Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга



Скачать 298.88 Kb.
Дата11.03.2019
Размер298.88 Kb.
ТипАнализ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..

4

  1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга…………………………………………………………………………..

6

    1. Понятие бюджета, его виды и концепции регулирования…………...

6

    1. Государственный долг, его виды и факторы воздействия…………...

12

    1. Причины возникновения бюджетного дефицита и государственного долга…………...........................................................

15

  1. Современное состояние бюджетного дефицита и государственного долга в России………………………………………………………………..

17

    1. Анализ динамики бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………………………………………..

17

    1. Влияние государственного долга на дефицит бюджета России…….

20

    1. Основные направления политики сбалансирования бюджетного дефицита и государственного долга…………………………………..

21

Заключение………………………………………………………………………..

24

Список использованных источников……………………………………………

Приложения………………………………………………………………………



26

28

ВВЕДЕНИЕ
Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, которая направлена на экономический рост, т.к. реальный рост экономики является единственный надежный источник улучшения благосостояния. Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Актуальность темы обусловлена в негативных последствиях, которые напрямую вызваны бюджетным дефицитом и ростом государственного долга, отражающихся на карманах обычных граждан. Это, прежде всего: инфляция, увеличение неравенства в доходах и подорванное действие экономических стимулов развития производства.

Цель курсовой работы: исследование проблемы дефицита государственного бюджета и государственного долга.

Задачи курсовой работы:


  1. определить, что такое государственный бюджет, его виды, причины возникновения;

  2. исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику;

  3. выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны;

  4. исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга РФ.

Предмет изучения настоящей работы – дефицит государственного бюджета и государственный долга как фактора, воздействующего на экономическое развитие страны.

В ходе данного анализа были рассмотрены различные информационные источники.

Проблема государственного долга рассматривалась в большом количестве научных трудов. Огромное внимание проблеме исследования государственного долга и последствий его существования уделяли Р. Барро, А. Лернер и др. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга посвящены работы таких экономистов, как А. Гальчинский и Т. Бондарчук. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также проблема государственной задолженности исследованы в трудах Г. Башнянина, Т. Вахненко, О. Зарубы, З. Луцишин. Проблему управления государственным долгом рассматривали А. Вавилов, Г. Трофимов, В. Козюк, О. Горская.

Исследование практической составляющей данной темы проводилось посредством статей из различных периодических изданий, а также аналитические материалы, позволяющие проводить анализ исследуемой темы.

Методологическая база исследования курсовой работы основывалась на системном и сравнительном анализе, статистическом методе.


  1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга




    1. Понятие бюджета, его виды и концепции регулирования

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - крупнейший денежный фонд, который правительство использует для финансирования своей деятельности. Государственный бюджет включает две взаимозависимые и взаимодополняющие части: прибыльная и расходная. Доходная часть показывает, откуда поступают средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества вычитают больше всего из своих доходов за содержание государства. Часть расходов демонстрирует цель, на которую направлены средства, аккумулированные государством. Каждое правительство в своей деятельности стремится обеспечить, чтобы доходная часть бюджета была равна бюджету расходов. Их соответствие называется «балансом дохода» (рис 1).


d:\user_files\desktop\генрих\рис 2.jpg
Рисунок 1 – «Баланс дохода» в государственном бюджете
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов имеется баланс доходов и расходов, превышающий расходы по доходам - ​​дефицит бюджета, превышение доходов над расходами - профицит бюджета. В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом».

Бюджетный дефицит – это сумма, по которой расходы государственного бюджета превышают доходы за определенный год. Дефицит бюджета является финансовой категорией и выступает в качестве производного от государственного бюджета, выражая такое состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов из-за роста предельных социальных издержек производства. Это явление приводит к отрицательному бюджетному балансу. Если обозначить государственные расходы буквой G, налоги и прочие сборы - буквой T, то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетный баланс. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Признание эффективности бюджетного дефицита в рыночной экономике требует рассмотрения как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.

Бюджетный дефицит - это система экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, превышающих имеющиеся у государства фонды, и их использования для финансирования расходов, не обеспеченных собственными доходами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово – хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, нарушение экономических отношений, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае неотложными мерами являются требования от правительства для стабилизации экономики, реформирования кредитной и финансовой системы и корректировки бюджетной политики. В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно, то они должны найти дополнительные источники для финансирования чрезвычайных расходов.

Различные виды бюджетного дефицита или излишки согласуются с различными стратегиями фискальной политики. Изменение стоимости баланса государственного бюджета может происходить как на основе, так называемых, «встроенных стабилизаторов» экономики (циклический дефицит), так и при проведении дискреционной фискальной политики (структурный дефицит).

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор является экономическим механизмом, который уменьшает амплитуду циклических колебаний уровня занятости и производства, не прибегая к частым изменениям в экономической политике. Как правило, такие стабилизаторы в промышленно-развитых странах- это прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (включая страхование по безработице) и систему распределения прибыли.

Структурным дефицитом государственного бюджета является разница между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит часто оценивается как разница между фактическим размером дефицита бюджета и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, главным образом, в промышленно – развитых странах, где размер бюджетного дефицита определяется скорее циклическими колебаниями, чем дискреционными мерами правительства.

Характеризуя типы бюджетного дефицита, стоит пояснить, что в теории существуют такие недостатки, как активный и пассивный характер.

Активный дефицит возникает в результате увеличения государственных расходов с уменьшением налогов, пассивный дефицит возникает из-за сокращения государственных доходов из-за снижения экономической активности.

В экономической литературе вы можете найти следующие понятия:



  1. операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета, минус инфляционная часть процентных платежей по обслуживанию государственного долга;

  2. первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – это разница между величиной общего дефицита и общей суммой платежей по долгам. Присутствие первичного дефицита является фактором увеличения долговой нагрузки;

  3. вазифискальный (квазибюджетный) дефицит – скрытый дефицит государственного бюджета, который обусловлен квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства, существующей наряду с измеримым (официальным).

Квазибюджетные расходы включают:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях ЦБ;

  2. расходы, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мер по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, для покупки пшеницы, риса, кофе, и т.д.);

  3. рефинансирование кредитов коммерческим банкам для обслуживания «безнадежных долгов», а также рефинансирование программ Центрального Банка в области сельского хозяйства, промышленности и жилищного хозяйства по льготным ставкам и т. д.

Таким образом, скрытый дефицит бюджета существенно преуменьшает масштабы фактического дефицита бюджета и государственного долга, который часто делается целенаправленно, а также в рамках «жесткого» курса для годового сбалансированного бюджета.

Существуют три концепции бюджетного дефицита (рис 2).


d:\user_files\desktop\генрих\рис 3.png
Рисунок 2 – Концепции бюджетного дефицита
Первая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован ежегодно. До «Великой депрессии» 1930-х годов ежегодно сбалансированный бюджет был широко признан желаемой целью государственных финансов и финансовой политики.

Однако при более внимательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодный сбалансированный бюджет в основном исключает или значительно снижает эффективность фискальной политики государства, которая имеет антициклическую, стабилизирующую ориентацию. Кроме того, ежегодный сбалансированный бюджет фактически углубляет колебания бизнес – цикла. Например, экономисты сталкиваются с длительным периодом безработицы. Доходы населения быстро снижаются.

Налоговые поступления в бюджет автоматически снижаются. Чтобы сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Однако последствием всех этих мер будет еще большее сокращение совокупного спроса. Основной вывод: ежегодно сбалансированный бюджет не является экономически нейтральным.

Вторая концепция заключается в том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла не каждый год. Эта концепция предполагает, что правительство обладает антициклическим эффектом и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае бюджет не должен ежегодно балансироваться. Достаточно сбалансировать его в ходе бизнес – цикла.

Третья концепция связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В связи с этим идея балансирования бюджета - на годовой или циклической основе - вторичная.

Первоначальная цель государственных финансов - обеспечить не инфляционную полную занятость, то есть балансировать экономику, а не бюджет. Если достижение этой цели сопровождается стабильным профицитом или большим и растущим государственным долгом - пусть будет так.

В соответствии с этой концепцией проблемы, связанные с государственным дефицитом или излишками, имеют мало значения по сравнению с более нежелательными альтернативами длительных спадов или устойчивой инфляции.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, которая ориентирована на бюджетный дефицит и опирается на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

  1. наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

  2. контроль над развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;

  3. выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВВП, в США - 11,6%, в ФРГ - 14, в Японии - 15,6, в Бельгии - 25,1, в Италии - 25,2, в Греции - 31,2%. Однако, при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.


    1. Государственный долг, его виды и факторы воздействия

Государственный долг – это общая сумма государственного долга владельцам государственных ценных бумаг, что равно сумме прошлых бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков).

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от атрибута, лежащего в основе классификации (рис.3).
d:\user_files\desktop\генрих\464b7dd965.jpg
Рисунок 3 – Виды государственного долга
Государственный долг делится на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг - весь объем выпущенных и погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг - это расходы государства на выплату доходов кредиторам и погашение обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, необходимо выделить государственный и общегосударственный долг. Последняя концепция более широкая и включает в себя задолженность не только Правительства Российской Федерации, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В этой статье рассматривается первая концепция, то есть просто государственный долг.

Хронический дефицит государственных и местных бюджетов и высокий государственный долг типичны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран.

Государство, которое широко использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов для своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как отечественным, так и иностранным кредиторам.

Все это ведет к росту государственного долга, как внутреннего, так и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг представляет собой обязательства, которые возникли в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом имеется в виду долговые обязательства федерального правительства, которые возникают в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, которые находятся в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешние займы представляют собой займы, заимствованные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) внешние заимствования следует понимать как те, которые находятся в руках иностранных кредиторов; формально внутренний кредит может попасть в руки иностранцев и обратно.

Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга:


  1. государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества (в свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности);

  2. поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности;

  3. возможно, переложение долгового бремени на будущие поколения, если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем;

  4. быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам;

  5. рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов, а также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

Размер государственного долга не должен превышать размер ВВП более чем в два раза, иначе слишком много ресурсов будет направлено на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики, а также нежелательно привлекать новые кредиты, если платежи по иностранным обязательствам составляют более четверти внешнеторгового оборота страны.



    1. Причины возникновения бюджетного дефицита и государственного долга


Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, которые связаны с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у страны, и их использованием на финансирование расходов, которые не обеспеченны собственными доходами.

К следствиям дефицита бюджета относятся:



  1. чрезмерные расходы государства;

  2. ограниченность финансовых возможностей страны мобилизовать необходимые доходы (т.е. сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);

  3. циклические спады в экономике.

Любой рост расходов государства, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, тем самым, создавая отрицательное бюджетное сальдо. Иной причиной бюджетного дефицита могут стать недостаточные государственные доходы. В связи с этим, главный источник дохода бюджета – налоги. Стоит заметить, что состояние доходной базы бюджета характеризуется состоянием субъектов хозяйствования, а значит, и экономики страны в целом.

К важным факторам, влияющих на дефицит бюджета и его размер, можно отнести колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Как оказала практика, в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, сравнивается с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо.

Главными причинами резкого увеличения бюджетного дефицита являются:


  1. низкая эффективность общественного производства, а именно, малая результативность внешнеэкономических связей;

  2. нерациональная структура бюджетных расходов, которая усилена стремлением жить не по средствам. Таким образом, осуществляются огромные военные расходы и крупные государственные инвестиции, оказывая помощь (зачастую безвозмездную) развивающимся странам;

  3. неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Из этого стоит отметить, что главными причинами возникновения дефицита бюджета и государственного долга являются:

  1. возникновение чрезвычайных обстоятельств (больших стихийных бедствий, войн);

  2. нерациональная структура бюджетных расходов;

  3. низкая эффективность общественного производства;

  4. высокий потенциальный вес убыточных предприятий, в общем, их количестве;

  5. некомпетентность руководства государства, его неспособность держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

  6. несовершенство налоговой системы;

  7. предоставление бесплатной помощи другим государствам;

  8. большие расходы на содержание силовых структур;

  9. переход от административно-командной экономики к рыночной;

  10. невозможность получения долгов от других государств;

  11. необходимость осуществления в особенно больших размерах государственных вложений (инвестиций) в экономику;

  12. низкая покупательная способность населения;

  13. кризис политической системы государства.

Государственный долг вызван использованием займов государства в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов, необходимых для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Стоит заметить, что экономически развитые страны имеют значительный внутренний долг.

  1. Современное состояние бюджетного дефицита и государственного долга в России




    1. Анализ динамики бюджетного дефицита и государственного долга

Организация и эффективность бюджетного процесса представляют собой одну из чрезвычайно важных проблем развития народного хозяйства государства. От решения данного вопроса зависит эффективность перераспределения средств в экономике, своевременность финансирования государственных учреждений и соответствующих экономических программ. Не случайно опыт развития страны говорит о широком поиске наиболее эффективной системы организации бюджетного процесса.

Федеральный бюджет РФ на 2018 год, как и бюджет на 2017 год, сформирован на основе консервативного прогноза цен на нефть согласно Бюджетному правилу – $43,8 за баррель нефти марки «Юралс» при среднем курсе доллара в 64,7 рублей. Расходы бюджета в 2018 году должны снизиться относительно 2017 года на 200 млрд. рублей до 16,5 трлн. рублей, а доходы возрасти на 200 млрд. рублей до 15,3 трлн. рублей. В результате запланированный бюджетом дефицит должен составить 1,3% от ВВП.

Расходы бюджета в базовом году составят около 17,0 трлн. рублей, превысив текущую сумму бюджета, т.к. в условиях дополнительных доходов правительство склонно увеличивать расходную часть. Дефицит бюджета составит при этом 0,6% от ВВП, благодаря значительному росту нефтегазовых доходов относительно запланированных. 

Бюджетная политика РФ носит консервативный характер и не является источником риска для рынка государственного и корпоративного долга. В результате чего, ожидается снижение дефицита бюджета в 2018 году.

Государственный долг – такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение - не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.

Объем внутреннего долга России показывает постоянный рост (таблица 1). Однако темпы прироста внутреннего долга к ВВП остаются умеренными, а отношение долга к ВВП находится на очень низком уровне относительно сопоставимых экономик. Так, на конец 2017 года отношение внутреннего долга к ВВП составило 9,9%, при этом на государственные гарантии из них приходится 2,0% от ВВП. Исходя их этого, без учета гарантий, внутренний долг России составил всего лишь 7,9% от ВВП.


Таблица 1 – Динамика внутреннего долга РФ за 2015-2017 гг.

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Бюджет ФЗ №362 от 05.12.2017

Бинбанк прогноз

ВВП, в млрд.руб

83387,2

86148,6

92037,2

97462,0

97289,7

Внутренний долг, всего

7307,6

8003,5

8689,7

9897,9

9770,9

% от ВВП

8,8

9,3

9,4

10,2

10,0

В т.ч. госгарантии РФ

1734,5

1903,2

1442,6

1833,7

1833,7

% от ВВП

2,1

2,2

1,5

1,9

1,9

Без учета госгарантий

5573,1

6100,3

7247,1

8064,2

7937,2

% от ВВП

6,7

7,1

7,9

8,3

8,2

Данный прогноз предполагает, что объем внутренних заимствований Минфина в 2018 году будет уменьшен относительно текущего бюджета на 126,9 млрд. руб. до 720 млрд. руб. Ожидаемое нами отношение внутреннего долга к ВВП также составит 10,4% за счет чуть меньшего размера прогнозируемого нами объема ВВП за 2018 г.

Кроме того, данные таблицы 1 наглядно демонстрируют существенный рост государственных гарантий, предоставленных в валюте РФ. Гарантии формируют условные обязательства государства, и их увеличение непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита.

Внешний долг России в 2017 году находился на стабильном и очень низком уровне (таблица 2). В бюджете на 2018 году не предусмотрено увеличение чистого объема внешних заимствований и даже предполагается их сокращение на 29,2 млрд. руб., однако предполагается значительное увеличение объема государственных гарантий, номинированных в иностранной валюте.


Таблица 2 - Динамика внешнего долга РФ за 2015-2017 гг.

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Бюджет ФЗ №362 от 05.12.2017

Бинбанк прогноз

ВВП, в млрд. руб.

83387,2

86148,6

92037,2

97462,0

97289,7

Внешний долг, в млн.долл. всего

50002,3

51211,8

49827,3

71951,1

71887,8

% от ВВП

3,7

4,0

3,3

4,8

4,2

В т.ч. госгарантии РФ

11875,9

11730,5

10357,2

32867,8

32867,8

% от ВВП

0,9

0,9

0,8

2,2

1,9

Без учета госгарантий

38126,4

39481,3

39534,5

39083,3

39020,0

% от ВВП

2,8

3,1

2,6

2,6

2,3

Исходя из представленных данных, общий объем внешнего долга России с учетом гарантий возрастет на 0,9% до 4,2% ВВП, в то время как внешний долг без учета гарантий сократится на 0,3 % до 2,3% от ВВП.

Долговая нагрузка Федерального бюджета в 2017 г. составила около 0,8% ВВП, а в 2018 г., согласно бюджету, долговая нагрузка увеличится до 0,85%.

В целом и текущие уровни долговой нагрузки, и расходы на обслуживание долга по мировым стандартам видятся низкими и не несущими дополнительных рисков для российской финансовой системы.




    1. Влияние государственного долга на дефицит бюджета России


Тема влияния государственного долга на экономическую стабильность имеет высокую актуальность на данный момент, так как тема долгосрочного государственного долга требует твердого решения. Внешний долг, оказывая отрицательное влияние на экономику России, вынуждает страну долгосрочно оставляться в долговой ситуации. Статистика показывает, что в 2017 году сумма внешнего долга составила 51202,3 млн. долл. Данный уровень и динамика внешнего долга не приводит к серьезным нарушениям финансовых порядков, однако нельзя обойтись без последствий. Текущий уровень долговой нагрузки влечет за собой плохое состояние экономики, тем самым оказывая плохое влияние на состояние населения, их статус и уровень жизни.

Использование золотовалютных резервов Центрального Банка для погашения долгов, говорит как о финансовой, так и экономической нестабильности страны.

Отсутствие контроля над формированием внешнего долга искажает ограничения по объемам заимствований.

Продажа акций компаний с поддержкой государственного капитала ослабевает рыночную позицию государства.

Внедрение жестких отграничений по росту непроцентных расходов приводит к замедлению темпов экономического роста.

Несмотря на тревожные тенденции (темпы роста государственного долга значительно опережают аналогичные показатели ВВП), в Министерстве финансов подчеркивают устойчивость государственных финансов. По итогам 2018 года внешний долг достигнет 15,7% ВВП, что существенно ниже критической черты (20%). Кроме того, чиновники рассчитывают реструктуризировать существующую задолженность, в результате чего снизится нагрузка на государственные финансы.

Главной причиной подобной ситуации в отношении государственного долга является необходимость покрытия дефицита федерального бюджета. Следует отметить, что основным источником является не внешний, а внутренний долг. 

Политика органов власти в области управления государственным долгом России должна быть направлена на обеспечение способности страны осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения первоочередных социально-экономических задач. Это представляется возможным при поддержании умеренного уровня государственного долга, а также расходов по его обслуживанию. Кроме того, целесообразно проводить постоянный мониторинг долговой ситуации.

Подводя итоги следует отметить, что государственный долг оказывает значительное влияние на экономические процессы страны. Следует проводить меры по сокращению процентной части государственного долга за счет повышения эффективности политики управления государственным долгом. В тоже время стоит помнить о том, что стратегия по сокращению государственных долгов не подразумевает сокращение долгов любой ценой, а за счет возможностей государства таких, как политика внешних заимствований, поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.




    1. Основные направления политики сбалансирования бюджетного дефицита и государственного долга

Важным фактором дестабилизации финансового состояния хозяйства страны, снижения государственных доходов и роста бюджетного дефицита явилась финансовая система страны.

Главной задачей сегодня является стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета.

Нельзя забывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами необходимо стремиться к сбалансированию бюджета. Анализ ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» показал, необходимость:



  1. сформировать параметры на основе новой конструкции бюджетных правил, а также единого документа, которые объединяют основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;

  2. сократить беспрецедентный структурный и нефтегазовый дефицит федерального бюджета;

  3. сократить расходы федерального бюджета не только в относительном, но и в номинальном выражении;

  4. увеличить закрытые (секретные) статьи в общем объеме расходов федерального бюджета в 2018 г.;

  5. резервировать в составе расходной части бюджета более 1 трлн. руб., распределение которых будет осуществляться без внесения поправок в закон о федеральном бюджете;

  6. объединить средства Фонда национального благосостояния и Резервного фонда на базе Фонда национального благосостояния и использовать средства последнего для финансирования дефицита федерального бюджета;

  7. сворачивать программу предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ из федерального бюджета.

Безусловным положительным новшеством при формировании проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов обоснование новой конструкции бюджетных правил, что создает определенность в области сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета, что позволяет более прозрачно оценить дополнительные возможности увеличения расходов в зависимости от базовой цены на нефть, которая заложена в бюджет, а также накапливать новые бюджетные резервы. Отличительной чертой со стороны расходов является их сокращение в номинальном выражении два года подряд в среднем на 1%, а с учетом заложенного целевого показателя инфляции в 4% их реальное сокращение в 2018 г. составит 5 %, а в 2019 г. еще 4,8%. И только в 2020 г. расходы федерального бюджета сохранят свою динамику относительно предыдущего года. Такая динамика расходов в реальном выражении вызвана «замораживанием» их реального уровня по открытой части. Относительно ВВП расходы федерального бюджета за трехлетний период сократятся на 2,5% к их уровню в 2017 г., составив 15,6% в ВВП, что является самым низким их показателем с 2001 г.

Основной целью бюджетной политики в отношении федерального бюджета в трехлетнем цикле, как следует из проекта, по – прежнему является минимизация бюджетного дефицита. Однако достижение успехов в сбалансированности федерального бюджета обеспечивается ценой сокращения его расходов, замораживания предусмотренных под них проектов, а также продолжением политики консолидации и централизации, как бюджетных доходов, так и источников финансирования дефицита. Рост государственного долга будет происходить преимущественно за счет увеличения объема предоставления внешних государственных гарантий (преимущественно по экспортным кредитам) при одновременном сокращении государственных внутренних гарантий. В результате доля государственных внешних гарантий в структуре долга увеличится. Это приведет к изменению пропорций соотношения внутреннего и внешнего долга в общей его структуре и постепенному его увеличению за счет роста внутренних государственных займов.

В целом долговую политику на федеральном уровне следует оценить как взвешенную и умеренную, с наращиванием в структуре государственного долга целевых условных обязательств в форме государственных гарантий, оказывающих стимулирующее воздействие на экспорт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

От решения вопроса об эффективности бюджетного процесса зависит рациональность перераспределения средств в экономике, своевременность финансирования государственных учреждений и соответствующих экономических программ.

Тема влияния государственного долга на экономическую стабильность на данный момент очень актуальна, так как тема долгосрочного государственного долга требует твердого решения. Внешний долг оказывает отрицательное влияние на экономику России, заставляя Россию долгосрочно оставляться в долговой ситуации.

Необходимо проводить меры по сокращению процентной части государственного долга за счет повышения эффективности политики управления государственным долгом. Также нужно помнить о том, что стратегия по сокращению государственных долгов не подразумевает сокращение долгов любой ценой, а за счет возможностей государства таких, как политика внешних заимствований, поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Главная задача сегодня – стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета.

Решения данной проблемы состоят в следующем:



  1. в формировании новой конструкции бюджетных правил, а также единого документа, объединяющего основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики беспрецедентном сокращении структурного и нефтегазового дефицита федерального бюджета;

  2. в сокращении расходов федерального бюджета не только в относительном, но и в номинальном выражении;

  3. в объединении средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда на базе Фонда национального благосостояния и использовании средств последнего для финансирования дефицита федерального бюджета;

  4. в сворачивание программы предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ из федерального бюджета и т.д.

Данные программы являются успешным фактором, оказывающие позитивное влияние на экономическое развитие страны и создадут определенность в области сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




  1. Андрианов, И.В. Проблемы внешней задолженности России // Маркетинг. – 2015. – №3. – С.6.

  2. Алехин, Б.И. Государственный долг. – М.: Юнити–Дана, 2016. - 336 с.

  3. Бескова, И.А. Управление государственным долгом // Банковские услуги. – 2016. – №5. – С.2–8.

  4. Вавилов, Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов, 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2015. – 256 с.

  5. Воронин, Ю.С. Управление государственным долгом // Экономист. – 2017. – №1. – С.58–67.

  6. Дмитриева, О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов / О.Г. Дмитриева // Вопросы экономики. – 2016. – №3. – С. 20–32.

  7. Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы / под ред. Катасонова В.Ю. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 284 с.

  8. Толстоброва, Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских // Финансы и кредит. – 2015. – №20. – С. 37–42.

  9. Хейфец, Б.А. Долговая политика России: актуальные проблемы. – Москва: Экономика, Научный эксперт, 2016. – 104 с.

  10. Хейфец, Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. – Москва: Институт экономики, 2016.– 56 с.

  11. Сираева Р.Р. Проблема развития бюджетной политики в РФ [Электронный ресурс] / Р.Р. Сираева, Т. Ю. Воробьева. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/6058 – 11.05.2018.

  12. Внешний долг России – 2018. Сайт мировых финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii-2016/- 11.05.2018.

  13. Государственный внешний долг Российской Федерации (2014-2017 гг.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минфин России. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ – 11.05.2018.

  14. Миллиарды на вынос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2016/01/20/gosdolg.html – 11.05.2018.

  15. Статистика внешнего сектора. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs – 11.05.2018.





Каталог: sites -> default -> files -> users
users -> Исследование функционального состояния внс
users -> Учебно-педагогическая и научно-практическая деятельность кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии за 2013 г
users -> Отчет по научной работе по переходным темам, включенным в план нир лечебно-профилатических учреждений гму удп РФ
users -> Кудрявцева(2004 год). docx
users -> Мужское иммунологическое бесплодие (этиология, патогенез, диагностика, лечение) урология 14. 00. 36 аллергология и иммунология
users -> Ч оптимизация диагностики и врачебная тактика при узловых образованиях щитовидной железы. 14. 00. 27 хирургия
users -> Кальцификация клапанных структур сердца и факторы риска сердечно-сосудистых осложнений у женщин в постменопаузе 14. 01. 05 Кардиология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница