Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка В. Ф. Базарного в учебном процессе



страница1/2
Дата28.04.2016
Размер0.49 Mb.
Просмотров35
Скачиваний0
Размер0.49 Mb.
  1   2
Государственное образовательное автономное учреждение

Ярославской области «Институт развития образования»



Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка

В.Ф. Базарного

в учебном процессе

Практическое пособие

Ярославль

2012





ББК 74.04я2

О64

Печатается по решению



экспертной комиссии

ГОАУ ЯО ИРО



Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка в учебном процессе В.Ф.Базарного: практическое пособие – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. – 60 с.

Составители:

Рощина Г. О. – к.п.н., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса;

Зеленцова Н.Н. – директор МОУ начальная школа- детский сад №115 г.Ярославль
Рецензент:

Базарный В.Ф., доктор медицинских наук, отличник здравоохранения РФ, почетный работник образования РФ, Академик Академии творческой педагогики и Международной Академии общественных наук. Профессор-консультант ГОУ ЯО ИРО

Пособие предназначается в помощь педагогам образовательных учреждений, воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, преподавателям физической культуры и музыки, медицинским работникам школ реализующих здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

© ГОАУ ЯО ИРО, 2012






Содержание

Предисловие………………………………………………………………….3


В.Ф.Базарный – основоположник здоровьесберегающей педагогики……5
Технология раскрепощенного развития: сущность, основные особенности внедрения…………………………………………………………………………….7
Основные технологические звенья………………………………………9-22

Методики, направленные на сохранение и укрепление осанки и зрения ребенка в процессе обучения………………………..………………………….9-12

Методики повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции организма ребенка………………………………………………….13-16

Методики, направленные на увеличение двигательной активности на уроке……………………………………………………………………………..13-16

Методики, направленные на развитие навыков письма………………….17

Методики, направленные на развитие творчества ребенка…………...18-20

Методики, позволяющие осуществлять индивидуализацию обучения….21

Методика экспресс-диагностики эффективности использования технологии…………………………………………………………………………..22

Методика работы с техническими средствами…………………………….

Анализ урока, с позиции здоровьесбережения в технологии В.Ф.Базарного………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………...23

Приложения




Предисловие
Здоровье является одним из важнейших факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебном процессе детей, обеспечивает их нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и эффективности образования, повышает потенциал профессиональной ориентации, а так же создает условия для адекватной адаптации в социальной среде.

Проблема массового нездоровья подрастающего поколения - наиболее остро обсуждаемая в нашей стране. Сегодня среди основных задач современного ОУ важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей в учебно – воспитательном процессе. Не принести ущерб здоровью ребёнка неадекватными методами и технологиями обучения – является сегодня основой строительства образовательного процесса и гарантировано многими законами РФ и, в частности, ст. 51 закона «Об Образовании». В основе реализации данного требования лежит организация учебно-воспитательного процесса с учётом природных чувственных, моторных и психоэмоциональных потребностей ребёнка.

Исследования не только отечественных, но и зарубежных специалистов учёных убеждает, что организация современного учебного процесса не соответствует природе ребенка. Законы развития физической и духовной составляющих здоровья учащихся и воспитанников и принципы организации деятельности современной школы и дошкольных учреждений имеют противоположную направленность.

Возникла необходимость поиска путей, помогающих организовать учебный процесс в соответствии с законами, не противоречащими природе ребенка, поиска путей к природосообразному образованию.

Специалисты в области здоровьесбережения среди основных факторов риска для здоровья воспитанников и учащихся в современной системе организации и проведения учебного процесса выделяют следующие:

1. Чрезмерная вербализация (внечувственная информатизация) образовательного процесса.

2. Чрезмерная интенсификация образовательного процесса.

3. Не соответствие режимов, программ и технологии обучения психомоторным, функциональным, эмоциональным, творческим и возрастным особенностям обучающихся и воспитанников (например, когда мы заставляем детей читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации у каждого ребёнка строго индивидуально).

3. Стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся.

4. Не соблюдение элементарных гигиенических и эргономических требований к организации учебного процесса.

5. Недостаточная подготовка педагогов в вопросах психофизиологии развития и охраны здоровья детей.

6. Строительство учебного процесса на основе противоестественной для ребёнка косно – обездвиженной «седалищной» основе, блокирующей удовлетворение внутренней его потребности в постоянных движениях и, как следствие, к полноценной работе и развитию всех сфер поддержания жизни.

7. Неадекватная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием, экологически чистыми продуктами).

8. Низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья воспитанников, учащихся и их родителей.

9. Неблагополучное состояние здоровья самих педагогов.

10. Отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

11. Не эффективность медицинского мониторинга динамики состояния здоровья школьников в учебном процессе.

12. Отсутствие необходимых пришкольных спортивных площадок (залов) и высоко квалифицированных организаторов в области физвоспитания.


К настоящему времени в системе образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения:

  • здоровьеформирующие образовательные технологии, направленные на воспитание у воспитанников и учащихся культуры здоровья и интерес к занятиям по физической культуре;

  • здоровьеразвивающие и здороввьесбергающие технологии в построении самого учебного процесса, которые

а) раскрывают свободу для постоянного удовлетворения генетической страсти ребёнка к движениям, в т. ч. обеспечивают проведение образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;

б) создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, пололичностного и физического здоровья за счёт нацеленности на эту задачу администрации и всего педагогического коллектива ОУ, в т.ч. воспитанников и учащихся, воспитателей и педагогов, родителей и руководителей управления системой образования.

Задачи формирования и укрепления здоровья детей могут быть решены педагогами только благодаря осуществлению комплексного подхода к их воспитанию и образованию. Здоровьеформирующая образовательная технология - это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые заменяют традиционные закрепощено – обездвиженные не эмоциональные технологии обучения на активные: моторно – поисковые, эмоционально насыщенные.

Целью учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе здоровьформирующих технологий является адекватная природе ребёнка эргономическая и психофизиологическая организация учебного процесса, а так же создание образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации учащихся и воспитанников. Опыт 3-х десятилетий, наиболее полно обобщённый в 3-х томном издании материалов Всероссийского форума с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся» (М. «Ключ», 2005) убеждет всех нас в главном: реальной и эффективной здоровьесберегающей и здоровьеформирующей технологией сохранения и развития здоровья непосредственно в учебном процессе является система «раскрепощённого развития детей», разработанноя отечественным учёным, врачом, психологом, физиологом, доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.

Данное практическое пособие поможет разобраться в сущности данной технологии, познакомит с ее автором и представит практические методики ее внедрения.

Мы надеемся, что пособие будет востребовано широким кругом педагогов и поможет им внедрять в свою практику данную технологию.



В.Ф.Базарный – основоположник здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей педагогики



«Здоровье - это резервы сил:

иммунных, защитных, физических и духовных.

И они не даются изначально в готовом виде, а взращиваются по по законам воспитания.

А наукой воспитания является педагогика.

Следовательно, здоровье – категория педагогическая»

»

В.Ф.Базарный.
Еще 33 года тому назад (см. «МГ» от 4.04.1979) в нашей стране родилось здоровьеразвивающее направление в педагогике, которую проблемная комиссия Академии Медицинских Наук СССР признала мировым открытием и рекомендовала в практику отечественного образования. Ее автором является В.Ф. Базарный.

После многолетней экспертизы в 1989 году данная система была официально одобрена и рекомендована Минздравом России в качестве федеральной программы «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах». Позже, как того требует закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», было выдано положительное заключение Роспотребнадзора. В настоящее время базовая технология – проведение урока в режиме прямостояния и прямохождения на основе специальной мебели (конторок) включена в САН ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В.Ф. Базарный в течение 33–х лет с научными аргументами в руках пытается довеси до всех учителей и родителей то, что у нас давно сложилась чуждая природе ребенка организация учебного процесса. Всё дело в том, что физиолого – эргономическая основа организации и проведения урока чужда активной, моторно – поисковой, эмоциональной, рукотворческой природе развивающего ребёнка. Она игнорирует сообразные природе ребёнка педагогические приемы формирования базовых «психоконструирующих» способностей - уверенной речи, пластического, лишённого судорог – зажимов почерка, осмысленного чтения, художественного рисунка, т.е. всего того, на основе чего у ребёнка формируются все духовно - творческие и психические способности.

Основой для разработки педагогических режимов и технологий явились многолетние исследования в области возрастной психофизиологии сенсорных систем и школьной эргономики коллектива отделения сенсорных систем НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР, возглавляемого д.м.н. В.Ф.Базарным.

Итогом выполненных исследований явилось формирование В.Ф.Базарным психогенетической теории сенсорной и психомоторной свободы в раскрепощении и реализации видовых потенциалов телесно, нравственно, творчески и психически здоровой мужской и женской личности. Она гласит: реализация (развитие) творческих, психических, духовно-нравственных, ителесно-функциональных, гендерных потенциалов видовой жизни людей осуществляется только на этапах детства. Полнота такой реализации определяется следующими законами:

1) постоянством и свободой притока к чувствам живых сенсорных стимулов, поддерживающих постоянную активность органов чувств и, как следствие, генетическую активность по реализации витальных программ видовой жизни;

2) глубиной запечатления эмоционально значимых образов и сценариев реальной жизни, построенных по законам любви, нравственности, борьбы добра со злом, силы духа и справедливости;

3) укоренением на ранних этапах детства идеальной осанки (телесной вертикали), связующей телесные животворные ритмы с внеземными (космическими);

4) ранним развитием у детей произвольной воли тела и силы духа, с помощью которых ребёнок свободно владеет и управляет низшими рефлекторно-инстинктивными чувственными аффектами, в т. ч. потребностями (страстями);

5) овладением свободой рукотворчества, отвечающего законам целостности и адекватности образного реализма, а также законам ритма, пластики и гармонии форм;

6) полнотой (глубиной) ассоциации слов с реальными образами и сценариями мира;

7) свободой художественно – образного рече - творческого выражения собственных мыслей;

8) полнотой формирования мужественности у мальчиков в духе «мужского воображения», а также в произвольной воле тела и силе духа;

9) полнотой формирования женственности у девочек в духе «женского воображении», а также в любви и нежности к будущему ребенку.

И только с позиции «свободы-несвободы» раскрепощения и реализации видовых потенциалов телесной и духовно-разумной жизни можно осознать, что есть многочисленные недуги у современных детей и подростков, а в дальнейшем у всего народа.

Болезнь – это атака на человека «вредоносных» микробно-вирусных «агрессоров» - утверждали архиатры, заложившие еще в XVIII веке логику отечественной медицины и так называемого здравоохранения.

Большая медицинская энциклопедия здоровье определяет как «состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения».

Устав ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недуга».

Как мы видим, во всех приведенных определениях нет главного представления: здоровье – как свобода и мера раскрепощения на этапах детства телесно-функциональных, нравственно - разумных, творческих потенциалов у нового поколения воссоздаваемых людей.

С позиции теории сенсорной и психомоторной свободы В.Ф.Базарный так определяет здоровье. Здоровье – это итоговая характеристика меры пололичностного раскрепощения и духовного преображения людей на этапе детства в силе духа, творчестве, любви и добра. Преображения в волевых рукотворческих усилиях – действиях, осуществленных на основе видовой телесной вертикали (осанны), активности тела и речетворческой свободе.

И, наоборот, болезнь – это пресеченный на этапах детства потенциал пололичностного развития и преображения людей в телесной вертикали, активности чувств, движениях, творчестве, произвольной воле тела и силе духа.

Именно эти научные выводы и были положены в основу психофизиологической и эргономичесой основы реорганизации учебно – познавательного процесса.

Итак, отличительные особенности технологий В.Ф.Базарного состоят в следующем:

1. Природосообразное (с учётом качественно отличающихся воображения, интересов, игр, духовного и генетического возраста мальчиков и девочек) пололичностное (параллельно – раздельное, гендерное) обучение и воспитание мальчиков и девочек.

Весь парадокс современного образования в том, что существующая комплектация классов совершенно игнорирует элементарные требования отечественной гигиены и системы образовании. Игнорирует уровень школьной зрелости, личностную ориентацию и психологическую совместимость при усаживании мальчика и девочку за одну парту. Насколько же мы привыкли к этому извращению, что многие и родители и педагоги умудряются такую практику ещё и защищать.

Заходя в класс учитель, в первую очередь, должен видеть: кто перед тобой – мальчик или девочка. Именно с этого момента как раз и начинается рализация требований концепции отечественной системы образования – личностной ориентации учебного процесса.

Параллельно – раздельным воспитанием мы занимаемся с 1997 года. Основная цель – создать условия, обеспечивающие становление полоролевого (гендерного) поведения мальчиков и девочек в сообществе детей и подростков, а так же в повседневной жизнедеятельности. А это и есть основная цель социализации пола в обществе.

Для создавая пространственно - предметную среду в группе мальчиков и в группе девочек, мы исходим из здравого разума, а так же тех эмоционально значимых только для мальчиков и только для девочек образов (архетипов), которые были на основе анализа более 3000 рисунков проанализированы и описаны В.Ф.Базарным (см. Материалы Всероссийского форума с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся». М. 2005. Ч.3)

Грамотно организованная развивающая среда позволяет мальчикам и девочкам постоянно вживаться в свой образ, самостоятельно проигрывать жизненные ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета, обозначить ценности, определяющие и направляющие поведение мальчиков и девочек.

Цель гендерного подхода реализуется путём переориентации воспитания на гендерную природу детей, на ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку пололичностной индивидуальности, создание культуросообразной среды, проектирования гармоничных межполовых отношений, а так же долгосрочную личностно ориентированную стратегию предстоящей жизни.

2. Организация учебного процесса в режиме удовлетворения генетической потребности в постоянных движениях (в режиме телесной вертикали и малых форм двигательной активности, динамических поз, работы за конторками, ориентировочно – поисковой деятельности и др.). К сожалению, в школу дети приходят уже «засиженные», психомоторно слабо активные. Всё это требует постепенного введения и укоренения ребёнка в своей видовой телесной вертикали, на которую замыкается активность генофонда.

Учебные занятия в дошкольных группах и классах проводятся в режиме динамических (подвижных) поз, для чего используется специальная эргономическая мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки, обеспечивающие оптимальный физиолого- эргономический режим ребенка. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка, а главное, поддерживается необходимый уровень активности генофонда.

3. Использование в процессе обучения зрительно - вестибулярных тренажеров. Для чувственной и энергетической активизации телесно - координационных и зрительно – моторных функций, а также для развития внимания и скорости реакции на занятиях и уроках используется «Зрительный стадион», расположенный на потолке. Последний представляет из себя схемы – траектории (восьмёрка, 2 овала, крест), прослеживая по которым глаза совместно с головой делают скользящие энергичные движения (В.Ф.Базарный с соавт.: Патент № 2026627)

В дошкольных группах так же используются автоматизированные зрительно – вестибулярные игровые тренажёры («ЗЕВС»), которые повышают энергетическую ёмкость организма, развивают скорость зрительно – моторной реакции в пространстве, а так же предупреждают наступление различных форм утомления (В.Ф.Базарный, И. И. Казакевич: Авторское свидетельство на изобретение № 921561)

4. Ограничение утомительного, стрессогенного «близорукого» точечно - фиксационного книжного обучения на фоне расширения визуально – образного моделирования различных сказок и сценариев жизни. Последнее достигается с помощью специального широкоформатного экологического панно (В.Ф.Базарный с соавт.: Патент № 2088413).

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения, целостного восприятия, познания, а главное представления мира на занятиях применяется специально разработанное «Экологическое панно» (картина), расположенное на одной из стен группы. Оно изображает уходящую в бесконечность в виде прямой и обратной перспективы и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятия. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в детском саду и, тем самым, минимизировать закрепощение работы зрительно – моторного сканера в свободном пространстве. Данный подход повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, интегрирует слово и образ, содействует развитию функций мозга и гармонизирует развитие личности в целом.

5. Выработка пластического, лишенного судорожных зажимов почерка (перьевая ручка, чернильница - непроливайка, образно - экологические прописи), необходимого для эффективного, лишённого мышечных спазмов (стрессов) взаимной синхронизации произвольно - волевых и эндогенных ритмов

В процессе овладения детьми письмом применяются специальные
художественно-образные каллиграфические прописи с перьевой
ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и
развивающие психомоторную систему «глаз - рука» (В.Ф.Базарный, 1996). Использование при письме чернильницы – непроливайки, перьевой ручки способствует укреплению и развитие вегетативных и психомоторных ритмов.

6. Дидактические приёмы повышения эффективности развития зрительно локализационных и психомоторных функций в пространстве, а так же разучивания и запоминания необходимого материала.



  • Работа педагога в режиме ближнего и дальнего зрения. С этой целью используются ручной, настенный и потолочные фиксаторы дидактического материала.

  • Использование мячиков при разучивания стихотворений.

  • Использование энергичных ритмических движений головой в процессе фиксаций настенного увеличенного шрифта текстов (стихотворений).

  • Использование шагового ритма (логоритма) в процессе овладения свободой ритмичного чтения.

7. Замена мелькающего утомительного для зрения и мозга люминесцентного освещения на электроламповое.

Во всех кабинетах, группах и классах люминесцентное освещение, которое негативно влияет на зрение и мозг, и, в конечном счёте, на психику ребёнка, заменено электроламповым. Такая замена предотвращает зрительное утомление и его расстройства, а так же обеспечивает мягкую спокойную освещенность рабочего места.

Для интегрированного развития правого и левого полушарий ребёнка, а в итоге, для целостного и гармоничного развития духовной сферы, мы включаем полноценный блок художественно – эстетического воспитания (музыкальное, театральное, изобразительное искусство, вокальное и хоровое пение).

Как средство духовного развития и оздоровления различных дефектов психического развития детей мы широко используем музыкотерапию, арттерапию, коллективное пение, которые весьма благоприятно влияют не только на развитие психоэмоциональной сферы ребенка, но и на свободу речевого выражения.

В нашем учреждении воспитанники приобщаются к богатому миру искусств уже с двух летнего возраста. На протяжении девяти лет они получают возможность реализовать себя и раскрыть свои творческие потенциалы в различных видах деятельности, благодаря чему растет потенциал их интеллектуальных и творческих способностей. Особую эффективность художественно – эстетическому циклу придает интеграция всех видов искусства и внедрение его в различные виды деятельности.

Внедрение нетрадиционных форм проведения занятий и уроков в учебном процессе реализуется через следующие дисциплины:



  • музыкальное искусство;

  • эстетическое восприятие;

  • музыкально-творческая деятельность;

  • студия эстрадного вокала;

  • изобразительное искусство;

  • живопись;

  • скульптура (глина, пластилин);

  • образы в бумагопластике;

  • аппликация из различных материалов;

  • беседы о художниках и жанрах изобразительно-прикладного искусства;

  • компьютерное конструирование;

  • танцевальное искусство;

  • ритмика движений;

  • пластика движений;

  • классический танец;

  • выразительность жеста;

  • театральное искусство;

  • актерское мастерство;

  • художественно - образная речь.

6. Этика


В нашем учреждении педагоги используют и другие содействующие здоровью технологии:

– точечный массаж, массаж стоп;

– различные приёмы дыхательной гимнастики;

– оздоровительная ходьба, бег;

– подвижные игры в зале и на свежем воздухе;

– уроки танцев.

Образовательный процесс строится в технологии деятельностного метода обучения.

Итак, взяв за основу средства народной педагогики и народной культуры, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии В.Ф.Базарного, а так же поощряемый администрацией творческий подход коллектива воспитателей в организации и проведения учебно - воспитательного процесса, мы получили следующие результаты:



  • низкая заболеваемость и высокий индекс здоровья;

  • легкую адаптацию детей в группах раннего возраста;

  • благоприятный микроклимат в коллективе;

  • безболезненная адаптация детей в начальной школе;

  • расширение контактов в профессиональном сообществе;

  • снижение утомляемости, тревожности воспитанников;

  • высокий уровень активности детей и развитие их творческих

способностей;

  • заинтересованность родителей, которые становятся равноправными участниками всего воспитательно – образовательного процесса.



Технология раскрепощенного гармоничного развития: правовая основа внедрения


  1. Технология реализует требованиям существующих законов РФ, и в частности, законов:

«Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», статья 4: «…оказывать содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».

  1. «Об образовании», статья 51: «… образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровье обучающихся, воспитанников.

  2. «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», статья 28:

«а) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

б) программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам».

3) «Об охране здоровья граждан», статья 8:

«а) защита прав и свобод человека и граждан в области охраны здоровья.

б) … выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведения мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно – гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер.

в) координация и контроль деятельность предприятий, учреждений и организаций…».

4) САНПиН 2.4.2.2821 – 10.

5) реализует требования указа президента рф от 1 июня 2012 г. n 761 "о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы":

в части:

«Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения»;

«Максимальная реализация потенциала каждого ребенка»;

«Сбережение здоровья каждого ребенка»;

«Разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей»;

«Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

«Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях»;

«Отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг»;

«Развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам».
Отличительные особенности здравоохранительной технологии В.Ф.Базарного состоят в следующем:
1. Внедрение данной технологии (оборудование, обучение педагогов) не требует больших финансовых затрат.

2. Позволяет осуществлять здравоохранительную и дидактическую преемственность в деятельности дошкольных учреждений и начальной школы.

Данная система содействует развитию ребёнка в триединстве тела, эмоциональной сферы и творческого мышления. Она содействует развитию телесной и зрительной координации, а также на развитию внимания и быстроты реакции детей. Как мы отмечали выше, для этого урок строится в режиме телесной вертикали и малых форм двигательной активности. Кроме этого на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры - «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе сопряжённые движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных, трагедии на которых неумолимо нарастают и т. п.).

3.Технология способствует развитию творческого воображения и целостного восприятия и познания мира. На уроках по всем предметам применяется специально разработанное «Экологическое панно» (картина), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока.



Работа на уроке строится в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих поисковую и двигательную активность детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», ручные фиксаторы, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

  1. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».

  2. Учитывая нарастающую эпидемию аутичных детей с речевыми расстройствами корректирующее начало несёт в себе обязательное детское коллективное пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

  3. Технология предполагает содействие индивидуальной траектории развития детей, в том числе и по половым личностным особенностям. Последнее достигается с помощью введения раздельно-параллельного обучения и воспитания мальчиков и девочек. Такой подход означает, что, занимаясь в параллельных классах, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках. И делают это они сами по своей, а не навязанной взрослыми инициативе.

  4. Одной из наиболее сильных сторон технологии является то, что она предполагает регулярное проведение экспресс-диагностики самочувствия и комплексного развития детей, а так же периодический отчёт перед родителями о достигнутых результатах. Методики диагностики разработаны автором и имеют многолетний опыт апробации. Наиболее полно они изложены в монографии В.Ф.Базарного «Здоровье и развитие ребёнка: экспресс – контроль в школе и дома» (М.»Аркти», 2005). Отличительной особенностью данной программы является то, что она разработана на основе совместного приказа Министерств здравоохранения и образования РФ (№186/272 – 4305)


Основные технологические звенья
Методики, направленные на сохранение и укрепление развития видовой конституции ребёнка – телесной вертикали (осанки), моторно – реактивных качеств тела и мозга, а так же сохранения развития его зрения в процессе обучения


  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал