Терапевтическая среда в домах-интернатах для пожилых граждан и инвалидов



Скачать 251.74 Kb.
страница1/8
Дата08.09.2017
Размер251.74 Kb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8

Автономная некоммерческая организация

«Научно-исследовательский

медицинский центр «Геронтология»

(г. Москва)



ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СРЕДА

В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ
Под редакцией

К.И.Прощаева, А.Н.Ильницкого, Е.П.Батановой, В.И.Сушковой
Москва

2012
Рецензенты:



Кветной Игорь Моисеевич - заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН);

Иванова Маиса Афанасьевна – доктор медицинских наук (ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздравсоцразвития РФ).

Представлены современные подходы к организации терапевтической среды в домах-интернатах для пожилых граждан. Рассмотрены вопросы истории социального обеспечения в России, современные подходы к организации медико-социальной помощи людям пожилого и старческого возраста, концепция гериатрической службы, теория и практика терапевтической среды. Дана характеристика терапевтической среды, направленной на предупреждение падений; при патологии опорно-двигательного аппарата; основных геронтопсихиатрических синдромах. Представлен международный опыт организации терапевтической среды в экстерьере. Дана характеристика направлений работы по повышению приверженности людей пожилого возраста к лекарственной терапии в условиях дома престарелых. Обоснована экономическая эффективность внедрения терапевтической среды.

Монография ориентирована на врачей-гериатров, терапетов, социальных работников, средних медицинских работников, других специалистов, работающих с людьми пожилого и старческого возраста, студентов высших и средних учебных заведений специальностей медицинского и социального профиля, слушателей курсов последипломного образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

6

Введение

8

Авторский коллектив

11

Глава 1. История и традиции социальной помощи людям пожилого и старческого возраста в России (О.А.Чернова)

13


  1. Социальная помощь пожилым людям в древние времена

13

  1. Социальная помощь пожилым людям в средние века

14

  1. Социальная помощь пожилым людям в новое время

18

  1. Социальная помощь пожилым людям в новейшее время

28

Глава 2. Современная концепция гериатрической службы и тенденции развития социальной помощи в домах престарелых (К.И.Прощаев, А.Н.Ильницкий, Е.П.Батанова, В.И.Сушкова, Я.В. Журавлёва)

33


  1. Современная концепция гериатрической службы

33

  1. Формы и методы медико-социальной помощи

в гериатрической практике

44


  1. Современные тенденции оказания

медико-социальной помощи в домах престарелых

45


  1. Синдром насилия над стариками как проблема общества и медико-социальных служб

51


  1. Эрготерапия в домах престарелых

56

  1. Терапевтическое обучение в домах престарелых

58

Глава 3. Теория и аспекты внедрения терапевтической среды в деятельность домов престарелых (К.И.Прощаев, А.Н. Ильницкий, Е.П.Батанова, В.И.Сушкова, О.Н.Немыкин, А.Б.Петровский)

63


  1. Теоретические аспекты создания терапевтической среды

63

  1. Собственный опыт внедрения терапевтической среды

73

  1. Проблемы, возникающие при организации терапевтической среды

75


Глава 4. Терапевтическая среда и профилактика падений. Проблема нарушений сна в пожилом возрасте (К.И.Прощаев, А.Н.Ильницкий)

82


  1. Актуальность проблемы и определение синдрома падений

  2. Эпидемиология падений

82

83


  1. Факторы риска падений

85

  1. Классификация и возрастные особенности падений

88

  1. Организационные причины падений в домах престарелых

95

  1. Организация терапевтической среды и профилактика падений

96


  1. Терапевтическая среда и расстройства сна в пожилом и старческом возрасте

98


Глава 5. Терапевтическая среда при патологии опорно-двигательного аппарата (А.Н.Кривцунов, А.Н. Ильницкий)

104


  1. Теория и обоснование необходимости терапевтической среды при патологии опорно-двигательного аппарата

104


  1. Патология опорно-двигательного аппарата в домах престарелых

106


  1. Принципы терапевтической среды при патологии опорно-двигательного аппарата

111


  1. Психологический компонент терапевтической среды и применение физических методов реабилитации в домах престарелых

114


Глава 6. Геронтопсихиатрические синдромы и аспекты организации терапевтической среды (О.Н.Немыкин)

124


  1. Вопросы клинической эпидемиологии геронтопсихиатрических синдромов

124


  1. Общие подходы к организации терапевтической среды при геронтопсихиатрических синдромах

126


  1. Терапевтическая среда при психоорганическом синдроме

128

  1. Терапевтическая среда при деменции

132

  1. Терапевтическая среда при невротических соматоформных расстройствах

135


  1. Терапевтическая среда при депрессии

140

Глава 7. Терапевтическая среда в экстерьере (А.Н.Ильницкий, К.И.Прощаев, А.П.Поведа, В.П.Поведа, И.И.Иванов)

145


Глава 8. Терапевтическая среда и лекарственная терапия в пожилом и старческом возрасте (К.И.Прощаев, А.П.Поведа, А.Н. Ильницкий)

153


  1. Пожилой человек и лекарство

153

  1. Современные представления о приверженности

к медикаментозной терапии в гериатрической практике

155


  1. Причины снижения приверженности к терапии в пожилом и старческом возрасте

158


  1. Возрастные особенности приема

разных форм лекарственных препаратов

160


  1. Терапевтическая среда и приверженность

к медикаментозной терапии.

162


Глава 9. Социально-экономическая обоснованность создания терапевтической среды (Е.Н.Камышанченко, С.Г.Горелик, Е.В.Кононова)

165


Заключение

170


ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная геронтология является интенсивно развивающейся научной и практической дисциплиной, что обусловлено прежде всего демографическими процессами во всем мире, для которых характерно снижение рождаемости, увеличение средней продолжительности жизни при одновременном снижении уровня смертности. Все это закономерно приводит к увеличению удельного веса людей пожилого и старческого возраста в популяции, которое, по результатам долгосрочных прогнозов, будет иметь тенденцию к поступательному и устойчивому росту. Не случайно, в этой связи, мы наблюдаем увеличение интереса к специальности «геронтология и гериатрия», приход в нее новых, молодых людей, энтузиастов, которые в чрезвычайной степени увлечены проблематикой медицины пожилого возраста.

Одним из ярких примеров подобного рода интереса является молодая геронтологическая школа, которая сформировалась в российском городе Белгороде и развитие которой я имею возможность наблюдать на протяжении нескольких лет. Мне доставляет особую радость приезжать в Белгород на ежегодные конференции «Геронтологические чтения», которые стали традиционными и на которых обсуждается самый широкий круг проблем современной геронтологии и гериатрии, от медицинских, клинических аспектов, до вопросов социальной геронтологии.

В последний свой приезд на конференцию «Геронтологические чтения - 2012» меня особенно впечатлила поездка в дом для пожилых в городе Новый Оскол Белгородской области, на базе которого при непосредственном участии управления социальной защиты области было проведено секционное заседание «Социальная геронтология». Мне очень понравился дух новаторства и энтузиазма, который чувствовался там. Ведь доклады на секционном заседании были представлены не только специалистами в области геронтологии и гериатрии, но простыми социальными работниками и руководителями социальных учреждений Белгородской области. Меня впечатлило то стремление улучшить качество пребывания людей пожилого и старческого возраста в домах для пожилых, которое было высказано докладчиками и поддержано руководством системы социальной защиты области.

И, конечно, особенно радует, что те решения и резолюции, которые были приняты на конференции, воплощаются в жизнь. Я имею ввиду ту монографию, которую Вы держите в руках. Она посвящена весьма актуальной, интересной, но малоизученной проблеме – созданию удобной и безопасной, по определению авторов – терапевтической среды в домах престарелых. Надо отметить, что, на мой взгляд, авторам книги удалось в полной мере посвятить читателя в данную проблему, а также, что самое главное – специалистов в области геронтологии, гериатрии и социальной работы с пожилыми людьми. Я уверена в том, что данная монография станет для них настоящим руководством к действию и поможет достичь самой нашей главной задачи – повысить качество жизни людей пожилого и старческого возраста. Я желаю авторам книги огромных успехов и дальнейших достижений в области социальной геронтологии.

Председатель Геронтологического общества

Чешской Республики,

профессор Гана Матейовска Кубешова

ВВЕДЕНИЕ

Постарение населения без преувеличения можно назвать одним из вызовов современного мира. Значительное возрастание удельного веса пожилых людей, проблема их пенсионирования, сокращение трудовых ресурсов, необходимость обеспечения достойной жизни в старости – вот тот круг проблем, который придется решать нашему обществу уже в самое ближайшее время. Все это предопределяет высокую значимость и актуальность такого междисциплинарного направления как социальная геронтология, которое включает в себя и медицинские, и социальные, и психологические, и педагогические вопросы, а также многие другие не менее важные составляющие.

Надо отметить, что одной из проблем, которой занимается социальная геронтология, является проблема одиночества в старости, а также вполне материально осязаемая, следующая вслед за ней проблема домов престарелых (в последнее время все чаще используется термин «дом-интернат для пожилых граждан и инвалидов»). Эта тема регулярно всплывает на страницах средств массовой информации, увы, в весьма негативном свете, например, в связи с пожарами и прочими происшествиями. Надо отметить, что после ряда такого рода негативных событий в домах престарелых по всей стране были предприняты меры по их недопущению. В них была установлена современная противопожарная сигнализация, проведены ремонты и созданы прочие условия, совокупность которых можно обозначить как среда безопасной жизнедеятельности.

Надо отметить, что сейчас назрела необходимость дальнейшего углубления и совершенствования этой работы и, в частности, формирование в отечественных домах престарелых так называемой терапевтической среды.

Терапевтическая среда – это комплекс максимально благоприятных условий, которые окружают пожилого человека в социальном учреждении стационарного типа, исключающие воздействие потенциально неблагоприятных факторов и потенцирующие положительные саногенные механизмы выздоровления и адаптации.

В данной монографии нами предпринята попытка рассмотреть данную проблему с использованием собственного опыта и знаний, полученных при работе дома и в ходе зарубежных поездок.

Начинается книга с традиционного исторического очерка, в котором анализируются традиции трепетного отношения к людям пожилого и старческого возраста в России.

Далее нами представлены формы и методы организации медико-социальной помощи пожилым, а также современные концепции и представления о путях развития гериатрической службы, что предопределяет также развития теории и практики терапевтической среды.

Отдельная глава монографии посвящена теоретическим основам и практическим аспектам организации терапевтической среды, причем в ней мы использовали практический материал, который получен при внедрении терапевтической среды в деятельность Борисовского психоневрологического интерната № 1 (Белгородская область) и при обмене опытом с коллегами из Чешской Республики из Дома для пожилых «Малешице» в городе Прага, Дома для пожилых «Солнышко» в городе Острава и клиники внутренней медицины, гериатрии и общей врачебной практики Университета Масарыка в городе Брно.

В последующих главах книги нами описаны прикладные вопросы организации терапевтической среды в домах престарелых, в частности, показана роль обсуждаемых мероприятий в профилактике падений, их роль в повышении качества пребывания пожилых людей в социальных учреждениях стационарного типа с патологией опорно-двигательного аппарата, с геронтопсихиатрическими синдромами, с возрастными особенностями поведения, которые мешают пожилому человеку качественно выполнять рекомендации врачей по приему медикаментозной терапии.

Отдельная глава монографии посвящена проблеме создания терапевтической среды в экстерьере, которая написана на основе опыта, полученного при пребывании авторов книги в Республике Эквадор. Нам видится, что наши отечественные энтузиасты с удовольствием воспримут данную информацию и внедрят ее на основе наших российских возможностей.

Традиционно монография завершается главой, в которой освещаются вопросы экономической эффективности внедрения мероприятий терапевтической среды в практику домов престарелых.

Авторы надеются, что данная книга позволит повысить качество пребывания людей пожилого и старческого возраста в стационарных социальных учреждениях, внедрить терапевтическую среду как методику в максимальное число домов престарелых.

Мы также с большим вниманием и благодарностью воспримем все отзывы читателей по поводу нашей книги.

От имени авторского коллектива,

доктор медицинских наук, профессор К.И.Прощаев

доктор медицинских наук, доцент А.Н.Ильницкий

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Батанова Елена Павловна – заместитель Губернатора – руководитель Администрации Губернатора Белгородской области

Горелик Светлана Гиршевна – доцент кафедры общей хирургии с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Журавлёва Яна Владимировна - клинический ординатор кафедры внутренних болезней № 2 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Иванов Игнат Игоревич – клинический интерн кафедры внутренних болезней № 2 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Ильницкий Андрей Николаевич – первый заместитель директора Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология» (г. Москва), доктор медицинских наук, доцент

Камышанченко Елена Николаевна – заведующая кафедрой мировой экономики ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», доктор педагогических наук

Кононова Елена Владимировна – студентка экономического факультета ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»



Кривцунов Александр Николаевич – врач-травматолог МУЗ «Городская клиническая больница № 1 г. Белгорода»

Немыкин Олег Николаевич – клинический ординатор кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Петровский Александр Борисович – директор ГБСУСОССЗН «Борисовский психоневрологический интернат № 1» (Белгородская обл.)

Поведа Падилья Ангелика - клинический ординатор института последипломного медицинского образования ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Поведа Падилья Вероника - клинический ординатор института последипломного медицинского образования ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Прощаев Кирилл Иванович - директор Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», доктор медицинских наук, профессор

Сушкова Валентина Ивановна – первый заместитель начальника Управления социальной защиты населения Белгородской области

Чернова Ольга Алексеевна – старший преподаватель кафедры внутренних болезней № 2 по курсу истории медицины ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный экономический университет», кандидат исторических наук

ГЛАВА 1
История и традиции социальной помощи людям пожилого и старческого возраста в России


  1. Социальная помощь пожилым людям в древние времена

В данной главе нами дана характеристика тенденций и форм организации медико-социальной помощи людям пожилого и старческого возраста, в том числе, употребляя современный язык, в условиях социальных учреждений стационарного типа, с древнейших времен до настоящих дней.

Надо отметить, что общественная норма заботы о пожилых людях известна еще с древних времен. Общинно-родовые формы помощи и поддержки связаны с язычеством и неотделимым от него родовым пространством, главным выражением которого была круговая порука. Именно в древнюю языческую эпоху заложились основы традиции заботы о старых и немощных людях. В частности сформировался и развился институт старцев. Исследователи Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак и В.Г. Краснова пишут, что: «Формы поддержки стариков были различны. В этот период времени общиной выделялся для стариков особый участок земли – «косячок» – для заготовки сена». Одной из форм поддержки немощных стариков была общинная, мирская помощь, когда старики переходили из дома в дом на кормление. Старцу могли назначать «общественных» опекунов, которые брали его на свой прокорм. Таким образом, формировались различные формы помощи старикам. Общинно-родовые формы помощи и защиты данной слабо защищенной категории постепенно видоизменялись и заложили основу для государственного подхода в решении социальных проблем престарелых.


  1. Социальная помощь пожилым людям в средние века

В период с Х века на территории Древнерусского государства начинает складываться государственная политика защиты престарелых, которая базируется на христианской парадигме социальной защиты стариков, основанной на философии деятельной любви к ближнему. Попечительством отличалась еще великая княгиня Ольга. Ее доброта к немощным красной нитью проходит через многие летописи. Об этом пишет, в частности, и летописец Нестор, автор «Повести временных лет».

В XI веке появляются на Руси первые православные монастыри, которые и становятся центрами «благотворения». Киево–Печерский, получивший позднее статус лавры, монастыри Волыни, Владимира, Ростовской земли в течение нескольких веков, получая княжеские и боярские пожертвования, использовали их для общественного призрения (призревать – значит опекать)1. Оно на Руси всегда заключалось в устроении пристанища для всех, кто нуждается в помощи, в том числе для стариков.

В законах Древней Руси мы находим свое «юридическое» обоснование этой защиты. Законодательное регламентирование поддержки и помощи старикам мы находим в «Уставе князя Владимира» 996 года. Именно он определил общественное призрение как одну из основных функций государства. Этот устав стал основанием для устройства благотворительных учреждений в России вплоть до XVIII века. Устав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347 г.): «Епископы должны суть помогать сиротам, вдовицам; и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют». Эти же мысли мы прослеживаем и в знаменитом документе Владимира, в нем же определялась десятина, которая шла на содержание монастыря и церквей, богаделен, больниц, странноприимных домов. Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д. Можно оговорить тот факт, что в древней Руси при всякой приходской церкви имелась богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих и больных.

Князь Владимир открывает, по примеру своей бабушки – княгини Ольги, ряд богаделен и странноприимных домов в Киеве. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной, он сооружает там же церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Владимир повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих и странных. После победы над печенегами, как рассказывает летопись, князь «повелел всякому нищему и убогому (слабому, бедному, увечному) приходити на двор княжь и взимати всякую потребу, питание и ядение». И произнес тогда князь Владимир: «Яко немощные и больные не могут долезти двора моего. И повелел пристроить кола (телеги) и всклад хлеба и мясо, и рыбы, и овощи разноличные, и мед в бочках, а в других квас возить по городу, вопрошающие: где больные и нищие, и немогущие ходить? И тем раздалху на потребу...».

Призрение страждущих и больных было одним из главных обязанностей великого русского князя Владимира Мономаха (Русская Правда, 1072 г.). Древние предания сохранили для потомков его основную заповедь: «Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя». И своим детям он завещал: «Избавте обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу». Дети князя строго соблюдали наказ отца. Несмотря на то, что со времен Владимира Мономаха до конца XVI века не было новых законов об общественном призрении, предания донесли до нас благотворительную деятельность многих политических деятелей тех веков.

В этот период времени происходит наделение стариков соответствующими правами, расширяются субъекты помощи (князья, церковь, монастыри), появляются новые ведомства, благотворительные учреждения, заведения для нуждающихся людей пожилого возраста, оформляются первые теоретические подходы к проблемам решения социальных проблем старости (Поучение Владимира Мономаха, XI в.), Изборник 1076 г.), социальные программы государства, зарождается и развивается частная благотворительность.

Заботясь о беспомощных, больных, желая, чтобы и правители обращали на них внимание, великий князь Александр Ярославович (известный как Александр Невский) в 1247 году издал указ, в котором прямо говорилось об обязанностях Совета бояр: «Принимайте под защиту всех слабых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы. Он с меня и с вас взыщит».

Приняв правление царством в 17-ти летнем возрасте, Иван IV Грозный собрал в Москву духовенство, бояр, думных дьяков и прочих казенных мужей, повелел им составить новые законы и вскоре издал их. Одним из первых юридических документов царя стал Судебник 1550 г. Он гласил: «На монастырях жити нищим и больным, которые питаются милостынею от церкви Божией». В «Стоглаве», составленном в 1551 году Духовным Собором, многие главы также посвящены призрению убогих, нищих, калек, вдовиц и др. Государь повелевает определить содержание и призрение больных, скитающихся по миру, причем основные средства определяет за счет казны. «Милостиня и корм годовой» хлеб и соль, и деньги, и одежда по богодельным избам по всем городам дают из нашей казны».

Царь Иван IV издает также указ, где велит «в каждом граде устроити богодельни мужески и женски, где прокаженных и престарившихся, не могущих нигде же главы подклонити, а приставившихся погребенно предавать, и оных поминати в священных службах». Исполняя приказ государя, во многих российских городах открываются больницы и богодельни, которые Иван Грозный любил посещать. При этом он жестоко наказывал тех служителей, кто был замечен в воровстве. Полагая, что дела общественного призрения являются делами особой государственной важности, царь передает управление ими одному из приказов и строго следит за исполнением законов.

Но церковь принимала под свое покровительство всякого человека без особого разбора и уже на Стоглавом соборе царь Иван Грозный говорил, что в богаделенных избах, на которых идет содержание как от царской казны, так и от многих благотворителей, содержатся не настоящие нищие, а те, которые платят за такое помещение приказчикам, управляющим этими избами. Собор признал необходимым выделить состарившихся и прокаженных, переписать их по всем городам и устроить для них богадельни мужские и женские под ведением добрых священников и градских целовальников, а содержать такие богадельни на счет частной милостыни. В связи с этими мерами стоит учреждение Приказа строения богадельни в то же время цари продолжали устраивать и поддерживать в Москве и других городах на счет своей царской казны, именно на суммы Приказа Большого дворца.

О царе Федоре, сыне и наследнике Ивана Грозного, современники писали: «Приходящим к нему и пришельцам бысть яко отец чадолюбив по Божественному писанию явил целитель страждущим». В царствование Федора Иоановича во Ржеве была создана пограничная застава для предохранения от проникновения эпидемии. В этот же период он велит «в каждом граде устроити богодельни мужески и женски, где прокаженных и престарившихся, не могущих нигде же главы подклонити, а приставившихся погребенно предавать, и оных поминати в священных службах». В этот же период открыты богодельни в Москве. Сохранились данные о богатых вкладах царя Федора Иоановича в монастыри, назначенных на содержание сирых и больных. Может быть, этому способствовало нездоровье и самого Федора Иоановича.

Смертью царя Федора Иоанновича заканчивается, как известно, династия Рюриковичей. В 1598 году шурин царя Федора – Борис Годунов занимает российский престол. Интересно, что когда Борис венчался на царство, он объявил: "в государстве никто не будет терпеть нужды и бедности". В годы правления Бориса Годунова - тех, кто не в состоянии уже был работать, помещали в специальные дома для старых и немощных, содержащихся за счет личных средств царя. Погребение в этих домах осуществлялось за его счет. Известный в истории факт, что 20.000 рублей серебром Борис послал (опять из собственных денег) в Смоленск для помощи бедным, нуждающимся и недужным.


  1. Социальная помощь пожилым людям в новое время

С начала XVII века в России состарившиеся граждане переписывались по всем городам и для них устраивались мужские и женские богадельни под ведением священников, а содержались такие богадельни на счет частной милостыни. В то же время цари продолжали устраивать и поддерживать богадельни в Москве и других городах за счет своей царской казны.

В последующее смутное время оплотом благотворительности и общественного призрения оставались монастыри. Троице-Сергиева Лавра при польской осаде содержала у себя пятнадцать тысяч стариков, женщин, детей. И после снятия осады монастырь был единственным прибежищем для несчастных людей.

Новый взгляд на общественное призрение получил свое развитие в царствование Романовых. Указ царя Федора Алексеевича Романова, изданный в 1682 году, менял отношение государственной власти к нищенству как явлению, считавшемуся неприкосновенным, богоугодным. Только больных, калек, неспособных к работе, надлежало кормить и лечить бесплатно. Способные же к труду должны были работать. С этой целью создавались специальные дома трудолюбия.

Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIX в. (она развивается по нескольким направлениям). Оформляется административная система помощи нуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами – общественными и частными институтами защиты и призрения.

Более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I Великого. Разительные перемены, происшедшие в годы царствования Петра Великого, дали историкам основание говорить о предшествующем периоде как о Руси допетровской. С деятельностью Петра I они связывают новый период русской истории. Петр I в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I старость, детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Немощные старцы, «нищие, больные и престарелые» определялись в дома Святейшего патриарха и Московские богадельни. Духовный регламент подписывал всем монастырям открывать странноприимные дома и лазареты, где нашли бы себе приют и пропитание истинно нуждающиеся: «Престарелых во славу Божию потребами покоить».

В годы своего правления Петр I лишает духовенство власти и самостоятельного финансового управления, отдавая предпочтение губернскому административному управлению. Но если роль духовенства в деле призрения становится все более подотчетной и регламентируемой, то значение губерний возрастает. На них возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им ведено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ».

Политика секуляризации монастырских владений была достаточно последовательной и предусматривала не только материальный, но и организационный контроль над деятельностью церкви. Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих…».

Однако и государство начинает осознавать свою роль и миссию в деле ликвидации профессионального нищенства и проведении профилактики этого явления, создании системы защиты и помощи нуждающимся. Так, в регламенте, или уставе, Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов «социальной политики». В главе Х подчеркивалось, что «полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках». В Регламенте указаны основные институты призрения: «смирительные дома», предназначенные для людей «непотребного жития»; «прядильные дома» – для женщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» – для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; «другие домы от разных болезней бедных лечат». Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Дальнейшее развитие системы социальной защиты, которая включала в себя меры не только оперативного и превентивного характера, находит в инструкциях о внутренней регламентации монастырей и о магистрате.

В § 34 Указа (от 31 января 1724 г.) подчеркивалось, что призрение бедных, «престарелых и дряхлых граждан» лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей они должны быть пристроены в городские богадельни, а не жить за счет «пропитания граждан». Однако категорически запрещалось призрение «посторонних граждан», т.е. лиц не из данного города. В § 38 запрещалось всем сословиям призревать и оказывать милостыню «посторонним гражданам». Таким образом, при Петре I оформляется достаточно разветвленная система социальной защиты. В нее входят:

а) центральные органы – вначале Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. – Святейший Синод, а с 1724 г. Камер-контора;

б) городские магистраты;

в) помещики во владельческих селениях;

г) старосты и сотские в селениях со свободным населением».

Характерны в этом отношении институты призрения, которые можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. Гошпитали предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т.е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться.

Таким образом, вся жизнь Петра была заполнена заботой о величии России, а Россия – это ее народ. До последнего своего часа государь пекся о больных, убогих, престарелых. Один из последних его Указов (1724 г.) был тоже посвящен заботе о «сирых и убогих»: «Чтобы обеднелые, престарелые и дряхлые граждане как и мужская, так и женская пола, которые пропитания не имеют и работать не могут, были пристроены в богадельнях и прилежным присмотром оставлены не были». К сожалению, Петр I много не успел совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великого наступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботились о полном проведение мер по призрению.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в первой четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения, было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.

Система государственного призрения, существовавшая в России с петровской эпохи до начала ХХ в., была ориентирована на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся слоям населения. Среди ее основных компонентов можно выделить: деятельность государства по увеличению числа богаделен-госпиталей, работных домов, сиротских приютов; государственное обеспечение функционирования приказов общественного призрения; организация общественных работ; социальное обеспечение отставных чиновников, военнослужащих и их семей; формирование правовых и организационных основ социального страхования и др.

Таким образом, постепенно складываются новые институты, формы помощи и поддержки нуждающегося населения. Россия стремится перенять европейский опыт системы призрения и воспитания различных категорий нуждающихся. Формирование новых институтов призрения осуществляется за счет постепенного разрушения прежних: приходской и монастырской систем помощи.

С конца XVIII в. происходит количественный рост богаделен и они становятся всесословными. В этот период в России складывается система призрения людей, и в частности – стариков, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

Губернская реформа Екатерины II (1775 г.) содержала кроме прочего и создание губернских «Приказов общественного призрения». Как и все прочие губернские учреждения, приказы общественного призрения были органом всесословным. Приказы общественного призрения должны были сосредоточить в своих руках устройство и надзор над общественными заведениями: госпиталями; богадельнями; домами для неизлечимо больных; домами для сумасшедших; работными домами; рабочими и смирительными домами. Богадельни и госпитали преследовали не только чисто благотворительные цели, они должны были закрыть источник появления маргинальных слоев в обществе. Таким образом, с одной стороны, они были призваны оказывать помощь нищим, увечным, калекам, инвалидам, незаконнорожденным детям и престарелым, а с другой - приказы общественного призрения были инструментом сохранения общественного спокойствия.

Весь последующий социально-исторический период (вплоть до 1917 г.) благотворительность и попечительство в Российской империи развивались в рамках трех основных направлений благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). Изменялись лишь формы и методы оказания помощи нуждающимся в зависимости от конкретно-исторических условий и особенностей социально-экономического развития государства.

Среди государственных органов призрения первой половины XIX в. особо выделяется деятельность созданных ещё при Екатерине II приказов общественного призрения. Приказы общественного призрения представляли собой административный орган, председателем которого являлся генерал - губернатор. Приказы подчинялись сначала Коллегии экономики в период царствования Александра I (1801 -1825 гг.) с 1802 г. Приказы были отнесены к ведению Министерства внутренних дел, в 1810 г. Перешли к Министерству полиции, но с 1819 г. Вновь оказались прикрепленными к Министерству внутренних дел. Приказы общественного призрения увеличивали свои капиталы не только за счёт доходов губерний, но и банковских операций, частных пожертвований и в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности

К сожалению, первая четверть XIX в. прошла для приказов общественного призрения под знаком мелочной опеки и роста формализма в их работе.

Приказы общественно призрения в первой половине XIX в., получив в самом начале своего существования первоначальный уставной капитал (по 15 тыс. рублей на каждый приказ), существовали не только на частные пожертвования. В середине 1820-х гг. в число доходных заведений приказов входили жилые дома, лавки, кузницы, мельницы, сдававшиеся в наём; кирпичные и черепичные заводы. Однако во второй четверти XIX в. финансовое состояние резко ухудшилось. Работа приказов общественного призрения вызывала всё больше нареканий и недовольств. Выявились по меньшей мере, две серьёзные болезни системы.

Во-первых, возраставшая бюрократизация и мелочная опека над деятельностью приказов со стороны Министерства внутренних дел. В Отчёте «Об устройстве общественного призрения в России» (за 1862 г.) так характеризовалась общая деятельность приказов по общественному призрению: «Приказы действуют не иначе, как в коллегиальном порядке, и начальник губернии… никаких дел, относящихся до приказа и его заведений, не производится. Не управляя приказом, а только председательствуя в нём, губернатор, в предметах до приказа и его заведений относящихся, не может ни распоряжаться, ни давать приказу к исполнению своих преложений. Затем собственно на непременного члена возложено наблюдение за правильностью производства дел, счетоводства и отчётности…».

Иными словами, канцелярская рутина поглотила всякое живое дело, деятели приказов были превращены в обычных чиновников, подчинённых установленным регламентам и правилам.

Во-вторых, денег приказов никак не хватало на организацию квалифицированной помощи в благотворительных заведениях.

Таким образом, к середине XIX в. система государственного призрения в России заходит в тупик. Нет денег, нет заинтересованных людей - все вело к пониманию того, что борьба с бедностью возможна лишь в союзе и с опорой на общественное участие и благотворительность. В итоге, к 1861 г. Благотворительные общества существовали лишь в 8 городах империи, а к 1863 г. Были учреждены ещё в 9 губерниях.

Приказы общественного призрения, как правило, имели дело в основном с двумя категориями нуждающихся: 1) с «дряхлыми и убогими», которые в силу различных причин (по возрасту, сиротству, физическим и душевным недостаткам) не могли найти себе пропитания и потому требовали призрения в самом узком смысле слова (пища и кров); 2) с детьми, для которых одного призрения оказывалось недостаточно, а требовалось и воспитательная работа.

К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи: лечебные заведения (больницы, дома для умалишённых); заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимо больных); учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих); институты пансионеров, местные благотворительные общества.

Следует подчеркнуть, что институты социальной помощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принципов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли удовлетворить потребности населения. И, тем не менее, система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих черта до наших дней.

Частная благотворительность имела разнообразные формы и направления. Можно указать на три основные тенденции: частные благотворители организовывали и финансировали институты помощи и поддержки; частные благотворители оказывали единовременную или постоянную помощь в виде материальных и денежных вспомоществований; частные благотворители осуществляли социальный патронаж над определенной категорией нуждающихся.

Сторонников частной благотворительности можно разделить на две группы. Сторонники первой считали, что благотворительность оказывается всем, кто ее просит. Представители второй полагали, что нужно оказывать благотворительность не всем, а только истинно нуждающимся.

Итак, общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются институты поддержки разным категориям нуждающихся. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии (проституция, профессиональное нищенство, детская беспризорность). Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки, вносит в нее элементы профессионального подхода.

Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы возложили основную тяжесть социальной защиты и помощи нуждающимся на городское и земское (сельское) общественное самоуправление, стал реальностью новый этап в развитии системы призрения. Появились новые принципы социальной работы. Основные из них - децентрализация социального призрения; рациональный подход к формам и методам социальной работы; стремление к предупреждению обнищания людей. В 1864 г. приказы общественного призрения были заменены земскими учреждениями, а в 1867 г. города получили право самостоятельно принимать меры в области призрения.

Усиление социальной поляризации и увеличение числа лишенных традиционных основ жизни и источников существования людей, требовавших особого внимания общества и выход на общественную арену разночинных слоев общества, появление национальных буржуазных деятелей создали условия для перевода системы призрения сирот, нищих, калек и престарелых на новый общественно-государственный уровень.

Наряду с государственной системой приказов общественного призрения в дореволюционной России стала формироваться довольно разветвленная система сословных благотворительных обществ и учреждений, а также несколько обществ полуправительственного, полуобщественного характера. В тот период времени около 80% учреждений для немощных и неимущих содержало государство, и лишь 20% - общественная благотворительность.

Система общественного государственного призрения стариков в России в конце XIX в. представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.

Анализ практики социальной защиты пожилых людей в дореволюционной России показал, что отечественная история социальной защиты престарелых складывалась по двум направлениям: государственно-общественному и частно-церковному. В начале XIX в. стали создаваться частные приюты, попечительские советы, благотворительные общества. В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций. Основными субъектами социальной защиты престарелых выступали государство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции.




  1. Социальная помощь пожилым людям в новейшее время

В начале XX в. престиж старости, выстроенный с помощью русской монархии, стал рушиться. Положение стариков значительно ухудшилось и во всей Европе, что стало противоречить принципам развития современной цивилизации.

В 1917 году советской власти было особенно не до стариков. Октябрьскими событиями 1917 г. прежняя государственная система социальной защиты вместе с общественной благотворительностью была разрушена. Милосердие и благотворительность были заменены на систему государственного социального обеспечения. Эта система имела как свои неоспоримые плюсы, так и вполне очевидные минусы. Государственное содержание домов престарелых гарантировало стабильное финансирование, но это финансирование шло по остаточному принципу. Средств для содержания домов престарелых катастрофически не хватало. Часто местные чиновники и руководство учреждений направляли государственные средства на другие, «более важные», нужды или просто присваивали их себе. Одним из самых ярких примеров подобного поведения государственных чиновников является персонаж романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» директор старгородского дома престарелых - Альхен – «голубой воришка». Таких «воришек» в советское время было довольно много. Следствием описываемой социальной политики советского периода является современное состояние домов престарелых. Не только уровень оснащенности часто не соответствует современным требованиям, но и отсутствует обеспечение элементарной безопасности, что в ряде случаев приводит к трагедиям. В 1918 г. создается наркомат социального обеспечения. Оформляется классовый подход в предоставлении всех видов социальной помощи, в том числе и пенсий по старости.

В 1956 г. Верховный Совет РСФСР принимает закон о госпенсиях, что положило начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению.

В годы «застоя» основными принципами соцобеспечения являлись: всеобщность соцобеспечения и соцзащиты, многообразие видов обслуживания, обеспечение за счет общественных и госсредств. Сейчас старые люди вспоминают стабильность того времени как «социалистический рай». Не столько финансовая сторона жизни пожилого человека того времени имеет значение, сколько уверенность в поддержке государства, подкрепленная моральными нормами отношения к старости.

Полная «реабилитация» старости происходит уже во второй половине XX века, и сегодня она понимается как «ценный для общества период жизни». Изменилось само содержание слова «старость». Если раньше критерием старости служила нетрудоспособность, то теперь - переход через законодательно оформленный формализованный возрастной порог, после которого человек имеет право на пенсионное обеспечение.

В начале 1990-х годов соцзащита, соцобеспечение и соцподдержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста, а социальная защита старых людей в РФ реализуется на федеральном уровне и региональном уровне. Это дает возможность развивать известные с давних времен традиции и формы социальной заботы о лицах пожилого и престарелого возраста.

Подводя итог, следует отметить, что существование такой формы организации медико-социальной помощи пожилым людям как дом престарелых в России имеет многовековую историю. В настоящее время и в нашей стране, и за рубежом дом престарелых является одной из важнейших форм длительного стационарного пребывания пожилых людей. Вместе с тем, пребывание в нем характеризуется рядом особенностей, в частности очень важно обеспечить нормальные, комфортные условия пребывания людей пожилого возраста в социальном учреждении стационарного типа. К одному из путей достижения этого можно отнести терапевтическую среду, теория и практика которой описана в последующих главах.


Литература


  1. Благотворительность в России. СПб, 1907. – С. 102-113.

  2. Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. – Волгоград, 2000. – С. 31-84.

  3. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. – С. 58.

  4. Поддубная Т.Н. Становление и развитие института социальной защиты детства В России. // Ученые записки. – Москва РГСУ. – 2006. – №4 (52). – С. 104-106.

  5. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: IX-середина XVIII в. М., 1992. – С. 83.

  6. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. – М.: Флинта, 1998. – С. 172.

  7. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности: Учебное пособие. - М., 2006. - С. 240.

  8. Костина Е.Ю. История социальной работы: учебное пособие. – Владивосток, 2003. – С. 84.

  9. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. Итория социальной работы за Рубежом и в России (с древности и до начала XX века): Учебное пособие. - М., 2005. - 274-275.

  10. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России. – Волгоград, 2001. – С.62.

  11. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 2001. – С. 92-101.

  12. Россия под скипетром Романовых. 1613-1913. М., 1990. – С. 49.

  13. Сочинения Екатерины II / Сост. О.Н. Михайлов. М., 1990. – С. 185.

  14. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. – Ставрополь, 1998. – С. 102.

  15. Социальная работа за рубежом: материалы для практических занятий. -Ростов-на-Дону, 1999. С. 69.

  16. Сун Э.Ф. Древнее село Подол-Пехра тож. Вехи тысячелетней истории. М., 2001. – С. 27-46.

  17. Теория и методика социальной работы. В 2-х частях. Ч.2. – М.: Союз, 1994.

  18. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004. – 109.

  19. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. – М., 1992. – С. 73.

  20. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. М., 2003. – С. 79.

  21. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – С. 153.


Каталог: docpdf


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница