Там, где ты родился, там, прошли детские годы, там, где было хорошо, уютно, интересно



Дата20.09.2017
Размер9.11 Mb.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГАЛЬЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

142060, Московская область, город Домодедово, деревня Гальчино, бульвар 60-летия СССР, д. 18, Тел/факс:8(49679) 6-44-05, E-mail: galchschool@yandex/.ru




«Экологическая тропа в Гальчинском лесу»

Автор проекта: Даньшина Наталья Петровна,

учитель географии и биологии,

МАОУ Гальчинская СОШ

Домодедово 2017


Оглавление


Введение 3

1. Типы экологической тропы 4

2. Описание проекта 4

3. Этапы создания экологической тропы 5

4. Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений 6

5. Реализация проекта «Экологическая тропа в Гальчинском лесу» 7

6. Вывод 9

Приложение 1 11

Этапы создания экологической тропы 11

Приложение 2 14

Реализация проекта «Экскурсия по экологической тропе Гальчинский лес» 14

Приложение 3 Выступление экскурсоводов 19








Введение


Малая родина – там, где ты родился, там, прошли детские годы, там, где было хорошо, уютно, интересно.

Экологическая тропа – это специально оборудованный учебный маршрут на природе.

Актуальность проекта:

  • Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложит в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.

  • Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).

  • Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. Ребенок, видящий красоту природы, познавшим заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям.

Участники проекта:

Члены кружка Юный краевед, руководитель кружка, обучающиеся Гальчинской школы



Сроки проекта:

Долговременный, январь 2016 - октябрь 2017 года



Цель проекта:

Формировать и поддерживать у дошкольников интереса к окружающему миру



Задачи проекта:

-Воспитывать любовь к природе родного края

-Формировать у детей систему знаний и представлений о природе, о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой и друг с другом

-Формировать навыки самостоятельной деятельности

-Формировать навыки и желание трудиться в природе и понимание того, что это нужно делать только с учётом законов самой природы

-Развивать мышление, сенсорные ощущения.



1. Типы экологической тропы


1. На территории школьного учреждения.

2. В природных условиях.

3. В здании школы.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для школьников. В качестве объектов экологической тропы выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, старые пни, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни и т. п.



2. Описание проекта


Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей, интереса к окружающему миру, а значит и умение анализировать природные явления и объекты возможны только на основе самостоятельных наблюдений, экспериментальных действий, непосредственного взаимодействия с природой.

В январе 2016г. Был создан экологический проект о ПТК Гальчинский лес. Было рассказано о ПТК Смешанного леса и конкретно Гальчинского. Были представлены рассказы об обитателях леса, об экологических проблемах леса и путях решения этих проблем. Когда обучающие защищали проект, то руководитель ЭкоДома и члены жюри порекомендовали нам создать экологическую тропу и использовать данный материал для освещения остановок у природных объектов. Были небольшие трудности в выполнении работы. Поэтому мы приступили к созданию экологической тропы только в январе.



Была проведена огромная подготовительная работа:

  1. Был намечен маршрут;

  2. Изучили материал по созданию картосхемы маршрута;

  3. Намечены природные объекты для информационных стендов;

  4. Подобраны стихи, песни, загадки, пословицы, игры;

  5. Для младших школьников подобран сказочный персонаж, который поведёт их по экологической тропе;

  6. В перспективе задействовать членов кружка в экологической сценке о загрязнении Гальчинского леса для показа её на пункте маршрута;

  7. Подготовка экологического паспорта «Гальчинский лес»;

  8. Подготовка экскурсоводов.

3. Этапы создания экологической тропы


Последовательность действий по созданию тропы  был следующей:

1. Детальное обследовали территорию и выделили наиболее интересные объекты (сентябрь-январь 2017) (Прил.1 рис.1-10);

2. Составили картосхему тропы с нанесением маршрута и ее объектов. Сделали яркие, крупные фотографии наиболее привлекательных объектов.

3. Выбрали «хозяина» тропы – сказочного персонажа Лесовичка-Боровичка (Прил.1 рис.11)

4. Сфотографировали все объекты по схеме прохождения маршрута и описали их, используя материал и карту предыдущей экологической работы «Сохраним красоту природно-территориального комплекса «Гальчинский лес» (Прил.1 рис.12-13). 

5. Изготовили стенды с фотографиями и описанием природных объектов » (Прил.1 рис.14-15) (представлены вместе с проектом).

6. Для организации работы на экологической тропе  разработали и оформили «Паспорт экологической тропы» (представлен вместе с проектом)

Паспорт содержит картосхемы тропы с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается названия природных объектов тропы по заданной схеме. На отдельных листах помещаются фотографии объектов и их описание. При описании природных объектов (растений и животных) даются их биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народное название, отражение его образа в песнях, стихах, загадках, пословицах отмечается его связь с другими растениями, животными, роль в жизни людей. При описании родника Гальчинского леса дается информация об его образовании, о подземных водах, о составе и значении воды в жизни жителей деревни Гальчино.

7. На доске в кабинете географии создали информационный стенд «Маршрут прохождение экологической тропы» (Прил.2 рис.1).

4. Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений


Для повышения интереса детей к занятиям на тропе я совместно с детьми предложила выбрать «хозяина» тропы – сказочного героя (Боровичка-Лесовичка.). Этот персонаж поможет в работе на экологической тропе, он будет как талисман у проводников-экскурсоводов. Он будет ярким пятном на фоне зимнего Гальчинского леса.

Был оформлен на доске план тропы с указанием природных объектов:



  1. Маршрут движения по тропе;

  2. Природные объекты (Берёза, лещина, сосна, ель, осина, дуб, родник, птицы Гальчинского леса);

  3. Маршрут закладок

Возле каждого объекта тропинки выставили табличку с названием природного объекта – определённого дерева, а таблички с информациями о птицах поставили отдельно. 

5. Реализация проекта «Экологическая тропа в Гальчинском лесу»


В январе мы организовали первое пробное прохождение экологической тропы. Ребята заинтересовались, потому что до этого они могли слышать о такой экскурсии, а тут им предложили пройти по экологической тропе в нашем родном лесу, который столько даёт положительных эмоций. Зимой это катание на горках и хождение по лесу на лыжах, а летом – катание на велосипедах. Да просто прогулки по лесу в разное время года - это такое удовольствие, что словами не передать.

В начале экскурсии я, как руководитель данного проекта провела вводный инструктаж по правилам безопасности нахождения на экскурсии. Потом рассказала о маршруте экологической тропы (Прил.2 рис.1-3).

Далее ребята оделись (Прил.2 рис.4) и направились в Гальчинский лес для прохождения маршрута. В лесу они разделились на две команды по 8 человек «Сентябрь» и «Молодцы». При прохождении тропы им было предложено посоревноваться за сладкий приз. Они с удовольствием согласились.

Первая остановка у дерева Берёза (Прил.2 рис.5). Здесь ребята услышали много интересного о ней, второй экскурсовод прочитал приметы и пословицы о берёзе. Дальше ребятам предложили сыграть в игру «Веточка берёзы», где они передавали веточку берёзы, по очереди обегая препятствия (Прил.2 рис.6). Выиграла команда «Молодцы».

Вторая остановка у куста Лещины обыкновенной (Прил.2 рис.7). Здесь ребята открыли, что лещина и орешник одно и тоже. Узнали о семенах фундуке. Были прочитаны стихи. Ребята поиграли в игру «Передай орешек своему другу» (Прил.2 рис.8). Выиграла команда «Сентябрь».

Третья остановка - у Сосны. Ребята узнали о высоте дерева его особенностях. Был прочитан стих (Прил.2 рис.9).

Четвёртая остановка самая значимая у старой Ели обыкновенной (Прил.2 рис.10). Ребята поразились продолжительности жизни до 400 лет. Рассмотрев нашу ель, пришли к выводу, что этой ели где-то 200-250 лет, значит наш лес зарос березами повторно, потому что берёза живёт в среднем 120 лет. Была проведена игра «Одень перчатку другу». Выиграла команда «Сентябрь».

Пятая остановка у Осины (Прил.2 рис.11). Ребята узнали, почему в пословицах часто говорят об особенностях движения листьев на ветру «Дрожит как осиновый лист», ребятам было предложено поиграть собери листочки осины, чья команда быстрее соберёт. Выиграла команда «Молодцы». Пока ничья.

Шестая остановка у второго сторожила леса Древнего дуба (Прил.2 рис.12). Изначально выбрали старый дуб, но там площадка на краю оврага маленькая, поэтому было оперативно показан другой более молодой дуб. Были прочитан стих, рассказано о возрасте жизни.

Ребята решили, что именно дуб, ель и персонаж «Лесовичок-боровичок» может стать символом «Экологической тропы в Гальчинсом лесу».



Седьмая остановка у родника (Прил.2 рис.13). Я, как учитель географии рассказала о возникновении в Гальчинском лесу родника. Ребята узнали, что в нём течёт вода круглый год холодная до 4 градусов.

После ребятам в команде были розданы маршруты закладок. Они по команде Старт побежали искать закладки с названиями птиц, обитающих в Гальчинском лесу (Прил.2 рис.14). Победила команда «Сентябрь», она отыскала четырёх птиц, а команда «Молодцы» всего трёх. После этого мы подошли к стендам «Птицы Гальчинского леса» (Прил.2 рис.15) и предложили ребятам рассказать о них. Что они и сделали. После экскурсоводы провели последнюю игру «Отгадай дерево в пословицах» (Прил.2 рис.16). Было предложено 8 пословиц о деревьях и кустарниках маршрута. Ребята хорошо справились с задачей. Всё равно девчонки из команды «Сентябрь» выиграли, им достался сладкий приз шоколадные конфеты известных российских производителей. Ребятам из команды «Молодцы» достался поощрительный приз карамельные конфеты.



Все счастливые вернулись в школу и поблагодарили за интересную информацию, полученную при прохождении «Экологической тропы в Гальчинском лесу» (Прил.2 рис.17).

6. Вывод


Я считаю, что экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты могут изучаются много раз, особенно в разные времена года.
На тропинке могут проводится: наблюдения; элементарные опыты, игры, театрализованная деятельность, развлечения, экскурсии, эколого-оздоровительные походы, труд. Мы использовали информацию из энциклопедий, игры, фольклор. Мы смогли придумать сами стенды: нашли материал, палки от географического оборудования для крепления стендов.
Так же на экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе свои и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы. Вряд ли кто из тех, кто побывал на этой тропе, будет загрязнять наш любимый, оздоровительный Гальчинский лес.

Результаты работы
На экологическом марафоне в г/о Домодедово данная работа стала призёром, заняв II
место среди 24 проектов. Членам жюри понравилась идея тропы, реализация этого проекта и оформление остановок экологической тропы.
А теперь можно и отдохнуть (Прил.2 рис.18).

Приложение 1

Этапы создания экологической тропыk:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06501.jpgk:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06454.jpg



Рис.1 Начало исследований


k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06494.jpg


Рис.5 Осина, надо поближе к дороге найти дерево



Рис.2 Этот куст не подойдёт


k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06487.jpgk:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06492.jpg


Рис.3 Берёза, но нужно найти более молодое дерево


k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06541.jpg


Рис.4 Это Ива, маршрут нельзя затягивать по времени

Рис.6 Эта ель подходит


k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06549.jpg


k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06531.jpg

Рис.9 Какая-то нора, интересно, кто в ней спит?

Рис.10 Яблоня дикая - не подходит. Расскажем в следующий раз
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06538.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06534.jpg
Рис.8 У родника, есть площадка, очень хорошо

Рис.7 Могучий дуб, но узкая тропинка


k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06593.jpg


Рис.13 Выступление на конкурсе экологических проектов 2016 в ЭкоДоме

Рис. 12 Карта Гальчинского леса
d:\мамусика папка 2016\учитель 2016\экология гальчинский лес 2016\dsc05851.jpg
Рис.11 Наш талисман Лесовичок-боровичок
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06561.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06563.jpg
Рис.14 – 15 изготовление стендов



Приложение 2

Реализация проекта «Экскурсия по экологической тропе Гальчинский лес»k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06570.jpg



Рис.3 Проведение инструктажа «Поведение на экскурсии»

Рис.2 Объяснение маршрута экологической тропы

Рис.1 Картосхема экологической тропы
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06576.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06572.jpg

k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06584.jpgk:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06583.jpg
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06588.jpg
Рис.4 Подготовились к прохождению экологической тропы в Гальчинском лесу
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06587.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06586.jpg

k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06592.jpgk:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06589.jpg


Рис.8 Игра передай орешек другу
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06598.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06607.jpg
Рис.7 Вторая остановка – лещина обыкновенная

Рис.5 Берёза - первая остановка

Рис.6 игра «Веточка»
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06601.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06599.jpg


Рис.10 Четвёртая остановка – ель обыкновенная

Рис.11 Пятая остановка - осина

Рис.12 Шестая остановка - дуб

Рис.9 Третья остановка - сосна
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06627.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06619.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06617.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06612.jpg

k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06630.jpgk:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06632.jpg


Рис.14 Закладки «Название птиц». Ребята идут по маршруту закладок
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06638.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06636.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06634.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06637.jpg
Рис.13 У родника


k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06621.jpgk:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06623.jpg


Рис.16 Отгадывание загадок

Рис.15 Ребята читают о тех птицах, которые нашли в закладках
k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06597.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06622.jpg k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06625.jpg

k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06640.jpg


Рис.17 Вот и прошли экологическую тропу – пора обратно в школу


k:\экология 2017\фото февраль 2017 лес\dsc06511.jpg


Рис.18 Теперь можно и отдохнуть



Приложение 3 Выступление экскурсоводов


Выступление I экскурсовода

1) Берёза — род листопадных деревьев семейства Берёзовые. Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до120—150 см.

Корневая система берёз мощная, богатая тонкими мочковидными корешками. Большинство берёз светолюбивы. Эти берёзы — пионеры заселения вырубок,  В Гальчинском лесу растет Берёза повислая. 

Продолжительность жизни берёзы, по разным данным, — 100—120 лет, В нашем лесу деревья примерно 80 – 100 летнего возраста. Уже начинают более старые берёзы падать, это видно каждое лето.

Берёзы белые. В коре большинства видов содержится тритерпеноид бетулин, один из немногих белых органических пигментов


2) орешник - Лещина обыкновенная.

Этот вид представлен крупным многоствольным кустарником высотой до 4-6 метров с широкой раскидистой кроной. Особенностью вида является цветение растения до распускания листьев. Золотистые сережки лещины, появляющиеся задолго до массового зацветания деревьев и кустарников, помогают пчелам восстановить силы после долгой зимы. Листья лещины обыкновенной матово-зеленые, с обратной стороны светлые, осенью – дружно желтеют. Рост лещины неравномерен. В первые годы она развивается медленно. На 5-6-м году резко идет в рост, образуя множество молодых побегов.



3) сосна

Сосна́ (лат. Pínus) — типовой род хвойных деревьев семейства Сосновые .

Сосны — вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные. Листья на длинных побегах бурые и чешуйчатые. Листья на укороченных побегах 5—9 см длиной, игольчатые, сидят пучками по 2—5 штук.

В Гальчинском лесу растёт Сосна обыкновенная. Это большое дерево до 40 м высоты с кроной — в юности пирамидальной, в старости же зонтикообразной. Иглы хвои сидят по 2 вместе, снизу тёмно-зелёного, сверху голубовато-зелёного цвета, большей частью 4—5 см длины. Кора красно-бурая. Сосновые боры особенно типичны для песчаной почвы.
4) Ель

Ель — род деревьев семейства Сосновые. Около 40 видов вечнозелёных высоких деревьев (до 30 м высотой) с красивой кроной.

Корневая система первые 10—15 лет стержневая, затем поверхностная (главный корень отмирает). Дерево слабо ветроустойчиво, часто ветровально.

Крона конусовидная или пирамидальная.

Кора серая, отслаивается тонкими пластинками.

Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие, четырёхгранные, реже плоские, жёсткие и острые. Расположены спирально поодиночке, сидят на листовых подушечках. Сохраняются на побегах в течение нескольких (6 и более) лет. Ежегодно опадает до одной седьмой части хвои.

Живёт в среднем до 250—300 лет (иногда до 600). Наша древняя ель возрастом наверное за 250 лет.

Наиболее распространена Ель обыкновенная, или европейская. Семена служат кормом лесным птицам (дятел, клёст) и грызунам (мышь, белка).

5) Осина

Оси́на, или Оси́на обыкнове́нная вид лиственных  деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в диаметре.

Живёт 80—90, редко до 150 лет. Растёт очень быстро, но подвержена заболеваниям древесины. Старые, крупные и при этом здоровые особи — большая редкость. Поэтому в Гальчинском лесу не редко упавшее дерево является осина.

Корневая система располагается глубоко под землёй. Обильно образует корневые отпрыски.

Кора молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая, ближе к земле с возрастом растрескивается и темнеет. Древесина белая с зеленоватым оттенком.


6) Дуб —род деревьев семейства Буковые. У дубов Гальчинского леса листья опадают ежегодно или, высыхая, остаются на дереве и разрушаются постепенно. Листья лопастные.  В лесу растёт только один вид — Дуб черешчатый с двумя разновидностями, летний дуб и зимний дуб (зависит от времени цветения).

Крупное, обычно сильно ветвящееся дерево с огромной кроной и мощным стволом. Достигает высоты 20—40 м. Может дожить до 2000 лет, но обычно живёт 300—400 лет. Рост в высоту прекращается в возрасте 100—200 лет.

Корневая система состоит из очень длинного стержневого корня; с шести—восьми лет начинают развиваться боковые корни, тоже уходящие глубоко в землю.

Крона густая шатроподобная или широкопирамидальная, асимметричная, раскидистая, с крепкими ветвями и толстым стволом (до 3 м в диаметре). Кора тёмно-серая, черноватая, толстая.
7) родник

Подземные воды — воды, находящиеся в толщах горных пород верхней части земной коры. Подземные воды являются частью водных ресурсов.

Подземные воды, перемещающиеся под влиянием силы тяжести, называются гравитационными или свободными водами. Слои горных пород, насыщенные гравитационной водой, образуют водоносные горизонты, или пласты.

Первый от поверхности Земли постоянно существующий безнапорный водоносный горизонт называется горизонтом грунтовых вод.

Подземные воды — природные растворы, содержащие свыше 60 химических элементов.

В зависимости от температуры (°С) различают: переохлаждённые подземные воды (ниже 0), холодные (от 0 до 20), тёплые (от 20 до 37), горячие (от 37 до 50), весьма горячие (от 50 до 100) и перегретые (свыше 100).

У нас течёт холодная вода температурой 4 градуса


Выступление II экскурсовода
Берёза

Есть про берёзу приметы

- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

- Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.

- Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

- Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

А вот ещё пословицы есть про берёзу:

- Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

- Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

- Бела береста – да дёготь чёрен.


Игра кто быстрее принесёт веточку (вокруг дерева бегают)
2)Орешник

Шла осень. Орешник пожух, облетел.


И вдруг – вот насмешник! – серёжки надел.

Всю зиму серёжки на ветках качал


И вьюгу в одёжке весенней встречал

С серёжек слетая, шутя с ветерком,


Пыльца золотая взовьётся дымком.

И тёплою почкой как шубой одет,


Малиновой точкой засветится цвет.

На кочке подснежник очнётся вот-вот.


А всё же орешник всех раньше цветёт
Игра передай орешек другу (Руки вверх передать орешек другу)
3)Сосна

А вот пословицы про сосну:



Сосна кормит, а липа обувает.
Всякая сосна лишь своему бору шумит.
Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.
От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Ель не сосна, шумит неспроста.
С бору, да с каждой сосенки.
Сосна там красна, где росла.
4) Ель

Все знают песенку «В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная зелёная была»



Игра не уколи пальчики об иголочки (одень перчатку другу)
5) Осина

Замерли вершины,


Ветры в поле спят,
Только у осины
Листья шелестят.
Шепчутся бессонно,
Говорят друг с другом,
Пробегают волны
По листве упруго.
Спят в лесу рябины,
Дремлет пышный клён.
Чуткая осина
Стережёт их сон.
Игра собери листочки осины (чья команда больше соберёт)
6) дуб

Я видел дуб.


Огромный дуб.
Над рыжей кручею Кубани
Стоял он,
Гордый солнцелюб,
В осеннем ярком одеянье.
Гроза и буря сотни лет
Его сломить пытались вместе.
А дуб - один! - шумел в
Ответ листвою жесткой, как
Из жести.
И сам в волну,
Как поплавки,
Ронял он желуди устало,-
И по течению реки
Дубрав немало вырастало
Игра найди жёлудь (завязаны глаза, участники подсказывают, где орешек)
7) Гальчинский родник
8) игра найди интересных птиц Гальчинского леса

В конверты вкладываются листочки с информацией о птицах надо команде по направляющим найти эти конверты (7шт). Через три минуты все собираются и зачитывают о своих птицах информацию. Побеждают те, кто нашёл большее число птиц.


9) Игра Отгадай пословицы
Каталог: upload -> tmp-picture
tmp-picture -> Классный час в 3 классе «разговор о правильном питании»
tmp-picture -> Краткосрочный проект: «Я здоровье сберегу сам себе я помогу».
tmp-picture -> Экологический проект «Лекарственные растения моего края»
tmp-picture -> Участвуют все. «По страницам Красной книги Московской области» Задание
tmp-picture -> Презентация проекта «Наше дерево сосна!»
tmp-picture -> Гормоны «сигнальные химические вещества, вырабатываемые клетками тела и влияющие на клетки других частей тела»
tmp-picture -> «Музыка (песня) в мультипликации, как средство активизации познавательных способностей детей раннего возраста»
tmp-picture -> «Огород лекарственных растений»
tmp-picture -> «Мёд мёду рознь»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница