Тема: Здоровье и факторы его определяющие. Медицинская статистика и ее значение в оценке здоровья населения и деятельности органов и учреждений здравоохранения



Скачать 322.05 Kb.
страница1/2
Дата28.04.2016
Размер322.05 Kb.
  1   2
Тема: Здоровье и факторы его определяющие. Медицинская статистика и ее значение в оценке здоровья населения и деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Цель занятия: Ознакомить студентов с понятиями «здоровье» и «болезнь». Рассмотреть основные факторы, определяющие здоровье населения. Дать представление обучающимся о статистике и о «медицинской» статистике.

План занятия:


  1. Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука и предмет преподавания.

    1. Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука.

    2. Задачи социальной гигиены и организации здравоохранения.

    3. Методы, используемые в социальной гигиене.

  2. Здоровье и факторы, его определяющие.

    1. Понятия «здоровье индивидуума», «болезнь», «общественное здоровье».

    2. Факторы определяющие общественное здоровье.

  3. Медицинская статистика и ее значение в оценке здоровья.

Основные понятия и определения по теме


Цель социальной политики государства – охрана и улучшение здоровья населения, повышение его уровня. Профилактическая направленность медицины и здравоохранения требует от врачей глубоких знаний в области социальной гигиены и организации здравоохранения. Успешному овладению знаниями в этой области должна предшествовать хорошая подготовка студентов по теоретическим, медико-биологическим, общественным и клиническим дисциплинам. Социальная гигиена и организация здравоохранения изучает оздоравливающее, а также неблагоприятное влияние социальных факторов на здоровье населения и его отдельных групп, вырабатывает научно-обоснованные рекомендации для осуществления мероприятий по устранению и предупреждению вредного для здоровья населения влияния социальных факторов и повышению уровня общественного здоровья (Ю.П. Лисицин, 1987 г.).

Задачи социальной гигиены:


  • изучение состояния здоровья населения и влияния на него социальных условий, разработка методологии и методов изучения здоровья населения;

  • теоретическое обоснование политики государства в области здравоохранения, разработка и практическая реализация принципов здравоохранения;

  • изыскание и разработка для практики здравоохранения соответствующих этой политике организационных форм и методов медицинской помощи населению и управления здравоохранением;

  • критический анализ теорий в медицине и здравоохранении;

  • подготовка и воспитание медицинских работников на широкой социально-гигиенической основе.

Социальная гигиена и организация здравоохранения, как и другие научные дисциплины, имеют свой предмет и методы исследования.

Ее предметом является изучение закономерностей формирования и развития общественного здоровья, оценка его уровней и разработка адекватных соответствующей общественно-политической формации организационных форм его охраны.

Мы определили социальную гигиену как науку о здоровье общества. А что же такое здоровье?

Общественное здоровье – это здоровье населения, обусловленное социальными факторами, зависящими от социально-экономического и политического развития, а также от природных условий.

Здоровье индивидуума – это состояние полного социально-биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Отсутствие хотя бы одного из этих условий определяет болезнь человека.

Основными методами социальной гигиены и организации исследования являются:


  • статистический;

  • исторический;

  • экономический;

  • экспериментальный.

При оценке общественного здоровья необходимо использовать системный подход, который позволит рассмотреть его как сложную динамическую систему, определяемую интегральными связями составляющих его элементов (показателей) и взаимодействующую с другими многочисленными общественными и природными системами (схема 1).

Развитие биологии и медицины позволило достичь определенных успехов в изучении этиологии и патогенеза заболеваний, особенно хронических. Но растет число социально экономических факторов, влияющих на уровень общественного здоровья. Уже сегодня изучено множество таких факторов риска. Особенно важно выделить среди них те, которые первично обуславливают возникновение заболевания. Знание таких факторов делает борьбу с ними прицельной, профилактику первичной.

С
Общественно-экономическая формация. Социально-экономические факторы.

Законодательство по ох­ране здоровья. Органи­зация медицинской помощи.

Условия труда

Условия быта

Отдых

Питание

Уровень образования и культуры. Этнические особенности.

Охрана окружающей среды

Жизненный уровень

Образ жизни

Состояние здоровья населения (заболеваемость, инвалидность, демографические показатели, физическое развитие)

Природно-климатические факторы

Биологические факторы

Природные ресурсы

Биоклиматический уровень

Физико-геогра­фический уровень

Пол

Возраст

Конституция

Наследственность

хема 1. Изучение здоровья и факторов его определяющих




Считается, что образ жизни населения определяет формирование общественного здоровья на 45–53%, генетика, биология человека на 18–22%, внешняя среда, природно-климатические условия на 17–20%, а уровень развития здравоохранения на 8–10%. Однако, следует помнить, что это средние значения, а для отдельных причин, например, преждевременной смертности «вклад» разных групп факторов различен (табл.1).

Таблица 1



Оценка «вклада» разных групп факторов в преждевременную
смертность (в %%)

Причина смерти

Образ жизни

Природная среда

Генетика

Здраво­охранение

Болезни сердца

54

9

25

12

Новообразования

37

34

29

10

Цереброваскулярные болезни

50

22

21

7

Артериосклероз

49

8

25

18

Диабет

26

0

68

6

Цирроз печени

70

9

18

3

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

70

18

1

12

Самоубийства

60

35

2

3

Все несчастные случаи

51

31

4

14

Здоровье определяется следующими группами показателей:

  • показатели заболеваемости и распространенности болезней;

  • инвалидность населения;

  • демографические показатели;

  • показатели физического развития населения.

Для оценки здоровья индивидуума и общественного здоровья используются различные методы. При изучении биологического здоровья это пальпация, перкуссия, аускультация, внешний осмотр, то есть методы, основанные на восприятии органами чувств. Однако при исследовании общественного здоровья органы чувств не используются. Например, как можно при помощи органов чувств определить рождаемость? Следовательно, здесь нужны иные методы, а именно, методы подсчета или «санитарной статистики». Здоровье населения зависит от комплекса факторов, которые взаимодействуют между собой, меняются во времени. Их влияние на уровни показателей здоровья неодинаково в различных регионах страны. Для изучения этих причинно-следственных закономерностей формирования и развития здоровья населения проводятся массовые статистические исследования. Статистический метод в оценке общественного здоровья аналогичен термометру (тонометру, электрокардиографу и т.д.), использующемуся при оценке индивидуального здоровья.

Статистика – общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями (схема 3).

Органом управления статистикой является Комитет государственной статистики РФ (Госкомстат РФ), одним из отделов которого является отдел «статистики населения», куда включается и «медицинская статистика». Так, там разрабатываются данные о численности городского, сельского и всего населения административных территорий и возрастно-половом разрезе (форма статотчетности 2-РН); данные о числе рождений по возрасту и брачному состоянию матери (форма Р211); данные о количестве умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти (форма С51); данные об общих итогах естественного движения населения (форма А12) и т.д..



С
Статистика

Общая теория статистики

Отраслевая статистика

1. Разделы

Экономическая

Промышленная

Медицинская

Сельского хозяйства

Другие

2. Виды отраслевых статистик

Статистика здравоохранения

Статистика здоровья населения

3. Предмет медицинской статистики

Показатели здоровья

Методы изучения

Оценка состояния здоровья

Показатели обеспе­ченности медицин­ской помощью (уро­вень, сеть, кадры)

Методы изучения

Оценка дея­тельности медицинских учреждений

4. Содержание медицинской статистики

5. Задачи медицинской статистики

Систе­матиче­ское на­блюде­ние за уровнем общест­венного здоровья
хема 3. Статистика


Наблю­дение за деятель­ностью меди­цинских учреж­дений



Уста­новле­ние причин наблю­даемых явлений

Вскры­тие тен­денций в динамике показа­телей здоровья

Вскрытие тенденций в динамике показателей учреждений здравоохра­нения

Анализ показателей здоровья и деятельности учреждений здравоохра­нения

Установление достоверности результатов медицинских исследований

Разработка данных для планирова­ния и экономики здравоохра­нения


Контрольные вопросы

    1. Дать определение социальной гигиены и организации здравоохранения.

    2. Задачи социальной гигиены.

    3. Основные методы исследования, применяемые в социальной гигиене.

    4. Дать определение «здоровье индивидуума», «болезнь», «общественное здоровье».

    5. Назвать факторы определяющие здоровье населения.

    6. Образ жизни и его влияние на здоровье общества.

    7. Генетические факторы риска.

    8. Внешняя среда, природно-климатические условия и здоровье.

    9. Здравоохранение как фактор риска.

    10. Дать определение статистики.

    11. Задачи медицинской статистики.

    12. Разделы статистики.

Тема: Методика и этапы статистического исследования

Цель занятия: Ознакомить студентов с этапами статистического исследования, их содержанием, принципами наблюдения.

Каталог: src -> downloads
downloads -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (аденома)»
downloads -> Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие)
downloads -> Учебно-методическое пособие Иркутск игму 2011 (075. 32) Ббк 51. 1я73 ш 67
downloads -> Тесты текущего контроля по теме:«Дифтерия у детей. Инфекционный мононуклеоз»
downloads -> Д. С. Бессчастный Иркутск: 2013. 85 с
downloads -> Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии для лечебного факультета
downloads -> Методическое пособие Иркутск 2011 Утверждено фмс иркутского медицинского университета 22. 06. 2011 г
downloads -> Перечень печатных дидактических материалов Основная литература
downloads -> 1. введение. Врачевание в первобытном обществе история. Культура. Медицина
downloads -> Минздрав россии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница