Те же, но без бога (пьеса-инсталляция в двух ракурсах)



Скачать 115.8 Kb.
Дата26.04.2016
Размер115.8 Kb.
Просмотров39
Скачиваний0
ТЕ ЖЕ, НО БЕЗ БОГА

(пьеса-инсталляция в двух ракурсах)

Выпавший снег никогда не растает. Бог устал нас любить.

(Александр Васильев)

БЕЗДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

МУЖЧИНА


ЖЕНЩИНА

МУЖ


РЕБЁНОК

ОН

ДИКТОР



ПРОХОЖИЕ

А также СТУК, ПУЛЬТ и ОТСУТСТВИЕ АСПИРИНА.



РАКУРС ПЕРВЫЙ

Передняя квартиры. Тусклый свет. Тесно. Нагромождение ненужных вещей. Входная дверь. Шкаф. Вешалка. Мужское пальто. Стул. Настойчивый стук в дверь. Снова и снова.

Входит ЖЕНЩИНА. Молода и сдержана. Что-то ищет среди груды вещей на тумбочке. Приглушённый голос диктора телевидения из соседней комнаты.

ДИКТОР: Молодая мать выбросилась из окна шестого этажа, захватив с собой трёхмесячную дочь. И мать, и дочь сейчас находятся в больнице. Девочка в тяжёлом состоянии. Отвечая на вопросы правоохранительных органов, мать заявила, что раскаивается в содеяном, а причиной, побудившей её убить собственную дочь, называет привязанность к ней. Именно нежелание расстаться с дочерью послужило причиной того, что она взяла девочку с собой.

Входит МУЖЧИНА и обнимает ЖЕНЩИНУ. Она вздрагивает. Голос диктора приглушается.

ЖЕНЩИНА: Ну, что ты делаешь?!

МУЖЧИНА (заискивающе и похотливо): Я?.. Я… хочу…

Ближе. ЖЕНЩИНА уступает и принимает объятия. Поцелуй. Стук.

ЖЕНЩИНА: Муж дома. Совсем мы сдурели с тобой. Увидит ведь.

МУЖЧИНА: Не увидит. Никогда не видел и сейчас не увидит. Стук.

ЖЕНЩИНА: А если…

МУЖЧИНА (перебивая): А если…. в шкафу?

В сторону шкафа. Скрип дверцы. Вглубь. За дверцей. Любовная сцена, не иначе. Стук.

РЕБЁНОК (вбегая в переднюю) (подбегая к шкафу) (открывая другую дверцу) (достав детский рюкзачок) (надевая на спину)

Стук. Любовная сцена не прекращается.

РЕБЁНОК (открывая дверь) (пытаясь выйти) (натолкнувшись на НЕГО) (нетерпеливо впуская ЕГО внутрь) (убегая за дверь)

Старомоден: шляпа, перчатки, зонт. Воплощение чеховского Беликова. (Или он сам?) Стук.

ОН (осматривая квартиру) (изучая вешалку) (снимая шляпу) (вешая на крючок) (помедлив) (надевая на голову) (садясь на стул) (испугавшись отвалившейся вешалки) (обнаружив пальто у себя на коленях) (глядя прямо перед собой)

МУЖ (войдя из другой комнаты) (с бинтовой повязкой на голове) (ища что-то на антресолях) (достав аптечку) (разочаровавшись) (закрыв дверцу шкафа)



Любовная сцена.

МУЖЧИНА: Всегда считал, что история о скелете в шкафу у каждой семьи была рассказана обманутым супругом. Берёт ЖЕНЩИНУ на руки. ЖЕНЩИНА заливается смехом и томно отбрасывает голову назад.

МУЖ (возвращая аптечку на антресоли): Боря, я пойду в аптеку, куплю аспирина. (глядя на груду вещей) Что за дом: всё есть, а аспирина нет!

МУЖ поворачивается к вешалке. В недоумении. ОН протягивает пальто. МУЖ одевается.

ЖЕНЩИНА (в прежней позе): Не всё… Порядка в этом доме нет. (снова смеётся)

МУЖ: Аллочка, ты за сыном присмотри! Пока он не сбежал отсюда вместе с аспирином и порядком. (хлопает себя по карманам) Слушай, Боря, не найдётся одолжить десяточку?

МУЖЧИНА: Какие вопросы!

МУЖЧИНА передаёт ЖЕНЩИНУ на руки МУЖУ, достаёт купюру и протягивает ему. МУЖ пытается взять. Руки заняты. Крутится с ЖЕНЩИНОЙ на руках. Сажает к НЕМУ на колени. Берёт деньги. Уходит.

МУЖЧИНА: Поспешили.

ЖЕНЩИНА: Не дождались.

МУЖЧИНА (игриво): Можем повторить…

ЖЕНЩИНА: Нет уж. Мне скучно. Как будто нечем нам больше заняться!

МУЖЧИНА (лукаво): А пять минут назад ты не скучала…

МУЖЧИНА берёт в рот сигарету. Шарит по карманам. Безрезультатно. ОН достаёт спички. МУЖЧИНА наклоняется и прикуривает сигарету. С облегчением выдыхает дым.

ЖЕНЩИНА: Мы не любим друг друга.

МУЖЧИНА: А какое это имеет значение? Вы с Антоном тоже друг друга не любите. А моя собака редьку не любит. Это что-то меняет?

ЖЕНЩИНА (встав) (подойдя ближе) (обнимая) (положив голову на плечи): Скажи… А… ты… никогда не хотел… быть на его месте?

МУЖЧИНА: Ни секунды. Ненавижу новости. (отходит вперёд)

ЖЕНЩИНА: Какие новости?

МУЖЧИНА: Телевизионные. Мне от них скучно.

Голос диктора слышен отчётливее.

ДИКТОР: Восемь человек погибло и ещё два получили серьёзные ранения в результате ДТП, произошедшего сегодня на Колорадском шоссе. Пострадавшие ожидали автобуса на остановке, куда на большой скорости въехал внедорожник с VIP-номерами. По словами свидетелей, водитель находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Наши источники в ГАИ сообщили, что машина принадлежит сыну депутата местного совета. 
ОН встаёт, выходит в другую комнату, голос диктора стихает.

ЖЕНЩИНА: Я о семье. Ты не хотел быть моим мужем, папой Кирюше?

МУЖЧИНА: Зачем? Я и так часть этой семьи. Я её, можно сказать, самая что ни на есть неотъемлемая составляющая.

ЖЕНЩИНА: Ты всё шутишь! (после паузы) Послушай. Давай сбежим! Возьмём Кирюшу и – сбежим! Куда угодно.

МУЖЧИНА: А говорят, романтики вымерли…

ЖЕНЩИНА: Ну же, Боречка! Давай! Всё будет по-другому.

МУЖЧИНА: Где будет по-другому? От кого бежать-то будем? Куда? Ты сбежишь от нелюбимого и не любящего мужа с нелюбимым и не любящим любовником? Из квартиры, где круглосуточно звучат лживые новости, в мир, где происходят события, о которых врут в новостях? От забот, для которых нет оснований, в беззаботную реальность, которая целенаправленно разрушает всякую основу? (с криком) Куда бежать??? От чего??? Зачем???

ЖЕНЩИНА, дрожа от страха, медленно садится на пол. ОН возвращается в переднюю.

ОН: За шкафом.

ОН молча отодвигает шкаф, достаёт из-за него пульт от телевизора, возвращается в другую комнату. МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА внимательно провожают его взглядом. Голос диктора.



ДИКТОР: Двадцать лет тюремного заключения получат родители, убившие собственных детей. Свой поступок родители объясняют тем, что дети постоянно шумели и мешали им отдыхать. Совершив убийство, супруги обратились в милицию, заявив о пропаже детей. Однако прибывшая на место опергруппа с кинологом обнаружила забросанные дровами тела детей в колодце за домом. Экспертиза подтвердила, что родители психически здоровы и полностью осознавали последствия своих действий. 

Стук. Реакция. Снова стук. Пауза. Непрерывный стук. Неподвижны. ОН выходит из соседней комнаты. Открывает входную дверь. Заходит МУЖ.

МУЖ: Чёрт возьми, ключи забыл! (смотрит на всё ещё трясущуюся в истерике ЖЕНЩИНУ) Аллочка, ты представляешь! Нет аспирина! (ремонтируя вешалку, вешая пальто) Что за страна: всё есть, а аспирина нет.

МУЖЧИНА: Не всё. Порядка в этой стране нет.

ЖЕНЩИНА (перестав трястись) (поднявшись на ноги) (бросившись к шкафу) (схватив аптечку) (судорожно высыпав из баночки жменю таблеток) (проглотив) (упав без сознания) МУЖ подходит к ней. Берёт баночку из её руки. Читает надпись.

МУЖ: О! Аспирин! (с укором, жене) И мне не оставила!

МУЖИНА: Это не аспирин.

МУЖ: А что это?

МУЖЧИНА: Противозачаточные.

МУЖ: А! Тогда ладно. Бросает коробочку в аптечку. Аптечку кладёт обратно на антресоли.

МУЖ уходит в соседнюю комнату. Голос диктора становится громче.

ДИКТОР: Расчленённое тело пожилой женщины было обнаружено дворником в мусорном баке в одном из дворов по улице Зверюкина. В результате следственных действий стало известно, что тело принадлежит пожилой женщине, жившей в доме № 13. В зверском преступленни сознался сын несчастной женщины.

МУЖЧИНА остаётся стоять под стенкой.

ОН (подойдя к шкафу) (достав аптечку) (отыскав какую-то бутылочку) (дав понюхать ЖЕНЩИНЕ) (оживив) (взяв её на руки) (желая положить на тумбу) (встретив сопротивление со стороны груды вещей) (желая передать МУЖЧИНЕ) (встретив сопротивление со стороны бездействия) (положив на пол) (вернувшись на стул)

Отвалившаяся вешалка. Упавшее на колени пальто.

ЖЕНЩИНА: Кирюша. Голодный. Надо приготовить обед.

МУЖЧИНА: Алл! Я пойду?

ЖЕНЩИНА: Не уходи. Я боюсь, что ты уйдёшь навсегда.

МУЖЧИНА: Прямо «Юнона и Авось» какая-то! Я пойду куплю аспирина. Не может быть, чтобы его нигде не было.

ЖЕНЩИНА: Не беспокойся! Антон, он сам…

МУЖЧИНА: Я не беспокоюсь. Мне просто интересно, что за ерунда с аспирином в городе.

МУЖЧИНА подходит к НЕМУ. ОН подаёт ему пальто. МУЖЧИНА одевается и уходит.

ЖЕНЩИНА вынимает из шкафа большой мешок. Весь хлам, весь в мешок! До последней ниточки! ОН. Шляпа, зонт – всё в мешок! ОН снимает плащ, галстук, перчатки. Всё, всё в мешок! Переполнен. Обратно в шкаф. Пыль! Прочь! Всю, всю! Тумба, шкаф, вешалка. До последней пылинки! ОН. Лоб, плечи, колени…

ЖЕНЩИНА садиться у него в ногах. ОН гладит её волосы. Свет постепенно гаснет. Голос диктора становится всё громче.

ДИКТОР: В селе Кирилловка 9-тилетняя девочка была изнасилована 43-летним безработным. Насильник вины не отрицает. Свои действия объясняет тем, что за несколько часов до произошедшего выпивал с друзьями, после чего ему захотелось интима. Он поджидал жертву в кустах у дороги, ведущей к сельской школе. Насильника и педофила ожидает 15 лет тюремного заключения. 

Затемнение. Старый телевизор. Диктор объявляет о развале СССР. Шипение, изображение пропадает. Диктор говорит о начале Второй мировой войны. Снова шипение. Диктор сообщает о победе над царизмом. Затянувшееся шипение.



ДИКТОР: Сегодня Адам и Ева, жители Эдемского сада, ослушались меня, совершив, тем самым, грехопадение. Я официально заявляю об их изгнании из рая. В результате инцидента всё человечество было обречено на вечные страдания. Отныне всё, что будет совершать человек, он будет совершать по собственной воле.

Пустой экран. Шипение. Занавес.



РАКУРС ВТОРОЙ

Светлое время суток. Фрагмент улицы. Фасад квартирного блока. Скамья на заднем плане. Парадная дверь. Дверь с вывеской «Аптека». Скамья на переднем плане. Броуновское движение прохожих. Едва обозначенные. Без акцента. Только фон. Бинтовые повязки на головах. Дверь аптеки то и дело тревожат. Назойливый непрерывный стук. Раздражение, ускоренный шаг.

ДИКТОР медленно подходит к парадной двери и открывает её. Стук. Выходит ОН. Без плаща, перчаток, шляпы, галстука и зонта. В руках пульт от телевизора. ДИКТОР забирает пульт. Молча уходит. Сливается с общей массой прохожих.

ОН выходит на середину улицы. МУЖ выделяется из толпы прохожих. Неизменная бинтовая повязка. Заходит в аптеку.

Стук. Раздражение, ускоренный шаг. ОН неподвижен. Появляется ДИКТОР. Отворяет дверь. Стук. Садиться на скамью на заднем плане. Скрывается за развёрнутой газетой.

В дверях стоит ЖЕНЩИНА. В руках – битком набитый мешок. МУЖ выбегает из аптеки. Стремительно направляется к парадной двери. Наталкивается на ЖЕНЩИНУ. Она посторонилась. МУЖ ныряет теряется темноте парадной. ЖЕНЩИНА с усилием выносит мешок на улицу, достаёт из него ЕГО вещи и подносит их ЕМУ. ОН спешно одевается. Они садятся по разным краям скамьи на переднем плане.

ЖЕНЩИНА: Не может быть, чтобы он нас оставил! Не может такого быть! Я верю в него. Я чувствую его присутствие. Когда мне плохо, я всегда обращаюсь к нему за советом. Даже его молчание помогает мне.

Появляется МУЖЧИНА.

ЖЕНЩИНА: Боречка! Ты вернулся! Я так переживала! Я думала, ты нас оставил.

МУЖЧИНА (обнимая ЖЕНЩИНУ): Обожаю тебя, когда ты взволнована.

ЖЕНЩИНА: Боречка, погоди!

МУЖЧИНА: В каком месте?

ЖЕНЩИНА: Люди. Увидят.

МУЖЧИНА (возобновляя ласки): Не увидят. Никогда не видели и сейчас не увидят.

ЖЕНЩИНА (отстранив МУЖЧИНУ, садится на скамейку): Боречка, погоди!

МУЖЧИНА: Что ещё?

ЖЕНЩИНА: Нужно отнести Антону аспирин.

МУЖЧИНА молча заходит в аптеку, через несколько секунд возвращается.

ЖЕНЩИНА: Почему ты отнёс в аптеку?

МУЖЧИНА: Антон всё равно туда пойдёт.

ЖЕНИЩНА: Почему ты так думаешь?

МУЖЧИНА: Сколько знаю Антона, он всегда надеется, что спустя некоторое время что-то изменится.

ЖЕНЩИНА (после паузы): Кирюша голодный… (после паузы) Как думаешь, он есть?

МУЖЧИНА: Знаю. Давно нет.

ЖЕНЩИНА: А я верю в него…

МУЖЧИНА: А!.. Ты о (поднимая палец вверх) нём!

ЖЕНЩИНА: А может, ты и прав… Что давно нет… Знаешь, есть песня такая. Там спрашивается: что если бы Бог был одним из нас? А я вот думаю: а ведь правда, что?

МУЖЧИНА: И до чего додумалась?

ЖЕНЩИНА: Ни до чего.

МУЖЧИНА: Мне кажется, так просто предположить нельзя. Либо он один из нас, но при этом остаётся Богом, либо…

ЖЕНЩИНА: Либо?

МУЖЧИНА: Либо он – полноправный член общества.

ЖЕНЩИНА: В первом случае, я думаю, он сошёл бы с ума.

МУЖЧИНА: А во втором – мы бы по-любому остались без контроля.

ЖЕНЩИНА: Можно подумать, сейчас у нас есть этот контроль!

МУЖЧИНА: Тогда нечего гадать: во второй он ипостаси. Действие третье, явление 564-е: те же, но без Бога. (после паузы) Хотя я лично склоняюсь к первой версии. А хороша альтернативка: Бог-сумасшедший или вообще без Бога.

ЖЕНЩИНА: Погоди!

МУЖЧИНА: Снова?

ЖЕНЩИНА: Нет-нет… И с чего мы с тобой взяли, что он уже среди нас?

МУЖЧИНА: Потому что нет никакой разницы. Любим мы друг друга или нет, с нами бог или среди нас – всё равно всё бесконтрольно. А если нет контроля, всё это не имеет значения.

На заднем плане из парадной двери выходит МУЖ. Заходит в аптеку. Возвращается. Подходит к скамье на переднем плане.

МУЖЧИНА (самодовольно и не без сарказма): Ну что, раздобыл аспирин?

МУЖ: Какое там! Нет его!

МУЖЧИНА (удивлённо): Нет?!

МУЖ: Нет. Сказали, был, но только что забрали.

ЖЕНЩИНА заливается смехом.

МУЖЧИНА (иронично): Послушай, может, это судьба?

МУЖ: Судьба, Боря, – это когда голова болит, а аспирина в природе не существует. Не изобрели, понимаешь? А это – издевательство какое-то.

МУЖЧИНА: С чьей стороны, позволь полюбопытствовать?

МУЖ: Да Бог его знает!

МУЖЧИНА: Вряд ли.

МУЖ (садясь на скамью): Ну, ты подумай, а!

ЖЕНЩИНА и ОН одновременно становятся за скамьёй. ЖЕНЩИНА достаёт из мешка пальто. Надевает. ОН помогает ей снять пальто. Надевает на себя поверх плаща.

МУЖЧИНА (безразлично): Что в новостях рассказывают?

МУЖ: Молодчику не хватало денег, и он напал на пенсионера, ограбив его на 40 рублей.

МУЖЧИНА: Так это не новость!

МУЖ: Думаешь?

МУЖЧИНА: Знаю.

МУЖ: А что новость тогда?

ЖЕНЩИНА достаёт из мешка косынку. Повязывает на голову. ОН помогает ей развязать узел. Завязывает косынку на шляпе.

МУЖЧИНА (встав и разгуливая из стороны в сторону): Ну, давай рассудим. Если жена приходит домой и заявляет мужу, что она ему изменяет с его лучшим другом, это – новость?

МУЖ: Это не новость.

МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА переглядываются.

МУЖЧИНА: Хорошо. А если так. «Бог умер!» – это новость?

МУЖ: Не новость.

ЖЕНЩИНА достаёт из мешка высокие перчатки. Надевает. ОН помогает ей снять перчатки. Надевает поверх собственных.

МУЖЧИНА: Ладно. Пойдём по длинному пути. Все таблоиды кричат: «Бог умер!». Радио- и телеэфиры прерываются для экстренных сообщений: «Бог умер!» Назначается день похорон. Агентства ритуальных услуг предоставляют скидку на Гроб Господний. Главы государств собирают совещание. Повестка дня: место захоронения Бога. В блогах и на форумах разворачиваются дискуссии: кого избрать новым Богом? Госдепартамент США сообщает в своём Твиттере, что новый Бог будет избран по мажоритарной избирательной системе. Множатся нормативно-половые акты. Свидетели Иеговы отменяют публикацию своих буклетов как нерентабельных… Это – новость?

МУЖ: Не знаю…

ЖЕНЩИНА достаёт из мешка зонт. Раскрывает. ОН помогает ей закрыть зонт. Раскрывает его над собой.

МУЖЧИНА (щёлкая пальцами): Есть! (МУЖУ) Ну, что тут знать?! Ещё какая новость! Сенсация! Я бы сказал, апофигей всего нашего существования…

Молчание. ЖЕНЩИНА и ОН высыпают всё содержимое мешка на скамью. Затемнение. Силуэты прохожих. На передний план выходит РЕБЁНОК. Его освещает прожектор. Снимает со спины рюкзачок и достаёт прибор с табло. Цифры. Обратный отсчёт. (Бомба замедленного действия?) Садиться рядом, затыкает уши и ждёт. Второй луч прожектора освещает скамью на заднем плане. ДИКТОР опускает газету, замечает РЕБЁНКА, хватает пульт и, направив его в сторону прибора, нажимает на кнопку. Стоп-кадр. Прохожие замирают. ДИКТОР устремляется к месту, где сидит РЕБЁНОК.

ДИКТОР (озабоченно): Ты что делаешь? Ты зачем его взял?

РЕБЁНОК: Поиграть.

ДИКТОР: Я же говорил тебе не играть с этой штукой!

РЕБЁНОК: Но ты уже столько лет ею не пользуешься!

ДИКТОР замечает застывшую толпу.

ДИКТОР: Кто они?

РЕБЁНОК: Твои герои. Ты каждый день о них говоришь в своих новостях.

ДИКТОР: Откуда ты знаешь?

РЕБЁНОК: Папа смотрит. (после паузы) Дай пульт!

ДИКТОР (по-детски непосредственно): Не дам!

РЕБЁНОК: Дай!

ДИКТОР: Не дам!

РЕБЁНОК: Дашь! (ловко выхватывает у ДИКТОРА пульт)

ДИКТОР (пытаясь забрать): Отдай! (тянет на себя, время на таймере начинает нарастать, прохожие двигаются в обратном направлении).

РЕБЁНОК: Не отдам! (тянет на себя, время на таймере продолжает обратный отсчёт, прохожие двигаются в своих направлениях).



Снова и снова. Молодость пересиливает. РЕБЁНОК удовлетворённо нажимает кнопку на пульте. ДИКТОР садиться рядом и затыкает уши. 00:05. Писк. 00:04. Писк. 00:03. Писк. 00:02. Писк. 00:01. Писк. 00:00. Протяжённый писк. Полное затемнение. Секундная пауза. Звучит фрагмент из «Время, вперёд!» Свиридова. Телевизор. На экране – мелькающие тени прохожих. Эхом отдаются фрагменты новостей: «причиной, побудившей её убить собственную дочь, называет привязанность к неймашина пренадлежит сыну депутата местного совета… свой поступок родители объясняют тем, что дети постоянно шумели и мешали им отдыхать... в зверском преступленни сознался сын несчастной женщины… свои действия объясняет тем, что за несколько часов до произошедшего выпивал с друзьями, после чего ему захотелось интима… всё, что будет совершать человек, он будет совершать по собственной воле… собственной воле… собственной воле…»

Яркий свет в центре стены. Сидящие прохожие образуют круг. Внутри круга тесно. Стучат в невидимую стену. Стена вокруг них. Над ними. Под ними. Внутри них. Назойливый многоликий стук. Занавес.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал