Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград 2010



Скачать 230.5 Kb.
Дата27.04.2016
Размер230.5 Kb.
Просмотров16
Скачиваний0
ТипУчебно-методический комплекс


Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Калининграде
Учебно-методический комплекс

АНАТОМИЯ ЦНС

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Специальность: 030301.65 (020400) – Психология

Калининград

2010


Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А.Ю., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол № 1 от 26.08.10.


УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010

Пояснительная записка

Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) – одна из основополагающих дисциплин медико-биологического цикла, которая способствует пониманию: целостности организма человека как живой открытой биологической системы; роли нервной системы в процессах жизнедеятельности человека; строения нервной системы человека и ее отделов – центрального и периферического; закономерностей филогенеза нервной системы; последовательности развития основных структур спинного и головного мозга в онтогенезе; неразрывной связи между строением и функцией изучаемых анатомических систем. В состав курса включены разделы по центральной нервной системе, черепно-мозговым нервам, вегетативной нервной системе.



Цель дисциплины - углубить и систематизировать знания по анатомии центральной нервной системы, составляющих ее частей на основе современных достижений макро- и микроскопической анатомии, физиологии, биологии с учетом требований практики специалистов-психологов; умения использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных дисциплин, а также будущей практической деятельности.

Задачи дисциплины:

  • определение предмета и задач исследования, методов и принципов исследования;

  • дать общее понятие об организме как открытой биологической системы и об иерархии составляющих ее уровней,

  • подчеркнуть роль нервной системы, которая наряду с эндокринной является системой интеграции, управления и регуляции функционирования организма,

  • ознакомление с основными типами нервной системы и их представителями;

  • изучение структурной организации нервной ткани и определение специфичности строения нейрона,

  • изучение основных отделов нервной системы, строения спинного мозга и головного и их функциональной значимости,

  • дать представление о проводящих путях головного и спинного мозга,

  • ознакомление с системой кровоснабжения ЦНС,

  • изучение строения периферической нервной системы – черепных и спинномозговых нервов,

  • вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для выполнения практических работ.

Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Анатомия ЦНС» студент должен:

знать: предмет и задачи дисциплины «Анатомия центральной нервной системы (ЦНС)»; современные научные основы исследования анатомии центральной нервной системы человека на цитологическом, гистологическом и морфо-функциональном уровнях; основные понятия и терминологию в области анатомии, цитологии, гистологии и эмбриологии ЦНС; общий план строения и функционирования ЦНС, соматической и вегетативной нервной системы по отделам; общий план строения спинного и головного мозга человека; общий план строения и функционирования органов чувств человека (сенсорных систем); общие и специальные сведения о материальной основе психической деятельности (ощущении, восприятии, внимании, памяти, воображении, мышлении и речи, эмоциональной сфере и мотивации, а также о сложных формах индивидуально-приспособительного и социального поведения);

уметь: находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения спинного и головного мозга; определять на таблицах и изображениях анатомических препаратов топографию черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, их сплетений, нервных узлов; находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения органов чувств.

владеть: основными понятиями анатомии ЦНС; приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами анализа научной информации.
Содержание учебной дисциплины

Учебно-тематический план

заочная форма обучения




Название темы

Лекции

Практические занятия

Сам. работа

Всего

1.

Организм человека – открытая биологическая система













2.

История анатомии и представлений о мозге. Методы исследования мозга













3.

Нейрон и нейроглия













4.

Филогенез нервной системы













5.

Общий план строения центральной нервной системы. Анатомия спинного мозга













6.

Строение головного мозга













7.

Периферическая нервная система













8.

Онтогенез нервной системы













9.

Анатомия анализаторных систем мозга













10.

Всего

10

4

106

120

ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Организм человека – открытая биологическая система

Свойства организма человека как открытой биологической системы: обмен вещества и энергии с окружающей средой, способность к размножению, биологическая устойчивость, пластичность, поддержание гомеостаза, адаптация к внешней среде. Важнейшие уровни организации человеческого организма: клетки, ткани, органы, системы органов, функциональные системы, организм как единое целое.

Общий план строения и разнообразие клеток, слагающих организм человека.

Ткань как система клеток, сходных по происхождению, строению и функциям. Основные группы тканей человеческого организма: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Органы – рабочие аппараты организма, специализирующиеся на выполнение определенных функций.

Система органов – анатомическое и функциональное объединение нескольких органов, участвующих в выполнении определенного сложного акта деятельности.

Обзор строения основных систем органов человеческого организма и их значение в функционировании человеческого организма как единой биологической системы открытого типа.

Биологические механизмы поддержания динамического взаимодействия разных уровней организации организма человека. Нейро-гуморальные механизмы взаимодействия всех уровней организации организма. Значение биологические активных веществ в гуморальной регуляции. Регулирующая роль нервной системы. Значение нервной системы для объединения деятельности всех органов и систем организма в его взаимодействии с внешней средой. Преимущества нервного механизма регуляции по сравнению с гуморальным.


Тема 2. История анатомии и представлений о мозге. Методы исследования мозга

Основные этапы развития науки об анатомии нервной системы. Первые представления о структуре организма и роли мозга (Древний Египет и Древняя Индия). Древняя Греция (Алкмен Кротонский, Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат) и Древний Рим (Гален). Развитие анатомии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Везалий, Гарвей, Мальпиги и др.) Детализация строения мозга, микроструктура: Камилло Гольджи, Сантьяго Рамон-и-Кахаль. Представления о нейронной организации строения нервной системы.

Современные методы исследования нервной ткани. Микроскопический и ультрамикроскопический анализ нервной ткани. Методы окрашивания. Сканирующая электронная микроскопия. Рентгенография. Компьютерная и позитронная эмиссионная томография. Магнитно-ядерная томография.

Тема 3. Нейрон и нейроглия

Нейрон – основная структурно-функциональная единица нервной системы. Специфические свойства нейрона. Основные части нейрона: тело, дендритная зона, аксон, телодендрии аксона. Особенности ультраструктуры нейрона: мембрана, эндоплазматический ретикулум, ядро, митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи, ядро, фибриллярные структуры, субстанция Ниссля. Наличие синаптических контактов в связи с передачей нервных импульсов нейронами. Строение синапса.

Морфологические типы нейронов. Классификация по количеству отростков, по признаку функциональной специализации, по положению в сети нейронов относительно места действия, по скорости проведения импульсов по аксонам, по форме нервных клеток. Значение миелинизации нервных волокон.

Нейроглия. Астроциты, олигодендроциты, шванновские клетки, микроглия и их функции.



Тема 4. Филогенез нервной системы

Эволюция строения нервной системы в ряду животных. Основные типы строения нервной системы беспозвоночных: диффузная, диффузно-узловая, узловая. Централизация и цефализация нервной системы в ходе эволюции. Развитие трубчатой нервной системы.



Тема 5. Анатомия спинного мозга

Общий план строения спинного мозга. Внешний вид, метамерность строения, расположение белого и серого вещества, борозды и щели на поверхности спинного мозга. Моторные и чувствительные корешки. Шейное и поясничное утолщения. Терминальная нить. Центральный канал, спинно-мозговая жидкость.

Строение сегмента спинного мозга. Столбы серого вещества, передние и задние рога. Белое вещество – система пучков ассоциативных волокон, восходящих и нисходящих волокон.

Оболочки спинного мозга: твердая, паутинная, мягкая.

Восходящие пути спинного мозга: тонкий и клиновидный пучок, спинно-таламический путь, спинно-мозжечковые пути. Нисходящие пути: пирамидный путь, рубро-спинальный, вестибуло-спинальный, ретикуло-спинальный.

Тема 6. Строение головного мозга

Общая характеристика головного мозга человека. Его прогрессивное развитие в ряду позвоночных животных. Эволюция головного мозга. Основные отделы головного мозга: продолговатый мозг, задний (мозжечок, варолиев мост, ретикулярная формация), средний, промежуточный и конечный мозг.

Задний мозг. Варолиев мост, расположение, внешний вид. Серое и белое вещество моста. Трапециевидное тело, базилярная часть и покрышка моста. Значение моста в связи полушарий мозжечка и координации движения мышц на обеих сторонах тела. Участие моста в формировании дна IV желудочка.

Мозжечок. Внешний вид. Строение полушарий, червя, ножек мозжечка. Серое вещество мозжечка. Кора – особенности строения, трехслойность (молекулярный слой, ганглиозный и гранулярный). Парные подкорковые ядра: зубчатое, пробковидное, ядро шатра, шаровидное. Белое вещество мозжечка. Система волокон - лазающих, мшистых и адренэргических. Роль мозжечка в системной деятельности всей нервной системы, в координации всех двигательных актов, формировании мышечного тонуса, в приспособлении двигательных реакций организма к условиям внешней среды.

Продолговатый мозг. Внешний вид и расположение. Борозды и щели на поверхности мозга. Пирамиды и оливы, верхние и нижние оливные ядра. Роль продолговатого мозга в локализации жизненно важных центров кровообращения и дыхания.

Ретикулярная формация и ее роль в регуляции состояния коры головного мозга.

Средний мозг. Расположение в головном мозге, основные отделы: ножки мозга, крыша, четверохолмие, водопровод мозга. Ядра четверохолмия. Центры ориентировочных реакций на зрительные и слуховые раздражения. Черное вещество, его роль в координации акта еды и поддержания пластического тонуса мускулатуры. Красное ядро, его роль в регуляции позы и движения. Проводящие пути, проходящие через средний мозг. Роль среднего мозга в формировании эмоционально-мотивационной активности.

Промежуточный мозг. Расположение в головном мозге и внешний вид. Основные составляющие: таламическая область (таламус, метаталамус, эпиталамус), гиполатамус, эпифиз и гипофиз.

Строение и функции таламической области. Ядерные комплексы таламуса. Вентральное, переднее, латеральное ядра. Деление ядер таламуса на проекционные и ассоциативные. Участие таламуса в работе анализаторов.

Строение гипоталамической области. Сосцевидные тела и их место в системе обонятельного анализатора. Связь сосцевидных тел и передних ядер таламуса с лимбической системой и их роль в организации поведенческих реакций. Серый бугор – центр автономной нервной системы, обеспечивающий динамическое постоянство внутренней среды организма и адаптацию к условиям внешней среды.

Эпифиз мозга. Гипофиз, передняя и задняя доли. Гипоталамо-гипофизарная система.

Конечный мозг. Положение в головном мозге, общее строение. Основные структуры переднего мозга: большие полушария, мозолистое тело, базальные ядра.

Плащ – кора головного мозга. Эволюция типов коры. Новая, старая, древняя и межуточная кора, их доля и топографическое распределение на территории больших полушарий мозга человека. Основные типы нейронов коры больших полушарий, разнообразие их видов. Общий принцип строения новой коры. Строение, особенности цито- и миелоархитектоники и функциональное значение разных слоев коры.

Проекционные, ассоциативные и комиссуральные проводящие пути конечного мозга.

Основные борозды, извилины и доли коры больших полушарий. Ассиметрия полушарий. Функциональная специфичность в структуре и деятельности правого и левого полушарий.

Система мозговых желудочков: левый и правый боковые желудочки, центральный и ромбовидный.



Тема 7. Периферическая нервная система

Общий план строения вегетативной (автономной) нервной системы. Отличие автономной нервной системы от соматической. Отделы вегетативной нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая нервная система, особенности строения, функции.

Черепные нервы и их функции.

Спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов: шейное, плечевое, поясничное, крестцовое и копчиковое.



Тема 8. Онтогенез нервной системы человека

Морфогенез. Последовательные стадии закладки и развития нервной системы в эмбриогенезе человека. Образование нервной пластинки, стадии формирования нервной трубки. Производные нервного гребня – спинальные, вегетативные, черепно-мозговые ганглии, паутинная и мягкая оболочка мозга, клетки мозгового вещества надпочечников, меланоциты. Основные производные дорсальной области (крыловидная пластинка) нервной трубки – чувствительные и ассоциативные элементы нервной системы, вентральной (базальная пластинка) области – моторные. Формирование 3 и 5 первичных мозговых пузырей. Рост и дифференцировка различных отделов головного и спинного мозга в ходе эмбрионального развития. Формирование оболочек мозга и желудочков головного мозга.

Гистогенез. Образование нейронов и клеток нейроглии.

Тема 9. Анатомия анализаторных систем организма

Общая структура и функция анализаторных систем. Краткая характеристика структурной организации зрительного, обонятельного и вкусового анализаторов: анатомия глазного яблока, цветовое зрение; общая морфофункциональная характеристика органа обоняния и вкуса.

Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка. Среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, мышцы среднего уха и их функция. Внутренне ухо: костный и перепончатый лабиринты. Вестибулярная часть перепончатого лабиринта: эллиптический и сферический мешочки и полукружные каналы. Их рецепторные отделы: строение и клеточный состав пятна и ампулярных гребешков. Иннервация. Гистофизиология вестибулярного лабиринта. Улитковая часть перепончатого лабиринта: строение улиткового канала, структура и клеточный состав спирального органа, его иннервация. Гистофизиология восприятия звуков. Слуховой путь.
Планы семинарских и практических занятий

и методические рекомендации

по подготовке к ним
Практические занятия 1 ,2. Строение нейрона, его морфологические типы. Эволюция нервной системы. Нейроглия и нервные волокна. Основные принципы рефлекторной теории. Простая рефлекторная дуга.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

- информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.



Виды самостоятельной работы:

  1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы.

  2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях.

  3. Выполнение контрольных работ.

При освоении данного курса студент может пользоваться не только содержанием лекций, библиотекой вуза, но и другими книгохранилищами города.



Тематика контрольных работ

Номер варианта контрольной работы выбирается по последним двум цифрам зачетной книжки студента.

1. Эволюция нервной системы.

2. Методы исследования нервной ткани.

3. Спинной мозг.

4.   Эволюция спинного мозга.

5. Анатомия головного мозга

6. Цито- и миелоархитектоника мозга.

7. Локализация функций в коре полушарий большого мозга.

8. Развитие нервной системы у человека (нервной трубки, мозговых пузырей, формирование коры больших полушарий).

9. Ассоциативные и комиссуральные пути ЦНС.

10.  Проекционные восходящие пути ЦНС.

11. Проекционные нисходящие пути ЦНС.

12. Пирамидные пути.

13.Экстрапирамидные пути.

14. Строение периферических нервов.

15. Анатомия зрительного анализатора.

16. Анатомия слухового анализатора.

17. Анатомия обонятельного и вкусового анализаторов.

18. Анатомия кожно-кинестетического анализатора.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Анатомия ЦНС» - письменная самостоятельная творческая работа, предусмотренная учебным планом специальности «Психология» на 1 курсе. В данном аспекте она открывает путь самостоятельного формирования профессиональных знаний и умений будущими специалистами-психологами и на нее возлагается ряд важных учебных задач.

В первую очередь, она является одним из элементов в системе учебных средств и способов, посредством которых вуз решает главную задачу высшей школы - научить будущего специалиста творчески мыслить и самостоятельно добывать знания. Она призвана научить студента правильно пользоваться научной литературой и извлекать из нее необходимую информацию, системно исследовать проблемы и логично представлять их содержание, структурировать материал и обосновывать свою позицию. Самым значительным результатом тех усилий, которые затрачиваются на эту работу, будет не только и не столько приобретение научных знаний, позволяющих подробно и систематично разобраться в одной конкретной проблеме, вынесенной в название темы. Главным достижением этой работы является приобретение устойчивых представлений о том, как исследуются и разрабатываются психологические проблемы, каким образом нарабатывается информационный материал, где искать источники информации, как структурируется ее содержание, оформляются подобные работы и т.п.

Главное же, о чем надо знать и помнить с самого начала: работа над контрольной работой требует много специального времени, серьезного и ответственного отношения. Поэтому ее обязательно надо делать вовремя, соблюдая поставленные преподавателем сроки.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя выполняемой студентом контрольной работы. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения.

Объем контрольной работы – 10-12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала. Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются название университета, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Затем идет содержание работы, отражающее тему в логической последовательности рассмотрения.

По своему жанру контрольная работа – это теоретическое исследование. Она строится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно представить анализ той или иной проблемы, продемонстрировав знания истории данного вопроса, основные ключевые исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы дальнейших исследований. В освящении этих вопросов студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения из них в качестве аргументов. Проводя анализ тех или иных научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы, со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть работы завершается выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложении к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы, иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы и т.п.).



Требования по структурированию текста

1. Обязательно наличие абзацев, по 3-4 абзаца на странице; каждый абзац начинается с отступа в первой строке.

2. Каждый абзац - это законченная мысль, сильно мельчить тоже не следует, так как при этом растворяется главный смысл изложения.

3. Предложения не должны быть слишком простыми или чересчур длинными, оптимум - 5-8 слов в предложении, желательно в сложно-подчиненные предложения включать не более 1 подчинения и разнообразить подчиняющие слова.



Требования к использованию терминов

1. Использование термина предполагает его знание. Если Вы не уверены в четком знании значения термина и всех его смыслов, обратитесь к словарю. Эта процедура еще не один год должна сопровождать Вашу познавательную деятельность.

2. Не стоит перегружать свою работу излишне усложненной терминологией, однако нельзя упрощать до обыденного бытового языка то, что уже стало нормой в профессиональном общении и обсуждении. Это знание Вы сможете приобрести, прочитав достаточное количество статей и иных профессиональных источников информации.

3. Используя в работе какой-то значимый термин впервые, обязательно надо дать его определение. Особенно это касается многозначных терминов, когда определение должно показать, в каком из значений термин будет использоваться в Вашей работе.

4. Нельзя использовать в работе один и тот же термин в разных значениях, если только анализ различных значений термина не является прямой задачей данной работы.

Использование источников

1. Цитирование. Цитата - это дословно приведенный фрагмент из другого текста. Цитируются части документов для более точного уяснения их смысла, выводы исследований, наиболее яркие авторские выражения и высказывания. Цитата всегда заключается в кавычки и непременно снабжается ссылкой на автора, источник и страницу, где она приведена. Соединять две цитаты или их части в одну запрещается.

2. Изложение, близкое к тексту, - наиболее рекомендуемая форма использования источников. Оно может использоваться часто и занимать довольно много места в контрольной работе. Его использование предполагает не дословный, но близкий пересказ к тексту оригинала основных характеристик и мыслей по рассматриваемой проблеме. Пригоден для использования значительных фрагментов из учебников и учебных пособий, статей, книг, справочников и т.п.

3. Ссылки - применяются при цитировании, изложении, близком к тексту оригинала, при заимствовании из других источников идей, имен, цифр, примеров и т.п. Чаще всего используются так называемые притекстовые, или постраничные ссылки, когда цитата или заимствованный отрывок помечается верхним индексом с арабской цифрой, а внизу страницы под этой цифрой идет либо сам текст отрывка, либо указание на содержащий его источник.

Второй вид - более краткий и удобный - это затекстовые, или сквозные ссылки, при которых после приведения отрывка или цитаты в тексте ставятся квадратные или круглые скобки, содержащие две цифры, разделенные точкой с запятой: первая цифра указывает на порядковый номер источника в приведенном в конце работы списке литературы, а вторая - номер цитируемой или пересказываемой страницы.

Требования по оформлению списка литературы и ссылок на источники

1. Книги. Обратите внимание: в названиях книг, статей, журналов, сборников кавычки не ставятся.

а) Однотомное издание с одним автором. Указывается: Фамилия автора, инициалы. Название книги без кавычек. Место издания (полностью, некоторыми исключениями: Москва — М., Санкт-Петербург - СПб., Ростов-на-Дону - Ростов н/Д., Нижний Новгород - Н.Новгород), через двоеточие - издательство, год издания (только цифра, слово «год» или «г.» не ставится). Учебники и учебные пособия - указываются после названия.

б) Однотомное издание с несколькими авторами. Одно отличие: авторы указываются через запятую, а при инициалах авторов точки сохраняются:

в) Однотомное издание с количеством авторов, более 3-х: сначала указывается название издания без кавычек и точки на конце, затем ставится правый флэш (вертикальная черточка с правым наклоном), а за ним перечисляются авторы.

г) Многотомное издание в целом. Указывается: название, сведения об издании, правый флэш, далее - под чьей редакцией: фамилия и инициалы редактора. Место издания, через двоеточие - издательство, дата издания:

д) Отдельная работа в многотомном издании. Указывается: автор, название работы без запятой и кавычек, правый флэш, за ним - название издания, сведения об издании, место издания, издательство, дата издания, номер тома.

2. Статьи:

а) Статья в периодическом журнале. Указывается: фамилия автора, его инициалы. Далее - название статьи пишется без кавычек и точки на конце, затем ставится двойной флэш //, и далее - название журнала без кавычек, год издания, № журнала, страница.

б) Статья в научном сборнике. Указывается: фамилия автора, его инициалы. Название статьи без кавычек и точки на конце, затем - /, название сборника без кавычек и точки. Под редакцией - фамилия и инициалы редактора. Место и год издания.

4. Электронные источники. Указывается: фамилия автора, его инициалы, название. Сведения, относящиеся к заглавию (название электронной страницы или сервера), сведения об ответственности (имена издателя, изготовителя и распространителя), электронный адрес (это аналог места издания и названия издательства в печатном варианте), дата.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.


Перечень контрольных вопросов, выносимых на экзамен:

1. Анатомия нервной системы беспозвоночных и позвоночных.

2. Общий план строения нервной системы. Центральная и периферическая нервная система.

3. Клеточная организация нервной системы - нейрон, специфичность его строения.

4. Морфологические типы нейронов.

5. Нейроглия: анатомическое строение и функции образующих ее клеток.

6. Структурно-функциональный обзор спинного мозга.

7. Сегменты спинного мозга. Серое и белое вещество спинного мозга, оболочки.

8. Восходящие пути спинного мозга.

9. Нисходящие пути спинного мозга.

10. Спинномозговые нервы и их сплетения.

11. Варолиев мост, его строение.

12. Строение мозжечка.

13. Продолговатый мозг и ретикулярная формация.

14. Промежуточный мозг: таламическая область.

15. Гипоталамус промежуточного мозга.

16. Эпифиз и гипофиз мозга.

17. Средний мозг.

18. Новая, старая и древняя кора.

19. Полушария большого мозга: верхнелатеральная поверхность.

20. Медиальная и нижняя поверхности полушария.

21. Лимбическая система, ее строение.

22. Сенсорные, моторные и ассоциативные отделы неокортекса.

23. Белое вещество конечного мозга.

24. Базальные ганглии, строение и функции.

25. Оболочки мозга.

26. Система мозговых желудочков.

27. Анатомия вегетативной нервной системы: симпатическая и парасимпатическая.

28. I – VI пары черепномозговых нервов и их функции.

29. VII – XII пары черепномозговых нервов и их функции.

30. Морфогенез и гистогенез нервной системы человека.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Воронова Н. В., Климова Н. М., Менджерицкий А. М..Анатомия центральной нервной системы : учебное пособие / Воронова Н. В., Климова Н. М., Менджерицкий А. М., - М.: Аспект Пресс, 2008. - 128 с.



Дополнительная

1. Антонова О.А. Анатомия и физиология центральной нервной системы. – М.: Высшее образование, 2006. – 192 с.

2. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия центральной нервной системы. – Элби, 2005. – 96 с.

3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. – М.: Мир, 2008. – 208 с.

4. Кульба С.Н., Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы. – Феникс, 2008. – 315 с.

5. Курепина М.М., Ожигова А.Г., Никитина А.А. Анатомия человека. – М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов н/Д, 2001.

7. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов. – СПб.: Питер, 2007. – 128 с.



8. Якименко О.О., Попова Н.П. Анатомия центральной нервной системы. – Академический проект, 2007. – 112 с.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал