«Типы и каналы общения»



Скачать 99.04 Kb.
Дата28.04.2016
Размер99.04 Kb.
ТипМетодическая разработка



Министерство здравоохранения Московской области

Государственное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

Московской области

«Люберецкий медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по теме:

«Типы и каналы общения».
Профессиональный модуль ПМ07: Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Профессиональный модуль ПМ04: Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

МДК 04.01./07.01.Теория и практика сестринского дела

Специальность: 31.02.01.Лечебное дело

Специальность: 34.02.01.Сестринское дело

Курс: 2

Форма обучения: очная

Продолжительность:90 минут
Преподаватель: Казанкова Надежда Аркадьевна
Люберцы 2015.



Методическая разработка практического занятия по ПМ.04. /ПМ.07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра МДК.04.01. /07.01 Теория и практика сестринского дела разработана на основе требований ФГОС для специальности 34.02.01. Сестринское дело и 31.02.01. Лечебное дело.

Разработчик: Казанкова Н.А., преподаватель профессиональных модулей, первой квалификационной категории.

РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

Предметной (цикловой) Зам. директора по учебно-

комиссией профессиональных производственной работе

дисциплин

Председатель ЦМК

_____________ С.В.Иванова _________________Е.А.Сивцова «__»__________2014 г. « »__________2014 г.

СОГЛАСОВАНА

Методист «ЛМК»

_________ Тельнова А.Г.

«_____» ______2014г.




СОДЕРЖАНИЕ




НАИМЕНОВАНИЕ

СТР.

1

Пояснительная записка


4

2

Технологическая карта занятия


6

3

Цели занятия


10

4

Междисциплинарные связи


12

5

Мотивация

13

6

Информационный блок


14

7

Приложение №1


21

8

Приложение№2


24

9

Приложение №3


25

10

Приложение №4


27

11

Приложение №5


33

12

Оценочный лист занятия


36

13

Домашнее задание


37

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01. Сестринское дело и по специальности 31.02.01. Лечебное дело.

Для подготовки и проведения данного практического занятия использованы элементы различных образовательных технологий. Так, например, технология опережающего обучения с использованием опорных схем. Цели и задачи достигаются при использовании ёмкого и полноценного содержания теоретического материала и доступного его изложения студентам на предшествующих теоретических занятиях. С помощью контрольно- оценочного материала (индивидуальный опрос, тестовые задания) проходит активация исходного уровня знаний, что способствует развитию мотивационной деятельности студентов.

Технология уровневой дифференциации используется для закрепления новых знаний и выработки навыков. Позволяет осуществить подбор заданий разного уровня для самостоятельной работы (по сложности, объему, времени выполнения и т.п.). Решение разноуровневых ситуационных задач даёт возможность преподавателю использовать на занятии личностно – ориентированный подход к обучающимся.

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы позволяет раскрыть творческий потенциал студентов, способствует формированию общих компетенций таких , как умение работать с источниками информации, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Методические рекомендации на каждом этапе занятия позволяют максимально эффективно контролировать уровень усвоения полученных знаний. При подведении итогов занятия используются критерии оценки знаний и умений студентов, что позволяет объективно и индивидуально оценить работу каждого студента на занятии.

Сопровождение занятия мультимедийной презентацией визуализирует излагаемый материал, формы и методы контроля, задействует дополнительные каналы получения и усвоения информации обучающимися.


Технологическая карта занятия

Пм.04./07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

МДК.04.01/07.01Теория и практика сестринского дела

1. Тема: "Типы и каналы общения"

2. Занятие №. 3

3. Место проведения занятия: кабинет доклинической практики

4. Форма проведения и тип занятия: практическое/закрепление знаний и форм деятельности

5. Цели занятия:

Способствует формированию

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.



6. Ресурсы:

Методические:

Учебно-методическая разработка, схемы, таблицы;

информационный материал: мультимедийная презентация "Типы и каналы общения" в программе PowerPoint, в системе OMS;

рабочая учебная программа,

календарно-тематический план.

ТСО:

мультимедийный проектор,

ноутбук,

экран.


7.Источники информации:

1.Основная литература:

Мухина С.А. , Тарновская И.И. Теория и практика сестринского дела: Учебник.- М.:ГЭОТАР - Медиа, 2013. - 412 с

Дополнительная литература:

Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела// под редакцией Кабарухина Б.В.: Учебное пособие. – изд. 16-ое .-Ростов н/Д Феникс, 2011.- 766с.

Интернет-ресурсы:

1.Сестринское дело [Электронный ресурс]. - Режим доступа : . http://sestrinskoedelo.ru/obschenie_v_sestrinskom_dele/ (дата обращения 16.10.14 г.

2.Этический кодекс медицинских сестёр России.[Электронный ресурс] http://www.medsestra-nsk.ru/archive/ethics_code_2010.pdf (дата обращения 16.10.14.)






п/п

Этап занятия

Время

Методы

обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент

5 мин




Организация занятия: контроль внешнего вида, готовность к занятию;оформление журнала учебных занятий; инструктаж по технике безопасности перед проведением занятия.

Готовится к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности

5 мин

Беседа.

Выделяет значимость темы, привлекает и акцентирует внимание к изучаемой теме, поощряет к самостоятельной работе.

Знакомится с содержанием темы, целями и этапами занятия.

3.

Актуализация опорных знаний и умений.

20 мин

Репродуктивный (индивидуальный опрос)

Проверка домашнего задания, проверка имеющихся знаний и умений. Организует выполнение задания с учётом временного фактора. Контролирует (и проверят) выполнение задания

Отвечают на вопросы (приложение № 1), выполняют задания(приложение №2)

4.

Освоение и закрепление практических умений

45 мин

репродуктивный

Организует и контролирует (проверяет) отработку выполнения заданий для освоения профессиональных компетенций.

Отрабатывает выполнение заданий: представляют ВСР (приложение №3), решают ситуационные задачи. (приложение №4)

5.

Рефлексия (обобщение и анализ изученного материала)

10 мин

Беседа Репродуктивный

Контролирует и проверяет выполнение задания в форме тестового контроля по пройденному материалу, корректирует и анализирует ответы студентов.


Отвечает

на вопросы тестового контроля (приложение №5).



6.

Итоги занятия

5 мин.

Беседа, объяснительно-иллюстративный.

Оценивает работу группы, выставляя оценки за занятие и комментирует их, задаёт задание для подготовки к следующей теме.

.

Анализирует допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. Записывает задание для подготовки к следующей теме.

Общее время занятия (мин)

90 мин



ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ:

- продемонстрировать использование инновационных образовательных и информационных технологий в учебном процессе;

- проследить междисциплинарные связи при моделировании специалиста, что позволяет разнообразить занятия, сделать их интересными и увлекательными;

-повысить наглядность обучения и сделать усвоение материала более легким и простым;

-активизировать познавательную деятельность студентов;

-содействовать поддержанию значимости изучаемой дисциплины, повышению успеваемости студентов;

-использовать наработанные методические материалы и облегчить подготовку преподавателя к занятиям.




  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

- изучить значение основных этических принципов в профессиональной деятельности медработника (содержание философии сестринского дела, права пациента и медсестры, понятие «медицинская тайна»);

- изучить понятие и этические элементы философии сестринского дела (обязанности, ценности, добродетели), Этический кодекс медицинской сестры России, как одну из этических основ современного медицинского законодательства;

- раскрыть роль общения в сестринском деле, изучить его понятия и функции, стили общения, средства общения, типы общения, критерии эффективного общения, факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению;

- обучить приемам терапевтического общения.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

- прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;

- формировать у студентов чувство высокой ответственности при общении с пациентом для достижения максимально высоких результатов;

- воспитывать самостоятельность.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ.

Предыдущие интегральные связи по дисциплинам

Параллельные и последующие связи


Основы латинского языка с мед. терминами

Темы:


Рецепт. Структура рецепта. Частотные отрезки.

Клиническая терминология. Греческие клинические термино-элементы. Греко-латинские дублеты




Русский язык и культура речи

Темы:


-Официально-деловой стиль.

- Разговорный стиль.

-Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

-Благозвучие речи.







Тема занятия :Типы и каналы общения Обучение




Психология общения

Тема:


1.Виды, уровни и функции общения

2.Особенности профессионального общения медицинского работника

3.Техника приема эффективного общения

4.Особенности коммуникаций с разными категориями пациентов






Культурология

Темы:


раздел 1 - теория культуры

1.3. социально-исторические формы и типы культуры




Основы деловой культуры

Тема: раздел 4. Приемы логики, риторики и психологии в деловых коммуникациях

Тема: 4.1. особенности проведения деловых переговоров и бесед

Тема: 4.2. речевые приемы для разрешения сложных ситуаций с коллегами и пациентами






ПМ 01.

Темы:


1.4 здоровье и образ жизни

1.6 школа здоровья



ПМ 01.370

Тема: 1.4. здоровье и образ жизни

Тема: 1.6. школа здоровья


МОТИВАЦИЯ.

Философская по содержанию и поэтическая по форме мысль об исключительной роли общения в жизнедеятельности человека принадлежит французскому писателю Сент-Экзюпери, который сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый. В наше бурное информационно – технологическое время невероятно возрастает роль общения. Медицинские работники в процессе своей производственной деятельности от 50 до 90% своего времени тратят на общение. Вы, как будущие медицинские сестры, должны понимать, что, едва ли не все, что делает медсестра для обеспечения успешной работы, требует адекватного обмена информацией.

Чтобы не ущемлять права пациента, процесс этот должен быть основан на принципах морали, этики, деонтологии и способствовать удовлетворению потребности человека в здоровье.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.


Типы общения:

  • Деловое – содержание и средства определяются интересами дела.

  • Ролевое – содержание и средства регламентированы социальной ролью партнеров по общению.

  • Личностно-ориентированное – содержание и средства данного вида общения определяются знанием конкретной личности партнера по общению.


Уровни общения:

  • Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой: обдумывание проблемы, анализ ситуации, выработка каких-либо планов, идей.

  • Межличностное – общение 2-х или более людей между собой.

  • Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией.


Функции общения:

  • Контактная – установление состояния взаимной готовности к общению.

  • Информационная – обмен информацией, сообщениями.

  • Побудительная – стимуляция активности партнера.

  • Координационная – согласование взаимной деятельности.

  • Понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий партнера.

  • Эмотивная – обмен эмоциями.

  • Установление отношений – межличностных, деловых и производственных.

  • Оказание влияния – изменение поведения, знаний, представлений партнера.


Стили общения:

  • Авторитарный

  • Уступки

  • Компромисса

  • Сотрудничества

  • Избегания


Элементы эффективного общения (предложил американский исследователь Лассуелл):

  • Отправитель – человек, передающий информацию.

  • Сообщение – посылаемая информация.

  • Канал – способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жесты, поза), в письменном виде.

  • Получатель – человек, принимающий информацию.

  • Подтверждение – сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено.


Психологические типы собеседников:

Доминантный собеседник – настроен прежде всего на влияние и воздействие. Трудно познает свою неправоту, перебивает собеседника, но не дает ему вставить слово. Его желания – оставить впечатление своего превосходства – физического, интеллектуального и т.д.

Медсестре при распознавании данного типа необходимо проявить выдержку, такт, но в определенной ситуации деликатно склонить на свою сторону.
Недоминантный собеседник– полная противоположность первому. Достаточно застенчив, чувствует неловкость при обращении с вопросом или просьбой. Деликатный, предупредительный, тактичный. Не позволит перебить во время беседы, терпеливо переносит попытки перебить себя самого.

Нуждается в определенном поощрении, подбадривании и поддержке со стороны медсестры.


Мобильный собеседник–легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику.

Медсестра должна подстроиться под темп и ритм данного собеседника, постепенно, мягко замедляя скорость и направляя в нужное русло.


Ригидный собеседник – данному типу требуется определенное время, чтобы включиться в беседу. Основателен в общении, слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно переключается с одной темы на другую.

Необходимо запастись терпением в общении и не торопить без крайней необходимости.

Интровертивный собеседник – не склонен к внешним контактам, общению. Имеет узкий круг общения. Обращает внимание на свои чувства, свои ценности. Ему проще общаться с книгами, вещами. Серьезно и ответственно относится к дружбе и любому партнерству.

В общении следует быть особенно корректным и внимательным.


Экставертивный собеседник – коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания. Имеет большой круг знакомых. Ему легко среди людей.

Общение медиков с такими людьми обычно не вызывает трудностей. Требуется привлечение внимания к самому себе.


Средства общения


Вербальные

Невербальные

Речь устная

Визуальные

Речь письменная

Акустические




Тактильные




Ольфакторные



Вербальные средства общения:

Для эффективности устной речи необходимо:

  • Привлечь внимание получателя сообщения

  • Говорить медленно, с хорошим произношением, короткими фразами

  • Не злоупотреблять специальной терминологией

  • Правильно выбрать время для сообщения, чтобы пациент проявлял интерес.

  • Следить за интонацией своего голоса.

  • Выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы слышали, но не кричать.

  • Выслушивать до конца;

  • Для контроля восприятия задавать открытые вопросы - начинающиеся со слов: «Скажите мене…?», «Где…?», «Когда…?», «»Почему…?».


Для эффективности письменной коммуникации необходимо:

  • Писать аккуратно (если плохой почерк – печатными буквами).

  • Выбирать правильный размер и цвет букв.

  • Убедиться, что в записке полная информация.

  • Писать грамотно.

  • Выбирать понятные, простые слова.

  • Обязательно подписывать сообщение.

Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты,

а 38% - через интонации, модуляции голоса.

Следовательно, всего 7% информации передается устной речью.



Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.
Невербальные средства общения:

Визуальные:

  • движение (перемещение всего тела в пространстве) и жесты (движение отдельных частей тела – головы, плеч, рук: различают жесты приветствия, прощания и др.); уверенный шаг медсестры демонстрирует благополучие, а иногда гнев, а медленный шаг – страх, тревогу, нерешительность.

  • позы – отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Бывают позы открытые – как знак согласия, доброжелательности и позы закрытые – воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики.

  • выражение лица, мимика.Пациенты смотрят на выражение лица медсестры во время беседы или выполнения манипуляции. Необходимо контролировать выражение своего лица, чтобы смягчить неприятные эмоции у пациента.

  • направление взгляда, визуальный контакт.Глаза – «зеркало души». Взгляд дополняет то, что недосказано словами и жестами. Взгляд «глаза в глаза» - важнейшее средство невербального общения.

  • кожные реакции:покраснение, побледнение;

вспомогательные средства общения:признаки возраста, пола, одежда, прическа, косметика и др. Внешний вид медсестры – важнейший аспект невербальной коммуникации. Если она одета профессионально, пациент будет больше ей доверять.
Расстояние до собеседника, персональное пространство:

Зоны комфорта


Менее 15см

15-45см

0,46-1,2м

1,2-3,6м

Более 3,6м

Сверх интимная

интимная

личная

социальная

общественная


Примечание. Человек допускает в свое личное пространство только близких людей. При выполнении процедур медсестра вторгается не только в личную, но и в интимную зоны. При этом необходимо быть особенно внимательной и деликатной.
Акустические:

  • связанные с речью: интонация, тембр голоса, паузы;

  • несвязанные с речью: покашливание, плач, стон, вздыхание, восклицания.


Тактильные (соприкосновение):

  • Прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, объятие – позволяют медсестре сообщить пациенту о привязанности к нему, об эмоциональной поддержке, одобрении, сопереживании.


Ольфакторные (запахи):

  • Естественные – приятные или неприятные;

  • Искусственные – духи, косметика.


Коммуникативные барьеры:

  • Фонетический барьер – оба собеседника говорят быстро, невыразительно, или на разных языках.

  • Смысловой барьер – использование жаргонов, терминологии.

  • Стилистический барьер – несоответствие речи ситуации общения, фамильярность.

  • Барьер логического восприятия – сложная, неубедительная речь.

  • Социально-культурный барьер – возникает при определенном статусе, национальности собеседника.

  • Психологические барьеры – неверные психологические установки и представления (неверные стереотипы, ожидание непонимания, негативная установка).

Правила эффективного общения с пациентом:

  • Начинать беседу с представления своего имени-отчества и должности.

  • Обеспечить конфиденциальность беседы.

  • Обращаться к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».

  • Смотреть пациенту в глаза, улыбаться; если пациент лежит – присесть рядом с кроватью на стул рядом.

  • Говорить неторопливо, с положительной интонацией голоса.

  • Поощрять вопросы пациента.

  • Использовать разнообразные компоненты эффективного общения.

  • Помнить, что юмор способствует эффективному общению с пациентом.

  • Эффективно выслушивать пациента.

  • При разговоре создавать атмосферу взаимопонимания и доверия, проявлять участие.


Кодекс международного совета сестер
Этические основы сестринского дела
На сестру возложены 4 основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания.

Потребность в работе сестры универсальна. Сестринское дело подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека. Оно не имеет ограничений по национальным и расовым признакам, по признаку вероисповедания, цвета кожи, возраста, пола, политического или социального положения.

Сестры оказывают медицинскую помощь лицам, семьям и обществу, координируют свою деятельность с работой других групп.
Сестра и пациенты
Основную ответственность сестра несет пред теми, кто нуждается в ее помощи.

Оказывая помощь, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к этическим ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациента.

Сестра хранит полученную конфиденциальную личную информацию и делится ею с большой осторожностью.
Сестра и практика
На сестре лежит личная ответственность за осуществление сестринского дела на практике и за постоянное повышение квалификации.

Сестра старается выполнять работу на самом высоком уровне, возможном в данной ситуации.

Сестра принимает взвешенные решения о личной компетенции, давая и беря на себя поручения.

Выполняя профессиональные обязанности, сестра должна постоянно вести себя так, чтобы не подорвать доверие к профессии.


Сестра и общество
Сестра, как и другие граждане, несет ответственность за осуществление и поддержание мер, направленных на удовлетворение общественных запросов в области здравоохранения.
Сестра и сотрудники
Сестра поддерживает отношения сотрудничества с другими медсестрами и с теми, с кем ей приходится работать.

Сестра принимает необходимые меры для безопасности пациента, если его состоянию угрожает опасность со стороны сотрудников или других людей.


Сестра и ее профессия
Сестра играет главную роль в определении и воплощении желательных стандартов сестринской практики и специального образования.

Сестра принимает активное участие в развитии профессиональных знаний.

Сестра, работая в профессиональной организации, участвует в разработке и обеспечении справедливых социальных и экономических условий работы.

Приложение №1
Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний.

Инструкция. Внимательно прослушайте вопрос и дайте точный ответ.



  1. Дайте определение философии сестринского дела.

  2. Перечислите основные этические обязанности.

  3. Назовите главный этический принцип, сформулированный Гиппократом.

  4. Назовите основные этические ценности.

  5. Перечислите основные этические добродетели .

  6. Какой документ, отражает основные этические принципы профессионального поведения медицинской сестры?

  7. Назовите науку, изучающую этические аспекты проблемных ситуаций в медицине..

  8. Перечислите медицинские проблемы, которые являются предметом изучения биоэтики.

  1. Как называются преднамеренные действия медработника с целью прекращения жизни умирающего пациента, запрещенные российским законодательством?

  2. Дайте определение динамическим сериям событий, включающих передачу информации от отправителя к получателю с использованием необходимого канала.

  3. Перечислите критерии эффективного общения.

  4. Назовите известные вам каналы общения.

  5. Дайте определение процессу передачи информации с помощью устной или письменной речи.

  6. Как называется передача информации без слов – при помощи мимики, жестов, позы?

  7. Чем в процессе общения являются интонация, тембр голоса, громкость, паузы?

  8. Какие компоненты эффективного общения вам известны?

  9. Как еще называют эффективное общение?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ




  1. Часть общей философии, представляющая собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой

  2. Говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать права пациента, держать слово, быть преданной, уважать право пациента на самостоятельность

  3. «Не навреди»

  4. Профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство

  5. Знание, умение, сострадание, милосердие, терпение, целеустремленность

  6. Этический кодекс медицинской сестры России

  7. Биоэтика

  8. Эвтаназия, экстракорпоральное оплодотворение, стерилизация, аутопсия (вскрытие трупов), трансплантация органов и тканей, медицинский аборт и др

  9. Эвтаназия

  10. Общение

  11. 1) четкая и понятная информация (сообщение), 2) правильно выбранный канал; 3) подтверждение получателя о том, что информация им понята, проверенное с помощью вопросов медсестры.

  12. Вербальный и невербальный

  13. Вербальное общение

  14. Невербальное общение

  15. Паралингвистическими средствами общения

  16. Отправитель информации, отправленная информация, канал, получатель, подтверждение (обратная связь).

  17. Терапевтическое



Приложение №2

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы.

Студентам были предложены следующие темы для создания презентации:

•Типы, уровни и функции общения;

•Стили общения;

•Психологические типы собеседника;

•Средства общения;

•Правила эффективного общения;

Презентация должна содержать не более 5-6 слайдов. На представление отводится 3-4 мин.



Критерии оценки

баллы

Содержание доклада полностью раскрывает тему

2

Содержание доклада не в полном объёме раскрывает тему

1

Оформление презентации соответствует требованиям

2

Оформление презентации не всегда соответствует требованиям

1

Докладчик свободно владеет материалом

2

Докладчик не всегда может ответить на вопросы

1

Время представления презентации не более 3-4мин

2

Время представления презентации более 3-4 мин

1

«Отлично» -8 баллов

«Хорошо» - 7-6 баллов

«удовлетворительно» - 5-4 балла

«неудовлетворительно» - тема полностью не раскрыта, докладчик не владеет материалом и не может ответить на вопросы, оформление презентации не соответствует требованиям.

Приложение №3

ТЕРМИНОЛОГИЯ

ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.

Инструкция. Продолжите определение.



  1. Общественная сущность человека -

  2. Человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его -

  3. Динамическая гармония личности с окружающей средой -

  4. Наука, рассматривающая как, с точки зрения сестринской этики, должна поступать медсестра в какой-либо конкретной ситуации -

  5. Часть общей философии, представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой –

  6. Документ, отражающий этические принципы, сформулированные для применения медсестрами в своей профессиональной деятельности -

  7. Специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию СД, и имеющий право на сестринскую практику – это ___

  8. Неосторожное слово или действие медработника, в результате которого может быть причинен вред пациенту называется ….

  9. Все способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого человека не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов – это____

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

  1. Это философское понятие, отражающее естественные свойства и сущностные характеристики, которые присущи всем людям в той илииной мере, отличающие их от иных форм и родов бытия.

  2. Пациент.

  3. Здоровье.

  4. Профессиональная этика

  5. Философия сестринского дела 

  6. Кодекс международного совета сестер.

  7. Медицинская сестра

  8. Ятрогения

  9. вербальное и невербальное общение

Критерии оценки.

«5» отлично – 9 -8 правильных ответов

«4» хорошо - 7-6 правильных ответов

«3» удов.- 5 правильных ответов

«2» неудов. – 4 и менее правильных ответов



Приложения №4

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Инструкция. Внимательно прочитайте задачу. Дайте развёрнутый ответ.



Задача 1

          К медицинской сестре одного из отделений крупного научно-клинического центра обратилась пациентка: профессор назначил ей прием на 11 часов. Так как уже было 11 часов, медсестра зашла в кабинет профессора и, вернувшись через некоторое время, сказала: «Профессор пьет чай, когда закончит, Вас примет». Заметив выражение глубокой обиды и недоумения на лице пациентки, медсестра пожала плечами и заметила: «Что же тут особенного? Профессор ведь тоже человек и имеет право попить чаю или пообедать».



Задание:

1) Прокомментируйте ситуацию,

2) Как бы поступили Вы?

Задача 2

            Прочитайте следующий отрывок из книги И.А. Шамова:

«Как и многие студенты, я во время учебы иногда ночами дежурил в городской больнице медбратом. Обычно мне удавалось ладить с больными, и отношения у нас были самыми сердечными. Все же на очередном дежурстве у меня возник конфликт с больной, которая требовала сделать ей инъекцию лекарства, не назначенного врачом. Я не смог убедить больную в неправомерности ее просьбы, и она нагрубила мне.

Утром, как обычно, я подошел к ней, чтобы сделать инъекцию назначенного врачом лекарства. Во время укола больная резко воскликнула: «Что Вы делаете! Решили отомстить мне?!»

Я был шокирован. Я и думать забыл о случившемся вечером, и у меня, конечно, и в мыслях не было ничего подобного».

Задание: 

1) Как бы Вы вышли из подобной ситуации?

2) Можно ли было не допустить ее возникновения?  

Задача 3

         Пациенту врач назначил эритромицин в суточной дозе 1,5 грамма, то есть, 15 таблеток по 0,1 грамма. Пациент заявил, что не будет принимать такую «лошадиную» дозу лекарства и задал медсестре вопрос о профессиональной компетенции врача.



Задание:

Какова тактика медсестры?



Задача 4

           Вы заканчиваете бессонное дежурство, устали, торопитесь домой, а Ваш пациент, напротив, чрезвычайно словоохотлив. Заметив брошенный Вами выразительный взгляд на часы, он даже взял Вас за руку, чтобы Вы не убежали и выслушали его до конца.



Задание:

Как поступить?



Задача 5

           Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат и сроков пребывания в различных больницах, а молодая медсестра торопливо, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на него.



Задание: 

1) Является ли их общение терапевтическим и продуктивным?

2) Почему?

3) Охарактеризуйте свою стратегию общения с таким пациентом?



Задача 6

          Н.А. Магазаник в своей книге «Искусство общения с больными» приводит пример своего пациента известного художника с довольно тяжелым заболеванием сердца, вынуждающим его останавливаться через каждые 100-200 метров. Неожиданно он получил приглашение поехать в Италию, где без устали ходил по Риму и многочисленным музеям, почти не пользовался нитроглицерином, а ведь воздух в Риме загрязнен уж никак неменьше, чем в Москве. Ясно, что причина такого улучшения заключалась в снятии тревоги, спешки, досады, раздражения, короче - в хорошем настроении.



Задание:

Какие принципы и приемы общения способствуют созданию и сохранению хорошего настроения?



Задача 7 

             Старик жалуется на боль в колене. На слова медицинского работника:

«Это у Вас от возраста. Надо почаще в паспорт заглядывать, а не в больницу!», он с негодованием восклицает: «Какой вздор, другой моей ноге тоже 80 лет, но она не болит!».

Задание:

Охарактеризуйте подобный стиль общения медработника, а также глубокий медицинский смысл этой шутки.



Задачи 8

            У пациента снижены интеллект и память, он раздражает медсестру своей медлительностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.



Задание:

Нельзя ли найти другой выход из ситуации?



Задача 9

Вы - медсестра отделения стационара. Вам предстоит первая беседа со вновь поступившим пациентом.



Задание:

1) Скаких слов Вы начнете?

2) Назовите факторы, способствующие формированию благоприятного и эффективного «эффекта ореола» и подробно охарактеризуйте каждый из них.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ



Задача №1

  • В данной ситуации медицинская систра не проявила правила этики и деонтологии по отношению к пациенту.

  • Нужно было, вкорректной форме обратиться к пациенткесказав: «Профессор занят, подождите – Вас пригласят».

Задача №2

  • К каждому пациенту со стороны медицинского персонала нужен индивидуальный подход.

В корректной форме нужно было объяснить пациентке то, что без врачебных назначений медицинские манипуляции, средним медицинским персоналом не выполняется.

  • Можно было и не допустить возникновения этой ситуации если бы изначально пациентка была поставлена в известность то, что нельзя проводить манипуляцию без назначения врача – такой бы ситуации не возникло.

Задача №3

  • Выслушав внимательно пациента медицинская сестра - должна тактично сказать пациенту что она все согласует с лечащим врачом. Ставим в известность лечащего врача о том, что пациент отказывается принимать назначенное им лекарство

Задача №4

  • Выслушав пациента пожелать ему хорошего дня, скорейшего выздоровления,объяснив что завтра у меня дежурство и мы встретимся снова и тогда решим все ваши проблемы.



Задача №5

  • Данное общение не продуктивно

  • Медицинская сестра не участвует в диалоге, не смотрит на пациента и не проявляет интереса к рассказу пациента.

  • Медицинский работник должен расспрашивать пациента о его самочувствии, участвовать в диалоге

Задача №6

- педагогический такт

- внутренняя культура

- интеллектуальный уровень

- самостоятельность в действия

- наблюдательность

- общительность

- настойчивость

- самообладание

- высокая профессиональная подготовка

- целеустремленность

- трудолюбие

- доброта

- отзывчивость

- чувство юмора

Задача №7


    • Подобный стиль общения с пациентом не допустим в медицинской практики, данные шутки не должны использоваться мед персоналом в отношении своих пациентов. Юмор должен использоваться в практике, но в приделах разумного.



Задача №8

    • Надо найти подход к данному пациенту и в корректной форме донести до него рекомендации врача.

Задача №9

    • Надо опросить пациента: узнать его имя, представитьсябыть вежливым и приветливым

    • - педагогический такт

- внутренняя культура

- интеллектуальный уровень

- самостоятельность в действия

- наблюдательность

- общительность

- настойчивость

- самообладание

- высокая профессиональная подготовка

- целеустремленность

- трудолюбие

- доброта

- отзывчивость

- чувство юмора
Критерии оценок:

«5» (отлично) – верное решение ситуационной задачи. Полные ответы с обоснованием.

«4» (хорошо) – верное решение ситуационной задачи, но ответ требует небольших дополнений.

«3» (удовл.) – верное решение задачи, но ответ не полный или студент не может обосновать его.

«2»(неудовл.) – задача не решена
Приложение №5

Тестовые задания для контроля усвоенного материала.

Вариант – 1.

Задание: внимательно прочти и дополни утверждение.


  1. Неразглашение сведений о пациенте называется ______.

  2. Преднамеренные действия медицинской сестры, с целью прекращения жизни тяжелобольного, умирающего пациента носит название_________.

  3. Личная дистанция при повседневном общении медсестры с пациентами или коллегами составляет _____ см.

  4. К проблемам биомедицинской этики относятся: эвтаназия, ЭКО, стерилизация, аутопсия (вскрытие трупа), медицинский аборт, _________органов и тканей.

  5. Главный этический принцип «________»

  6. В случае, если выполнить желание или просьбу пациента невозможно, нужно найти правильную и вежливую форму_______.

  7. Основным средством общения людей является_____.

  8. Прикосновения в процессе общения относятся к ________типу общения.

  9. Наука, изучающая моральные, нравственные отношения людей называется _____.

  10. Выбор дистанции во время общения относится к _______типу общения


Тестовые задания для контроля усвоенного материала.

Вариант – 2.

Задание: внимательно прочти и дополни утверждение.


  1. Для эффективного общения с пациентами, имеющими снижение слуха, преимущественно используют _____ голос.

  2. Обмен информацией между людьми посредством определенного канала называется _____.

  3. Компоненты эффективного общения – это: источник информации, отправленная информация, _____, получатель информации, обратная связь.

  4. Выбор дистанции во время общения относится к _______типу общения

  5. Часть общей философии, представляющая собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой носит название ____________.

  6. Наука, изучающая должностные, профессиональные отношения людей называется________.

  7. Неразглашение сведений о пациенте называется ______.

  8. Впервые сформулировал морально – этические нормы профессии врача_________.

  9. Документ, принятый Ассоциацией медицинских сестер России и отражающий нравственные ориентиры профессиональной деятельности медсестры – это_______________________.

  10. Выделяют __ канала общения.


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

В-1

  1. Медицинская тайна

  2. Эвтаназия

  3. 45 – 120 см.

  4. Трансплантация.

  5. «Не навреди».

  6. Отказа.

  7. Речь.

  8. Невербальному.

  9. Этика.

  10. Невербальному.


В-2.

  1. Громкий.

  2. Общение.

  3. Канал.

  4. Невербальному.

  5. Философия сестринского дела.

  6. Деонтология.

  7. Медицинская тайна

  8. Гиппократ

  9. Этический кодекс медицинской сестры России.

  10. 2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

10-9 правильных ответов – «5» (отлично).

8 правильных ответов – «4» (хорошо).

7 правильных ответов – «3» (удовл.).

6 правильных ответов – «2» (неудовл.).



Оценочный лист практического занятия

студента(ки)___________________________



Номер задания.

Критерии оценки.

Количество баллов.

1Индивидуальный опрос

От 2 до 5 баллов




2 ВСР

От 2 до 5 баллов




3 Терминология

От 2 до 5 баллов




4 Ситуационные задачи

От 2 до 5 баллов




5 Тестовый контроль

От 2 до 5 баллов






Итого:

25-23 балла- 5 (отлично)

22-19 баллов - 4 (хорошо)

18-15 баллов - 3 (удовлетворительно)

Менее 15 баллов -2(неудовлетворительно)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Тема: «Эффективное общение».

Задание: внимательно прочитайте рекомендуемую литературу и составьте краткий конспект.



Литература : Мухина С.А. , Тарновская И.И. Теория и практика сестринского дела: Учебник.- М.:ГЭОТАР - Медиа, 2013. С. 63-73.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница