Учебный план по специальности «педиатрия» одобрен Ученым советом гбоу впо «рниму им. Н. И. Пирогова»



страница1/4
Дата02.05.2016
Размер0.51 Mb.
ТипУчебный план
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ПИРОГОВА»

УТВЕРЖДАЮ

декан

___________________________



проф. Г.Н. Буслаева

«____» _______________20__г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
микробиология, вирусология

Направление подготовки (специальность) Медицинская кибернетика

Форма обучения очная

Срок освоения ООП очная – 6 лет

Кафедра микробиологии и вирусологии

При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология» в основу положены:




  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «педиатрия», утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010г.

2) Учебный план по специальности «педиатрия» одобрен Ученым советом ГБОУ ВПО «РНИМУ им.Н.И. Пирогова» от «16» мая 2011г. протокол № 10.

Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от «24» июня 2011г. протокол № 13.

Заведующий кафедрой микробиологии и вирусологии,

профессор _________________________ Л.И. Кафарская

подпись

Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» одобрена Советом педиатрического факультета от «29» августа 2011г. протокол № 1.


Председатель Совета Медико-биологического факультета

_____________________________ Ю.В. Балякин

подпись
Разработчики:

Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии


профессор __________________ Л.И. Кафарская

подпись
Зав. учебной частью кафедры микробиологии и вирусологии


доцент __________________________________ Е.Е. Донских

подпись


Доцент кафедры

микробиологии и вирусологии ______________ Н.П.Тарабрина




Рецензенты:
Профессор кафедры микробиологии и вирусологии Б.А. Ефимов

подпись


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ»
Цель освоения дисциплины «микробиология, вирусология» состоит в овладении знаниями биологических свойств микроорганизмов, их роли в развитии заболеваний и формировании иммунитета, а также принципами, положенными в основу современных методов диагностики, специфической профилактики инфекционных заболеваний детей и подростков;

При этом задачами освоения учебной дисциплины являются:



  • приобретение студентами знаний основ общей и медицинской микробиологии: морфологии, физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов; микроэкологии, инфекционной иммунологии; общей и медицинской вирусологии;

  • приобретение студентами знаний биологических свойств патогенных микроорганизмов, механизмов взаимодействия микробов с организмом человека, особенностей патогенеза инфекционных заболеваний, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики заболеваний детей и подростков;

  • приобретение студентами знаний по важнейшим методам микробиологической диагностики заболеваний детей и подростков;

  • ознакомление студентов с принципами системного подхода к анализу научной медицинской информации;

  • в формировании у студентов навыков микроскопии окрашенных препаратов из микроорганизмов- возбудителей инфекционных заболеваний детей и подростков




    1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП университета




      1. Учебная дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к математическому, естественнонаучному циклу.

      2. Для изучения учебной дисциплины «микробиология, вирусология» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими учебными дисциплинами:

- Биологии ________________________

наименование предшествующей учебной дисциплины

Знания: строения эукариотической и прокариотической клетки


- Химии

наименование предшествующей учебной дисциплины

Знания: строения белков, жиров, углеводов, основ биохимических реакций

Умения: готовить растворы различной концентрации

Навыки: расчета концентраций веществ в растворах



физики

наименование предшествующей учебной дисциплины

Знания: устройство и принцип работы светового,люминесцентного, электронного микроскопа, строение биологических мембран.



2.3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ»


      1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания дисциплины «микробиология, вирусология»:




        1. Лечебно-диагностическая




      1. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:




п/№

Номер/

индекс компетенции



Содержание компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

Оценочные средства

знать

уметь

владеть



ОК-1

Способен и готов использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности

основные методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний







Компьютерное тестирование, контрольная работа, решение ситуационных задач



ПК-1

Способен и готов анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, исследований.

методы микробиологической диагностики

анализировать микроскопические препараты




решение ситуационных задач



ПК-2

Способен и готов использовать полученные теоретические, методические знания и умения по фундаментальным, медико-биологическим дисциплинам в научно-исследовательской, научно-методической деятельности.

Классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и их идентификацию

Воспроизво-дить современные молекулярно-биологические исследования и разрабатывать новые подходы для решения задач медико-биологических исследований

Микробиологическими методами

решение ситуационных задач
Контрольная работа



ПК-4


Способен и готов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения диагностических препаратов, методов диагностики и лечения.

методы микробиологической диагностики
применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов

Идентифицировать чистые культуры аэробных и анаэробных микроорганиз-мов из исследуемого материалаенти


Методами работы с микроскопом

Компьютерное тестирование, контрольная работа, решение ситуационных задач



3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объём учебной дисциплины «микробиология, вирусология и иммунология» и виды учебной работы:

п/№

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4

5

1

Аудиторные занятия, в т. ч.

168

72

90

2

Лекции (Л)



20



20

3

Занятия (ПЗ)




52

70

4

Самостоятельная работа студента (СРС), в т.ч.

84

36

45

5

Подготовка к практическим занятиям




15

10

6

Работа с электронными версиями лекций и практикума




6

10

7

Решение ситуационных задач




5

5

8

Подготовка к текущему контролю




5

5

9

Реферат




5

3

10

Подготовка к промежуточному контролю







2

11

Вид промежуточной аттестации - экзамен




-

9




Итого: общая трудоёмкость

часов

252

108

144

зачётных единиц

7

3

4

В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине, изучаемой в течение нескольких семестров, указывается экзаменационная оценка за два семестра изучения учебной дисциплины «микробиология, вирусология и иммунология».
3.1.2. Содержание разделов учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении:


п/№

№ компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

Общая микробиология и вирусология

1

ПК-2,

ПК-4,


ОК-1

Морфология микроорганизмов

Классификация микроорганизмов; строение клетки; морфология бактерий, спирохет, хламидий, риккетсий, микоплазм, актиномицетов; морфология микроскопических грибов; методы микроскопии и техника окраски микроорганизмов. (6)

2

ПК-2,

ПК-4


Физиология и биохимия микроорганизмов

Особенности метаболизма бактерий; принципы культивирования бактерий; методы выделения чистых культур бактерий; антибиотики (АБ) -механизмы и спектр действия, механизмы резистентности к АБ, методы определения чувствительности бактерий к АБ. (4)

3

ПК-1

ПК-2


Генетика микроорганизмов

Строение генетического аппарата прокариотов; механизмы генетического обмена у бактерий; принципы молекулярно-генетических методов диагностики инфекционных заболеваний, применение генно-инженерных технологий в медицинской практике (вакцины). (2)

4

ПК-2,

ПК-1


Микроэкология. Факторы врождённого иммунитета. Инфекция

Особенности формирования микрофлоры новорожденных; методы изучения микрофлоры; факторы врождённого и адаптивного иммунитета их функции.(3)

5

ОК-1

Инфекционная иммунология.

Серологические реакции: механизмы, способы постановки, практическое применение, интерпретация результатов; биопрепараты (вакцины и сыворотки) способы получения и практическое применение. (5)

6

ПК-2,

ПК-4



Общая вирусология.

Классификация и строение вирусов; методы культивирования, индикации и идентификации вирусов, методы диагностики вирусных инфекций, интерпретация результатов; противовирусные препараты.(3)

7

ПК-2,

ПК-4


Возбудители гнойно-септических инфекции.

Биологические свойства возбудителей стафилококковой, стрептококковой, анаэробных и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (2)

8

ПК-2,

ПК-4


Возбудители трансмиссивных инфекции.

Биологические свойства возбудителей риккетсиозов, боррелиозов и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (2)

9

ПК-2,

ПК-4



Возбудители острых кишечных инфекции.

Биологические свойства возбудителей дизентерии, эшерихиозов, пищевых и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (3)

10

ПК-2,

ПК-4



Воздушно-капельные инфекции.

Биологические свойства возбудителей коклюша, туберкулёза, дифтерии и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (3)

11

ПК-2,

ПК-4


Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.

Биологические свойства возбудителей сифилиса, гонореи и др. инфекций, особенности инфицирования детей и подростков; методы микробиологической диагностики (2)

12

ПК-2,

ПК-4


Возбудители зоонозных инфекций.

Биологические свойства возбудителей чумы, сибирской язвы, бруцеллёза и др. инфекций, методы микробиологической диагностики.(1)

13

ПК-2,

ПК-4


Возбудители госпитальных инфекций. Клиническая микробиология.

Биологические свойства возбудителей госпитальных инфекций у детей и подростков, методы микробиологической диагностики - практическая работа (2)

14

ПК-2,

ПК-4


Возбудители заболеваний, вызываемых патогенными грибами

Биологические свойства микроскопических грибов, возбудителей заболеваний у детей и подростков, методы микробиологической диагностики микозов. (1)

15

ПК-2,

ПК-4



Возбудители энтеровирусных инфекций и гепатитов

Биологические свойства возбудителей полиомиелита, гепатитов и др. вирусных инфекций, методы микробиологической диагностики. (2)

16

ПК-2,

ПК-4



Возбудители респираторных вирусных инфекций

Биологические свойства возбудителей гриппа, кори, краснухи и др. вирусных инфекций, методы микробиологической диагностики. (2)

17

ПК-2,

ПК-4



Возбудители нейровирусных инфекций

Биологические свойства возбудителей герпеса, ветряной оспы, бешенства и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (1)

18

ПК-2,

ПК-4



Возбудители онкогенных вирусных инфекций, ВИЧ-инфекции.

Биологические свойства онкогенных вирусов, возбудителей ВИЧ и др. инфекций, методы микробиологической диагностики.(1)


3.2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля:




п/№


семестра


Наименование раздела

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

ПЗ

СРС

всего

1

4

Морфология микроорганизмов

4

10

10

24

Компьютерное тестирование, контрольная работа (5)

2

4

Физиология и биохимия микроорганизмов

2

14

8

24

Компьютерное тестирование, контрольная работа (8)

3

4

Генетика микроорганизмов


2

16

8

26

Компьютерное тестирование, контрольная работа (10)

4

4

Микроэкология тела человека. Факторы врождённого иммунитета. Инфекция


2

8

6

16

Компьютерное тестирование, контрольная работа (13)

5

4

Инфекционная иммунология

2

16

8

26

Компьютерное тестирование, контрольная работа (16)

6

4

Общая вирусология

2

8

2

12

Компьютерное тестирование, контрольная работа - 18

8

4

Возбудители бактериальных гнойно-септических инфекций.

2

4

2

8

Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (4)

9

5

Возбудители бактериальных трансмиссивных инфекции.

2

2

2

6

Компьютерное тестирование, контрольная работа, решение ситуационных задач (10-11)

10

5

Возбудители острых бактериальных кишечных инфекций.

2

8

2

12

Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (7)

11

5

Возбудители воздушно-капельных бактериальных инфекций.

2

8

2

12

Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (9)

12

5

Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.

2

4

3

9

Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (10)

13

5

Возбудители зоонозных инфекций.

2

-

3

5

Решение ситуационных задач; компьютерное тестирование, контрольная работа (11)

14

5

Возбудители госпитальных инфекций.

2

8

3

13

решение практической ситуационной задачи (11-12)

15

5

Возбудители заболеваний, вызываемых патогенными грибами

2

-

3

5

решение ситуационных задач (15)

16

5

Возбудители энтеровирусных инфекций и гепатитов

2

4

2

8

решение ситуационных задач (16)

17

5

Возбудители респираторных вирусных инфекций

2

4

2

8

решение ситуационных задач (17)

18

5

Возбудители нейровирусных инфекций

2

4

2

8

решение ситуационных задач (18)




19

5

Возбудители онкогенных вирусных инфекций, ВИЧ-инфекции.

2

-

3

5

20




Итоговая аттестация (экзамен)




6

3

9

Итоговое компьютерное тестирование, контроль практических умений, билет, ситуационная задача

21




ИТОГО:

40

128

84

252






      1. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины:

пп

Названия тем лекций

семестр

4

5



История развития, современное состояние и перспективы медицинской микробиологии. Принципы классификации микроорганизмов.Особенности функциональной организации

микробных клеток.



2






Организация генетического аппарата прокариот. Механизмы генетических рекомбинаций.

2






Учение об антибиотиках. Стратегия антибактериальной терапии и пути преодоления резистентности микроорганизмов к антибиотикам.

2






Микроэкология тела человека. Нарушение нормальной микрофлоры и ее коррекция. Гнотобиология.

2






Факторы врождённого иммунитета. Виды иммунного ответа.

2






Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса. Факторы патогенности микроорганизмов.

2






Антигены микроорганизмов. Вакцины и вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний. Общая характеристика антител. Лечебно-профилактические сыворотки и иммуноглобулины. Принципы их получения.

2






Стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка - возбудители раневых гнойно-воспалительных и гнойно-септических инфекций.

2






Облигатные неспорообразующие анаэробы и клостридии – возбудители раневых и гнойно-воспалительных инфекций.

2






Внутрибольничные инфекции. Особенности диагностики, лечения и профилактики.

2






Возбудители ПТИ – стафилококки, клостридии. Энтеропатогенные эшерихии – возбудители эшерихиозов. Иерсинии – возбудители кишечного иерсинеоза. Кампилобактериозы.




2



Микобактерии – возбудители туберкулеза и микобактериозов.




2



Возбудители дифтерии, коклюша, скарлатины.




2



Введение в вирусологию. Анатомия и биохимия вирусов. Репродукция вирусов.




2



Основные механизмы противовирусного иммунитета. Принципы профилактики и терапии вирусных инфекций.




2



Возбудители вирусных гепатитов. Возбудители энтеровирусных инфекций.




2



Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций, ортомиксовирусы, парамиксовирусы.




2



Возбудители нейровирусных инфекций. Тогавирусы, герпесвирусы. ВИЧ.




2

  1. В

Возбудители кори, краснухи, паротита МБД, патогенез, профилактика.




2



Вирусы бешенства, СПИДА. Патогенез, диагностика заболеваний.




2



Всего часов

40

Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Основные направления научной деятельности
img -> Основные результаты научной деятельности
img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
img -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница