Тема №12. Особенности физического воспитания младенцев и применения средств физической реабилитации в педиатрии



Скачать 45.72 Kb.
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер45.72 Kb.
  1   2   3
МОДУЛЬ I. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
Содержательный модуль 2: Физическая реабилитация
ТЕМА № 12. Особенности физического воспитания младенцев и

применения средств физической реабилитации в педиатрии
1. Актуальность темы: Современное развитие медицины, задачи сохранения и укрепления здоровья детей и подростков поставили проблемы реабилитации на одно из ведущих мест в системе здравоохранения.

Особый интерес для педиатрии составляет реабилитация. Именно в детском возрасте формируются многие заболевания, приводящие к стойкой потере трудоспособности и инвалидности. В детском возрасте наиболее раннее начало программы оздоровления обеспечивает достижение высокого реабилитационного потенциала.

Для здорового ребенка характерна физическая активность с первых дней жизни и является естественной биологической потребностью живого организма. Через движения ребенок познает мир и себя в нем, совершенствует опорно-двигательный аппарат, вегетативные системы, обмен веществ, психическое развитие. Избыточность или недостаточность физической активности, относительно привычной для ребенка, часто указывает на присутствие болезни в ее организме. Необоснованное ограничение физической активности всегда приводит к стойкому уменьшению функционального состояния систем жизнеобеспечения, процессов возбуждения центральной нервной системы, ухудшение трофических процессов. Строго нормированная физическая активность, адекватная физиологическим возможностям организма, способствует компенсации нарушенных функций пораженной системы и предупреждению дистрофических осложнений в остром периоде заболевания. В период выздоровления двигательная активность способствует восстановлению функции и структуры морфофункционального комплекса пораженной системы. Особое внимание уделяется физическим упражнениям для предупреждения и лечения ортопедических заболеваний.

Использование биологической сущности средств ФР, их доступности и дешевизны, в отличие от медикаментозных средств, в лечении больных детей зависит только от осведомленности врачей. Знание этой темы обеспечит мотивацию будущего врача к использованию средств ФР в комплексном лечении больных детей и поможет сформировать навыки самостоятельного дифференцированного подхода в их назначении на практике.


2. Продолжительность темы: 2 (ч.).
3. Учебная цель. Ознакомиться с особенностями применения средств физической реабилитации у здоровых младенцев и усвоить основные принципы рационального применения средств ФР при наиболее распространенных заболеваниях в детском возрасте.
Конкретные цели:
Знать:

- Анализировать функциональные нарушения у детей с различными патологиями;

- Объяснять и демонстрировать выполнение специальных физических упражнений и лечебных положений для обучения родителей;

- Объяснять особенности использования средств и форм ФР у детей на первом году жизни;

- Объяснять использование средств и форм ФР при врожденной мышечной кривошеи, врожденной дисплазии тазобедренных суставов, рахите, гипотрофии, пневмонии, ревматизме.

- Объяснять использование средств и форм ФР при нарушениях осанки, функциональных и структурных сколиоз, плоскостопия.

- Предложить обосновать и самостоятельно назначить средства и формы физической реабилитации, провести оперативный контроль адекватности физических нагрузок оценить кумулятивный эффект тренировок у больных детей.
3. Базовый уровень подготовки


Названия предыдущих дисциплин

Полученные навыки

1. Анатомия человека

Описывать строение костей, суставов, мышц, легких, сердца, органов пищеварения

2. Физиология

Классифицировать виды мышечной деятельности. Описывать функцию сердца, легких, органов пищеварения

3. Педиатрия

Описывать этиологию, патогенез, особенности клинических проявлений заболеваний внутренних органов у детей раннего возраста (рахита, гипотрофии, кривошеи)

4. Ортопедия

Описывать клинику, диагностические критерии нарушений осанки, функциональных и структурных сколиозов, плоскостопия, врожденной мышечной кривошеи, врожденной дисплазии тазобедренных суставов.



4. Задания для самостоятельной работы во время подготовки к занятию
4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:


Срок

Определение

Рефлекторные упражнения

Упражнения, основанные на безусловных кожно-мышечных рефлексах

Осанка

Круглая спина



Обычное, непринужденное положение тела при стоянии и сидении.

Растянутые паравертебральные мышцы, сокращены большие грудные мышцы и мышцы живота, угол наклона таза уменьшен



Плоская спина

Кругло-вогнутая спина



Пониженная сила всех мышц туловища, угол наклона таза уменьшен

Растянутые паравертебральные мышцы, мышцы живота, задней поверхности бедер, сокращены большие грудные мышцы, мышцы передней поверхности бедер, ягодичные, поясничные, угол наклона таза увеличен



Плоско-вогнутая спина

Растянутые мышцы живота, задней поверхности бедер, сокращенные мышцы передней поверхности бедер, поясничные, седалищные, угол наклона таза увеличен

Плоскостопие

Продольная - уплощение продольного свода стопы

Поперечная - при уплощении переднего отдела стопы





4.2. Теоретические вопросы к занятию:
1. Какие основные особенности использования средств и форм физической реабилитации на первом году жизни?

2. Что такое рефлекторные упражнения?

3. Какие особенности закалки детей?

4. Какие специальные задачи необходимо решать средствами и формами физической реабилитации при врожденной мышечной кривошеи?

5. Какие специальные задачи необходимо решать средствами ФР при врожденной дисплазии тазобедренных суставов?

6. Каковы особенности применения физических упражнений при пневмонии у детей первого года жизни?

7. Каковы особенности применения физических упражнений у детей, больных ревматизмом?

8. Какие виды конфигурации позвоночника?

9. Какие упражнения являются специальными при плоскостопии?

10. Какие особенности использования физических упражнений при гипотрофии у ребенка?


4.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии:
1. Решение ситуационных задач: назначение ребенку средств ФР по схеме (алгоритму)

2. Демонстрация выполнения рефлекторных упражнений, предоставления корректируя положений, выполнение пассивных и активных специальных упражнений у детей с различными заболеваниями.


Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации в педиатрии
Под реабилитацией в педиатрии следует понимать систему государственных, социально-экономических, медицинских, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на полную ликвидацию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, или на максимально возможную компенсацию врожденных или приобретенных дефектов развития и нарушений функций организма, и на возвращение ребенка в короткий срок до присущего ее возраста образа жизни, обеспечивает гармоничное физическое и духовное развитие.

В силу особенностей детского организма физическая реабилитация в педиатрии имеет свою специфику. Вынужденный покой или резкое ограничение двигательной активности ребенка очень неблагоприятно влияют как на ее общее состояние, так и на течение болезни. Любое ограничение движений дети всегда переносят очень тяжело, так как потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей их организма, его нормального формирования и развития, а именно мышечные движения является биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма во все периоды детства. Доказано, что движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детского организма, всегда оздоровительным фактором. Этим, вероятно, можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных средств ЛФК, когда они основываются на принципе общего воздействия на организм ребенка.

В основе лечебного действия физических упражнений относительно больных и ослабленных детей следует понимать целенаправленный процесс восстановления нарушенных функций организма в целом, а также отдельных его органов и систем. Основным итогом влияния физических упражнений является восстановление нарушенных болезнью нервных и нервно-гуморальных регуляций. Длительное систематическое применение физических упражнений приводит функциональную адаптацию организма к нагрузкам, что приводит к устранению нарушений, которые появились в результате болезни. Лечебное действие физических упражнений, прежде всего, заключается в том, что они помогают корректировать изменены и искажены во время болезни функции ЦНС и кортико-висцеральные взаимоотношения, способствуют торможению патологических рефлексов. Вместе они помогают созданию новых условно-рефлекторных связей, ускоряют репаративные процессы.

Современные представления об основных механизмах лечебного действия физических упражнений - тонизирующее воздействие, трофическое действие, формирование компенсации временными и постоянными средствами ЛФК и восстановления функции - вполне можно отнести и к детскому организму. Именно в детском возрасте ЛФК способствует наиболее быстрому и надежному влияния всех этих механизмов.

В практике врачей-педиатров ЛФК следует рассматривать в плане широкого комплекса различных средств, которые включают в себя физические упражнения, организацию двигательных режимов, трудовых процессов, использования природных факторов для закаливания организма и массаж, который, особенно в раннем детском возрасте, является неотъемлемой частью ЛГ. Наибольшее лечебного эффекта, используя в терапевтической и воспитательной целью адекватные возраста и характера заболевания средства ЛФК, можно достичь лишь при условии соблюдения некоторых дидактических и методических принципов проведения ЛФК, а именно: принцип систематичности, принцип от простого к сложному, принцип постепенного повышения требований, принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, принцип доступности, принцип учета развития движений в зависимости от возраста ребенка, принцип сочетания физических упражнений общего действия и специального характера, принцип чередования («рассеяние») мышечной нагрузки и, наконец, принцип сознательности и активности, который помогает усилить действие средств ЛФК, повысить психотерапевтический эффект, тем более, что для решения лечебно-педагогических задач необходима сознательная, активное участие ребенка в занятиях. Понимание задач и возможностей физических упражнений в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повышению эмоционального уровня, активизирует и дисциплинирует детей.

Занятия ЛФК с детьми всегда должны представлять собой творческий процесс и отвечать не только требованиям поставленных задач, но и содержания назначенного врачом двигательного режима. При переводе детей из одного режима на другой, необходимо руководствоваться клиническими показателями и определением функционального состояния больных, для чего обязательно надо использовать функциональные пробы.


Физическая реабилитация при рахите
Рахитом чаще болеют дети в возрасте до 2 месяцев и старше. Характерные изменения всех видов обмена веществ, прежде всего расстройство фосфорно-кальциевого обмена. При рахите возникает деформация опорно-двигательного аппарата. В значительной степени поражается мышечная система из-за недостаточного поступления в мышцы фосфорных соединений (АТФ), нарушения кальциевого обмена. Отмечаются дряблость мышц, вздутие живота, беспокойство, плохой сон, потливость. В клинике рахита играют важную роль нарушения функции дыхания через гипотонию дыхательных мышц, деформацию грудной клетки.

Различают три степени рахита: I - легкий рахит, II - болезнь средней тяжести, III - тяжелый рахит.

Задачи ЛФК в период разгара заболевания: нормализация основных нервных процессов, улучшения обмена веществ, восстановления нарушенных функций органов дыхания и системы кровообращения, предотвращения возможных деформаций опорно-двигательного аппарата.

Согласно рекомендациям Е.Т. Матвеева основными способами решения этих задач является поглаживающий массаж (спины, живота, конечностей) и пассивные физические упражнения, выполняемые после массажа с соблюдением необходимых методических правил (теплыми руками, медленно, в пределах физиологической амплитуды движений в суставе). При наличии безусловных двигательных рефлексов можно использовать рефлекторные упражнения. В случае попыток к самостоятельным движениям используют активные упражнения с помощью и из облегченных в. п. Занятия проводят индивидуально, продолжительностью 10-12 мин. И. п. - только лежа. Для предотвращения деформаций опорно-двигательного аппарата ребенка в постели кладут на плоский матрас. Обязательная частая смена положения больного.

Задачи ЛФК в период реконвалесценции: к вышеперечисленным задачам добавляются еще такие: ликвидация мышечной гипотонии, выравнивания нарушений психомоторного развития, восстановления утраченных или задержанных двигательных навыков, коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.

С ребенком проводят индивидуальные занятия ЛГ продолжительностью 12-15 мин 2-3 раза в день. В занятиях массаж со всеми приемами используют, прежде всего, для наиболее пораженных мышц (спина, живот, ягодицы). Согласно имеющимся у ребенка двигательных навыков назначают гимнастические упражнения. Для развития задержанных двигательных навыков - массаж соответствующих мышечных групп, пассивные упражнения, стимуляция. Вводятся упражнения для коррекции деформаций скелета. К таким специальным упражнениям относятся выкладывание на живот, упражнения лежа на животе (для коррекции грудного кифоза).

Задачей ЛФК в период остаточных явлений является нормализация функций органов и систем, которые были поражены рахитом, нормализация психомоторного развития, коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата (насколько это возможно), повышение неспецифических защитных сил.

В зависимости от возраста ребенка назначают УГГ, специальные занятия ЛГ продолжительностью 18-20 мин., Индивидуальные задания, которые выполняют с помощью матери или медицинского персонала. Используют массаж, физические упражнения, соответствующие уровню психомоторного развития ребенка. Для развития задержанных двигательных навыков используют специальные упражнения, сначала пассивные с элементами соответствующих движений, упражнения для специальной тренировки ослабленных мышечных групп, а также упражнения из облегченных в. п. и с поддержкой. Специальное задание уменьшить или ликвидировать деформации опорно-двигательного аппарата решается с помощью корректирующих упражнений в сочетании с массажем.

Из физических методов в комплексном лечении включают общее УФО; с 6-месячного возраста используют соляно-хвойные ванны (после курса УФО).

В комплексном лечении рахита успешно применяют массаж, он улучшает обменные процессы, предупреждает прогрессирование болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение, стимулирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах и нормализует сон.

Ориентировочное содержание лечебной гимнастики и массажа в период реконвалесценции рахита (для ребенка 3-6 мес).

1. Массаж рук (поглаживание). 2. Отведение рук в стороны, скрещивание их на груди (пассивное или помощью). 3. Массаж ног (поглаживание и растирание). 4. Скользящие движения. 5. Массаж живота. 6. Поворот со спины на живот (активный или помощью). 7. Массаж спины. 8. Упражнения для стимуляции ползания. 9. Выборочный массаж ягодичных мышц (поглаживание, растирание, разминание). 10. Подъем ног из. п. лежа на животе с опорой на предплечья и прогибание спины. 11. Круговые движения руками. 12. Сгибание и разгибание ног поочередно. 13. Поворот со спины на живот. 14. Преподавание на живот на жесткой плоскости.


Физическая реабилитация при гипотрофии
Гипотрофия характеризуется истощением организма, истончением подкожно-жирового слоя в результате нарушения функций органов желудочно-кишечного тракта, перенесенных инфекционных заболеваний и др.. Ребенок худеет, отмечается вялость мускулатуры, бледность кожи, нарушение теплового обмена. Гипотрофия - наиболее частое проявление хронической недостаточности питания у детей раннего возраста (неправильное вскармливание и уход, частые заболевания и т.п.).

Выделяют три степени гипотрофии: при I степени - потеря веса составляет до 20% от нормы, при II - до 40%, и при III - более 40%.

Комплексная реабилитация включает ЛГ, общий массаж, воздушные ванны, диету, хвойные ванны, УФ-облучения.

Задачи ЛФК: улучшение и нормализация основных нервных процессов, обмена веществ, защитных сил организма, функций органов желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; предотвращения отставанию в психомоторном развитии и его ликвидация, восстановление и нормализация двигательных навыков в случае их нарушения.

При наличии гипотрофии I степени занятия ЛФК продолжительностью 15-18 мин включают активные с небольшим количеством повторений физические упражнения в соответствии с уровнем развития моторики, пассивные, активные с помощью упражнения для развития задержанных двигательных навыков, поглаживающий массаж туловища и конечностей и выборочно гипотонических мышц с использованием всех приемов.

У детей с гипотрофией II степени продолжительность занятий сокращают до 15 мин, уменьшают общую нагрузку.

У детей с гипотрофией III степени продолжительность занятий 5-8 мин. Используют преимущественно поглаживающий массаж туловища и конечностей, рефлекторные упражнения, выкладывание на живот.

Ориентировочное содержание лечебной гимнастики и массажа для детей 5-9 мес. с гипотрофией II степени.

1. Поглаживающие массаж живота и конечностей. 2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (пассивные упражнения, в случае появления самостоятельных движений - с помощью). 3. Сгибание ног поочередно (скользящие шаги). 4. Поворот со спины на живот с помощью - влево. 5. Массаж спины (поглаживание и растирание). 6. Стимуляция ползания. 7. Преподавание на живот. 8. Массаж спины (поглаживание). 9. Поворот со спины на живот с помощью - вправо. 10. Поднимание головы и плеч с поддержкой за руки из положения на животе. 11. Массаж живота. 12. Приседания с поддержкой за отведенные руки. 13. Массаж ног (поглаживание и растирание). 14. Сгибание ног вместе и по очереди. 15. Массаж рук (поглаживание). 16. Круговые движения руками.


Физическая реабилитация при кривошеи
Мышечная кривошея связана с укорочением грудино-ключично-сосцеподибного мышцы. При пальпации мышца утолщенный и уплотнена. Характерно неправильное положение головы. Распространенной формой заболевания является миогенная. Как правило, это врожденная патология развития грудино-ключично-сосцеподибного мышцы.

Ведущими методами лечения в раннем возрасте является массаж, ЛГ, лечение положением.

Задачи ЛФК: улучшение крово-и лимфообращения в пораженной мышце, содействие рассасыванию образованной гематомы и предотвращения грубому рубцеванию, уменьшение или устранение мышечной контрактуры, увеличение подвижности и уменьшение наклона головы, компенсаторное увеличение мышечного тонуса на здоровом боку, содействие выравниванию тонуса мышц бокам шеи, предотвращения развития асимметрии лица, черепа и т.д..

Лечение следует начинать как можно раньше. Подбор средств и методика ЛФК определяют ее задачи и возрастные особенности больного.

У ребенка в возрасте от 2 мес. до 3 мес. во вступительной части процедуры в течение 2-3 мин выполняют поглаживающий массаж конечностей и туловища. В основной части продолжительностью 10-12 мин последовательно выполняют: а) массаж мышц шеи на здоровой стороне (поглаживание, спиралевидное растирание, разминание); б) на стороне поражения легкое растирание, поглаживание и вибрацию; в) когда ребенок лежит на спине, фиксируют пояс верхних конечностей; инструктор, обхватив голову ребенка ладонями рук, выполняет плавные медленные повороты головы в сторону пораженной мышцы, растирая при этом мышцы боковой части шеи, затем наклоняет голову в здоровую сторону и возвращает подбородком вверх; г) после этого ребенка кладут на пораженный бок и, удерживая голову, быстро забирают руку, которая поддерживала ее снизу, тем самым создавая условия для самостоятельного удержания головы, способствуя укреплению мышц шеи на здоровом боку; упражнения в и г повторяют сначала 5 раз, постепенно доводя до 20; д) в положении ребенка на спине массаж больших и малых грудных и подключичных мышц (поглаживание); е) в положении на животе рефлекторное ползание и массаж мышц спины и шеи; есть) в положении на правом, затем левом боку рефлекторное разгибание спины; ж) в положении ребенка на спине массаж живота (поглаживание). После этого повторяют специальный массаж шеи и пассивные корригирующие упражнения. В заключительной части длительностью около 2 мин проводят: а) массаж ног; б) рефлекторные упражнения для стоп; в) массаж рук.

При консервативной терапии кривошеи, кроме вышеперечисленных средств ЛФК, применяют лечение положением, используют корректирующий чепчик. У детей старше 7-8 мес. применяют ватно-картонный воротничок Шанца. Носить ребенка рекомендуют поочередно на обеих руках. Назначают также прогревание утолщенного мышцы теплыми грелками, лампой «Солюкс», с помощью аппарата «Фен». Детям в 6-8-недельном возрасте и старше можно назначать ионофорез йодида калия.

Консервативные методы лечения, нередко, оказываются недостаточными, и деформация шеи все-таки развивается. В таких случаях показано оперативное лечение.
Физическая реабилитация при патологии органов дыхания у детей
Специальная реабилитация при заболеваниях органов дыхания у детей включает дыхательные упражнения, релаксацию, отработки умения правильно откашливаться, упражнения с акцентом на полный выдох, дыхание через нос и верхнюю часть грудной клетки, динамические упражнения в разных исходных положениях. Для постановки правильного дыхания и тренировки дыхательной мускулатуры, укрепления мышц грудной клетки и др.. рекомендуются плавание и игры.

Особое значение в профилактике повторений заболеваний органов дыхания имеет закалку, основной целью которого является повышение устойчивости и сопротивляемости детского организма к внешним факторам. Это гимнастика и игры на свежем воздухе, игры с мячом на берегу моря (реки, озера), умывание и обтирание водой сначала комнатной температуры, а затем - холодной.

Противопоказания для физической реабилитации: острый воспалительный процесс с тяжелым кашлем, выраженной интоксикацией с высоким лейкоцитозом, увеличенной СОЭ и высокой температурой тела; острое истощение больного, кровохарканье, дыхательная недостаточность, значительная тахикардия; приступ бронхиальной астмы, значительные нарушения функции сердечно-сосудистой системы, изменения в органах и системах, которые являются общими противопоказаниями к назначению ЛФК; резко негативное отношение ребенка к ЛГ.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница