Тайна первого языка человечества. Дети и язык Язык



Скачать 20.77 Kb.
Дата15.05.2018
Размер20.77 Kb.

Тайна первого языка человечества. Дети и язык

Язык - это то, что принципиально отличает нас от животных. Хотя были достаточно успешные опыты обучения шимпанзе и горилл языкам жестовым и знаковым, назвать этих обезьян говорящими можно лишь с большой натяжкой. Самое главное, что при этом не происходит освоение языка детенышами и другими членами стаи. То есть, несмотря, на то, что человекообразные обезьяны вполне способны овладеть зачатками языка, этот навык у них не передается и теряется в естественной для них среде.

Каким же образом мог появиться первый праязык человечества?
Ученые строят теории о времени возникновения первого языка, о том, каким образом он появился и развивался. Однако до недавнего времени это были лишь гипотезы, которые невозможно было подтвердить фактами.

Именно поэтому лингвисты всегда проявляли огромный интерес к тому, как появляются новые языки. Это явление достаточно редкое, но в принципе наблюдаемое, как в недавнем прошлом, так и в наше время.

Прежде чем продолжить, слегка отвлекусь от нашего рассказа о появлении новых языков. Есть распространенный миф, что если ребенок не освоит язык в раннем детстве, то позже обучить такого ребенка языку, а тем более взрослого практически уже невозможно. Это неправда, и дети, и взрослые могут освоить язык и в более позднем возрасте, просто происходит это у них в этом случае дольше, сложнее и степень владения языком, как правило, будет весьма невысокой. Это касается, например, глухих с рожденья детей. Если не обучать их специально языку, то они вырабатывают свою систему знаков, мимики и жестов, которые позволяют им успешно общаться в кругу семьи, так называемый «домашний язык» (запомните этот термин, мы используем его позже), хотя и назвать эту форму общенья языком нельзя. Тем не менее, обучить позднее настоящему языку такого ребенка и даже взрослого до определенной степени можно. Отмечу, что речь идет все-таки о детях, которые не были лишены человеческого общения, и у них были выработаны навыки коммуникативного общения хоть и в неязыковой форме. В случае социальной изоляции с самого раннего возраста последствия чаще всего необратимы и овладение языком даже на самом начальном уровне не происходит.

Когда ученые стали изучать освоение маленькими детьми языка, то они столкнулись с необъяснимыми с точки зрения обычной логики фактами. Например, ребенок растет в семье, где оба родителя дома общаются на английском языке, но владеют им плохо. Такое случается, когда, скажем, мама эмигрантка из Африки, а папа из Китая. Говорить дома на английском в этом случае лучший выход. Но самое удивительное в том, что ребенок, учась языку только у родителей, будет говорить на английском лучше, чем сами родители! В его речи будет гораздо меньше ошибок. Впору говорить о врожденном чувстве языка у ребенка. И это действительно так, если взрослый осваивает новый язык естественным путем в языковой среде, то на первоначальном этапе набор лексики (словарного запаса) у него обычно опережает понимание грамматики, то у маленьких детей все ровно наоборот, они, осваивая новый язык, начинают с понимания общего строя языка. Причем делают это, как вы понимаете, без всяких учебников. Обладая малым словарным запасом, они интуитивно строят предложение грамматически верно. 

Вернемся к возникновению новых языков. Оставим в стороне искусственно созданные языки типа эсперанто и поговорим о возникновении новых естественных языков. Чаще всего эти языки возникают на основе пиджинов. Чтобы объяснить, что такое пиджин обратимся к Википедии:

«Пиджин (англ. pidgin) — упрощённый язык, который развивается как средство общения между двумя или более группами, не имеющими общего языка. Он чаще всего используется в таких ситуациях, как торговля, или там, где обе группы говорят на языках, отличных от языка страны, в которой они проживают (но там, где нет общего языка между группами). По сути, пиджин является упрощенным средством языкового общения, так как он построен экспромтом, или по соглашению между отдельными людьми или группами людей. Пиджин не является родным языком любого языкового сообщества, но вместо этого изучается, как второй язык. Пиджин может быть построен из слов, звуков, или языка тела нескольких других языков и культур. Пиджины позволяют людям или группам людей общаться друг с другом, не имея никакого сходства в языке, они не имеют никаких правил, до тех пор, пока обе стороны могут понять друг друга».

Пиджины встречаются в повседневной жизни – именно на пиджине говорят китайские торговцы с русскими челноками. На пиджине говорил и знаменитый охотник и проводник Дерсу Узала, помните – «Моя хочу один козуля убей». Но ведь дистанция от пиджина до настоящего языка огромная! Каким образом из пиджина может образоваться новый язык? Как ни странно довольно просто. Когда в семье рождаются дети, а родители говорят друг с другом на пиджин, то дети воспринимают этот «язык» как родной и создают на его основе настоящий язык. При наличии большого количества разноязычных смешанных семей новый язык быстро осваивается большинством и становится естественным языком населения таких районов. Это так называемые креольские языки. Их появленьем мы обязаны эпохе колонизации Америки, Азии и Африки в XV—XIX веках.

Все эти новые языки появляются на основе уже существующих. Это весьма интересно и дает многое для понимания истории языков и их возникновения, но не дает ответа, каким образом мог возникнуть самый первый язык. В средневековье и в античные времена люди тоже задавались этим вопросом и пытались выяснить насколько врожденным является для человека владение языком. Проводились опыты с изоляцией детей, чтобы выяснить заговорят ли они сами. Как вы понимаете, результат был отрицательный. Однако у этих экспериментов была одна очевидная ошибка. Они лишали детей общения, а ведь появление и развитие языка возможно только через общение. Если изолировать большую группу детей, сведя к минимуму языковое общение с взрослыми, то результат, возможно, был бы иной, учитывая то, что на сегодня мы знаем о врожденных способностях детей к языку. Однако провести такой опыт в наше время невозможно из чисто этических соображений.

А вот теперь пришло время вас удивить, оказалось, что подобный эксперимент все-таки был проведен! 

В 1979 году в Никарагуа победила сандинистская революция. Одним из важных пунктов программы революционеров была ликвидация безграмотности, создание системы медицинской помощи для малообеспеченных слоев населения. До этого сотни от рожденья глухих детей в деревнях оставались глухонемыми, не вовлеченными в социальную жизнь общества, полностью завися лишь от своей семьи. Сандинисты организовали школы-интернаты для таких детей. В двух таких школах к 1983 было уже более четырех сотен детей. Планировалось обучение, основанное на чтении по губам, и ставилась задача научить детей говорить на испанском языке, исходя из того, что дети все-таки лишь глухие, а не немые. Похоже, что взявшиеся за это дело, идеалисты-революционеры не представляли, за какое невероятно сложное дело они берутся. На самом деле программа была изначально обречена на неудачу, так как по такой программе можно обучать лишь слабослышащих детей, либо тех, кто потерял слух достаточно поздно.

Представьте, что вас пытаются обучить китайскому языку, используя японский, при этом вам намертво заткнули уши, чтобы вы не могли слышать, и можете представить, какая задача стояла перед этими детьми. А ведь этим детям было куда как сложнее, чем вам в подобной ситуации, ведь они в принципе не умели говорить! Как вы понимаете, результат был предсказуемым, ученики очень быстро теряли интерес к обучению. Но дети есть дети и общение их друг с другом было им куда интересней - на уроках за спиной у учителя, во время игр, по пути в школу, в интернате. По мере общения их «домашние языки» сливались, изменяясь естественным образом (что-то отбрасывалось, какие-то жесты напротив становились общепринятыми), и образовали пиджин - жестовый язык-эрзац, вполне пригодный для общения на бытовом уровне. Но полноценным языком, как вы помните, пиджин не является, и следующий шаг в развитии языка произошел через пару лет, когда в школу стали брать детей младшего возраста. Эти малыши, не старше четырёх-пяти лет, легко и быстро освоили пиджин старших детей и создали на его основе новый полноценный язык, дополнив его всеми необходимыми конструкциями!

Трудно в это поверить, но никто из учителей и взрослых не заметил появление нового языка, настолько он был непохож на обычные жестовые языки, где конструкции и некоторые основные слова можно понять, даже не владея ими. Учителя считали, что дети просто играют, а жесты языка это не более чем ужимки и кривлянье детей. Более того, они даже пытались с этим бороться! Наконец признав провал программы, департамент образования Никарагуа в 1986 году пригласил для консультаций американских лингвистов, специалистов по языкам глухонемых.

Представьте шок американских лингвистов, когда они неожиданно поняли, что имеют дело с абсолютно новым незнакомым языком, созданным детьми, по сути, на пустом месте – та самая заветная мечта лингвистов. Этот язык получил название никарагуанского жестового языка или язык детей-сандинистов, как более популярное ненаучное название. На тщательное изучение нового языка ушло несколько лет. Вопреки желанию департамента образования американцы категорически отказались обучать этих детей амслену (американскому варианту языка глухонемых). Им пришлось долго доказывать, что язык детей-сандинистов является самым удивительным и уникальным языком в новейшей истории человечества и требует очень бережного отношения к нему. Позже была разработана и письменность для этого языка. На сегодняшний день носителями языка детей-сандинистов являются более трех тысяч человек.

Возникновение этого нового языка подтверждает теорию существования у человека врожденной способности к языкам и может служить моделью возникновения первого языка человечества. 

Вот так глухонемые дети Никарагуа решили задачу, над которой десятки, если не сотни лет бились ученые-лингвисты.

© ЛысыйКамрад 



Автор: LKamrad


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница