Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека



Дата23.09.2017
Размер187 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.6 Окружающая среда и здоровье человека

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

(код и наименование специальности/тей)





Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/








РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры географии и экологии Шабакина И.Г.
1.2 Рецензенты:

- кандидат педагогических наук Крыштоп В. А.;

- учитель географии МОУ гимназии №4 Шабакаева Т. А.


1.3 Пояснительная записка

  • Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек - окружающая среда, здоровье; о заболеваниях человека, связанные с этими проблемами.

  • Задачи курса:

- изучить воздействие природной среды на человека;
- изучить основные среды жизни человека;

- изучить воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека;


-
выяснить основные загрязнения окружающей среды и их влияние на здоровье человека;

- показать историческое единство окружающей среды и здоровья человека.

В результате изучения курса студенты должны:



Знать:

понятие, предмет, методы курса окружающая среда и здоровье человека;



Уметь:

- определять факторы риска окружающей среды для здоровья человека;

- объяснять воздействие антропогенных факторов на здоровье человека.
1.4 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСВПО

- нет
1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

3

6

120

50

20

20

10

70

зачет

2.

020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

3

5-6

120

50

10

10


10

10


4

6


70

зачет


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) примерное распределение учебного времени



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Историческое единство окружающей среды и здоровья человека




2

-

-

7

2.

Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития




2

2

-

7

3.

Факторы риска окружающей среды для здоровья человека




2

4

2

-

4.

Воздействие природной среды на человека




2

2

2

14

5

Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека




2

2

2

7

6

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека




2

2

2

14

7

Социальные аспекты жизнедеятельности человека.




2

2

-

-

8

Адаптация человека к условиям окружающей среды.




2

2

-

14

9

Экологические катастрофы и их последствия для здоровья населения




2

2

-

-

10

Медико-экологические аспекты охраны природы.




2

2

2

7


Всего

50

20

20

10

70


1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
рАЗДЕЛ 1. "Историческое единство окружающей среды и здоровья человека".
Актуализация проблемы взаимоотношений человек - окружающая среда. Определение понятий: окружающая среда, здоровье, болезнь, адаптация. Показатели состояния здоровья населения. Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Качество жизни и качество здоровья. Сущность антропоэкологической концепции. Экологические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показатель медико-экологического благополучия.

РАЗДЕЛ 2. Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития.
Медицинская география. Экология человека. Социальная экология. Медицинская экология. Геогигиена. Экологическая физиология. Медицинская антропология. Эпидемиологическая география. Географическая патология. Этноэкология. Валеология и др. Практическая значимость данного цикла наук, основная цель которых: обоснование и разработка профилактических мероприятий по защите здоровья населения от негативных воздействий окружающей среды. Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья населения и особенностями географической среды6 картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические и др. Аэрокосмический мониторинг. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания.

РАЗДЕЛ 3. Факторы риска окружающей среды для здоровья человека.
Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды. Глобальные экологические потрясения, катастрофы и эпидемии. Влияние экологических факторов на организм человека. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды. Концепция природных предпосылок болезней. Загрязнение окружающей среды как экологический процесс.

РАЗДЕЛ 4. Воздействие природной среды на человека.
Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости человеческой популяции. Онтогенез человека, его критические периоды, причины возникновения аномалий. Рост, развитие и старение в различных экологических условиях. Влияние геофизических факторов. Человек в условиях горной местности. Солнечно-земные связи, космические и земные ритмы. Понятие о циркадных, цирканных и циркасинодических, микро- и макроритмах. Воздействие природной радиации. Геохимические естественные факторы среды. Пороговые концентрации химических элементов. Природно-эндемичные заболевания. Взаимодействие с биообъектами. Учение о природной очаговости болезней. Географические закономерности распространения природно-очаговых болезней. Ландшафтоведение как основа ландшафтной эпидемиологии. Воздействие комплекса природных условий. Влияние климата на состояние здоровья человека. Эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека. Проблемы терморегуляции в условиях холодного климата и холодовых воздействий. Экология человека и водная среда обитания. Воздействие стихийных действий. Экстремальные условия природной среды. Экология человека пи автономном существовании в экстремальных условиях природной среды.

РАЗДЕЛ 5. Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека.
Преобразование природы и здоровья человека. Изменение ландшафтов в результате антропогенной деятельности и эволюция природных очагов инфекционных болезней. Эпидемиологические последствия различных форм преобразования природы (земледелие, эксплуатация лесов и лесоустроительные работы, сооружение искусственных водохранилищ, орошение засушливых территорий, осушение переувлажненных и заболоченных регионов, интенсификация животноводства, строительные работы). Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы.

РАЗДЕЛ 6. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека. Влияние физических факторов. Последствия радиационного воздействия. Влияние химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ. Влияние биологических и других факторов. Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности). Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска. Проблемы синергетического воздействия факторов техногенной среды на организм и личность человека. Загрязнение космического пространства. Проблемы космической и авиационной экологии. Искусственная биосфера.
РАЗДЕЛ 7. Социальные аспекты жизнедеятельности человека.
Антропосфера. Социальная и биологическая эволюция человека. Антропоэкосистемы на различных этапах истории. Хозяйственно-культурные типы и антропогеоценозы. Демографическое развитие человечества и смена культур (общие тенденции). Экология, генетика и поведение человека. Этническая экология. Демографические проблемы. Экологические проблемы брака и семьи. Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных экологических условиях. Урбанизация и здоровье человека. Гиподинамия. Стресс и другие психологические проблемы. Курение, алкоголизм, наркомания. Питание. Зависимость характера пищи от среды обитания. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью. Инфекционные и неинфекционные болезни. Основные механизмы и закономерности эпидемиологических процессов. История глобальных эпидемий человека. Войны и эпидемии. Современные глобальные и региональные эпидемиологические особенности. Иммунологические проблемы. Понятие о валеологии (здоровом образе жизни). Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.

РАЗДЕЛ 8 Адаптация человека к условиям окружающей среды.
Экологическая ниша вида Homo sapiens. Экология человечества: естественные пределы численности человеческой популяции. Биопродуктивность и ресурсы биосферы. Морфофизиологическая изменчивость человеческого организма. Нормы реакции и географические условия среды. Экологическая дифференциация человечества. Понятие об адаптации и акклиматизации человека. Общие закономерности адаптивного процесса. Специфическая и неспецифическая адаптация. Механизмы адаптации. Условия, влияющие на адаптацию. Типы адаптаций. Адаптация и наследственность. Врожденные аномалии. Генетическая адаптация, генетические манипуляции, генная
РАЗДЕЛ 9 Экологические катастрофы и их последствия для здоровья населения.
Определение, классификация, географическое распространение, предпосылки, частота и прогнозирование экологических катастроф. Природные и антропогенные (техногенные) катастрофы. Медицинские последствия катастроф: нарушение санитарно-гигиенического статуса, распространение инфекционных и паразитарных заболеваний, активизация природных очагов болезней, разрушение медицинской инфраструктуры и т.п. Медико-экологическая характеристика природных катастроф (землетрясений, извержений вулканов, цунами, наводнений, лавин и селей и т.д.). Экологические факторы риска, обусловленные техногенными авариями и военными действиями. Планирование мероприятий по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф.

РАЗДЕЛ 10. Медико-экологические аспекты охраны природы.
Задачи оптимизации окружающей среды в природоохранных проектах, направленные на повышение процессов жизнедеятельности населения и обеспечение экологической безопасности. Программа изучения конкретной территории с позиций здоровья человека. Медико-экологический паспорт региона.
1.6.3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ




ТЕМА

Название самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля



1

Историческое единство окружающей среды и здоровья человека

Качество жизни и качество здоровья. Сущность антропоэкологической концепции. Экологические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показатель медико-экологического благополучия.


7

Конспект

2

Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития.

Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья населения и особенностями географической среды: картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические и др. Аэрокосмический мониторинг. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания.

7

Конспект

3

Воздействие природной среды на человека

Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости человеческой популяции. Онтогенез человека, его критические периоды, причины возникновения аномалий. Рост, развитие и старение в различных экологических условиях..

14

Конспект

4

Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека.

Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы.

.


7

Конспект

5

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска. Проблемы синергетического воздействия факторов техногенной среды на организм и личность человека. Загрязнение космического пространства. Проблемы космической и авиационной экологии. Искусственная биосфера.


6

Конспект

6

Жизненные формы организмов.

Классификация жизненных форм растений по Высоцкому-Казакевичу.

14

Конспект

7

Медико-экологические аспекты охраны природы.

Медико-экологический паспорт региона.



7

Конспект


1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
Темы практических занятий
Практическое занятие № 1.

Окружающая среда и этические нормы.

План:

- экологическая безграмотность человечества;

- Конференция ООН по окружающей среде и развитию человечества (Рио-де-Жанейро,1992)

- тест Байера;

- анализ результатов теста.
Практическое занятие №2, №3

Оценка экологических характеристик окружающей среды.

План:

- анализ и прогнозирование состояния определенной территории и перспектив ее развития по показателям:

численность населения, демографическая емкость;

репродуктивная способность, геохимическая активность;

экологическая емкость территории.
Практическое занятие №4., №5.

Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека.

План:


  • показатели здоровья, как наиболее объективные критерии влияния факторов внешней среды;

  • оценка влияние факторов окружающей среды на здоровье человека по различным показателям:

демографические показатели;

уровень заболеваемости и травматизма;

оценка физиологического состояния организма, соответствующая возрасту.
Практическое занятие №6.

Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия.

План:

- группы экологически опасных веществ;

- основные способы снижения загрязнения среды обитания человека;

- рекомендации по защите от опасных веществ.
Практическое занятие №7

Семинар. Медико-экологическая характеристика природных катастроф.

План:

Вопросы для обсуждения:

- распространение катастроф;

- классификация катастроф;



- землетрясения, извержения вулканов;

- цунами, наводнения;

- лавины и сели, оползни;

- циклоны и торнадо.


Практическое занятие №8

Семинар: Экологические факторы риска, обусловленные техногенными авариями и военными действиями.

План:

- распространение катастроф;

- классификация катастроф;

- карта катастроф.


Практическое занятие №9

Урбанизация и здоровье человека.

План:

- гиподинамия;

- стресс и другие психологические проблемы,

- курение, алкоголизм, наркомания.



Практическое занятие №10

Семинар: Питание. Зависимость характера пищи от среды обитания.

План:

- ПЗ занятость население с/х;

- глобализация и питание человека;

- витамины, минералы и калорийность продуктов питание;

- генно - модифицированные продукты на нашем столе.
Темы лабораторных занятий

Лабораторное занятие 1.

Мониторинг атмосферной среды обитания человека.

План:

- основные загрязнители атмосферы: угарный газ, оксиды серы, оксиды азота, хлор;

- количественный анализ проб;

- сравнение концентраций вредных примесей в атмосферном воздухе (Мурманска), полученные по данным служб экомониторинга с предельно допустимыми;

- вывод.

Лабораторное занятие 2.

Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико – химическим характеристикам снега.

План:

- на 5 выбранных площадках размером 1кв. м отбирают образцы снега по 600 – 800 г каждый и помещают в пронумерованные емкости, плотно утрамбовывая; снег оставляют в теплом помещении.



- определение запыленности территории:

- определите с помощью индикаторной бумаги рН снега;

- метод количественного определения ионов хлора.


Лабораторное занятие 3.

Анализ качества воды.

План:

- отобрать из источника пробу воды;

- определите показатели воды: цвет, запах, вкус, образуется ли осадок;

- определите реакцию водной среды, наличие растворенных солей;

- сделайте вывод.


Лабораторное занятие 4.

Составление экологической карты населенного пункта.

План:

- составьте план населенного пункта;

- обследуйте участок: площадь зеленых насаждений;

видовой состав и состояние растений;

основные причины повреждений;

источники загрязнений, определите степень загрязнения атмосферы;

- на основании обобщения полученных результатов составьте экологическую карту.
Лабораторное занятие 5.

Разработка анкеты и проведение социологического опроса по теме «Человек и природа».

План:

- определите и сформулируйте цель социологического опроса по теме «Человек и природа»;

- сформулируйте вопросы по изучаемой проблеме;

- разработайте «ключ» к социологическому опросу;

- проведите анкету и проанализируйте ответы.

1.7.2 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.


  1. Науки, изучающие взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека.

  2. Основные принципы изучения системы «окружающая среда – здоровье человека».

  3. Здоровье как универсальный критерий медико-экологического благополучия территории. Характеристики здоровья.

  4. Основные показатели, характеризующие здоровье человека, общности людей и состояние среды обитания.

  5. Классификация факторов риска окружающей среды для здоровья человека.

  6. Адаптация и акклиматизация. Механизмы адаптации человека к условиям окружающей среды. Экологическая дифференциация человечества.

  7. Основные загрязнители окружающей среды. Экологически обусловленные заболевания.

  8. Радиационное загрязнение среды и его влияние на здоровье человека.

  9. Медико-экологические аспекты загрязнения окружающей среды.

  10. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды.

  11. Болезни и патологии, связанные с геофизическими факторами.

  12. Болезни и патологии, связанные с геохимическими факторами. Микроэлементозы и их распространение по территории России.

  13. Эпидемиология и география болезней, вызываемых живыми возбудителями.

  14. Основные механизмы и закономерности эпидемиологического процесса.

  15. География основных природноочаговых болезней в России.

  16. Экология питания. Типы диет и их географическая обусловленность.

  17. Основные виды патологий, связанные с нарушением питания.

  18. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью.

  19. Основные мутагены и канцерогены окружающей среды.

  20. Медико-экологические последствия урбанизации. Основные факторы риска для здоровья городского населения. Болезни цивилизации.

  21. Роль социально-экономических факторов в формировании здоровья населения.

  22. Основные классификации катастроф.

  23. Природные и техногенные катастрофы и их медико-экологические последствия.

  24. Глобальные изменения климата и их влияние на здоровье и жизнедеятельность населения.


1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.8.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Небел Б. Наука об окружающей среде. М., 1993.


Прохоров Б.Б.. Экология человека. М., МНЭПУ, 2000.

Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 687 с.

Шилов А.А. Экология. М.: ВШ, 1999.

Экология человека: от прошлого к будущему. М., МНЭПУ, 2001.


Экология России в картах. Аннотированный библиографический указатель карт и атласов. М., 1995.
«Окружающая среда и здоровье человека». М., Геогр. фак-т, 2009.

Статистические сборники:
Демографический ежегодник России, 2002.
Здравоохранение в России, 2001.
Естественное движение населения Российской Федерации, 2001.
Информационный сборник статистических и аналитических материалов, 1995.
Материнство и детство. 1991, 1992.
Медицинское обслуживание населения в Российской Федерации, 1992.

Государственные доклады:
Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 2003.
Государственные доклады о состоянии природной среды Российской Федерации, 1994. 1996, 1998, 1999.

1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.9.1 Перечень используемых технических средств

Кадоскоп.

Видеотехника.

Микрокалькулятор.

Перечень используемых пособий

1. Плакаты.


2. Слайды.
3. Видеофильмы.
4. Наглядные образцы.

1.9.2 Перечень используемых пособий

1.9.3. перечень видео- аудиоматериалов программного обеспечения.

1.10 ПРИМЕРНЫЕ ЗАЧЕТНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



Тема: Эндемические заболевания.

  1. Эндемические заболевания:

а). относятся к болезням, наблюдающимся у людей длительное время на данной ограниченной территории и обусловленным природными и социальными условиями;

б). относятся к болезням, наблюдающимся у людей длительное время на данной обширной территории;

в). относятся к болезням, наблюдающимся у людей длительное время на данной ограниченной территории.

2. Установите соответствие:



А). чума

1. инфекционные заболевания

Б). эндемический зоб




В). флюороз

2. неинфекционные заболевания

Г). кариес зубов




Д). анемия




Е). эндемическая подагра в некоторых районах Армении




3. Установите соответствие:



А). эндемическая подагра в некоторых районах Армении

1. инфекционные заболевания

Б). Уровская болезнь (болезнь Кашина – Бека)




В). флюороз

2. неинфекционные заболевания

Г).уролитиаз (мочекаменная болезнь)




Д). анемия




Е). чума




4. Недостаток йода в почве и питьевой воде приводит к заболеванию:

а). чума

б). эндемический зоб

в). флюороз

г). кариес зубов.

5. Избыток фтора в почве и питьевой воде приводит к заболеванию:

а). чума


б). эндемический зоб

в). флюороз

г). кариес зубов.

6. Избыток молибдена приводит к заболеванию:

а). чума

б). эндемический зоб

в). флюороз

г). эндемическая подагра в некоторых районах Армении.

7. Совокупность дефицита кальция, калия и натрия при избвъбытке стронция и бария приводит к заболеванию:

а). Уровская болезнь (болезнь Кашина – Бека)

б). эндемический зоб

в). флюороз

г). эндемическая подагра в некоторых районах Армении

Тема: Приспособленность человека для жизни в разных средах.


  1. Районы, в которых природные факторы, существенно затрудняющие быт, труд, отдых людей, отсутствуют или не имеют существенного значения, - это территории:

А). комфортные

Б). прекомфортные

В). гипокомфортные

Г). Районы, в которых адаптация пришлого населения протекает быстро и без осложнений, - это территории:

А). комфортные

Б). прекомфортные

В). гипокомфортные

Г). дискомфортные.



  1. Района, где негативное влияние природных факторов на быт, труд, отдых, формирование высокого уровня здоровья людей проявляется в течение года ограниченное время или выражено не очень сильно, - это территории:

А). комфортные

Б). прекомфортные

В). гипокомфортные

Г). дискомфортные.



  1. Районы, в которых адаптация пришлого населения сопровождается умеренным напряжением адаптационных систем организма с тенденцией к быстрой компенсации, - это территории:

А). комфортные

Б). прекомфортные

В). гипокомфортные

Г). дискомфортные.



  1. Районы, пригодные для нормальной жизнедеятельности людей, для осуществления ряда технических, социально – экономических и медико – санитарных мероприятий, это территории:

А). комфортные

Б). прекомфортные

В). гипокомфортные

Г). дискомфортные.



  1. Районы, в пределах которых природные факторы осложняют нормальное течение процессов труда, быта, отдыха и формирования высокого уровня здоровья населения, - это территории:

А). комфортные

Б). прекомфортные

В). гипокомфортные

Г). дискомфортные.



  1. Районы, в которых адаптация пришлого населения протекает с сильным напряжением адаптационных систем организма переселенцев с постепенной компенсацией, - это территории:

А). комфортные

Б). прекомфортные

В). гипокомфортные

Г). дискомфортные



  1. Районы, непригодные для постоянного проживания и трудовой деятельности людей даже при создании специализированных систем жизнеобеспечения, - это территории:

А). комфортные

Б). экстремальные

В). гипокомфортные

Г). дискомфортные




  1. Районы, в которых адаптация пришлого населения протекает с сильным напряжением адаптационных систем организма человека с тенденцией к декомпенсации, - это территории:

А). комфортные

Б). экстремальные

В). гипокомфортные

Г). дискомфортные



Тема: Экологическая эпидемиология.

  1. Наука, изучающая закономерности возникновения и распространения и профилактики заразных болезней человека, - это:

А). эпидемиология инфекционных болезней

Б). эпидемиология

В). экологическая эпидемиология


  1. Установите последовательность структурных уровней организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

А). центры в сельских районах, межрайонные, зональные на воздушном транспорте, в районах, городах

Б). министерство здравоохранения Российской Федерации (Департамент Госсанэпиднадзора)

В). центры в субъектах РФ, регионах, на транспорте.


  1. Система методов и средств, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди населения, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидация отдельных инфекций, - это:

А). мониторинг

Б). противоэпидемические мероприятия

В). биомониторинг

4. Значительное превышение нормальной частоты случаев какого-либо заболевания или патологического состояния среди населения, а также резкий подъем частоты определенного заболевания с последующим снижением в относительно короткий период времени - это:

а). эпидемия

б). пандемия

в). эпидемическая вспышка


  1. Массовая эпидемия – это:

А). групповое заболевание

Б). пандэмия

В). эпидемическая вспышка

Тема: Концепция риска для здоровья человека и окружающей среды.


  1. Анализ риска для здоровья.

  2. Апостериорные мероприятия по управлению риском.

  3. Идентификация риска.

  4. Мониторинг

  5. Оценка риска

  6. Приемлемый риск (допустимый риск).

  7. Управление экологическим риском.



1.11 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  • экзамен учебным планом не предусмотрен


1.12 Тестовые задания по курсу «Окружающая среда и здоровье человека»

- нет
1.13 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Геологическая история Земли и формирование природной среды.

2. Происхождение жизни на Земле и формирование биосферы.

3. Роль и значение человеческого общества в формировании природной среды.

4. Развитие общества, научно-технический прогресс и природная среда,

5. Вклад российских и зарубежных ученых в изучение природной среды и

создание экологической науки.

6. Атмосфера и ее структура, значение атмосферы на формирование и развитие

биосферы.

7. Гидросфера, ее состав и структура.

8. Литосфера, ее состав и структура.

9. Круговорот веществ, организмов и энергии в природе.

10. Основные идеи Вернадского В.И. о биосфере.

11. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу
1.14 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.



1.15 ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Дипломные работы учебным планом не предусмотрены.



1.16 Методика(и) исследования (если есть)

Методики исследований в процессе обучения не применяются



1.17 БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

не применяется


РАЗДЕЛ 2 . Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

- нет
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Лекция 1. Историческое единство окружающей среды и здоровья человека.
1. Актуализация проблемы взаимоотношений человек - окружающая среда.

2. Определение понятий: окружающая среда, здоровье, болезнь, адаптация.

3. Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Качество жизни и качество здоровья.

4. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показатель медико-экологического благополучия.



Лекция 2. Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития.
1. Медицинская география. Экология человека. Социальная экология. Медицинская экология. Геогигиена. Экологическая физиология. Медицинская антропология. Эпидемиологическая география. Географическая патология. Этноэкология. Валеология и др.

  1. Практическая значимость данного цикла наук, основная цель которых: обоснование и разработка профилактических мероприятий по защите здоровья населения от негативных воздействий окружающей среды.


Лекция 3. Факторы риска окружающей среды для здоровья человека.
1. Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды

2.. Глобальные экологические потрясения, катастрофы и эпидемии.

3. Влияние экологических факторов на организм человека.

4. Концепция природных предпосылок болезней.


Лекция 4. Воздействие природной среды на человека.
1. Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества.

2.Генофонд человека и агрессивные факторы среды.



  1. Рост, развитие и старение в различных экологических условиях. Влияние геофизических факторов.

  2. Геохимические естественные факторы среды. Пороговые концентрации химических элементов.

  3. Природно-эндемичные заболевания. Взаимодействие с биообъектами. Учение о природной очаговости болезней.

  4. Воздействие комплекса природных условий.

Лекция 5. Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека.
1. Преобразование природы и здоровья человека. Изменение ландшафтов в результате антропогенной деятельности и эволюция природных очагов инфекционных болезней.

2. Эпидемиологические последствия различных форм преобразования природы (земледелие, эксплуатация лесов и лесоустроительные работы, сооружение искусственных водохранилищ, орошение засушливых территорий, осушение переувлажненных и заболоченных регионов, интенсификация животноводства, строительные работы).

3. Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы.

Лекция 6. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
1. Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека.

2. Влияние физических факторов.

3. Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности).

4. Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды.

5. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска.
Лекция 7. Социальные аспекты жизнедеятельности человека.
1. Антропосфера. Социальная и биологическая эволюция человека.

2. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью. Инфекционные и неинфекционные болезни. Основные механизмы и закономерности эпидемиологических процессов. История глобальных эпидемий человека. Войны и эпидемии.

3. Современные глобальные и региональные эпидемиологические особенности. Иммунологические проблемы. Понятие о валеологии (здоровом образе жизни). Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.

Лекция 8. Адаптация человека к условиям окружающей среды.
1. Экологическая ниша вида Homo sapiens.

2. Нормы реакции и географические условия среды. Экологическая дифференциация человечества.

3. Понятие об адаптации и акклиматизации человека. Общие закономерности адаптивного процесса. Специфическая и неспецифическая адаптация. Механизмы адаптации.
Лекция 9. Экологические катастрофы и их последствия для здоровья населения.
1. Определение, классификация, географическое распространение, прогнозирование экологических катастроф.

2. Природные и антропогенные (техногенные) катастрофы.

3. Медицинские последствия катастроф: нарушение санитарно-гигиенического статуса, распространение инфекционных и паразитарных заболеваний, активизация природных очагов болезней, разрушение медицинской инфраструктуры и т.п.

4. Планирование мероприятий по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф.



Лекция 10. Медико-экологические аспекты охраны природы.
1. Задачи оптимизации окружающей среды в природоохранных проектах, направленные на повышение процессов жизнедеятельности населения и обеспечение экологической безопасности.

2. Программа изучения конкретной территории с позиций здоровья человека.



3. Медико-экологический паспорт региона.


РАЗДЕЛ 4. Глоссарий.
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ - тела и явления неживой природы (климат, свет, химические элементы и вещества, температура, давление, влажность и т.д.), находящиеся во взаимодействии с организмами в процессе обмена веществом и энергией.

АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - понятие, означающее возможность получения людьми пищи и энергии за счет энергии Солнца и ее производных видов (ветра, воды, биомассы и т.д.) аналогично тому, как происходит утилизация рассеянной энергии растениями (автотрофами). Введя этот термин в научный обиход (1937), В.И. Вернадский имел в виду одно из основных условий формирования людьми ноосферы.

АВТОТРОФЫ (буквально — самопитающие): 1) организмы, cами производящие необходимые им вещества; 2) организмы, функционально необходимые для обмена веществом и энергией в экосистемах как их начальное звено в трофических цепях. Будучи продуцентами, автотрофы являются единственным источником энергии для гетеротрофов.

АГРОБИОЦЕНОЗ — агроэкосистема, искусственно созданная и постоянно поддерживаемая человеком экосистема сельскохозяйственных полей. В отличие от естественных биогеоценозов агробиоценозы монокультурны или включают в себя немногочисленный набор сельскохозяйственных культур, вследствие чего они неустойчивы, подвержены опустошительным вторжениям сельскохозяйственных паразитов и нуждаются в постоянной защите вплоть до применения химических веществ, ограниченно или сильно ядовитых.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio — приспособление) — способность организмов приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Для каждого вида организмов существует своя определенная амплитуда приспособительных возможностей, выход за пределы которой губителен для их существования. Адаптивные границы могут быть расширены направленным воздействием на организмы, но все же в сравнительно узких пределах, задаваемых наследственными свойствами, присущими тому или иному виду.

АККУМУЛЯЦИЯ ВЕЩЕСТВ ОРГАНИЗМАМИ (от лат. Accumulation - накопление) — свойство организмов постепенно накапливать в составе своих тел вследствие обмена веществ с окружающей средой расеянные в ней химические вещества до концентрации, многократно (иногда в тысячи раз) превышающей содержание этих веществ в окружающей среде.

АЛЬБЕДО — отражательная способность земной поверхности.

АНАЭРОБЫ — организмы, способные жить в среде, лишенной свободного кислорода (микроорганизмы, моллюски и др.).

АНТРОПОБИОЦЕНОЗ — биоценоз в условиях хозяйственной и селитебной деятельности человека. То же, что социобиоценоз. Иногда употребляется термин антропобиогеоценоз, чтобы подчеркнуть связь человеческой деятельности с абиотическими факторами среды.

АНТРОПОГЕННЫЙ — порожденный деятельностью человека.

АНТРОПОСФЕРА — часть биосферы, заселенная людьми и измененная ими в результате их деятельности.

АРХАБИОНТЫ — наиболее древние формы организмов на Земле.

АСИММЕТРИЯ — отклонение от симметрии в организованности структуры различных тел или систем.

АЭРОБЫ — организмы, живущие только при наличии в среде свободного кислорода.

БИОГЕОЦЕНОЗ — тесное симбиотическое единство организмов разных видов и абиотических условий их существования в результате непрерывных обменных процессов, поддерживающих жизнедеятельность. Понятие было введено в научный оборот биологом-лесоводом акад. В.Н. Сукачевым.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОВОРОТ — обмен веществом и энергией между организмами и неживой природой, а также между самими организмами с помощью жизнедеятельности различных групп организмов.

БИОСФЕРА (от био... и греч. sphaira — шар) — поверхность планеты, населенная организмами и качественно ими преобразованная в процессе обмена веществ в направлении формирования и поддержания свойств, пригодных для жизни. Термин введен в науку австрийским геологом Э. Зюссом (1875). ТЕОРИЯ БИОСФЕРЫ разработана акад. В.И. Вернадским (1926).

БИОЦЕНОЗ — биологическая система, состоящая из популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную территорию и находящихся в тесном единстве по поводу обмена веществом, энергией и информацией.

ВИТАСФЕРА — то же, что БИОСФЕРА, но обычно имеют в виду только совокупность живых организмов.

ГЕТЕРОТРОФЫ — организмы, питающиеся органическим веществом, произведенным другими организмами. В экосистемах играют роль консументов и редуцентов.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ — комплексная научная дисциплина. изучающая организмы и их сообщества в глобальном взаимодействии с природной средой планеты и те изменения земной поверхности и организмов, которые являются следствием этого взаимодействия.

ДИНАМИКА ЭКОСИСТЕМЫ (БИОГЕОЦЕНОЗА) – изменение экосистемы (биогеоценоза) под воздействием сил извне и внутренних противоречий ее развития: 1) относительно обратимые или необратимые смены сообществ, вызванные различными, как правило, не строго циклическими (периодическими) факторами и идущие в течение очень длительного (многих веков) периода (вековая); 2) одна из форм циклических (периодических) изменений в сообществе (суточных, сезонных, погодно-температурных, возобновительных и т.д.), связанная со сменой сезонов года (сезонная); 3) обратимые изменения экосистем, вызванные непостоянными внешними факторами, с постепенным возвратом к практически исходному состоянию (суточная, погодная и восстановительная динамика).

ДИНАМИКА ЭКОСИСТЕМЫ (БИОГЕОЦЕНОЗА) АНТРОПОГЕННАЯ. Динамика — процесс изменения состава и структуры реципиентов природной среды под воздействием силы извне и внутренних противоречий их развития. Изменение экосистемы (биогеоценоза) под воздействием внешних сил и внутренних противоречий ее развития: 1) относительно обратимые или необратимые смены сообществ,
вызванные различными, как правило, не строго циклическими (периодическими) факторами и идущие в течение очень длительного (много веков) интервала времени (вековая); 2) одна из форм циклических (периодических) изменений в сообществе (суточных, сезонных, погодно-температурных, возобновительных и т.д.), связанная со сменой сезонов года (сезонная); 3) обратимые изменения экосистем, вызванные непостоянными внешними факторами, с постепенным возвратом к практически исходному состоянию (суточная, сезонная, погодная и восстановительная динамика).

МОНИТОРИНГ (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) — комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием человека.

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ — наука о законах взаимодействия органических сообществ друг с другом и окружающей их абиотической средой.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ – соотнесение реальной ситуации с идеальной и временной нормой по стандартизированным переменным.

РЕДУЦЕНТЫ (от лат. reducens — возвращающий, восстанавливающий) — организмы, разлагающие мертвое органическое вещество и превращающие его в неорганическое вещество, усваиваемое растениями.

САПРОТРОФЫ — организмы, питающиеся органическими веществами мертвых тел или экскрементами животных. Сапротрофы играют незаменимую роль в круговороте веществ, выполняя функцию редуцентов.

САПРОФАГИ - см. САПРОТРОФЫ.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ — область знания, являющаяся дальнейшим развитием общей экологии, многие положения которой оказываются справедливыми и для взаимодействия человеческого общества с окружающей природной средой, если человечество рассматривать как часть живой природы. Начало социальной экологии положено работами чикагской школы социологов в 1920-х гг., когда возникла необ-
ходимость учета специфики воздействия урбанизированной среды на жизнь и поведение людей. В настоящее время предметом социальной экологии является изучение взаимодействия общества с глобальной природной средой во всем многообразии ее антропогенных преобразований с тем, чтобы разработать теорию совместимости общества с природной средой его существования.

СТЕРЕОИЗОМЕРЫ — химические вещества, структура которых представляет собой зеркальное отражение друг друга.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ — удовлетворяет потребности современного поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Предполагает устойчивое неистощительное использование ресурсов окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценностей общества, направленных на обеспечение сохранения природной среды.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША (от франц. niche) - занимаемое место (профессия) вида в экосистеме.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человечества.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - глубокое понимание неразрывной связи человека с природой вплоть до признания приоритета сохранения природной среды перед решением задач социального порядка.

ЭКОСИСТЕМА — термин, введенный в науку А. Тенсли (1935) для обозначения устойчивого единства совокупностей различных видов организмов и окружающей их среды, связанных обменными процессами на основе питания и размножения.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач.

Не предусмотрено.



РАЗДЕЛ 6. ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ ПОСЛЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора

по учебной работе), утверждающего данное изменение





























РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВЕДУТ:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Осауленко В.Е., к.г.н., доцент каф. географии и экологии

2011-2012

ЕФКиБЖД

020801 Экология (Экологическая экспертиза)

Каталог: umu-umk -> ЕФКиБЖД
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд «Социальная геронтология»
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 25 (зфо), сд. Р. 4 (Офо, зфо), сд. Р. 2 (Офо) особенности психологии поведения человека
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия, физиология и патология органов зрения у детей»
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 13, Сд. Ф. 13 Генетика дс. 10 Генетика
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 04 Физиология физического воспитания и спорта
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. 2 «основы возрастной наркологии»
ЕФКиБЖД -> Мурманский государственный педагогический ун верситет


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница