Темы философии социальных и гуманитарных наук Учебное издание по программе кандидатского минимума «История и философия науки. Философия социальных и гуманитарных наук»



страница1/26
Дата03.05.2016
Размер0.54 Mb.
Просмотров1110
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Темы философии
социальных и гуманитарных наук

Учебное издание по программе кандидатского минимума
«История и философия науки. Философия социальных и гуманитарных наук»

Саратов


2011

УДК [001:1+001(091)](075.8)

ББК 87я73+72.3я73



Т 32
Рецензент:

Стеклова Ирина Владимировна – профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философии Саратовского государственного технического университета.
Т 32 Темы философии социальных и гуманитарных наук: Учебное издание по программе кандидатского минимума «История и философия науки. Философия социальных и гуманитарных наук» / Редактор-составитель – доктор философских наук, профессор Мартынович С. Ф. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2011. – 289 с.

ISBN 978-5-91879-140-0

Учебное издание предназначено аспирантам и соискателям высших образовательных и научных учреждений, обучающихся по специальности «Философия», а также по нефилософским специальностям для подготовки к экзамену по программе кандидатского минимума «История и философия науки». Оно полезно для организации учебной и научной работы студентов, аспирантов и научных работников.

УДК [001:1+001(091)](075.8)
ББК 87я73+72.3я73


ISBN 978-5-91879-140-0

© С. Ф. Мартынович, 2011

Оглавление



Введение 3

С. П. Позднева. Междисциплинарность как феномен познания ХХI века: становление междисциплинарного словаря науки 4

Тема 1. Философия как интегральная форма научных знаний 17

Б. И. Мокин. Философия как интегральная форма знания о мире, обществе, культуре, истории и человеке 17

С. Ф. Мартынович. Метафилософия и философия социальных и гуманитарных наук 28

С. Ф. Мартынович. Философия как архетипически определённая традиция мышления бытия, осмысления опыта бытия, самоопределения человека посредством разума 39

Тема 2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания 52

И. И. Гусева. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки 52

С. Ф. Мартынович. Философия социальных и гуманитарных наук, социология знания и социология науки: Специфика объекта и предмета 59

С. Ф. Мартынович. Философия науки и историография науки: Специфика объекта и предмета 83

Тема 3. Субъект социально-гуманитарного познания 92

А. С. Алпатов, В. П. Барышков. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей, интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук. Личностное неявное знание субъекта 92

Е. Н. Шадрина. Проблема субъекта научного познания в концепциях постпозитивизма 102

 Тема 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании 111

А. С. Алпатов, В. П. Барышков. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности социально-гуманитарных наук 111

О. А. Лосева. Аксиологические модели в социально-гуманитарном познании 121

В. В. Сутужко. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании 128

Тема 5. Жизнь как категория наук о человеке, обществе, истории и культуре 138

С. Ф. Мартынович. Фридрих Ницше: Философия как переоценка ценности вещей (смыслов культуры, знаний естествознания, формальных, социальных и гуманитарных наук) 138

Тема 6. Коммуникативность в науках о человеке, обществе, истории и культуре 173

С. Ф. Мартынович. Коммуникативность предметных универсумов и знаний социальных и гуманитарных наук 173

Тема 7. Проблема истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках 177

Е. И. Беляев. Истинность, рациональность и языковая картина мира в социально-гуманитарных науках 177

Н. М. Голик. Классическая и постклассическая концепции истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках 196

Тема 8. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках 206

М. Х. Хаджаров. Объяснение, понимание, интерпретация как следствие коммуникативности социальных и гуманитарных наук 206

С. Ф. Мартынович. Карл Поппер о логике социальных наук и историческом объяснении 225

Тема 9. Исследовательские программы социальных и гуманитарных наук 232

С. Ф. Мартынович. Постпозитивистская философия науки: парадигмы исследования, исследовательские программы, концептуальные пролиферации и методологическое упорство 232

К. А. Мартынович. Нелинейно-динамическая картина мира как единство онтологических смыслов и методологических возможностей современной науки 243

Тема 10. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки 270

С. Ф. Мартынович. Методы социологии и методы гуманитарных наук: феномен определённости 270


283


Авторы 283



Введение


Настоящее издание является четвёртой книгой, подготовленной по программе кандидатского минимума «История и философия науки»1.

Издание включает темы (Философия как интегральная форма научных знаний; Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания; Субъект социально-гуманитарного познания; Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании; Жизнь как категория наук о человеке, обществе, истории и культуре; Коммуникативность в науках о человеке, обществе, истории и культуре; Проблема истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках; Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках; Исследовательские программы социальных и гуманитарных наук; Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки), названия и содержания которых соответствуют действующей программе кандидатского минимума «История и философия науки: Философия социально-гуманитарных наук».

Содержание тем представлено текстами современных работающих философов, отражает характеристики философии науки, представленные в материалах научной конференции2.

Книга окажется полезной для аспирантов и соискателей высших образовательных и научно-исследовательских учреждений, обучающихся по специальности «Философия», а также по нефилософским специальностям. Её содержание может быть применено для организации учебной и научной работы студентов, аспирантов и научных работников.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал