Учебно-методический комплекс дисциплины основы медицинских знаний и здорового образа жизни



страница1/20
Дата23.04.2016
Размер1.19 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Филиал ДВФУ в г. Уссурийске




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Специальность — 050303.65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303.65 иностранный язык (немецкий)

Форма подготовки (очная/ заочная)


Кафедра географии, экологии

и охраны здоровья детей

курс 2 семестр 3

лекции 6 час.

практические занятия 26 час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 0час.

консультации 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 32 час.

самостоятельная работа 40 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет - семестр

экзамен 3 семестр

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данному направлению (номер государственной регистрации № 714 пед/сп от «31» января 2005 г.)

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья детей, протокол № 1 от «14» сентября 2012 г.

Составитель (ли): ст.преподаватель В.М.Ермак
Содержание комплекса


  1. Аннотация.

3

  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента).

4

  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД).

5

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

17




  1. Аннотация


Основы медицинских знаний

и здорового образа жизни
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» является обязательной дисциплиной для всех специальностей и входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные блоки. Теоретический материал представлен в виде лекционного курса по темам:

Состояния здоровья детей. Показатели здоровья. Наследственные болезни. Школьный стресс. Неврозы и неврозоподобные состояния у детей. Нарушение зрения и слуха у школьников. Питание детей до года. Питание школьников. Контрацепция. Беременность и роды. Первая помощь при изнасиловании. . СПИД. Гонорея. Сифилис. . Вредные привычки. Гепатит. Сальмонеллёз. ОРВИ. Грипп. Ангина. Туберкулёз. Дифтерия. Детские инфекции. Применение лекарственных веществ. Инъекции подкожные и внутримышечные. Гипертоническая болезнь. Стенокардия. Обморок. Пульс (свойства). Измерение артериального давления. Почечная колика. Острый гастрит. Бронхит. Бронхиальная астма. Меры воздействия на кровообращение. Виды кровотечений. Способы временной остановки кровотечения. Десмургия. Транспортная иммобилизация. Реанимация.

Курс предназначен для вооружения будущего педагога знаниями и практическими навыками сохранения и укрепления здоровья учащихся. В него входит: глубокое изучение основ здорового образа жизни, умение вести санитарно-гигиеническую пропаганду среди учащихся и воспитывать в них убежденность вести с раннего детства здоровый образ жизни.

Учебно-методический комплекс включает в себя рабочую программу дисциплины, учебно-методическое обеспечение, материалы для лекционных и практических занятий, а также предусмотрена самостоятельная работа студентов. Изучение курса заканчивается зачетом.




  1. Выписка из ГОС ВПО


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОПД.Ф.06 Основы медицинских знаний

и здорового образа жизни
Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Филиал ДВФУ в г. Уссурийске



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Специальность — 050303.65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303.65 иностранный язык (немецкий)

Форма подготовки (очная/ заочная)


Кафедра географии, экологии

и охраны здоровья детей

курс 2 семестр 3

лекции 6 час.

практические занятия 26 час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 0час.

консультации 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 32 час.

самостоятельная работа 40 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет - семестр

экзамен 3 семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данному направлению (номер государственной регистрации № 714 пед/сп от «31» января 2005 г.)

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья детей, протокол № 1 от «14» сентября 2012 г.

Составитель (ли): ________________ ст.преподаватель В.М.Ермак
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «___» _______________ 20__ г. № _____

Заведующий кафедрой _______________________ _ _____________
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)



Содержание


  1. Пояснительная записка

3

  1. Тематический план дисциплины

4

  1. Содержание учебного материала

5

  1. Требования к знаниям и умениям студентов

8

  1. Формы контроля

9

  1. Литература (основная, дополнительная)

21









  1. Пояснительная записка

Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен вооружить будущего педагога знаниями и практическими навыками сохранения и укрепления здоровья учащихся. При изучении дисциплины студенты приобретают знания и практические навыки в оказании первой медицинской помощи и ухода за больными и пострадавшими; изучают основы здорового образа жизни, вырабатывают умение вести санитарно-гигиеническую пропаганду среди учащихся и воспитывать у них убеждённость вести с раннего детства здоровый образ жизни.

При изучении дисциплины большое внимание уделяется профилактике ряда заболеваний, умению распознавать ранние признаки некоторых инфекционных заболеваний и детских инфекций с целью предотвращения их дальнейшего распространения среди учащихся

У студентов воспитывают чувство милосердия к детям и чувство сострадания к больным, стремление к благотворительности и гуманности.

Учебный курс дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» состоит из 3 разделов:


  1. Основы здорового образа жизни и охрана здоровья детей.

  2. Первая помощь при неотложных состояниях и заболеваниях.

  3. Первая помощь при травмах.

Изучение курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает:

- Лекции.

- Практические занятия.

- Зачёт.


Тематический план дисциплины





Наименование модулей,

разделов, тем


Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа студентов



Трудоемкость

(всего часов)



Всего

Лекции

Практические, семинарские занятия

Лабораторные

занятия








Раздел I. Основы здорового образа жизни и охрана здоровья детей.

1.

Состояние здоровья детей. Показатели здоровья. Наследственные болезни.

2

2







2

4




Здоровый образ жизни

2

2







2

4




Детский травматизм

2

2







2

4

4.

СПИД. Гонорея. Сифилис. Контрацепция.

2




2




2

4


6.

Вредные привычки

2




2




2

4

Раздел II. Первая помощь при неотложных состояниях и заболеваниях.




Неотложная помощь

2




2




4

6

7.

Почечная колика. Острый гастрит

2




2




2

4




Различные виды гепатита (А,В,С), их клиника и профилактика. Эпидемиология и профилактика сальмонеллёза.

2




2




2

4

8.

ОРВИ. Грипп. Ангина. Туберкулез.

2




2




2

4

9.

Применение лекарственных веществ. Инъекции подкожные и внутримышечные.

2




2




2

4

10.

Детские инфекции. Дифтерия

2




2




2

4

11.

Гипертоническая болезнь. Стенокардия.

Обморок. Пульс. Артериальное давление


2



2




2

4


12.

Бронхит. Бронхиальная астма. Меры воздействия на кровообращения

2



2




2

4


Раздел III. Первая помощь при травмах.

13.

Виды кровотечений. Способы временной остановки кровотечения

2




2




4


6

14.

Десмургия.

2




2




4

6

15.

Транспортная иммобилизация. Реанимация.

2




2




4

6




ИТОГО по дисциплине:

32

6

26




40

72


Содержание учебного материала

по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

(3 семестр, 72 часа)
а) лекционный курс

1. Содержание здоровья детей. Показатели здоровья.

Наследственные болезни. (2 ч.)

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Показатели здоровья детей в России, учитывая особенности Дальневосточного региона. Определение показателей здоровья (младенческая и детская смертность). Наследственные болезни, наиболее часто встречающиеся в медицинской практике (болезнь Дауна, хромосомные нарушения, олигофрения).



2. Здоровый образ жизни (2 ч.)

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Проблемы возникновения и распространения ВИЧ-инфекции в России. Группы риска при заражении данной инфекцией. Основные симптомы СПИДа, рекомендации по профилактике. Клинические симптомы гонореи и сифилиса, меры профилактики этих и других болезней, передающихся половым путём. Контрацепция. Виды контрацепции. Проблемы наркомании и токсикомании у детей и подростков, о вреде их здоровью. Механизмы действия различных наркотиков и меры их профилактики. Вред табококурения и злоупотребление алкоголя.



3. Детский травматизм. (2 ч.)

Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Причины школьного стресса у детей и методы его профилактики. Классификация неврозов. Лечение и профилактика школьного стресса. Причины нарушения зрения и слуха у школьников, рекомендации будущим учителям по профилактике этих нарушений. При питании детей до года подчёркивается польза грудного вскармливания. Рационы питания школьников, которые должны содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.


б) практические занятия

  1. СПИД. Гонорея. Сифилис. Контрацепция. (2 ч.)

Проблемы возникновения и распространения ВИЧ-инфекции в России. Группы риска при заражении данной инфекцией. Основные симптомы СПИДа, рекомендации по профилактике.

Клинические симптомы гонореи и сифилиса, меры профилактики этих и других болезней, передающихся половым путём. Контрацепция. Виды контрацепции.




  1. Вредные привычки. (2 ч.)

Проблемы наркомании и токсикомании у детей и подростков, о вреде их здоровью. Механизмы действия различных наркотиков и меры их профилактики. Вред табококурения и злоупотребление алкоголя.
3. Неотложная помощь. (2 ч.)

Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности.




  1. Почечная колика. Острый гастрит (2 ч.)

Методы оказания первой медицинской помощи при возникновении почечной колики. Острый гастрит и другие гастроэнтерологические заболевания, причины возникновения их у школьников и методы их профилактики.


  1. Различные виды гепатита (А, В,С), их клиника и профилактика. Эпидемиология и профилактика сальмонеллёза. (2 ч.)

Методы оказания первой медицинской помощи при возникновении почечной колики. Острый гастрит и другие гастроэнтерологические заболевания, причины возникновения их у школьников и методы их профилактики.

Различные виды гепатита (А, В,С), их клиника и профилактика. Эпидемиология и профилактика сальмонеллёза.




  1. ОРВИ. Грипп. Ангина. Туберкулез. (2 ч.)

Подробно разбираются выше названные инфекции, их клиника. Методы профилактики гриппа и ОРВИ.


  1. Детские инфекции. Дифтерия. (2 ч.)

Основные детские инфекции: корь, скарлатина, коклюш, краснуха, ветряная оспа. Дифтерия


  1. Гипертоническая болезнь. Стенокардия. Обморок. Пульс (свойства). Измерение артериального давления. (2 ч.)

Причины возникновения гипертонической болезни, стенокардии и обморока. Методы первой медицинской помощи при этих заболеваниях. Практические навыки определения пульса и его свойств и измерения АД.


  1. Применение лекарственных веществ. Инъекции подкожные и внутримышечные. (2 ч.)

Классификация основных лекарственных средств. Тренировка на фантомах в выполнении подкожных и внутримышечных инъекций.


  1. Бронхит. Бронхиальная астма. Меры воздействия на кровообращения. (2 ч.)

Течение острого и хронического бронхита и бронхиальной астмы, причины их возникновения и методы профилактики.


  1. Виды кровотечений. Способы временной остановки кровотечения. (2 ч.)

Различные виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное и внутреннее). Методы их диагностики и способы остановки кровотечений (наложение жгута, бинта-закрутки и др).


  1. Десмургия. (2 ч.)

Техника наложения основных повязок, применяемых в травматологии и хирургии (косынка, перчатка, чепец, пращевидная, колосовидная, круговая, восьмиобразная, неаполитанская, Дезо и др.).


  1. Транспортная иммобилизация. Реанимация (2 ч.)

Транспортная иммобилизация подручными и специальными средствами. Шины (Крамара, Дитерикса и др.) Признаки клинической и биологической смерти. Реанимация при клинической смерти.
в) самостоятельная работа студентов

Содержание СРС: Ознакомление с материалом лекций или практического занятия, подбор дополнительной литературы по теме лекционного курса, подготовка доклада, к сдаче устного зачета.





  1. Требования к знаниям и умениям студентов

Цель программы – вооружение будущего педагога знаниями и практическими навыками сохранения и укрепления здоровья учащихся, а также ведения медико-санитарного просвещения и пропаганды знаний среди учителей, учащихся и их родителей во время работы в школе.

Для достижения указанных целей необходимо решить и образовательные и организационные задачи:

-приобретение знаний и практических навыков для обеспечения охраны здоровья детей;

- приобретение знаний и практических навыков оказания первой помощи пострадавшим и при неотложных состояниях;

- привитие студентам основных навыков сознательного и ответственного отношения к вопросам здоровья и здорового образа жизни;

-воспитание у студентов чувства милосердия к детям и сострадания к больным, стремление к благотворительности.

В результате изучения программы студенты должны ЗНАТЬ:

- социально-психологические аспекты здорового образа жизни и его биологические и социальные проблемы;

- неотложные состояния, причины и факторы их вызывающие;

-основные симптомы детских инфекций, детского травматизма;

- основные симптомы инфекционных заболеваний, их возникновение и распространение;
УМЕТЬ:

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

- оказывать первую доврачебную помощь при различных видах травм;

- проводить реанимационные мероприятия пострадавшим в состоянии клинической смерти;

- измерять артериальное давление;

- делать внутримышечные и подкожные инъекции.




  1. Формы контроля


а) Текущий контроль
По разделу 1, 2,3,– контрольные работы, рефераты, тесты

По 2 и 3 разделу работа с перевязочными материалами и фантомами для аттестации практических навыков.


Тесты
Вариант 1
№ 1. Возбудителем гепатита. А является:

  1. Бактерии типа А.

  2. Вирусы типа А.

  3. Простейшие типа А.

  4. Спирохеты типа А.

№ 2. Основными клиническими симптомами гепатита А является:



  1. Увеличение печени, желтуха.

  2. Боль в подложечной области, присутствие крови и слизи в кале.

  3. Боль в мышцах, суставах, правом подреберье, увеличение печени.

  4. Потеря сознания, бледность кожных покровов, сыпь.

№ 3. Первая медицинская помощь при сальмонеллезе:



  1. Грелку на область правого подреберья.

  2. Дача слабительного и обезболивающего.

  3. Грелка на правое подреберье, дача антибиотиков, адсорбентов.

  4. Промыть желудок, дать слабительное, адсорбент.

Вариант 2


№ 1. Возбудителями гепатита. А является:

  1. Вирусы типа А.

  2. Бактерии типа А.

  3. Риккетсии типа А.

  4. Грибки типа А.

№ 2. Основными клиническими симптомами гепатита является:



  1. Увеличение печени, желтуха.

  2. Желтуха, боль в пояснице.

  3. Потеря сознания, бледность кожных покровов, сыпь.

  4. Боль за грудиной, боль в области затылка.

№ 3. Первая медицинская помощь при сальмонеллезе:



  1. Промыть желудок, дать слабительное, адсорбент.

  2. Дать слабительное и обезболивающее.

  3. Нитроглицерин под язык, промыть желудок.

  4. Дать успокаивающее, адсорбент, антибиотики.

Вариант 3


№ 1. Возбудителем гепатита. А является:

  1. Стафилококки типа А.

  2. Бактерии типа А.

  3. Вируса типа А.

  4. Стрептококки типа А.

№ 2. Основными клиническими симптомами гепатита типа. А является:



  1. Желтуха, боль в пояснице.

  2. Увеличение печени желтуха.

  3. Боль за грудинной, боль в области затылка.

  4. Тошнота, рвота, понос, потеря сознания.

№ 3. Первая медицинская помощь при сальмонеллезе:



  1. Промыть желудок, дать успокаивающее, антибиотики.

  2. Нитроглицерин под язык, промыть желудок.

  3. Промыть желудок, дать слабительное, адсорбент.

  4. Горчичник на затылок, успокаивающее, антибиотики.

Вариант 1

№ 4 Пути передачи гриппа:


  1. Воздушно – капельный.

  2. Водный.

  3. Алиментарный.

  4. Фекально-оральный.

№ 5. Профилактика гриппа:



  1. Вакцинация, оксолиновая мазь, лейкоцитарный интерферон, ремантадин.

  2. Мытье рук, кипячение воды, мытье фруктов овощей, борьба с мухами.

  3. Эпидемиологическое обследование в очаге, текущая и заключительная дезинфекция, санитарно – просветительная работа.

  4. Дезинсекция, дератизация, вакцинация.

№ 6. Формы ангин:



  1. Локализованная, обостренная, генерализованная, катаральная.

  2. Катаральная, фолликулярная, лакунарная, некротическая.

  3. Глазожелезистая, септико – гранулемотозная.

  4. Острая, хроническая, латентная, фолликулярная.

Вариант 2

№ 4. Пути передачи гриппа:


  1. Трансмиссивный.

  2. Воздушно – капельный.

  3. Фекально – оральный.

  4. Алиментарный.

№ 5. Профилактика гриппа:



  1. Дезинфекция, дератизация, вакцинация.

  2. Вакцинация, оксолиновая мазь, лейкоцитарный интерферон, ремантадин.

  3. Мытье рук, фруктов, овощей, кипячение воды, борьба с мухами.

  4. Оксолиновая мазь, борьба с мухами, дезинфекция, санитарно-просветительная работа.

№ 6. Формы ангины:



  1. Острая, хроническая, латентная, фолликулярная.

  2. Катаральная, фолликулярная, локунарная, некротическая.

  3. Некротическая, сливная, распространенная, плевропневмотическая.

  4. Менингеальная, миотическая, гипертоксическая, атипичная.

Вариант 3

№ 4. Пути передачи гриппа:


  1. Алиментарный.

  2. Воздушно – капельный.

  3. Контактно – бытовой.

  4. Пищевой.

№ 5. Профилактика гриппа:



  1. Оксолиновая мазь, борьба с мухами, дезинфекция, санитарно-просветительная работа.

  2. Ремонта дин, дезинфекция, кипячение воды, вакцинация.

  3. Оксолиновая мазь, вакцинация, ремантадин, лейкоцитарный интерферон.

  4. Дезинфекция, дератизация, мытье рук, аскорбиновая кислота.

№ 6. Формы ангины:



  1. Катаральная, фолликулярная, лакунарная, некротическая.

  2. Атипичная, менингеальная, некротическая, сливная.

  3. Острая, хроническая, латентная, фолликулярная.

  4. Гранулематозная, типичная, катаральная, распространенная.

Вариант 1

№ 7. Основные симптомы пленчатой формы дифтерии зева:


  1. Гладкая, с перламутровым блеском пленка, покрывающая большую часть или всю миндалину, имеющая четкие края, симптомы интоксикации.

  2. Гладкая, тонкая, серовато – белая пленка, выступающая над поверхностью миндалин, гиперемия миндалин, симптомы интоксикации.

  3. Миндалины резко увеличены, поверхность миндалин покрыта толстой пленкой бурого цвета или буро – серого цвета, резко выражены симптомы интоксикации.

  4. На миндалинах образуется толстая с трудом снимающаяся, фибринозная пленка, поражается нервная, сердечно – сосудистая система.

№ 8. Профилактика дифтерии:



  1. Дезинфекция, активная иммунизация, карантин.

  2. Дезинфекция, вакцинация, наблюдение за детьми, бывшими в контакте с больными.

  3. Дератизация, кипячение воды, вакцинация.

  4. Активная иммунизация, введение гамма – глобулина, борьба с мухами.

№ 9. Основные симптомы ветряной оспы:



  1. Сыпь – пятно, папула, пузырек наполненный прозрачной жидкостью, корочка, небольшая интоксикация, умеренно повышенная температура.

  2. Сыпь представляет собой отдельные папулы розового цвета, окруженные зоной яркой красноты, высокая температура, кашель, чихание, коньюктивит.

  3. Сыпь состоит из красных пятнышек с более интенсивной окраской в центре и бледнеющей к периферии, раздражение, беспокойство, бред, судороги.

  4. Сыпь в виде мелких пузырьков с мутным содержимым, сопровождается зудом, больше выражена в складках и суставных сгибах, интоксикация выражена умеренно, температура высокая, трещины и гиперемия вокруг носовых отверстий.

Вариант 2

№ 7. Основные симптомы пленчатой формы дифтерии зева:


  1. Гладкая, тонкая, серовато – белая пленка, выступающая над поверхностью миндалин, гиперемия миндалин, симптомы интоксикации.

  2. Гладкая, тонкая, с перламутровым блеском пленка, покрывающая большую часть или всю миндалину, имеющая четкие края, симптомы интоксикации.

  3. Бугристая тонкая пленка, серовато – белого цвета, покрывающая небольшую часть миндалины, бессонница, температура выражена умеренно.

  4. Тонкая желтовато – белая пленка, покрывающая миндалины и выступающая за их пределы, язык обложен грязно – белым налетом, сухой, высокая температура, бред, галлюцинации.

№ 8. Профилактика дифтерии:



  1. Дезинфекция, активная иммунизация, карантин.

  2. Дезинсекция, вакцинация, наблюдение за детьми, бывшими в контакте с больными.

  3. Активная иммунизация, термическая обработка пищевых продуктов.

  4. Специфическая вакцинация отсутствует, наблюдение за детьми, бывшими в контакте с больными, борьба с грызунами.

№ 9. Основные симптомы ветряной оспы:



  1. Сыпь – пятно, папула, пузырек, наполненный прозрачной жидкостью, корочка, небольшая интоксикация, умеренно повышенная температура.

  2. Мелко – точечная сухая сыпь, больше выражена за ушами и на переносице, высокая температура, головная боль.

  3. Сыпь состоит из красных пятнышек с более интенсивной окраской, в центре бледнеющей к периферии, раздражение, головная боль.

  4. Сыпь в виде мелких пузырьков с геморрагическим содержимым, высокая температура, бред, беспокойство.

Вариант 3

№ 7. Основные симптомы пленчатой формы дифтерии зева:


  1. Бугристая, толстая пленка с перламутровым блеском, покрывающая обе миндалины, высокая температура, сонливость.

  2. Тонкая желтовато – белая пленка, покрывающая миндалины отдельными участками, головная боль, бессонница.

  3. Серая пленка, покрывающая миндалины, язычок и небные дужки, миндалины гиперемированы, температура умеренная.

  4. Гладкая, тонкая с перламутровым блеском пленка, покрывающая большую часть или всю миндалину, имеющая четкие края, симптомы интоксикации.

№ 8. Профилактика дифтерии:



  1. Хранение пищевых продуктов при температуре не выше +25 градусов, термическая обработка пищевых продуктов, вакцинация.

  2. Дезинфекция, активная иммунизация, карантин.

  3. Специфическая вакцинация отсутствует, наблюдение за детьми, бывшими в контакте с больными, борьба с грызунами.

  4. Карантин, введение гамма – глобулина, борьба с мухами.

№ 9. Основные симптомы ветряной оспы:



  1. Сыпь состоит из красных пятнышек с более интенсивной окраской в центре и бледнеющей к периферии, раздражение, беспокойство, бред, судороги.

  2. Сыпь в виде мелких пузырьков с мутным содержанием, температура субфебрильная, симптомы интоксикации умеренные.

  3. Сыпь – пятно, папула, пузырек с прозрачным содержимым, корочка, небольшая интоксикация, умеренно повышенная температура.

  4. Сыпь – везикула с мутными содержимым, элементом сыпи единичные, коньюктивит, слабость.

Вариант 1

№ 10. Основные симптомы гипертонического криза:


  1. Боль за грудиной, иррадирующая в левую руку, под левую лопатку, пульсирующая головная боль в области висков, рвота.

  2. Головная боль в области затылка, шум в ушах, мелькание звездочек перед глазами.

  3. Одышка, цианоз кожных покровов, частый, слабый пульс.

  4. АД резко падает, шум в ушах, тошнота, рвота.

№ 11. Первая медицинская помощь при гипертоническом кризе:



  1. Кислород, крепкий чай, кофе, обезболивающие.

  2. Горчичник на грудину, грелку под ноги, крепкий кофе, валидол под язык.

  3. Горчичник на затылок, ноги на грелку, успокаивающие, препараты повышающие артериальное давление.

  4. Горчичник на затылок, успокаивающие, грелку под ноги, препараты понижающие артериальное давление.

№ 12. Обморок – это:



  1. Критическое падение температуры.

  2. Кратковременная потеря сознания.

  3. Временная анемия головного мозга.

  4. Спазм коронарных сосудов.

№ 13. Первая медицинская помощь при обмороке:



  1. Горчичник на затылок, нитроглицерин под язык, под нос поднести нашатырный спирт.

  2. Доступ свежего воздуха, ввести гамма – глобулин, горчичник на икроножные мышцы.

  3. Горизонтальное положение, голова выше ног, поднести к носу вату с нашатырным спиртом, валидол под язык.

  4. Горизонтальное положение – голова ниже ног, поднести под нос вату с нашатырным спиртом, доступ свежего воздуха.

Вариант 2

№ 10. Основные симптомы гипертонического криза:


  1. Головная боль в области затылка, шум в ушах, мелькание звездочек перед глазами.

  2. Боль за грудиной, цианоз кожных покровов, слабый пульс, артериальное давление не определяется.

  3. Артериальное давление резко падает, шум в ушах, тошнота, рвота.

  4. Дыхание судорожное, кожные покровы бледные, пульс слабый, температура падает.

№ 11. Первая медицинская помощь при гипертоническом кризе:



  1. Кислород, крепкий чай, кофе, обезболивающее.

  2. Горчичник на затылок, грелку под ноги, успокаивающее, препарат понижающий артериальное давление.

  3. Горчичник на грудину, ноги в таз с теплой водой, крепкий кофе, валидол под язык.

  4. Горчичник на икроножные мышцы, кофе, чай, успокаивающее, валидол под язык.

№ 12. Обморок – это:



  1. Кратковременное потеря сознания.

  2. Резкое повышение артериального давления.

  3. Резкое повышение температуры.

  4. Кратковременное удушье.

№ 13. Первая медицинская помощь при обмороке:



  1. Грелку на затылок, горизонтальное положение, голова выше ног, валидол под язык.

  2. Доступ свежего воздуха, ватку с нашатырным спиртом под нос, горизонтальное положение – ноги выше головы.

  3. Ватку с нашатырным спиртом под нос, больного усадить ближе к окну.

Вариант 3

№ 10. Основные симптомы гипертонического криза:


  1. Мелькание звездочек перед глазами, шум в ушах, боль в области затылка.

  2. Тошнота, рвота, мелькание мушек перед глазами, резкое падение артериального давления.

  3. Шум в ушах, бледность кожных покровов, боль за грудиной.

  4. Боль в эпигастральной области, головная боль в области лба, шум в ушах.

№ 11. Первая медицинская помощь при гипертоническом кризе:



  1. Горчичник на грудину, грелку под ноги, валидол под язык.

  2. Горчичник на затылок, ноги на грелку, успокаивающее препараты, понижающие артериальное давление.

  3. Горчичник на лоб, ноги в таз с теплой водой, препараты повышающие артериальное давление.

  4. Холод на затылок, горчичник на икроножные мышцы.

№ 12. Обморок – это:



  1. Витаминная недостаточность.

  2. Кратковременная потеря сознания.

  3. Падение артериального давления.

  4. Резкое повышение артериального давления.

№ 13. Первая медицинская помощь при обмороке:



  1. Холод на лоб, больного усадить, грелку под ноги.

  2. Ватку с нашатырным спиртом под нос, валидол под язык, горизонтальное положение – ноги ниже головы.

  3. Пузырь со льдом под ноги, валидол под язык, грелка на поясницу.

  4. Горизонтальное положение – ноги выше головы, ватку с нашатырным спиртом под нос, доступ свежего воздуха.

Вариант 1


№ 14. Основные симптомы почечной колики:

Боль в правом подреберье.



  1. Боль в пояснице.

  2. Боль в эпигостральной области.

  3. Головная боль.

№ 15. Первая медицинская помощь при почечной колике:



  1. Грелку на поясницу, спазмолитики, обезболивающие.

  2. Грелка на область желудка, обезболивающие, спазмолитики.

  3. Пузырь со льдом на поясницу, обезболивающее.

  4. Пузырь со льдом на правое подреберье, спазмолитики.

№ 16. Первая медицинская помощь при остром гастрите:



  1. Промыть желудок, адсорбенты, обволакивающие, диета щадящая, дробная.

  2. Промыть желудок, адсорбенты, антибиотики, диета.

  3. Промыть желудок, адсорбент, ввести гамма – глобулин, щадящая диета.

  4. Промыть желудок, адсорбент, щадящая диета, сульфаниламиды.

№ 17. Места п/к инъекций:



  1. Плечо, бедро, под лопатку, мышцы живота, под углом 30 – 45 градусов .

  2. Плечо, ягодица, предплечье, голень, под углом 30 – 45 градусов.

  3. Плечо, мышцы живота, голень, предплечье – под углом 90 градусов.

  4. Плечо, предплечье, бедро, мышцы спины под углом 20 градусов.

№ 18. Места в/м инъекции:



  1. Предплечье, под лопатку – под углом 90 градусов.

  2. Верхний наружный квадрант ягодицы, бедро – под углом 90 градусов.

  3. Верхний наружный квадрант ягодицы, бедро – под углом 20 градусов.

  4. Голень, плечо – под углом 90 градусов.

Вариант 2

№ 14.Основные симптомы почечной колики:


  1. Боль в левом подреберье.

  2. Боль в правом подреберье.

  3. Боль в пояснице.

  4. Боль в затылке.

№ 15. Первая медицинская помощь при почечной колике:



  1. Холод на левое подреберье.

  2. Грелка на левое подреберье.

  3. Грелка на поясницу.

  4. Грелка на затылок.

№ 16. Первая медицинская помощь при остром гастрите:



  1. Холод на область желудка, антибиотики.

  2. Холод на область желудка, адсорбенты, обволакивающие.

  3. Промыть желудок, адсорбенты, обволакивающее.

  4. Промыть желудок, антибиотики, обезболивающие.

№ 17. Места п/к инъекций:



  1. Под лопатку, плечо, бедро, мышцы живота – под углом 800.

  2. Под лопатку, бедро, плечо, мышцы живота – под углом 300-450.

  3. Мышцы живота, голень, мышцы спины, предплечье – под углом 300 – 450.

  4. Под лопатку, бедро, плечо, мышцы живота – под углом 900.

№ 18. Места в/м инъекций:



  1. Средняя треть предплечья, плечо - под углом 900.

  2. Верхний наружный квадрант ягодицы, бедро – под углом 900.

  3. Мышцы спины, бедро – под углом 200.

  4. Мышцы спины, предплечье – под углом 900.

Вариант 3

№ 14. Основные симптомы почечной колики:


  1. Боль в левом подреберье.

  2. Боль в пояснице.

  3. Боль за грудиной.

  4. Боль в затылке.

№ 15. Первая медицинская помощь при остром гастрите:



  1. Промыть желудок, антибиотики, обволакивающие.

  2. Промыть желудок, адсорбенты, обволакивающие.

  3. Промыть желудок, грелку на правое подреберье, пузырь со льдом под ноги.

  4. Слабительное, сульфаниламиды, щадящая диета.

№ 16. Первая медицинская помощь при почечной колике:



  1. Холод на затылок.

  2. Грелка на затылок.

  3. Грелка на поясницу.

  4. Грелка на левое подреберье.

№17. Места подкожных инъекций:



  1. Плечо, под лопатку, мышцы живота, бедро –углом 300- 450.

  2. Плечо, предплечье, голень, бедро – под углом 300 – 450.

  3. Плечо, предплечье, голень, бедро – под углом 900.

  4. Мышцы спины, сердечная мышца, плечо, бедро – под углом 600.

№ 18. Места в/м инъекций:



  1. Предплечье, плечо.

  2. Бедро, верхней, внутренней квадрант ягодицы под – углом 900.

  3. Верхний наружный квадрант ягодицы, бедро – углом 900.

  4. Верхний наружный квадрант ягодицы, бедро – под углом 450.

Вариант 1

№ 19. Характеристика артериального кровотечения:


  1. Пульсирующая струя алого цвета.

  2. Пульсирующая струя темно – вишневого цвета.

  3. Равномерной струей алого цвета.

  4. Равномерное просачивание крови по всей раневой поверхности.

№ 20. Способы временной остановки артериального кровотечения:



  1. Наложение давящей повязки, швов, стерильной повязки.

  2. Наложение жгута, жгута – закрутки максимальное сгибание конечности, пальцевое прижатие артерии к костям на протяжении.

  3. Обработка раны раствором 3 % раствором перекисью водорода, наложение стерильной повязки, жгута – закрутки.

  4. Наложение жгута, швов, стерильная повязка.

№ 21. Основные симптомы паренхиматозного кровотечения:



  1. Падение артериального давления, слабый частый пульс.

  2. Повышение артериального давления, частый, слабый пульс.

  3. Цианоз кожных покровов, падение артериального давления.

  4. Цианоз кожных покровов, частый, слабый пульс.

№ 22. Первая медицинская помощь при внутреннем кровотечении:



  1. Грелку на место кровотечения, покой.

  2. Холод на место кровотечения, покой.

  3. Обильное питье, покой.

  4. Горчичник на место кровотечения, покой.

Вариант 2

№ 19. Характеристика артериального кровотечения:


  1. Сухость во рту, жажда, бледность кожных покровов.

  2. Равномерная струя алого цвета.

  3. Пульсирующая струя алого цвета.

  4. Равномерная струя темно – вишневого цвета.

№ 20. Способы временной остановки артериального кровотечения:



  1. Наложение жгута, жгута – закрутки, максимальное сгибание конечности, пальцевое прижатие артерии к костям на протяжении.

  2. Пальцевое прижатие артерии к костям на протяжении, промывание раны перекисью водорода, давящая повязка, жгут – закрутка.

  3. Наложение давящей повязки, швов, стерильной повязки.

  4. Холод на место раны, стерильная повязка, транспортная иммобилизация.

№ 21. Основные симптомы паренхиматозного кровотечения:



  1. Сухость во рту, жажда, брадикардия.

  2. Такихардия, цианоз кожных покровов.

  3. Цианоз кожных покровов, частый, слабый пульс.

  4. Частый, слабый пульс, падение артериального давления.

№ 22. Первая медицинская помощь при внутреннем кровотечении:



  1. Холод на место кровотечения, покой.

  2. Грелку на место кровотечения, покой.

  3. Обильное питье, обезболивание.

  4. Холод на место кровотечения, обильное питье.

Вариант 3

№ 19. Характеристика артериального кровотечения:


  1. Пульсирующая струя темно – вишневого цвета.

  2. Пульсирующая струя алого цвета.

  3. Частый, слабый пульс, повышение артериального давления.

  4. Равномерное просачивание крови по все раневой поверхности, редкий пульс.

№ 20. Способы временной остановки артериального кровотечения:



  1. Пальцевое прижатие артерии к костям, холод на место раны, тугая повязка.

  2. Грелка на место раны, жгут – закрутка, пальцевое прижатие артерии к костям.

  3. Жгут, жгут – закрутка, пальцевое прижатие артерии к костям, максимальное сгибание конечности.

№ 21. Основные симптомы паренхиматозного кровотечения:



  1. Повышение артериального давления, частый, слабый пульс.

  2. Цианоз кожных покровов, частый, слабый пульс.

  3. Потеря сознания, брадикардия.

  4. Частый, слабый пульс, падение артериального давления.

№ 22. Первая медицинская помощь при внутреннем кровотечении:



  1. Грелку на место кровотечения, покой.

  2. Обильное питье, покой.

  3. Холод на место кровотечения, покой.

  4. Тугая повязка на место кровотечения, обильное питье.

Вариант 1

№ 23. Основные симптомы клинической смерти:


  1. Бледность кожных покровов с резко выраженным акроцианозом, отсутствие пульса, дыхания, рефлексы присутствуют, давление не определяется.

  2. Дыхание судорожное, бледность кожных покровов, отсутствие пульса, давления, зрачки расширены, на свет не реагируют.

  3. Цианоз кожных покровов, пульс прощупывается на сонной артерии, дыхание, давление отсутствуют, зрачки расширены, на свет не реагируют.

  4. Кожные покровы бледные, зрачки расширены, на свет не реагируют, дыхание, давление, пульс отсутствуют.

№ 24. Реанимационные мероприятия, проводимые при клинической смерти:



  1. Искусственная вентиляция легких – дыхание «рот в рот», дыхание «рот в нос», непрямой массаж сердца, соотношение 1 : 5.

  2. Искусственная вентиляция легких – дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца – нажатие на треть грудины, соотношение 3 : 1.

  3. Искусственная вентиляция легких дача кислорода, непрямой массаж сердца – нажатие на грудину, соотношение 1 : 5.

  4. Искусственная вентиляция легких – дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца – нажатие на грудную клетку слева, соотношение 2 : 4.

Вариант 2

№ 23. Основные симптомы клинической смерти:


  1. Кожные покровы бледные, зрачки расширенны, на свет не реагируют, дыхание, давление, пульс отсутствуют.

  2. Цианоз кожных покровов, пульс прощупывается на сонной артерии, дыхание, давление отсутствует, зрачки расширены, на свет не реагирует.

  3. Кожные покровы бледные, образование синюшных пятен на спине, дыхание едва заметное, пульс, давление отсутствуют, зрачки расширены.

  4. Тело окоченевшее, дыхание, пульс, давление отсутствуют, зрачки расширены, на свет не реагируют.

№ 24. Реанимационные мероприятия, проводимые при клинической смерти:



  1. Искусственная вентиляция легких – дыхание «рот в рот», дыхание «рот в нос», непрямой массаж сердце – нажатие на нижнюю треть грудины – соотношение 1 : 5.

  2. Искусственная вентиляция легких – дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца – нажатие на нижнюю треть грудины – соотношение 2 : 4.

  3. Обезболивание, искусственная вентиляция легких – дыхание «рот в рот», «рот в нос» – вдыхать воздух в легкие не больше 8 вдохов за 1 мин.

  4. Препараты повышающие давление, непрямой массаж сердца – нажатие на нижнюю треть грудины – не более 15 раз в минуту.

Вариант 3

№ 23. Основные симптомы клинической смерти:


  1. Бледность кожных покровов, дыхание судорожное, отсутствие пульса , дыхания, давления, зрачки расширены, на свет не реагируют.

  2. Бледность кожных покровов, зрачки расширены, на свет не реагируют, дыхание, пульс, давление отсутствуют.

  3. Дыхание поверхностное, сознание заторможено, пульс, давление отсутствуют, зрачки расширены, на свет не реагируют.

  4. Зрачки сужены, на свет не реагируют, пульс едва определяется на сонной артерии, дыхание, давление отсутствуют.

№ 24. Реанимационные мероприятия, проводимые при клинической смерти:



  1. Искусственная вентиляция легких – дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца – нажатие на левую часть грудины – соотношение 15 : 2.

  2. Искусственная вентиляция легких – введение кислорода через рот, непрямой массаж сердца – нажатие на верхнюю треть грудины – соотношение 5 : 10.

  3. Искусственная вентиляция легких – дыхание «рот в рот», дыхание «рот в нос», непрямой массаж сердца – нажатие на нижнюю треть грудины – соотношение 1 : 5.

  4. Введение обезболивающего в мышцу, дача кислорода – на 1 мл обезболивающего 0,5 л. кислорода.


Примерное содержание контрольной работы:
Контрольная работа № 1.

1 вариант:
1) Причины, вызывающие артериальную гипертензию.

2) Основные симптомы ветряной оспы.

3) Первая помощь при стенокардии.

4) Профилактика туберкулеза.


2 вариант:
1) Характеристика пульса.

2) Основные симптомы острого бронхита.

3) Первая помощь при обмороке.

4) Профилактика венерических заболеваний


Примерные темы рефератов:

  1. Дифтерия

  2. Корь.

  3. Ангина.

  4. ОРВИ.

  5. Артериальная гипертензия.

  6. Вредные привычки.

  7. Острый гастрит.

  8. Острый бронхит.

  9. Стенокардия.

  10. Ветряная оспа

  11. Эндемический паротит.



б) Итоговый контроль: зачет
Контрольные вопросы

( экзамен, зачёт)




  1. Места и техника внутримышечных и подкожных инъекций.

  2. Согревающий компресс, грелки, горчичники.

  3. Измерение АД.

  4. Основные симптомы вирусного гепатита. Профилактика вирусного гепатита А, В, С.

  5. Основные симптомы острого гастрита. Первая медицинская помощь.

  6. Почечная колика. Первая медицинская помощь.

  7. Основные симптомы сальмонеллеза. Первая помощь, профилактика.

  8. Основные симптомы стенокардии. Профилактика.

  9. Гипертонический криз. Первая помощь.

  10. Профилактика СПИДа, гонореи, сифилиса. Основные симптомы.

  11. Основные симптомы гриппа. Профилактика.

  12. Обморок. Первая медицинская помощь.

  13. Пальцевое прижатие артерий к костям на протяжении.

  14. Правила и правильность положения жгута и жгута-закрутки.

  15. Открытый перелом костей предплечья.

  16. Открытый перелом плечевой кости.

  17. Открытый перелом костей голени.

  18. Открытый перелом бедренной кости.

  19. Рваная рана плечевого сустава.

  20. Резаная рана в области I пальца и рваная рана в области II пальца левой кисти.

  21. Проникающее ранение левого глаза.

  22. Растяжение в области голеностопного сустава. Первая помощь.

  23. Вывих плечевого сустава.

  24. Рваная рана в области волосистой части головы. Первая помощь.

  25. Ожог кисти и предплечья. Первая помощь

  26. Реанимационные мероприятия, проводимые при клинической смерти взрослому человеку.

  27. Реанимационные мероприятия, проводимые детям.

  28. Ожог стопы. Первая помощь.

  29. Рваная рана в области локтевого сустава. Первая помощь.




  1. Литература


а) Основная

  1. Волокитина, Т.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для студ. вузов по напр. «Естественно-научное образование»/ Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. — 2-е изд., стер.. — М.: Академия, 2010. — 224 c.

  2. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. — М.: Академия, 2008. — 144 c. 

  3. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учеб. пособие для вузов / Г.С. Туманян .— 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2008 .— 336c


б) Дополнительная

  1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний : здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова .— [3-е изд., перераб.] .— М. : Академический проект : Фонд "Мир", 2006 .— 560 c .

  2. Валеология: Учебник для вузов [Электронный ресурс]/ Э.Н. Вайнер. - 5-e изд. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 416 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=127614

  3. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании : учеб. пособие для подготовки спец. в области профилактики наркомании / П.А. Виноградов, А.Т. Паршиков, Н.В. Паршикова, В.П. Моченов, Т.М. Брук .— М. : Советский спорт, 2003 .— 120c .

  4. Медицинская энциклопедия : [Все, что нужно знать о болезнях: Пер. с англ.] .— М. : КРОН-пресс, 2002 .— 969с.

  5. Обижесвет, П.В. Настольная книга медицинской сестры детского сада / П.В. Обижесвет, В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая .— М. : Линка-Пресс, 1998 .— 143 с 

  6. Основы медицинских знаний [Электронный ресурс] : учебное пособие для педвузов / К.А. Оглоблин, В.М. Ермак.— Уссурийск : Изд.- во УГПИ, 2007 .— Режим доступа: 1 электрон. опт. диск (1CD-ROM) .

  7. Соковня-Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь / И.И.Соковня-Семенова .— 2-е изд., стер. — М. : Academia, 2000 .— 206с.

  8. Ужегов, Г.Н. Первая медицинская помощь / Г.Н.Ужегов .— Смоленск : Русич, 2001 .— 415с.

  9. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни : учеб. пособие / Н.И. Федюкович .— Мн. : Ураджай, 1999 .— 528с.



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Сведения об обеспечении образовательного процесса

специализированным и лабораторным оборудованием
Образовательная программа ОПД.Ф.06 Основы медицинских знаний

и здорового образа жизни для специальности 050102.65 Биология с дополнительной специальностью 050706.65 Педагогика и психология



п/п

Наименование дисциплин в соответствии с учебным планом

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

Форма владения, пользования

1

2

3

4

1.

Основы безопасности жизнедеятельности

Кабинет ГОЧС :

1 )Предупреждение и ликвидация ЧС. Электронное учебное пособие- М: 2005;

2) Справочник по травматологии и медицине катастроф. Электронное учебное пособие- М: 2006

3) Учебныефильмы

СD-фильмы:


  1. Степень риска. – М: 2004

  2. Без права на ошибку- М: 2004

  3. Экстренный вызов – М: 2004

  4. Защита населения от чрезвычайных ситуаций. – М: 2006.

Видео-фильмы:

1. Грозные силы природы (молнии, торнадо, землетрясения).

2. Грозные силы природы (пожары, лавины, наводнения, песчаные бури).

3. Грозные силы природы (ураганы, айсберги, вулканы, цунами).

4. Защита окружающей среды (выпуск1)

5. Чрезвычайные ситуации (сборник 2, 3 , 4 )

6. Охрана труда и техника безопасности

7. Поведение в ЧС (выпуск 1, 2)

4) Комплекты плакатов по ГО ЧС, ОБЖ:

№ 1 – Действия населения при авариях и катастрофах;

№ 2 - Основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Ядерный очаг

Химический очаг

Бактериологическое оружие

Инфекционные болезни

Современные обычные средства поражения

Средства коллективной и индивидуальной защиты

5) Аптечка АИ – II – 3комплекта.

6) Приборы:

- Дозиметр РКСБ -104

- Индикатор Радиоактивности РАДЭКС

Оперативное управление















Зав. кафедрой С.М.Симоненко



ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ




Учебное пособие для студентов педвузов, электронный вариант


Составители: к.п.н., доцент Кафедры ОМЗ и ОЗД, К.А. Оглоблин,

ст. преподаватель В.М. Ермак

Учебное пособие «Основы медицинских знаний» предназначено для студентов педагогического вуза. Пособие состоит из двух частей: часть 1 – здоровый образ жизни, и часть 2 – профилактика болезней и первая медицинская помощь.

Учебное пособие одобрено к изданию редакционно-издательским советом УГПИ.

Уссурийск, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ


ЧАСТЬ І.

Здоровый образ жизни

30

Глава І.

Здоровье ребенка и школьника

30

а) Здоровье будущего ребенка.

30

Глава ІІ.

Психическое здоровье

48

Глава ІІІ.

Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья




Глава ІV.

Сексуальное здоровье

54

а) Половое воспитание школьников

55

б) Контрацепция

60

в) Гармония в сексе

62

г) Болезни, передаваемые половым путём (сифилис, гонорея, трихомониаз, урогенитальный хламидиоз, микоплазменные заболевания, уретриты и кольпиты, мягкий шанкр)

63

д) ВИЧ-инфекция, СПИД

70

Глава V.

Рациональное питание

75

Глава VІ.

Вредные привычки

82

а) Табакокурение

82

6) Алкоголизм

83

в) Наркомания и токсикомания

87

ЧАСТЬ II.

Профилактика болезней и первая медицинская помощь

92

Глава І.

Профилактика болезней

92

а) Профилактика болезней сердечно-сосудистой системы

93

б) Профилактика онкологических заболеваний

94

Глава ІІ.

Доврачебная (первая) медицинская помощь и ее организация

95

Общие понятия о первой медицинской помощи

95

Основные понятия об антисептике и асептике

96

Наложение повязок (десмургия)

97

2.1.Общие принципы оказания первой медицинской помощи

97

2.2.Выявление признаков жизни и признаков смерти

98

2.3.Состояния, при которых необходима доврачебная помощь

99

2.4.Доврачебная помощь при остановке кровообращения (сердца)

100

2.5.Первая помощь при кровотечениях

101

2.6.Первая помощь при наружных кровотечениях

101

2.7.Повреждения (травмы)

102

2.8.Первая помощь при ушибах, разрывах, сдавлениях и вывихах

102

2.9.Первая помощь при ожогах и отморожениях

103

2.10.Первая помощь при несчастных случаях и острых заболеваниях

103

2.11.Отравление кислотами и едкими щелочами

105

2.12.Отравления лекарственными препаратами и алкоголем

106

2.13.Тепловой и солнечный удары

106

2.14.Обморок

106

Глава ІІІ.

Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях и их профилактика (дифтерия, вирусный гепатит А, вирусный гепатит В, холера, профилактика сальмонеллеза у детей школьного и дошкольного возраста)

106

Глава ІV.

Первая медицинская помощь при внутренних заболеваниях и их профилактика (бронхиальная астма у детей, профилактика рахита, профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, сахарный диабет II типа, острый гастрит, бронхит острый, артериальная гипертензия, стенокардия, инфаркт миокарда)

113



ЧАСТЬ I. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

На 95 сессии исполкома ВОЗ в январе 1995 года принята «Глобальная стратегия «Здоровье», в которой отмечено, что без знания современной концепции здоровья нельзя вести продуктивный образ жизни и что надо повысить роль личной ответственности каждого человека за свое здоровье.

Состояние здоровья человека зависит в 50% от здорового образа жизни,20% от экологической обстановки внешней среды, 10% от социальных условий, в 10% от наследственности и лишь в 10% от состояния здравоохранения.

Поэтому необходимо населению, и прежде всего школьникам, прививать навыки здорового образа жизни. Разве можно мириться с тем, что в школу ходят юноши и девушки, у которых в 80% случаев отмечаются патологические отклонения. У больной нации нет будущего.

Здоровый образ жизни — это осознанное в своей необходимости постоянное выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой и продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде (Е.Г.Жук, 1995 г.).

Укреплять здоровье надо с детства. Этим должны заниматься врачи по гигиеническому воспитанию и педагоги — валеологи. Достигается это следующими путями: первый — пропаганда здорового образа жизни, второй — экологическое воспитание, третий — психологическое воспитание, позволяющее снять стресс и повысить компенсаторные силы организма, четвертый — гигиеническое воспитание, которое использует все средства информации и охватывает семью, детские дошкольные учреждения, школы и вузы.





Каталог: bbcswebdav -> orgs -> FUFILIAL -> %D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%94%D0%92%D0%A4%D0%A3%20%D0%B2%20%D0%B3.%20%D0%A3%D1%81%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B5 -> %D0%93%D0%9E%D0%A1-2%20%D0%A8%D0%9F%20final
%D0%93%D0%9E%D0%A1-2%20%D0%A8%D0%9F%20final -> Филиал двфу в г. Уссурийске
%D0%93%D0%9E%D0%A1-2%20%D0%A8%D0%9F%20final -> Филиал фгаоу впо двфу в г. Уссурийске
%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%94%D0%92%D0%A4%D0%A3%20%D0%B2%20%D0%B3.%20%D0%A3%D1%81%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B5 -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Восточные оздоровительные системы»
FUFILIAL -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Физиология человека»
FUFILIAL -> Рабочая программа учебной дисциплины Конспект лекций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница