Свет. Свойства светового луча. Свет и тень



Скачать 81.42 Kb.
Дата28.04.2016
Размер81.42 Kb.
ТипУрок
Урок  окружающего  мира

Во 2 классе по программе УМК « Планета знаний»

подготовила учитель начальных классов МБОУ Голицынской СОШ № 1 Холопова И. В.
Раздел:  «Свет и цвет»

Тема: « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)

Цели: Познакомить учащихся  с различными источниками света, со свойствами      

           светового    луча, с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные» предметы.

    Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной    

           деятельности   на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;  

           умение   выделять  существенное в учебном материале,  делать выводы,  

           переносить ранее  полученные знания на новый учебный материал.

                  Воспитывать интерес к явлениям природы,  формировать экологическую    

               культуру учащихся и  коммуникативную  компетенцию учащихся,



Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения:  мультимедиапроектор, презентация « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень», отрывок DVD фильма « Приключения Буратино», мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 2 класс», Фрагмент фильма

 « Театр теней», фонарик, стакан и кружка  (раздаточный материал)лист картона на подставке,

Формирование общеучебных умений с  точки зрения деятельностного подхода : учебно – управленческих умений : самоконтроль и взаимоконтроль;

учебно – информационные умения : осуществлять неструктурированное наблюдение(где определен только объект наблюдения) и лабораторное наблюдение (объект находится в искусственно созданных условиях)

учебно – логические умения : определять объект анализа и его аспект, т.е устанавливать точку  зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
Ход урока


  1. Организационный момент.

С сегодняшнего урока мы начинаем изучение  раздела «Свет и цвет»

На уроке  познакомимся с тайнами света (светового луча), постараемся понять,  как он    распространяется, какие  препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.



  1. Сообщение новой темы и цели урока.

III.   Актуализация знаний.

А откуда берется свет и для чего он нужен?

Давайте познакомимся с информацией в учебнике  ( стр. 84)

Cлайд 1 « Когда темно, мы почти не различаем окружающих предметов. Для того, чтобы увидеть их, нужен свет.

Слайд 2 Днем все освещает Солнце. С огромной скоростью несется свет от Солнца к Земле через космическое пространство. Всего за 8 минут его лучи достигают поверхности Земли».

На предыдущих уроках мы много говорили об этом теле неживой природы.

Давайте проведем анализ этого объекта с разных сторон :


Из докладов учащихся « Солнце- большая звезда в центре Солнечной системы, оно дает свет и тепло. Возраст равен примерно пяти миллиардам лет. Внутренняя часть называется ядром, а внешняя оболочка – Солнечной короной».

Что еще можно добавить?

.Солнце всходит с Востока и заходит на Западе, наступает смена дня и ночи .

В зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времен года.



  • Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения живых существ, обитающих на  нашей планете  и,  естественно, нас самих. ( на основе наблюдений); использование солнечной энергии.

Из докладов учащихся «Солнце нагревает атмосферу и поверхность Земли. Благодаря солнечной энергии дуют ветры, происходит круговорот воды в природе, растут растения, животные имеют корм. Благодаря Солнечному излучению на Земле существуют ископаемые виды топлива».

Слайд 2 ( картинка солнца)



  • Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения истории?

Из докладов учащихся  « Для людей и всего живого на Земле Солнце - источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда понимали, насколько сильно их существование зависит от Солнца, и относились к нему с почтением, поклонялись и обожествляли его образ. В древности славяне именовали Солнце с уважением – «Ярило» и даже покланялись ему, как богу».

А какой народный праздник  состоится в конце февраля?

Праздник «Масленица». Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду.  Чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности.


  • А как люди выражали свое отношение к Солнцу в устном народном творчестве?

Загадки :

Ты весь мир обогреваешь,                   Голубой  платок,

Ты усталости не знаешь,                   Желтый колобок,

Улыбаешься в оконце,                         По платку катается,

         И зовут тебя все…                             Людям улыбается.

               

                                   Тянется в окно золотое полотно.

                                   Красная девица  гуляет по небу.

                                  Летом греет – зимой холодит.

Пословицы и поговорки:

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце встает, так и день настает.

Солнце не померкнет, народ не сломится.

Правда краше солнца.

При солнце тепло, при матери добро.

Солнце пригреет – все поспеет.

Солнышко на всех ровно светит.

После дождя солнце жжет, после лжи –стыд.

Какие источники информации вы использовали, чтобы подготовить свои доклады?

Подведение итогов  «Солнце:


  1. Тело неживой природы. 

  2. Звезда – карлик, находится в центре Солнечной системы.

  3. Благодаря солнечной энергии дуют ветры, происходит круговорот воды в природе, существуют ископаемые виды топлива. 

  4. Дает тепло и свет для всего живого на Земле.

  5. С давних времен  почитается людьми и находит отражение в их творчестве»

Молодцы! Если мы хотим понять какой – либо объект, правильно и всесторонне его изучить, то мы должны определить у него составные части и существенные признаки, рассмотреть его с разных точек зрения, т.е подвергнуть его анализу.

     I V. Изучение новой темы

Итак, главным источником света является Солнце.

Слайд 4. Источники света

Лучина. Где встречалось это слово и что оно означает? Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева.

Свеча.


Керосиновая лампа. Что такое керосин?

Электрическая лампочка.

Какие правила обращения с электрическими приборами вы знаете?

Вернемся к нашему учебнику и рассмотрим таблицу «Источники света» Я утверждаю, что все эти предметы можно разбить на   группы . Почему?



  • Тела природы и изделия

  • Свет от огня ( лампа, фонарь, свеча),  природный свет (Луна,Солнце)

  • Натуральный природный  свет и искусственный (фонарик)

Практическая работа

 Давайте познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие  препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.

  Включим наши фонарики и направим их на потолок. Что мы видим? (луч света) . Вспомните из уроков математики что такое луч?

 Опыт 1  « Осветим весь земной шар»

Ход опыта :


  1. Направьте  луч света на шарик.

  2. Поворачивая шарик  разными сторонами в луче света.

Результат : все время освещена только та часть шарика, на которую попадает свет. Как бы ты ни повернул шарик, его обратная сторона всегда остается в тени.

Это потому … лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона находится в тени.

Слайд 6  Опыт 2 . « Можно ли остановить свет? Как образуются тени?»

Ход опыта

1.Вырезать из картонки любую фигурку, прикрепить ее скотчем на палочке.

2. Поставьте фигурку между стеной и источником света.

3. Попеременно приближай фигурку то к стене, то к свету.



Результат: чем ближе фигурка к фонарю, тем больше ее тень на стене. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень на стане.

Это потому … что когда какой – нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому если  предмет расположен близко к источнику света, он создает большую  тень. Если предмет находится далеко от источника, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

   Почему тень смещается?

«В течение дня положение Солнца на небе меняется ( из-за вращения Земли). Поэтому направление солнечных лучей также меняется. Вот почему тень смещается. Кроме того, когда Солнце стоит высоко, тень бывает короткой, а когда Солнце клонится к горизонту, тень становится длинной».

. А какой прибор изобрели  люди в древности , наблюдая за смещением тени в солнечный день?



«Солнечные часы. Такой прибор в древности использовали для определения времени. В Старинных городах и площадях и на стенах домов остались следы от таких часов.»

Слайд 5  Опыт 3. « Проходит или не проходит свет?»

Ход опыта.

1. По очереди освещай на фоне стены разные предметы



Результат : не все предметы отбрасывают тень.

Это потому… что чашка препятствует распространению света,  а  стекло пропускает свет.

Слайд 20 . Выводы



  • Свет распространяется по прямой линии. Если перед лучом света возникает препятствие, то луч освещает только его переднюю часть.

  • Когда предмет загораживает путь световому лучу, за этим предметом образуется тень, то есть зона, куда солнечные лучи не попадают.

  • Только плотные (непрозрачные) предметы, не пропускающие свет, образуют тень.

Подведение итогов.

Дом. зад.  в тетради  стр. 7 № 8, № 9. Подчеркнуть названия предметов, которые пропускают свет. Если затрудняешься ответить, то проведи опыт.
Каталог: teachers
teachers -> Уровень сформированности учебно-универсальных действий на уроках географии Чтобы говорить об уровне сформированности ууд на уроках географии и во внеурочное время в огбоу кши «Северском кадетском корпусе»
teachers -> К рабочей программе учебной дисциплины оп. 07. Психология экстремальных ситуаций
teachers -> Сценарий литературного праздника, посвящённого творчеству С. Я. Маршака Школа 1301. Учитель Бойко М. В. 11. 02. 2013 Ведущие: Иван Синёв, Жанна Сарикян, Анна Кирикова (8 класс)
teachers -> Малкова Юлия Владиславовна, к ф. н., доцент кафедры филологического образования спб аппо познакомьтесь с первой частью лекции
teachers -> Предмет: физическая культура. Межпредметные связи
teachers -> Название и вид исследования
teachers -> Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине: «Основы патологии»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница