Тема 1: место внутреннего аудита в системе управления



Скачать 67.46 Kb.
страница1/13
Дата13.01.2020
Размер67.46 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Тема 1: МЕСТО ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ


  1. Понятие и задачи внутреннего аудита

  2. Этапы становления внутреннего аудита

  3. Роль и значение внутреннего аудита в компании

  4. Особенности внутреннего аудита

  5. Функции и характеристики внутреннего аудита

  6. Виды внутреннего аудита

  7. Информационное обеспечение внутреннего аудита




  1. Понятие и задачи внутреннего аудита

Развитие рыночной экономики сопряжено с концентрацией собственности, интеграционными процессами, что привело к формированию финансово-промышленных групп, холдингов, концернов, корпораций. Для осуществления управленческих функций собственники и топ-менеджеры в условиях нарастаю­щей неопределенности бизнес-ситуации, неясности и неуверен­ности в конечных результатах должны решать проблему выжива­ния и развития, создавать механизмы, дающие возможность принимать скоординированные и оптимальные управленческие решения. Эффективная система информационного обеспечения управления хозяйственной деятельностью организаций являет­ся важнейшим фактором, определяющим перспективы развития и повышения финансовой и конкурентной устойчивости бизнеса.

В настоящее время понимание управленческой деятельнос­ти и управленческих функций изменилось. Их «классический» набор, включающий учет, анализ и контроль, значительно рас­ширился и включает: планирование (текущее и перспективное), прогнозирование, организацию и координацию, регулирование, стимулирование и др. Это функциональное понимание управ­ленческой деятельности как специфического вида деятельнос­ти, который формализован и нормативно задан, а также регла­ментирован по предмету, средствам, способам, результату (во времени и пространстве). Таким образом, предметом управлен­ческой деятельности являются взаимосвязи и взаимоотношения материального, хозяйственного и социального характера, кото­рые можно формально, количественно и экономически описать. Содержательный смысл общие функции управления приобре­тают только применительно к объекту и предмету управленчес­кой деятельности. При этом предметом являются процессы про­изводственно-хозяйственной деятельности, а объектами высту­пают элементы этой деятельности.

Следует отметить, что современная экономическая ситуация обостряется в связи с быстрыми изменениями внешней среды, интеграционными процессами и глобализацией бизнеса, сти­мулирующими появление новых методов, систем и подходов к управлению и к поставщику информации — внутреннему аудиту. Необходимость внутреннего аудита обусловлена усложнением управленческих проблем, необходимостью их комплексного ре­шения. Он предназначен для менеджеров верхнего уровня управления предприятием. Для них нужна информация, вт. ч. конфи­денциальная, составляющая коммерческую тайну, о возможнос­тях организации и ее экономической среде. Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей для повы­шения эффективности деятельности и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ организации может стать внутрен­ний аудит

Целью компании должно являться не создание системы кон­троля, которая бы полностью гарантировала отсутствие откло­нений, ошибок и неэффективности в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Ведь ресурсы, направлен­ные компанией на создание избыточного контроля, могли бы быть использованы для достижения других целей и задач. Одна­ко даже хорошо выстроенная и организованная система внут­реннего контроля нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности. Этой цели служит внутренний аудит.

В чем состоит необходимость организации внутреннего аудита?

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занима­ется повседневным контролем деятельности организации и низ­ших управленческих структур. Внутренний аудит дает информа­цию об этой деятельности и подтверждает достоверность отче­тов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необхо­димых изменений внутри предприятия.

Растущий интерес к внутреннему аудиту в мире обусловлен рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит является одним из немногих доступных на данный момент и в то же время недо­оцененных ресурсов, правильное использование которых может повысить эффективность компании. Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов, прокатившихся по США и Западной Европе, дала основания считать, что институт внешнего аудита может давать серьезные сбои, вследствие которых терпят банк­ротства даже крупнейшие фирмы. В-третьих, наличие в компа­нии хорошего корпоративного управления, одним из неотъемле­мых звеньев которого становится внутренний аудит, — положи­тельный сигнал для потенциальных инвесторов и кредиторов, повышающий инвестиционную привлекательность компании.

В российских условиях к вышеназванным факторам добавля­ется ряд других. Прежде всего, это желание собственников и ме­неджмента упорядочить структуру и организацию бизнес-процессов, что может привести к существенной экономии средств компании. Кроме того, наличие внутреннего аудита становится весьма актуальным для собственников-управленцев, которые отходят от непосредственного ведения дел на фирме, передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров. Нако­нец, планы выхода в краткосрочной или среднесрочной перс­пективе на международные рынки капитала диктуют компани­ям необходимость создания служб внутреннего аудита. В част­ности, правила крупнейших фондовых бирж предусматривают наличие в компании внутреннего аудита как обязательное усло­вие внесения ценных бумаг компании в котировальные списки биржи.

.Концептуальные основы любого вида научно-практической деятельности в наиболее общем виде концентрируются в опре­делении системы базовых категорий, концепций, системы регу­лятивных принципов и научного инструментария.

Следовательно, создание эффективной, гибкой и эксклюзив­ной для каждой организации системы внутреннего аудита в це­лях управления финансово-хозяйственной деятельностью тре­бует определения теоретических и практических аспектов кате­гории «внутренний аудит». На сегодняшний день как в российс­кой, так и в зарубежной экономической литературе не существует однозначного понимания сущности, функций и задач внутрен­него аудита

Международный институт внутренних аудиторов (Instituteof Internal Auditors, США) определяет внутренний аудит как «...де­ятельность по предоставлению независимых и объективных га­рантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает органи­зации достичь поставленных целей, используя систематизиро­ванный и последовательный подход к оценке и повышению эф­фективности процессов управления рисками, контроля и кор­поративного управления».

Таким образом, внутренний аудит — это контрольно-консал­тинговая деятельность, осуществляемая внутренним подразде­лением либо переданная на аутсорсинг, в процессе которой про­изводится оценка системы внутреннего контроля (мониторинг адекватности и эффективности) с точки зрения реализации ее основных целей (обеспечение соблюдения требований законо­дательства и внутренних регламентов, подготовки достоверной отчетности как финансового, так и нефинансового характера, эффективности и конкурентоспособности экономического субъекта), предоставляются независимые и объективные гаран­тии и консультации, направленные на максимизацию ценности и совершенствование деятельности организации, что способству­ет достижению организацией поставленных целей на основе си­стемного и последовательного подхода к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и кор­поративного управления.

В целом, взаимодействие внутреннего аудита с системой управления предполагает выделение как минимум следующих связей:

• обратной связи между сотрудниками, обусловленной вы­полнением ими своих функций;



  • обратной связи между менеджерами, операционными под­разделениями и центрами ответственности;

  • обратной связи между деятельностью операционных под­разделений, видами деятельности и достигнутыми резуль­татами .

Ключевая функция службы внутреннего аудита заключается в разработке и представлении не только предложений по ликви­дации выявленных нарушений, но и рекомендаций по повыше­нию эффективности управления, выявлению резервов развития, а также в консультативной поддержке руководства.

Преимущества создания отдела внутреннего аудита заключа­ются в том, что внутренний аудит способен:



  • оценивать систему внутреннего контроля в части досто­верности информации;

  • проводить анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагать методы снижения рисков

  • оценивать соответствие системы корпоративного управ­ления компании принципам корпоративного управления;

  • повысить инвестиционную привлекательность торговой организации.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница