Тема №1 Философия как феномен культуры



Скачать 194.46 Kb.
страница1/21
Дата24.07.2018
Размер194.46 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Тема № 1 Философия как феномен культуры.

8.1.1.1.1.1.1.1.Цель занятия:

8.1.1.1.1.1.1.2.Выделить предмет философии, основной вопрос философии, вторую сторону основного вопроса философии, основные разделы философии

8.1.1.1.1.1.1.3.Основные вопросы:

1.Предмет философии

2.Основные типы мировоззрений

3.Основной вопрос философии

4.Категории философии

5.Структура и функции философии

8.1.1.1.1.1.1.4. Философия переводится как « любовь к мудрости». В действительности древнегреческое понятие « софия» более емкое, чем просто мудрость. Платон под « софией» понимал нечто великое то, что сродни Божеству.

8.1.1.1.1.1.1.5.Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое случайности?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

8.1.1.1.1.1.1.6.Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Эти проблемы носят мировоззренческий характер. Что же такое мировоззрение? Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания, Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, стремлений, надежд, ценностей, норм, и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1.Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно - научную и универсальную картину мира.

8.1.1.1.1.1.1.7.2.Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего

8.1.1.1.1.1.1.8.рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.

3.Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки и готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально - составляющей мировоззренческого компонента.

8.1.1.1.1.1.1.9. 4.Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

8.1.1.1.1.1.1.10.Жизненно- практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле. Этот уровень мировоззрения называют жизненной философией. Такова важнейшая сфера функционирования мировоззрения- Жизненно -практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Но в этом уровне мировоззрения нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки

8.1.1.1.1.1.1.11.Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

8.1.1.1.1.1.1.12.Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

8.1.1.1.1.1.1.13.В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое .

8.1.1.1.1.1.1.14. Однако религия имеет свою специфику. Специфика религии обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверх естественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

8.1.1.1.1.1.1.15.Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное.

8.1.1.1.1.1.1.16.Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, Поэтому можно сказать, что философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия -мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

8.1.1.1.1.1.1.17.Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития.

8.1.1.1.1.1.1.18.Философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употребил греческий мыслитель Пифагор. Истолковал и закрепил термин «философия» Платон.

8.1.1.1.1.1.1.19.Философия – это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

8.1.1.1.1.1.1.20.Философ Л. Фейербах связывает начало философии с началом наук вообще.

8.1.1.1.1.1.1.21.Характерные признаки философии – универсализм и субстанциализм ( субстанция - сущность, лежащая в основе)

8.1.1.1.1.1.1.22.Основные типы мировоззрения –

Космоцентризм - тип мировоззрения, в основе сущего рассматриваются элементы Вселенной, характерен для античности.

8.1.1.1.1.1.1.23. Теоцентризм – тип мировоззрения, в основе сущего находится Бог

8.1.1.1.1.1.1.24. Антропоцентризм - тип мировоззрения, в основе сущего человек

8.1.1.1.1.1.1.25.Основные разделы философии

8.1.1.1.1.1.1.26.Онтология - учение о бытии

8.1.1.1.1.1.1.27.Гносеология или эпистемология – учение о познании

8.1.1.1.1.1.1.28.Философская антропология – учение очеловеке

8.1.1.1.1.1.1.29.Социальная философия – учение об обществе

8.1.1.1.1.1.1.30.Аксиология – учение о ценностях

8.1.1.1.1.1.1.31.Праксеология – учение об общественной практике

8.1.1.1.1.1.1.32. Методология – учение о методах

8.1.1.1.1.1.1.33.Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии предметов

8.1.1.1.1.1.1.34.Функции философии



  1. мировоззренческая - вырабатывает основной вид и взгляд на мир

  2. методологическая - вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

  3. ценностная ( аксиология – учение о ценностях) выделяет ценности, присущие тому или иному обществу

8.1.1.1.1.1.1.35.

8.1.1.1.1.1.1.36.Категории – это набор базовых понятий. Мир человека состоит из таких вещей, которые во многом равны,т поскольку категории выражают эту общность отдельных составляющих мира человека, создают предпосылки для диалога людей.

8.1.1.1.1.1.1.37.Основной вопрос философии

8.1.1.1.1.1.1.38.Основной вопрос философии, сформулирован Ф.Энгельсом, вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе – что является первичным, а что вторичным – дух или природа, сознание или материя?

8.1.1.1.1.1.1.39.В связи с этим возникли три направления:

8.1.1.1.1.1.1.40.Материализм – которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, дух, мышление как свойство материи. Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, отношений и форм движения.

8.1.1.1.1.1.1.41.Идеализм – это учение, утверждающее, что сознание, мышление первично, а материя, природа – вторично.

8.1.1.1.1.1.1.42. И материализм, и идеализм является разновидностями монизма

8.1.1.1.1.1.1.43.Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего.

8.1.1.1.1.1.1.44.Дуализм – учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа и материи.

8.1.1.1.1.1.1.45. Вторая сторона основного вопроса философии «Познаваем ли мир» При ответе на этот вопрос возникли три направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм

8.1.1.1.1.1.1.46.Агностицизм – учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира

8.1.1.1.1.1.1.47.Скептицизм – учение, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира

Оптимизм – учение, которое провозглашает принципиальную познаваемость сущности всех явлений


8.1.1.1.1.1.1.48.Контрольные вопросы.

8.1.1.1.1.1.1.49.



  1. Раскройте этимологическое значение термина « философия» ?

  2. Определите специфику мировоззрения на уровне мифологии, религии, философии?

  3. Перечислите функции философии и установите их взаимосвязь

  4. Является ли миф только « реликтом» прошлого?

  5. Назовите основные разделы философии

  6. Определите условия, при которых философия возможна и необходима:

8.1.1.1.1.1.1.50.

8.1.1.1.1.1.1.51.Литература:

1.Жуков Н. Философия М, 1999

2.Спиркин А. Философия М,2000

3. Радугин А.А. Философия М., 1999.

4. Рабочая тетрадь по дисциплине «Философия», Алматы – 2003

5.Фролов «Философия» М., 1998


Каталог: ebook -> umm
umm -> I. предмет, задачи, принципы и методы дефектологии дефектология как отрасль педагогической науки
umm -> Абрикос apricot агар(-агар)
umm -> «Введение в специальность» для студентов образовательной программы 5В072600 – «Технология и конструирование изделий легкой промышленности» Семей
umm -> «Введение в специальность технологии кожи и меха»
umm -> Учебное пособие Кемерово 2004 удк
umm -> Методические указания с заданиями для выполнения лабораторно-практических занятий по специальности 4602 Охотоведение и звероводство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница