Учебный план программы повышения квалификации «Патология слезного аппарата глаза. Современная диагностика и лечение. Основы эндоскопической техники»



Дата28.09.2017
Размер213 Kb.
ТипУчебный план

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 2

2. Планируемые результаты обучения 2

3. Содержание программы 4

Учебный план


программы повышения квалификации
«Патология слезного аппарата глаза. Современная диагностика и лечение. Основы эндоскопической техники» 4

Учебно-тематический план


программы повышения квалификации
5

Рабочая программа учебных модулей 7

Перечень практических занятий 9

4. Организационно-педагогические условия реализации программы 10

4.1. Материально-технические условия реализации программы 10

4.2. Учебно-методическое обеспечение программы 10

5. Оценка качества освоения программы 10

5.1 Перечень вопросов, выносимых на аттестацию в форме собеседования 10





1. Введение


Цель программы повышения квалификации: качественное изменение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в сфере эхокардиографии, в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми врачу функциональной диагностики.

Категория слушателей: специалисты с высшим образованием - специалитетом по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия" и подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности "Офтальмология".

Трудоемкость освоения программы - 72 академических часа.

Основными компонентами дополнительной профессиональной программы повышения квалификации являются:

- введение;

- планируемые результаты обучения;

- учебный, учебно-тематический планы;

- рабочие программы;

- организационно-педагогические условия;

- оценка качества освоения программы.

Учебный, учебно-тематический планы определяют состав изучаемых дисциплин с указанием их объема, последовательности, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

Содержание программы повышения квалификации построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы.

В программу повышения квалификации включены требования к результатам обучения, которые направлены на формирование профессиональных компетенций, его профессиональных знаний, умений, навыков. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами и квалификационными характеристиками должностей работников сферы здравоохранения.

Организационно-педагогические условия реализации программы повышения квалификации включают:

а) материально-технические условия реализации программы;

б) учебно-методическое обеспечение программы.



В программе повышения квалификации содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена и выявляет теоретическую и практическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы.


2. Планируемые результаты обучения


Характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации.

Должностные обязанности. Получает информацию о заболевании, выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности, направляет пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу. Разрабатывает схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений. Оформляет медицинскую документацию. Проводит анализ заболеваемости на своем участке и разрабатывает мероприятия по ее снижению. Проводит диспансеризацию и оценивает ее эффективность. Проводит санитарно-просветительную работу, организует и контролирует работу среднего медицинского персонала. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; общие вопросы организации офтальмологической помощи в Российской Федерации; организацию работы скорой и неотложной помощи; основы топографической анатомии глаза и зрительных путей; физиологию зрительного анализатора, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции; причины возникновения патологических процессов в органе зрения, механизмы их развития и клинические проявления; физиологические механизмы поддержания гомеостаза в организме, возможные типы их нарушений и принципы компенсации у взрослых и детей; функциональные методы исследования в офтальмологии; вопросы асептики и антисептики в офтальмологии; приемы и методы обезболивания при офтальмологических операциях; основы фармакотерапии в офтальмологии; особенности действия лекарственных препаратов у лиц пожилого и детского возраста; основы радиологии, иммунобиологии; клиническую симптоматику основных заболеваний органа зрения взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение; клиническую симптоматику пограничных состояний в офтальмологии; принципы подготовки больных к операции и ведение послеоперационного периода; основы диетического питания и диетотерапии, показания к применению; основы физиотерапии, показания к применению; показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; показания к лучевой терапии и лазеркоагуляции; оснащение операционной, хирургический инструментарий; вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны; формы и методы санитарного просвещения; о территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; вопросы связи заболеваний органов зрения с профессией; вопросы организации медико-социальной экспертизы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности; санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности «Офтальмология»; сертификат специалиста по специальности «Офтальмология»; без предъявления требований к стажу работы.
У обучающегося совершенствуются следующие универсальные компетенции:

готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

У обучающегося совершенствуются следующие профессиональные компетенции:

профилактическая деятельность:

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков;

диагностическая деятельность:

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;



лечебная деятельность:

готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании офтальмологической медицинской помощи.


В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1:

слушатель должен знать:

- анатомия и физиология слезопродукции и слезоотводящего аппарата;

- заболевания слезоотводящего аппарата и слезных желез;

- методы диагностики и лечения заболеваний слезоотводящего аппарата и слезных желез;

- анатомию и физиологию полости носа;

- основные положения эндоскопической ринохирургии;


слушатель должен уметь:

- диагностировать заболевания слезоотводящего аппарата и слезных желез;

- выбирать тактику лечения и применять ее на практике;
слушатель должен владеть:

- методами диагностики и лечения заболеваний слезоотводящего аппарата и слезных желез:



  • реканализации слезоотводящих путей;

  • трансканаликулярных операций;

  • стандартными вариантами наружной дакриоцисториностомии;

  • дакриостенозов детского возраста;

  • баллонной дакриопластикой;

  • радиоволновой хирургией;

- навыками эндоскопии и ринохирургии полости носа.

3. Содержание программы



Учебный план
программы повышения квалификации
«Патология слезного аппарата глаза. Современная диагностика и лечение. Основы эндоскопической техники»



Категория слушателей: специалисты с высшим образованием - специалитетом по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия" и подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности "Офтальмология".

Срок обучения: 72 часа.

Форма обучения: с отрывом от работы.

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин, тем

Всего, час

В том числе

Форма

контроля


лекции

практические, семинарские занятия

1.

Анатомия и физиология слезоотводящего аппарата

4

4







2.

Заболевания слезоотводящего аппарата

13

11

2




3.

Дакриология

35

13

22




4.

Ринология

17

10

7




5.

Итоговая аттестация

3







Экзамен




Итого

72

38

31





Учебно-тематический план
программы повышения квалификации


№ п/п

Наименование разделов и дисциплин, тем

Всего, час

В том числе

Форма

контроля


лекции

практические, семинарские занятия

1.

Анатомия и физиология слезоотводящего аппарата

4

4







1.1.

Анатомия и физиология слезопродукции. Глазная поверхность

2

2







1.2.

Клиническая анатомия и морфология системы слезоотведения. Дренаж слезы в норме и патологии

2

2







2.

Заболевания слезоотводящего аппарата

13

11

2




2.1.

Общие заболевания, ассоциированные со снижением продукции слезной жидкости

3

3







2.2.

Болезни слезных желез

1

1







2.3.

Болезни слезоотводящего аппарата глаза.

1

1







2.4.

Синдром «сухого глаза». Основные понятия в дакриологии.

2

2






2.5.


Альтернативные подходы к диагностике и лечению «сухого глаза»

2

2







2.6.

Хирургические методы лечения «сухого глаза»

2




2




2.7.

Травматические повреждения слезоотводящих путей и век

2

2







3.

Дакриология

35

13

22




3.1.

Екатеринбургская дакриологическая школа.

1

1







3.2.

Дакриология как раздел окулопластики. Диагностика и выбор хирургической тактики.

8




8




3.3.

Дакриоканаликулиты.

1

1







3.4.

Реканализация слезоотводящих путей

3

1

2




3.5.

Трансканаликулярные технологии в дакриологии

5

5







3.6.

Навыки трансканаликулярных операций на тренажере.

2




2




3.7.

Стандартные варианты наружной дакриоцисториностомии

4

1

3




3.8.

Классификация дакриостенозов и их осложнений.

2

2







3.9.

Дакриостенозы детского возраста

1




1




3.10.

Баллонная дакриопластика.

2




2




3.11.

Возможности радиоволновой хирургии

1




1




3.12.

Радиоволновая хирургия в дакриологии

3




3




3.13.

Анестезия в дакриологии

1

1







3.14.

Опыт работы группы дакриологии ЧФ ФГАУ МНТК «Микрохирургия глаза»

1

1







4.

Ринология

17

10

7




4.1.

Введение в ринологию. Анатомия и физиология полости носа в норме и патологии. Взаимосвязь назальных и лакримальных структур

2

2







4.2.

Ринопатология. Вариант совместной работы специалистов смежных специальностей

1

1







4.3.

Эндориноскопия. Основные положения эндоскопической ринохирургии.

2

2







4.4.

Навыки эндоскопии полости носа

3




3




4.5.

Основные приемы и навыки в ринохирургии

2




2




4.6.

Эндоскопическая эндоназальная дакриоцисториностомия. Симультанные операции.

4

2

2




4.7.

Инновационные малоинвазивные методики в пластической, реконструктивной и эстетической хирургии

3

3







5.

Итоговая аттестация

3







Экзамен




Итого

72

13

22




Рабочая программа учебных модулей




№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин, тем



Всего, час

Содержание

1.

Анатомия и физиология слезоотводящего аппарата

4




1.1.

Анатомия и физиология слезопродукции. Глазная поверхность

2

Строение и функции слезных желез. Структура глазной поверхности и слезной пленки. Функции слезы.

1.2.

Клиническая анатомия и морфология системы слезоотведения. Дренаж слезы в норме и патологии

2

Слезоотводящие структуры. Нормальная анатомия, гистологическое строение. Морфофункциональная взамосвязь с полостью носа. Теории слезоотведения. Функционирование лакримального тракта в норме и патологии.

2.

Заболевания слезоотводящего аппарата

11




2.1.

Общие заболевания, ассоциированные со снижением продукции слезной жидкости

3

Синдром «сухого глаза» при эндокринологических, аутоиммунных, аллергических и ревматологических заболеваниях. План обследования и купирование причин ксероза.

2.2.

Болезни слезных желез

1

Воспалительные, врожденные, дистрофические, необластические болезни слезных желез

2.3.

Болезни слезоотводящего аппарата глаза.

1

Аномалии, травмы, новообразования слезоотводящего аппарата глаза. Диагностика и лечение

2.4.

Синдром «сухого глаза». Основные понятия в дакриологии.

2

Синдром «сухого глаза» этиология, патогенез, клиника, лечение. Методы лечения больных, страдающих синдромом «сухого глаза». Причины слезотечения. Стандартное и дополнительное обследование пациентов со слезотечением. Основные понятия в дакриологии.

2.5.

Альтернативные подходы к диагностике и лечению «сухого глаза»

2

Диагностика и лечение нарушений слезопродукции на основе фундаментальных исследований слезопродуцирующих структур.

2.6.

Хирургические методы лечения «сухого глаза»

2

Блокирование слезных канальцев, активация деятельности мейбомиевых желез, тарзорафия и др. методики сохранения нативной слезы

2.7.

Травматические повреждения слезоотводящих путей и век

2

Диагностика и лечение повреждений, локализующихся в области внутреннего угла глаза, принципы восстановления слезоотведения и нормальных анатомических пропорций

3.

Дакриология

37




3.1.

Екатеринбургская дакриологическая школа.

1

Организация дакриологической помощи в условиях офтальмологической специализированной клиники

3.2.

Дакриология как раздел окулопластики.

8

Диагностика и выбор хирургической тактики при сочетанных заболеваниях офтальмопластического профиля.

3.3.

Дакриоканаликулиты.

1

Этиология, патогенез, клиника, лечение воспалительных заболеваний слезных канальцев

3.4.

Реканализация слезоотводящих путей

3

Способы восстановления слезоотведения без формирования лакримальных анастомозов

3.5.

Трансканаликулярные технологии в дакриологии

5

Микроэндоскопические методики диагностики и лечения дакриостенозов

3.6.

Навыки трансканаликулярных операций на тренажере.

2

Практическое занятие по эндоскопии слезных протоков с использованием специального макета

3.7.

Стандартные варианты наружной дакриоцисториностомии

4

Наружная дакриоцисториностомия. История, методики, показания и противопоказания, преимущества и недостатки наружного доступа к слезному мешку

3.8.

Классификация дакриостенозов и их осложнений.

2

Определение понятия дакриостеноза, классификация, осложнения, методы дифференциальной диагностики и отличия в подходах к лечению

3.9.

Дакриостенозы детского возраста

1

Особенности заболеваний слезоотводящего аппарата у детей. Диагностика и методы консервативного и хирургического лечения

3.10.

Баллонная дакриопластика.

2

Применение баллонных катетеров для бужирования слезных путей. Методики, показания и противопоказания. Оценка эффективности

3.11.

Возможности радиоволновой хирургии

1

История радиоволновой хирургии. Морфологические аспекты, области применения в медицине. Преимущества по сравнению с другими методами рассечения мягких тканей

3.12.

Радиоволновая хирургия в дакриологии

3

Применение радиоволновой хирургии при лечении дакриостенозов. Параметры воздействия, показания и противопоказания, методики использования

3.13.

Анестезия в дакриологии

1

Методы местной и общей анестезии, применяемые при различных операциях на слезных путях. Выбор анестезии. Ведение наркоза. Материально-техническое оснащение.

3.14.

Опыт работы группы дакриологии ЧФ ФГАУ МНТК «Микрохирургия глаза»

1

Организация консультативной, консервативной и хирургической дакриологической помощи в условиях клиник различного профиля и форм собственности

4.

Ринология

17




4.1.

Введение в ринологию.

2

Анатомия и физиология полости носа в норме и патологии. Взаимосвязь назальных и лакримальных структур

4.2.

Ринопатология.

1

Обзор наиболее распространенных заболеваний носа и околоносовых пазух. .Вариант совместной работы специалистов смежных специальностей

4.3.

Эндориноскопия.

2

Основные положения эндоскопической ринохирургии.

4.4.

Навыки эндоскопии полости носа

3

Основные манипуляции в ходе работы с эндоскопическим оборудованием, размещение в операционной, методы улучшения обзора операционного поля

4.5.

Основные приемы и навыки в ринохирургии

2

Применение специального инструментария, оптических и осветительных приборов. Аспирация раневого содержимого. Высокоскоростные боры и шейверы при выполнении эндоназальных вмешательств

4.6.

Эндоскопическая эндоназальная дакриоцисториностомия. Симультанные операции.

4

Эндоназальная дакриоцисториностомия. История, методики, показания и противопоказания, преимущества и недостатки эндоназального доступа к слезному мешку. Возможность выполнения некоторых операций на структурах носа в ходе лечения дакриостенозов

4.7.

Инновационные малоинвазивные методики в пластической, реконструктивной и эстетической хирургии

3

Применение генератора радиочастотных колебаний в медицинской практике с точки зрения малоинвазивности и прецизионности вмешательств. Сравнительная оценка методик и оборудования.

5.

Итоговая аттестация

3






Перечень практических занятий




Номер темы

Наименование практического занятия

Кол-во часов

2.6.

Хирургические методы лечения «сухого глаза»

2

3.2.

Дакриология как раздел окулопластики. Диагностика и выбор хирургической тактики.

8

3.4.

Реканализация слезоотводящих путей

2

3.7.

Навыки трансканаликулярных операций на тренажере.

2

3.8.

Стандартные варианты наружной дакриоцисториностомии

3

3.10.

Дакриостенозы детского возраста

1

3.11.

Баллонная дакриопластика.

2

3.12.

Возможности радиоволновой хирургии

1

3.13.

Радиоволновая хирургия в дакриологии

3

4.4.

Навыки эндоскопии полости носа

3

4.5.

Основные приемы и навыки в ринохирургии

2

4.6.

Эндоскопическая эндоназальная дакриоцисториностомия. Симультанные операции.

2




4. Организационно-педагогические условия реализации программы



4.1. Материально-технические условия реализации программы


Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий

Вид занятий

Наименование оборудования, программного обеспечения

Аудитория 128, 131, ООО «Центр Профессиональной Компетенции», г. Чебоксары, ул. П.Лумумбы д.8

Лекции, практические занятия, тестирование

компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска



4.2. Учебно-методическое обеспечение программы



4.2.1 Литература
4.2.2 Учебно-методические пособия, методические рекомендации
4.2.3 Отраслевые нормативные документы
4.2.4 Электронные ресурсы

5. Оценка качества освоения программы


Итоговая аттестация по программе повышения квалификации должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-специалиста по офтальмологии в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом. Лица, освоившие программу повышения квалификации и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании - удостоверение о повышении квалификации.



Оценка качества освоения программы осуществляется комиссией по итоговой аттестации слушателей. Работа комиссий регламентирована Положениями о формах контроля в ООО «Центр профессиональной Компетенции», об итоговой аттестации слушателей в ООО «Центр профессиональной Компетенции».


5.1 Перечень вопросов, выносимых на аттестацию в форме собеседования


  1. Анатомия и физиология слезопродукции. Глазная поверхность

  2. Клиническая анатомия и морфология системы слезоотведения. Дренаж слезы в норме и патологии

  3. Общие заболевания, ассоциированные со снижением продукции слезной жидкости

  4. Болезни слезных желез

  5. Болезни слезоотводящего аппарата глаза.

  6. Синдром «сухого глаза».

  7. Дакриология как раздел окулопластики.

  8. Дакриоканаликулиты.

  9. Реканализация слезоотводящих путей

  10. Травматические повреждения слезоотводящих путей и век

  11. Трансканаликулярные технологии в дакриологии

  12. Стандартные варианты наружной дакриоцисториностомии

  13. Классификация дакриостенозов и их осложнений.

  14. Дакриостенозы детского возраста

  15. Баллонная дакриопластика.

  16. Возможности радиоволновой хирургии

  17. Анестезия в дакриологии

  18. Анатомия и физиология полости носа в норме и патологии.

  19. Ринопатология.

  20. Эндориноскопия.

  21. Эндоскопическая эндоназальная дакриоцисториностомия.

  22. Симультанные операции.

Каталог: sites -> default -> files -> files
files -> Галины Чулуевны Махаковой. Приветственное слово директора фгу нии урологии, профессора Олега Ивановича Аполихина. 10. 20 12. 00 Пленарное заседание
files -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Научные руководители: доктор медицинских наук
files -> Выявление и лечение минимальных форм рака молочной железы 14. 01. 12-онкология
files -> Осторожно, грипп! Кому показана вакцинация против гриппа?
files -> Уропронорм производитель: ООО «Оптисалт», Россия Форма выпуска
files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
files -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница