Учебная программа по спецкурсу «Особенности фр при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков» для специальности 1- 03 02 01 «Физическая культура»



Скачать 115.5 Kb.
Дата22.04.2016
Размер115.5 Kb.
ТипУчебная программа


Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.

Учебная программа по спецкурсу «Особенности ФР при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков» для специальности

1- 03 02 01 «Физическая культура»

специализации 1-03 02 01 04 «Физическая реабилитация»

2010

Составитель:



О.В. Тозик — преподаватель кафедры ОЛФК УО «ГГУ им. Ф.Скорины»

Рецензенты:

Г.В. Новик - заведующая кафедрой физического воспитания и спорта

УО «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат педагогических наук, доцент

С.В. Шеренда - заведующий кафедрой спортивных дисциплин УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» кандидат педагогических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой ОЛФК УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____ _____________ 200__);
Методическим советом факультета физической культуры

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);

Ответственный за редакцию: О.В.Тозик

Ответственный за выпуск: О.В.Тозик

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Физическая реабилитация – комплекс медицинских, педагогических, профилактических и профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Программа по специализации "Физическая реабилитация" предназначена для студентов факультетов физической культуры дневной формы обучения с целью подготовки из их числа специалистов по восстановлению состояния здоровья, функционального состояния и физической работоспособности после перенесенных заболеваний и травматических повреждений средствами оздоровительной и лечебной физической культуры, массажа, физиотерапии, фитотерапии, психотерапии и ряда нетрадиционных методов лечения и восстановления.

Цель изучения курса: подготовка специалистов по восстановлению и поддержанию здоровья немедикоментозными средствами и методами.

Задачами курса являются:

- формирование системы знаний о сущности патологических изменений, возникающих при травмах и заболеваниях органов и систем, а также механизме лечебного действия средств физической культуры и массажа;

- формирование системы знаний по нетрадиционным средствам и методам оздоровления, фитотерапии и траволечению, психотерапии, физиотерапии, ЛФК и массажу, реабилитации инвалидов;

- создание представлений об организации системы реабилитации и оздоровления при заболеваниях и травмах;

- вооружение студентов практическими умениями по выбору наиболее эффективных и адекватных физических упражнений, их дозировке с учетом диагноза, двигательного режима и периода заболевания;

- формирование навыков проведения индивидуальных, малогрупповых и групповых занятий по лечебной физической культуре.

Курс специализации "Физическая реабилитация" тесно взаимосвязан с анатомией, физиологией, психологией, гигиеной, спортивной медициной и ЛФК и др. Изучение данного курса с перечисленными дисциплинами позволяет формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки по реабилитации и оздоровлению населения.

Материал спецкурса “Особенности ФР при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков” изучается студентами 3 курса специальности 1-03 02 01 – “Физическая культура” специализации 1-03 02 01 05 “ Физическая реабилитация ”

Общее количество часов – 36; аудиторное количество часов - 36, из них: лекции - 6 , практические занятия - 14, лабораторные занятия - 10, семинарские занятия - 6. Форма отчётности -зачет.

Примерный тематический план

№ п/п

Название темы

Лекции


Практи-ческие

Семи-нары

Лабора-торные занятия

СУРС

Всего




Тема 1 Особенности физической реабили-тации при заболеваниях у детей и подростков

1.Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды.

2.Возрастная периодизация: 7 периодов взросления и созревания, их характеристика.

3.Комплексное применение средств реабилитации в детском возрасте.

4.Методические указания по реабилита-ционными мероприятиям в работе с детьми.


-

-

2

-

-

2




Тема 2 Физическая реабилитация детей и подро­стков с заболеваниями органов дыхания

1. Этиология и патогенез заболеваний дыхательной системы: бронхит, бронхиальная астма, пневмония.

2. Особенности методики ЛФК при заболеваниях дыхательной системы.

3. Комплексное применение средств физической реабилитации: массаж, физиотерапия, фитотерапия. Оценка эффективности проводимых мероприятий.



2

-

-

2

-

4




Тема 3 Физическая реабилитация детей и подро­стков с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

  1. Характеристика заболеваний сердечно-сосудистой системы в детском возрасте: врожденные и приобретенные пороки сердца, ревматизм, миокардиты, эндокардит, аритмии, гипер- и гипотонические состояния.

  2. Задачи ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой.

  3. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий

-

2

-

2

-

4




Тема 4 Физическая реабилитация детей и подро­стков с заболеваниями пищевари-тельной системы

  1. Общая характеристика заболеваний пищеварительной системы у детей и подро­стков: гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

  2. Физическая реабилитация детей и подростков с заболеваниями пищеварительной системы

3.Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков с заболеваниями пищеварительной системы.

2

-

-

2

-

4




Тема 5 Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезни печени и желчных путей

1. Характеристика заболеваний печени и желчных путей у детей и подростков: гепатит: вирусный и хронический, дискинезия желчевыводящих путей, холецистит.

2. Комплексное применение средств физической реабилитации при болезни печени и желчных путей у детей и подростков

3. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков при болезни печени и желчных путей.



-

2

-

-

-

2




Тема 6 Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезнях обмена веществ

1. Характеристика заболеваний обмена веществ в детском возрасте: ожирение, сахарный диабет.

2. Комплексное применение средств физической реабилитации при заболеваниях обмена веществ у детей и подростков.

3. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков



-

2

2

-

-

4




Тема 7 Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезни почек и мочевыводящих путей

1.Клиническая характеристика наиболее часто встречающихся заболеваний почек и мочевыводящих путей у детей-подростков: пиелонефрит, нефрит, энурез, цистит.

2.Комплексное применение средств физической реабилитации при заболеваниях почек и мочевыодящих путей у детей и подростков.

3. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков при болезни почек и мочевыводящих путей у детей



-

2

-

2

-

4




Тема 8 Физическая реабилитация детей и подро­стков с поражениями и заболеваниями нервной системы

1. Этиология и патогенез заболеваний нервной системы у детей и подростков: детский церебральный паралич, невриты, неврозы.

2. Физическая реабилитация детей и подро­стков с поражениями и заболеваниями нервной системы

3. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков с поражениями и заболеваниями нервной системы



-

2

-

-

-

2




Тема 9 Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезнях системы крови

1.Краткая клиническая характеристика болезней системы крови в детском возрасте: анемия, болезнь Шенлейна-Геноха. Цель и задачи ФР.

2.Противопоказания к применению физических упражнений при болезнях системы крови. Особенности методики ЛФК. 3.Комплексное применение средств физической реабилитации при болезнях системы крови у детей и подростков.

4.Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков при анемии и болезни Шенлейна-Геноха.



-

-

2

-

-

2




Тема 10 Физическая реабилитация детей и подро­стков при заболеваниях суставов

1.Характеристика заболеваний суставов у детей и подростков: артриты, артрозы. Цель и задачи ЛФК при заболеваниях суставов. 2.Противопоказания к применению физических упражнений.

3.Особенности методики ЛФК. Комплексное применение средств физической реабилитации при заболеваниях суставов у детей и подростков.

4.Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков при артритах и артрозах.



-

2

-

-

-

2




Тема 11 Физическая реабилитация детей и подро­стков при нарушении опорно-двигательного аппарата

  1. Понятие осанки. Причины дефектов осанки. Степени нарушения. Физическая реабилитация при нарушениях осанки. Профилактика нарушений.

  2. Понятие о сколиозах. Классификация. Степени тяжести. Особенности методики Физическая реабилитация реабилитация при сколиозах. Профилактика сколиоза.

3.Плоскостопие. Причины формирования. Виды плоскостопия. Физическая реабилитация при плоскостопии. Профилактика.

2

-

-

2

-

4




Тема 12 Физическая реабилитация при заболеваниях органов зрения у детей и подростков.

1.Общая характеристика заболеваний органов зрения у детей и подростков.

2.Физическая реабилитация при заболеваниях органов зрения у детей и подростков.

3.Оценка эффективности реабилитационных мероприятий.



-

2

-

-

-

2




Всего

6

14

6

10

-

36


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1 Особенности физической реабилитации при заболеваниях у детей и подростков

Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды. Возрастная периодизация: 7 периодов взросления и созревания, их характеристика. Комплексное применение средств реабилитации в детском возрасте. Методические указания по реабилитационными мероприятиям в работе с детьми.


Тема 2 Физическая реабилитация детей и подро­стков с заболеваниями органов дыхания

Этиология и патогенез заболеваний дыхательной системы: бронхит, бронхиальная астма, пневмония. Цель и задачи ФР при заболеваниях органов дыхания. Противопоказания к назначению ФР. Особенности методики ФР при заболеваниях дыхательной системы. Комплексное применение средств физической реабилитации: массаж, физиотерапия, фитотерапия. Оценка эффективности проводимых мероприятий.


Тема 3 Физическая реабилитация детей и подро­стков с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

Характеристика заболеваний сердечно-сосудистой системы в детском возрасте: врожденные и приобретенные пороки сердца, ревматизм, миокардиты, эндокардит, аритмии, гипер- и гипотонические состояния. Симптомы перечисленных заболеваний. Противопоказания к назначению ФР. Задачи ФР при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой. Комплексное применение средств физической реабилитации при заболеваниях ССС в детском возрасте. Оценка эффективности занятия ФР.


Тема 4 Физическая реабилитация детей и подро­стков с заболеваниями пищеварительной системы

Общая характеристика заболеваний пищеварительной системы у детей и подро­стков: гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Цель и задачи ФР. Противопоказания к применению физических упражнений при заболеваниях пищеварительной системы. Особенности методики ФР при гастритах с повышенной и пониженной секреторной функцией, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Комплексное применение средств физической реабилитации при заболеваниях пищеварительной системы у детей и подростков. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков.


Тема 5 Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезни печени и желчных путей

Характеристика заболеваний печени и желчных путей у детей и подростков: гепатит: вирусный и хронический, дискинезия желчевыводящих путей, холецистит. Цель и задачи ЛФК.

Противопоказания к применению физических упражнений. Особенности методики ЛФК. Комплексное применение средств физической реабилитации при болезни печени и желчных путей у детей и подростков.

Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков при болезни печени и желчных путей.


Тема 6 Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезнях обмена веществ

Характеристика заболеваний обмена веществ в детском возрасте: ожирение, сахарный диабет. Виды ожирения. Степени ожирения. Цель и задачи ЛФК при ожирении. Противопоказания к назначению ЛФК. Особенности методики ЛФК при ожирении. Сахарный диабет. Противопоказания к назначению ЛФК. Задачи ЛФК при сахарном диабете. Рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой. Особенности методики ЛФК при сахарном диабете. Комплексное применение средств физической реабилитации при заболеваниях обмена веществ у детей и подростков.

Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков.
Тема 7 Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезни почек и мочевыводящих путей

Клиническая характеристика наиболее часто встречающихся заболеваний почек и мочевыводящих путей у детей-подростков: пиелонефрит, нефрит, энурез, цистит. Цель и задачи ЛФК.

Противопоказания к применению физических упражнений. Особенности методики ЛФК. Комплексное применение средств физической реабилитации при заболеваниях почек и мочевыодящих путей у детей и подростков. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков при болезни почек и мочевыводящих путей у детей.
Тема 8 Физическая реабилитация детей и подро­стков с поражениями и заболеваниями нервной системы

Этиология и патогенез заболеваний нервной системы у детей и подростков: детский церебральный паралич, невриты, неврозы.

ДЦП. Клинические формы детского церебрального паралича. Периоды восстановительного лечения при ДЦП. Цель и задачи ЛФК при ДЦП. Противопоказания к применению физических упражнений. Особенности методики ЛФК. Невриты, неврозы. Цель и задачи ЛФК при заболеваниях нарвной системы. Противопоказания к применению физических упражнений. Особенности методики ЛФК. Комплексное применение средств физической реабилитации при заболеваниях пищеварительной системы у детей и подростков. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков при данных заболеваниях.
Тема 9 Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезнях системы крови

Краткая клиническая характеристика болезней системы крови в детском возрасте: анемия, болезнь Шенлейна-Геноха. Цель и задачи ЛФК. Противопоказания к применению физических упражнений при болезнях системы крови. Особенности методики ЛФК. Комплексное применение средств физической реабилитации при болезнях системы крови у детей и подростков.

Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков при анемии и болезни Шенлейна-Геноха.
Тема 10 Физическая реабилитация детей и подро­стков при заболеваниях суставов

Характеристика заболеваний суставов у детей и подростков: артриты, артрозы. Цель и задачи ЛФК при заболеваниях суставов. Противопоказания к применению физических упражнений. Особенности методики ЛФК. Комплексное применение средств физической реабилитации при заболеваниях суставов у детей и подростков. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у детей и подростков при артритах и артрозах.


Тема 11 Физическая реабилитация детей и подро­стков при нарушении опорно-двигательного аппарата

Понятие осанки. Степени нарушения осанки. Причины дефектов осанки. Виды дефектов осанки. Задачи ЛФК при нарушениях осанки. Особенности методики ЛФК при нарушениях осанки. Профилактика функциональных отклонений осанки.

Понятие о сколиозах. Классификация сколиозов. Степени тяжести сколиозов. Задачи ЛФК при сколиозах. Особенности методики ЛФК. Профилактика сколиоза.

Общие данные о плоскостопии. Причины его формирования. Виды плоскостопия. Задачи ЛФК при всех формах плоскостопия. Особенности методики ЛФК. Профилактика плоскостопия. ЛФК в комплексном лечении нарушений опорно-двигательного аппарата. Оценка эффективности занятий ЛФК.


Тема 12 Физическая реабилитация детей и подро­стков при заболеваниях органов зрения

Общая характеристика заболеваний органов зрения у детей и подростков. Физическая реабилитация при заболеваниях органов зрения у детей и подростков. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий.


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Примерный перечень лабораторных работ


Особенности методики ЛФК в различные возрастные периоды

Гимнастика и массаж для детей грудного возраста.

Лечебное плавание и закаливание детей грудного возраста.

Методика ЛФК и массажа при заболеваниях ССС у детей.

Методика ЛФК и массажа при болезнях суставов у детей.

Методика ЛФК и массажа при болезнях системы крови.

Методика ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания.

Методика ЛФК и массажа при болезнях органов пищеварения.

Методика ЛФК и массажа при болезни обмена веществ.

Методика ЛФК и массажа при болезни печени и желчных путей.

Методика ЛФК и массажа при болезни почек и мочевыводящих путей.

Методика ЛФК и массажа при заболеваниях и травмах нервной системы у детей.

Методика ЛФК и массажа в ортопедии.

Методика ЛФК и массажа при хирургических заболеваниях органов брюшной полости и брюшной стенки у детей.

Методика ЛФК и массажа при хирургических заболеваниях грудной клетки у детей.

Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья в детских садах.

Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья в школах.

Особенности методики ЛФК в различные возрастные периоды

Гимнастика и массаж для детей грудного возраста.

Лечебное плавание и закаливание детей грудного возраста.

Методика ЛФК и массажа при заболеваниях ССС у детей.

Методика ЛФК и массажа при болезнях суставов у детей.

Методика ЛФК и массажа при болезнях системы крови.


Примерный перечень практических занятий

ФР при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК и массажа. Средства, методы и формы ЛФК. Показания и противопоказания к применению физических упражнений и массажа.

ФР при заболеваниях органах дыхания. Клинико-физиологическое обоснование применения ФР. Средства, методы и формы ФР. Показания и противопоказания к применению физических упражнений и массажа.

ФР при заболеваниях пищеварения и обмена веществ. Клинико-физиологическое обоснование применения ФР. Средства, методы и формы ФР. Показания и противопоказания к применению физических упражнений и массажа.


Рекомендуемые формы контроля знаний

1 Реферативные работы

2 Контрольные работы

Рекомендуемые темы реферативных работ
Особенности физической реабилитации при заболеваниях у детей и подростков

Физическая реабилитация детей и подро­стков с заболеваниями органов дыхания

Физическая реабилитация детей и подро­стков с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

Физическая реабилитация детей и подро­стков с заболеваниями пищеварительной системы

Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезни печени и желчных путей

Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезнях обмена веществ

Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезни почек и мочевыводящих путей

Физическая реабилитация детей и подро­стков с поражениями и заболеваниями нервной системы

Физическая реабилитация детей и подро­стков при болезнях системы крови

Физическая реабилитация детей и подро­стков при заболеваниях суставов

Физическая реабилитация детей и подро­стков при нарушении опорно-двигательного аппарата

Физическая реабилитация при заболеваниях органов зрения у детей и подростков.



Рекомендуемые темы контрольных работ
Физическая реабилитация детей и подростков с заболеваниями кардио-респираторной системы

Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения и обмена веществ у детей и подростков

Физическая реабилитация при заболеваниях суставов у подростков

Физическая реабилитация детей и подро­стков с поражениями и заболеваниями нервной системы

Физическая реабилитация детей и подро­стков при нарушении опорно- двигательного аппарата

Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ

1 Лечебная физическая культура [текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н.Попов [и др.]; под ред. С.Н.Попова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 416 с.

2 Иванов, С.М. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте [текст]/ С.М. Иванов. – М.: Медицина, 1981. - 400 с.

3 Белая, Н.А. Лечебная физическая культура и массаж [текст]: учебно-методическое пособие для медицинских работников / Н.А. Белая. - М.: Советский спорт, 2001. – 272 с.

4 Фонарев, М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре [текст] / под ред. М.И.Фонарева. – Л.: Медицина, 1983. - 360 с.

5 Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников [текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.И.Нарскин [и др.]; под ред. Г.И.Нарскина. – Мн.: Полымя, 2002. - 176 с.

6 Шестакова, Т.Н. Оздоровительная и лечебная физкультура для дошкольников [текст]: пособие для педагогов и мед. работников дошк. учреждений / Т.Н. Шестакова, Т.Ю. Логвина. – Мн.: Полымя, 2000. – 176 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
7 Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии [текст] / И.Д.Ловейко. – Л.: Медицина, 1982. – 144 с.

8 Страковская, В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни [текст]/ В.Л.Страковская. – Л.: Медицина, 1991 – 160 с.

9 Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста [текст]: из опыта работы С.Я. Кирилловой, воспитателя МДОУ “Детский сад № 28” г. Биробиджана. – Биробиджан.: ОблИУУ, 2007. - 144 с.

10 Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [текст]: пособие для педагогов и родителей / С.Е.Гайдукевич [и др.]; науч. ред.С.Е.Гайдучевич. – Мн.: УО “БГПУ им. М.Танка”, 2007. – 144 с.



11 Корж, А.А. Повреждения костей и суставов у детей [текст]: учебное пособие / А.А.Корж, Н.С. Бондаренко. – Х.: Прапор, 1994. – 445 с.



Каталог: DocLib9
DocLib9 -> Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной
DocLib9 -> Тест на мотивацию к отказу от курения и его практическое
DocLib9 -> О здоровом питании
DocLib9 -> Химия и обмен нуклеиновых кислот
DocLib9 -> Сценарий внеклассного занятия по теме: «Азбука зелёных лекарств Костромской области»
DocLib9 -> Лат immunis свободный, избавленный от чего-либо специфическая профилактика заразных болезней людей и животных
DocLib9 -> Классное родительское собрание «За здоровый образ жизни» Цель
DocLib9 -> 1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ
DocLib9 -> Памятка Что делать, если укусил клещ
DocLib9 -> Обмен сложных белков обмен нуклеопротеинов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница