Тематический комплекс сна в поэзии Б. Л. Пастернака



Скачать 21.53 Kb.
Дата02.05.2016
Размер21.53 Kb.
Просмотров32
Скачиваний0
Тематический комплекс сна в поэзии Б. Л. Пастернака (сон как периферийная тема)

Закроева Галина Андреевна

Магистрантка Смоленского государственного университета, Смоленск, Россия
В ходе исследования темы сна в лирике Б. Л. Пастернака мы выделили две группы стихотворений, в которых тема сна представлена автором в разном контекстном и формальном выражении. В первую группу вошли стихотворения, в которых сон выступает в функции основного, сюжетообразующего мотива; во вторую – стихотворения, в которых сон является образом сопоставления в тропе. Ранее мы провели исследование первой группы стихотворений и выделили группу стихотворений Пастернака, в которых тема сна формирует целый тематический комплекс, не встречающийся в стихотворениях о сне других авторов. Его составляют следующие минимальные темы: природа, вода, окно, звуки, женщина [Закроева: 90].

Материалом исследования данной темы послужили стихотворения Пастернака, включенные в книги стихов: «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации», «Второе рождение», «Стихи разных лет», «На ранних поездах», «Стихотворения Юрия Живаго», «Когда разгуляется» и три поэмы: «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» и «Зарево». Также в качестве материала мы привлекли стихотворения начальной поры, не включенные автором в поэтические книги.

Мы выделили несколько контекстов, в которые помещена тема сна: природа, любовь, городское пространство, творчество, смерть.

Самым частотным из перечисленных является контекст «природа», куда вошло 15 стихотворений, а также отрывки из поэмы «Лейтенант Шмидт». В этих текстах мы провели контекстуальный анализ лексемы сон и выделили общие для всех стихотворений данной группы минимальные темы, сопровождающие тему сна: окно, звуки, вода, ветер, шаг или передвижение.

Во всех рассматриваемых нами образах “сон” является образом сопоставления, а в основании сопоставления находится природное явление – зима и зимнее оцепенение, с которым активно борется весна паводком, звоном поста и т. п. Тема воды в рассматриваемых нами текстах является доминирующей. В творчестве Пастернака «вода», «водяной знак» осмысливаются в двух ипостасях: как «живая вода» и как «вода мертвая» – снег и лед. Снег символизирует замирание жизни, вода ее цветение [Фатеева: 127]. В отрывке из третьей части поэмы «Лейтенант Шмидт» «Но зима не верит в близость…» [Пастернак: 331] вода предстает как «мертвая»: снег, снежные хлопья и лед. Минимальная тема воды является одной из основных в выделенном нами ранее тематическом комплексе сна. В данном отрывке мы также можем выделить ее как доминантную, так как явление схода льда лежит в основе сопоставления, а образом сопоставления является тема сна и пробуждения. Важно, что в стихотворениях, где сон является сюжетообразующим мотивом, вода как обобщенное явление встречается в основном в виде дождя и слез, как «живой водяной знак». Тогда как в группе стихотворений, в которых сон выступает как частный образ сопоставления в тропе, вода присутствует уже в измененном состоянии («мертвым водяным знаком») – как снег и лед. Это явление мы сможем обнаружить и в других стихотворениях, входящих в парадигму «природного» контекста (например, «Спасское», «Встреча»).

Тема звука соотносится с темой сна в следующих стихотворениях: «Свадьба», «Весна, ты сырость рудника в висках…», «На Страстной», «Встреча», «Мчались звезды. В море мылись мысы…», «Иней», «Ночное панно».

Данный тематический комплекс дополняется темой ветра из рассматриваемых нами стихотворений, в которых сон является периферийной темой. В творчестве Пастернака «стихия, оживляющая и связывающая воедино мир, – движущийся воздух – ветер, порождающий и разносящий все звуки мира» [Фатеева: 128]. Тема ветра как сопутствующая теме сна представлена в стихотворениях «Иней», «Белые стихи», «Мельницы», в поэме «Лейтенант Шмидт». «Стихия ветра» является одной из основных тем в творчестве Пастернака.

Таким образом, проанализировав тему сна в «природном» контексте, мы можем сделать вывод о том, что выделенный нами ранее тематический комплекс сна функционирует и в тех стихотворениях, где сон – периферийная тема. Для группы текстов, в которых «сон» встречается в контексте темы природы, мы выделили свой тематический комплекс, который составили следующие минимальные темы: окно, звуки, вода, ветер, шаг или передвижение. Доминирующую позицию в двух тематических комплексах занимают темы окна и звука.


Литература

Закроева Г. А. Тема сна в лирики Б. Л. Пастернака // Литература в искусстве, искусство в литературе. 2011. С.78 – 90.

Пастернак Б. Л. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.1.

Фатеева Н. А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. М., 2003.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал