Теоретические основы финансовой политики и ее задачи



Скачать 457.15 Kb.
страница1/3
Дата09.06.2019
Размер457.15 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ



Введение

3

  1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи

6

1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства

6

    1. Классификация видов финансовой политики

10

  1. Особенности финансовой политики современной России

16

  1. Анализ реализации основных направлений финансовой политики России в современных условиях

21

    1. Анализ реализации основных направлений финансовой политики в России в 2015-2017 годах

21

    1. Цели и задачи финансовой политики в России на период 2018-2020 годов

27

Заключение

34

Список литературы

36

ВВЕДЕНИЕ


Любое современное государство использует финансы для решения возникающих задач и выполнения поставленных целей в различных сферах жизнедеятельности, таких как социальная, оборонная, экономическая, правоохранительная и т. п. Важную роль в этом процессе играет финансовая политика, которая представляет собой некий сегмент социально-экономической политики государства.

Современная финансовая политика, в первую очередь, должна быть направлена на рост объема и эффективного применения финансовых ресурсов. Увеличение финансовой отдачи является критерием для контроля результативности финансовой политики. В случае снижения такого контроля или отказа от него, может последовать неэффективное использование средств в процессе проведения финансовой политики, а также уменьшение количества источников удовлетворения экономических и социальных потребностей общества.

При разработке финансовой политики государства необходимо уделять внимание конкретным историческим условиям. Потому как, каждый этап построения общества характеризуется своей спецификой особенностей внутренней и международной обстановки, объективными экономическими и финансовыми возможностями государства. Также немаловажно скрупулезно изучить опыт предшествующего хозяйственного и финансового строительства, инновационные и прогрессивные явления, мировой опыт. Своевременная корректировка финансовой политики государства с учетом особенностей настоящего момента, а также постоянно изменяющихся потребностей экономического развития, позволяет с наименьшими затратами времени и издержками решать стоящие перед государством задачи.

Финансовая политика играет огромную роль в социально-экономическом развитии современной России. Поэтому, финансовая политика, как одна из составляющих науки о финансах, призвана ответить на ряд вопросов:



  • как в конкретных социально-экономических условиях решить стоящие задачи и достигнуть поставленных целей?

  • каким образом в рамках действующих финансовых механизмов изменить экономическую структуру общества; необходимы ли для этого изменения этих механизмов?

  • какое направление должно быть выбрано для развития финансового строительства?

  • как оптимизировать сочетание оперативных целей и задач финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха?

  • каковы те внутренние ресурсы роста национального достояния и богатства в различных звеньях финансов, на которые следует положиться и каким образом?

Актуальность темы курсовой работы обусловлена современными социально-экономическими условиями, наличием последствий мирового финансового кризиса, многочисленными санкций западных государств в отношении Российской Федерации, при которых нашему государству необходима постоянная корректировка финансовой политики, а так же организация и применение мер для стабилизации экономики.

Целью своей работы ставлю изучение и анализ финансовой политики современной России.

Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:


  • изучить теоретические основы финансовой политики государства: сущность, задачи, содержание и виды;

  • рассмотреть особенности финансовой политики России на современном этапе развития;

  • провести анализ реализации основных направлений финансовой политики в России в 2015-2017 годах;

  • определить цели и задачи финансовой политики в России на период 2018-2020 годов.

Объект исследования – финансовая политика современной России.

Предмет исследования: содержание, элементы и виды финансовой политики.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЗАДАЧИ

1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
В независимости от общественного строя, любое государство использует финансовые ресурсы для достижения определённых целей, а также осуществления своих функций и решения поставленных задач. Поэтому одну из важнейших ролей в деятельности государства играет финансовая политика.

Существует много различных определений финансовой политики, предлагаемых разными исследователями данной сферы деятельности государственных органов управления.

Например, Л.М. Подъяблонская предлагает следующее определение «финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса и решения отдельных социальных, экономических и политических задач общества» [14].

По мнению Т.Р. Рахимова, А.Б. Ждановой и В.В. Спицына «финансовая политика государства – это деятельность государства по использованию финансов для укрепления своего потенциала (экономического, политического, военного, экологического, социального)» [16].

Как считают Г.Б. Поляк, М.Р. Пинской и О.И. Пилипенко «финансовая политика – это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития» [15].

Таким образом, обобщив вышесказанное можно сделать вывод, что государственная финансовая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства, направленной на обеспечение сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Как показывает мировой опыт, игнорирование такого роста может привести к деградации всей финансовой системы государства, и, как следствие, к упадку и развалу экономики.

Субъектами финансовой политики являются органы государственной власти, как законодательной, так и исполнительной, которые определяют основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектом финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих всю финансовую систему государства.

Главной целью финансовой политики любого государства выступает создание условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения, роста благосостояния каждого гражданина. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства [14].

Итак, целями финансовой политики государства можно определить следующие:



  • повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов;

  • оздоровление и структурная перестройка экономики;

  • достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Исходя из содержания финансовой политики и поставленных целей можно определить ее основные задачи:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

  • установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

  • организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами;

  • осуществление эффективного обмена товаров и услуг;

  • создание капитала в денежной форме, соответствующего потребностям экономики;

  • способствование превращению потребностей в реальные блага.

Для определения содержания финансовой политики необходимо рассмотреть ряд важнейших принципов, который включает:

  1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов.

Такие концепции формируются исходя из требований экономических законов, а также подробного анализа и оценки настоящего развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и отношений, потребностей населения.

Целью научно обоснованной концепции является мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для всестороннего развития общества, которая рассматривает создание лучших условий для развития производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.



  1. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

Данные направления зависят от конкретных путей достижения поставленных целей, определенных экономической политикой, также учитываются различные международные факторы и возможности увеличения финансовых ресурсов.

Формирование централизованных фондов финансовых ресурсов государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. В первом случае государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). А в результате перераспределения – часть прибыли предприятий, акционерных обществ и личных доходов населения.



  1. Практическая деятельность, направленная на достижение поставленных целей.

Практическая деятельность подразумевает формирование и обеспечение функционирования эффективного финансового механизма, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений. Эффективный финансовый механизм включает:

  • методы распределения национального дохода;

  • способы образования общегосударственного и региональных бюджетных фондов;

  • методы образования государственных целевых фондов;

  • виды платежей в бюджет и целевые фонды;

  • финансовое планирование и прогнозирование;

  • финансовый контроль.

  1. Регулирование финансовых отношений с помощью научно обоснованной фискальной политики.

Фискальная политика заключается в деятельности государственной власти в сфере налогообложения и государственных расходов. Она является частью финансовой политики, которая направлена на пополнение государственной казны. Главными рычагами осуществления фискальной политики, как способа финансового регулирования, являются налогообложение и бюджетные расходы.

Помимо этого, эффективная реализация фискальной политики невозможна без учета трех главных функции государственного управления налогообложением:



  • обеспечение финансирования государственных расходов, т.е. прямая функция налогов;

  • поддержание социального равновесия, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

  • государственное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (регулирующая функция).

Таким образом, государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства, целью которой определяется выполнение конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов.
1.2 Классификация видов финансовой политики
По мнению ведущих экономистов, финансовую политику, основываясь на поставленных перед задачами, можно разделить на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под понятием «политика экономического роста» подразумевается система финансовых мер, главными направлениями которой являются увеличение фактических объемов валового национального продукта (далее – ВНП) и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: рост государственных расходов и снижение налогового бремени [8].

Другими словами, наличие сбалансированного бюджета вынуждает финансовую политику двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

В случае использования правительством мер фискальной политики и политики государственных расходов, а также попытки удержания объемов выпуска продукции на приемлемом уровне и поддержки стабильности цен, то можно говорить о проведении государством политики стабилизации.

И наконец политика ограничения деловой активности, наоборот направлена на снижение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется в период подъема. Целью такой политики является избежание кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов [9].

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если экономика ориентирована на контроль над инфляцией.

Помимо рассмотренных видов, финансовая политика может быть двух типов:


  • дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

  • недискреционная политика или политика, подразумевающая наличие встроенных стабилизаторов.

Суть дискреционной политики заключается в осознанном манипулировании налогами и расходами, целями которого являются изменение реального объема национального производства и занятости, контроль над инфляцией и увеличение темпов экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:



  • общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

  • социальные программы;

  • правительственные закупки;

  • государственные инвестиции;

  • изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

  • управление налоговым гнетом.

Недискреционная финансовая политика представляет собой ряд особенностей налоговой системы, позволяющих регулировать экономическую деятельность государства без непосредственного вмешательства каких-либо органов государственного управления.

Кроме налогового необходимо рассмотреть еще ряд важных встроенных стабилизаторов, совокупность которых уравновешивает экономическую систему страны, таких как:



  • социальные выплаты, включая пособия по безработице;

В случае высоких показателей уровня занятости, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают. В результате чего резервный фонд увеличивается в период подъема и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Напротив, при низких показателях резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к уменьшению темпов падения производства, в результате чего смягчаются последствия спада.

  • программы помощи сельхозпроизводителю (фермеру);

Данный стабилизатор характерен для капиталистических стран. Его суть состоит в том, что при сокращении платежеспособного спроса и падении цен на сельхоз продукты, правительство субсидирует сельхозпроизводителя, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства. Для российской экономики, к сожалению, такой стабилизатор не характерен, так как сельскохозяйственный сектор не отличается наличием кризисов перепроизводства.

  • эффект надежности компаний;

На практике такой эффект срабатывает в случае вынужденного создания иллюзии стабильного дохода, при котором акционерные общества сохраняют показатели выплачиваемых дивидендов на прежнем уровне, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Эти меры ведут к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы увеличен с повышением прибыли с ценных бумаг вкладчиков.

Структуру финансовой политики можно рассмотреть в соответствии с рисунком 1 [11]:



группа 9

Рисунок 1 – Структура финансовой политики




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница