Учебно-методический комплекс дисциплины «Физиология человека»



страница1/4
Дата03.05.2016
Размер2.66 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Содержание

Аннотация УМКД…………………………………………………………………3

Рабочая программа учебной дисциплины ………………………………………4

Контрольно-измерительные материалы……………………………………….45

Список литературы ……………………………………………………………..58

АННОТАЦИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Физиология человека» (дисциплина федерального компонента цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин) разработан для студентов по специальности 280103.65 – Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования.

Дисциплина «Физиология человека» изучается на 2/2 курсе 3/4 семестров соответственно. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 90/90 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (36/18 час), самостоятельная работа студента (54/72 час).

Учебно-методический комплекс включает в себя:



  • рабочую программу учебной дисциплины;

  • контрольно-измерительные материалы;

  • список литературы (в том числе интернет-ресурсов);

При разработке программы учебной дисциплины использованы:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утвержденный «5» апреля 2000г., №304 тех/дс,

ЕН.Ф.06

Физиология человека *)

Организм человека и его основные физиологические функции; обмен веществ; развитие и рост; организм как целое единство; органы чувств; физиология двигательного аппарата; единство функций и форм; высшая и низшая нервная деятельность, их единство; органы чувств; физиология деятельности.







  1. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления о строении и функционировании организма человека как единого целого.

Задачи изучения дисциплины – формирование у студентов знаний, умений и навыков оценки:

- организма человека и его основных физиологических функций;

- обмена веществ;

- развития и роста организма как единого целого;

- единства функций и форм;

- нервной высшей деятельности;

- органов чувств;

- физиологии двигательного аппарата;

- физиологии деятельности внутренних органов.

2. Начальные требования к освоению дисциплины (перечень предшествующих дисциплин, разделов их)

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Химия», «Биология».



3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения и изучения дисциплины «Физиология человека»



студент должен:

знать:

  • предмет, цель, задачи дисциплины и ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;

  • закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем здорового организма и механизм его регуляции, рассматриваемых с позиции общей физиологии и интегративной поведенческой деятельности человека;

  • информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции функционирования клеток, тканей, органов, систем и целостного организма при достижении приспособленного результата;

  • общие принципы построения, функционирования и значения ведущих функциональных систем организма;

  • закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования;

  • возрастные особенности физиологических систем организма.

уметь оценивать и объяснять:

- основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания;



приобрести навыки:

  • использования знаний по физиологии человека при установлении норм вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания для сохранения и поддержания здоровья человека.

Структура рабочей учебной программы

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.1. Очная форма обучения

Вид учебной работы Общая трудоемкость дисциплины

Всего часов


Распределение часов по семестрам







3




90

90

Лекции

36

36

Лабораторные работы

-

-

Практические занятия (семинары)

-

-

Всего самостоятельная работа

54

54

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен



4.1. Очно-заочная форма обучения


Вид учебной работы Общая трудоемкость дисциплины

Всего часов


Распределение часов по семестрам







4




90

90

Лекции

18

18

Лабораторные работы

-

-

Практические занятия (семинары)

-

-

Всего самостоятельная работа

72

72

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Распределение учебного материала по видам занятий



Наименование раздела дисциплины

Распределение по видам (час) очное/заочное

Лекции

ПЗ

СРС

1

Введение. Центральная и вегетативная нервные системы. Органы чувств.

4/2

-

6/10

2

Внутренняя среда организма

4/2

-

8/10

3

Физиология желез внутренней секреции

4/2

-

8/10

4

Физиология кровообращения

6/2

-

8/10

5

Физиология дыхания

6/2

-

8/10

6

Организация пищеварительной системы, физиология выделения

6/4

-

8/10

7

Обмен веществ, энергии и процессы терморегуляции организма

6/4

-

8/10




Всего

36/18

-

54/72





5.2. Содержание лекционного курса (36 часов)

Раздел 1. Введение. Центральная и вегетативная нервные системы. Органы чувств. (4 часа)

Основные понятия физиологии, организм, единство организма и внешней среды. Понятие о гомеостазе. Физиологическая функция. Параметры. Норма функции. Физиологическая адаптивная реакция. Возрастные изменения функций, взаимоотношение структуры и функции. Физиология как наука о жизнедеятельности здорового человека и физиологических основах здорового образа жизни. Диагностика здоровья и прогнозирование функциональной активности организма человека.

Клетка, ее функции. Ткани организма, их виды и особенности функций. Функциональный элемент. Орган, физиологические особенности. Физиологические основы функций. Понятие о раздражимости и возбудимости. Мембранные и внутриклеточные процессы при раздражении клеток.

Роль центральной нервной системы (ЦНС) в интегративной приспособительной деятельности организма. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС. Методы исследования функций ЦНС (перерезка, разрушение, раздражение, стереотаксическая методика, электроэнцефолография, внутримозговое введение веществ, гистохимические, радиоиммунологические методики, электронная микроскопия, хронорефлексометрия).

Закономерности и особенности возбуждения в НЦС. Понятие о нервных цепях. Пространственная и временная суммация возбуждения, трансформация ритма возбуждения, постетаническая потенциация. Низкая лабильность ЦНС, ее утомляемость, чувственность к нейротропным средствам. Основные принципы распространения процессов возбуждения в ЦНС. Понятие о дивергенции и конвергенции возбуждения, центральная задержка, реверберация. Торможение в ЦНС, его основные виды: пресинаптическое, постсинаптическое, их механизмы.

Спинной мозг. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма.

Продолговатый мозг и мост. Центры продолговатого мозга и моста, их участие в процессах саморегуляции функций. участие продолговатого мозга и моста в интегративной деятельности ЦНС.

Средний мозг, его роль в процессах саморегуляции функций. Участие среднего мозга в интегративной деятельности ЦНС.

Мозжечок. Корригирующее и стабилизирующее влияние мозжечка на моторную функцию, его место в интегративной деятельности ЦНС.

Ретикулярная формация. Особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга. Значение ретикулярной формации в регуляции вегетативных функций.

Таламус – коллектор эфферентных путей. Таламо-кортикальные и кортико-таламические взаимоотношения. Их значение в интегративной деятельности мозга.

Гипоталамус – высший подкорковый вегетативный центр, его роль в вуправлении гомеостатическими процессами. Участие гипоталамуса в формировании мотиваций, эмоций, стресса, биоритмов. Значение гипоталамуса в интегративной деятельности ЦНС.

Кора больших полушарий головного мозга. Роль коры в формировании системной деятельности организма. Современные представления о локализации функций в коре. Корково-подкорковые и корково-висцеральные взаимоотношения. Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий у человека.

Вегетативная нервная система. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Принцип организации эфферентного звена вегетативных рефлексов. Медиаторы вегетативной нервной системы. Основные виды рецептивных субстанций (адренергичсеские, холинергические и др.) и вегетотропных синаптоактивных веществ. Вегетативные центры. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. Участие вегетативной нервной системы в интеграции функции при формировании целостных поведенческих актов.

Учение И.П. Павлова об анализаторах. Роль анализаторов в познании окружающего мира. Методы изучения сенсорных систем. Общие свойства рецепторных образований. Взаимодействие анализаторов.

Зрительная сенсорная система. Развитие и строение глаза. Проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора. Бинокулярное зрение, рефракция, аккомодация, острота зрения, развитие цветового зрения.

Слуховой и вестибулярный анализаторы. Строение слухового анализатора. Проведение звука. Механизм восприятия звуков различной частоты и интенсивности. Вестибулярный аппарат как анализатор положения и перемещения тела в пространстве. Его периферический отдел, афферентный путь и корковый отдел.

Кожная, двигательная, обонятельная и сенсорные системы. Их значение и общий план строения, функционирования.

Адаптация анализаторов. Возрастные изменения сенсорных систем.

Раздел 2. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие о системе крови. Основные функции крови. Клинические методики исследования крови. Состав и количество крови человека. Основные физиологические константы крови и основные механизмы их регуляции.

Плазма и ее состав. Гематокрит. Осмотическое и онкотическое давление.

Эритроциты. Строение, количество, методики подсчета, функции. Строение и свойство гемоглобина, его соединения. Количество гемоглобина, методики его определения. Критерий насыщения эритроцитов гемоглобином, определения цветного показателя. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) и факторы, влияющие на нее.

Лейкоциты. Строение, количество, методики подсчета. Понятие о лейкоцитарной формуле. Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза.

Тромбоциты, их строение, количество, функции. Понятие о гомеостазе. Свертывающая и противосвертывающуя системы крови как главные факторы поддержания жидкого состояния крови.

Группы крови (система АВО, резус принадлежность). Правила переливания крови. Кровезаменяющие растворы.

Лимфа, ее состав, количество, функции. Лимфообразование и механизмы его регуляции.


Каталог: bbcswebdav -> orgs -> FUFILIAL -> %D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%94%D0%92%D0%A4%D0%A3%20%D0%B2%20%D0%B3.%20%D0%90%D1%80%D1%82%D1%91%D0%BC%D0%B5 -> %D0%93%D0%9E%D0%A1%202 -> 280103.65%20%D0%97%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D1%85 -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94
FUFILIAL -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы медицинских знаний и здорового образа жизни
FUFILIAL -> Филиал двфу в г. Уссурийске
FUFILIAL -> Учебной дисциплины по специальности 080801. 65 – прикладная информатика
FUFILIAL -> Филиал фгаоу впо двфу в г. Уссурийске
FUFILIAL -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Восточные оздоровительные системы»
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины Конспект лекций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница