

Выполняя самьяму на кончике языка, йогин может переживать утонченные виды вкуса – так переживается танматра воды.

Концентрируясь на горле или анахата-чакре, выполняя садхану Нада-йоги, шанмукхи-мудру, брамари-пранаяму, йогин слышит звон и гудение, мелодии, колокольчики – это танматра звука в его теле.

Созерцая особым способом в шамбхави-мудре свет солнца, луны, масляной лампы, сидя в темной комнате в определенных позах, предписанных в Джьоти-йоге, йогин видит узоры, шары света, цепочки, радуги, изображение божеств, рисунки, мандалы и т.д., так проявляется танматра элемента огня (форма) в его теле.

Управляя ветром, концентрируясь на чакрах, йогин учится переживать различные тонкие виды блаженства, напоминающее сексуальное, в теле, ощущая танматру ветра – тонкое осязание.

Тайные методы Лайя-йоги: Нада-йога, Джьоти-йога для достижения высших уровней Освобождения, Радужного тела работают на уровне танматр, интегрируя с ними созерцательное присутствие.



Главные свойства элементов

Согласно текстам, тонким элементам присущи пять главных свойств:

1. Наличие грубого переживания в чувстве (вкус, осязание, звук и т.д.)

2. Качество, присущее элементу: твердость земли, жидкость воды, жар огня, движение воздуха, распространение пространства.

3. Тонкое качество (танматра), присущее элементу: тонкий звук пространства, тонкое осязание ветра, тонкая форма огня, тонкий вкус воды, тонкий запах земли.

4. Качество – каждый элемент может проявляться в трех видах: саттвичном, как сияние чистого Света, раджасичном, как движение энергии, и тамасичном. Саттва проявляется как чистота, сияние; раджас – как активное движение; тамас – как инертность, грубость.

Так, элемент воды может проявляться одновременно как тамас – внешняя (грубая) вода, как жидкости внутри тела и как саттва – тонкий белый цвет в радуге.

5. Пятый аспект элементов – их функциональное проявление (архи-таттва).

Этот аспект подробно изучается в Свара-йоге и Таттва-видье. Он описывает, как элементы проявляются в повседневной жизни.

Преобладающий элемент земли проявляется как материальное финансовое благополучие, процветание. Когда этот элемент доминирует, тексты по Свара-йоге рекомендуют выполнять устойчивую, рутинную работу. Элемент земли так же проявляется как надежность, фундаментальность, приверженность традициям, догматам и т.д.

Элемент воды проявляется как результат, который появляется сразу, однако он непостоянен. Земля и вода благоприятно проявляются в двух боковых нади.

Элементы огня и ветра указывают на непостоянство, отсутствие долговременных планов или разрушение. Огонь и ветер, если двигаются в правом канале (пингале), приводят к разрушению, если в левом канале (иде) – активизируют творчество, ясность мышления, новые идеи.

Элемент пространства благоприятен в медитации и созерцании, концентрации и отрешении от мирских забот.

Три качества элементов

Один и тот же элемент может быть в трех состояниях-качествах.

Три качества элементов таковы:

~ сияние,

~ движение,

~ инертность.

Они присутствуют в каждом из элементов. Очищая элементы, йогин преодолевает тамасичные и раджасичные части элементов и пытается утвердиться в их чистом светоносном состоянии.

I. Грубый (внешний) – инертность

На грубом уровне элементы – это стихии, как мы их воспринимаем, т.е. земля, по которой мы ходим, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, огонь, которым греемся, пространство, в котором путешествуем. Тонкие – это духи стихий (элементалы) и их божества.



II. Тонкий (внутренний) – движение

Это элементы в виде энергий, которые используются в тантрической практике. Энергия апана – земля, самана – элемент огня, прана – ветер, вьяна – пространство, удана – вода.



III. Чистый (тайный) – сияние

В чистом виде пять элементов – это сияние (саттва), пять чистых светов в радужном спектре лучей света, неотделимых от Пустотной Основы – Природы Ума.



Дополнительные свойства

Цвета пяти элементов

Каждый элемент проявляет себя как цвет, как часть видимого спектра в радуге. Цвет выражает частоту вибрации: пространство – черный (фиолетовый), ветер – голубой, огонь – красный, вода – белый, земля – желтый.



Биджа-мантры элементов

Биджа-мантра – это семенной звук каждого элемента. Этот звук выражает тонкую вибрацию, присущую элементу. Правильно повторяя биджи, йогин активизирует элементы.



элемент

Пространство ХАМ

Воздух ЙАМ

Огонь РАМ

Вода ВАМ

Земля ЛАМ



Янтры элементов

Звук каждого элемента и света, сочетаясь, принимает определенные формы, очертания, которые можно видеть тонким зрением, медитируя на чакры.

Пространство круг

Воздух шестиугольник

Огонь пеервернутый треугольник

Вода полумесяц

Земля квадрат

Влияние элементов природы

Прогресс йогина зависит от природы стихий местности, где он обитает. Лучшая окружающая природа для духовного достижения та, в которой элементы сбалансированы. Живя в такой местности, йогин удлиняет свою жизнь и улучшает здоровье, его праны гармонизируются, и его духовные опыты приходят легко. Наилучшее место обитания – страны или земли, где земля питательная, где есть много текущей чистой воды, где воздух незагрязненный и небольшой перепад температур.

Духовный прогресс йогина будет развиваться быстрее, когда йогин практикует среди гармоничных элементов. Если элементы йогина вовне и внутри сбалансированы, ум остается безмятежным даже в трудных условиях, во время практики или в суровых условиях. Йогин должен учитывать качества элементов и строить так свои взаимоотношения с элементами, чтобы это способствовало его благополучию.

Если йогин обнаруживает, что какие-то элементы находятся в дисбалансе, он должен попробовать развить противоположные элементы. Допустим, если у йогина много сонливости и вялости, ему следует медитировать на воздух и огонь. Если йогин раздражается и не способен долго концентрироваться, не обладает постоянством в практике, ему следует активизировать элементы земли и воды. Если йогин постоянно проявляет активность, и эта активность приводит к конфликтам, что указывает на преобладающий элемент огня, ему следует медитировать на элемент воды, чтобы обрести текучесть и гармонию. Уравновешивая элементы, йогин всегда будет находиться в благополучном окружении вовне, и его элементы в теле будут сбалансированы.



Гармония и дисбаланс элементов

Вести духовную практику – значит гармонизировать внутренние элементы и растворять их до чистого состояния радужного света. При перерождении йогин получает определенное сочетание пяти элементов, соответствующих его прарабдха-карме. Благодаря кармическим следам, оставленным в прошлом, энергия и тело йогина формируются из уникальной комбинации элементов. Поскольку существует карма, эти элементы не полностью уравновешены. Если у человека слишком дурная карма, это неравновесие элементов может бросаться в глаза. Если человек обладает нервозностью, это указывает на дисбаланс элемента ветра, а если человек обладает тупостью, это указывает на доминирующее влияние элемента земли, если человек обладает скверным характером, это указывает на элемент огня, который не позволяет строить гармоничные взаимоотношения. Вся жизнь человека является способом функционирования пяти элементов.

Любое действие, производимое человеком – это комбинация пяти элементов и проявление состояния различных качеств пяти элементов. Упражняя тело асанами, человек очищает элемент земли, занимаясь медитацией на пространство, йогин усиливает элемент пространства, обучаясь гармоничному поведению и взаимоотношениям с другими, йогин развивает элемент воды.

В течение жизни различные элементы начинают развиваться, но если другие элементы не получают развития, они остаются неразвитыми. Если йогин живет в таких обстоятельствах, где одни элементы стимулируются социальными рамками, климатом, образом жизни, а другие угнетаются, то элементы могут стать разбалансированными. Дисгармония элементов может быть временной, когда она выравнивается при изменении обстановки, в случае же длительного пребывания в неуравновешенном состоянии элементов она может длиться всю жизнь.

Неправильная практика может вызвать дисбаланс элемента ветра. Сильная грубая физическая работа может усилить элемент земли в ущерб элементам воздуха и огня, когда уставший человек больше не может заниматься творчеством, ясно и активно мыслить, его осознанность притупляется и наоборот.

Йогин, который находится в созерцательном присутствии и гармонично развивает все элементы, находится в равновесии элементов. Такой йогин никогда не имеет препятствий, он всегда имеет крепкое здоровье, радостное расположение духа, полон жизненных сил и энергии, его ум бодр и ясен, он всегда имеет творческие способности.



Гармонизация элементов

Дисбаланс элементов проявляется на уровне физического тела, на уровне энергии или сознания. На уровне сознания он проявляется как депрессия, душевное расстройство, повышенная возбудимость. На уровне энергии дисбаланс элементов проявляется как утомляемость, нечистые сновидения. На уровне физического тела дисбаланс проявляется в виде заболеваний.

Лучший способ приведения элементов в равновесие – открыть естественное состояние и укорениться в нем. Полностью этот совет применим только для опытных практиков, чей ум объединен с праной и которые силой созерцания могут направлять ветры в центральный канал.


Каталог: binaries -> file -> news
news -> Сатгуру Свами Вишну Дэв Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги
news -> Наша парампара, линия преемственности гималайских мудрецов-сиддхов Адвайты, Древо Прибежища через орден Шри Шанкарачарьи включает великих богов, риши и святых мудрецов риши Гималайской традиции Санатана Дхармы
news -> Вопрос: Свами, как жить так, чтобы в следующих жизнях не расстаться с Мокша-Дхармой, Путем Освобождения и гарантированно встретить ее в следующей жизни?
news -> Равноценность сна и бодрствования
binaries -> Перевод с английского
news -> Три ловушки подстерегающие человека на пути
news -> Руководство по разрешению бесчисленных относительных жизненных ситуаций, демонстрируя «находчивость без привязанности»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница