Тема опыта: развитие эмоционально личностной сферы дошкольника



Скачать 34.98 Kb.
Дата23.04.2016
Размер34.98 Kb.
ТЕМА ОПЫТА: РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
Шигапова Г.Н.
МБОУ «Северная СОШ" Оренбургская область Северный район

Проблема развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста актуальна на современном этапе развития общества: родители, приходя ко мне как к педагогу-психологу на консультацию, часто жалуются: «сын капризничает, может ударить или сломать игрушку», «устраивает нам дома истерики». Воспитатели обращают внимание на то, что дошкольники во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками проявляют вспыльчивость, вербальную и физическую агрессию, не сопереживают друг другу и тяжело адаптируются к новым условиям.

Детям с подобными трудностями необходима квалифицированная психологическая помощь. Ведь недостаточное развитие эмоционально-личностной сферы в дошкольном возрасте может стать причиной таких проблем, как агрессивность, тревожность, вспыльчивость, эмоциональная холодность, застенчивость, замкнутость, которые могут повлечь за собой серьёзные нарушения в развитии интеллектуальной сферы, в социальной адаптации ребёнка и вызовет трудности в приобретении знаний в школе.

Целью моей работы является – профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в ДОУ. Реализация поставленной цели проводилась по основным направлениям:



  • психодиагностика;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • психологическое консультирование;

  • психопрофилактика.

Психологическую работу со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, родителями дошкольников и педагогами ДОУ) я строила поэтапно:

  • 1 этап – диагностический;

  • 2 этап – планово – организационный;

  • 3 этап – коррекционный;

  • 4 этап – контрольный.

На первом этапе я выявляю уровень развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1), используя методы наблюдения, эксперимента, а также различные диагностические методики:

  1. Для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка.

  2. Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус».

  3. Волшебная страна внутри нас. Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстпигнеева, Д. Фролов. Цель этой методики — исследование психоэмоционального состояния.

  4. «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко).

Для выявления причины нарушений в эмоцилонально - волевой сфере применяю систему психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», тематическое рисование «Мое настроение», «Страхи» и пр.) Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях - в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах. По результатам наблюдения детей с незначительными и грубыми нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а также по запросу родителей, педагогов, по рекомендации ИПР ребёнка-инвалида, включаю в список индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.

На планово-организационном и коррекционно-развивающем этапах стараюсь построить максимально полезной работу с родителями, решая при этом следующие задачи:



  • формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;

  • осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности родителей.

Взаимодействие с родителями по интересующим их вопросам проходит в виде индивидуальных консультирований, опросов, тематических выступлений на родительских собраниях, практических занятий, семинаров - тренингов, круглых столов с применением ИКТ на темы: «Эмоциональное развитие ребёнка» «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению», «Тревожность родом из детства», «Наказание и поощрение», «Агрессивный ребёнок: кто он, и как ему помочь?», «Детские страхи», «Что вас тревожит в собственном ребёнке?» и т. д. Предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты, памятки с рекомендациями. В каждой возрастной группе в приемных комнатах выставляю папки-передвижки из серии «Страничка психолога» с полезной информацией для родителей. Такая система позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения с целью коррекции нежелательных отклонений в поведении ребёнка.

Целью моей работы с педагогами является: повышение уровня компетентности педагогов по развитию эмоционально - волевой сферы дошкольников. В соответствии с этой целью я поставила следующие задачи:



  • формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;

  • развивать у воспитателей умение взаимодействовать с данной категорией детей обеспечивая их эмоциональное благополучие.

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов провожу: консультации, беседы, круглые столы, практические занятия, семинары-практикумы по проблемам педагогического общения: «Позиция общения с ребёнком», «Проблема эмоционального выгорания педагогов»; тренинги «Давайте познакомимся», «Разговариваем жестами и мимикой»; тематические консультации: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ», «Как помочь эмоциональным детям?».

На коррекционно-развивающем этапе ввожу ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогаю прожить определенное эмоциональное состояние, объясняя им простую истину - человеку нужны и важны все чувства и эмоции для того, чтобы он адекватно оценивал себя и окружающих в различных жизненных ситуациях. При этом строю всю индивидуальную коррекционную работу с детьми в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, поэтому ставлю перед собой следующие задачи:



  • познакомить детей с эмоциями: радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;

  • научить детей: различать эмоции по выражению лица людей и схематическим изображениям;

  • передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

  • переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

  • развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;

  • научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

Свои коррекционно-развивающие занятия с детьми строю по принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную (детям показываю пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога-психолога), визуальную (предлагаю послушать музыку, проговорить воспоминания вслух из своего прошлого опыта, послушать остальных детей), кинестетическую (предлагаю детям рисовать, показать чувства телодвижением).

Основные методы и технологии, применяемые мною на занятиях с детьми: элементы сказкотерапии с импровизацией, аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки, изотерапия с использованием различных техник рисования, песочная терапия, элементы психогимнастики, техника телесно-ориентированной арт-терапии, музыкотерапия, коррекционно-развивающие игры (подвижные, дидактические, психологические; этюды на выражение эмоций, игры-миниатюры, игры с зеркалом, игры с пальчиком).

В своей работе использую методические разработки, программы, пособия таких авторов как Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., Алябьевой Г.А. . Крюковой С.В., Слободяник Н.П., ., Хухлаевой О.В., Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., а также адаптированную программу «Тропинка к своему Я» по развитию коммуникативных и эмоционально-личностных качеств детей.

Используемые мною методы и технологии по развитию эмоционально-волевой сферы детей я реализую в правильно организованной развивающей предметно – пространственной среде кабинета педагога-психолога, это: организационно-планирующая зона, зона консультирования родителей, зона коррекционно – развивающей работы с детьми, зона релаксации (сенсорный душ, кресло-груша), центр песка и воды (ящик с песком, демонстрационный материал для игр с песком, доска с пиктограммами выражающими различные эмоции: радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес).

По завершению цикла развивающих занятий провожу итоговую диагностику детей (Приложение 1), проводя сравнительный анализ результатов работы по развитию эмоционально – волевой сфере детей. Поэтому на итоговом этапе замечаю, что у детей, прошедших весь цикл занятий по развитию эмоциональной сферы, отмечается положительная динамика: снижение интенсивности проявления тревожности, нежелательных форм поведения, позитивная оценка себя, непринуждённое их поведение при общении со взрослыми и сверстниками. Дети научились понимать эмоциональное состояние свое и окружающих людей; имеют представления о способах выражения собственных эмоций; спокойнее общаются со сверстниками; легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других. У детей проявилась положительная динамика формирования положительных черт характера: помощь и уважение друг другу, умение выслушать своего собеседника. Наблюдаются изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок). Невротические состояния детей, истерика, плаксивость, агрессивность стали проявляться в менее острой форме.

Таким образом, можно точно сказать, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны - существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяют направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Проводимая мною психологическая работа с детьми по психологической коррекции получила положительную оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению родителей и педагогов, в результате прохождения курса занятий, дети стали увереннее в себе, активнее участвуют в играх и отвечают на вопросы педагога, терпимее относятся друг другу.

Считаю, что дальнейшая работа по развитию эмоциональной сферы, сохранению психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей должна продолжиться совместно: «родитель-ребёнок-педагог», так как данная проблема актуальна в настоящее время и требует комплексного подхода к решению задач.

Приложение 1
Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой. По результатам первичной диагностики графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы:


Год

2013

2014

Показатели

первичная

Итоговая

первичная

Итоговая

Повышенный уровень агрессии

16

6

12

4

Стремление к защите

14

6

12

4

Эгоцентризма

11

4

13

3

Интровертированности

7

1

7

2

Для диагностики тревожности детей использовался «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена

На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики отмечено, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, долго не могут приступить к выполнению предложенного задания, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно, даже не пытаясь дать ответ на вопрос, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.

Год

2013

2014

Уровень тревожности

первичная

итоговая

первичная

Итоговая

Высокий

10

4

11

3

Средний

6

10

5

7

Низкий

2

4

2

8

В основном дети прибывают в состоянии тревожности, из-за ежедневных стрессовых ситуаций, возникающих в течение всего дня (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе. Проявляли вредные привычки невротического характера - качали ногой, начинали заикаться, отвлекали других детей в процессе работы. У некоторых из этой категории детей можно было наблюдать физиологические признаки повышенной тревожности - грызли ногти, потели ладони рук.

Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей мною использовалась «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко) путем опроса родителей.



Год

2013

2014

Уровень тревожности

первичная

итоговая

первичная

Итоговая

Высокий

8

2

8

2

Средний

9

5

7

13

Низкий

3

7

4

2

Данное исследование позволило сделать мне вывод о том, что половина детей испытывает высокий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус» и тесту тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. По результатам динамического анкетирования родители отметили, что ребенок стал значительно спокойнее, увереннее, активнее.



Волшебная страна внутри нас. Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстпигнеева, Д. Фролов. Цель этой методики — исследование психоэмоционального состояния.
Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Голова:




2013

2014




Страх

4

1

3

0




Обида

3

0

2

0




Злость

4

0

2

0




Грусть

3

0

2

0




Гнев

1

0

0

0




Интерес

4

1

3

1




Удивление

2

1

2

1




Радость

3

15

4

17

Руки:

Страх

4

0

5

0




Обида

2

0

0

0




Злость

6

1

3

0




Грусть

2

0

1

0




Гнев

1

0

0

0




Интерес

0

3

0

2




Удивление

0

2

1

3




Радость

2

13

7

15

Ноги:

Страх

4

0

5

0




Обида

0

0

0

0




Злость

5

1

2

0




Грусть

2

0

2

0




Гнев

0

0

0

0




Интерес

0

5

0

2




Удивление

1

3

0

4




Радость

5

11

8

14

В ходе первичной диагностики было выявлено большое число разрушительных эмоций. Результаты итоговой диагностики позволяют сделать вывод о том, что произошла стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать следующий вывод: системное использование различных методов и технологий в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольника в целом даёт положительные результаты.

Библиографический список
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Вачков И. Поговорим об эмоциях. «Школьный психолог» №45 декабрь 2000.

3. Вачков И. Эмоциональный коктейль. «Школьный психолог» №47 2000.

4.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

5.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.: Пособие для практических работников детских садов?/Автор – составитель И.А. Пазухина – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.

6.Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт», 2000.

7.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010.

8.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.:Издательство «Речь», 2007.

9. Ивлева И.А., Млодик И.Ю. , Сафуанова О.В. Консультирование родителей в детском саду. Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений. ИД «Генезис», 2009.

10.Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. Пособие для педагогов общего и спец. образования. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

11.Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001.

12. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.


13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми М.: 2000

14.А.В. Сорин «Практика использования методов песочной терапии». Справочник педагога – психолога. Детский сад. № 7 2012.

15.Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Основы сказкотерапии. – СПб.:Речь, 2007.

16.Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии под радакцией Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. –Спб.: Речь, 2007.

17.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - -5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

18.Учимся понимать друг друга/С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова и др. – М.: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА – ПРЕСС, 2002. -

19.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

20.Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.



21.Игры на развитие эмоционально – волевой сферы в повседневной деятельности детей. http://wwwb17.ru/acquaintance-with-the-emotions/.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница