Тесты по теме, на которые учащиеся ответят по завершении урока. Данный урок проводят для учащихся 6 классов



Скачать 87.85 Kb.
Дата28.04.2016
Размер87.85 Kb.
Просмотров18
Скачиваний0
Размер87.85 Kb.
Участники :

учитель химии и биологии;

научный сотрудник;

фармаколог;

косметолог;

дерматолог.



Цели и задачи:

1.углубить и расширить знания обучающихся о ценности лекарственных трав;



2.продолжить формирование бережного отношения и любви к природе, экологической культуре, рационального использования природных ресурсов.

Оборудование:

-таблица или картинки с изображением лекарственных растений региона (области);

-гербарии лекарственных растений данной местности;

-вырезки из газет и журналов с полезными советами из рубрики “Лечение травами”;

-предметы косметики и парфюмерии сделанные на травах;

-выставка книг о лекарственных растениях.

-компьютер, экран, проектор, звуковоспроизводящие устройства

-компьютерная презентация открытого урока «Лекарственные растения в жизни человека».

Предварительная подготовка:

Перед проведением данного урока проводится предварительная подготовка докладов, создание презентации. Учитель готовит тесты по теме, на которые учащиеся ответят по завершении урока. Данный урок проводят для учащихся 6 классов.

Ход урока

I этап - Организационный момент.

Учитель.

Я не степью хожу, я хожу по аптеке,


Разбираясь в ее картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь
Ты природой расписанный странный рецепт.

- Дорогие ребята и учителя! Сегодня мы с вами собрались для ознакомления с интересной темой о лекарственных растениях в жизни человека. Но все ли мы знаем об лекарственных растениях?

- Растительный мир нашей страны очень богат и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему степь, лес, луг по праву можно назвать зеленой аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. По мере совершенствования медицинских знаний во врачебной практике проявляются все новые и новые лечебные средства, но только, фитотерапия (лечение травами), зародившаяся в глубокой древности, сохранилась в арсенале лечебных средств вплоть до наших дней.

- На сегодняшней конференции присутствуют специалисты, деятельность которых тесно связана с растениями. (Ведущий представляет гостей). Каждый из них поведает нам о значении растений с разных сторон.

II этап - Актуализация знаний по теме «Лекарственные растения».

Учитель: Уважаемые ребята! Прежде чем мы с вами начнем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить об известных лекарственных растениях на Земле.

Фронтальный опрос по теме:


  • Какие лекарственные растения вы знаете?

  • Где их можно найти?

  • Для чего нужны лекарственные растения?

III этап - Изучение новой темы.

Учитель. Слово представляется научному сотруднику института лекарственных растений.



Научный Сотрудник ВИЛР. Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений – богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лекарственных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора дикорастущих растений. В природной аптеке можно найти лекарственные препараты от простуды и кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболеваниях желудка и печени.

В настоящее время каждый человек задумывается о свое здоровье и каждый вправе решать как и чем ему лечиться: либо препаратами химического производства, либо природными, можно сказать, народными средствами.

Возможно чередование, либо сочетание вышеуказанных способов. Но то, что от фитолечения исходит польза – это нескрываемый факт. Сотрудники нашего института тесно сотрудничают с фитоотделом фармацевтической промышленности: прежде чем растения пойдут в производство, мы тщательно изучаем их свойства, выявляем степень насыщенности лечебными веществами, уточняем какие именно части растений полезны при различных заболеваниях.

Учитель. Спасибо. На самом деле сейчас большое внимание уделяется фитолечению. Публикуется много печатных изданий: книг, травников, брошюр о методах лечения травами. Выходят в свет специальные газеты, посвященные народным способам лечения растениями. Вашему вниманию представлена лишь небольшая часть подобной литературы. С научной точки зрения в литературе описаны способы лечения разных недугов растениями, правила сбора трав, описаны их фармакологические свойства. Более подробно о свойствах растений расскажет специалист – фармаколог.

Фармаколог. (В своем объяснении-рассказе фармаколог ссылается на иллюстрации и гербарии). Да, действительно, природа – это кладовая лекарств, кладовая здоровья человека. Использовать кладовую нужно разумно, не принося ущерба или вреда природе. Если нам точно известно время сбора той или иной травы, то нет необходимости собирать ее раньше или позже срока, поскольку тогда может не оказаться нужного количества лекарственных веществ в растении и следовательно, пользы не будет. Также необходимо соблюдать осторожность: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением. Поэт В. Рождественский писал:

“ Есть в травах и цветах целительная сила


Для всех, умеющих их тайну разгадать”.

Давайте поговорим о наиболее известных лекарственных растениях и заглянем в менее знакомые страницы.

Ромашка аптечная (из семейства Сложноцветных). Плиний Старший назвал ромашку земляным яблоком, т.к. по представлению древних, запах ромашки напоминает яблочный. Ромашка в литературе ассоциируется со скромностью, добротой и отзывчивостью. Авиценна считал: “Ромашка – полезнейшее лекарство от изнурения, ибо ее теплота походит на теплоту животного. Я рекомендую ромашку также при опухолях, головной боли, глазных заболеваниях

В современной научной медицине ромашка также широко используется. Цветки ее применяют в качестве противовоспалительного, спазмолитического средства, при желудочных заболеваниях. Обладает она и противоаллергическим действием. Цветет она в мае-июне. В корзинках ромашки 0,5% эфирного масла, горькие вещества, витамины. Все это придает ромашке противовоспалительные свойства.

Подорожник большой (семейства Подорожниковые). По-другому подорожник называют семижильником, порезником. Авиценна считал, что “он чрезвычайно хорош для язв… Листья его вяжут…, препятствуют кровотечению”

В средние века его применяли при заболеваниях легких, желудка, как противолихорадочное средство.

В народной медицине он применяется в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Семена подорожника большого используют в качестве безвредного слабительного средства.

В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, гастритах и язвенной болезни с пониженной кислотностью желудочного сока. Свежий сок листьев применяется в качестве ранозаживляющего средства. Листья подорожника имеют богатый химический состав: гликозиды, витамин К, дубильные вещества, полисахариды. Молодые листья весной используют в салат как витаминную зелень.

Горец птичий (семейство Гречишные).По иному горец птичий называют спорыш, трава-мурава. Это очень распространенное растение, мы, порой, его просто не замечаем. Горец птичий устойчив к вытаптыванию.

В русской народной медицине эту траву применяют в виде отвара, порошка и свежего сока из цветущей травы. Она считается противовоспалительным и мочегонным средством, а также средством, способным регулировать обмен веществ. Поэтому птичий горец рекомендуют применять при почечнокаменной и желчнокаменной болезнях. Ее можно использовать в смеси с другими травами. Например, при воспалении легких рекомендуется смесь из равных частей травы спорыша, листьев мать-мачехи и цветков черной бузины. Трава спорыша богата витаминами, аскорбиновой кислотой, солями кремниевой кислоты, микроэлементами. В современной медицине трава спорыша применяется в акушерской практике, как кровоостанавливающее и мочегонное средство.

Учитель. Конечно, говорить о лекарственных растениях можно много. Но давайте взглянем на лекарственные растения с другой стороны. Травяная косметика. Сюда вкладывается несколько иной смысл. Слово косметологу

Косметолог. Позвольте для начала дать объяснение слову “косметика”.

Слово “косметика” в переводе с греческого “космет” означает “рабыня”, которая украшает тело и лицо женщин древнего Рима. Колыбелью косметики и косметических средств считают Египет, где косметика стала применяться 4000 лет назад. В гробницах древних захоронений были обнаружены сосуды с мазями, различными благовониями и маслами.

Растения, используемые в косметических целях, менее известны, чем лекарственные, однако их свойства и действия на организм человека общеизвестны.

Все косметические средства условно можно разделить на:

средства для ухода за кожей;

средства для ухода за зубами и полостью рта;

средства для ухода за волосами;

декоративная косметика.

“Человек здоров, пока здоровы его зубы”, - утверждали древние. Следовательно, уже тогда люди стали задумываться о гигиене полости рта. Общеизвестным доступным средством гигиены зубов являются зубные пасты, реже эликсиры.

Делать пасты полностью на травах невозможно, но добавки являются необходимой частью. В числе натуральных добавок используют продукты морских водорослей, плодов, хвои, экстракты ромашки и зверобоя, лаванды и облепихи, витамин В3 т.д.

В лечебно-профилактические средства по уходу за волосами обязательно вводят экстракты лечебных трав: настои хны, шишек хмеля, листьев крапивы, череды, экстракт плодов перца, цветков ромашки, корней лопуха. В ряд изделий вводятся также натуральные эфирные масла – розовое, гераниевое, лавандовое, розмарина.

Существуют определенные пропорции использования трав и их сочетание с химическими веществами. К разным типам волос применяются и разные средства ухода.

Почти то же самое можно сказать и о других косметических изделиях.

(Косметолог обращает внимание на предметы косметики с выставки, делает их обзор).

Учитель. Издавна дамы пытались улучшить цвет своего лица, придать ему неповторимый оттенок. Но как это сделать, не навредив коже? Об этом нам расскажет специалист – дерматолог.

Дерматолог. Косметологи утверждают: “ Кожа – зеркало здоровья”. Мы, дерматологи, с этим вполне согласны. Дерматология – наука о коже, ее особенностях строения, болезнях и здоровье.

Только здоровая кожа может выглядеть красиво ...

Учитель: Ребята, мы ознакомились с рассказами специалистов о многообразии свойств и значений лекарственных растений в жизни человека. А теперь пришло время викторины. Тот, кто правильно ответит на вопрос, будет награжден призом. Итак, приступаем. Желаю всем успеха!

IV этап - Закрепление



Вопросы викторины:

  1. Какие лекарственные растения ядовиты?

  2. Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

  3. Какой кустарник является сырьем для получения сердечных препаратов?

  4. Назовите сорные лекарственные растения?

  5. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает “здоровье”?

  6. Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?

  7. Как по-другому называют растение золотушник?

  8. Какие лекарственные растения носят “звериные” названия?

Ответы викторины:

  1. Это-белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.

  2. Берёза.

  3. Боярышник.

  4. Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.

  5. Полынь.

  6. Шиповник и черёмуха.

  7. Череда.

  8. Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

V этап – Подведение итогов викторины. Награждение призами учащихся.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнали о разнообразном значении лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения имеют не только эстетическое значение, это еще и наше здоровье. Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве лекарственных растений, наша задача – не растерять данные знания, приумножить их и передать потомкам!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района Волгограда»

Урок на тему:

"Многообразие и происхождение культурных растений»

6-й класс.

Составитель

Шапкина Н.И.,



учитель биологии .

Волгоград-2015г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал