Тема Основы психосоматики План лекции



Дата26.04.2016
Размер59.5 Kb.
Тема 5.2. Основы психосоматики
План лекции:

  1. Психосоматический подход в медицине

  2. Виды расстройств в психосоматическом подходе


§ 1. Психосоматический подход в медицине
Представление о том, что тело и психика существуют не изолированно друг от друга, а составляют единое целое, появилось уже давно. Именно с ним связан принцип «лечить не болезнь, а больного». В последнее время в медицине все больше внимания уделяют взаимообусловленности соматического и психического состояния пациента. Развивается особая отрасль медицинской психологии – психосоматика, которая изучает связь психических и соматических расстройств.


Психосоматика (от греч. Psyche – душа, soma – тело) – это направление медицинской психологии, которое занимается изучением влияния психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.

Термин «психосоматика» был предложен в 1818 году немецким психиатром И. Хайнротом, высказавшим мысль, что внутренний душевный конфликт порождает соматические заболевания. Через 10 лет К. Якоби предложил использовать понятие «соматопсихическое» как противоположное и в то же время дополняющее понятие «психосоматическое». Во врачебный лексикон термин «психосоматика» был введен лишь спустя столетие.


Создатели Международной классификации болезней 10 пересмотра отказались от раздела «психосоматические заболевания», так как по всем болезням теперь необходимо осуществлять психосоматический подход. Психосоматическая медицина не является частью общей медицины, а вырабатывает определенный тип мышления и действия, направленный на анализ соматических, социальных и психологических факторов в этиологии, клинике и лечении болезней. А модель болезни является уже не биологической, а биопсихосоциальной.

Биопсихосоциальный подход впервые предложил Г. Энгель в 1977 году. Он утверждает, что все биомедицинские проблемы находятся отчасти под влиянием психосоциальных факторов и сами могут послужить причиной вторичных поведенческих и социальных проблем.


В настоящее время психосоматическое направление в медицине решает 3 вопроса:

  1. о пусковом механизме патологического процесса;

  2. о том, почему у одних людей сверхсильные психические стрессоры вызывают патологический процесс в организме, а у других нет;

  3. о том, почему одни и те же стрессоры вызывают у одних людей заболевание ССС, у других – ЖКТ, у третьих – дыхательной системы, у четвертых – эндокринной системы и т.д.

В качестве пускового механизма психосоматического расстройства обычно рассматривают психическую травму. Психической травмой следует называть такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии. Психические травмы могут быть единичными и повторными, кратковременными и длительными.

Все психические травмы, вызывающие заболевания, можно разделить на три группы: 1) психические травмы, которые можно назвать «эмоциональным лишением»; 2) различные конфликты; 3) психические травмы, представляющие угрозу для жизни.
В проведенных многочисленных исследованиях было показано, что существуют неспецифические психологические особенности, характерные в целом для всех больных с самыми разнообразными видами психосоматической патологии. К таким психологическим чертам относятся:


    • эгоцентризм;

    • личностная незрелость;

    • инфантилизм;

    • перфекционизм;

    • неспособность управлять символическими процессами в целях общения;

    • недостаточная степень эмоциональной вовлеченности в происходящие события;

    • неумение описывать собственные переживания, особенно отрицательные (алекситимия);

    • наличие жестких и архаичных защитных механизмов;

    • чрезмерный самоконтроль


§ 2. Виды расстройств в психосоматическом подходе
Психосоматический подход выделяет три основных вида расстройств: психосоматические, соматопсихические и социопсихосоматические.
I. Психосоматические расстройства.


Под психосоматическими расстройствами понимают симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (различных органов и систем), обусловленные индивидуально

психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта.


Принято выделять 3 группы психосоматических расстройств:


А. Конверсионные симптомы – это невротические расстройства, проявляющиеся в эмоционально-аффективной и соматовегетативной симптоматике как символическом выражении психологического конфликта. Напряжение вызывается определенными ситуациями или объектами, которые человек пытается избежать, что проявляется комплексом вегетативных реакций. Происходит конверсия эмоций на «символический язык тела». Например, психогенная слепота или глухота, рвота, истерические параличи. Конверсионные симптомы обратимы и возникают только в ситуациях, значимых для человека. Жалобы пациентов гротескны, преувеличены, усиливаются в присутствии значимых лиц и исчезают после разрешения конфликтной ситуации или удовлетворения потребности.

Например, ребенок заболевает: поднимается температура, начинается рвота. Но все эти симптомы проходят, когда его оставляют дома, а не ведут в детский сад.


Б. Функциональные синдромы (органные неврозы) – это психовегетативные дисфункции, которые приобрели условно-рефлекторную природу, то есть неоднократно повторяющиеся конверсионные синдромы закрепились и проявляются в виде невроза того или иного органа или системы, но уже на различные психотравмирующие факторы, на любое перенапряжение организма. Эти функциональные синдромы напоминают соматическое заболевание, но органические изменения при этом отсутствуют.
В. Психосоматические заболевания (психосоматозы). В их основе заложена первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми патологическими изменениями в органах. После манифестации заболевание обычно приобретает хроническое или рецидивирующее течение, и решающим, провоцирующим фактором возникновения очередных обострений является для больного психический стресс. Исторически к этой группе относят семь классических психосоматических заболеваний: гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит, гипертериоидный синдром (так называемая «чикагская семерка» или «святая семерка»).
II. Соматогенные (соматопсихические) расстройства


Соматогенные расстройства – психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями.

Соматогении могут быть вызваны двумя типами причин:


1) Часто соматогенное влияние осуществляется посредством интоксикационного воздействия на ЦНС. Из соматогенных факторов существенное значение имеют: гипоксия, нарушения кровообращения, токсико-аллергические реакции, иммунные нарушения и другие органическое поражение головного мозга.

Так, например, при заболеваниях сердца наблюдается состояние страха, тревоги, беспокойства. При тиреотоксикозе – страх, вспыльчивость, тревога, плаксивость. При инфекционных заболеваниях могут возникать тяжелые психические расстройства.


2) Расстройства могут быть вызваны личностной реакцией пациента на соматическое заболевание.

Особое место занимают связанные с заболеванием дефекты внешности (при эндокринных заболеваниях, после ожогов, травм и так далее), частичная или полная утрата некоторых функций (вследствие параличей, ампутации конечностей и др.), являющиеся частными причинами социальной дезадаптации.


Помимо влияния патологического процесса в целом, значительная роль в генезе психических расстройств у соматических больных принадлежит преморбидным особенностям личности (акцентуациями, прежде всего истероидного, психастенического, паранойяльного типа), длительным трудноразрешимым психотравмирующим воздействием, связанным с болезнью, и особенности реакции личности на болезнь.
В определенных случаях соматические и психические факторы могут усиливать друг друга, образуя замкнутый круг и приводя к тяжелым последствиям для личности.
III. Социопсихосоматические расстройства
Еще одно важное понятие психосоматического подхода – это понятие социопсихосоматики. По мнению некоторых авторов, социопсихосоматика начинается тогда, когда человек, которых озабочен состоянием здоровья, болен или чувствует себя больным, во взаимодействии с врачом или медицинским работником осознает свою уязвимость, в том числе относительно своих человеческих и социальных проблем.

Т.о. психосоматическая болезнь может являться следствием неправильного развития отношений между индивидуумом и социальными структурами, в которые он включен. Здесь особое значение имеют ятрогении, ятропатии, соррогении, дидактогении.


В медицине XXI века большая роль отводится профилактике психосоматических изменений в организме человека. Профилактика должна рассматриваться в трех аспектах: социальном, психологическом и медицинском.

В социальном аспекте большое значение имеет создание оптимальных условий жизни людей, решение экономических проблем, пропаганда морально-этических норм поведения, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Касаясь медицинского аспекта, можно отметить в первую очередь необходимость закаливания организма, применение легких седативных препаратов, витаминов, биологически активных добавок и т.д. Психологический аспект профилактики психосоматических изменений включает:



  • выработку «саногенного» (способствующего здоровью) мышления, житейской мудрости;

  • обучение копинг-поведению (совладанию с угрожающей ситуацией);

  • выработку умения реально воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на него;

  • выработку умения придерживаться индивидуального ритма жизни;

  • преодоление стереотипов мышления и поведения;

  • обучение методам психической саморегуляции: аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация, психогимнастика, дыхательные упражнения.


Вопросы:

  1. Что такое психосоматика? Когда это направление возникло?

  2. Дайте определение психической травмы. Каким образом она влияет на возникновение психосоматических расстройств?

  3. Охарактеризуйте виды психосоматических расстройств.

  4. Что такое соматогенные расстройства? Чем они могут быть вызваны?

  5. Как проводится профилактика психосоматических расстройств?


Рекомендуемая литература

  1. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. Учебник для студентов медицинских вузов, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. — URL: http://bookfi.org/book/527266. Дата обращения 18.12.2012.

  2. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  3. Психология здоровья.  Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Питер, 2006.

Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Тесты по специальности общая врачебная практика
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия, клиническая анатомия»
content attach -> Предмет и задачи патологии, связь с другими дисциплинами. Значение патологии для современной медицины
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к семинарским занятиям по дисциплине «История медицины»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к практическим


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница